Вложение | Размер |
---|---|
rabota_liza_2.doc | 95 КБ |
prezentatsiya3.ppt | 1.36 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочетовская средняя общеобразовательная школа
Тамбовской области Мичуринского района
Исследовательская работа
Досуг молодежи вчера и сегодня
Курсакова Елизавета МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
11 класс
Научный руководитель:
Серикова Наталия Николаевна МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
учитель истории
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………3
1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика ……………...5-9
1.1 Функции, принципы молодёжного досуга …………………......5
1.2 Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века………….…………………..…....6
Заключение…….…………………………………………………………..…....11-12
Список литературы …………………………………………...…………….......13
Приложения……………………………………………………………….…......14
Введение
«Досуг без духовных занятий - гибель для человека».
А. Шопенгауэр
Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает, сегодня особую остроту.
В работе сравнивается и анализируется проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века. Анализ проводится на примере села Кочетовка.
Исходя из выше сказанного, тема настоящего исследования, которая звучит, как «Досуг молодежи вчера и сегодня», является актуальной, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, она, во-первых, интересна моему поколению и, во-вторых, является одной из граней всегда существующей проблемы отцов и детей.
Цель - выявление сходства и различий в проведении свободного времени современной молодёжью и молодёжью прошлого века.
Задачи исследования:
Объект исследования – жители села Кочетовка, которым в настоящее время 14-20 лет и 44-50 лет.
Предмет исследования - сравнение проведения досуга современной молодёжью и молодёжью 80-х годов.
В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно сильных различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия могут являться естественным порождением нового времени, связанным с социальным изменением общества, техническим прогрессом, изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом, а также с историческими изменениями, происходившими в мире.
Методы исследования: описание, анкетирование, анализ информации из различных источников в сопоставлении с данными, полученными в результате анкетирования.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении бесед просветительского характера со школьниками. Работа может быть применена в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДОСУГ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Функции, принципы молодёжного досуга
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на, что требуется определенный труд и время.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Согласно действующим в РФ нормативным документам, молодёжь - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности.
Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни.
Молодёжному досугу свойственны следующие функции: самореализационная, творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.
Таким образом, я увидела, что досуг развивается по своим законам, принципам, имеет чёткие функции теоретически обоснованные и апробированные на практике. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия преимущественно реализуется в сфере досуга.
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей. Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).
В целях данной работы был проведён опрос на тему «Досуг молодежи». В проведённом исследовании сочла возможным провести опрос 50 человек представителей возраста от 14 до 25 лет и представителей возраста от 40 до 50 лет. Все представители являлись жителями села Кочетовки.
В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 14 до 20 лет являлись учащиеся МБОУ Кочетовской СОШ, студенты МИЧГАУ, МГПИ, МКПП и др. В число опрошенных респондентов возраста от 40 до 50 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.
В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
Все респонденты второй возрастной категории (то есть в возрасте от 40 до 50 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 14-25 лет.
В дальнейшем для удобства респондентов в возрасте от 14 до 25 лет будем именовать группой А, а респондентов в возрасте от 40 до 50 лет – группой Б. Проанализировав анкеты респондентов, были сделаны следующие выводы.
Количество свободного времени у современной молодёжи не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 80-х годов. Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению.
Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время популярность кинотеатров опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё 8-10 лет назад). Не пользуется популярностью среди современной молодёжи театр.
Результаты опроса показали, что увеличился % заинтересованности к азартным играм (куда входят не существовавшие ранее игровые автоматы, интернет игры «Казино»). А ведь у постоянных пользователей компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды занятий.
Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Но судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.
Отрадно, что современная молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовым театрам, волейболу и футболу, массовому катанию на коньках постепенно приходят ролики, скейтборд, паркур, сноуборд, а эти увлечения, я считаю стали более опасными и экстремальными.
Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны, поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала достаточно высокими музыкальными и литературными качествами). На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 40 %, полученные поп-музыкой.
В 80-х годах прошлого века музыкальное искусство, как в принципе и другие виды искусства испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны властей. В настоящее время отсутствие каких-либо преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга.
Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций для молодёжи практически не существует, исключения составляют только школьные спортивные секции.
Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению, всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон. А это сразу же отразилось на разговорной речи молодёжи, она стала очень косноязычной, примитивной.
Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль передач, весьма часто пропагандирующих насилие, пошлости как способ решения всех проблем.
По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час. Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.
Доля отдыхающих в лагерях снизилась с 48% до 16%. С другой стороны изменившееся материальное положение многих людей и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах. Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.
