• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Русский язык: вчера, сегодня, завтра"

Опубликовано Красавина Валентина Геннадьевна вкл 18.11.2013 - 15:44
Автор: 
Андреева Анастасия, Кузнецова Виктория

 Судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушными ни одного лингвиста. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Авторы данной работы в хронологической последовательности анализируют, каким был русский язык в XIX веке, XX и на современном этапе.  В работе достаточно много примеров, иллюстрирующих проблемы русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация исследовательской работы2.02 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: ученицы 10 т класса Андреева Анастасия и Кузнецова виктория Руководитель: учитель русского языка и Литературы МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» Красавина В.Г. «Русский язык: вчера, сегодня, завтра …» МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска » Козьмодемьянск , 2013г .

Слайд 2

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С.Тургенев

Слайд 3

Цель работы: Проследить эволюцию в развитии русского языка. Задачи работы: Изучить и систематизировать материал по данной теме Проведение опроса учащихся 10 т класса Анализ полученных данных Определить , каким наш русский язык был, какой есть и каким будет Актуальность: Судьба русского языка-тема, которая не может оставить равнодушными ни одного лингвиста. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Слайд 4

II. Русский язык в начале XX века. В русское правописание наибольшие изменения внесли реформы Петра I (1708-1710гг.) и правительственные декреты 1917-1918гг.В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы: ѣ (ять), Ѳ (фита), V (ижица) и і ( І (кириллица) ). Одно из наиболее значимых изменений — исключение твердого знака Ъ (ер) на конце слов, он сохранялся в качестве разделительного. В период Великой Отечественной войны были созданы слоговые аббревиатуры: медсанбат, замполит, санпоезд и др. Появляется ряд инициальных аббревиатур буквенного типа: ЦК, ВКП (б), КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, СССР, ВЦСПС ; инициальные сокращения звукового типа: ЦИК, ГУМ, ЗИЛ, дот, дзот, КП и т. п. Инициальные аббревиатуры создаются и в послевоенное время: ООН, ПАЗ — противоатомная защита, АУОС — автоматическая универсально-орбитальная станция, ВИА — вокально-инструментальный ансамбль, ВОК — Всесоюзное общество книголюбов, АМС — автоматическая межпланетная станция, АЭС — атомная электрическая станция и др. В 50—70-е гг. появились слова КамАЗ, БАМ, целинник, термоядерный, атомоход, землянин и др.

Слайд 5

III. Русский зык на современном этапе. Среди политических и экономических терминов, рожденных перестройкой и отразивших дух времени, могут быть названы: новое политическое мышление, либерализация, демократический социализм, открытое гражданское общество, зона свободного предпринимательства, договорная цена и т.п. Активизации этих слов, их большей частотности в речи носителей русского языка способствовали разные причины: выдвижение на передний план некоторых форм хозяйствования ( аренда, фермерство, коммерция), общественное устройство ( дума, губерния, земство ), образование ( гимназия, лицей, семинария), обращение к религии, к церковным обрядам ( исповедь, крещение ). Стали неактуальными такие слова, как пятилетка, социалистическое соревнование, ударник социалистического труда и т.п.

Слайд 6

Ноутбук (англ. notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания ,а также аккумуляторные батареи. Принтер (от англ. print — печать) — периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы. Аккаунт (англ.- account ) - учетная запись, регистрационная запись. Материнская плата (англ. motherboard — главная плата) — сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера либо сервера начального уровня. Интернет-прова́йдер (от англ. internet service provider — поставщик интернет-услуги) — организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги. Клавиату́ра — комплект расположенных в определенном порядке рычагов-клавиш у какого-либо механизма для управления каким-либо устройством или для ввода информации. Файл (англ. file — папка, скоросшиватель) — концепция в вычислительной технике: сущность, позволяющая получить доступ к какому-либо ресурсу вычислительной системы. Ска́нер (англ. scanner , от scan «пристально разглядывать, рассматривать»)- устройство для считывания информации. Интерне́т (англ. Internet ) — всемирная система объединённых компьютерных сетей. Накопи́тель на жёстких магни́тных ди́сках или НЖМД (англ. hard ( magnetic ) disk drive ), жёсткий диск, в компьютерном сленге « винче́стер » — запоминающее устройство (устройство хранения информации) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи.

Слайд 7

Влияние Америки , очевидно , резко увеличилось не только на русский язык, но и на язык вообще. Н овые заимствования более престижные и вытесняют русские слова из обращения . Например : Бизнесмен борется с предпринимателем; модель – с манекенщицей; презентация – с представлением; имидж – с образом; визажист – с парикмахером и т.п . Довольно часто современные писатели используют в своих произведениях нецензурную лексику для подчеркивания колорита социальных слоев, для передачи своего отношения к той или иной проблеме, но ведь это же литература, которая должна воспитывать чувство прекрасного, учить добру.

Слайд 8

В.О.Пелевин -писатель современности. Пелевин Виктор Олегович русский писатель-прозаик, автор романов « Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и « Generation П». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер » (1993) и «Национальный бестселлер» (2004).В своих произведениях он использовал такие слова, как : « х…» ; «не е…» ; «б…ь»; « св ….ь»; «п…ц»; «е… ться » и т.п.

Слайд 9

Наше мнение! Наше отношение к использованию ненормативной лексики резко отрицательное, т.к. мы предполагаем, что употребление таких слов ведет к деградации человека. В его лексиконе содержится малое количество слов, т.к. для выражения своих мыслей и эмоций он использует нецензурную лексику. Эти слова засоряют нашу речь и наш язык. Поэтому мы считаем, что употребление таких слов нужно исключить из нашей повседневной жизни!

Слайд 10

IV. Русский язык в будущем. Мы предположили каким же станет русский язык через 10-20 лет. Усиленное сближение с языком науки(акселерация, антибиотики, биотоки, геронтология, гидропоника, голограмма, датчик, запрограммировать, канцерогенный, компьютер ) За каждый год наш язык приобретает более тысячи новых слов. Зная это, можно как будто подсчитать, сколько слов будет в русском языке в 2013-2023 годам. Однако такие подсчеты были бы обманчивы. Дело в том, что наряду с приобретениями неизбежны и потери, переход слов в пассивный запас и даже полное отмирание. Постепенно отомрут непродуктивные формы в грамматике, избыточные варианты произношения, значительно уменьшится количество тех исключений из общих правил, которые не связаны с каким-либо особым смыслом или стилистической функцией. Развитие языка уже давно идет по пути унификации однотипных явлений. В этом проявляется одно из рациональных свойств человеческого мышления - стремление освободиться от необходимости запоминать ненужное, излишнее.

Слайд 11

V. Исследовательская работа 1.« Изменится ли русский язык через 10 лет ?» 2.«Как вы думаете, в лучшую или худшую сторону ?»

Слайд 12

3.«Как вы относитесь к большому числу иноязычных слов в современном русском языке ?» 4.«Нужны ли нецензурные слова вообще ?»

Слайд 13

5.«Расширяют ли они кругозор человека ?» 6.«Что позволит сохранить наш язык таким,каким его создали И.С.Тургенев , Л.Н.Толстой ?»

Слайд 14

VI. Заключение. Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человека. Однако пользоваться им нужно умело, постоянно изучая его особенности и секреты. Можем ли мы с уверенностью сказать, что в совершенстве владеем родным языком? Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стилевой облик, бороться за чистоту родного языка, противостоять его искажению и обеднению. Н.М.Карамзин , много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Под парусами

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Простые новогодние шары из бумаги

Медведь и солнце

Загадка старого пирата или водолазный колокол