• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Где живет конь с розовой гривой?

Опубликовано Калашникова Ольга Геннадьевна вкл 30.07.2013 - 15:17
Калашникова Ольга Геннадьевна
Автор: 
Ватолина Алена. 7 класс

Исследовательская работа по рассказу В.П, Астафьева "Конь с розовой гривой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vatolina_alena.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Где живет конь с розовой гривой?

Ватолина Алена Владимировна

           ученица 7а класса

Руководитель работы:

Калашникова Ольга Геннадьевна,

 преподаватель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 78

г.Барнаула  Алтайского края

2013 г.


Содержание

 1. Введение

2. История русского пряника. Сибирский розовый пряник

3.  Почему пряник «конем»? Мифология образа коня в культуре.

3. . Вывод

4.. Список источников информации

                                                               

                                                           

Цель:

выяснить, какой пряник привезла бабушка герою рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», почему он «конем с розовой гривой»?

Задачи:

-изучить историю русского пряника;

-познакомиться с  мифологией  образа коня в русской  культуре;

-понять, почему конь с розовой гривой.

Гипотеза: конь имеет розовую гриву, потому что это мечта главного героя.

                          История русского пряника. Сибирский розовый пряник

История пряничного дела уходит вглубь веков. По происхождению пряник почти также стар, как и хлеб. В IX веке на Руси пряник был известен под названием медовый хлеб. Первые пряники представляли собой смесь ржаной ситной муки, меда и ягодного сока. В Толковом словаре Даля написано: «Пряник – лакомство хлебное на меду, на потоке с разными пряностями». Действительно, со временем рецепты изменились, в тесто стали добавлять пахучие травы, коренья, специи.
К XVIII – XIX в.в. производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Харькове, Рязани, Калуге, Твери, Вязьме, Туле, Новгороде. Пряники были народным промыслом, традиционным кондитерским изделием.  В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками.

 Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их пекли для свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствующие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей пряник оставался невредимым, упав на землю.
На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли читать.

 К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, нередко и цветной краситель, чтобы получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине.

У В.П.Астафьева читаем: «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»   Действие рассказа В.П. Астафьева разворачивается в Сибири, и становится понятным, почему у пряничного коня розовая грива, глаза и копытца — в тесто добавлен розовый краситель!
   По способу приготовления пряники делятся на четыре вида: печатные, вырезные, лепные и комбинированные.

Печатный – самый известный. Изготавливался с помощью пряничной доски. На досках из твердой породы дерева вырезали различные фигуры и узоры, которые потом отпечатывались на пряничном тесте. Печатные пряники были очень дорогими, поэтому долго считались царской пищей: «… Наливают ей заморские вина. Заедает она пряником печатным…» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
 
Вырезной пряник, как считают историки, пекут с 1850 года. Их вырезали из темного медового теста с помощью металлической формы, а затем украшали сахаром.
 
Лепные пряники известны с древних времен. Распространены в первую очередь были в северных районах России. Из теста, в состав которого кроме ржаной муки, соли и воды зачастую ничего не входило, лепились звери и птицы, которые назывались одним словом – «Козули».

                                                             

Сам процесс изготовления был очень прост. Лепили фигурки из теста, которые выносили в сени, а утром 7 января замороженные фигурки опускали на 5-10 минут в кипяток. Потом присыпали мукой ножки у козули и отправляли в печь допекаться. Такие пряники выставляли в окнах, прикрепляли к воротам скотного двора и одаривали прохожих.
Традиционные персонажи: конь, олень, коровка, тетерка с птенцами. Особенно часто мастера  использовали фигурку коня. И это не было случайным!

                        Мифология образа Коня. Почему пряник «конем»?

В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином. Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

 Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

   Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.

    И, наверное, не случайно пряник, о котором мечтает главный герой рассказа Астафьева, именно конем:  «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей... . Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его».

Бабушка моей одноклассницы Устюжиновой Нади Устюжинова Полина Степановна рассказала,что видела подобные пряники, но стоили они очень дорого — около семи рублей,и попробовать ей их так и не удалось. Жили бедно,  мечта так и осталась мечтой.  На сладкое была сушеная морковь, свекла, а если повезет — леденцы. Можно понять героя рассказа, его радость, когда он стал обладателем такого пряника.

 

                                                                       

                                                               

                                                 Вывод

        Так что же за  удивительный пряник привезла бабушка своему любимому внуку?

Этот пряник тесно связан с народными  традициями, отсюда его форма — конем. Конь во все времена был уважаем и почитаем в народе, это символ мужества, быстроты, власти, а потому фигурку  коня можно было встретить и среди детских игрушек,  и  на крыше дома, и в печеных изделиях .Розовой гривой он обладал потому, что был сделан, видимо, из особого подкрашенного теста, которое делали только в Сибири. И был этот пряник очень вкусным. И казался волшебным, потому-то и казалось герою, что по столу,  «будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.»

 Мальчик провинился перед бабушкой, обманул ее, но она все-равно купила своему внуку  пряник конем. Этот пряник герой помнил всю свою жизнь, он стал для него символом чего-то прекрасного, манящего, самого вкусного и желанного, наверное,  еще и  поэтому он   розовый - как мечта, как воспоминание о детстве. И немножко горький - как укор совести за проступок,  как напоминание о бескорыстной бабушкиной любви: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.»

Список источников информации

                   Сайты в Интернете:

 1. http://www.mifinarodov.com/k/kon.html 

2. http://web-zoopark.ru/loshadi/loshadi_v_kulture.html 

3. http://g0dric.livejournal.com/5032.html 

4.http://www.pryanik-tula.ru/about/history/ 

  1. http://ricolor.org/history/hr/byt/pryanic/
  2. http://www.gazpromschool.ru/small_school/index.php?p1=projects&p2=proect_06&p3=stp_3v 
  3. http://pryanikovo.ru/history/ 
  4. http://kylinarii.ru/istoriya/pryaniki-medovye-starinnoe-russkoe-lakomstvo 

                                                               


Поделиться:

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Браво, Феликс!

Медведь и солнце

Барсучья кладовая. Александр Барков

Прекрасная химия