Респонденты группы А считают, что в нашем городе не достаточно мест отдыха, мнение группы Б разделились пополам. Вот некоторые из высказываний… «В нашем городе вообще культурно не развлекаются». «Нет мест отдыха». «Мест досуга очень мало, негде проводить время, особенно в зимнее время». «Мест отдыха у нас в городе для молодёжи практически нет». «Мне всё равно, я здесь не буду жить всю жизнь». «Очень жаль, что мало мест отдыха, поэтому вся молодёжь и разъезжается».
На вопрос: «Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?» ответы респондентов группы А, распределились следующим образом. Оказывается, ночные клубы и кафе, дискотеки у молодёжи на 1 месте. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась, если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы.
Выбор ценностных ориентаций у современной молодёжи ранжируется следующим образом. На 1 месте такие понятия как быть воспитанным, здоровым, иметь дружную, крепкую семью, на 2 - иметь большие деньги и делать добро людям. Менее значимы для молодых людей ценности следующего порядка: быть интеллектуально развитым, занимать высокое положение в обществе, быть независимым, быть честным, поступать по совести, иметь престижную работу.
Респондентам группы А был задан ещё вопрос: «Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?» Ответы следующие «Спортивные площадки», «Казино», «Площадки для роликов», «Кафе для молодежи», «Спортзал», «Стадион», «Водные аттракционы»
Заключение
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации и в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В своей работе я выдвигала гипотезу о наличии существенных различий в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений, которыми являемся мы и наши родители.
В ходе исследования гипотеза, в целом, подтвердилась. Выявленные различия достаточно существенны. Изменения произошли и в наличии свободного времени у молодежи двух рассматриваемых поколений, и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров, интернет-ресурсов). Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (например, состав читаемой литературы, теле- и кино- пристрастия, музыка), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кинопродукции Голливуда).
Однако надо отметить, что произошедшие изменения оказались не столь сильными, как можно было предполагать. Отрадно видеть, что молодёжь не потеряла интерес к чтению, по-прежнему увлечена спортом, живёт активной жизнью.
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Ведь сегодня в разных областях своей деятельности, в том числе в области досуга, современной молодёжи предоставлена большая свобода выбора.
В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями более качественно его насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня наших родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, а это приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность.
В качестве прогноза хочу предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества, России и мира в целом.
Практическая значимость моей работы связана с возможностью ее использования педагогами организаторами, классными руководителями в образовательных учреждениях, в рамках агитационной и просветительской работы с молодёжью, а также специалистами городских культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодежного досуга.
Список использованных источников
Анкета А
1) Сколько Вам лет?___________________________________________________________
2) Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете каждый день? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- менее 2 часов; - от 2 до 3 часов; - от 4 до 6 часов; - более 6 часов; - другое___________
3) Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете чаще всего? Только 1 вариант ответа
- кино; - театр; - концерты; - дискотеки; - другое (клубы, выставки)___________________
4) Какие игры Вам больше нравятся? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- подвижные; - азартные - логические игры - другое______________________________
5) Где Вы предпочитаете проводить свободное время? Допускается более 1 ответа.
- дома; - на улице; - в гостях; - в подъездах; другое_________________________
6) Какой стиль музыки Вы предпочитаете? Допускается указывать более 1 ответа.
- рок; - поп-музыка; - рэп; - классика; - эстрада; - фольклор; -другое________________
7) Какое место занимает спорт в Вашей жизни? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- занимаюсь регулярно; - занимаюсь иногда; - совсем не занимаюсь
8) Любите ли Вы читать? Допускается указывать более 1 ответа.
- научную фантастику;
- периодику;
- детективы;
- любовные романы;
- книги про войну;
- приключенческие романы;
- классические произведения;
- исторические романы;
- не люблю читать;
- другое ________________________
9) Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите? Допускается более 1 ответа.
- отечественные худ. фильмы
- зарубежные кинофильмы
- музыкальные передачи
- спортивные передачи
- сериалы
- игровые программы,
- информационные программы,
- развлекательные передачи
- научно-популярные программы
- другое____________________________
10) Сколько часов в день Вы смотрите телевизор? 1 ч., 2 ч.,3 ч., 4 ч., другое время_____
11) Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск? Допускается более 1 ответа.
- на даче
- на море
- за рубежом
- в Москве
- в лагере
- в деревне
- другое_____________________________
12) Какие виды культурного досуга вы предпочитаете? Допускается более 1 ответа.
