• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Значение цвета в жизни человека»

Опубликовано Королькова Светлана Валерьевна вкл 16.12.2013 - 20:39
Королькова Светлана Валерьевна
Автор: 
Тилина Надежда Дмитриевна, 4 «Б» класс

Развитие чувства цвета у младших школьников, умений эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире,  изучить  значение цветового спектра, посредством которого определяется психологическое состояние человека, а так же экспериментально определить психологическое состояние учеников в моём классе, научиться  выражать своё отношение к цвету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_tsveta_v_zhizni_cheloveka._dok.docx84.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 92

с углубленным изучением отдельных предметов»

19-я научно-практическая конференция «Мы – будущее России»

Секция «История, Социология, Психология, Искусство»

Тема: «Значение цвета в жизни человека»

Работу выполнила:

Тилина Надежда Дмитриевна,

4 «Б» класс

Научный руководитель:

учитель психологии

Королькова Светлана Валерьевна,

педагог-психолог

Научный консультант:

Сухих Александр Витальевич,

доцент кафедры «Психология образования» КемГУ.

Кемерово, 2012


Содержание

Содержание        

Введение        

1.        Психология цвета        

1.1. Символика цвета        

1.2. Цвет и характер        

1.3. Цвет и работоспособность        

2.        Экспериментальная часть        

Заключение        

Литература        

Приложение        


Введение

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах.

Цвет действует на настроение, усиливает эмоции, влияет на поведение, физическое состояние. По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас.

Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети и молодежь. Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с утомленной нервной системой.

На основе цветовых предпочтений построены цветовые личностные тесты, среди которых наибольшее распространение получил цветовой тест швейцарского психолога Люшера, позволяющий по цветовым предпочтениям делать вывод о характере человека, его самооценке и самовосприятии.

Цель исследования: выяснить значение цветового спектра, посредством которого определяют психологическое состояние человека, а так же экспериментально определить психологическое состояние учеников в моём классе.

Гипотеза исследования: узнав об эффектах воздействия цвета, мы сможем использовать его положительные свойства, открыть в себе творческие способности, улучшить окружающую действительность, самочувствие и свою жизнь.

Задачи исследования:

  • определить символическое значение цвета у разных народов;
  • выяснить, как по предпочтениям цветовых сочетаний определить психологические особенности характера человека;
  • выяснить, как цветовое окружение влияет на работоспособность;
  • экспериментально определить психологическое состояние учеников в моём классе.

В качестве методов исследования я использовала:

  • поисковый – при подборе необходимой информации;
  • наблюдение и эксперимент – при определении психологического состояния учеников в моём классе;
  • метод анализа и обобщения – при изучении литературы по теме исследования и формировании выводов исследования.

  1. Психология цвета

1.1. Символика цвета

Символика цвета имеет давнюю историю. Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.

Красный цвет на знамени символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Но, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении.

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.

Соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.

Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

1.2. Цвет и характер

На основании предпочтения того или иного цвета каждый человек может сделать вывод о своих психологических особенностях. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых.

Ниже приводится описание основных цветов:

  • белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
  • черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
  • серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого;
  • красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
  • коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
  • желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет, получается, от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма;
  • синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
  • зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической зрелости.

Вывод: замечено, что цветовые ассоциации и предпочтения могут нам многое рассказать о характере человека.

Красному цвету отдаёт предпочтение, человек который, обладает лидерскими качествами. Ему присуща энергия, настойчивость, упорство в достижении цели, однако следует опасаться, чтобы решение собственных проблем не причиняла вреда окружающим, направлять энергию в нужное русло, учить адекватному восприятию действительности.

Тот, кто любит жёлтый цвет, обладает широким кругозором, любит учиться. Терпеливый   к окружающим, общительный, творчески подходит к решению проблем. Любят поговорить, вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает чётко сформулировать самые сложные задачи.

Считается, что выбирающие зелёные цвета, скорее всего люди практичные. Для них важнее всего ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют быть экономными и бережливыми.

Выбор голубого цвета, говорит о человеке честном, заслуживающем доверие. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим, а высказывать их,  проясняя ситуацию и отношения.

Фиолетовый цвет, это цвет, характеризующий человека внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется с трудными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле  его достоинства- следствия большой внутренней работы над собой.

1.3. Цвет и работоспособность

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать такие особенности как пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов)  в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность.

 Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность.

Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости.

Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно.

Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый — в сварочном цехе, синий — в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.


  1. Экспериментальная часть

В экспериментальной части своего исследования я поставила задачу определить психологическое состояние учеников в моём классе.

На первом этапе эксперимента я протестировала учащихся своего класса, используя компьютерный вариант теста Люшера.

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, активность и коммуникативные способности. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Тест Люшера может быть проведён с помощью цветных карточек с последующей обработкой результатов по специальным ключам. Другой вариант – использование компьютерного теста «Полный цветовой тест Люшера 2.0». В ходе тестирования испытуемым предлагается выбрать из двух цветов наиболее приятный цвет в данный момент. Эта процедура повторяется несколько раз с разным сочетанием цветов.

Особенности программы «Полный цветовой тест Люшера 2.0»:

  • непродолжительная затрата времени – на прохождение теста требуется всего 10 минут;
  • неважен уровень развития человека;
  • тест правильно работает с теми людьми, которые специально выбирают то, что им не нравится.

