• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Молоко в жизни подрастающего поколения

Опубликовано Маслова Елена Васильевна вкл 21.07.2013 - 12:30
Маслова Елена Васильевна
Автор: 
Панова Ирина
Исследование данной работы лежит в области биологии и посвящено выявлению роли молока в жизни подрастающего поколения.

Актуальность темы заключается в том, что многие школьники не любят молоко и блюда из него.

Цель: определить значимость молочных продуктов в жизни подрастающего поколения

Объектом исследования является роль молока в жизни подрастающего поколения.
Предметом исследования является молоко.
Гипотеза исследования: зачем необходимо молоко?
Задачи исследования:

Теоретические

1) изучить литературные источники;

2) изучить состав молока;

3) определить значимость молока для подрастающего организма;

Практические

1) исследовать состав молока;

2) провести анкетирование с целью выявления значимости молока в жизни школьников;

3) проанализировать меню школьной столовой;

4) разработать рекомендации.

Базой исследования является классы МБОУ СОШ «Эврика-Развитие»
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. анализ литературы по изучаемой проблеме;

2. анкетирование учащихся;

3. анализ результатов анкетирования.

Аргументация, доказательства и факты, подтверждающие значение молока среди подростков. Среди опрошенных хоть и немного, но были респонденты, которым не нравится молоко и молочные блюда.

Основные выводы: В молоке содержится много полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника

Практическая значимость работы состоит в том, что созданы рекомендации для обучающихся.

Продуктом работы является рекомендации для взрослых и обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moloko_v_zhizni_podrostayushchego_pokoleniya.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону


Молоко в жизни подрастающего поколения

(исследовательская работа по биологии)

Панова Ирина Олеговна

ученица 9 класса

Руководитель

Маслова Елена Васильевна

учитель биологии и химии

г. Ростов-на-Дону

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение…………………………………………………………………………....3-4
  1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ ……………………………………………………………………..3
  2. ЗАДАЧИ РАБОТЫ ………………………………………………………………....4
  3. МЕТОДЫ РАБОТЫ …………………………………………………………….......4
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………5- 17
  1. ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА МОЛОКА …...........................………………………   5-12
  2. РАЗНООБРАЗИЕ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………….....................................................13-17
  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МОЛОКА ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ………………………………………………………..................  18- 20
  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...22 — 30
  2. РЕКОМЕНДАЦИИ ….....................................................................................................31
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ….........................................................................................................  32-33
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… …34

                                                    Введение

«Молоко- это изумительная пища, приготовленная самой природой».

                                      И.П.Павлов

Практически все продукты питания обладают полезными свойствами, хотя бы потому, что насыщает организм человека питательными веществами, которые преобразуются в необходимые элементы, позволяющие человеку двигаться и думать, то есть дают энергию для жизни, одним из таких продуктов является молоко.

Природа создала ценный продукт - молоко. Молоко является единственной пищей для новорождённого млекопитающего и человека в  первые недели их жизни, следовательно, оно должно содержать в себе всё, что необходимо для поддержания  жизни детёныша и для его роста. Действительно, в этот период развития детёныши получают с молоком почти все необходимые питательные вещества, особенно лактозу и казеин, которые образуются только в материнском молоке. Единственная пища, которую младенец может переваривать – молоко его матери. Ему легко глотать эту тёплую и чуть солоноватую жидкость, в которой он находит все необходимые вещества. Еще в молоке находятся микроэлементы и витамины, без которых ребенок не стал бы противостоять инфекциям.

В обществе всегда царило мнение, что молоко-источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нем говорят: «кровь с молоком!»  

Тема. Молоко в жизни подрастающего поколения.

Актуальность темы заключается в том, что многие школьники не любят молоко и блюда из него.

Проблема. Почему подрастающее поколение негативно относятся к молочным продуктам?

Цель: определить  значимость молочных продуктов  в жизни подрастающего поколения

Задачи:

Теоретические

1) изучить литературные источники;

2) изучить состав молока;

3) определить значимость молока для подрастающего организма;

Практические

1) исследовать состав молока;

 2) провести анкетирование с целью выявления значимости молока в жизни школьников;

3) проанализировать меню школьной столовой;

4) разработать рекомендации.

Методы исследования:

  1. исторический;
  2. практический;
  3. наблюдение;
  4. диагностический;
  5. анкетирование;
  6. анализ и синтез;
  7. обобщение.

 Ожидаемые результаты:

- определим место молочных продуктов в жизни подрастающего поколения;

- выясним причины негативного отношения учащимися  к молочным блюдам;

- разработаем рекомендации «Почему необходимо дружить с молоком»

                                                     

2. Основная часть

2.1. Изучение состава молока

Изучив литературу, мы увидели, что молоко играет важную роль на разных этапах в жизни человека.

