• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Антинаркотическая профилактика учащихся через обучение литературы

Опубликовано Маркова Екатерина Владимировна вкл 30.05.2013 - 8:11
Автор: 
Уварова Вероника

 

Тезис к докладу  Антинаркотическая профилактика учащихся

через обучение литературы»

Работа ученицы 8 класса Покровской улусной  гимназии  Уваровой Вероники

Руководитель: Маркова Е.В., учитель биологии, психолог

 Покровской улусной гимназии

Актуальность: В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц-больных наркоманией и токсикоманией Наркотики вошли в арсенал молодёжной наркотической субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, ТV (видео), через совместное время провождения со сверстниками, употребляющими наркотики. 

Цель:

Демонстрировать губительные действия наркотиков и алкоголя через обучение литератур

Задачи:

  1. Изучить литературные  произведения 7 класса
  2. Сделать анализ литературных произведений с профилактической точки зрения.
  3. Подготовить вопросы для обсуждения по литературным произведениям

Гипотеза: Если на уроках ввести анализ литературных произведений с точки зрения  профилактики употребления ПАВ, то учащиеся  будут более  сознательно подходить к  ведению здорового образа жизни.

Под психоактивными веществами (ПАВ) понимаются средства, способные изменить психическое состояние человека и вызвать эйфорию. Таким образом, к ПАВ  относятся табак, алкоголь, наркотические и иные вещества, вызывающие указанные эффекты. В настоящее время часто меры ранней профилактики не дают достаточно должного эффекта, поскольку  слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная информация об  употреблении алкоголя и наркотиков. В противовес этому предлагается метод «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через предмет, когда информация «разнесена» по различным учебным дисциплинам и логично вкрапливается в содержании урока. По последним научным данным (Баушева И.Л. и др., 1998 год) учащиеся хотят получать информацию о здоровом образе жизни в первую очередь на школьных уроках.

Мы предлагаем    антиалкогольную и антинаркотическую профилактику учащихся  через обучение литературы.  Вначале мы изучили литературные произведения, которые проходят учащиеся 7 класса по учебному плану.  Из них выбрали произведения, где отмечается   употребление  психоактивных веществ.  Например,

Н. В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба»-7 класс.

В этой повести можно обращать внимание на  сцены пьяного разгула казаков.  Они не способны  принимать сознательные решения под влиянием алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и мир.   Во время похода употребление вина категорически запрещалось, виновных жестоко наказывали. Нарушение этого запрета приводило к тяжелым последствиям: в пьяном виде были персонажи повести-кабатчик, о котором автор говорит, что его появления вся округа стала разоряться из-за повального пьянства: «все валилось и дряхлело, все распивалось, и оставалась только бедность да лохмотья…»

Вопросы для обсуждения:

В чем причина пьянства казаков?

Каковы его последствия?

Н. С. Лесков Рассказ «Левша»-7 класс.

Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но  и его темные стороны.

Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с полшкипером-о том кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалось разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в простонародной больнице.

Вопросы:

Какие чувства у Вас вызывает рассказ?

Актуальна ли эта тема для нашего времени?

Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями?

Изучив литературные произведения по учебному плану  7 класса мы выбрали два произведения: «Тарас Бульба» и «Левша». И  подготовили вопросы для обсуждения учащихся по этим произведениям.  Мы считаем, что эти вопросы помогут проанализировать  учащимся ситуации, связанные с употреблением ПАВ с профилактической точки зрения.

В дальнейшем мы собираемся продолжить работу – анализировать литературные произведения других классов с профилактической точки зрения. И в конечном итоге, возможно, составить методический материал  учителю русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Покровская улусная многопрофильная гимназия

Антиалкогольная профилактика

учащихся через обучение литературы.

