• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по русскому языку "Имя и характер подобны дереву"

Опубликовано Пустарнакова Оксана Анатольевна вкл 16.12.2013 - 18:36
Автор: 
Столярова Ксения, ученица 8 класса

Сопоставляются имена и характер людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект по русскому языку159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  с. Родничок

Балашовского района Саратовской  области.

        Районный конкурс реализованных ученических проектов

и исследовательских работ

«Я — исследователь»

        

        

Научно-исследовательский проект « Имя и характер подобны дереву»

        Секция: русский язык

                                                 Автор: ученица 8 класса  

                       МОУ СОШ с. Родничок

        Столярова Ксения.

                                            Руководитель: учитель

    русского языка и  литературы

                                    Пустарнакова Оксана Анатольевна

        2013 г

Аннотация

Выбор имени  - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним. Выбирая имя ребенку,  многие не задумываются о том, как станут называть его повседневно и родители, и ровесники во дворе, в школе. Дав ребенку имя, родители тем самым в какой-то мере предопределяют его счастливую или несчастливую судьбу, потому что имя определенным образом формирует характер человека

Введение

Имя человека — самый сладостный и самый важный  для него звук на любом языке.

                                                                   Дейл Карнеги

Выбор имени  - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним. Выбирая имя ребенку,  многие не задумываются о том, как станут называть его повседневно и родители, и ровесники во дворе, в школе.

Актуальность исследования.

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. Сила имени велика, и это известно со времен, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Древние мудрецы были уверены, что с именем человека, его характером и судьбой существует определенная связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.

Знание имени позволяло влиять на саму судьбу. Имя – это как бы формула счастья и здоровья. Дав ребенку имя, родители тем самым в какой-то мере предопределяют его счастливую или несчастливую судьбу, потому что имя определенным образом формирует характер человека.

Анализ научно-популярной литературы по исследуемой нами проблеме выявил такой вопрос, который до сих пор остается не достаточно разработанным в практике: влияние имени на характер? Поэтому нами были поставлены следующие цели:

1.определить взаимосвязь имени и характера.

2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека.

Объект исследования: антропонимика.

Новизна: определение взаимосвязи значения имени и характера.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

  • провести анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования;
  • выявить распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся класса, школы;
  • сравнить и выявить взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический, то есть изучение и анализ литературы;
  • эмпирический, то есть анкетирование.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.

3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление  исследования, создание буклетов.

Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей.

  1. Антропонимика – наука о личных именах

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя». 

       Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году. Антропоним – личное имя, антропонимия – совокупность личных имен, ласкательных, презрительных, прозвищ, отчеств, фамилий, псевдонимов и т.д.

            Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука -  языковая (лингвистическая).

       Вместе с науками о других собственных именах антропонимика составляет ономастику, в которую входит топонимика (изучает географические значения), этнонимика (изучает названия племен и народов), космонимика (изучает названия небесных тел), теонимика (изучает названия религиозного происхождения) и т. п.

Ономастика успешно развивается во многих странах мира. Литература ее необъятна. Выходят и специализированные журналы (во Франции, Швеции, США, Польше, Чехословакии и др.) Состоялось 15 международных конгрессов по ономастике (последний – в августе 1984 года в Лейпциге), не считая тех, что были созваны внутри отдельных государств. Есть специальные научные институты и общественные организации. В крупнейших странах мира выпущено по несколько словарей имен, словарей фамилий и т. д.  

  В России же с исследованием личных имен запоздали. Хотя в 1903 году издан замечательный «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н. М. Тупикова, вобравший в себя сведения из опубликованных к тому времени архивных документов, в него вошла лишь малая доля, хранящегося в архивах. Позже было опубликовано еще немало, но имена из старинных источников никем не систематизированы. Едва ли скоро кто-либо продолжит благородный труд  Н. М. Тупикова.

Самую активную научную деятельность в рассматриваемой сфере развернули пензенские преподаватели, аспиранты, студенты, архивные работники во главе с профессором В..Д. Бондалетовым.

2. Имя и характер

В наше время главным из критериев для выбора имени является семейная значимость имени, а так же красота  его звучания и удобство  произношения.      

В нашей школе обучается 100 человек. Среди них 50 мальчиков и 50 девочек.Самыми распространенными именами нашей школы среди девочек является:

1.Анастасия- 8  человек (12%)

2.Дарья – 14  человек( 7,7%)

3.Екатерина – 12 человек(7,4%)

Среди мальчиков:

1.Александр- 16 человек(6,5%)

2.Дмитрий – 15 человек (6,3%)

3.Максим -13 человека (5%). (См. Приложение1)

В ходе анализа имен в нашем 8 классе  были сделаны следующие выводы:

Самыми распространенными именами нашего класса являются женские имена:  Алёна (2чел.)16% и Ксюша (2 чел.)8 %.