Единственная пища, которую младенец может переваривать – молоко его матери. Ему легко глотать эту тёплую и чуть солоноватую жидкость, в которой он находит все необходимые вещества. Еще в молоке находятся микроэлементы и витамины, без которых ребенок не стал бы противостоять инфекциям. Все эти вещества попадают в молоко из организма человека и поэтому кормящая мама должна хорошо питаться. Хотя учёные создали множество смесей, ни одна смесь не может полностью заменить материнское молоко. Молоко-это особая жидкость, выделяемая молочной железой. Оно состоит из воды и находящихся в ней мелких капелек жира и др. питательных веществ. Коровье молоко содержит 87% воды, а также необходимую для человека ежедневную норму кальция, белка и витаминов А и В. Молоко содержит необходимые для организма детёныша соли. Чем быстрее детёныш растёт, тем больше солей в материнском молоке.

Когда человек начал пить молоко?

1)  Человек попробовав молоко начал изготавливать из него масло и сыр.

2)  Молоко существовало до нашей эры.

3)  В 1200г. татары готовили концентрированное и, возможно сухое молоко и употребляли его в пищу во время своих походов под предводительством Чингиз Хана.

  1. В 1856г. было произведено сгущенное  молоко. Оно широко употреблялось во время   Гражданской войны.

В разных странах употребляют разное молоко.

 Молоко-это жидкость, образующаяся в грудных железах самок млекопитающих для питания детёнышей после рождения. В зависимости от вида животного, которое даёт молоко, его качество очень различается. Но в нём всегда содержится жиры, углеводы и минеральные вещества. Козье молоко содержит в 2 раза больше жира, чем коровье, а оленье даже в 5 раз. Молоко разных животных различно количеством жира. Чем животное меньше, тем жира больше.

Состав молока у разных животных

                                                                 

Вид животного

Вода

Белки

Жиры

Лактоза

Корова

88,0

3,2

3,5

4,9

Коза

88,9

3,3

4,1

4,4

Овца

83,6

5,1

6,2

4,2

Буйволица

82,9

4,6

7,5

4,2

Самка яка

84,0

5,0

6,5

5,6

Кобылица

89,7

2,2

1,9

5,8

Верблюдица

86,5

4,0

3,0

5,7

Ослица

90,0

1,9

1,4

6,2

Самка зебу

86,2

3,0

4,8

5,3

Оленуха

67,7

10,9

17,1

2,8

Свинья

86,0

7,2

4,6

3,1

Слониха

67,8

3,1

.19,6

3,8

Самка дельфина

48,8

5,6

45,0

1,4

Самка кита

45,7

12,0

42,0

1,5

                     

 

При работе на данном этапе мы получили полезную информацию о составе молока. При изучении нами были выделены группы веществ входящие в его состав:

а) органические вещества;

б) неорганические вещества;

в) пластические вещества;

г) энергетические вещества;

д) минеральные соли;

е) витамины;

ж) ферменты молока;

з) гормоны молока.   

  Самой ценной составной частью молока является белок. Белки молока более полноценны, чем белки мяса и рыбы, и быстрее перевариваются. Белок необходим для образования новых  клеток. Белки молока состоят из трех компонентов: казеина (76 – 88%), альбумина (12 – 15 %) и глобулина (0,1 %), которые в сыром молоке находятся в растворенном состоянии. Глобулин обладает антибиотическими и иммунными свойствами и служит источником антител, защищающих наш организм от инфекции.

  Все белки молока относятся к группе полноценных, т.е. таких, которые содержат в своем составе все 20 аминокислот. В их числе  8 незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей. Отсутствие хотя бы одной из них влечет за собой нарушение обмена веществ. Среди незаменимых аминокислот особенно важны три: метионин, лизин и триптофан.

Метионин регулирует жировой обмен и предотвращает ожирение печени. Лизин тесно связан с кроветворением. Недостаток его в пище приводит к тому, что нарушается кровообразование, уменьшается число красных кровяных телец - эритроцитов, уменьшается количество гемоглобина. При недостатке в пище лизина нарушается обмен азота, отмечается  истощение мышц, нарушается кальцификация костей и возникает ряд изменений в печени и легких. Триптофан необходим для синтеза некоторых важных соединений (никотиновая  кислота, серотонин). Нарушения его обмена могут приводить к слабоумию. Кроме того, нарушения обмена триптофана могут, служит показателем таких заболеваний, как туберкулез, рак, диабет.

фВ состав минеральных веществ молока входят очень многие элементы периодической системы Менделеева. В нем содержатся соли кальция, калия, натрия, магния, железа, лимонной, фосфорной, соляной и других кислот. Они находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни одно пищевое вещество не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко.  

В молоке  содержатся в незначительных количествах микроэлементы: кобальт, медь, цинк, марганец, фтор, бром, йод, мышьяк, кремний, бор, ванадий и др.    

Микроэлементы необходимы для восстановления  крови, лимфы, желудочного и кишечного сока, пота, слюны, слез и т.д. Без их участия была бы невозможна деятельность таких важных желез внутренней секреции, как щитовидная, половые и др. Недостаток в пище микроэлементов может привести к тяжелым расстройствам  здоровья. Установлено, например, что медь необходима для образования гемоглобина, кобальт входит в состав витамина В12, цинк принимает участие в процессах размножения, марганец - в окислительно-восстановительных процессах и образовании витаминов С, В и D. Недостаток лития в организме ведет к психическим  заболеваниям, фтор предупреждает кариес зубов. Отсутствие ванадия замедляет рост. Недостаток в пище йода вызывает тяжелое заболевание щитовидной железы. Минеральные соли поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме. Содержание минеральных солей в молоко сравнительно постоянно, т.к. при недостатке их в пище они переходят в молоко из костной ткани.

