Северный морской театр имеет важное значение для нашей страны как открытый выход в Атлантический океан. Он связан Северным морским путем.И поныне мы все помним и чтим имена героев северного флота, героев-подводников. Их памяти и посвящается исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_otechestva.doc | 1015.5 КБ |
«Морская слава России: моряки на службе Отечеству».
« Герои Отечества: герои войн и морских сражений»
Курзанова Александра Александровна
16 лет
МОУ СОШ №49 10 «В» класс
183036г. Мурманск, ул. Старостина 93, кв. 83
ул. Скальная 12
+79522998793
8(8152)-26-47-35
popugai_kesha@mail.ru
Цыганкова Наталья Сергеевна
Учитель истории, обществознания
Санкт-Петербург
2011 г.
Аннотация:
Цель работы: Определение стратегического значения Краснознаменного Северного Флота в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи: определить влияние человеческого фактора на ход боевых действий.
Объект исследования: экстремальные условия войны, в которых совершенствовался Северный Флот; боевой дух советских подводников.
Предмет: героизм советских подводников.
Методы исследования:
- анализ исторических источников
- частично-поисковый
- интервьюирование
Актуальность данной темы: История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.
План:
Введение
2.1 Герои Краснознаменного Северного Флота
2.2 Значение Северного флота в Великой Отечественной войне.
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Северный морской театр имеет важное значение для нашей страны как открытый выход в Атлантический океан. Он связан Северным морским путем с Тихим океаном. Через порты Белого и Баренцева морей осуществляются внешние и внутренние морские перевозки. Северные районы страны богаты минеральными и биологическими ресурсами.
С началом войны Черное и Балтийское моря не могли использоваться для морских сообщений с другими странами, поэтому значение Архангельска и Мурманска как портов, через которые можно было поддерживать связь с другими странами, резко возросло.
Северный морской театр имеет большую протяженность в меридиональном и широтном направлениях. Расстояние между Архангельском и Кольским заливом составляет 434 мили, а между Архангельском и мысом Желания на северной оконечности Новой Земли — 972 мили. Баренцево море в полтора с лишним раза больше Балтийского, Черного и Азовского морей, вместе взятых.
Плавание в высоких широтах Заполярья имеет ряд особенностей. Более двух месяцев (май — июль) продолжается полярный день, а с ноября солнце уже не восходит, и до конца января продолжается полярная ночь. В зимний период Белое море, а также северная и восточная части Баренцева моря покрываются льдом. Большая же часть Баренцева моря, омывающая Северную Норвегию и Кольский полуостров, не замерзает круглый год. Незамерзающий Кольский залив является одним из лучших в мире укрытых мест для круглогодичного морского сообщения.
Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. В отличие от других флотов Северный флот в течение войны увеличил свои силы по всем классам кораблей, в авиации, в береговой обороне. К началу войны флот имел в своем составе 15 подводных лодок, 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, другие корабли, авиация насчитывала 116 боевых самолетов. А в конце войны в составе флота были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолётов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии, более 25 тысяч морских пехотинцев.
В ходе борьбы северный флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе. Подвиги североморцев в Великой Отечественной войне яркими страницами вошли в героическую историю Вооружённых Сил. Североморский лётчик Борис Феоктистович Сафонов первым из участников Великой Отечественной войны был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. В течение всей войны умело организовывал и руководил боевой деятельностью флота командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко. Противоборствуя с крупными силами противника, силы флота за годы Великой Отечественной войны уничтожили 628 и повредили 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолётов противника. Также была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
И поныне мы все помним и чтим имена героев северного флота, героев-подводников: Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья. За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов, офицеров, моряков северного флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них летчик Б.Ф. Сафонов, катерник А.О. Шабалин и разведчик В.Н. Леонов стали дважды Героями Советского Союза. За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Ушакова 1 степени, 12 кораблей, частей и соединений флота преобразованы в гвардейские, 47 – награждены орденами, 14-ти присвоены почетные наименования. 24 июня 1945 года в Параде Победы приняли участие 200 североморцев. Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной. Спустя два десятилетия, 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.
Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: «Все для фронта, все для победы!» Солдаты самоотверженно воевали, не имея ни выходных, ни праздников.
Героизм – героическое свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
Для меня понятие героизма включает в себя самоотверженность и стойкость человека. Способность к совершению подвига не ради славы, а ради людей.
В наше время мало внимания уделяется героям того времени и их заслугам. Люди, совершившие подвиги в тот трагический для нашей страны период времени, внесли свой вклад в ход войны и показали, что наша нация сильная и способна дать отпор противнику.
Я родилась в городе, который во время войны был главной базой Северного Флота. Это удваивает мой интерес к изучению Великой Отечественной войны. Город Полярный был основан в 1899 году 24 июня. Изначально был назван Александровск в честь императора Александра III. 5 мая 2008 года Указом Президента Российской Федерации Полярному присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Я горжусь тем, что родилась в этом замечательном городе. Подвиг людей, защищавших наш край навсегда в моем сердце, и я хочу рассказать подробнее о значении Кольского края в войне и о подвигах героев, воевавших в то сложное время.
1. Мурман в годы Великой Отечественной войны.
1.1 Геостратегическое значение Севера в войне.
Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и её союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии.
Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.
1.2 Вклад Кольского края в Великой Отечественной войне.
