«ЕГЭ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКАЗАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ». ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ
Авторы: Корженевская Маргарита Васильевна, Корсун Анна Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
10 «А» класс
Научный руководитель: Никишова Ольга Анатольевна, педагог-психолог; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конкурсная работа посвящена теме психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ и включает в себя как теоретическую, так и практическую (диагностическую) части.
В ходе написания теоретической части были проанализированы особенности ЕГЭ как государственной формы аттестации выпускников школ, изучена процедура его проведения, рассмотрены точки зрения разных психологов и педагогов о психологической готовности, социальной компетентности, тревожности как эмоциональном состоянии человека. В результате психологического исследования старшеклассники выяснили:
- восприятие ЕГЭ его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к ЕГЭ, а положительное отношение через познание личного потенциала и анализ возможностей, которые предоставляет ЕГЭ.
- ЕГЭ можно рассматривать как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе; как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
Диагностика проводилась на базе ГБОУ СОШ № 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и охватила 130 учащихся из 9-х-11-х классов и включала в себя изучение психологических особенностей уровня тревожности и компетентности в подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Сравнительный анализ результатов показал, что осознанное, серьезное и ответственное отношение к ЕГЭ продемонстрировали 92% респондентов. Кроме того, 88% девятиклассников и 91% десятиклассников имеют достаточно адекватный характер эмоциональных переживаний в условиях проверки знаний. Для них характерны уравновешенность поведения, адекватная самооценка, отсутствие повышенной чувствительности, решительность и самостоятельность.
87% девятиклассников и 94% десятиклассников владеют процессуальной информацией, т.е. навыками заполнения бланков ЕГЭ, осведомлены о правилах проведения экзамена, имеют представление о предъявляемых требованиях к участникам экзамена и правах.
Результатом проведенного исследования стали рекомендации по подготовке к ЕГЭ для родителей, педагогов и учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 218.5 КБ |
компетентность учащихся 5-7
2.3 Особенности тревожности как эмоционального
состояния человека 7-9
2.4.Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ 10-11
III. Организация исследования 11-12
3.1.Методы исследования 12-16
IV. Анализ результатов 16-20
V. Общие выводы и рекомендации 20-21
5.1. Рекомендации учителям
по психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ 21-22
5.2. Рекомендации для родителей
по психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ 22-23
5.3. Рекомендации для учащихся
по психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ 23-26
VI. Список литературы 27
I. Введение. Актуальность исследования
Несмотря на то, что ЕГЭ – это государственная форма аттестации для учащихся 11 классов, а мы являемся выпускниками 9 класса и этот сложный экзамен будем сдавать только через два года, у нас появилась идея собрать как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, а также о том, как лучше подготовиться и успешно его сдать. Для эффективности нашего исследования мы решили опросить учащихся девятых и десятых классов, которые не только поделились с нами необходимой информацией, но и рассказали о своих переживаниях. Несмотря на то, что наша исследовательская деятельность протекала в спокойной и доброжелательной обстановке, волнение и страхи опрошенных старшеклассников все-таки передались нам. Наше спокойствие и уверенность в себе «потерпели крах», когда мы обрабатывали полученные результаты и делали соответствующие выводы. Возникшие вопросы заставили нас действовать: познакомиться с законом об Образовании, изучить теоретический материал об экзамене, прочитать высказывания и рассуждения по этому вопросу педагогов и выпускников на форуме, а также провести устный опрос учителей нашей школы.
Таким образом, мы как исследователи погрузились в решение актуальной для нас проблемы:
«Как же подготовиться и успешно сдать ЕГЭ?»
Данное исследование проводилось в ГБОУ СОШ № 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и носило массовый характер. Исследовательская деятельность протекала в доброжелательной атмосфере и сопровождалась большим интересом.
Целью нашего исследования является изучение психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Объект исследования: психологическая готовность учащихся девятых и десятых классов. Было обследовано 130 учащихся старшей школы: 65 девятиклассников и 65 десятиклассников.
Предмет исследования: социально-психологические условия, которые формируют психологическую компетентность старшеклассников в отношении ЕГЭ.