  Лактоза, или молочный сахар, - единственный углевод, находящийся в молоке и составляющий 4, 6 – 5, 2 %, расщепляется под действием фермента лактаза на глюкозу и галактозу.  Лактоза менее сладка, чем сахароза, и хуже растворяется в воде. Лактоза является стимулятором нервной системы и профилактическим средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Нарушение синтеза лактазы является  причиной врожденной непереносимости молока  у новорожденных. У некоторых взрослых людей активность лактозы  может снизиться, и тогда молочные продукты также будут плохо переноситься. Причиной этого является заболевание пищеварительного тракта или длительное  воздержание от употребления молока. Усвояемость лактозы – 98 %. Лактоза входит в состав особых веществ – коферментов, которые участвуют в синтезе нашим организмом белков, жиров, витаминов, ферментов и играет большую роль в нормальной деятельности сердца, печени, почек, а также в обменных процессах. Для кисломолочных бактерий лактоза является основным источником питания, что приводит к так называемому молочнокислому брожению, в результате чего получают множество кисломолочных продуктов.

Молочный жир - богатый источник энергии для организма. Жир легко усваивается. Он находится в молоке в виде мельчайших жировых шариков. Молочный жир – биологически самый полноценный: в его состав входят все известные в настоящее время жирные кислоты, в том числе  и незаменимые, которые не синтезируются организмом, а должны поступать с пищей. Молочный жир богат витаминами A,D,E, и K которые почти отсутствуют в других животных жирах. Он характеризуется рядом особенностей, выгодно отличающих его от прочих жиров: имеет низкую температуру плавления 27 – 35 С. Так как эта температура ниже температуры человеческого тела, жир переходит в кишечник человека в жидком состоянии и легче усваивается.  Лучшему усвоению жира способствует также и то, что в молоке он находится в виде мельчайших жировых шариков диаметром примерно 2 – 3 микрона. Очень важно присутствие в жире молока полиненасыщенных жирных кислот, предупреждающих развитие атеросклероза: арахидоновой, линолевой и линоленовой. В большом количестве содержатся в молоке и другие противо – склеротические вещества – фосфатиды, оказывающие влияние на интенсивность всасывания жиров. Содержащийся в фосфастидах фосфор необходим для нашей нервной системы. В жире молока  содержатся также стерины, среди которых особенно важен эргостерин, образующий вит. В.

В молочном жире растворены – витамины А, О, Е, К. 

Витамины - низкомолекулярные органические соединения, выполняющие в организме важнейшие биохимические функции, незаменимые вещества пищи. Впервые они были открыты русским врачом Н.И. Луниным в 1882г. Он провел простой, но очень доказательный опыт. Были отобраны две группы мышей, из которых одна получала искусственную смесь по содержанию жира, белка, молочного сахара и минеральных солей соответствующую молоку, а другая -  натуральное цельное молоко. Мыши первой  группы через некоторое время  погибли, а второй - остались живыми. Из этого Н.И. Лунин  сделал вывод, что в натуральном молоке кроме основных его компонентов содержатся другие вещества, которые совершенно необходимы для жизни. В 1912г. польский ученый К. Функ предложил для них название «витамины».

Витамины принимают участие во всех жизненно важных процессах, происходящих в организме. Недостаточное снабжение организма  витаминами вызывает различные заболевания, снижает его сопротивляемость болезням  и общий жизненный тонус. 

Витамины требуются  организму  в небольших количествах. В настоящее время известно свыше 30 витаминов, которые содержатся в молоке: А, В (В1, В2,  В6, В12), Е, К, С, РР, Н.

Витамин А (ретинол) и каротин (привитамин А)  растворены в жире молока, поэтому они отсутствуют в обезжиренном молоке.  В летнем и осеннем молоке вит. А содержится в 2 – 5 раз больше, чем в зимнем и весеннем.

Витамина С (аскорбиновая кислота) в зимнем молоке меньше, чем в летнем. В молоке

вечерних удоев  на 15 – 20 % больше, чем  в  утренних. Но витамин С наименее устойчив, он легко окисляется кислородом воздуха  и теряет свои свойства. Чтобы дольше сохранить его, необходимо молоко после дойки немедленно охладить и в дальнейшем хранить его, не взбалтывая, при низкой температуре, избегая попадания света на молоко.

Ферменты молока – это белковые вещества, ускоряющие протекание  биохимических реакций в организме. Действие ферментов узкоспецифично, т. е. каждый фермент влияет только на определённое вещество, а проявляют они своё действие при содержании в чрезвычайно незначительных количествах.