Северный флот, действуя в суровых климатических условиях Заполярья, сразу же включился в упорные бои на мурманском направлении с отборными горноегерскими частями германской армии. Высадками морских десантов, активными действиями подводных лодок, торпедных катеров и авиации на морских сообщениях, артиллерийской поддержкой с кораблей и бомбоштурмовыми ударами авиации по скоплениям войск, укреплениям и базам противника, отправкой на сухопутный фронт маршевых батальонов североморцы помогали войскам Карельского фронта отстоять свою главную базу Полярное и крупнейший на Севере незамерзающий порт Мурманск. Остановленный в первые месяцы войны на рубеже реки Западная Лица, враг был вынужден прекратить наступление в Заполярье.
Советский народ не забудет бессмертные подвиги экипажей сторожевых кораблей "Туман", "Пассат" и "Бриллиант", тральщика "Т-120", ледокольного парохода "Сибиряков", до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Славные страницы в боевую летопись Северного флота внесли моряки гвардейского эсминца "Гремящий", Краснознаменных кораблей: лидера "Баку", эскадренных миноносцев "Грозный", "Громкий" и "Куйбышев", тральщиков "Т-110" и "Т-887".
В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.
Важнейшим итогом первого периода войны на северном крыле советско-германского фронта явился срыв гитлеровских планов молниеносного захвата Кольского полуострова, единственного незамерзающего порта - Мурманска и последующего закрытия выхода советским судам из Белого моря. Решающая роль в этом принадлежит войскам 14-й армии, но огромна заслуга и Северного флота, который в 1941 г. сделал все возможное, чтобы помочь советским войскам решить эту главную задачу.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны в октябре 1944 года Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в результате которой враг был изгнан из советского Заполярья и наши войска освободили часть территории Северной Норвегии. В боях за Печенгу, Линахамари и Киркенес североморцы вновь продемонстрировали массовый героизм и высокое воинское мастерство. В ходе Великой Отечественной войны Северный морской путь стал одной из наиболее важных внутренних коммуникационных линий Советского Союза, обеспечивавших возможность стратегического маневра морскими силами между Северным и Тихоокеанским флотами.
Внутренние перевозки на Северном морском театре во время войны осуществлялись по следующим направлениям: из Кольского залива на полуострова Средний и Рыбачий, в Архангельск и различные пункты Арктики; из Архангельска к линии фронта; между портами Белого моря.
Героическая оборона Заполярья вошла славной страницей в боевую летопись Великой Отечественной войны.
2.Героизм северян в войне.
2.1 Герои Краснознаменного Северного Флота
Гаджиев Магомед Имадутдинович
Родился 20 октября 1907 года в ауле Мегеб, Республика Дагестан. Аварец. Капитан 2 ранга (30.07.1941). Герой Советского Союза (23.10.1942; посмертно).
В Военно-Морском Флоте с 1925 года.
Окончил два курса 1-го Дагестанского педагогического техникума, Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе, подводный класс УОПП Военно-Морских Сил РККА, два курса Военно-морской академии им. К.Е.Ворошилова.
В 1920-1922 гг. М.И.Гаджиев служил в Красной Армии: красноармеец артиллерийского дивизиона 28-ой стрелковой дивизии 11-й армии, отдельной роты связи 2-й Московской стрелковой бригады, пулемётной команды 2-го Дагестанского стрелкового полка. На Северном Кавказе и в Закавказье принимал участие в боях против войск генерала А.И.Деникина и ликвидации банд Гацинского хана, остатков банд в Южном Дагестане и на Тереке. В мае 1922г. был демобилизован – по возрасту не подлежал воинской повинности.
После окончания военно-морского училища службу проходил на подводных лодках Морских сил Черного и Азовского морей ( с 11 января 1935 г. – Черноморского флота): минер ПЛ «Коммунист»(2-12.1931); помощник командира ПЛ «Политработник» (5.1932-5.1933); врид командира ПЛ «Карбонарий» (5-8.1933)
С августа 1933г. По август 1937г. служил на Тихоокеанском флоте: командир ПЛ «М-9»
(8.1933-4.1934), «Щ-117» (4.1936-8.1937).
В 1935г. за успехи в боевой и политической подготовке М.И.Гаджиев был награжден орденом Ленина.
В сентябре 1939г. М.И. Гаджиев назначен начальником 2-го отделения 2-го отдела штаба Северного Флота.
В октябре 1940г. М.И. Гаджиев назначался командиром 1-го дивизиона подводных лодок Северного Флота. Как командир дивизиона проявил настойчивость в обеспечении качественного освоения личным составом новых больших подводных лодок типа «К» и обучение молодых командиров подводных лодок на базе и в море.
С началом боевых действий в годы Великой отечественной войны М.И.Гаджиев неоднократно выходил на подводных лодках на выполнение боевых заданий. Под его руководством дивизион за 11 месяцев войны осуществил 12 сложных минно-заградительных постановок, потопил более 20 кораблей и судов противника.
Из аттестации 1942г.: «Под командованием тов. Гаджиева дивизион новых лодок стал большой силой в бою с противником. Он научил командиров лодок смелым маневрам в чрезвычайно сложной обстановке, научил находить и уничтожать корабли противника торпедами, минами и в артиллерийском бою, как в отрытом море, так и в глубоких шхерах…».
М.И.Гаджиев первым показал пример тактически обоснованного применения артиллерии подводных лодок. В 1941-1942 гг. он неоднократно выходил обеспечивающим на подводных лодках в боевые походы, в которых часто вступал в артиллерийский бой с кораблями противника: ПЛ «К-2» в сентябре 1941г. таким способом повредила вражеский транспорт «Лофотен». При возвращении в базу 18 сентября в честь одержанной победы «К-2» произвела салют холостым выстрелом. Командующий флотом вице-адмирал А.Г.Головко одобрил инициативу и разрешил впредь подводным лодкам отмечать каждую победу салютом из пушки. Так родилась в ВМФ новая боевая традиция, одним из творцов которой был М.И.Гаджиев.