Задачи исследования:
Для достижения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующие методики:
II. Теоретическая основа исследования
2.1. ЕГЭ как государственная форма аттестации выпускников
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который совмещает государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительные испытания для поступления в вузы.
Результаты ЕГЭ признают общеобразовательные учреждения в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; вузы и ссузы, участвующие в ЕГЭ, в качестве результатов вступительных испытаний на специальности, выделенные под ЕГЭ.
ЕГЭ проводится в мае-июне для выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений, освоивших общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования независимо от формы получения образования.
В июле проводятся вступительные испытания по форме и материалам ЕГЭ для абитуриентов субъектов РФ при приеме в вузы, ссузы.
По результатам ЕГЭ выдаются свидетельства с баллами по всем общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ. ВУЗы субъектов РФ обязаны принимать свидетельства ЕГЭ.
Выпускник школы получает аттестат о среднем (полном) общем образовании с традиционными отметками по 5-балльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ по 100-балльной шкале.
Сроки проведения ЕГЭ установлены в соответствии с нормативными положениями, предусмотренными для традиционной формы: в июне – для выпускников школ, в июле – для поступающих в ВУЗы. Ежегодно приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливаются единые конкретные сроки проведения ЕГЭ для всех территорий Российской Федерации. Пропустившие ЕГЭ по данному предмету по уважительной причине имеют возможность сдать его в дополнительные сроки (резервные дни) до окончания общей сессии.
Участниками ЕГЭ необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в ЕГЭ (от департамента образования до образовательного учреждения).
2.2. Психологическая готовность и социальная компетентность учащихся
На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартизированной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психолого-педагогическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей.
Психолого-педагогическая подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры ЕГЭ).
Слово ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов).
Готовность может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.
Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человека такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Можно выделить следующие критерии определения готовности: формирование ЗУН, необходимых для обучения; личная готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность; коммуникативная готовность.
По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств ''… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''
Показателем готовности может быть: обучаемость как общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев), как ''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская), как ''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова), как способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение и аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).
Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.
Эмоционально-волевая готовность к единому государственному экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.
Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.
Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Исходя из выше сказанного, можно выделить основные показатели психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену: многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи; степень целесообразности в действиях; оптимальность использования средств обучения и воспитания; способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками; степень овладения исследовательскими умениями и навыками; речевое развитие учащихся; организаторские и коммуникативные способности.
2.3 Особенности тревожности как эмоционального состояния человека
В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя полвека назад эти различия были неочевидными. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
Тревога определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности. Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. По мнению Спилбергера Ч.Д., она представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, источник которого может оставаться неосознанным.
Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом (1925), разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер.
В отличие от страха как реакции на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность, тревога всегда связана с социальным аспектом. Она представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному объекту, когда опасности подвергаются его положение в обществе: его ценности, представления о себе, потребности, затрагивающие ядро личности. Тревога всегда связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. И в этом случае она рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей. В современной психологии тревогу как психическое состояние часто называют ситуативной или реактивной тревожностью, так как она связана с конкретной внешней ситуацией.
Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации. Источником тревоги могут быть как внешние раздражители (люди, ситуации, происходящие события), так и внутренние факторы (актуальное состояние; прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию происходящих событий и прогнозирует их дальнейшее развитие).
Состояние тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации:
Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. В связи с этим в современной психологии выделяют два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую (дезорганизующую). Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к деятельности, в то время как расслабляющая тревога снижает ее эффективность вплоть до полного прекращения и общей дезорганизации деятельности.
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги. Личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, к склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний человеком состояния тревоги. Высокотревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низкотревожные. Таким образом, термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительной большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. В этом статусе тревожность впервые была описана З.Фрейдом в 1925 году, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».
Традиционно в психологии тревожность рассматривается как проявление неблагополучия, вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы. Она также нередко рассматривается как механизм развития неврозов. В этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конфликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения.
В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становится менее однозначными и категоричными. Современной подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.
