• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Сохраним воду вместе"

Опубликовано Воронина Лариса Африкановна вкл 28.10.2013 - 21:00
Воронина Лариса Африкановна
Автор: 
Нуриева Д.

Цель проекта - изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране. Автор проекта решил показать вклад школьников в охрану пресных вод,  проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты нашей реки. В рамках проекта проведён мониторинг качества питьевой воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Аджим

Малмыжского района Кировской области

 

Сохраним воду вместе

                                                                                        Работу выполнила

                                                                                        Нуриева Динара

                                                                                        Руководитель

                                                                                        учитель биологии

                                                                                        и химии

                                                                                        Воронина Л. А.                                                  

                                                                                       

                                                     

                                         

Аджим  2011

Оглавление


Введение………………………………………….……………………..………...

 


3

Глава I.

1.1. «Экология – безопасность – жизнь»

1.2. История водных артерий нашего поселения……………....………………



5

Глава II.

Оценка качества поверхностных вод……………..…………………………….


6

Заключение. ………………………...………………………………………........

9

Перспективы… ………………………………………………………...………...

12

Список литературы………………………………………………………………

13

Приложения……………………………………………….………………….…..

14

1. Введение.

           Всех ребят мы в большие походы

           Звонкой песней сумеем увлечь.

           Охранять зорко нашу природу –

           Это Родину, значит, беречь.

                                           (М. Андронов)

Автор экологического водоохранного проекта «Сохраним воду вместе» живёт в селе Аджим Малмыжского района Кировской области. Люди, приезжающие в гости отмечают то, что наша местность отличается не только красотой, но и чистотой. А ведь многие жители городов  лишились возможности  экологически грамотного общения с природой, что приводит к загрязнению воздуха, почвы, внутренних вод.  

 «Берегите родную природу!» - как часто мы слышим эти слова! Но задумываемся ли мы над смыслом  этих слов? Не всегда! А сколько заботы о будущем вложено в этом призыве! Родная природа – источник не только чистого воздуха и экологически чистых продуктов, но и красота, и душа Родины.

Участвуя в ежегодной  природоохранной операции «Наш дом – Земля», особое внимание мы обратили на водоёмы, выявили основные источники загрязнения реки Аджимка и её притоков. Наиболее существенными источниками загрязнения являются следующие:

1. Коммунально–бытовые стоки, которые содержат большие количества поверхностно - активных веществ (губительно сказываются на флоре и фауне), органики (разложение её вызывает дефицит кислорода и водоём умирает).

2. Сельскохозяйственные стоки с животноводческих ферм, смывы с полей удобрений и ядохимикатов.

3. Атмосферные и талые воды несут вымываемые из атмосферы загрязнители антропогенного происхождения, особенно в период весеннего паводка.

А поскольку потребность человека в пресной воде на 80% удовлетворяется за счёт речного стока, перед нами встала проблема, связанная с охраной природных вод.

Нас заинтересовала история реки Аджимка и легенды, связанные с ней, каково экологическое состояние реки Аджимка, родников - притоков, питающих её? Всё это говорит об актуальности темы, которая интересна автору как исследователю.

Автором была выдвинута гипотеза: если организовать природоохранную деятельность, то будет дольше сохраняться чистая пресная вода.

           Таким образом, была поставлена цель -  изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране.

           Объектом исследования является такое явление, как утрата значимости охраны природы на фоне хищнического использования природы.

          Предмет исследования: вклад школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения.

          Задачи проекта:

- вовлечь учащихся в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды;

- показать полную и подробную картину  вклада школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения;

- проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты пресных вод через иные мероприятия (перспективы проекта).

         

Глава I.

1.1.

Китайская мудрость гласит:

«Если вы думаете, что вам нужно

идти, то вы уже идёте».

Если мы будем беречь родную природу каждый в меру своих сил и способностей, то из наших маленьких усилий родится могучая река противодействия бездушной и разрушительной деятельности человека! Нельзя придерживаться принципа «После нас хоть потоп!».

В связи с ухудшением экологической ситуации на территории России ежегодно проводятся дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология – безопасность – жизнь». И мы активно включаемся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», состоящую из нескольких мероприятий. Экологические акции: «Чистый двор», «Чистая вода», «Чистый воздух» и другие. Озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест, проведение экологических субботников. Очистка берегов водоёмов и русел малых рек и ручьёв. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок, а также участие в экологических конкурсах и экспедициях.

1.2.

А что это за место, где мы родились? Этот вопрос встаёт перед каждым из нас, и мы решили собрать легенды, связанные с родниками нашей местности.

Река  Аджимка  является  правым  притоком  реки Вятки. Она  берет  свое  начало  далеко  за  пределами  Аджимского  поселения  в  лесу  недалеко от бывшего  населенного  пункта  Михеево (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Легенду о Святом ключе слышали многие, в результате поисков письменного источника, выяснилось, что эта легенда описана в исследовательской работе Никулиной Марины и в Интернете  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Река  Марков  Ключ  названа  в  честь Марушки,  мужчины,  который  жил  за  концом  деревни Исаево,  недалеко  от  истока  этого  ключа.  Река  по  себе  неглубокая,  но  с  крутым  левым  берегом  и  пологим  правым.  Эта  речка  богата  множеством  хороших  ключей,  которые  питают  реку  чистой  водой. Благодаря  ключам  речка  и  зимой  не  замерзает. А  жители  деревни  используют  ключи  и  речку для  бытовых  нужд.  