В марте 1942г. Командир дивизиона М.И.Гаджиев на подводной лодке «К-21» вышел в море для оказания помощи поврежденной подводной лодке «Щ-402», потерявшей ход. «К-21» прошла около 400 миль полным ходом и при плохой видимости нашла «Щ-402», оказала ей помощь и обеспечила безопасный переход в базу.
29 апреля 1942г. М.И.Гаджиев ушел в свой последний боевой поход на подводной лодке «К-23». 12 мая подводная лодка обнаружила в районе Окс-фиорда вражеский конвой и атаковала торпедами транспорт из его состава. Корабли ПЛО начали преследовать «К-23», забрасывая её глубинными бомбами. «К-23» всплыла, вступила в артиллерийский бой с вражескими кораблями, отразила их атаки и сумела оторваться от преследования, однако сама получила значительные повреждения. М.И.Гаджиев донес командованию бригады о происшедшем и получил приказание возвращаться в Полярный . при отходе от места боя подводная лодка подверглась налету вражеских самолетов и была вынуждена погрузиться, что дало возможность кораблям ПЛО приблизиться к ней и возобновить бомбометание.
Выполняя боевое задание, «К-23» погибла в бою с превосходящими силами противника.
За героизм, мужество и отвагу в боях с врагом на море Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 2-го ранга М.И.Гаджиеву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Герой Советского Союза М.И.Гаджиев навечно зачислен в списки соединения подводных лодок Северного флота; его имя присвоено плавбазе подводных лодок и гарнизону Северного флота, одной из бухт Антарктиды в районе Земли Виктории.
Фисанович Израиль Ильич
Родился 23 ноября 1914 года в еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина).
В 1922 г. семья переехала в Харьков. Здесь Израиль Фисанович окончил семилетнюю школу и поступил в фабрично-заводское училище при заводе сельскохозяйственных машин «Серп и молот». По окончании училища, Харьковский горком КСМУ направил его в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. За отличные успехи в учёбе он получил от Наркома Обороны К. Е. Ворошилова именные серебряные часы.
После окончания училища с мая 1936 года лейтенант Фисанович служил на Балтике, был штурманом на ПЛ «М-77», дивизионным штурманом, командиром ПЛ «М-84». Летом 1938 года Израиль Ильич переведен на Северный флот. В течение осени сменил две штурманские должности на берегу и отправился на учёбу в Ленинград.
После окончания учёбы он вновь прибыл на Север. 22 июля 1941 года был назначен командиром подводной лодки «М-172».
18 августа 1941г. в первый боевой поход ПЛ «М-172» вышла под командованием И.И.Фисановича. Находясь в районе Киркенеса в течение трех дней, он настойчиво искал вражеские конвои, но, не встретив их в районе своей позиции, принял решение проникнуть в базу противника – в порт Линахамари. Несмотря на крайне сложные навигационные условия и развитую систему обороны порта, подводная лодка проникла в фиорд Петсамо-вуоно,21 августа вошла в порт и атаковала стоящий там под разгрузкой транспорт. Это был первый прорыв нашей лодки в Линхамари.
И.И.Фисанович совершил 17 боевых походов , в ходе которых выполнил два спецзадания командирования по высадке на побережье Норвегии и снятию с него разведгрупп, провел 12 торпедных атак.
Из аттестации 1942г.: «Смелый, решительный и дисциплинированный командир, настойчив в выполнении боевых заданий командования. Волевые качества развиты: энергичен, инициативен… Боеготовность корабля и личного состава находится на высоком уровне. Подлодка может и способна под его командованием в сложных условия выполнять боевые задачи».
Указом Президиума Верховного Совета СССР капитан-лейтенанту И.И.Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза; «М-172» была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943г. удостоена гвардейского звания.
В июне 1943г. И.И.Фисановича назначили командиром 6-го дивизиона бригады подводных лодок. Дивизион был сформирован из вновь прибывших на Северный флот подводных лодок типа «М».
В сентябре 1943г. он обеспечивал первый поход подводной лодки «М-107». 11 сентября подводная лодка атаковала и потопила противолодочный корабль противника «Uj-1222».
Из боевой характеристики 1943г.: «Фисанович в бою смел и решителен. Активно ищет врага как днем, так и ночью. Скрытно уклоняется от преследования. Оперативно-тактическа подготовка вполне удовлетворительная».
В апереле 1944г. был назначен на должность командира подводной лодки, переданной Великобританией Советскому Союзу, и убыл в Англию для получения корабля.
30 мая ПЛ «В-1» была принята от союзников в счет репарации при разделе флота Италии и зачислена в состав Северного флота. 25 июля подводная лодка убыла из Лервика в Кольский залив, но на базу не пришла. При следовании из Англии «В-1» погибла. Существует несколько версий её гибели. По одной из них подводная лодка отклонялась от установленного маршрута движения. Английский самолет «Либерейтор» ошибочно принял ее за немецкую подводную лодку и 27 июля 1944г. потопил глубинными бомбами. По другой версии – подорвалась на плавающей мине. Возможно на «В-1» произошла авария.
И.И.Фисанович погиб вместе с экипажем при выполнении боевого задания.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями, американским орденом «Морской крест».
Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович был навечно зачислен в списки Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, его имя навсегда занесено в список одной из воинских частей Северного флота.
В Киеве установлен памятник подлодке М-172 и её командиру. Ему посвящены экспозиции в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Северного флота в Полярном. Барельефы с его изображением установлены в городе Полярном и в Харькове.
В 1949 на заседании исполкома Полярного городского Совета депутатов трудящихся от 14 июня был принят протокол № 17 «О переименовании улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания». На основании данного протокола принято решение улицу 3 Линия переименовать и назвать улицей Фисановича. Так же его именем были названы улицы в Кировограде и в Харькове.
Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.
Лунин Николай Александрович
Родился в Одессе в семье служащего в 1907 году. Детство и подростковые годы провёл в Мариуполе. После окончания школы стал работать камбузником, юнгой, матросом на судах портфлота. Окончил школы водников в Мариуполе, Водный политехникум в Ростове-на-Дону, командный отдел УОПП им. С.М.Кирова, Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова.
В армии Лунин проходил службу шифровальщиком 8-го отдела штаба Северокавказского военного округа.
После увольнения из армии в запас он занимал должность декана Одесского института инженеров водного транспорта, затем в 1933-1935гг. плавал на судах Черноморского пароходства вторым помощником, старшим помощником капитана, капитаном.
После окончания командного отдела УОПП Н.А.Лунин проходил службу сначала на Балтийском флоте в должности помощника командира ПЛ «Щ-314», затем на Северном – в должности командира ПЛ «Щ-404».
Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421» серии X типа «Щука» на Северном флоте. Под его командованием подводная лодка активно вела боевые действия на морских коммуникациях противника, в том числе на шхерных фарватерах.
Из аттестации 1942г.: « Имеет большой практический опыт в управлении кораблем, которым владеет отлично. Морские качества отличные. Волевой и требовательный командир. Личный состав его корабля подготовлен им хорошо, в трудную минуту в боевых походах растерянности не проявляет. Смелый и решительный командир. Находясь в боевых походах, активно производит поиск врага днем и ночью».
На «Щ-421» Н.А.Лунин совершил пять боевых походов, произвел семь торпедных атак; на его боевом счету к февралю 1942г. числилось семь потопленных транспортов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и отвагу в борьбе с противником капитану 3-го ранга Н.А.Лунину присвоено звание Героя Советского Союза. Подводная лодка «Щ-421» стала Краснознаменной.
В марте 1942г. – декабре 1943г. Лунин командовал подводной лодкой «К-21». За этот период она выполняла различные задачи: произвела четыре минных постановки на коммуникациях и у берегов противника; высадила разведывательную группу в тыл врага; вела военные действия на морских коммуникациях неприятеля.
В марте 1942г. перед ПЛ «К-21» была поставлена не совсем обычная задача: найти терпящую бедствие подводную лодку «Щ-402» и оказать ей помощь. В результате атаки немецкими противолодочными кораблями на «Щ-402» были повреждены топливные цистерны, и 10 марта она осталась без топлива в 30 милях от мыса Нордкап. 13 марта «К-21» нашла «Щ-402», передала ей топливо и масло. 14 марта «Щ-402» прибыла на базу.
18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё. 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсё с целью прикрытия конвоя PQ-17. 5 июля, находясь на позиции в районе о.Инге, он получил сообщение о выходе в море на перехват союзного конвоя немецкой эскадры в составе линейного корабля «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и восьми эскадренных миноносцев. Вскоре корабли были обнаружены подводной лодкой «К-21». Командир скрытно провел её внутрь ордера эскадры и атаковал линкор, о чем доложил командованию. Как выяснилось после войны, торпеды цели не достигли, но это не умаляет заслуги командира в предотвращении ещё большей трагедии конвоя «PQ-17». Германское командование посчитало, что фактор внезапности его замысла утрачен и приказало эскадре возвратиться в Альтен-фиорд.
На выставленных «К-21» минах 22 апреля 1943г. подорвался немецкий пароход «Дюна» (1926 брт). Всего в ходе войны Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника.
В декабре 1943г. капитан 2 ранга Н.А.Лунин был назначен командиром 1-го дивизиона подводных лодок Северного флота и командовал ими до убытия в Военно-морскую академию в марте 1944г.
Из представления к награждению орденом Ушакова II степени: «Вступив в декабре 1943г. в командование 1-м дивизионом ПЛ, тов. Лунин со свойственной ему энергией и настойчивостью совершенствовал знания, приемы и тактику подводной войны как с командирами, так и с офицерами подводных лодок, а также обращал серьёзное внимание на дальнейшее укрепление воинской дисциплины среди личного состава дивизиона. Среди офицеров и личного состава соединения заслуженно пользуется авторитетом волевого, решительного и смелого командира».
По окончании академии Н.А.Лунин был назначен начальником штаба учебной бригады подводных лодок Северо-Балтийского флота, затем командиров учебного дивизиона, учебной бригады, учебного дивизиона, 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ.
С мая 1956г. по январь 1957г. Николай Александрович вновь на командной должности: командир отдельной бригады подводных лодок Северного флота.
Из аттестации 1957г: « за период службы в должности командира бригады к исполнению служебных обязанностей относился добросовестно. Несмотря на ряд трудносте, успешно справился с формированием соединения, с приемкой и переводом новых подводных лодок и Беломорска в Кольский залив. Проявил большую энергию в организации базирования кораблей бригады на плавучих средствах в губе Сайда и наведению порядка на прибывших подводных лодках и вспомогательных судах». На этом закончилась служба Н.А.Лунина на подводных лодках.