2.4 Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ
Восприятие ЕГЭ его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к ЕГЭ, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ЕГЭ его участникам. ЕГЭ можно рассматривать: как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе; как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
Нельзя уходить в процессе психолого-педагогической подготовки от обсуждения трудностей, с которыми могут столкнуться при прохождении ЕГЭ. Анализ трудностей помогает найти наиболее эффективные пути их решения.
Ниже выделены основные направления психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ.
1.Психолого-педагогическое просвещение всех участников ЕГЭ состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.
2.Психолого-педагогическая подготовка всех участников ЕГЭ, заключающаяся в работе с учителями, учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ.
3.Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
Исходя из вышесказанного, можно выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ЕГЭ: формирование умения решать задания разного уровня; развитие мотивации и целеполагания; формирование положительного отношения; становление определенной жизненной позиции; формирование роли участника экзамена; формирование самоконтроля, самооценки и уверенности.
В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ЕГЭ, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий: задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных (часть А); задания, требующие краткого ответа (часть В); задания с развернутым ответом (часть С), возникает необходимость развития у учащихся умения работать с такими тестами.
Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к единому государственному экзамену будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ.
Известные немецкие психологи Х. Зиверт и Р. Зиверт считают, что к любому тестированию не только можно, но и нужно готовиться. Комплексы упражнений, которые выполняет учащийся в процессе подготовки к экзамену и сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности учащегося к тестированию, укрепят его уверенность в собственных силах, подготовят его к напряженным ситуациям тестирования.
Если вы сравните время, которое потребовалось для прохождения тестирования до начала подготовки учащегося, с аналогичным временем по её завершении, то обнаружите поразительную разницу во времени. Имеет смысл готовиться к тестированию вдвоем, так как работа в паре способствует более эффективной подготовке к индивидуальному испытанию.
О том, что к тестированию можно подготовиться, свидетельствует и то обстоятельство, что, как правило, тесты строго засекречены, об этом говорит и сама процедура его проведения. Если бы не было возможности путем целенаправленных тренировок улучшить результаты, секретность не понадобилась бы.
Целью нашего исследования является изучение психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Объект исследования: психологическая готовность учащихся девятых и десятых классов. Было обследовано 130 учащихся старшей школы: 65 девятиклассников и 65 десятиклассников.
Предмет исследования: социально-психологические условия, которые формируют психологическую компетентность старшеклассников в отношении ЕГЭ.
Задачи исследования:
Для достижения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующие методики:
ДИАГНОСТИКА
"Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний"
Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами "+" (если вы согласны с утверждением) или "-" (если не согласны). Затем посчитайте количество «+» учитывая, что один плюс равен одному баллу.
Утверждения | Ответы («+»/ «-») |
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? | |
Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий? | |
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | |
Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? | |
Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова? | |
Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена? | |
Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе? | |
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? | |
Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий? | |
Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу? |
Спасибо! Обработка результатов
У мальчиков низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;
средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;
повышенный уровень - 5-6 баллов;
крайне высокий уровень - 7-10 баллов.
У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;
средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;
повышенный уровень - 7-8 баллов;
крайне высокий уровень - 9-10 баллов.
Интерпретация результатов
Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствие), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.
Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить "устные" предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая публичная оценка.
Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной "накачкой", с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемое™ внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
ТЕСТ
"Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ"
Инструкция: Ребята, внимательно выполните все задания теста.
А1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?
1.Мобильным телефоном
2.Гелевой черной ручкой
З.Тестовым материалом (КИМ)
А2. На экзамен необходимо принести:
1.Учебник
2.Паспорт
3.Персональный компьютер
АЗ. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена учащийся:
1.Встает в угол
2.Удаляется с экзамена
3.Платит штраф
А4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
1.К организатору
2.К Президенту РФ
3.К другу
А5. Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов:
1. На ладони
2.На полях бланка
3.На черновике
А6. Если в задании группы "В" вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается:
1.Одной чертой
2.Двумя чертами
3.Тремя чертами
А7. После выполнения задания группы "А" необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:
1.Галочку (V)
2.Звездочку (Ж)
3.Крестик (+)
А8. При заполнении бланков ответов группы "С" нужно отступать от рамки:
1.2-3 мм
2.4-5 мм
3.10 мм
А9. Если при заполнении бланков у обучающегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:
1.Хлопнуть в ладоши
2.Топнуть ногой
3.Поднять руку
А10. Для подачи апелляции необходимо обратиться:
1.К ответственному организатору
2.К дежурному по этажу
3.К Министру образования РФ
В1. Чем нужно заполнять бланк?
