Исследовательская работа по теме "Как возраст влияет на запоминание снов" направлена на изучение ученицей взаимосвязи между возрастом и способностью запоминать свои сны и воспроизводить их после пробуждения. В тексте работы предствалена история исследования сновидений, краткая характеристика фаз сна и их физиологические особенности, классификация сновидений. Основной метод исследования - анкитирование учащихся и педагогов школы с последующим анализом данных и выведение логического вывода.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 168.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
«Лучшая исследовательская работа учащихся - 2013»
Как возраст влияет на запоминание снов
Выполнила:
Ученица 5 класса
Самохвалова Юлия
Научный руководитель:
Жикол А.А.
учитель географии
Щекино, 2013
Содержание
1. Введение
2. Что такое сон?
2.1. История исследования сна
2.2. Фазы сна
2.3. Виды снов
3. Экспериментальная часть
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложения
1.Введение
Современные ученые утверждают, что каждый человек видит сны. Но вот количество людей, которые их запоминают, гораздо меньше. Некоторые способны вспомнить все до мелочей, а есть и такие люди, кто, проснувшись утром, вообще ничего не помнит, утверждая затем, что "спал без сновидений". Данный вопрос показался мне довольно интересным, и я решила провести небольшую исследовательскую работу на тему: «Как возраст влияет на запоминание снов »
Цель работы выявить в ходе исследования, как возраст влияет на возможность запоминать свои сны.
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по данному вопросу;
- составить анкеты и провести анкетирование;
- проанализировать собранный материал.
Гипотеза:
Смею предположить, что возраст является одним из главнейших факторов влияющим на нашу способность запоминать сны. Чем старше человек становиться, тем хуже он может вспомнить содержание собственных снов.
Методика:
1. Анкетирование.
2. Что такое сон?
Ученые установили, что человек проводит во сне треть своей жизни. Но почему так много? Так ли необходим сон? Может, можно спать поменьше или вовсе не спать, ведь за это время можно было бы успеть сделать так много? Почему же вместо таблеток, отбивающих охоту спать, фармацевтическая промышленность производит препараты обратного действия, чтобы заставить спать людей, страдающих бессонницей? Значит, сон все же нужен? Зачем? Что такого важного происходит с нами во время сна? Сколько нужно спать? А что случится, если вовсе отказаться ото сна? И вообще, что такое сон, и что значат наши сны?
Вопросы о природе и функциях сна волновали человечество со времен античности. В попытках найти на них ответы, рождались многочисленные теории о сне. Научные выкладки ученых были разнообразны, и зачастую противоречили друг другу.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древнем Египте и Древней Греции. В культурах античных цивилизаций сон носил выраженный мистический характер. По-мнению мудрецов существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям в снах. Древние считали, что сон нужен человеку, чтобы он мог услышать пророчества богов, и все, что человек видит во сне, имеет непосредственное отношению к бытию. Как нельзя более полно восприятие сна раскрывает цитата древнегреческого врача Гиппократа: «Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события». Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В 350 г. до н.э. греческий философ Аристотель попытался объяснить сон как процесс физиологический, а именно, необходимый для осуществления процесса пищеварения. Философ писал, что пробуждение человека ото сна происходит лишь тогда, когда завершается пищеварение. Такой была первая научная теория о сне.
2.1 История исследования сна
Во все времена людей интересовали вопросы, связанные с таким состоянием человека, как сон, его роли в развитии человека. Множество исследователей брались за описание этого состояния. Свои многочисленные работы писали на эту тему физики и химики, неврологи и психиатры. Вторым, не менее значимым вопросом, интересовались философы и психологи. Это причины возникновения и роль сновидений в развитии человека.
Наиболее древние послания из Шумер, Вавилона, Ассирии и Египта наделяют сновидения пророческими функциями, присущими феномен божественного происхождения
И только в античной Греции появляются первые попытки научного объяснения сущности сновидений:
Антифон принципиально отклоняет возможность божественного происхождения сновидений.
Гераклит указывает на значение памяти для формирования образов сновидений.
Демокрит отмечает зависимость сновидений от того, что было воспринято человеком перед сном и от репродукции увиденных образов.
Аристотель писал о том, что сон, принадлежит по своей природе к пограничным состояниям между жизнью и не жизнью, и среди всего прочего занимался проблемой припоминания снов.
Средние века чуть ли не полностью ограничиваются одним только символическим истолкованием сновидений по принципу аналогий. Со времен Аристотеля сон рассматривался как некое маргинальное состояние, а наличие сновидений – лишь как признак недостаточно глубокого сна.
В XIX столетии на тему сновидений появились как описательные, так и теоретико-философские трактаты Г. Шуберта, Радестока и Сплита.
Началом «науки о сновидениях» необходимо считать выход книги Зигмунда Фрейда «Толкование снов».