В 1946—1950гг. был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-ой бригады подводных лодок 8-го ВМФ. Потом проходил службу в госприёмке.
С мая 1956 года по январь 1957 года Н. О. Лунин — командир отдельной бригады подводных лодок Северного флота, потом в 1958—1961 годах занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, начальника 9-го управления данного института. С апреля 1962 года контр-адмирал Н. А. Лунин — в запасе.
Весной 1962 года по состоянию здоровья ушёл в отставку, но по-прежнему ходил на судах в Арктику и Антарктику капитаном дальнего плавания.17 ноября 1970 года скончался. Похоронен с воинскими почестями на Богословском кладбище в Ленинграде.
Стариков Валентин Георгиевич
Стариков Валентин Георгиевич родился 8 июня 1913г. в семье служащего в городе Сарапул Удмуртской Республики.
Окончил Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе, специальный курсы командного состава УОПП им. С.М.Кирова, Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова, присвоено право окончившего Высшую военную академию им. К.Е.Ворошилова.
По окончанию училища В.Г.Стариков был назначен на Балтийский флот: командир торпедной группы БЧ-3 подводной лодки «Щ-304»; командир БЧ-3 линейного корабля «Марат»; помощник командира ПЛ «Щ-314».
В мае 1939г. в составе экипажа подводной лодки совершил переход по Беломорско - Балтийскому каналу на Север. 17 июня ПЛ «Щ-314» переименовали в «Щ-422». 21 июня она вошла в состав Северного флота. В.Г.Стариков продолжил службу на той же подводной лодке. В том же году он был назначен командиром ПЛ «М-171».
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940гг.
В Великую Отечественную войну В.Г.Стариков вступил в той же должности. Требовательный командир; умело организовывал обучение подчиненных. «М-171» по его командованием выходила в боевые походы на поиск и уничтожение кораблей противника, выполняла задания по высадке разведгрупп в тыл врага, обеспечению защиты советских конвоев. При выполнении боевых заданий подводная лодка неоднократно подвергалась преследованию кораблей ПЛО противника и только благодаря умелым и решительным действиям командира благополучно уходила из-под удара.
13 сентября 1941г. «М-171» под командованием старшего лейтенанта В.Г.Старикова проникла в порт Линахамари, но целей не обнаружила. При выходе из фиорда ее обнаружили и атаковали противолодочные катера противника. Командиру удалось благополучно оторваться от них.
2 октября 1941г. В.Г. Стариков вновь прорвался в Линахамари и атаковал два транспорта, стоявшие у причала. При отходе подводная лодка попала в противолодочную сеть и в течении двух часов безуспешно пыталась преодолеть её, подвергаясь атаками глубинных бомбами. Только во время прилива подводной лодке удалось освободиться от сети: она на перископной глубине прошла над притопленной сетью и благополучно покинула фиорд. За мужество, проявленное в критической ситуации , В.Г.Стариков был награжден орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР капитан-лейтенанту В.Г.Старикову присвоено звание Героя Советского Союза, а 3 апреля 1942г. подводная лодка «М-171» была преобразована в гвардейскую. В августе того же года ей было вручено переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ.
В марте 1943г. он стал командиром ПЛ «К-1» СФ.
Осенью 1943г. В.Г.Стариков был переведен на Черноморский флот на должность начальника штаба 2-го дивизиона 1-й Севастопольской бригады подводных лодок. «Состоя в должности начальника штаба, капитан 2 ранга Стариков умело сочетал боевой опыт и на основе изучения боевой деятельности подводных лодок поднял штаб 2-го дивизиона ПЛ как орган боевого управления, до уровня стоящих перед дивизионом задач и повседневной работы», - отмечено в наградном листе.
Благодаря хорошей организации работы штаба по подготовке и ведению боевых действий с января по сентябрь 1944г. подводные лодки этого дивизиона потопили тральщик, несколько быстроходных десантных барж и транспортов противника. За успешные боевые действия и умелое руководство подводными лодками В.Г.Стариков награжден орденом Ушакова II степени.
По окончании Военно-морской академии он был назначен начальником штаба Лиепайской ВМБ 4-го ВМФ.
В последующие годы Стариков занимал различные должности: старший преподаватель кафедры подводных лодок военно-морского факультета Высшей военной академии им. К.Е.Ворошилова; начальник Новоземельского полигона, 1-й заместитель начальника полигона по опытно-научной работе; начальник Высших специальных офицерских классов Высшего военно-морского училища подводного плавания; начальник минно-торпедного факультета того же училища; начальник Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова.
Контр-адмирал (7.05.1966).
С июля 1972г. в отставке.
Награжден двумя орденами Ленина (1941,1942), двумя орденами Красного Знамени (1942,1951), орденами Ушакова II степени (1945), Отечественной войны I степени (1943), Красной звезды (1948), медалями.
Умер 26 июня 1979г. в Ленинграде. Похоронен на Ново-Волковском кладбище.
С 1987 года имя героя Советского Союза В. Г. Старикова носит одна из улиц города Полярного — города, который много раз провожал героя в дальние походы и встречал из них, радуясь очередной победе.На доме № 1 по улице Старикова укреплена мемориальная доска с надписью «КОМАНДИР-ПОДВОДНИК СТАРИКОВ ВАЛЕНТИН ГЕОРГИЕВИЧ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Видяев Федор Алексеевич
Фёдор Алексеевич Видяев родился 7 ноября 1912 года в селе Степная Шентала ныне Кошкинского района Самарской области. Детские и юношеские годы его прошли в Мурманске.