Вот некоторые из ферментов:

  1.  липаза - расщепляет жиры;
  2. фосфатаза – участвует в кроветворении, костеобразовании, двигательной функции мышц, в том числе и сердечной, регулирует обмен веществ;
  3. каталаза – защищает организм от ядовитого воздействия некоторых веществ, образующихся в процессе обмена;
  4. пероксидаза – стимулирует очень важные для нашего организма реакции  окисления.

Гормоны выделяются железами внутренней секреции. Они оказывают регулирующее влияние на обменные процессы.

В молоке обнаружены гормоны:

  1. адреналин
  2. инсулин;
  3. тироксин;
  4. пролактин;
  5. окситоцин и др.

В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника – антибиотические тела, иммунные тела, опсонины, лизоцимы, лактенин и др.

Так же нами было выявлены разнообразие молочных продуктов:

  1. Творог
  2. Сыр
  3. Сметана
  4. Сливки
  5. Простокваша
  6. Мороженое 
  7. Сливочное масло
  8. Кефир
  9. Варенец
  10. Ряженка
  11. Бифидок
  12.  Йогурт
  13. Ацидофильные продукты
  14. Белковое молоко
  15. Топлёное молоко
  16. Стерилизованное молоко
  17. Витаминизированное молоко

2.2. Разнообразие молочных продуктов и их значение

  1. Творог. По свидетельству римского писателя и ученого Марка Теренция Варрона, этот продукт готовили еще в Древнем Риме. Заквашивали молоко сгустком, который извлекали из желудка телят, козлят или ягнят, питавшихся только материнским молоком. Употребляли его в пищу соленым и несоленым, а иногда смешивали с молоком, вином или медом. Творог - продукт универсального применения.
  2. Наша промышленность вырабатывает творог обезжиренный, столовый, крестьянский, полужирный и жирный, а также содержащий плодово-ягодные наполнители. В высокожирных творожных изделий содержится  20-26% жира. К ним соотносятся масса творожная сладкая особая, сырки творожные сладкие особые. Близки к этой группе изделий творожные торты.
  3. Непосредственно в пищу можно употреблять только свежий творог, т.к. будучи белково-жировым концентратом, он является благоприятной средой для развития микроорганизмов, поэтому быстро портится. Осторожно нужно обращаться с творогом, выработанным из сухого молока. В нем могут содержаться нежелательные, иногда даже вредные для здоровья микроорганизмы.
  4. Для ликвидации сезонности в снабжении населения творогом часть этого продукта, выработанного в летнее время, закладывают в деревянные кадки или картонные коробки с прокладкой из полиэтиленовой пленки, замораживают при температуре минус 35 °С и хранят при минус 18 °С. В таком состоянии творог можно хранить до 6 месяцев. Размораживать его нужно постепенно при низких положительных температурах.
  5. Сыр - диетический продукт, высокопитательный, вкусный, легкоперевариваемый. Самое высокое его потребление отмечается во Франции: каждый француз за год потребляет в среднем 14,7 кг сыра. На втором месте находятся голландцы, потребляющие по 12 кг, а на третьем - шведы, съедающие по 11 кг сыра в год.
  6. Сыр - концентрат молока. Белки, жиры, минеральные соли находятся в сыре почти в тех же пропорциях, что и в молоке. По вкусу сыры бывают острыми, нежными, ароматными, солеными и сладкими.
  7. Сметана - это кисломолочный продукт, вырабатываемый в промышленных условиях из пастеризованных сливок путем сквашивания их закваской, приготовленной на чистых культурах молочнокислых и ароматобразующих бактерий. На предприятиях молочной промышленности в настоящее время вырабатывают сметану диетическую с жирностью 10% и столовую с жирностью 20 и 25%. Кроме того, существуют технологии изготовления обыкновенной сметаны 30 и 36%-ной жирности и любительской - 40%-ной жирности. Сметана заметно улучшает вкус щей, борщей, соусов, приправ. Хороша она и сама по себе.

Это русский национальный продукт. Долгие годы его умели готовить только в нашей стране. После второй мировой войны производством сметаны стали заниматься и в других странах, но в ограниченном количестве - только для салатов. В США и Аргентине, например, сметану иногда называют русскими сливками.

  1. Сливки. Само название «сливки» говорит о том, что это слой, слитый с поверхности молока. На городских молочных заводах кроме обычных столовых сливок вырабатывают также сливки с сахаром и сливочные напитки с шоколадом, кофе, миндалем и т.д. Кроме того, сливки получают для дальнейшей переработки в сметану, масло, а также для нормализации по жиру различных молочных продуктов. Сливки применяют и в других отраслях пищевой промышленности: кондитерской, маргариновой, хлебопекарной, а также на предприятиях общественного питания.

Сливки легко усваиваются организмом, не вызывая тяжести в желудке, поэтому их применяют в питании тяжелобольных и раненых. При их избыточном потреблении возможно расстройство кишечника. Вследствие большого содержания в сливках холестерина их не рекомендуют при атеросклерозе, ожирении, заболеваниях печени.

  1. Простокваша. Различают следующие виды простокваши: обыкновенную, минскую, украинскую (ряженка), варенец, ацидофильную, южную (мацун), йогурт (болгарская). Простокваша - имеет невысокую кислотность, что позволяет отнести ее к продуктам детского и лечебного питания. Она может быть жирной и обезжиренной.

