• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Вода: источник жизни или разрушительная стихия?"

Опубликовано Мармышова Елена Викторовна вкл 15.11.2013 - 22:01
Автор: 
Корабельщикова Екатерина

Исследование провела ученица 3 класса. Она попыталась выяснить, является ли вода источником жизни или разрушительной стихией, способной остановить жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.rar2.2 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гимназия №12 им. Г.Р. Державина

 г. Тамбова

Предмет: Окружающий мир

Проект: Вода: источник жизни или разрушительная  стихия?

Автор проекта:

Корабельщикова Екатерина,

ученица 3 класса «А»

Классный  руководитель:

Мармышова Елена Викторовна

Тамбов

2010 г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Вода:  источник жизни или разрушительная  стихия?»

Автор проекта: Корабельщикова Екатерина

Актуальность исследования:

Загадочные свойства воды издавна привлекали к себе внимание ученых. Греческий ученый, первый философ древности Фалес  считал, что вода есть основа, а все остальное образуется от нее.  И здесь есть своя правда.

Человек на две трети состоит из воды, без воды остановились бы заводы и фабрики, водой тушат пожары, орошают поля, заставляют крутиться турбины электростанций. Вода каждый день приходит в наш дом: мы умываемся, готовим обед, стираем белье. Вода выступает как теплоноситель, как транспортная система, как растворитель как среда обитания. Там, где отсутствует вода – отсутствует жизнь.

Цель проекта:  Выяснить, является ли вода источником жизни или разрушительной стихией, способной остановить жизнь.

Задачи проекта:

  • определить, какую роль играет вода в жизни человечества;
  • выявить созидательные и разрушительные свойства воды;
  • провести социологическое исследование в рамках  проекта;
  • представить теоретический  материал  о  свойствах  воды  в виде  кроссворда.

Гипотеза исследования:

Мы все привыкли относиться к воде как источнику жизни, и часто забываем, что водная стихия одна из основных причин человеческих жертв в мире.

Представим себе весы, на одной чаше которых все полезные для человека свойства воды, а на другой все, чем угрожает водная стихия человечеству. Какая чаша окажется тяжелее?

Методы исследования:

  • Анализ литературных источников (справочно-энциклопедической литературы);
  • Изучение материала интернет-ресурсов по теме исследования;
  • Обзор журнальных статей;
  • Анкетирование  учащихся 3 «А» класса.

Реализация проекта

Итак, для того чтобы понять, что для всего человечества и для нас с вами значит вода, мы решили обратиться к справочной и энциклопедической литературе. Мы рассмотрели следующие литературные и научно-познавательные источники:

  • Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник;
  • Книгу Всеволода Арабаджи «Загадки простой воды», где рассмотрены основные биологические и химические свойства воды;
  • Научное издание К.Лосева «Вода», в которой собран обширный материал об уникальном богатстве нашей планеты  – природной воде.
  • Книгу Александра Чапковского «А у нас водопровод…..», в которой рассказывается о том, как человек приручил воду, какую роль играет вода в жизни человека, как современная наука делает с водой различные чудеса.
  • Научно-художественное издание В. Архангельского «Путешествие капли воды» которая знакомит нас с чудесными превращениями капли воды, которая разрушает и строит, а также принимает вид то снежной пушинки, то тумана, то дождя, то превращается в облако.

Мы попытались найти в книгах ответ на наш вопрос «Что для человека вода, источник жизни или разрушитель?» и ответ здесь был однозначный. Конечно источник жизни!!!  Причем уникальный, неповторимый, необходимый для всех живых существ.

 Следующим нашим шагом стал анализ журнальных статей и интернет- источников. Мы проанализировали статьи: «В воде целительная сила», «Вода в природе и жизни человека»,  «Вселенная воды: вода как объект экологии, экономики, науки, национальной безопасности», «Загадочная стихия», а также множество заметок о катастрофах, связанных с водной стихией. В результате мы выявили не только положительные для человечества свойства воды, но и узнали много информации о разрушительной силе водной стихии: наводнениях, цунами, штормах, ледяном дожде, загрязнении водной среды.

Таким образом, мы отметили для себя, что вода не только друг и помощник человека, она  способна наносить огромный ущерб человечеству,  а иногда водная стихия влечет большие человеческие жертвы.

Но решающее значение в нашем проекте имело социологическое  исследование, проведенное среди учеников 3 «А» класса,в котором ребятам задавались вопросы, о том, что для них значит вода. Результаты опроса были следующими.

