Проект
Организация школьного питомника.
Биоэкология дуба.
создание школьного питомника по выращиванию дуба с последующей высадкой и создание дубравы в окрестностях школы. Почему мы решили создать собственный питомник, а не выкапывать в лесу готовые саженцы.
Если вы хотите не просто посадить несколько деревьев, а вырастить новый лес или заниматься посадками постоянно, вам лучше всего создать свой маленький питомник.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 26.36 КБ |
Проект
Организация школьного питомника.
Биоэкология дуба.
Выполнила: ученица 10 класс
МБОУ СОШ №6 х.Тельман
Кривцова Ирина
Руководитель: Деглан С.В.
2013 год х.Тельман
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………… 3-4
2. Цели и задачи……………………………………………………………..5
З. Ход работы …………………………………………………………… 5-7
4. Результаты ………………………………………………………………..8
5. Выводы и рекомендации ……………………………………………… 8
6. Литература ………………………………………………………………...9
7. Приложение ………………………………………………………………10
Введение.
Россия —самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов.
Леса в Краснодарском крае занимают 22,5% территории края. В результате антропогенного воздействия состояние растительного мира края оценивается как критическое. Практически уничтожены степные сообщества, нарушена растительность горных лесов, альпийских и субальпийских лугов. Исчезают уникальные растительные сообщества и редкие виды растений. Растет количество незаконных рубок леса. В связи с изменением геополитического положения края получила развитие практика изъятия земель лесного фонда для различных хозяйственных нужд. Ухудшается общее санитарное состояние лесов края. Большой вред наносят пожары. Технология лесозаготовок с помощью трелевочных тракторов приводит к развитию эрозионных процессов и деградации почв.
Известно, что исчезновение лесов нередко приводило к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате сведения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х годов в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.
Восстановление части лесов в этих регионах решает сразу несколько экологических проблем. Прежде всего, лес существенно улучшает микроклимат в засушливых регионах, восстанавливает пересохшие ручьи и речки, а также полноводность крупных рек. Давно известно, что лес бережет реки и ручьи. Высаженный в истоках и по берегам рек, он задерживает весеннее снеготаяние и сток воды после сильных дождей, в результате полноводность рек сохраняется в течение более длительного времени, а интенсивность весенних паводков уменьшается. Кроме того, деревья значительно интенсивнее, чем травянистая растительность, испаряют влагу, возвращая ее в атмосферный круговорот. В результате увеличивается количество осадков в сухой период года и уменьшается засушливость климата. Высаженные в верховьях и вдоль склонов оврагов деревья способны существенно снизить скорость роста оврагов или вовсе остановить их. И, наконец, лес поглощает углекислый газ из атмосферы, тем самым частично снижая вредные последствия выбросов углекислого газа промышленностью и транспортом.
Лес, посаженный вдоль кромок и в верховьях оврагов, останавливает их рост, а значит — сокращает потери плодородных земель. Одновременно уменьшается и вынос мелких частиц почвы в реки и озера, следовательно, вода в них остается более чистой.
Лес служит убежищем множеству видов животных и растений, которые без него просто не смогли бы существовать.
Даже если восстановить лес только на землях, малопригодных для ведения сельского хозяйства (по оврагам, заброшенным карьерам, берегам рек), это уже существенно улучшит микроклимат территории, сократит потерю земель, восстановит полноводность рек. Плодородие же сельскохозяйственных угодий под защитой леса только возрастает.
Задачи проекта
Наш проект начался с урока биологии, где мы говорили о охране кубанских лесов .
Каждое дерево — как человек. Оно рождается, растет, взрослеет и стареет. Деревья болеют, страдают от жажды и повреждений. Они стараются залечить полученные раны, радуются птицам, собирающим вредных насекомых. Растения у нас на хуторе также как и везде на Кубани страдают от асфальта, задыхаются от выхлопов машин, замусоривания и вытаптывания людьми. Но при этом они живут, очищают воздух от пыли, поглощают вредные газы и выделяют кислород. Им нужно внимание и помощь!
Второй этап нашей работы — составление паспорта дерева (проходил в октябре-ноябре). Были разработали параметры по описанию дерева. По ходу работы они дополнялись и корректировались. (Приложение).
Деревья были выбраны у школы №6 — зданию школы 25 лет и посадки практически того же возраста. На территории хутора посадки деревьев еще более старые, то есть объекты исследования находятся в зоне старой, первой застройки поселка. Ландшафт там уже сложился, поэтому там можно было проследить изменения в состоянии деревьев и сравнить их с новыми посадками у школы.
Всего было взято для исследования 10 деревьев. Породы деревьев долго обсуждались. Решили выбрать широколиственные. Остановились на дубах, так как они достаточно с неодинаковой частотой встречаются в нашей местности.
Третий этап — накопление теоретических знаний по особенностям дуба, видовому составу, особенностям древесины, характеру плодов, биоэкологии дуба.
После изучения характеристики дуба, мы поняли, насколько это своеобразное, неординарное дерево. Интерес к нему еще больше возрос и мы решили собрать желуди, исследовать их и попробовать вырастить дуб в природных условиях.
При изучении плодов дуба были выявлены интересные закономерности и особенности желудей (форма, размеры, неоднородность цвета, поверхности, форма обертки — плюски, расположение на плоде, характер образования и прикрепления и т.д.)
