• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Традиционное жилище ненцев - чум"

Опубликовано Хороля Надежда Сэромовна вкл 08.09.2013 - 20:29
Хороля Надежда Сэромовна
Автор: 
Лаптандер Светлана Араповна

В работе «Традиционное жилище ненцев - чум» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, чем он покрывается, какие существуют правила поведения внутри и вне чума.  К сожалению, в настоящее время многие поселковые и городские представители народов Ямала не знают своего языка,  правил поведения в тундре, в том числе правил поведения в чуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Региональная олимпиада школьников по краеведению и родным языкам _______________________________________________________________75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная олимпиада школьников по краеведению и родным языкам

_____________________________________________________________________________

Традиционное жилище ненцев - чум

                                                                                Выполнила:

                                                                   Лаптандер Светлана, ученица 11 класса

                         Руководитель:

                                                  Хороля Надежда Сэромовна,

                                                                       учитель родного языка

                                                   

                                                               Панаевск, 2009 г.

                                                               Содержание

Введение    ………………………………………………………………………3 стр.

Устройство чума и его значение    . ………………………………...................4 стр.

         а)   Из чего делают чум……………………………………………………..5 стр.

         б) Внутреннее устройство чума у ненцев…………………………………6 стр.

       в)   Обстановка чума…………………... …………………………………..7 стр.

       г)  Правила жизни в чуме и вокруг чума………………………………….8 стр.

       д)  Установка и разборка чума…………………………………………….9 стр.

Чум моих родителей……………………………………………………………10 стр.

Заключение ……………………………………………………………………..11 стр.

Литература ……………………………………………………………………...12стр.


Введение

        Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища  в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время  является чум. Чум был характерен также для Саянских предков самоедов. Он сохранился и сейчас в Южной Сибири в районах расселения оленеводческих групп тувинцев и тофаларов.   Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.

       Ими написано достаточное количество научных статей и монографий. Однако – вопросы традиционного жилища северных народов, требуют дальнейшего, углублённого изучения.

Объектом для исследования  выбрано традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.

            Цель исследования:

Рассмотреть изменения ненецкого чума в настоящее время.

Задачи исследования:

  1. Изучение научно-популярной литературы по данной проблеме.
  2. Описание  чума моих родителей.

Гипотеза исследования:

Если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое  жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.


Устройство чума и его значение

К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это  большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.                                    

На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

Очень многие явления природного мира сравнивались с чумом. Тучи, например, называли «чумом комаров». Снежный сугроб называли «чумом куропаток». Существовала привычка спать во время путешествий в таком «куропачьем чуме». Одежда также считалось уменьшенным, индивидуальным чумом. Форма конуса считалась священной, символом власти и особого достоинства человека.

Величина чума с давних времен зависела от богатства семьи. Остроконечный чум считался чумом бедняков.  Обычно чум служил жилищем отдельной семьи. Кроме отца, матери и детей в чуме могли жить и другие сородичи.

Сегодня, когда Ямало-Ненецкий автономный округ достиг высокого уровня цивилизации и многие представители коренных народов живут в благоустроенных квартирах, отношение к чуму изменилось. Его символическое значение во многом утрачено. Теперь его считают обычным, но в то же время очень удобным жильем в тундре и тайге. Но и по сей день к чуму и правилам жизни в нем принято относиться с почтением и соблюдать с древности сложившиеся обычаи.

В двадцатом веке изобрели новое жилище из легкого металла дюралюминия. Оно было легким, сборным и переносилось на вертолетах, но оказалось неудобным и вредным для тайги и тундры.

                                                 

Из чего делают чум?

          Чум сооружают из жердей.  Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Изготавливаются они из стволов ели длиной около 5 м (бывают до 7-8 м). Все шесты в нижней части заостряются.

От числа шестов зависят размеры чума – чем больше шестов, тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками.  Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.  

      Диаметр чума достигает 5-8 метров, он может вместить до двадцати человек. На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановками. Причём делают это женщины.  Они, как правило, являются и собственниками чумов, получая их в приданое от своих родителей.

   Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.

Внутреннее устройство чума у ненцев

Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют симзы. С давних времён на нём принято было помещать семь личин или голов семейных или родовых духов. В чуме шамана симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.

Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол.

Посередине, между си и нё, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской  ягушкой.

Летом спальное место отгораживается пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём же его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют под подушками. Рядом с родителями лежат маленькие дети. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, ещё дальше – старики и другие члены семьи или гости. В чуме бывает дымно, летом дым помогает бороться с комарами. Дым скапливается наверху, заставляя обитателей лежать на полу.

Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – пелей.