В2. Каким цветом нужно заполнять бланк?
В3. Разрешаются ли исправления в ответах?
В4. Кто раздает бланки ответов?
В5. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
В6. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
В7. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
В8.Запишите пропущенное слово.
Если нужно исправить один ……………… , то новый рисуется поверх старого.
В9.Запишите пропущенное слово.
По окончании экзамена вы можете подать ……………. о нарушении процедуры проведение экзамена.
В10. Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?
С1. Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.
С2. Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.
СЗ. Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз.
Обработка результатов
За каждый верный ответ части "А" эксперт ставит 1 балл, части "В" - 2 балла. Задания группы "С" оцениваются от 5 до 10 баллов по таким критериям, как: развернутость ответа, его подробность (детализированность), последовательность и глубина (философский смысл). Эксперт подсчитывает общее количество баллов и переводит их в оценку:
"3" - если набрано от 8 до 10 баллов;
"4" - от 12 до 28 баллов;
"5" - от 30 до 60 баллов.
IV. Анализ результатов
4.1. Результаты исследования уровня осведомленности учащихся о процедуре проведения ЕГЭ
Анализ результатов проведенного исследования показал, что для большинства старшеклассников характерен высокий уровень осведомленности о процедуре проведения ЕГЭ. Так, 87% девятиклассников и 94% десятиклассников владеют процессуальной информацией: умеют заполнять бланки ЕГЭ (бланк регистрации, бланк А, бланк В и бланк С), осведомлены о правилах проведения экзамена, имеют представление о предъявляемых требованиях к участникам и своих правах.
Психологическая готовность учащихся определяется также эмоциональным состоянием - тревожностью, которая необходима для адаптации и продуктивной деятельности в ситуации проверки знаний.
4.2. Результаты исследования уровня тревожности учащихся в ситуации проверки знаний
Полученные результаты представлены в таблице №1.
Таблица № 1. Уровень тревожности учащихся в ситуации проверки знаний
Уровень тревожности | Учащиеся 9 классов | Учащиеся 10 классов |
Низкий уровень тревожности | 2 уч-ся | 18 уч-ся |
Средний уровень тревожности | 55 уч-ся | 41 уч-ся |
Повышенный уровень тревожности | 8 уч-ся | 6 уч-ся |
Из таблицы видно, что 88% девятиклассников и 91% десятиклассников имеют достаточно адекватный характер эмоциональных переживаний в условиях проверки знаний. Для них характерны уравновешенность поведения, адекватная самооценка, отсутствие повышенной чувствительности, решительность и самостоятельность. Чаще всего они спокойно чувствуют себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности, умеют объективно оценивать себя.
14 учащихся испытывают повышенный уровень тревожности. Конечно, у этих ребят страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. Сама по себе учеба для них нетрудна, но если аудитория слушателей незнакома или очень значима, переживания в таких ситуациях особенно выражены. Так как ЕГЭ – это письменный экзамен, а с контрольными письменными работами эти учащиеся справляются успешно, угроза не справиться с заданиями ЕГЭ для них минимальна.
4.3 Результаты исследования психологической готовности учащихся
Проанализировав все суждения, полученные в ответ на вопрос-ситуацию «ЕГЭ для меня – это … », оказалось возможным представить результаты в следующей таблице.
Таблица № 2. Варианты ответов учащихся на вопрос-ситуацию
«ЕГЭ для меня – это … »
Варианты ответов учащихся | Количество выборов, сделанных учащимися 9 классов | Количество выборов, сделанных учащимися 10 классов |
«Это государственная форма аттестации учащихся» | 59 | 63 |
«Это самый важный экзамен, дающий пропуск в мое будущее» | 37 | 45 |
«Это тест, проверяющий мои знания» | 15 | 11 |
«Это испытание или стресс» | 5 | 2 |
«Это серьезная подготовка, включающая учебу, курсы и занятия с репетитором» | 29 | 35 |
«Что-то новое и страшное, чем пугают учеников» | - | 3 |
Следует сказать, что данные высказывания позволяют нам судить не только об уровне просвещенности, осведомленности учащихся о предстоящей аттестации, но и об эмоциональном отношении к данной процедуре.