Окончив среднюю школу, Федор, следуя своей давней мечте, поступил матросом на рыболовный траулер. В 1932г. по путевке Мурманского обкома ВЛКСМ его направили учиться в Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе. В сентябре 1937г. успешно сдал последний государственный экзамен. Как отличник учёбы, он имел право выбора флота. И он выбрал Северный.
Так на подводной лодке «Д-2» появился новый командир рулевой группы лейтенант Видяев.
В феврале 1938 года Федор Алексеевич принял участие в знаменитом ледовом походе подводной лодки «Д-3» для снятия с дрейфующей льдины героической четверки советских полярников.
Осенью того же года Видяева направили учиться на Высшие специальные классы командного состава подводного плавания.
В октябре 1940 года он получил новое назначение — помощником командира подводной лодки «Щ-421» Н.А.Лунина.
В первый же день войны «Щ-421» вышла на боевые позиции. Один боевой поход сменялся другим. Дерзкие, тактически грамотные атаки Лунина приносили победу за победой. В декабре 1941 года Фёдор Алексеевич Видяев был награжден первым орденом Красного Знамени.
4 марта 1942 года Н. А. Лунин был назначен командиром крейсерской подводной лодки «К-21»; командиром «Щ-421» стал капитан-лейтенант Ф. А. Видяев. И уже в первом самостоятельном походе Видяев показал себя отлично подготовленным командиром – дерзким, настойчивым, смелым. В этом боевом походе была одержана шестнадцатая победа экипажа и первая на счету Видяева командира. Экипаж «Щ-421» был награжден орденом Красного Знамени.
8 апреля 1942г. «Щ-421» подорвалась на мине и потеряла ход. На помощь экипажу пришла подводная лодка «К-22» под командованием В.И.Котельникова. экипаж спасли, смертельно раненая «Щ-421» 9 апреля была взорвана торпедой.
В июле 1942 года капитан-лейтенант Видяев был назначен командиром «Щ-422».
В сентябрьском походе «Щ-422» вступила в бой с двумя сторожевиками и двухторпедным залпом из-под перископа один из них отправила на дно. Эта атака значится в истории подводной войны как уникальная: один из немногих случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего ее противолодочного корабля. По возвращении в базу многие члены экипажа были награждены орденами и медалями, Фёдору Алексеевичу был вручён второй орден Красного Знамени.
В феврале 1943г. – новая победа. Прорвав сильное охранение, лодка атаковала транспорт водоизмещением 8000 тонн. Две торпеды, разворотив днище корабля, отправили его вместе с грузом на дно Баренцева моря.
Через несколько дней четырехторпедным ударом с дистанции 7 кабельтовых лодка пустила ко дну сторожевик.
В мае 1943г. заметив большой конвой противника, лодка Видяева на глубине прорвала охранение и оказалась внутри конвоя. Ничего не подозревавшие фашисты шли прежним курсом. Видяев пистолетной атакой пустил ко дну транспорт в 6000 тонн. Взбешенный такой дерзостью, враг сбросил на подводную лодку свыше 350 глубинных бомб. Три часа преследовали подлодку корабли охранения, но Видяев, мастерски маневрируя, вывел лодку из опасной зоны. «Щ-422» вернулась на базу невредимой. Командующий флотом прямо на пирсе вручил Ф.А.Видяеву третий орден Красного Знамени.
1 июля Федор Алексеевич Видяев ушел в свой последний, девятнадцатый поход. 25 июля приказом наркома ВМФ «Щ-422» была преобразована в гвардейскую, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины.
В базу они не вернулись. Экипаж гвардейской подводной лодки пал смертью храбрых. Предположительно «Щ-422» погибла 25 июля 1943г. в районе острова Варде от подрыва на мине.
65 лет назад, 7 ноября 1943 года в главной базе Северного флота г. Полярном, был открыт памятник в честь подводников – это бюст командира «Щ-422» Фёдора Алексеевича Видяева.
Так случилось, что Фёдор Видяев не стал Героем Советского Союза, хотя по числу одержанных побед был достоин этого звания. Соратники-североморцы очень высоко оценили этого выдающегося подводника. Когда стало ясно, что Федор Видяев не вернется, офицеры, матросы, жители Полярного стали собирать средства на памятник. На собранные средства, неподалёку от причала, откуда друзья провожали командира «Щ-422» в последний поход, был открыт скромный монумент. Автором его стал флотский художник Алексей Яковлевич Кольцов (1912-1990). А.Я. Кольцов - художник, заслуженный работник культуры РСФСР. Окончил Академию художеств в г. Ленинграде. Все годы Великой Отечественной войны служил на Северном флоте. После войны – председатель комиссии маринистов Союза художников РСФСР. Работы А.Я. Кольцова выставлялись в Лондоне, в Третьяковской галерее.
На открытии памятника присутствовала мать героя-подводника. Художник Алексей Кольцов сумел сделать бюст героя, передав удивительную портретную схожесть. Кольцов запечатлел Видяева таким, каким друзья видели его в последний раз перед выходом в море – в реглане, в шапке-ушанке.
Позднее памятник Ф.А. Видяеву был перенесен в сквер – перед клубом подводников на территории Краснознаменной ордена Ушакова 1 степени бригады подводных лодок.