В результате дискуссий, разгоревшихся вокруг теории сновидений Фрейда, сформировалось два направления исследований: физиологические исследования процесса сна и психологические исследования увиденных сновидений.
Не малый вклад в изучение сна внесла Российская учёная Манасеина М.М. Она выполнила интересное психологическое исследование сновидений. В течение 5 лет она записывала сны 37 различных людей. В результате анализа записанных сновидений, учёная пришла к следующим выводам:
Результаты этого исследования были доложены в Риме в 1894 году на I Международном конгрессе по медицине. и в том же году опубликованы на французском языке.
Современные представления о природе сна сформировались во второй половине XX века, после появления методов регистрации биоэлектрической активности головного, мышц и глаз. Крупным достижением в этой области было открытие явления «парадоксального сна».в 1950-е годы. Н. Клейтманом, У. Дементом (США) и М. Жуве (Франция)
2.2. Фазы сна
В процессе сна у человека происходит взаимная смена двух фаз:
а) Фаза медленного сна
На долю этой фазы приходится порядка 75% общей протяженности ночного отдыха человека. В фазе медленно сна наблюдается уменьшение частоты дыхания, снижение ритма сердцебиения, расслабление мышц и замедление движения глаз. Однако фаза медленного сна не является неким однородным процессом. Внутри нее выделяют четыре стадии, каждой из которых свойственны различные характеристики и показатели глубины сна или пороги пробуждения. По мере углубления медленного сна постепенно снижается активность человека, все сложнее становится его разбудить. При этом в глубоких стадиях фазы медленного сна возрастает сердечный ритм и частота дыхания, которые компенсируют уменьшение глубины дыхание и снижение артериального давления.
С точки зрения физиологии именно в фазе медленного сна происходит оздоровление организма – восстанавливаются клетки, структура тканей, происходит мелкий ремонт внутренних органов человека, восстанавливается энергетический баланс.
б) Фаза быстрого сна
Эта фаза характеризуется существенными изменениями в поведении спящего. Наблюдения позволяют сделать выводы, что для стадии быстрого сна характерно усиление деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом частоте сердечных сокращений, равно как и дыханию, свойственна некоторая аритмичность. Мышечный тонус падает, но при этом активный и выраженный характер приобретают движения глазных яблок под сомкнутыми веками. Именно в этой фазе человек видит сны, более того, если разбудить спящего «быстрым сном», он, скорее всего, будет отчетливо помнить и сможет рассказать о том, что ему приснилось.
Фаза быстрого сна становится более продолжительной от цикла к циклу, но одновременно с этим уменьшается глубина сна. Несмотря на то, что быстрый сон в каждом последующем цикле все больше приближается к порогу бодрствования, разбудить человека, пребывающего в парадоксальном сне значительно сложнее.
Функционально, в фазе быстрого сна происходит обработка информации, полученная мозгом за день, осуществляется обмен «данными» между сознанием и подсознанием. Эта фаза сна необходима человеку для того, чтобы сам человек и его мозг в первую очередь могли адаптироваться к меняющимся условиям окружающей его среды. Именно поэтому, прерывание быстрого сна чревато серьезными последствиями, связанными с нарушениями психической деятельности.
Известны результаты экспериментов, во время которых животных намеренно лишали быстрого сна. У животных утрачивалась способность заснуть, даже если им никто не мешал, а спустя несколько недель крысы погибали.
Человек, который лишен возможности полноценно спать, лишается возможности полноценно восстановить функции психологической защиты, в результате чего становится вялым, раздражительным, плаксивым и рассеянным.[1]
2.3. Виды снов
Все сновидения, которые мы видим, можно разделить на несколько видов:
1. Компенсационные - это те сны, в которых мы уверенно побеждаем своих врагов, становимся властелинами мира, живем во дворцах, имеем то, о чем в обычной жизни не смеем и мечтать. Роль этих снов - сбалансировать психическое состояние человека, дать выход накопившемуся чувству неполноценности, ущербности, ущемленности. Таким образом, нервная система обретает необходимое равновесие. Возможен и обратный вариант - в те периоды, когда жизнь становится необычайно веселой, приятной, полностью свободной от каких-либо отрицательных эмоций, сны приобретают негативную окраску.
2. Творческие - как правило, такие сны видят писатели, поэты, артисты, прочие творческие личности. Сознание их постоянно занято поиском новых сюжетов, персонажей, актерских ходов, не прекращается этот процесс и во сне. Учитывая, что при этом сознание полностью раскрепощается, творческие сны часто бывают необычайно продуктивными.
3. Фактические - эти сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий. Как правило, они не несут никакой смысловой нагрузки.
4. Повторяющиеся - в том случае, когда сон начинает повторяться достаточно часто, это явное указание на некоторую неразрешенную проблему. Подсознание раз за разом пытается подстегнуть нас, направить силы сознания на ее решение.