Повторяющихся  мужских имен в классе нет, но присутствуют имена, распространенные  в школе: Александр, Никита, Владислав, Михаил.

Человека  с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники, познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение. Нами  было проведено анкетирование среди учащихся 8 класса МОУ СОШ с.Родничок с целью выяснить, сколько человек знают историю своего имени для дальнейшего сравнения имени и характера. В исследовании участвовали 8  учашихся.

Были заданы следующие вопросы:

1.Почему родители дали вам это имя?

2.Нравится ли вам ваше имя?

3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?

По результатам анкеты

  • знают значение своего имени 5 человек,  3 человека  не знают.

Имена давали  детям в честь: святых (Светлана Гундарова, Иван Бирючков), родных (Артем Пруцков, Сергей Пластинкин, Юлия Жарких, Михаил Смирнов, Никита Шилов), героев фильмов (Настя Коннова из сказки «Морозко») и различных литературных произведений (Денис Кулебякин из «Денискиных рассказов»).

  • 3 ученикам нашего класса нравятся их имена, 2 – хотели бы сменить собственное имя, 3 – относятся безразлично.
  • 5 человек знают толкование своего имени, 3 - нет.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов. Ученые выделяют четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. (См. Приложение 2)

Изучив значение имен и отчеств учащихся класса (см. Приложение 3), мы сопоставили их  с типами темпераментами и с реальными характерами. Получились следующие результаты:

Аносов Никита                           Бирюкова Алёна

Холерик  =  сангвиник               холерик    =     холерик

Шмидт  Алёна                  Столярова Ксения

Сангвиник = флегматик           сангвиник   =    сангвиник

Липкин Владислав                    Григорьева Ксения

флегматик  =   холерик      сангвиник =  холерик

    Старунов Александр     Рыльская Евгения

Холерик = сангвиник           холерик =   холерик              

Заключение:

Очень важно обдуманно и ответственно подходить к выбору имени будущего ребенка. (См. Приложение 4)

За именем человека скрыта огромная информация. Наблюдая за психологией людей с разными именами, можно утверждать,  что имя может ответить на многие вопросы.

Родители в основном дают своим детям имена своих близких родственников, поэтому некоторые старинные имена остаются в именнике, также многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречается, что в одном классе есть несколько девочек с именем Юля, Настя, мальчик  и девочки Саша.

 Проведенные нами исследования подтверждают, что значение имени частично влияет на психологические характеристики личности. Опытные психологи утверждают, что процент схожести характера человека с именем очень велик (от 86-100%).

Таким образом, люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза

Но, главное помнить, что все равно каждый человек делает свою судьбу сам!

Использованная литература:

 

  1. Козлова Т. Скажи мне, как тебя зовут? // Учительская газета, 1991, 5 января
  2. Энциклопедия психологических тестов. Сост. Касьянов С.А.– М.: Издательство Эксмо, 2002. – 496 с.

Электронные источники:

1. http://www.effecton.ru/274.html

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.davno.ru/names/

Приложение 1

Распространенность имен в МОУ СОШ с. Родничок

        

Приложение 2

  • Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
  • Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
  • Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
  • Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Приложение 3

Анна – еврейское имя, означающее «благодать». Положительные черты характера: чувство долга, доброта, заботливость, альтруизм, готовность помочь. У Анны сильная воля, она верит в себя, способна оказать сопротивление невзгодам умеет предчувствовать их благодаря интуиции. Анна может повлиять на окружающих, склонить на свою сторону не только близких, но и малознакомых людей. Она достигает больших успехов в учебе. У нее острый ум, прекрасная память. Нередко Анна одарена выдающимися творческими способностями. При этом Анна – отличная хозяйка, аккуратна, не выносит неряшливости и неопрятности.

Ю́лия — восточноевропейское женское имя. Юлия мудра и нежна внешне, однако характер ее капризен. Довольно добродушна, склонна к благотворительности, охотно делится с другими. Очень хорошо умеет винить в своих проблемах кого угодно, только не себя. У нее нет чувства ответственности. Юля создана для послушания и при хорошем влиянии может преуспеть. Ее существо, переполненное фантазиями, нуждается в твердой воле. Выбором и поддержанием своего имиджа Юлия не занимается. Ее поведение естественно и напрямую вытекает из особенностей ее характера.