Мечниковская простокваша отличается от простокваши обыкновенной тем, что для ее сквашивания кроме молочнокислого стрептококка используют еще и болгарскую палочку, которая создает выраженный острый вкус и нежную, но плотную консистенцию готового продукта

Ряженка имеет кремовый цвет и своеобразный вкус.

  1. Йогурт быстро утоляет чувство голода, уменьшает жажду. Как и большинство кисломолочных продуктов, он полезен людям всех возрастов, особенно пожилым, беременным женщинам и кормящим матерям. Повышенное содержание белка и жира позволяет рекомендовать йогурт людям, выздоравливающим после тяжелых заболеваний. Ежедневное употребление йогурта способствует быстрому восстановлению сил, покрывает потребность организма в жизненно важных веществах.     Финская простокваша подобна обыкновенной, имеет приятный освежающий вкус, обладает большой плотностью. Эта простокваша обладает высокой питательностью. Ее лечебные качества аналогичны йогурту и другим кисломолочным продуктам.
  2. Мороженое. Первое мороженое было изготовлено в глубокой древности. Итальянский путешественник Марко Поло (1254-1323) привез из Китая много рецептов его изготовления. В то время технология изготовления мороженого содержалась в глубокой тайне. Мороженое стало одним из изысканнейших блюд королей и их придворных. Дворцовых кулинаров под присягой заставляли хранить секрет его приготовления. Разглашение тайны грозило смертной казнью. В России первые упоминания об этом продукте относятся к концу XVIII века. Сейчас трудно найти человека, который не любил бы мороженое, этот замечательный молочный продукт, отличающийся особо приятным вкусом. Оно прочно вошло в наш быт. У нас едят его в любое время года. По богатству ассортимента оно занимает одно из первых мест среди других продуктов. Мороженое  -  это продукт, состоящий из замороженной смеси натурального молока, сливок, сгущенного или сухого молока, свекловичного сахара, различных вкусовых и ароматических веществ (какао, миндаль, изюм, ванилин, орехи и т.д.), стабилизаторов (агарагар, желатин и др.) и воздуха. Мороженое по своему химическому составу делят на три вида: молочное, сливочное и |пломбир. Изготовляют также фруктово-ягодное мороженое (малиновое, клубничное, вишневое, абрикосовое и др.). Этот вид мороженого готовят только из плодов и ягод или из  натуральных плодово-ягодных соков и пюре, плодов и ягод.

Мороженое - высококалорийный продукт. Оно полезно больным, перенесшим тяжелые  операции (в частности, в полости живота), которым нельзя употреблять твердую пищу, а так же при язвенной болезни с кровотечениями,  туберкулезе, истощении, малокровии. Мороженое противопоказано при диабете, болезнях печени, ожирении, атеросклерозе (допустимо только фруктовое), гастритах и колитах.

  1. Сливочное масло издавна имеет славу лучшего пищевого жира. Промышленность вырабатывала ограниченный ассортимент масел: сладко-сливочное, кисло-сливочное, вологодское и сливочное с добавками. Диетологи в последние годы настойчиво рекомендуют, потребление низкокалорийных молочных продуктов, поэтому в мировой практике сложилась тенденция к увеличению выпуска масел, обогащенных белком.        
  2. Кефир производится с помощью кефирных грибков, представляющих собой симбиоз  (совместное существование организмов) многих микробов (молочнокислые стрептококки,  молочнокислые палочки, уксуснокислые бактерии, ароматобразующие бактерии и дрожжи). По кислотности, накоплению углекислоты  и спирта, а также по степени набухания белков кефир подразделяется на слабый (односуточный), средний (двухсуточный) и крепкий  (трехсуточный). Они оказывают на организм  человека различное физиологическое действие. Слабый кефир обладает ослабляющим  действием, а крепкий, наоборот, закрепляющим. Кефир обладает всеми полезными свойствами кисломолочных напитков. Он полезен  страдающим болезнями печени, поджелудочной железы, атеросклерозом и ожирением.
  3. Ацидофильные продукты получают с помощью, как ацидофильной палочки, так и        заквасок, в состав которых кроме ацидофильной палочки входят молочнокислые стрептококки, кефирные грибки, молочные дрожжи. В настоящее время молокоперерабатывающими предприятиями освоено производство следующих ацидофильных продуктов: ацидофильное молоко, ацидофильно-дрожжевое молоко, ацидофильная простокваша и ацидофильная паста. Ацидофильные продукты, несмотря на их повышенную ценность, вырабатываются еще в недостаточном количестве. За рубежом ацидофильную палочку в виде сухого препарата назначают лицам, лечившимся антибиотиками. Этот препарат задерживает развитие некоторых болезнетворных микробов и оказывает стимулирующее действие на рост детей.

2.3. Определение значимости молока для подрастающего организма

Молоко рекомендуется пить ежедневно, особенно детям дошкольного возраста, школьникам и подросткам. Молоко и молочные продукты хорошо сбалансированы и легко усваиваются организмом. Молоко богато полноценным высококачественным белком.