Как видно, школьники не только знают, что такое ЕГЭ, но и понимают меру ответственности за свое будущее. Осознанный, серьезный и ответственный подход к ЕГЭ продемонстрировали 92% респондентов.
В связи с этим ЕГЭ и воспринимается как стресс, испытание. Следует сказать, что о подобных переживаниях заявили только 10 старшеклассников.
Более конкретно об эмоциональном отношении к ЕГЭ говорят данные, полученные по второму вопросу: «Когда я думаю о ЕГЭ, то я испытываю…». Все они сведены в таблицу № 3.
Таблица № 3. Варианты ответов учащихся на вопрос-ситуацию
«Когда я думаю о ЕГЭ, то я испытываю…»
Варианты ответов учащихся | Количество выборов, сделанных учащимися 9 классов | Количество выборов, сделанных учащимися 10 классов |
«Волнение и дискомфорт» | 24 | 24 |
«Страх и испуг» | 25 | 27 |
«Гордость и ответственность» | 2 | 2 |
«Спокойствие и уверенность» | 1 | 2 |
«Ничего, кроме интереса и любопытства» | 6 | 8 |
«Испытываю злость и подавленность из-за недостатка сил» | - | 5 |
По представленным результатам закономерно сказать, что эмоциональное состояние у учащихся, когда они начинают думать о ЕГЭ, тревожное. Наблюдая за нашими выпускниками, зная многих из них лично, мы можем сказать, что они привыкли ответственно подходить к любому делу. Именно такие обучающиеся больше всего страдают перед судьбоносными, по их мнению, событиями: пропадает аппетит, сон; у них увеличивается двигательная активность, частота пульса; иногда им кажется, что произойдет что-то плохое.
Часто бывает так, что волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Вероятнее всего, нам всем необходимо в ближайшее время научиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые априори являются стрессовыми, постараться показать все, на что мы способны.
Хотя тревожность и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина, а под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становиться более глубоким. Такое состояние называют стрессовым, именно оно увеличивает возможности человека «в схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного соперника».
Необходимо помнить о том, что каждый человек испытывает определенное волнение перед сдачей экзамена, но у всех нас существует потенциал, которым необходимо научиться пользоваться в сложных жизненных ситуациях. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием.
В связи с этим рассмотрим результаты, полученные по третьему, последнему, вопросу: «Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо… » (Таблица № 4).
Таблица № 4. Варианты ответов учащихся на вопрос-ситуацию
«Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо…»
Варианты ответов учащихся | Количество выборов сделанных учащимися 9 классов | Количество выборов сделанных учащимися 10 классов |
«Хорошо учиться и упорно трудиться» | 26 | 31 |
«Усердно готовиться заранее» | 25 | 13 |
«Не волноваться, верить в себя и добиваться поставленной цели» | 9 | 2 |
«Тренироваться самостоятельно» | 3 | 19 |
«Важно быть умным, внимательным, подготовленным, обладать логикой и смекалкой, а также везением и деньгами» | 1 | 9 |
Как видно, выпускники четко представляют план действий, который поможет им эффективно подготовиться к предстоящей аттестации. Анализируя предложенные варианты ответов, можно отметить позитивное отношение к жизни: оптимизм, активность и уверенность в себе. Это именно те качества, которые характеризуют «победителя», «счастливчика», где основой такого позитивного отношения является вера в себя и ощущение своих возможностей. При этом успех и удача зависят от затраченных усилий, т.е. от упорного труда, систематических тренировок, самостоятельной подготовки, а также от желания человека быть хозяином своей судьбы.