5. Физиологические - содержание этих снов определяется внешними условиями, в которых находится спящий. Например, чувство холода может стать причиной появления во сне снега, падение с вершины небоскреба окажется на деле падением с кровати, чувства жажды и голода также могут быть причинами возникновения соответствующих сновидений.
6. Предупреждающие - эти сны, как правило, основаны на подсознательном знании того или иного факта и попытке подсознания передать эти сведения сознанию. Например, человеку снится, что он едет на машине, и у него внезапно отказывают тормоза. Все дело в том, что подсознательно он давно уже ощущал, что тормоза пора проверить, но повседневные дела и заботы не давали этой мысли сформироваться окончательно. На том же механизме основаны сновидения, в которых мы обнаруживаем утерянную вещь, что, после пробуждения, оказывается правдой: мы находим потерю именно в том месте, которое видели во сне.
7. Вещие - это самый загадочный и самый непонятный тип сновидений. И единственное, что можно сказать о них совершенно определенно - это то, что они существуют. Известно, что вещие сны приходят во второй половине сна, когда тело и сознание уже отдохнули.
3. Экспериментальная часть
Для выявления зависимости запоминания снов от возраста была составлена анкета [Приложение 1], которую заполнили учащиеся МОУ СОШ №4 г.Щекино с 5 по 11 класс. Всего в анкетировании участвовало 70 человек.
В ходе анализа анкет я выявила, что раньше всех ложатся спать ученики 5 класса, в то время как позже всех - ученики 9 класса [Диаграмма 1].
Также интересным, на мой взгляд, оказалось то, что 66% учащихся на вопрос «Снились ли вам вещие сны» ответили положительно.
Меньше всего времени на сон тратят ученики 11 класса. Мне кажется, это можно объяснить тем, что у них скоро выпускные экзамены, а значит, у них увеличилась учебная нагрузка.
А больше всех спят учащиеся 6 класса. Я думаю это потому, что они учатся во вторую смену и могут себе позволить ложится спать и просыпаться позже, чем учащиеся других классов [Диаграмма 2].
Исходя из результатов анкетирования, я заметила, что чаще всего свои сны помнят ученики 5 ,7 и 9 классов. По данным анкет в 5 классе 90% опрошенных ответили положительно на данный вопрос, в 7 класс 80% , а в 9 класса 70% опрошенных. Более низкие результаты у учащихся 6, 8, 10 и 11 классов. Если анализировать общие данные по всем опрошенным выходит что собственные сны помнят более 50% опрошенных, что демонстрирует диаграмма №3.
Заключение
Таким образом, я могу сделать вывод, что возраст не является главным элементом, определяющим запоминание или забывание собственных снов, и выдвинутая мной гипотеза была не верна. Скорее всего на этот процесс оказывают влияние несколько факторов одновременно, среди которых можно выделить:
Ярким примером этого являются ученики 11 класса, которые вроде и ложатся спать не поздно, но на сон тратят не более 7 часов в сутки. Мне кажется, что на это оказывает влияние то, что 11 класс – выпускной и учебная нагрузка в этом звене значительно больше чем в других. Если к этому добавить переживания по поводу предстоящей сдачи ЕГЭ, то мы видим взаимодействие практически всех факторов.
Также интересная картина наблюдается в результатах 6 класса. Учащиеся ложатся спать позже 12 часов ночи и на сон тратят в пределах 6-8 часов. При этом в большинство учащихся не помнит своих снов, что противоречит моей гипотезе. Смею предположить, что у данной группы учеников сбиваются фазы сна, в результате чего они и не запоминают свои сновидения.
Список литературы
1. Вейн А. М. «Три трети жизни» - М.: «Знание», 1991. – 240с.
2. Куприянович Л.И «Биологические ритмы и сон»- М.: «Наука», 1976.- 66с.
3. Вейн А.М. «Сон - тайны и парадоксы» - М.: «Эйдос-Медиа», 2003. – 200с.
Приложение 1.
Анкета
Класс_____
1)20:00-22:00 2) 22:00-0:00 3) позднее 0:00
2. Сколько часов вы спите?
1)6-7 часов 2) 8-9 часов 3)10-11 часов 4) больше 11 часов
3.Страдаете ли вы бессонницей?
1) Да 2) Нет
4.Помните ли вы свои сны?
1) Да 2) Нет
5.Каждый ли день вам снятся сны?
1)Да 2) Нет
6.Цветные ли у вас сны?
1) Да 2) Нет
7.Снились ли вам когда-нибудь вещие сны?
1) Да 2) Нет
8.Чувствуете ли вы сонливость на уроках?
1) Да 2) Нет 3)Иногда
[1] Куприянович Л.И «Биологические ритмы и сон» - М.: «Наука», 1976.- 66с.
Ель
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Карандаши в пакете
Рождественские подарки от Метелицы