Самой ценной составной частью молока является

     

Основная функция белка строительная и поэтому это одна из причин употребления  молока в пищу подрастающим поколением.  

В составе белков молока -  все 20 аминокислот, в их числе  8 незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей. Установлено, что 1 литр молока удовлетворяет почти половину суточной потребности даже взрослого человека в незаменимых аминокислотах.                                                                                               

Минеральные вещества  находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни один пищевой продукт не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко.  Отсюда следует, что это необходимо для подрастающего организма.

Микроэлементы:           

  1. необходимы для восстановления  крови, лимфы, желудочного и кишечного сока, пота, слюны, слез и т.д;
  2. без их участия была бы невозможна деятельность таких важных желез внутренней секреции, как щитовидная, половые и др;
  3. недостаток в пище микроэлементов может привести к тяжелым расстройствам  здоровья;
  4. минеральные соли поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме.

Содержание минеральных солей в молоке сравнительно постоянно, т.к. при недостатке их в пище они переходят в молоко из костной ткани животного.

Ценность минерального состава молока – сбалансированность элементов, обеспечивающая нормальное развитие костной и других систем, особенно важно для подрастающего организма.

Лактоза входит в состав особых веществ – коферментов, которые участвуют в синтезе нашим организмом белков, жиров, витаминов, ферментов и играет большую роль в нормальной деятельности сердца, печени, почек, а также в обменных процессах. Так же лактоза является существенным источником энергии. Эти особенности  очень важны для подростка.

 Усвояемость лактозы составляет 98 %, это способствует быстрому  процессу образования энергии, что играет положительную роль для  роста организма и его  умственную деятельность.

Молочный жир  -

- это, прежде всего богатый источник энергии для организма, а так же:  

  1. легко усваивается;
  2. в  состав входят все известные жирные кислоты, в том числе  и незаменимые - арахидоновой, линолевой и  линоленовой, т. е. не образуемые организмом;
  3. жир богат витаминами A,D,E, и K; 
  4. низкая температура плавления 27 – 35 позволяет жиру  переходить в кишечник человека в жидкое  состояние и легче усваиваться;
  5. жирные полиненасыщенные  кислоты предупреждают  развитие атеросклероза;
  6. противосклеротические вещества – фосфатиды, оказывающие влияние на интенсивность всасывания жиров;
  7. содержащийся в фосфастидах фосфор необходим для нашей нервной системы;
  8. в стеринах содержится эргостерин, образующий вит. В;
  9. в молочном жире растворены – витамины А, О, Е, К. 

Молочный жир биологически самый полноценный и содержит в себе все известные жирные кислоты. Низкомолекулярные жирные кислоты редко встречаются в других пищевых жирах. Для растущего организма играют важную роль витамины, среди которых могут растворяться только в молочных жирах.

Регуляторные вещества необходимы для  регулирования физиологических процессов в организме.                 

Молоко – это один из продуктов, содержащий все известные витамины. Все витамины важны для жизнедеятельности подрастающего организма: снижают утомление, предотвращают раздражительность и расстройство нервной системы, способствуют росту и развитию.

В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника – антибиотические тела, иммунные тела, опсонины, лизоцимы, лактенин и др.

3. Исследовательская часть

Методика проведения химических экспериментов  

(В.И. Астафуров «Основы химического анализа», М.М Гостев «Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке»)

Для определения  физико-химических свойств школьного  молока мы провели следующие химические эксперименты:

3.1. Определение органолептических свойств молока

1.Определение внешнего вида молока.

Оборудование: стеклянный цилиндр 100-250мл. или химический стакан.

Ход работы:.

  1. Налейте в химический стакан молоко до середины объёма.
  2. Внимательно рассмотрите молоко на наличие загрязнений, примесей и отметьте однородность.
  3. Дайте молоку отстояться в течении 3-5 минут и отметьте наличие осадка.

2.Определение консистенции молока.

Оборудование: большая пробирка с пробкой.

Ход работы:

  1. Налейте в пробирку молока до середины объёма.
  2. Закройте пробирку и слегка встряхните её, чтобы намокли стенки.
  3. Дайте молоку стечь в течение 1-2 минут оцените результат.

  3.Определение вкуса молока.

 Оборудование: стеклянный стакан.

 Реактивы: вода питьевая.

 Ход работы:

  1. Налейте в стакан 10-20 мл молока.
  2. Возьмите глоток молока в рот, старайтесь распределить его по всей поверхности ротовой полости и держите его некоторое время. Определите вкус.
  3. После каждой пробы молока следует прополоскать рот водой и между отдельными определениями делать небольшие перерывы.

 4.Определение цвета молока.

 Оборудование: мерный цилиндр на 100-250 мл, белый лист бумаги.

 Ход работы:

  1. Налейте в цилиндр 50-60 мл молока.
  2. Поднесите к цилиндру белый лист бумаги и сравните цвет.

   5.Определение запаха молока.

 Оборудование: пробирка с пробкой.