Полученные результаты по всем трем вопросам-ситуациям и представленные в таблицах подтверждают высокий уровень психологической компетентности старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Грамотно и эффективно воспользоваться собственными психофизиологическими и интеллектуальными ресурсами старшеклассникам позволяет программное содержание элективных курсов, а также психологические консультации и диагностические исследования, организуемые медико-социальная психолого-педагогическая служба школы.
V. Общие выводы и рекомендации
Мы провели серьезное и актуальное исследование, обследовали 130 старшеклассников, обработали полученные результаты и сделали следующие выводы.
Осознанное, серьезное и ответственное отношение к ЕГЭ продемонстрировали 92% респондентов, что позволяет нам говорить о хорошем уровне психологической готовности данных учащихся к сдаче экзамена. Кроме того, 88% девятиклассников и 91% десятиклассников имеют достаточно адекватный характер эмоциональных переживаний в условиях проверки знаний. Для них характерны уравновешенность поведения, адекватная самооценка, отсутствие повышенной чувствительности, решительность и самостоятельность.
Необходимо отметить важность высокого уровня осведомленности учащихся о процедуре проведения ЕГЭ: так, 87% девятиклассников и 94% десятиклассников владеют процессуальной информацией, т.е. навыками заполнения бланков ЕГЭ, осведомлены о правилах проведения экзамена, имеют представление о предъявляемых требованиях к участникам экзамена и правах.
Но, не смотря на такие положительные результаты, среди нас учатся ребята, которым необходима квалифицированная помощь. Мы рекомендуем им, прежде всего, обратиться за индивидуальной помощью к психологу, а также начать посещать дополнительные занятия и элективные курсы в школе. Следует наметить также индивидуальный план действий, который позволит сформировать оптимистическое отношение к ЕГЭ, а также научиться управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать свое поведение в стрессовых ситуациях.
5.1. Рекомендации учителям по психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ
Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:
- уровень предметной подготовки;
- уровень тестовой культуры выпускника;
- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.
Задачами учителя являются:
- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);
- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- проведение анализа собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и наметить пути их устранения, используя таблицу 5.
Таблица № 5
Мои затруднения при выполнении заданий | Пути устранения возникших трудностей |
По содержанию |
|
Другие |
- составление плана собственной работы по подготовке обучащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;
- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;
- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.
Рекомендуемый алгоритм работы учащихся в группе:
- индивидуальный анализ заданий и их выполнение;
- представление своих наработок в группе (опыта);
- подготовка выступления от группы и собственно выступление.
Что дает такой алгоритм?
Что дает анализ результатов ЕГЭ (собственных, муниципальных, региональных, федеральных)?
На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
При формировании конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве эффективного методического инструментария могут использоваться памятки – краткий перечень рекомендаций, направленный на помощь выпускнику или взрослым, его родителям, при решении той или иной проблемы.
После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.
Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Уважаемые родители!
Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем.
Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.
Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.
Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?
Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.
Выгоды такой подготовки заключаются в следующем: формируется уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами; опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки).
Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.
3. Правильно формируйте свое поведение во время проведения единого государственного экзамена.
Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот.
Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы ''засядете'' с каким-нибудь заданием.
Советы по преодолению этих трудностей
Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:
а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;
б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями, например 120 минут;
в) сократите время тестирования, например до 90 минут (тренировка в стрессовых условиях);
г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями.
Во время экзаменов используйте только свой положительный опыт.
а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;
б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;
в) состояние вашей подготовки, на какой стадии вы находитесь в настоящее время.
Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании. Главный прием работы с нервозностью и волнением является хорошая подготовленность, так как тот, кто знает, что его ждет, будет более спокоен, чем тот, кто находится в неопределенности и неизвестности.
Интенсивная подготовка к тестированию обеспечивает испытуемому значительную психологическую поддержку.
5. При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от тог, что вам удастся вспомнить.
А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным. Для этого вам не придется потратить много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!
Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.
Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, до много можно додуматься самостоятельно.
В) Ищите смысловые и структурные связи.
Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.
Г) Используйте ассоциации.
Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.
Памятка «Как стать оптимистом»
Список литературы
Интернет-ресурсы:
Как нарисовать черёмуху
Четыре художника. Осень
Колумбово яйцо
Солдатская шинель
Л. Нечаев. Яма