                

        Выполнила:   Семенова Настя ученица  11  класса Покровской гимназии

Руководитель:  Маркова Е. В.                                                                                  учитель экологии Покровской гимназии

Покровск, 2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. О вредных привычках…………………………………………………..5

Глава  2. Анализ литературных произведений………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………………11

Введение

                                     

Здоровый образ жизни в широком понимании – это, прежде всего, народная философия выживания и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности.

Вашему вниманию я предлагаю в обобщенном виде республиканскую доктрину здорового образа жизни, приспособленную к нашим условиям, к нашему менталитету и к тем большим задачам, которые нам предстоит решить при формировании нового облика Якутии.

  Анализ наркологической ситуации свидетельствует о системном характере проблем, связанных с распространением и злоупотреблением психоактивными веществами. По данным Министерства образования РФ, в группе несовершеннолетних и молодежи в возврате 12-22 лет около 22.6% человек (примерно 2.5 млн.) пробовали наркотик эпизодически 1 – 3 раза; 14, 3% человек (примерно 1,6 млн.) потребляют наркотик не чаще 1 раза в неделю и не реже 1 раза в две недели, т.е. входят в группу «риска» по формированию зависимости; 7,9% человек (примерно 0,9 млн.) требуют лечение в связи с развитием состояния зависимости. Психоактивные вещества (ПАВ) вошли в арсенал молодежной субкультуры, которая распространяется через совместный досуг со сверстниками, употребляющими наркотиками.

Здоровая живая природа – здоровый генофонд – здоровое общество – вот та неразрывная цепочка, обеспечивающая выживание и процветание народов республики.

Цель:

Демонстрировать губительные действия наркотиков и алкоголя через обучение литературы

Задачи:

  1. Изучить произведения литературы 7-8классов
  2. Сделать анализ литературных произведений с профилактической точки зрения.
  3. Подготовить вопросы для обсуждения по литературным произведениям

Гипотеза: Если на уроках ввести анализ литературных произведений с точки зрения  профилактики употребления ПАВ, то учащиеся  будут более  сознательно подходить к  ведению здорового образа жизни.

Глава I.  О вредных привычках

  1. Алкоголь

Водку производят в России с XVI века. За это время она успела стать национальной бедой. Почему же эта прозрачная жидкость так опасна?40% - столько содержится в водке этилового спирта. Он-то и приносит наибольший вред. Спирт обладает способностью быстро всасываться в слизистую оболочку желудка, и уже через 5-10 минут алкоголь поступает в кровь человека. Наша печень может за один час переработать только около 30 г алкоголя. Примерно такое же количество алкоголя содержится в бокале вина или пива. Любой коктейль сразу в несколько раз увеличивает дозу алкоголя, а значит и время опьянения, и связанную с этим опасность!

  1. Никотин

Никотин - самый известный из алкалоидов в составе табачного дыма. Одурманивающее действие табака было известно давно. Древнегреческий хронист Геродот (5 век до н. э.)Упоминал о привычке вавилонян и халдеев вдыхать и курить травы. О курильщиках сообщают китайские хроники времен Конфуция (550 год до н. э.). Изначально курение табака было привилегией жрецов, использовавших его в различных ритуалах и обрядах. Для Европы табак открыл Колумб, привезший его в числе своих многочисленных трофеев с американского континента. Очень скоро стало понятно, что это «открытие» Колумба таит огромную опасность для человека. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать, какой страшный вред несет курение. Сегодня перечеркнутая сигарета - обычный знак не только в самолете и метро.

1.3.Наркотики

Во всех странах мира закон регулирует распространение наркотических веществ в медицинских целях и строго контролирует все другие возможные пути проникновения их в жизнь общества. При этом под наркотиками понимают вещества растительного и химического происхождения, которые оказывают сложное биохимическое воздействие на организм человека

Наш организм – абсолютно самодостаточная система. Наркотик насильно вторгается в нее и включается в процессы обмена веществ, вызывая его сбой. При этом отравляющие вещества остаются в организме – даже после однократного приема наркотика – от 12 часов до 7 дней.