 Ход работы:

  1. Налейте в пробирку молока чуть больше половины её объёма, закройте пробкой или предметным стеклом.
  2. Энергично взболтайте.
  3. Откройте пробирку, понюхайте. Запах определяется многократными короткими вдыханиями.

Мы выяснили, что молоко имеет однородную консистенцию, сладковатый вкус, не имеет посторонних запахов.

 

проведенные опыты

определение

наличия

белка

определение

наличия

углеводов

Определение

наличия жира в молоке

определение минеральных веществ

добавили уксусную кислоту

молоко свернулось, образуя творожные хлопья

В пробирку с 1 мл молока добавить 1 мл 10 % гидроксида натрия

появилась фиолетовая окраска

Добавить 1 мл 10 % раствора гидроксида натрия.

Добавить каплями 5 % раствора медного

купороса.

образуется синий осадок.

нагреваем  содержимое пробирки

осадок оранжевого цвета (наличие лактозы)

рассмотреть микропрепарат  молока при большом и малом увеличении

в прозрачной жидкости плавают  белые шарики

Налить немного молока в фарфоровую чашку для выпаривания.

появляется запах, сгорание органических веществ, на дне чашки  остается зола – (наличие

минеральных солей)

3.2. Анкетирование «Молоко в моей жизни»

                                                                   

  1. Ф.И.О.?

  1. Как вы относитесь к молоку?
  2. Какие продукты вы любите:

а)  питьевое молоко;

б)  топлёное молоко;        

в)  творог;

г)  сыр;

д)  сметана;

ж)  простокваша (ряженка);

з)  йогурт;

и)  мороженое;

к)  кефир;

л)  сливочное масло.

5.  Любите ли вы молочные блюда?

6. Менялось ли ваше отношение к молоку в течение жизни? Как?

7.  Считаете ли вы молоко цельным продуктом?            

3.3. Анализ анкетирования по  анкете     «Молоко в моей жизни»

Вопросы анкеты

Ответы

количество опрашиваемых

50

  1.  Как Вы относитесь к молоку?

- не люблю

- люблю


12

38

2. Какие молочные продукты Вы любите?

-питьевое молоко

- топленое молоко

- творог

- сыр

- сметана

- молочнокислые (ряженка, варенец)

- йогурт

- мороженое

- сливочное масло


30

12

17

33

9

6

30

37

15

3. Любите ли Вы молочные блюда?

  1. нет
  2. да


25

25

4. Менялось ли Ваше отношение к молоку в течение жизни?

- да

- нет

Как?

-любил – не люблю

не любил - люблю



6

44


1

5

5. Считаете ли Вы молоко ценным продуктом?

- нет

- да


            20

30

                                                                                                                 

В результате анкетирования выявлено, что 76%  опрошенных обучающихся любят молоко, 24 % молоко не любят.

             

Среди молочных продуктов наибольшее количество предпочтений отдано таким продуктам как мороженое, сыр и молоко. Наименьшее количество предпочтений  топленому молоку и сметане.                                

                                                                                        

На вопрос любите ли вы молочные блюда  мнения распределились равномерно. (50 % обучающихся ответили «да», 50 % ответили «нет»)

На вопрос менялось ли ваше отношение к молоку: « нет»  ответили 44 обучающихся (88%), «да» - 6 обучающихся (12%).

Ценным продуктом питания молоко считают 60% обучающихся, не считают ценным продуктом питания – 40%.

3.4. Анализ меню школьной столовой

Исследовав меню школьной столовой, мы выяснили, что в состав меню входят молочные продукты, так как  молоко и блюда из него необходимы для подрастающего поколения.

Дни недели

                                 Меню

Понедельник

завтрак: рыба жареная, картофельное пюре, масло сливочное, чай с сахаром, батон нарезной

обед: суп с макаронами, каша пшеничная, цыплята жареные, сок «Долька», хлеб Бородинский

полдник: запеканка со сметаной, чай с сахаром, яблоко

Вторник

завтрак: макароны с сыром, чай, сырок глазированный, хлеб с маслом

обед: суп, пюре, отбивная, помидор, кисель

полдник: сырники, сок яблочный, мандарин

Среда

завтрак: чай, йогурт, хлеб с маслом, гречневая каша

обед: суп с грибами, плов с мясом, сок апельсиновый

полдник: банан, сосиски в тесте, ряженка

Четверг

завтрак: макароны, хлеб с маслом, чай

обед: бульон, котлета мясная, пюре, соленый помидор, чай

полдник: булочка с повидлом, йогурт, сок

Пятница

завтрак: каша манная, чай, сырок глазированный

обед: суп с лапшой, сосиска с гречневой кашей, сок

полдник: хачапури, банан, сок

Также мы исследовали,  как учащиеся потребляют   молочные блюда?

Нами было, увидено, что большая часть учащихся  или не приступают к пище, или не доедают её.

                                           

 Почему многие люди не любят молоко и молочные блюда?