Все ребята отметили, что очень любят воду и считают ее источником жизни для человека, животных и растений. Большая часть опрошенных (60%) даже считает, что вода обладает целительной силой. 87% учеников указали, что человек не может прожить без воды.

Мнения учащихся разделились поровну в ответах на вопрос «Согласен ли ты, что вода может наносить вред человеку?». А в вопросе о самых опасных для человечества стихийных бедствиях, связанных с водой, ответы распределились следующим образом: большинство опрошенных (90%) самыми опасными для человека считают наводнение и загрязнение воды, затем следуют  цунами (70%) , шторм (45%) и ледяной дождь (13%).

Интерес у нас вызвало распределение ответов на вопрос «Может ли человек справиться со стихией воды?». Большая часть учеников (55%)  считает, что водная стихия не подвластна человеку, 45%  указали, что справиться с разрушительной силой  воды  можно, если бороться всем вместе. Несмотря на это,  50% опрошенных указали, что вода является для них другом, а 81% согласны с высказыванием, что вода источник жизни на земле.

Вывод

Социологическое исследование подтвердило выводы, сделанные из анализа научной литературы, журнальных статей и интернет- источников о том, что вода  источник жизни на земле. И, несмотря на огромную разрушительную силу водной стихии, человек не может прожить без воды, а значит, ВОДА есть сокровище, беречь которое человек обязан на протяжении всей своей жизни.


Список использованных источников

  1. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Перевод с немецкого – Т. 1 .М.: Прогресс, 1999.– 304 с.;
  2. Арабаджи, В. «Загадки простой воды» М.: Знание, 2001 г.– 287с.;
  3. Лосев, К. «Вода». Л.: Гидрометеоиздат. 1989. –272 с.
  4. Чапковский, А. «А у нас водопровод…..» М.: Изд-во «Детская литература» 1973 г.– 108 с.
  5. Архангельский, В. «Путешествие капли воды» М.: Изд-во «Детская литература» 1966 г.- 76 с.
  6. Замотина, М. В воде целительная сила. // Туризм: практика, проблемы и перспективы. – 2008.№9 – С. 46-48
  7. Маршанова, Г.Л. Вода в природе и жизни человека // Химия в школе – 2006 г. 2 С. 18-26
  8. Самсонов, А.Л. Вселенная воды: Вода как объект экологии, экономики, науки, национальной безопасности// Экология И ЖИЗНЬ. – 2006.№5. С. 42-49.
  9. http: //ru.wikipedia.org «Вода знакомая и загадочная»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО…….

  • Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный день водных ресурсов.
  • В среднем в организме растений и животных содержится более 50% воды.
  • Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3км.
  • Самыми большими хранилищами влаги являются ледники, в них сосредоточено до 2 % мировых запасов воды.
  • Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой.
  • Морская вода при обычной её солёности  замерзает при температуре −2°C
  • Многолетний морской лед настолько опресняется, что из него можно получать питьевую воду.
  • Иногда вода замерзает при положительной температуре. Это, например, происходит в почвенных капиллярах за счет влияния белковых молекул, где  температура замерзания воды может возрасти до +4C.
  • Вода – это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую.
  • Горячая вода замерзает быстрее холодной, и ученые так до конца и не понимают природу этого явления.
  • При температуре -120 °C с водой начинает происходить что-то странное: она становится сверхвязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура.
  • Существует агрессивная вода — вода, содержащая химические вещества, которые вызывают разрушение металлов, бетона и т. д.
  • Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ледяной дождь – твёрдые атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха (чаще всего 0…-10°, иногда до −15°) в виде твёрдых прозрачных шариков льда диаметром 1-3 мм. Внутри шариков находится незамёрзшая вода – падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололёд.

Зимой, часто с утра, идёт дождь, и капли мгновенно замерзают, в результате чего гололёд образуется за минуты. В комбинации с сильным ветром этот ледяной дождь особенно неприятен.

Наводнение – затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озерах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. Затапливается более 70 % сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения. Повторяемость 100–200 лет.

Цунами (яп. 津波, где 津 – «порт, залив», 波– «волна») – это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. У берега высота цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30–40 метров. Скорость волн цунами, даже у берега, превышает скорость ветровых волн. Кинетическая энергия у волн цунами больше. Цунами приходит внезапно. Общее количество погибших от цунами по данным 2005 г. превысило 235 тыс. человек.


Поделиться:

Три загадки Солнца

Эта весёлая планета

Свинья под дубом

Браво, Феликс!

Ночная стрельба