• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме "Мир загадок"

Опубликовано Нечаева Инна Львовна вкл 31.10.2013 - 11:17
Нечаева Инна Львовна
Автор: 
Агалакова Дарья

Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей,  это тот жанр, который необходимо изучать.

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.

Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.

О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agalakova_dasha.doc99.5 КБ
Office presentation icon agalakova_dasha.ppt873.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Мир загадок

Научно-исследовательская работа

 ученицы 4 «б» класса Агалаковой Дарьи

Руководитель Нечаева Инна Львовна,

 учитель начальных классов

Конаково 2010

                   

           Содержание

  1. Введение                                                                                                3
  2. История происхождения загадок                                                         5
  3. Типы загадок, сходства и различия в построении                             7
  4. Художественно – изобразительные средства                                     9    
  5. Отражение культуры и быта  в народных загадках                           11
  6. Мои загадки                                                                                           12
  7. Вывод                                                                                                      13
  8. Список литератур                                                                                  14
  9. Приложение                                                                                            15

1. Введение

Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей,  это тот жанр, который необходимо изучать.

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.

Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.

О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки.

Цель исследования: Изучить загадки как жанр устного народного творчества.

Задачи:

Изучить происхождение загадок;

Изучить типы загадок, сходство и различие в их  построении;

Выявить художественно – изобразительные средства, употребляемые в загадках;

  •  Исследовать отражение культуры и быта  в народных загадках.
  • Придумать свои загадки на основе проведённого исследования.

Объект исследования:  загадки

Предмет исследования: особенности художественной формы, художественно – изобразительные  средства.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение.

Гипотеза:  если я узнаю историю происхождения, особенности  

композиционного построения, типы загадок, то смогу ли на основе  

имеющихся знаний самостоятельно их сочинять.

2. История возникновения загадок

Загадки - один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит  в такой старине, о которой у нас, к сожалению, немного сведения.

Большинство учёных связывают возникновения загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. А появилась тайная речь тогда, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг, да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Не было у человека власти над природой, зато был большой страх перед ней - такой могучей и непонятной. Наши предки считали, что природа подслушивает всё, о чём говорят люди и заранее готовится к встрече с ними. И люди в те далёкие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ловлю старались таких слов как сеть, капкан не произносить вслух. Ведь все эти слова были связаны с успехом в делах. Вдруг лесной дух или сам зверь услышит - как бы не сорвалось!

А для того, чтобы природу обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы, да пастухи особый тайный язык.

Например: во время охотничьего сезона полагалось называть медведя – коровой, а корову - рыкушей, гром - туром, молнию - турицей.

Загадки – это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Они появились давно, но не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. Загадка несла в себе черты предмета, загадывания до тех пор, пока он существовал.

Например:

Маленькая собачка

Всё поле обежала (серп)

Но есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно. Например:

 В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)

Появилась эта загадка не ранее18 века. Именно тогда стекло стало активно входить в быт человека.

Таким образом,  можно сделать вывод, что загадки являются следствием изобретения тайного языка древними предками для общения друг с другом, чтобы окружающий мир, олицетворяемый человеком,  не мог препятствовать успешному выполнению того или иного дела.

3. Типы загадок, сходства и различия в построении  

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойдёнными образцами фольклора как искусство слова. Небольшие по объёму, они могут быть простыми и сложными. Простыми,  когда рисуют всего лишь один образ, картину.

Например:

Стоит старик над водой,

Качает бородой (камыш)

Но могут быть сложными, изображая какое – либо действие или событие.

Может быть такая композиционная форма: описательная часть, монолог (диалог).

Например:

Летела птица орёл,

Говорила с царём:

«Ела всех царей и князей,

только не ела

ветра в поле

да рыбы в море» (комар) 

Загадки знают и монологическую, и диалогическую формы композиции. Ухват и помело, например, иносказательно изображались в диалоге между собой: «Чёрный огарыш, куда поехал?» – «Молчи, кручено, верчено, там же будешь!» а горшок рассказывал о себе целую историю: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться  стал, умер – мои косточки негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут».

Но самая распространённая композиционная форма загадок – описание. 

Например:

 Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры (кошка)

Таким образом, загадки по композиционной форме бывают пяти видов (см. таб. № 1).

Что же такое загадка? Ответ на этот вопрос можно найти в любом словаре.  Загадка – жанр народно поэтического творчества, иносказательное описание какого – либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего. Все загадки можно разделить на четыре типа:

  1. Загадки – иносказание;
  2. Загадки – описание;
  3. Загадки – вопросы;
  4. Загадки – задачи.

Сходство этих четырёх типов загадок – и в их построении. Композиция

всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ (см. таб. № 2). 

Но есть и отличия. Загадки – иносказания и загадки – описание созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинками, художественными деталями.

Например:

1. Голубой шатёр

Весь мир накрыл (небо)

2. Белоголовая корова

В подворотню смотрит (месяц)

Загадки – вопросы и загадки – задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а  ума.

 Например:

Летела стая гусей,

Одного охотники убили.