Четвертый этап — выбор места для посадки опытных желудей. Посадку провели после осенних каникул в 2011 году. Место выбрали на территории школы .Участок который выбрали отличался по освещенности, плодородию почвы, влажности, размещению соседних деревьев. Было высажено 20 желудей на 10 участках по 2 желудя в каждой лунке. Результаты проверки весной.
Апрель — не выявлено ни одного проростка.
Первая половина мая — отмечены проростки по 1 экземпляру на четырех участках. Остальные были без изменения.
Вторая половина мая — на двух участках высота проростков 15 см — 3-4 листа, длиной от 3 до 6 см. На двух других — по 4 и 8 см — соответственно с размером листьев от 1,5 до 3,5 см в количестве двух.
Все всходы отмечены на участке с хорошим увлажнением и минимумом растительности. В остальных местах проростки не выявлены.
Июнь — проведена прополка всходов, оформлена прилегающая территория. Замеры проростков проводятся один раз в 2 недели. В среднем прирост составляет от 1 до 2,5 см.
Скорее всего, сказывается погода, климатические данные этого года. Так как прирост для первого года после формирования корневой системы составляет от 0,5 — 1 м в высоту.
Была взята почва от материнских растений, под которыми найдены и взяты желуди. Были созданы различные условия, иногда режим оптимальных условий не соблюдался. Были получены несколько экземпляров проростков дуба. За ними ведется наблюдение и предполагается высадка саженцев в школьный питомник.
Пятый этап — создание школьного питомника по выращиванию дуба с последующей высадкой и создание дубравы в окрестностях школы. Почему мы решили создать собственный питомник, а не выкапывать в лесу готовые саженцы.
Если вы хотите не просто посадить несколько деревьев, а вырастить новый лес или заниматься посадками постоянно, вам лучше всего создать свой маленький питомник. У собственного небольшого лесного питомника есть множество плюсов. Для небольшого лесного питомника не нужно много земли. Даже если у вас есть одна свободная грядка площадью 3-4 метра, вы уже можете выращивать ежегодно несколько десятков полноценных саженцев деревьев. Для питомника подойдет практически любой участок земли, лишь бы он был достаточно хорошо освещен. Небольшой питомник не потребует особенно больших затрат труда, а лишь небольшого, но постоянного внимания. Это внимание, безусловно, себя оправдывает: за два-три года вы сможете вырастить довольно крупные и пригодные для посадки на постоянное место саженцы деревьев.
Предполагаемые результаты проекта.
Проект рассчитан на три года. К концу первого года обобщили теоретические материалы по биоэкологи дуба. Выбрали методику по выращиванию дуба. Подготовили участок для создания лесного школьного питомника.
Второй и третий годы — создали питомник, посадили желуди и выращиваем саженцы по различным методикам.
Заключение и перспективы проекта.
По завершению проекта предполагается высадить саженцы и создать в окрестностях хутора дубраву, в которой будут проводиться исследовательские работы. Этот проект станет отправной точкой для разработки серии проектов, связанных с природоохранным обустройством хутора Тельман
Список литературы.
Г.И. Редька, М.Д. Мерзленко, Н.А. Бабич, И.В. Трещевский «Лесные культуры и защитные лесоразведения». Москва 1999г.
Э.Ф. Дамберг «Лесовод — любитель». МСОЭС 2002г.
М.К. Турский «Как научиться разводить деревья». Гринпис 2003г.
Н.А. Бабич «Словарь — справочник таежного лесокультурника». Архангельск 2001г.
Проект Гринпис «Возродим наш лес» — методическое пособие 127994, М, ГСП — 4, Гринпис России, Лесной отдел.
Экология, окружающая среда и человек 1998г. Ю.В. Новиков Москва, издательство «Торговый дом».
«Лес и человек» Ежегодник Москва, Просвещение 1971-1993гг.
«Земля — наш общий дом» 1983г. Москва, Молодая гвардия.
«Биоэкология дуба». Архангельск 1975г. Серия древесные породы.
К.А. Ананичев «Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов». Москва, изд. МГУ 1974г.
Приложение № 1
ПАСПОРТ ДЕРЕВА.
1. Дерево береза
Где произрастает? территория школьного двора
2. Описание территории:
Деревья – туя и тополь
Кустарники - нет
Травянистый покров - дерн
Почва - чернозем
Освещенность территории - освещена
Особенность местности - равнина
3. Описание дерева:
высота, см; 1000
высота ствола до первых сучьев, см; 400
окружность ствола на высоте 130 см, см; 40
окружность ствола у корня, см; 60
кора - светлая
примерный возраст (старое, средний возраст, молодое)
в каком состоянии дерево (хорошее, ослабленное, сильно ослабленное, усыхает)
4. наличие повреждений:
природных (дупла, выступающие корни, отставание коры на стволе, по-вреждение листьев, трещины):
нанесенных человеком (сломанные ветви, надрезы, зарубки, механические повреждения):
состояние кроны – есть усыхающие и поломанные
форма- раскидистая
листья - цельные
жилкование - сетчатое
класс - двудольные
5. Воздействие человека вокруг дерева:
(вытаптывание, замусоривание, близость автодорог, промышленных предприятий, загрязнение химическими препаратами, применяемыми в борьбе с гололедом, иные) – прямых воздействий нет
6. Что необходимо сделать, чтобы сохранить дерево. Обработать крону, удалить засохшие ветви
Сторож
Иван Васильевич меняет профессию
Агния Барто. Сережа учит уроки
Компас своими руками
Как я избавился от обидчивости