- развлекательные центры
- казино
- участие в худ. самодеятельности
- ночные клубы и кафе
- дискотека
-творчество
- концерты
- библиотеки
- кинотеатрам
- спортивные секции
- никакие
- другие_______________________________
13) Какие ваши ценностные ориентации? Допускается указывать более 1 ответа.
- воспитанность
- независимость
- быть здоровым
- быть честным
- положение в обществе
- совесть
- высокая зарплата
- интеллект
- большие деньги
- престижная работа
- семья
- делать добро
- другие_______________________________
14) Как вы считаете, достаточно ли у нас в районе мест отдыха?__________________
15) Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?
_____________________________________________________________ Большое Вам спасибо!
Анкета Б
1) Сколько Вам лет?___________________________________________________________
2) Каким, в среднем, количеством свободного времени в возрасте (с 14 до 25 лет) Вы располагали каждый день? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- менее 2 часов; - от 2 до 3 часов; - от 4 до 6 часов; - более 6 часов; - другое___________
3) Какие зрелищные мероприятия Вы посещали чаще всего? Только 1 вариант ответа
- кино; - театр; - концерты; - дискотеки; - другое (клубы, выставки)___________________
4) Какие игры Вам больше нравились? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- подвижные; - азартные - логические игры - другое ____________________________
5) Где Вы предпочитали проводить свободное время? Допускается более 1 ответа.
- дома; - на улице; - в гостях; - в подъездах; другое_______________________________
6) Какой стиль музыки Вы предпочитали? Допускается указывать более 1 ответа.
- рок; - поп-музыка; - рэп; - классика; - эстрада; - фольклор; - другое________________
7) Какое место занимал, в то время, спорт в Вашей жизни? Подчеркнуть 1 вариант
- занимаюсь регулярно; - занимаюсь иногда; - совсем не занимаюсь
8) Любили ли Вы тогда читать? Допускается указывать более 1 ответа.
- научную фантастику;
- периодику;
- детективы;
- любовные романы;
- книги про войну;
- приключенческие романы;
- классические произведения;
- исторические романы;
- не люблю читать;
- другое ________________________
9) Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрели? Допускается указывать более 1 ответа.
- отечественные худ. фильмы
- зарубежные кинофильмы
- музыкальные передачи
- спортивные передачи
- сериалы
- игровые программы,
- информационные программы,
- развлекательные передачи
- научно-популярные программы
- другое____________________________
10) Сколько часов в день Вы смотрите телевизор? 1 ч., 2 ч.,3 ч., 4 ч., другое время_____
11) Где Вы обычно отдыхали в каникулы? Допускается указывать более 1 ответа.
- на даче
- на море
- за рубежом
- в Москве
- в лагере
- в деревне
- другое_____________________________
12) Какие виды культурного досуга вы предпочитали? Допускается указывать более 1 ответа.
- развлекательные центры
- казино
- участие в худ. самодеятельности
- ночные клубы и кафе
- дискотека
-творчество
- концерты
- библиотеки
- кинотеатрам
- спортивные секции
- никакие
- другие_______________________________
13) Как вы считаете, достаточно ли у нас в районе мест отдыха для современной молодёжи?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Большое Вам спасибо!
Слайд 1
МБОУ Кочетовская СОШ Исследовательская работа Досуг молодежи вчера и сегодня ученица 11 класса Курсакова ЕлизаветаСлайд 2
Цель - выявление сходства и различий в проведении свободного времени современной молодёжью и молодёжью прошлого века. Задачи исследования: Изучить понятие, функции и принципы молодёжного досуга. Провести исследование проведения свободного времени сверстниками и взрослыми. Выявить основные особенности проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
Слайд 3
В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно сильных различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия могут являться естественным порождением нового времени, связанным с социальным изменением общества, техническим прогрессом, изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом, а также с историческими изменениями, происходившими в мире.
Слайд 4
Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть».
Слайд 5
Результаты исследования «Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете или располагали каждый день?»
Слайд 6
«Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете или посещали чаще всего?»
Слайд 7
«Где Вы предпочитаете или предпочитали проводить свободное время?»
Слайд 8
«Какой стиль музыки Вы предпочитаете или предпочитали?»
Слайд 9
«Какое место занимает или занимал спорт в Вашей жизни?»
Слайд 10
«Что Вы любите или любили читать?»
Слайд 11
«Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите или предпочитали смотреть?»
Слайд 12
«Как вы считаете, достаточно ли в нашем районе мест отдыха для молодёжи?»
Слайд 13
«Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?»
Слайд 16
Спасибо за внимание!!!
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Именинный пирог
Просто так