Память о герое-североморце жива на заполярной земле. Его именем назван поселок в Мурманской области, а в г.Полярном в 1949г. улица 1 линия была переименована и названа в честь Ф.А. Видяева.
Сторожевой корабль «Туман»
СКР-12 «Туман» — сторожевой корабль 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота. Построен в 1931 году в вольном городе Данциге как рыболовецкий траулер РТ-10 «Лебедка», водоизмещение 1218 тонн, ход 9 узлов, дальность плавания 4500 миль, неограниченный район плавания. Во время Советско-Финляндской войны, 19 октября 1939 года, траулер был мобилизован и зачислен в разряд дозорных кораблей, получив название ДК-10 (дозорный корабль № 10). 4 марта 1940 года перечислен в разряд сторожевых кораблей. Вооружение — 2 универсальных орудия 45-мм, 2 пулемета 7,62 мм, глубинные бомбы.
«Туман» уходит в бессмертие
В начале июля 1941 года для поддержки сухопутных войск командование Северного флота сформировало отряд из сторожевых кораблей «Гроза», №54, и «Туман», а также двух тральщиков, трех сторожевых катеров типа МО и нескольких мотоботов.
Утром 6 июля 1941 года наши корабли под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадили десант в районе Западной Лицы и подержали его артиллерийским огнем. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями.
Во время этой операции самоотверженно действовал экипаж «Тумана». В момент высадки десанта боцман корабля Александр Саблин и матрос Филипп Марченко встали в ледяную воду и, положив на плечи тяжелые сходни, дали возможность остальным прыгать прямо на берег. Когда был тяжело ранен Марченко, его немедленно сменил старшина второй статьи Иван Волок. Артиллеристы «Тумана», осыпаемые градом осколков от рвавшихся бомб, вели ожесточенный огонь по береговым целям. Операция прошла успешно.
5 августа «Туман» начал самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин-мыс Цып-Наволок. В вахтенном журнале стали появляться записи то об обнаружении подводной лодки противника и ее бомбежке, то об обстреле пролетавших над кораблем немецких самолетов.
9 августа в штаб ОВРа (Охрана водного района) поступила выписка из приказа народного комиссара ВМФ СССР № 01457 от 28 июля 1941 года о присвоении командиру СКР "Туман" лейтенанту Л.А.Шестакову очередного воинского звания - старший лейтенант. Знал ли об этом командир?
На пятые сутки, 10 августа, в 3 часа утра над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик. В 3 ч 1 мин "Туман" сообщил по радио: "Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров".
4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Очевидно, именно этот самолет и навел на сторожевой корабль фашистские эскадренные миноносцы. Они двигались плотным строем навстречу сторожевику. Далее события разворачивались стремительно.
Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, фашистские эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).
Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вызвал пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты и многие ранены. Воздушной волной сбросило за борт командира корабля Л.А.Шестакова – найти его в последствии так не удалось. На правом крыле мостика осколком в голову был убит возвращавшийся с обхода боевых постов комиссар корабля старший политрук П.Н.Стрельник. командование корабля принял на себя лейтенант Л.А.Рыбаков. В ходе боя лейтенант М.М. Букин, зная, что Военно-Морской флаг на ночь был спущен, приказал поднять его; рулевой краснофлотец К.Д.Семенов, имевший серьезное ранение в руку, и радист старший краснофлотец В.К.Блинов под огнем противника подняли флаг.
Эсминцы противника вели артиллерийский огонь 13 минут и до 4 ч 55 мин сделали до десятка шестиорудийных залпов. "Туман" получил 11 прямых попаданий. Снаряды насквозь прошивали корпус корабля, рвались в котельном отделении, в надстройке, на полубаке, снесли дымовую трубу, разбили грузовую стрелу. Несмотря на большие повреждения и разраставшийся пожар, охвативший все надстройки, матросы и офицеры держались стойко. Артиллеристы «Тумана» продолжали отстреливаться из единственной сохранившейся носовой пушки. Все остальные члены экипажа под огнем противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, пытались заделать пробоины, которых становилось с каждой минутой все больше.
В самый разгар боя вражеским снарядом сбило развевающийся на гафеле опаленный флаг. Тотчас сквозь пламя на корму бросился раненый рулевой К. Семенов и, схватив флаг, высоко поднял его над головой, но был снова ранен, на помощь Семенову устремился радист К.Блинов. Флаг снова развевался над кораблем. Были уничтожены все секретные карты, лейтенант М.М.Букин спас секретные документы штурманской службы, а краснофлотец А.И.Янин - машинные журналы. Раненный в обе руки военфельдшер И. Т. Петруша продолжал оказывать первую помощь: останавливал кровотечение, фиксировал переломы, руководил работой боевых санитаров. С помощью краснофлотца А. П. Шарова он снял с тонущего корабля последнего из раненых - старшину 2-й статьи И. Ф. Бардана. К 5 ч 15 мин сторожевой корабль имел крен 15° на правый борт. Через пятнадцать минут лейтенант Л. А. Рыбаков приказал спустить на воду шлюпки, пробоины в которых забили бушлатами и бескозырками. В первую очередь в шлюпки перенесли раненых. Оставшийся в живых личный состав не покидал корабля до тех пор, пока "Туман" не лег правым бортом на воду. По команде лейтенанта Л. А. Рыбакова экипаж покинул гибнущий корабль. Сам Рыбаков, оставив корабль последним, приказал гребцам подбирать команду и лишь после того, как все находившиеся в воде были подобраны, поднялся в шлюпку.