Интересен такой факт. Родников в нашем поселении огромное множество, а село Аджим окружают ключи с четырёх сторон света. С юга – Святой ключ, на востоке на левом берегу р. Аджимка – Исаевский родник, на севере – Кучанский родник, на западе – родник, который находится между Аджимом и Верхней деревней.

Поверхностные воды прудов, реки Аджимка и её притоков используется в хозяйственных целях, как место отдыха и рыболовства.  

Глава II.

На  реке  Аджимке  есть  два  больших  пруда – в  Верхней  деревне  и  в  Аджиме. Эти  пруды  построены  давно, и  экологическое  состояние  их  желает   лучшего. В  Аджиме  пруд  спускали, но,  ни  разу  не  чистили,  а  в  Верхней  деревне  пруд  не  спускали,  ни  разу.  Вода  в  прудах  уже  застойная  - весеннего  половодья  для  его  чистки  недостаточно.  Пруды  летом начинают  «цвести  и  пахнуть»,  рыба,  пойманная  в  пруду,  иногда  пахнет  болотом. Верховья  прудов  с  каждым  годом  все   больше  заносятся  илом  и  песком,  а  также  зарастают  ивой  и  рогозом.  Раньше  на  старом   пруду  в  Верхней  деревне  росло много  кувшинок. Сейчас  их  нигде  не  встретишь. Но  зато  цапли  стали  по  весне  каждый  год  прилетать  сюда. На берегу пруда р. Аджимка в зарослях рогоза выводят птенцов в течение более трёх лет дикие утки. В  Аджиме  на  пруду  в  2005  году  даже  останавливалась  на  ночлег  пара  белых лебедей, в 2009 году – несколько  белых лебедей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), а в 2010 году останавливалась пара чёрных лебедей. 

Автору проекта стало интересно, что сделано школьниками Аджимского поселения, и какой личный вклад он может внести в изучение и сохранение уникальных источников пресной воды нашей местности. Таким образом, косвенно участниками проекта являются все учащиеся МОУ СОШ с. Аджим и Нуриева Динара, ученица 8 класса, под руководством учителя биологии и химии Ворониной Л. А.

          Этапы работы:

          Первый этап (май - октябрь 2010 года) – изучение проблемы, литературы.  Много информации дал школьный музей с. Аджим, литературные источники.  Автор узнал об особенностях внутренних вод Малмыжского района, обобщил данные об использовании пресных вод населением, выявил, в каких природоохранных мероприятиях участвуют школьники, какие существуют экологические проблемы вод нашей местности.

         Работа с литературой, в школьном музее МОУ СОШ с. Аджим, встречи с интересными  людьми позволили узнать много нового по теме исследования.

         Второй этап (ноябрь-декабрь 2010 года)  - сбор сведений и систематизация полученных материалов, описание роли школьников в охране пресных вод, анализ полученных сведений, оценка результата работы по теме исследования.

          Третий этап (январь 2010 года) – обобщение  и подведение итогов, вывод.

          Четвертый этап (февраль 2011 года) – подготовка и показ презентации.

Пятый этап (март – апрель 2011 года) – дополнение проекта и рефлексия.

В процессе работы над проектом была проведена работа с литературой, имеющейся в фондах школьной библиотеки, с Интернетом, с вещественными и письменными источниками школьного краеведческого музея, с устными источниками – меморатами жителей Аджимского поселения. Так собраны и созданы письменные источники, фотографии, подтверждающие изложенные факты.

Поработав с письменными источниками школьного музея, побеседовав со старшей вожатой Просвиряковой Людмилой Михайловной, мы  познакомились с данными мониторинга экологического состояния пресных вод р. Аджимка, который проводится ежегодно на уроках краеведения. 

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой и не вызывать ухудшения состояния здоровья.

Проводя мониторинг в рамках проекта, мы решили определить качество поверхностных вод.

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

  1. Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность).
  2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды).
  3. Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН (кислотность), жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды).
  4. Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро).
  5. Микробиологические показатели (термотолерантные колиформы или Е.соli, ОМЧ).

Проводя мониторинг органолептических показателей родниковой, речной и талой воды мы использовали  шкалу для определения запаха воды и шкалу привкуса питьевой воды (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Качество воды определяется по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, например, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа – красноту.

В ходе проекта автором проведён неполный химический анализ родниковой, речной и талой воды.  Результаты помещены в приложениях (Приложения 5 - 10) по следующим химическим показателям:

1.Определение pH универсальным индикатором.
2.Определение сульфатов.
3. Определение концентрации активного хлора в свободной и связанной формах.
4.Определение ионов меди.
5.Определение органических веществ в воде.
6. Определение концентрации нитрат-аниона.