 Анастасия - переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни». Блаженное тепло и сочность лучей желания. Подвижность и жизнерадостность. Девочке, так названной, как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Доверчивая, с тонким душевным устройством, Анастасия может стать хорошей актрисой, воспитателем детского сада, психологом.

Никита: "Победитель»

Скорее всего, вокруг него всегда будет много друзей, для которых он станет авторитетом и которые будут охотно помогать ему в жизни, ведь и сам Никита очень любит оказывать помощь. Согласитесь, с таким раскладом можно добиться в жизни многого. Однако не следует забывать и об обратной стороне хорошего отношения Судьбы, а то как бы благорасположение окружающих не подменило собой трезвую самооценку. К сожалению, имя мало склоняет Никиту к спокойной самоиронии, между тем такое качество может хорошо защитить от неумеренных восхвалений друзей или недоброжелательства врагов. Если же Никита сумеет научиться с юмором относиться к себе, то это позволит ему избежать многих ошибок и добиться действительно настоящего успеха.

     Александр:  «Мужественный защитник».

     Пользуются репутацией справедливых людей. Это имя соответствует, в основе своей, сангвиническому темпераменту, с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с людьми, сердечность и доброта характерны для этого имени. Ум Александров четкий и трезвый, слегка иронический, быстр и многосторонен. Имя Александр хочет быть микрокосмосом и, когда получает достаточный питательный материал для оформления, то становится таковым: гений. Но «великость» в малых размерах, «великость» обыкновенных Александров дает карликовые деревца японских садов. В итоге Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.

Владислав: «Владеющий славой»

Нельзя сказать, что характер Влада относится к разряду простых. Энергия этого имени склоняет человека к достаточной твердости, пробуждая такие черты, как хорошая сила воли, стойкость, внешняя открытость. В то же время у него есть четко выраженный второй план: имя как бы открывает своему обладателю возможность еще одной жизни, скрытой от глаз окружающих. Вероятно, интуитивно ощущая эту возможность, многие считают Влада человеком, что называется, себе на уме, не очень-то доверяя его кажущейся открытости.

Михаил: «Равный богу»

Михаил, сам по себе, в порядке нравственном, еще не плох и не хорош, а может стать и тем, и другим. Михаилу требуются большие внутренние усилия и напряжение воли, чтобы достигнуть в мире желаемого. Ему приходится карабкаться, прежде чем долезет он туда, куда большинство других приходят легко и почти не задумываясь. Поэтому дело Михаила, несмотря на значительность вложенных в него усилий, обычно бывает мало доступно и не находит себе полного признания и полной оценки. Отсюда — неудовлетворенность самого Михаила, а то и раздражение, и гнев на несоответствие усилий и внешнего признания и успеха.

Приложение 4

Памятка будущим родителям

  • Выбирая имя своему ребенку, родители должны знать, что звуки  каждой буквы в его будущем имени играют роль в становлении характера. Ребенок, в имени которого большое количество согласных букв и гласных с твердым звучанием, вырастет целеустремленным человеком. И, наоборот, ребенок, чье имя с мягким звучанием и большим количеством гласных букв будет с мягким и покладистым характером.

 

  • Имя  следует выбирать в соответствии с отчеством, если имя отца начинается двумя согласными – Дмитрий, Владислав, нежелательно давать сыновьям имена, оканчивающиеся тоже сочетанием согласных (Александр и др.), чтобы не было непроизносимого столкновения звуков.

  • Кроме звуковой несовместимости имени с отчеством, нельзя допускать и стилистическую их несовместимость (Лилианна Сидоровна), соединять «неравноценные» имя и фамилию (Роберт Пуговкин). Это некрасиво.

  • Не надо называть ребенка именем трагически погибшего родственника или ранее умершего ребенка. Очень часто люди с одинаковыми именами повторяли судьбу друг друга. Если повторение было еще и по фамилии и отчеству, то  повторение судьбы усиливалась многократно.

  • Можно проверить, подходит ли ребенку данное имя. Для этого посторонний человек должен негромко позвать ребенка по имени на расстоянии. Если ребенок повернет голову на голос даже в процессе увлекательной игры, значит, он  признает свое имя. Если его приходится долго и настойчиво звать, значит, его имя ему не соответствует, он его не признает.  


Поделиться:

Рисуем белые грибы пастелью

Ветер и Солнце

Зимний дуб

Весенние чудеса

Три загадки Солнца