 

Глава II.  Анализ литературных произведений

с профилактической точки зрения

Под психоактивными веществами (ПАВ) понимаются средства, способные изменить психическое состояние человека и вызвать эйфорию (повышенное эмоциональное состояние), галлюцинации, психическую стимуляцию и другие феномены. Таким образом, к ПАВ можно отнести табак, алкоголь, наркотические и иные вещества, вызывающие указанные эффекты. В настоящее время достаточно часто меры ранней профилактики не дают должного эффекта, поскольку основываются на принципе «лобовой атаки», когда слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная информация о последствиях употребления алкоголя и наркотиков. В противовес этому предлагается метод «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через предмет, когда информация «разнесена» по различным учебным дисциплинам и логично вкрапливается в содержании урока. По последним научным данным (Баушева И.Л. и др., 1998 год) учащиеся хотят получать информацию о здоровом образе жизни в первую очередь на школьных уроках.

Мы предлагаем    антиалкогольную и антинаркотическую профилактику учащихся  через обучение литературы.  

Вначале мы изучили литературные произведения, которые проходят учащиеся 7-8 класса по учебному плану.  Из них отобрали произведения, связанные   с употреблением  психоактивных веществ.  На уроке можно проводить с учащимися анализ  этих произведений с точки зрения профилактики

Н. В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба»-7 класс.

В этой повести можно обращать внимание на  сцены пьяного разгула казаков.  Они не способны  принимать сознательные решения под влиянием алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и мир.   Во время похода употребление вина категорически запрещалось, виновных жестоко наказывали. Нарушение этого запрета приводило к тяжелым последствиям: в пьяном виде были персонажи повести - кабатчик, о котором автор говорит, что его появления вся округа стала разоряться из-за повального пьянства: «все валилось и дряхлело, все распивалось, и оставалась только бедность да лохмотья…»

Вопросы для обсуждения:

В чем причина пьянства казаков?

Каковы его последствия?

Н. С. Лесков Рассказ «Левша»-7 класс.

Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но  и его темные стороны.

Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с полшкипером -о том кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалось разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в простонародной больнице.

Комментарий психолога. При сравнении отношению к народному пьянству двух современников – Некрасова и Лескова, отчетливо просматривается различие оценок причин этого явления. Точка зрения Некрасова типична для революционных демократов: источником пьянства является социальное неблагополучие, неправильное устройство общества. Лесков обращает внимание в большей степени на индивидуально-психологические свойства пьющих: их оторванность от мира, житейскую неприспособленность, детскость поступков, крайность в проявлении чувств…

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства у Вас вызывает рассказ?

Актуальна ли эта тема для нашего времени?

Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями?

Заключение

Изучив литературные произведения по учебному плану 7 класса мы выбрали два произведения: « Тарас Бульба» и «Левша». И подготовили вопросы для обсуждения учащимся по этим произведениям. Мы считаем, что эти вопросы помогут проанализировать учащимся ситуации, связанные с употреблением ПАВ с профилактической точки зрения.

        В дальнейшем  эту работу можно продолжить   – анализировать произведения других классов с профилактической точки зрения. И в конечном итоге, возможно, составить методический материал учителю русской литературы.

 

Список использованной литературы:

  1. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних и молодежью. (Под научной редакцией заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Л.М Щипициной и доктор медицинских наук, профессор Л.С Шпилени / Москва 2003г. 445с.)
  2. М. Е. Николаев Наши приоритеты (хроника деятелей январь-июль 2006г.) Москва 2006, 347с.
  3. М. Е. Николаев-Президент. Часть 2 Я., Бичик, 2001, 398с.
  4. ДЭ – Скажи жизни «ДА», Москва №2-2007. 53с.
  5. Н. В. Гоголь « Тарас Бульба»-7 кл.
  6. Н. С. Лесков « Левша»-7 кл.


Поделиться:

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Рукавичка

Весёлая кукушка

Как я избавился от обидчивости

Домик зимней ночью