В 2009 году наше сельское поселение включилось в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом». Вода трёх ключей, кроме Святого, будет поступать в наши дома уже в 2011 году по этому проекту. Глава Аджимского поселения Хайрутдинова Римма Мударисовна предоставила информацию о качестве родниковых вод. Она рассказала, что в рамках включения в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом» была неоднократно проведена экспертиза грунтовых вод и ознакомила нас результатами лабораторных исследований воды родников № 2 (в конце Аджима), № 3 (Кучанский родник), № 5 (Исаевский родник). Мы узнали следующее. Микробиологические исследования от 15.12.2010 показали, что по исследуемым микробиологическим показателям пробы воды  соответствуют СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Вода в них без запаха, без привкуса, прозрачная, жёсткость ниже допустимого норматива. Согласно протоколу лабораторных испытаний, в воде родников нет бактерий и спор, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02

Заключение.

Вовлекая учащихся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», мы провели следующие экологические акции:

  • Акция «Очистим планету от мусора» - проводим экологические десанты по уборке территории вокруг школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 11), благоустройстве микрорайона села, близлежащих территорий реки Аджимка и её притоков (ПРИЛОЖЕНИЕ 12), что способствует сохранению и чистоты вод нашей местности.
  • Акция «Зелёный наряд селу»:  

- оформляем цветочные клумбы на территории школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 13);

- участвуем в расширении посадок яблоневого сада вокруг территории школы;

- заложили берёзовую аллею памяти в честь 60-летия Великой Победы;

- на правом берегу Аджимки посадили 3.000 саженцев сосны, которые со временем внесут свою лепту в очистку воздуха и воды.

  • Акция «Сохраним воду вместе»:

- проводим мониторинг, исследуя экологическое состояние реки Аджимки (ПРИЛОЖЕНИЕ 14);

- проводим экспедиции по очистке родников реки Аджимка (ПРИЛОЖЕНИЕ 15);

- участвуем в конкурсе сочинений, пишем стихи о родном крае (ПРИЛОЖЕНИЕ 16), занимая призовые места в конкурсах различного уровня.

- исследуем качество питьевой воды и её экономию на уроках предмет краеведческой направленности.

Ожидаемый результат этой акции состоит в том, что будут собраны и систематизированы сведения о свойствах воды в реке Аджимка для мониторинга изменения качества вод в лучшую или худшую сторону.

2. Проводя мониторинг качества поверхностных вод, мы получили следующие результаты:

  1. Определение интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер появления запаха

Оценка интенсивности запаха

Вода

речная

талая

ключевая

Нет

Запах не ощущается

0

+

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

+

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

+

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет вас воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

II. Определение характера запаха.

Характер запаха

естественного происхождения

Вода

речная

талая

ключевая

Неотчётливый или отсутствует

+

Землистый

+

+

Гнилостный

Плесневый

Торфяной

Травянистый

Другой (укажите, какой)

III.  Определение цветности

Цветность воды

Вода

речная

талая

ключевая

Слабо-желтоватая

+

Светло-желтоватая

Жёлтая

+

Интенсивно-жёлтая

Коричневатая

+

Красно-коричневатая

Другая (укажите, какая)

IV.  Определение мутности

Мутность воды

Вода

речная

талая

ключевая

Слабо опалесцирующая

+

Опалесцирующая

Слабо мутная

+

Мутная

+

Очень мутная

Как показало проведённое исследование,  речная и талая вода имеют загрязнения.

Ключевая вода не загрязнена и пригодна для использования. Вода имеет благоприятные органолептические свойства:

- прозрачная;

- бесцветная;

- не имеет запаха и привкуса;

- обладает освежающим действием.

3. Проанализировав качество воды по химическим показателям, мы получили следующие результаты. Вода всех трех проб в целом соответствует нормативам ГОСТа (Приложение 17).

Перспективы проекта.

Природа нуждается в защите человека, нашей помощи. Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? А потому, что, если мы срочно не окажем помощь природе, она умрёт. Охрана природы – дело не только взрослых, но и нас, детей.

Перспективы проекта:

- расширить знания об экологическом состоянии вод нашей местности через проведение системы мониторинговых исследований.

- устанавливать таблички в местах охраняемых объектов природы;

- создать из числа учащихся объединение «Голубой патруль», цель которого – охрана и защита водоёмов.

          - поработать над присвоением статуса памятник природы «Гидрологический памятник – родники Аджимки».  

Список литературы.

  1. Изучение географии Кировской области в курсе физической географии. (Методические рекомендации для учителей географии). – г. Киров, 1989 г.
  2. Журнал Биология в школе, 2004, 6, с. 65-69.

3.  В.И.Колчанов, А. М. Прокашев и др.  «Природа,  хозяйство,  экология  

     Кировской  области   г.  Киров  1996 год.

  1. Природа Кировской области. – Киров. 1999. – 256 стр. + две вкладки. 
  2. Экология родного края / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 1996. – 720 с. + вкладка.
  3. http: / www. 080DE.RU Методы экспресс-анализа качества питьевой воды.
  4. http: / www.septech.ru/ Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством ГОСТ 2874-82


Поделиться:

Лист Мёбиуса

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Извержение вулкана

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Медведь и солнце