Тема: "Кто рисует радугу"
Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги и можно ли получить радугу в домашних условиях.
Объект исследования – природное явление радуга.
Предмет исследования – происхождение радуги.
Задачи исследования:
План работы:
1. Изучить литературу по теме;
2. Провести наблюдение за радугой.
3. Провести анкетирование учащихся на тему «Что вы знаете о радуге?»
4. Провести опыты по получению радуги в домашних условиях.
6. Обработать материал.
7. Сделать выводы.
Методы исследования:
Выдвинутые гипотезы:
Актуальность моей работы заключается в том, что она будет интересна любознательным и наблюдательным детям. Материал работы можно использовать на уроках дополнительного образования при изучении темы «Природные явления».
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_prezentatsii_anya.odt | 17.07 КБ |
Слайд 1.
Здравствуйте. Меня зовут Псаломщикова Анна. Мне 9 лет. Я учусь во втором классе средней школы посёлка Лыхма. Хочу представить проект на тему: «Кто рисует радугу?»
Слайд 2.
На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
Летом, после дождя выглянуло солнышко. Я посмотрела на небо и увидела радугу. Я заметила, что все, и взрослые и дети радуются этому природному явлению и с интересом рассматривают. Значит, радуга поднимает настроение, делает людей добрее. Я сказала маме: «Вот бы до нее дотронуться». Мама ответила, что дотронуться до радуги невозможно, а попробовать получить радугу дома можно. Мне стало интересно. Я решила разобраться в причинах появления радуги и узнать об интересных фактах о радуге.
Слайд 3.
Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги и можно ли получить радугу в домашних условиях.
Объект исследования – природное явление радуга.
Предмет исследования – происхождение радуги.
Слайд 4.
Задачи исследования:
Слайд 5.
Выдвинутые гипотезы:
Слайд 6.
Методы исследования: теоретические: работала в библиотеке и интернете - откуда я узнала что такое радуга, о необычных радугах, о цветах радуги, познакомилась с легендами разных народов о радуге. Практические: провела анкетирование среди учащихся начальной школы, различные опыты и наблюдения, из которых видно, что радугу можно получить дома.
Слайд 7.
Радуга – всегда поражала воображение людей . Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Какое из природных явлений может сравниться с по красоте с радугой ? Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Когда-то давным-давно люди не знали, почему же на небе появляется радуга. Некоторые радовались появлению радуги, другие боялись, и потому придумывали мифы и легенды.
Слайд 8.
Древние греки сравнивали радугу с прекрасной Иридой и рисовали ее в шёлковой одежде, которая переливалась семью цветами . Ирида — крылатая дева. У неё были золотые крылья. Они показывали на ее непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно
Слайд 9.
Славяне верят, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами.
Слайд 10.
Существуют и такие поверья: радуга — мост между небом и землей
Слайд 11.
Некоторые верили, что радуга — блестящее коромысло. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам — в созвездии Большой Медведицы. Загадки про радугу тоже сравнивают ее с коромыслом и ведрами с водой: «Два моря на дуге висят», «Разноцветное коромысло над рекою повисло»
Слайд 12.
Американские индейцы сравнивают радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир .
Слайд 13.
Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп. Считалось, что радуга была создана Богом на шестой день творения.
Слайд 14.
Как же дождь и солнце рисуют радугу!?
Оказывается, солнечный луч или обычный луч белого света, является сочетанием всех цветов. Свет состоит из сочетания нескольких цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого и фиолетового. Эти цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Белый свет, когда проходит через призму, на другой её стороне отражается всеми цветами радуги. Саму же радугу создают капли дождя. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. Происходит разложение света в спектр, точно также как это происходит в прозрачной призме. За счет этого на небе появляется радуга.
Слайд 15.
В спектре выделяют 7 основных цветов. Порядок их всегда одинаковый. Для запоминания семи цветов радуги в русском языке существуют фразы – помощники. В этих фразах первая буква каждого слова соответствует первой букве цвета. Например,
Или в обратном порядке:
Слайд 16.
Иногда могут появиться сразу две радуги. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге цвета располагаются в обратном порядке — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Небо между двумя радугами более тёмное. Бывает видно три и даже 4 радуги.
Слайд 17.
Если смотреть с самолета на облако, а солнце будет за спиной, то радуга будет в виде круга .
Лунная радуга - явление редкое. Она бывает в яркую лунную ночь. Радуга возникает в свете полной луны, когда идет дождь.
Слайд 18.
Мне стало интересно, а что другие дети знают о радуге? Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы . В анкетировании приняли участие 30 человек. Ребята знакомы с этим природным явлением, все когда — нибудь наблюдали радугу на небе. Все дети хорошо знают последовательность цветов. Почти половина учеников не представляют, как можно получить радугу в домашних условиях. Результаты анкетирования я и представила на диаграммах.
Слайд 19.
Также я провела несколько опытов.
Опыт № 1. Обратное превращение.
Я решила убедиться в том, что белый цвет – это смесь различных цветов, от красного до фиолетового. То, что белый свет состоит из разноцветных лучей, доказывается таким опытом. Картонный круг я разделила на семь частей. Части раскрасила акварельными красками в основные цвета радуги. В центр круга вставила зубочистку – получился волчок. Если волчок быстро вращать, то разноцветные полоски сливаются в одно беловато-серое пятно («белый луч света») .
Слайд 20.
Опыт № 2. Получение радуги с помощью воды и солнечного света.
Я наполнила стеклянную чашу водой и поставила на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустила зеркало в воду наполовину. Зеркало должно отражать солнечный свет. Взяла лист белой бумаги и поместила его перед зеркалом. Другой рукой слегка двигала само зеркало. Изменяла положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга. Вывод: Радуга в природе состоит из солнечного света и капелек воды.
Слайд 21.
Опыт № 3. Получение радуги с помощью воды и света фонарика.
Вечером я проделала такой же опыт с фонариком. На белом листе бумаги тоже получилась радуга. Вывод: Солнечный свет можно заменить искусственным, например, светом фонарика.
Слайд 22.
Опыт 4. Наблюдение радуги на мыльных пузырях.
Радугу так же можно увидеть на мыльных пузырях. При надувании мыльных пузырей, я тоже отчётливо увидела на них все цвета радуги. Это очень красиво и весело!
Слайд 23.
Опыт 5. Получение радуги с помощью CD или DVD диска.
Я направила луч фонарика на диск и на стене отразилась радуга . Вывод: Радугу можно получить с помощью СD или DVD диска.
Слайд 24.
Цель, которую я ставила перед собой, достигнута. Я определила связь между дождем, солнцем и появлением радуги; смогла получить радугу в домашних условиях.
Сделала следующие выводы:
Гипотезы 1, 2 не подтвердились. Оказывается,
А гипотеза № 3 верна, так как солнечный свет можно заменить другим источником света.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем белые грибы пастелью
Рисуем тыкву
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Соленая снежинка