Физиологическая причина

1. Несмотря на высокую полноценность молока, не все люди хорошо переносят его. Примерно у 3 – 5 человек из 100 оно вызывает тяжесть в желудке, кислую отрыжку, расстройство деятельности кишечника. Эта непереносимость молока  может быть объяснена отсутствием или недостаточной активностью фермента лактазы. Лактоза расщепляется под действием фермента лактаза на глюкозу и галактозу. Нарушение синтеза лактазы является  причиной врожденной непереносимости молока  у новорожденных. У некоторых взрослых людей активность лактазы  может снизиться, и тогда молочные продукты также будут плохо переноситься. Причиной этого является заболевание пищеварительного тракта или длительное  воздержание от употребления молока.

  1. Другая вероятная причина  - повышенная чувствительность к молочным белкам.

      Психологическая причина

  1. Если при разовом употреблением молока, оно оказалось недоброкачественным, имеющий посторонний запах и вкус, что могло и повлиять на дальнейшее отношение к нему.
  2. Если в детстве родители постоянно и настойчиво принуждали к употреблению молока /молочных блюд/, у ребёнка могло выработаться негативное отношение к нему.  
  3. Парное молоко имеет иной вкус, чем охлаждённое.

                                                 

4. Рекомендации

                        (тем, кто не любит молоко, но считающим его важным продуктом)

  1. Привыкайте к нему постепенно, начиная с 2 – 3 чайных ложек в стакане чая
  2.  После чая следует поесть каши с молоком (50 г)
  3. В последующие дни количество молока в каше увеличить до 100 г.
  4. Далее увеличивать до 150 г.  
  5. Одновременно полезно употреблять ацидофилин, творог или сыр  

Необходимо знать всем

  1. Не рекомендуется использовать молоко в сочетании с продуктами, вызывающим вздутие кишечника  - капуста, горох, овощи, зелень, минеральные воды.      
  2. Не рекомендуется использовать молоко после солёной и копченой рыбы, жирной мясной пищи и колбас.

5. Заключение

Исследовав меню школьной столовой, мы убедились в том, что настойчивость взрослых  верна. Этим они нам  объясняют, что молоко важно  для подрастающего поколения.

Практическая часть нашего исследования показала, что  почти все эти вещества находятся в молоке:

  1. Белки выполняют  много функций и основная – строительная.  Поэтому это одна из причин употребления  молока в пищу подрастающим поколением;
  2. Белки состоят из аминокислот, среди которых есть незаменимые и могут поступать в организм только с молоком. Аминокислоты участвуют во многих обменных процессах и предотвращают  возможные нарушения в организме.  Всё это  можно предотвратить, если подрастающие поколение будет в пищу употреблять молоко или молочные продукты. Установлено, что 1 литр молока удовлетворяет почти половину суточной потребности даже взрослого человека в незаменимых аминокислотах.  
  3. Минеральные вещества  находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни один пищевой продукт не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко.  Отсюда следует, что это необходимо для подрастающего организма. Ценность минерального состава молока – сбалансированность элементов, обеспечивающая нормальное развитие костной и других систем, особенно важно для подрастающего организма.
  4. Усвояемость лактозы (углевод) составляет 98 %, это способствует быстрому  процессу образования энергии, что играет положительную роль для  роста организма и его  умственную деятельность.
  5. Молочный жир биологически самый полноценный и содержит в себе все известные жирные кислоты. Низкомолекулярные жирные кислоты редко встречаются в других пищевых жирах. Для растущего организма играют важную роль витамины, среди которых могут растворяться только в молочных жирах.
  6. Молоко – это один из продуктов, содержащий все известные витамины. Все витамины важны для жизнедеятельности подрастающего организма: снижают утомление, предотвращают раздражительность и расстройство нервной системы, способствуют росту и развитию.

В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника – антибиотические тела, иммунные тела, опсонины, лизоцимы, лактенин и др.

      У детей, которые пьют  много молока и регулярно бывают на солнце,      нарушения работы околощитовидных желёз случается очень редко.

Молоко является единственной пищей для новорождённого млекопитающего и человека в первые недели их жизни, ведь оно содержит  в себе всё, что необходимо для поддержания  жизни детёныша и для его роста. Молоко очень важно употреблять школьникам, ведь их растущий организм требует много веществ для физического и умственного развития.

Ведь действительно  молоко является изумительной пищей, приготовленной самой природой.

6. Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. /Под ред. А. М. Прохорова. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1974.

2. Кугенев П. В. Молоко и молочные продукты. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Россельхозиздат, 1985.

3. Лавренова Г. В. Лечение молоком. – СПБ, 1999.

4. Полная медицинская энциклопедия для всей семьи/В. Г. Лифляндский (Общая редакция),В. В. Закревский и др. - СПБ.: Сова; М.: Изд –во ЭКСМО – Пресс, 2002.

5. Шалаева Г. Ш. Почему младенец может питаться только молоком матери? /книга « Всё обо всём» -1999г.

6. Яковенко Т. В. Молоко / Прилож. к «1 сентября» журнал «Биология в школе». - № 10, 2002

             

                                             

                                                                                                                           

        

                                                                                                                              

белок

казеин

(76-88 %)

казеин

(76-88 %)

казеин

(76-88 %)


Поделиться:

Тигрёнок на подсолнухе

Заповеди детства и юности

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Что такое музыка?

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое