• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние Интернет-зависимости подростков от социальных сетей на уровень их успеваемости в школе

Опубликовано Анистратенко Екатерина Александровна вкл 26.10.2013 - 20:25
Анистратенко Екатерина Александровна
Автор: 
Казицкая Анна

Исследовательская работа содержит теоретическое обоснование исследования  феномена Интернет-зависимости от социальных сетей  в подростковой среде и само эмпирическое исследование влияния Интернет-зависимости от социальных сетей подростков на уровень их успеваемости в школе. Данная исследовательская работа получила высокую оценку жюри (1 место по городу, 1 место по республике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Влияние Интернет-зависимости подростков от социальных сетей на уровень их успеваемости в школе"76.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление народного образования г. Тирасполь»

Муниципальное образовательное учреждение

 «Днестровская средняя школа №1»

                                                                

Секция психология

Исследовательская работа

Влияние Интернет-зависимости подростков

 от социальных сетей

на уровень их успеваемости в школе

   

                                                 Автор: ученица 10-Б класса

  Казицкая Анна Андреевна  

Руководитель: Анистратенко         Екатерина Александровна

                                                                 педагог-психолог I кв. категории

г.Тирасполь

2012г.

План.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Теоретическое обоснование исследования  феномена Интернет-зависимости от социальных сетей  в подростковой среде………..…...4

1.1 Определение понятия Интернет-зависимость………..…………………….4

1.2 Симптоматика и типология Интернет-зависимостей.……………………..5

1.3 Подростковый возраст как фактор риска возникновения Интернет-зависимости……………………………………………………………..………..7

  1. Эмпирическое исследование влияния Интернет-зависимости от социальных сетей подростков на уровень успеваемости в школе….13

2.1 Методический инструментарий и ход исследования…………………….13

2.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования…………………14

  1. Заключение…………………………………………………………………..19

  1. Список использованной литературы……………………………………….21

  1. Приложения………………………………………………………………….22

Введение.

Очевиден тот факт, что сеть Интернет востребована все больше, с каждым днем увеличивается количество её пользователей. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи.

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация приднестровского общества актуализирует проблему патологического использования Интернета.

Продолжительное время Приднестровье было вне указанной проблемы. Внезапно открывшиеся  интернет-возможности поглотили большую часть молодежи. С одной стороны, увеличение количества пользователей Интернета подросткового возраста, разработка новых скоростных программ общения и виртуального взаимодействия, а с другой – невысокий уровень информированности родителей и педагогов о деструктивном влиянии Интернета на психику подростка.

Особую популярность приобрели так называемые социальные сети (Одноклассники, В контакте и т.д.)

Актуальность и новизна исследования заключается в том, что Интернет проник во все сферы человеческой жизни, однако проблема Интернет-зависимости в подростковой среде изучена крайне мало (Егоров А.Ю. 2005г., Больбот  Т. Ю. 2006г., Саглам Ф.А. 2009г., Завалишина О.В. 2012г.). Однако эти авторы не исследовали взаимосвязь между Интернет-зависимостью и успеваемостью учащихся. Кроме того, в педагогической и психологической литературе достаточно редко встречается описание профилактических мер по предупреждению Интернет-зависимости среди подростков.

Цель исследования: выявить влияние зависимости подростка от социальных сетей Интернета на уровень успеваемости в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать литературные источники по данным проблемам;
  2. подобрать методики для исследования;
  3. исследовать особенности общения подростков в социальных сетях Интернета;
  4. выявить Интернет-зависимых учащихся и находящихся на стадии риска развития Интернет-зависимости;
  5. проанализировать уровень успеваемости учащихся;
  6. сопоставить полученные данные;
  7. разработать памятки для родителей по профилактике Интернет-зависимости.  

Объект исследования: Интернет-зависимость в подростковой среде.

Предмет исследования: влияние Интернет-зависимости подростков на уровень успеваемости в школе.

Гипотеза: чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Наш интерес  к выбору этой тематики вызван запросами классных руководителей среднего звена МОУ «Днестровская средняя школа №1». В качестве испытуемых мы выбрали учащихся подросткового возраста, так как многие авторы (Егоров А.Ю., Юрьева Л.Н., Больбот Т. Ю., Саглам Ф.А., Завалишина О.В. и др.) отмечают этот возраст как особенно чувствительный к риску возникновения зависимого поведения.

Результаты нашего исследования будут освещены на тематическом педсовете и родительских собраниях, кроме того, в помощь педагогам родителям будут представлены памятки,  содержащие информацию о признаках Интернет-зависимости и направлениях по ее профилактике.

  1. Теоретическое обоснование исследования  феномена Интернет-зависимости от социальных сетей в подростковой среде.

  1. Определение понятия Интернет-зависимость.

На сегодняшний день существуют два базовых определения расстройства, связанного с компьютером. Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Голдберг в 1996 году:

Интернет-зависимость — расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера [1].

Доктор Кимберли Янг в 1998 году презентовала второе понятие:

 Проблемное Использование Интернета (ПИИ) [12].

 Интернет-зависимость — это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением.

Главная проблема определений данной аддикции — это то, что они не выделяют главные и дополнительные критерии, не определяют время пребывания в сети, не отграничивают норму от патологии. Безусловно, есть указание на исходный фактор (компьютер), но отсутствует последующая теоретическая трактовка данного вопроса.

Девис в 1999 году выделил такие категории, [10].

1.Cпецифическое патологическое использование Интернета (СПИИ) включает в себя активацию уже существующих специфических видов компьютерных аддикций

-гэмблинг;

-порнографические сайты и т.д.

2.Генерализованное патологическое использование Интернета (ГПИИ) — все виды компьютерных технологий

-чаты;

-поиск информации и другое.

 То есть Девис дополнил определение Янг и показал, что патологическое использование Интернета может активизировать уже существующую патологию или выступить как отдельный вид зависимости.

Алекс С. Холл и Джефри Парсонс (2001) представили третий термин - Интернет-зависимое поведение (ИЗП). Они согласны с тем, что избыточное использование Интернета может навредить познавательной, поведенческой и эмоциональной сферам, то есть повлиять на состояние здоровья человека, но они не поддерживают патологические корни этой проблемы. В контрасте с двумя первыми определениями ученые представляют избыточное использование Интернет «доброкачественным» расстройством, которое рассматривается как компенсация недостатков поведения в реальной жизни. Считают, что данная патология может быть компенсирована за счет когни-тивно-бихевиоральных взаимоотношений. [9]

Современная трактовка этого термина:

Интернет-зависимость трактуется, как навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы — «Интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм». [11]

Проанализировав различные подходы к трактовке понятия «Интернет-зависимость», мы в своем исследовании будем опираться на определение предложенное Холлом и Парсонсом. Мы также полагаем, что подобного рода зависимое поведение является компенсацией неудовлетворенности каких-либо потребностей в реальной жизни.

  1. Симптоматика и типология Интернет-зависимостей

Симптоматику Интернет-зависимости наиболее полно описала М. Орзак в 1998 году, она выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

• невозможность остановиться;

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

• пренебрежение семьей и друзьями;

• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

• проблемы с работой или учебой.

 Физические симптомы:

• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением

мышц);

• сухость в глазах;

• головные боли по типу мигрени;

• боли в спине;

• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

• пренебрежение личной гигиеной;

• расстройства сна, изменение режима сна.[5]

Доктор психологических наук К. Янг в 1998 году охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

1)  пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) навязчивая навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

3) патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам;

4) зависимость от социальных применений Интернета, т. е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

5) зависимость от «киберсекса», т. е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых». [12]

        Особый интерес для нас представляет тип зависимости от социальных применений Интернета, в частности – зависимость от социальных сетей Интернета (таких как Одноклассники, Мой мир, В контакте и др.)

        Кандидат психологических наук Саглам Ф.А. (2009) предлагает в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:

1. Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.

2. Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.

3. Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.

4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).

5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..

6. Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online). [6]

Саглам Ф.А. отмечает, как и другие химические и нехимические аддикции, различные формы Интернет-зависимости могут переходить одна в другую и сосуществовать в различных комбинациях. [6]

В свою очередь кандидат педагогических наук Завалишина О.В. предлагает следующую типологию Интернет-зависимых подростков:

  • Интернет-контакты;
  • Интернет-игроки;
  • Интернет-исследователи;
  • Интернет-гедонисты;
  • смешанный тип.[2]

Из названий данных типов понятно, какие именно пристрастия играют главную роль в Интернет-зависимости данного типа. В исследовании Завалишиной О.В. выяснилось, что Интернет-контакты являются самой многочисленной группой. [2]

Итак, проанализировав типологии Интернет-зависимостей, мы находим у каждого автора тип зависимости от общения в Интернете: у К.Янг это зависимость от социальных применений Интернета, у Саглам Ф.А. – Интернет-коммуникаторы, а у Завалишиной – Интернет-контакты. Отсюда следует, что уместно исследовать зависимость от социальных сетей Интернета, т.к. они весьма популярны среди подростков.  

  1. Подростковый возраст как фактор риска возникновения

Интернет-аддикции

По результатам исследования кандидата медицинских наук Лоскутовой В.А. в группу риска развития Интернет-зависимости входят молодые люди мужского пола от 14 до 21 года. [4] Очевидно, что в эту группу входят люди подросткового возраста.

Автор электронной книги «Психология киберпространства» доктор психологических наук J.Suler отвечает на вопрос, почему Интернет так притягателен для подростков.

- личностные эксперименты и исследования 

Существует возможность с помощью Интернета узнать больше о своей личности, чем он хотел бы заниматься в жизни и получить другие, особенно важные экзистенциальные ответы. [7] С этой точки зрения, социальные сети Интернета очень привлекательны для подростков, существует масса электронных приложений, где можно ответить на вопросы о своих знакомых, оценить фотографии друзей и в свою очередь получить от них оценки, узнать, что они о тебе написали. Это своего рода рефлексия, возможность узнать какое впечатление ты производишь на знакомых или тех, кто знает тебя только по виртуальному общению. На наш взгляд, опасность  заключается в том, что подростки не принятые одноклассниками, со слабой социальной активностью, замкнутые, могут стать зависимы от общения в социальных сетях, заменять реальное общение виртуальным.  

- избавление от фрустраций        

Подростковый период является критическим и его нелегко переживать, этому этапу сопутствуют переживания, стрессы и разочарования. Естественно, что подросток стремится избавиться от фрустрирующих переживаний. Анонимный, легко доступный Интернет для этого как нельзя кстати. [7] Важно научить подростка справляться со стрессами конструктивными способами, умело выходить из конфликтных ситуаций. Для этого необходимо разработать программу психокоррекционных занятий.

Российские авторы профессор А.Е. Личко и профессор Битенский В.С.  рассматривают ряд реакций подросткового возраста, которые, по их мнению, могут как способствовать зависимому поведению, так и препятствовать ему:

- реакция эмансипации;

- реакция имитации;

- реакция группирования  

- реакция увлечения (хобби).[3]

Рассмотрим эти особенности в контексте поведения подростков в киберпространстве:

Реакция эмансипации: стремление высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов. Изучая зависимое поведение, Личко А.Е. и Битенский В.С. пришли к выводу, что особая форма поведения при реакции эмансипации «отравление свободой» (поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше, привлекает именно то, что не дозволялось) способствует зависимому поведению. [3]

J.Suler описывает некоторые психологические особенности пубертатного периода в контексте  поведения подростков в Интернете. Он отмечает, что среда Интернет привлекательна для подростков в момент их отделения от родителей. С одной стороны подростка захватывает самостоятельность, возможность знакомиться и общаться с кем угодно и вести себя как угодно в Интернете, с другой стороны – подростки чувствуют тревогу, которая сопровождает процесс отделения от родителей. Киберпространство позволяет быть самостоятельным, не покидая стен родного дома. [7]

Важно отметить, что среда глобальной сети Интернет позволяет минимизировать авторитеты[8], анонимность коммуникации приводит к тому, что люди, обладающие различными социальными статусами, становятся равны, их возможности самовыражаться в Интернете практически идинаковы. С этой точки зрения Интернет дает возможность, вполне реализовать реакцию эмансипации, в свою очередь, анонимность общения может привести «к отравлению свободой». Следовательно,  реакция эмансипации увеличивает риск развития интернет-аддикции.

Реакция имитации, т. е. стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно, более старших по возрасту, к которым он испытывает положительные чувства — от уважения до слепого почитания и обожания (например, кумира). В качестве объекта имитации могут выступать эстрадные звезды, киноактеры, любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авторитетом и уважением. [3]

Реакция имитации может, как способствовать аддиктивному поведению, так и препятствовать ему. Доктор медицинских наук, профессор Личко А.Е., изучая проблему склонности к алкоголизации подростков, пришел к выводу, что  если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического стимула. [3]

Очевидно, что в целях профилактики Интернет-зависимости необходимо привлекать СМИ, устраивать акции с участием молодежных музыкальных групп в рамках школьных вечеров, организовывать беседы с молодыми учителями, пользующимися авторитетом у школьников.

Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопсихологическим фактором, способствующим аддиктивному поведению [3].

Группа сверстников для подростка служит:

во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых;

во-вторых, — новой формой межличностных отношений, посредством чего подросток познает окружающих и самого себя;

в-третьих, группа представляет новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье. [5]

Подростки ищут  товарищей и новые группы, где они могут испытывать чувство принадлежности. Все эти отношения имеют целью большой частью изучение своей собственной личности. В Интернете есть почти безграничное количество людей и групп для взаимодействия - все виды людей и групп, со всеми видами личностей, традиций, ценностей и интересов. [7]

Как видно из выше сказанного, референтная группа очень важна для подростка. Если в группе престижно иметь персональный компьютер, быть умелым пользователем компьютерных программ и Интернета, то подросток обязан разделять эти установки, иначе, он будет отвергнут группой.

 Социальные контакты в виртуальном сообществе имеют специфическую природу, сочетая такие качества, как избирательность, анонимность и доступность. По мнению кандидата мед. наук Лоскутовой В.А. Интернет, как способ аддиктивной реализации, достаточно уникален, но лишь одно это не может объяснить появление интернет-аддикции, должна присутствовать определенная личностная предрасположенность. «Комплекс недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне – вот черты личности, которые могут предрасполагать к возникновению интернет-зависимости. [4] Следовательно, при проведении профилактических занятий, необходимо учитывать, что  в группу риска возникновения зависимости от общения в сети Интернет попадают подростки с комплексом недостаточности.

Реакция увлечения (хобби) как правило, препятствует аддиктивному поведению. Особенно сильно противодействует аддиктивному поведению интеллектуально-эстетические хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) также препятствует аддиктивному поведению. [3]

Мы считаем, что данный тип реакции, уместно использовать при составлении программы по профилактике Интернет-зависимости. Важно вызвать интерес учащихся к посещению кружковых занятий, участию в различных внеклассных мероприятиях, здесь неоценима работа классных руководителей, завуча по учебно-воспитательной работе, организаторов досуга учащихся.

Единственное исключение — особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным [3]. Такие подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению ненужных сведений и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда — тяготение к асоциальным компаниям сверстников. [3]

Социальные сети Интернета (social networking service) позволяют реализовывать реакцию информационно-коммуникативного хобби, бездумному общению со сверстниками отводится значительное время. Об этом еще будет сказано, когда мы будем освещать результаты нашего исследования. Таким образом,  можно сделать вывод о том, что среда виртуального общения со сверстниками очень привлекательна для подростка и дает ему возможность реализовывать информационно-коммуникативное хобби. Мы полагаем, что количество затрачиваемого времени на общение в социальных сетях сказывается на самочувствии и успеваемости учащихся.

 J.Suler приходит к выводу, что для подростков существует опасность развития Интернет-зависимости, так как киберпространство способно удовлетворить многие их психологические потребности. [7] Между тем, он отмечает, что не все подростки подвержены Интернет-аддикции: некоторые будут лишь случайными пользователями, некоторые пройдут через стадию сильного интереса к Интернету. «Зависимыми могут стать те, у кого существуют психологические проблемы в их реальной жизни. В этом случае киберпространство становится местом побега, местом разрядки, местом, где кричат о помощи.»[5] Мы делаем вывод, что для профилактики Интернет зависимости важно опираться на психологический портрет подростка группы риска возникновения Интернет аддикции.

Подросткам также свойственно заострение черт характера, т.е. акцентуации характера по Личко А.Е. Как же соотносятся акцентуации характера и Интернет-зависимость? Исследование личностных особенностей подростков с признаками интернет-зависимости, проведенное А.Ю. Егоровым с коллегами в 2005 году, показало, что по тесту личностных акцентуаций В. Дворщенко среди интернет-зависимых преобладают подростки с шизоидным (29,8%), истероидным (19,3%), лабильным и эпилептоидным (по 12,3%) типами акцентуации. [5]

Среди интернет-аддиктов достоверно чаще присутствовал риск возможных личностных расстройств (психопатии) и социальной дезадаптации. У обследованных интернет-аддиктов риск алкоголизации оказался в 7 раз выше, чем в контрольной группе, а выраженный и умеренный риск наркотизации — выше в 6,8 раза. В плане особенностей характера интернет-аддикты отличаются от подростков с химической зависимостью. Вместе с тем повышенная склонность к алкоголизации и наркотизации, обнаруженная у интернет-аддиктов, свидетельствует о наличии общих психологических черту лиц, склонных к разным формам аддиктивного поведения.[5]

 Профессор Егоров А.Ю. объясняет преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-аддиктов особенностями деятельности в сети: это определенный уход от реальности, что свойственно шизоидам. По мнению Егорова А.Ю., большое число лиц с истероидной акцентуацией среди Интернет аддиктов, объясняется тем, что это подростки, чьи потребности фрустрированы в реальном мире, и они стремятся к реализации своих истероидных черт в виртуальном мире (например, это может быть знакомство и общение в чатах, имеющее относительно истероидов элементы псевдологии). [5] Исходя из этого, мы предполагаем, что к зависимости от общения в социальных сетях будут склонны подростки с истероидной акцентуацией характера.

Профессором Егоровы А.Ю. и коллегами также была исследована сфера потребностей с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Выяснилось, что подростки, имея высокую, доминирующую потребность в близком общении (фактор А), при этом не имеют достаточной социальной смелости (фактор Н) для установления отношений с окружающими людьми в реальном мире. Интернет-аддикты низко адаптивны и застенчивы, что мешает им искать близких себе людей и налаживать тесные доверительные взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Возможно, удовлетворение их потребностей в поддержке, одобрении, общении смещается из рамок повседневной жизни в жизнь виртуальную. В целом подростки с аддикцией имеют фрустрированную потребность в общении, что им заменяет Интернет. [5] Данные Егорова А.Ю.также как и данные Лоскутовой В.А. говорят о низкой самооценке интернет-аддиктов. [4,5]

        Выводы по главе:

  1. Под Интернет-зависимостью мы понимаем навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Подобного рода зависимое поведение является компенсацией неудовлетворенности каких-либо потребностей в реальной жизни.
  2. Особый интерес для нашей исследовательской деятельности будут представлять подростки зависимые от  виртуального общения, т.е. Интернет-контакты (по Завалишиной О.В.) или Интернет-коммуникаторы (по Саглам Ф.А.)
  3. Мы делаем вывод о том, что, по мнению многих ученых, пубертатный период является фактором риска возникновения зависимости, в том числе Интернет-зависимости. Перечисленные выше психологические особенности подросткового периода необходимо учитывать при работе по профилактике Интернет-зависимости. Мы подчеркиваем, что не все подростки склонны к Интернет аддикции, но стадию острого интереса к Интернету проходят большинство пользователей и важно предупредить развитие зависимости. В ходе профилактической работы необходимо особое внимание уделять учащимся из группы риска: с заниженной самооценкой, застенчивых, с шизоидной, истероидной, лабильной и эпилептоидной акцентуацией характера. Важно информировать классных руководителей и родителей о психологических особенностях таких учеников. Родителей также необходимо информировать о способах контроля времени затрачиваемого на посещение Интернета и качества просматриваемых сайтов.

2. Эмпирическое исследование влияния Интернет-зависимости от социальных сетей подростков на уровень успеваемости в школе.

2.1 Методический инструментарий и ход исследования

Эмпирическое исследование осуществлялось в МОУ «Днестровская средняя школа №1».

Исследование было направлено на:

  1. Выявление подростков с Интернет-зависимостью и находящихся в стадии риска развития Интернет-зависимости.
  2. Определение рейтинга социальных сетей Интернета среди подростков и рейтинга видов деятельности подростков в сети.
  3. Выяснение количества времени, затрачиваемого на посещение социальных сетей Интернета и насколько безопасно общение подростков в социальной сети.
  4. Анализ успеваемости учащихся из группы риска развития Интернет-зависимости и без нее.

В ходе исследования применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

- Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю. (Приложение 1);

- анкета «Поведение в социальных сетях» составленная нами специально для данного исследования (Приложение 2);

- анализ успеваемости учащихся.

Испытуемым были розданы бланки (Приложение 1, 2), испытуемые подписывали бланк. Зачитывалась инструкция и учащиеся задавали возникщие вопросы, после чего приступали к заполнению. Испытуемые были предупреждены, что исправления разрешены, но должны быть чётко видны. В ходе тестирования мы следили, чтобы вопросники заполнялись последовательно, без пропусков. Вопросы вызвавшие затруднения испытуемых были объяснены им без подсказывания ответа или какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор того ли иного ответа из предложенных вариантов.

В конце тестирования мы просили обследуемого еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков.

Обработка результатов начинается с выявления каких-либо нарушений в бланке ответа (пропуск вопросов, стереотипность ответов, т. е. смещение ответов вправо или влево и др.), делающих бланк не пригодным для обработки. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, в которую мы вносили полученные результаты.

2.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования.

Мы диагностировали 197 учащихся из них 87 мальчиков и 110 девочек от 11 до 18 лет на предмет Интернет-зависимости. Для этого мы использовали «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю. (Приложение 1)

Мы можем утверждать, что наша выборка из генеральной совокупности репрезентативна, полученные результаты можно применить ко всем учащимся подросткового возраста  МОУ «Днестровская средняя школа №1».

По результатам тестирования мы поделили испытуемых на следующие группы:

«без Интернет зависимости» - учащиеся, у которых 0%  риска развития компьютерной зависимости;

«увлеченные» - учащиеся, находящиеся на стадии увлечения Интернетом и компьютером;

«группа риска» - учащиеся, для которых существует риск развития Интернет-зависимости;

«зависимые» - учащиеся с Интернет-зависимостью.

Очевидно, что самой многочисленной является группа «увлеченные», а самой малочисленной  «зависимые». Данные представлены в Таблице 1 и на Рис.1

Таблица 1. Распределение учащихся на группы по степени Интернет-зависимости.

Группы

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся в %

«без Интернет-зависимости»

42

21,32%

«увлеченные»

109

55,33%

«группа риска»

45

22,84%

«зависимые»

1

0,51%

Итого

197

100%

Рис. 1 Распределение учащихся по степени Интернет-зависимости.

Школьная психологическая служба провела работу с ученицей 6 класса Н. и ее родителями, у которой в результате тестирования была обнаружена Интернет-зависимость.  Наш  исследовательский интерес был направлен на «группу риска», так как именно она нуждается в мероприятиях по профилактике Интернет-зависимости. Результаты исследования подростков из «группы риска» по половой принадлежности показали, что количество мальчиков и девочек с риском развития Интернет-аддикции практически одинаково.

Рис. 2 Распределение учащихся в «группе риска»  по гендеру.

На рисунке 3 представлено распределение подростков из «группы риска» по возрасту. Пятнадцатилетние составляют большинство, а одиннадцатилетние – меньшинство, однако различия в количестве представителей того или иного возраста не существенно, следовательно, в группе риска не преобладают учащиеся какого-то определенного возраста.

Рис. 3 Распределение подростков в «группе риска» по возрасту.

На рисунке 4 мы можем видеть, как распределились социальные сети по степени их популярности в подростковой среде. В связи с тем, что большинство подростков зарегистрированы и пользуются сразу несколькими социальными сетями, мы посчитали не удобным демонстрировать данные в  процентах и представили данные в количестве учащихся.

Очевидно, что наиболее популярной социальной сетью является «В контакте» 161 учащийся из 197 отметил, что пользуются этой сетью. Далее следуют «Мой мир» и «Одноклассники». Замыкают пятерку лидеров русскоязычные версии иностранных социальных сетей «Facebook», «Twitter». Примечательно, что только 4 подростка из 197 ответили, что не пользуются социальными сетями, так как им хватает реального общения с их друзьями. Еще двое отметили, что не пользуются социальными сетями, так как они отнимали у них слишком много времени.

Мы подошли к вопросу о количестве времени затрачиваемого на нахождение в социальных сетях. На рисунке 5 отражены данные, полученные нами на вопрос: «Сколько времени в сутки обычно вы тратите на пребывание в социальных сетях?»

Рис. 4 Рейтинг социальных сетей среди подростков.

Таблица 2. Количество времени затрачиваемого подростками

на пребывание в социальных сетях.

Кол-во времени

Кол-во учащихся

%

менее часа

8

4%

1 час

32

16%

2 часа

47

24%

3часа

55

28%

4 часа и более

55

28%

 

Рис. 5 Количество времени затрачиваемого подростками

на пребывание в социальных сетях.

Многие авторитетные источники [12], что пребывание в глобальной сети от 3 часов и более, является одним из признаков Интернет-зависимости. Результаты нашего исследования констатируют тот факт, что 28% учащихся находятся в виртуальной реальности 3 часа и столько же по 4 часа и более, что  в сумме дает 56% учащихся. Эти данные весьма красноречивы. Проводя сравнительный анализ мы обнаружили, что 23%  учащихся попало в группу риска развития Интернет зависимости, в то же время, 28% учащихся тратят  от 4 и более часов в социальных сетях. После анализа данных оказалось, что все ребята из «группы риска» тратят от 4 и более часов в виртуальной реальности. Таким образом,  в нашем исследовании подтвердилась связь между Интернет-зависимостью и продолжительным нахождением в сети.

Далее мы задались вопросом, если подростки тратят так много времени в сети, то чем же они занимаются. Так как всеми опрошены были отмечены сразу несколько вариантов ответов, мы представляем данные в количестве учеников. Результаты представлены на рисунке 6.

Рис. 6 Рейтинг видов деятельности подростков в социальных сетях Интернета.

Как и ожидалось, наиболее популярные виды деятельности это прослушивание музыки и общение с друзьями, а также просмотр фото и видео.

В разработанной нами анкете «Поведение в социальных сетях» мы указали вопросы, касающиеся личной безопасности. Результаты представлены на рисунке 7.

 

Рис. 7 Безопасность поведения подростков в социальных сетях

Очевидно, что необходимо проводить просветительскую работу между учащимися о возможных опасностях разглашения своих личных данных в Интернете и общении с незнакомыми людьми.

Таблица 3. Сравнительный анализ успеваемости учащихся из «группы риска» и «без Интернет-зависимости»

Средний балл

«без Интернет-зависимости»

«группа риска»

Кол-во

%

Кол-во

%

от 5 до 4,5

18

43%

9

20%

от 4,4 до 4

9

21%

10

22%

от 3,9 до 3,5

11

26%

16

36%

от 3,4 до 3

4

10%

10

22%

Итого:

42

100%

45

100%

Рис. 8 Сравнительный анализ успеваемости учащихся из «группы риска» и учащихся «без Интернет-зависимости»

        Мы подошли к главной задаче нашего исследования – подтверждение или опровержение гипотезы о том, что  чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на успеваемости учащихся. Мы получили информацию о годовых оценках за 2011-2012 учебный год каждого ученика из «группы риска» и «без Интернет зависимости». Затем   высчитав средний балл успеваемости для каждого ученика. Далее мы объединили их в группы в зависимости от среднего балла:

-от 5 до 4,5;

-от 4,4 до 4;

-от 3,9 до 3,5;

-от 3,4 до 3.


Полученные в результате данные представлены в таблице 3, а так же отражены на рисунке 8. Очевидно, что в группе «без Интернет-зависимости» учащихся успевающих на отлично и хорошо значительно больше, чем в «группе риска».

Таким образом, мы подтверждаем гипотезу, что чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на успеваемости учащихся.

 Нами не остался незамеченным тот факт, что и среди учащихся из «группы риска» также достаточный процент хорошо успевающих ребят. Мы можем объяснить этот факт тем, что по результатам исследований Лоскутовой В.А. [4] Интернет-зависимости наиболее подвержены люди с высоким уровнем интеллекта.

Итоги: В результате нашего исследования мы:

- выявили одного подростка с Интернет-зависимостью и находящихся в стадии риска развития Интернет-зависимости, их число составило 45 человек;

- в «группе риска» не обнаружили связи между склонности к Интернет-зависимости и полом учащихся, также не обнаружили связи между склонности к Интернет-зависимости и возрастом учащихся, можно говорить о том, что подростковый возраст в целом является фактором риска развития Интернет-зависимости;  

- определили рейтинг социальных сетей Интернета среди подростков, среди которых лидируют В контакте, Мой мир, Одноклассники, Facebook, Twitter;

- выяснили, что больше половины опрошенных затрачивают на общение в социальных сетях 3 и более часов в сутки, при  этом подростки из «группы риска» затрачивают 4 и более часа;

- определили рейтинг видов деятельности подростков в социальных сетях, среди которых лидируют: прослушивание музыки, общение с друзьями и просмотри фото и видео друзей;

- установили, что достаточно большой процент подростков беспечно относятся к безопасности личной информации и общению с незнакомыми людьми в сети;

- проанализировали успеваемость подростков из «группы риска» и «без Интернет-зависимости» и отметили, что в «группе риска» в целом успеваемость ниже.

3. Заключение.

        В результате проделанной нами работы мы решили поставленные перед собой задачи:

- проанализировали литературные источники, определили понятие «Интернет-зависимость», рассмотрели типологию «Интернет-зависимости» и выделили, что существует зависимость от виртуального общения, а также пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, подростковый возраст является фактором риска возникновения Интернет-зависимости;

- подобрали валидную методику  Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю. и разработали анкету «Поведение в социальных сетях»;

- провели тестирование 197 учащихся подросткового возраста от 11 до 18 лет указанной методикой и анкетой и обработали полученные данные;

- выявили учащихся находящихся в стадии риска развития Интернет-зависимости и учащуюся с Интернет-зависимостью;

- проанализировали успеваемость учащихся «без Интернет-зависимости» и  в «группе риска» и сопоставили полученные данные;

- нами было установлено, что наиболее популярными социальными сетями являются «В контакте», «Мой мир» и «Одноклассники». Интернет-зависимости подвержены в равной степени, как мальчики, так и девочки. Учащиеся склонные к Интернет-зависимости проводят в социальных сетях от 4 и более часов. Также мы определили рейтинг видов деятельности подростков в социальных сетях, среди которых лидируют: прослушивание музыки, общение с друзьями и просмотри фото и видео друзей. Кроме того, мы установили, что достаточно большой процент подростков беспечно относятся к безопасности личной информации и общению с незнакомыми людьми в сети. Успеваемость в «группе риска» в целом ниже, чем у учащихся без Интернет-зависимости, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

- полученные результаты будут освещены на родительских собраниях, кроме того, на основе статьи Джона Сулера [7], мы разработали памятку для родителей (Приложение 3) по профилактике Интернет-зависимости.

Важно помнить, что психологические проблемы, не решенные в реальной жизни, способствуют бегству в виртуальную реальность. Следовательно, подростки, зависимые от виртуального общения испытывают дефицит общения в своей повседневной жизни. Задача родителей, психологов и педагогов вовлекать ребят в интересные занятия и обсуждения, найти время, возможности для совместного плодотворного общения. Вот к таким выводам мы пришли в результате нашего исследования.

4.Список использованной литературы:

  1. Голдберг И. Расстройство Интернет-аддикция.// Киберпсихология и поведение. 1996, том 3, №4 с.403-412
  2. Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков склонных к Интернет-зависимости Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук (18.02.2012) / Завалишина Ольга Валентиновна; Курский государственный університет. Курск, 2012. – 24с.
  3. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991. – 304c.
  4. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук (13.04.2004) / Лоскутова Виталина Александровна; Новосибирская государственная медицинская академия. Новосибирск, 2004. — 20с.
  5. Руководство по аддиктологии/ под.ред. проф. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. – 768с.
  6. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук (6.10.2009) / Саглам Фируза Альбертовна; Институт экономики, управления и права. Казань, 2009. – 24с.
  7. Сулер Д. Подростки в киберпространстве: хорошие, плохие и отвратительные. -  2005.

 Режим доступа: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/adoles.html

  1. Сулер Д. Эффект он-лайн растормаживания. // Киберпсихология и поведение. 2004. Том 7 с. 321-326

Режим доступа: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/disinhibit.html

  1.  Холл А. Парсонс Д. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии.// Журнал консультации психического здоровья. – 2001. Том 23 №4 с. 312-327
  2. Экспертиза пользования Интернет в двух колледжах/ Дэвис С.Ф., Смит Б., Родриг К., Палверс К. // Студенческий колледж Джей. – 1999. – Том 33, №2 – с.257-260
  3. Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196с.
  4. Янг К.С. Интернет аддикция: личностные черты связанные с ее развитием Текст/ Янг К.С., Роджерс Р.С. //  Киберпсихология и поведение. – 1998. – том 2, №1 с. 46-51

Приложение 1 Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выберите один ответ на каждый вопрос, обводя баллы от 1 до 4 в кружок: 1-никогда; 2-редко; 3-часто; 4-очень часто.

Вопросы

Баллы

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

1

2

3

4

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

1

2

3

4

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

1

2

3

4

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

1

2

3

4

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

1

2

3

4

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

9. Как часто существует  угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

1

2

3

4

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

1

2

3

4

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

Приложение 2 Анкета «Поведение в социальных сетях»

Ребята, школьная психологическая служба приглашает вас принять участие в исследовании общения в Интернете.

Заполните поля с вашими данными:

Фамилия______________, имя______________,класс______________,

 год рождения____________, пол М\Ж

  1. Если вы не пользуетесь социальными сетями укажите причину

_________________________________________________________

  1. Отметьте галочкой квадрат против той социальной сети, где вы зарегистрированы и активно пользуетесь (можно отметить несколько вариантов):

Одноклассники                        Facebook

В контакте                                Twitter

Мой мир                                My space

  1. Если вы не нашли в перечне социальную сеть, в которой зарегистрированы, укажите ее здесь

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Сколько лет вы зарегистрированы в социальной сети ________________
  2. Сколько времени в сутки тратите на пребывание в социальных сетях

4 часа и более                 3 часа                 2 часа                 1 час

менее часа (укажите сколько мин.)______________

  1. На моей страничке в социальной сети указаны мои личные данные, такие как адрес проживания, номер телефона и т.п.

да                        нет

  1. Я завожу дружбу в социальных сетях с теми, кого не знаю в реальной жизни.

да                        нет

  1. Находясь в социальной сети я обычно:

Общаюсь с друзьями                                        знакомлюсь

Просматриваю фото и видео друзей                ваш вариант____________

Играю в  он-лайн игры                                        _______________________

Прослушиваю музыку                                        _______________________

Выкладываю свои фото и видео                        _______________________

Посещаю группы                                                _______________________

Ищу информацию

Приложение 3. Памятка по профилактике Интеренет-зависимости.

Уважаемые родители, перед вами психологические рекомендации, как вести себя с ребенком в целях профилактики Интернет-зависимости.

  • Получите знания об Интернете, обсудите его с другими родителями;
  • Поговорите с ребенком о виртуальном пространстве, но избегайте допроса!
  • Присоединитесь к некоторым видам он-лайн деятельности ребенка;
  • Признайте хорошее и плохое, но не черните Интернет!
  • Не ставьте компьютер в спальне ребенка, выберите для этого зал;
  • Установите разумные правила, временные рамки пользования Интернетом;
  • Поощряйте оставаться в реальном мире;
  • Контролируйте посещение Интернета с помощью программ, но помните, что это не заменяет заботливого родителя!
  • Научите подростка:
  • Не разглашать личную информацию в Интернете.
  • Выйти из Интернета или закрыть сайт, если что-то кажется подозрительным.
  • Не добавлять в «друзья» посторонних (не принимать от них подарки) и т.д.
  • НИКОГДА не встречаться в реальности с незнакомыми людьми без присмотра членов семьи.


Поделиться:

Где спят снеговики?

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Аэродинамика и воздушный шарик

Снег своими руками

Есть в осени первоначальной...