Обстановка чума

Вместе со своими владельцами чум часто перемещается с места на место. Поэтому в нем нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели там есть только ларь и маленький столик -  толь, то, что легко перевозить.

Из другой обстановки в чуме используют меховые мешки, сумки и  подушки. Их стараются украсить ремешками, цветными тесемками, медными бляхами. Используют ещё женские сумочки. Их делают из меха и тоже украшают. К сумочке крепятся мешочек для ниток, игольник и футлярчик для наперстка.

Сегодня есть передвижные электростанции. А раньше для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром или оленьим жиром, в который погружался фитиль. Позднее появились керосиновые лампы. У входа чум находится колотушка для отряхивания снега с обуви и подола верхней одежды.

Если в чуме есть маленькие дети, то обязательно есть и люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох.  Пелёнками служили шкурки оленя, песца и собаки. Ребёнок прикреплялся в люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используют и сегодня. Люлька, как и любой другой предмет в чуме, красиво оформлялся и воспринимался как произведение искусства.

Правила жизни в чуме и вокруг чума

В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит  у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство нё – прихожая чума – находится под её покровительством. Мужчина или же мальчик не должен прикасаться к посуде. По мифам ненцев от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду (совик) и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Гостей – мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей – женщин, наоборот, размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.                                            

Пространство вокруг чума тоже строго распределено. Сегодня народы Ямала ездят и на нартах, и на снегоходах, и на машинах. Раньше, когда основным транспортом были нарты, перед входом в чум обычно находились женские нарты. За священным шестом чума – симзы снаружи ненцы ставили священные нарты – хэхэ’ хан. Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой. Это делалось для того, чтобы нюки, уложенные в определённом порядке, не разворачивало и не срывало ветром. Зимние вещи оставляли на грузовых нартах прямо в тундре. При ловле оленей из таких нарт образовывали загон.

Установка и разборка чума

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.

По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю.

Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки  к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.

Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.

Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.

Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.

Чум моих родителей

(См. приложение)

       В настоящее время мои родители проживают в чуме, который достался моему отцу -Лаптандеру Арапу Михайловичу - от его отца – Лаптандера Михаила Даниловича, так как всё родовое имущество передаётся  от отца к сыну. Сын является продолжателем династии. Кроме традиционного жилища у моей семьи нет другого жилья. У моих родителей десять детей, наш чум находится в шести-семи километрах от населённого пункта Панаевск. В учебное время я со своей сёстрой и братьями проживаю в интернате, на время каникул уезжаем в свой чум, к родителям.

            Я сосчитала количество шестов в чуме, их сорок штук, длина - пять метров. Диаметр нашего чума составляет шесть метров. В летнее время чум покрывается нюками, сшитыми из брезента. Для того, чтобы в чуме было тепло зимой, чум покрывается зимними нюками, сшитыми из оленьих шкур. Летом мы с мамой занимаемся ремонтом этих нюков. В это лето мы заменили полностью подол одного из нюков. В следующее лето планируем заменить верхнюю часть.

        До недавнего времени жилище наше освещалось керосиновой лампой, в настоящее время для освещения используем генератор.  В чуме горят четыре электрические лампочки, также мы можем смотреть видео- и DVD- фильмы, а раньше этого не было, в вечернее или в дождливое время люди в чуме могли рассказывать своим детям сказки, загадывать загадки, если приезжал гость, то пели эпические песни - ярабц или же сюдбабц. Сейчас можно слушать музыку, разговаривать по сотовому телефону с сёстрами и братом, которые находятся других городах и посёлках.

            Для отопления чума используется печка-буржуйка, в последнее время печки стали делать из  более толстой стали, так как в них тепло держится дольше. Моя мама рассказывала, что раньше зимой и летом в чуме разжигали костер прямо на земле  или на снегу, при этом было очень дымно, а для освещения использовали сальник, от которого было много копоти.

       Вывод:

       Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи)  не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство.

           

Заключение

         Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время,  всё это передать своим  потомкам.

В работе «Традиционное жилище ненцев - чум» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, чем он покрывается, какие существуют правила поведения внутри и вне чума.  К сожалению, в настоящее время многие поселковые и городские представители народов Ямала не знают своего языка,  правил поведения в тундре, в том числе правил поведения в чуме. Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом и этнографией ненцев.

Литература:

  1. Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. – Тюмень, 2002
  2. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – С-Пб, 2003
  3. Хомич Л.В. Ненцы. - С-Пб: Русский двор, 1995

     


Поделиться:

Соленая снежинка

Аэродинамика и воздушный шарик

Сочинение

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Сторож