В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем, который ушел под воду с гордо поднятым флагом.
Так завершились драматические события 10 августа 1941 года, которые развернулись в Баренцевом море у входа в Кольский залив. Оставшихся в живых разместили на береговой базе ОВРа – в Кувшинской Салме, а раненых – в госпиталях Полярного, Мурманска. Из 52 членов экипажа 15 человек были убиты и 17 ранены.
Вечером 10 августа 1941 года находившуюся на береговой базе часть экипажа "Тумана" посетил начальник политического управления Северного флота дивизионный комиссар Н. А. Торик. От имени командования он поблагодарил весь личный состав сторожевого корабля за мужество и отвагу, проявленные во время боя. Военный комиссар 1-го дивизиона сторожевых кораблей (куда входил "Туман") старший политрук Воеводин вручил личному составу корабля подарки от рабочих Мурманска.
Экипаж расформировали. Кто-то впоследствии погиб в боях, кто-то прошел через всю войну и дослужился до больших чинов, а кто-то занял скромное место в мирной жизни, чей-то след затерялся в тыловых госпиталях, чья-то судьба не сложилась. Это были разные люди, однако всех их объединяет одно - ВЫПОЛНЕННЫЙ ими 10 августа 1941 года ВОИНСКИЙ ДОЛГ. И они заслуживают того, чтобы их имена всегда помнили.
В городе Полярном, в первой столице Северного флота, всегда помнили и помнят героев Великой Отечественной войны. В 1961г. на заседании исполнительного комитета Полярного городского Совета депутатов трудящихся, улица Краснофлотская переименована в улицу имени Героев «Тумана».
Проходя мимо острова Кильдин, корабли Краснознаменного Северного флота приспускают флаги и дают протяжный гудок. 69°33'6" северной широты и 33°40'20" восточной долготы — координаты места, где 10 августа 1941 года геройски погиб сторожевой корабль «Туман».
2.2 Значение Северного флота в Великой Отечественной войне.
Во время Великой Отечественной войны Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями.
К началу войны флот располагал 15 подводными лодками,8 эскадренными миноносцами, 7 сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. К 1945 году в составе СФ были : линейный корабль «Архангельск», крейсер «Мурманск, 17 эскадренных миноносцев (9 поставлены по ленд-лизу), 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев.
Противостоя крупным силам противника, флот за годы ВОВ уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
В ходе войны флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море.
Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе. Подвиги моряков в Великой Отечественной войне яркими страницами вошли в героическую историю Вооруженных Сил.
Заключение
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек. Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды.
2. Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск. В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек. Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза. Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза.
Для жителей нашей страны Великая Отечественная война стала большим и трудным испытанием. Испытанием длиной в 4 долгих года. Сколько прошли люди во время войны, сколько страха испытали они? Невыносимые условия, голод, бесконечные бомбежки, стрельба – вот ужасы войны. Но любовь к Родине и желание защитить её помогло выстоять эти ожесточенные бои. Даже когда казалось, что всё потерянно, советские войска рвались в бой, чтобы спасти свой народ от гибели. На завершающем этапе войны не было сомнения в разгроме фашистской Германии. Оставалось только ждать. Благодаря усилиям огромного количества людей, которые, не жалея сил шли в атаку, не покладая рук, трудились в тылу, наша страна смогла одержать Победу. Наверное, в жизни каждого человека, прошедшего эту войну, момент, когда он узнал о Великой Победе, был самым грандиозным в жизни. Невероятные эмоции, фейерверк в душе. Безграничная радость, ликование и понимание, что все усилия, брошенные на борьбу, были не напрасны.
Даже сейчас, читая всевозможную литературу, посвященную Великой Отечественной войне, я испытываю чувство гордости за подвиг страны, гражданином которой мне посчастливилось стать.
Подвиг советского народа бессмертен и будет жить всегда в сердцах русских людей.
Приложение
Подводные лодки покидают базу в городе
Полярном. (1942 год)
Гаджиев Магомед
Имадутдинович
Фисанович Израиль Ильич
Лунин Николай Александрович
Стариков Валентин Георгиевич
Видяев Федор Алексеевич
Сторожевой корабль «Туман»
Схема боя СКР «Туман» с германскими эсминцами 10 августа 1941г
Список литературы
Широкорад А. Б. Битва за Русскую Арктику. – М., 2008. – С. 158–160.
Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. – М., 1973. – С. 22–23; Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (Опыт оперативно-стратегического применения). – М., 1980. – С. 35–36.
Вайнер Б. А. Северный флот в Великой Отечественной войне. – М., 1964. – С. 179.
Дашичев В. И. Стратегия Гитлера – путь к катастрофе, 1933–1945: ист. очерки, док. и материалы: [в 4 т.]. – Т. 3. – М., 2005. – С. 429.
Папанин И. Д. Лед и пламень. – М., 1988. – С. 295.
Дёниц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. – М., 1964. – С. 173.
Руге Ф. Военно-морской флот Третьего рейха. 1939–1945. – М., 2003. – С. 304.
Минеев А. И. Из заметок военных лет // Летопись Севера. – Вып. IV. – М., 1964. – С. 42–43.
Пиллар Л. Подводная война. Хроника морских сражений. 1939–1945. – М., 2007. – С. 213.
Великая Отечественная война: энциклопедия. – М., 1985. – С. 83
Прибыльский Ю. П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – Томск, 1986. – С. 276.
Позвольте, я вам помогу
Муравьиная кухня
Ласточка. Корейская народная сказка
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Весенняя сказка