Целью данной работы является знакомство с опытом преподавания, связанного с использованием в учебном процессе новых нетрадиционных форм работы учащихся с подобранным материалом на уроке. К таким интересным формам работы, стимулирующим познавательную активность учащихся, относятся коллаж и работа с «вымышленными фигурами».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.56 МБ |
Проектная работа по теме « Создание коллажей»
Целью данной работы является знакомство с опытом преподавания, связанного с использованием в учебном процессе новых нетрадиционных форм работы учащихся с подобранным материалом на уроке. К таким интересным формам работы, стимулирующим познавательную активность учащихся, относятся коллаж и работа с «вымышленными фигурами».
Под коллажом понимается часть учебного процесса, включая работу над осознанной реконструкцией социального значения понятия с использованием различной, актуальной информации.
Коллаж может отражать:
А. Конкретные понятия, имеющие свою культурную специфику в стране (машина, квартира, цветы и т. д.) – слайд .
Б. Абстрактные понятия (свобода, любовь, вежливость и т.д.) – слайд.
В. Действия (рассказывать, путешествовать, танцевать и т.д.) – слайд.
Г. Общественные институты (школы, семья, вуз, ресторан и т.д.) – слайд.
Работа над коллажом - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
Целью работы над коллажом является расширение потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных интересных решений.
В создании коллажа принимают участие группа или микрогруппа в количестве 3-6 учащихся. Как правило, выделяются 6 этапов:
1-создание ассоциограммы. Основная задача ассоциограммы - визуально раскрыть значение понятия путем восстановления ассоциативных связей. Ассоциограмма выступает в качестве подспорья для последующей работы над коллажом. Такого рода работа может проходить во взаимном сотрудничестве учителя и учеников, когда учитель называет понятие и запрашивает у учащихся информацию о том, какие слова связаны, по их мнению, с этим понятием. На доске учитель или ученик зарисовывает раскрытое значение понятия в виде схемы ( слайд ).
Ассоциограммы могут составляться учащимися самостоятельно. Если же принять во внимание, что целью ассоциограммы является объективное отражение социального понятия, то целесообразно обсудить все индивидуально составленные ассоциограммы коллективно в группе.
2-подбор материала.
Подбор вырезок из газет, фотографий, текстов, карикатур и т. д. по данной теме. Свои собственные мнения, впечатления, сообщения по предлагаемой тематике ученики пишут на листах бумаги небольшого размера. Затем учитель исправляет ошибки, и весь подобранный материал собирается в папку для дальнейшей работы на уроке.
3-обсуждение материала в микрогруппах. – слайд
На данном этапе учащиеся обсуждают, каким образом следует расположить материал, чтобы выделить наиболее важную информацию, отражающую сущность данного понятия. Информация по степени важности и значимости для раскрытия значения понятия располагаются в направлении от центра к периферии.
4-оформление коллажа слайд.
Наклеивание отобранных текстов, фотографий, карикатур и т.д. на плакат (лист бумаги), соответствующим образом оформление «стенгазеты».
5-защита проекта. При этом важно, чтобы говорящий сумел объяснить, почему был выбран тот или иной текст, та или иная фотография.
6-оценка проекта учителем и учениками. Проект оценивается по следующим критериям:
Проект оценивается по следующим критериям:
Б.Д.Мюллер предлагает несколько видов коллажей:
Работа над данным типом описана в основном выше.
Работа над этим коллажом аналогична в основном работе над коллажом «солнышко». Особенностью является то, что учащиеся при его изготовлении сознательно оставляют пропущенные места на листе там, где могла быть помещена определенная информация.
В данном случае коллаж изготовляет учитель, оставляя центральное место закрытым или пустым. Задача микрогруппы школьников состоит в том, чтобы определить, угадать, опираясь на периферийную информацию, какое понятие закодировал учитель в коллаже. При этом возможны различные варианты ответов.
Этот коллаж используется, прежде всего, при работе над конкретным текстом. Нужно попытаться выбрать из текста социальное значение определенного понятия.
При работе над данным коллажом на последнем этапе работы учитель заменяет понятие, находящиеся в центре, на другое, но всегда аналогичное. Оформляя коллаж, не следует приклеивать информационный материал клеем, лучше воспользоваться липкой лентой.
Все перечисленные выше типы коллажей могут быть широко использованы при обучении какому-либо предмету.
Мне кажется, что интерес составления коллажей должен быть систематическим, начиная с начальной школы или, хотя бы с 5 класса.
По моему мнению, использование коллажей в изучении любого предмета влияет на личностные качества ученика, развитие памяти, мышления, интереса к предмету, аккуратность, вкус, эстетику, творческую активность, интеллект и интенсивность обучения (слайд.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Кактусы из сада камней
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Госпожа Метелица
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?