Сколько осталось?

Все перечисленные выше типы загадок учат нас увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном обычное.

4. Художественно – изобразительные средства

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафоры – душа загадки. Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла который в них имеется.

Например:  Дождь идёт. Метафора в загадках всегда необычна, фантастична. Она строится с таким расчётом, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь:

В зиму ест,  а летом спит,

Тело тепло, а крови нет,

Сесть на него сядешь, а с места не свезёт?

Широко используется сравнение. Его употребление объясняется поэтической необходимостью постоянно сопоставлять один предмет с другим.

Например:

Бела как снег,

Зелена как луг,

Черна как жук…

Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление  - антитеза, создающая поэтический парадокс.

Например: 

Маленькая птичка,

А громко поёт (сверчок)

Не редко противопоставление строилось на отрицании.

Например:

Без рук, без ног –

Через тын ползёт (месяц) 

Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовала гипербола. Так в загадках звёзды сравниваются с горохом.  Например:

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не соберёт: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица (звёзды).

Так же в загадках широко используются эпитеты.

Например: красна девица.

Вывод: анализ художественной формы загадок показывает, что в них очень широко употреблялись поэтические средства, все они способствовали созданию поэтического содержания. 

5.Отражение культуры и быта  в народных загадках.

В старину была широко распространена роспись посуды. Украшали тарелки, чашки, чайники. В том числе и ковши. Самая популярная роспись ковшей – жостовская. Именно жостовские мастера первые увидели в ковше образ утки.  С распространением такой посуды, появилась загадка: Утка в море – хвост на воле.(ковш).

Мука была очень популярна. Ведь она кормила всё население страны. Из неё делали и хлеб, и калачи, и сушки, и баранки. Пшеничные и ржаные поля были при каждой деревне. Вот и загадка: Бела беляна в поле гуляла, домой пришла, по рукам пошла (мука)

Молоко тоже считалось основным продуктом, потому что из него делали и сыр, и творог, и простоквашу, и сметану. А ещё на Руси было лакомство – творожники. Делали их так: утром, зимой, кислый творог закладывали в специальные формы   и выносили на улицу на весь день. А вечером доставали и ели. Получалось что-то вроде мороженого.  Любили, и просто парное молоко, отсюда  пошла загадка: Не солено, не варено, а едят (молоко)

Русские люди уважали соль. Её ели буквально со всем. Соль была очень дорогая. Продукты засаливали в кадушках чтобы они лучше сохранялись. Не зря говорили: Солоница мала, а царица стола. Соль играла огромную роль. Выражение «не солоно хлебавши» означает, пустую трату времени. Загадка Что в избе за белая Марья. (соль), вся пронизана уважением к этому продукту. Люди селились у лесов, ведь там они брали дичь, ягоды, грибы и целебные растения. Может быть именно из-за этой близости в загадке : Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. Морозные узоры сравниваются с лесом.

6. Мои загадки

Благодаря исследованиям я смогла сочинитиь и свои загадки:

  • Сидит красна – девица румянится, а коса за ней до пола тянется. (Морковь)

  • В небесах летает пух, падает на землю. Зимой он землю согревает, весной он речку пополняет. (Снег)

  • Кто бабушкин клубок запутал.

      Мышку серую поймал,

      Молоко из блюдца выпил

      Кусок обоев разодрал?(Котёнок)

  • В доме моём раздался звонок, очень весёлый живёт там . . . (Щенок)

  • Стоят два братца,  друг на друга глядятся,  век не сойдутся. (Берега)

  • Вокруг  носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах).

7. Вывод

   Я выполнила все задачи поставленные мною в начале исследования:

  • Изучила происхождение загадок;
  •  Изучила типы загадок, сходство и различие в их построении;
  •  Выявила художественно – изобразительные средства,         употребляемые в загадках
  •  Придумала свои загадки на основе проведённого   исследования.

Загадки  представляют собой очень древнее явление. На протяжении многих тысячелетий они пересказывались и пополнялись всё более современными и новыми образцами. Узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов.  Изучив  происхождение, построение загадок, их типы можно самостоятельно научиться составлять загадки.   Для этого необходимо желание, терпение и знание окружающего мира.

8. Список литературы

  1. Литература и фантазия /сост.Л.Е.Стрельцова-М.: «Просвещение»,

1992

  1. Пикулева Н. Слово на ладошке.- М.: «Новая школа»,1994
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./сост.Ю.Г. Круглов- М.: «Просвещение», 1990
  3. Советский энциклопедический словарь /А.М.Прохоров- М.: «Советская энциклопедия», 1987
  4. 1000 загадок / сост.Н.В.Елгина, Т.И. Тарабарина-Я.: «Академия раз-

вития», 1999

  1. «Загадки. Скороговорки». Составитель В.Лунин  АСТ-Пресс - 1997 год

                                            9. Приложение

Таблица№1

                             Загадки бывают пяти видов

     

  Таблица№2

 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Композитор Алексей Рыбников

Рисуем акварельное мороженое

Можно от Солнца уйти...

"Разделите так, как делили работу..."