После прохождения теста, компьютер выдаёт результат тестирования с подробным описанием психологического состояния испытуемого.

Цветовой тест Люшера, несмотря на быстроту и легкость  выполнения, представляет собой глубинный психологический тест, разработанный для психиатрии, психологии, медицины и других областей науки.

В таблице 1 представлен список ребят, прошедших тестирование.

Таблица 1

Фамилия (мальчики)

№

п/п

Фамилия (девочки)

1

Агеев

12

Белова

2

Беляев

13

Карманова

3

Гарин

14

Ковалёва

4

Горчаков

15

Колпинская

5

Гурьянов

16

Косинова

6

Давыденко

17

Смирнова

7

Захаров

18

Спиранская

8

Караваев

19

Тилина

9

Кирюшин

20

Чупа

10

Корольков

21

Юминова

11

Чернышов

22

Яцышина

На втором этапе эксперимента результаты тестов были проанализированы по следующим критериям: агрессивность (возбуждение – не возбуждение), общение (активность – не активность), эмоциональность (высший уровень – низкий уровень), самоутверждение (лидер – подчинённый).

Под агрессивностью следует понимать враждебность; это свойство или черта человека, способного причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Таким образом, высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей.

Общение - это взаимодействие людей, при котором они познают друг друга. Активность в общении проявляется в умении самовыражаться, убеждать собеседника в чём-либо, получать нужную информацию от других людей.

Эмоциональность - это выражение чувств. Высокий уровень эмоциональности свойственен людям, бурно реагирующим на обстоятельства: вспыльчивость, восторженность, жизнерадостность, впечатлительность.

Самоутверждением называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности. Активной формой самоутверждения в группе является стремление стать лидером.

В таблице 2 представлены результаты мальчиков, а в таблице 3 – девочек.

Таблица 2

№

п/п

Агрессивность

Общение

Эмоциональность

Самоутверждение

возбуждение

не возбуждение

активность

не активность

высокий уровень

низкий уровень

лидер

подчиненный

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

5

+

+

+

+

6

+

+

+

+

7

+

+

+

+

8

+

+

+

+

9

+

+

+

+

10

+

+

+

+

11

+

+

+

+

5

6

5

6

5

6

5

6

Анализируя полученные данные таблицы 2 можно отметить, что:

  1. пять мальчиков из одиннадцати относятся к категории высокоагрессивных ребят, то есть чуть меньше половины ребят (45% от общего количества опрошенных) могут вызывать  к себе негативное отношение со стороны окружающих;
  2. шесть человек по результатам теста имеют слабо выраженные коммуникативные способности, то есть 55% от общего количества опрошенных не проявляют активности в общении;
  3. в выражении чувств шесть мальчиков (55%) имеют низкий уровень эмоциональности и пять ребят (45%) – высокий уровень;
  4. черты лидера проявляются у 5 мальчиков, что составляет 45% от общего количества ребят.

На диаграмме 1 наглядно представлены полученные данные по тестированию мальчиков.

диаграмма 1

Таблица 3

№

п/п

Агрессивность

Общение

Эмоциональность

Самоутверждение

Возбуждение

Не возбуждение

Активность

Не активность

Высокийуровень

Низкий уровень

лидер

подчиненный

12

+

+

+

+

13

+

+

+

+

14

+

+

+

+

15

+

+

+

+

16

+

+

+

+

17

+

+

+

+

18

+

+

+

+

19

+

+

+

+

20

+

+

+

+

21

+

+

+

+

22

+

+

+

+

3

8

6

5

6

5

5

6

Результаты, полученные после тестирования девочек оказались отличными от результатов ребят.

  1. По степени агрессивности большинство девочек (73% опрошенных) имеют низкий уровень по этому показателю;
  2. одинаковое количество девочек (по 6 человек) проявляют высокий уровень в общении и выражении чувств (высокий уровень эмоциональности), это составляет 55% от общего числа опрошенных девочек по каждому показателю;
  3. черты лидера проявляются у 5 девочек, что составляет 45% от общего количества.

На диаграмме 2 наглядно представлены полученные данные по тестированию девочек.

диаграмма 2

На третьем этапе эксперимента я провела сравнительный анализ показателей мальчиков и девочек нашего класса по выделенным критериям (агрессивность, общение, эмоциональность, самоутверждение) высокого уровня.

Оказалось, что мальчики больше склонны к проявлению агрессивного поведения (на 40% больше, чем девочки), а девочки нашего класса активнее проявляют себя в общении и эмоциональном выражении ( на 17% больше, чем мальчики по каждому критерию). А стремление мальчиков и девочек стать лидером в классе имеет одинаковый показатель. Результаты анализа представленны на диаграмме 3.

диаграмма 3

Для проверки достоверности полученных результатов через две недели я провела исследование эмоционального состояния учащихся 4 «б»  класса по методике Э.Т. Дорофеевой. Подробное описание хода обследования представлено в приложении к работе.

Результаты исследования приведены в таблице 4.

Таблица 4

№

п/п

Фамилия (мальчики)

Сдвиги цветов

Характеристика эмоций

№

п/п

Фамилия (девочки)

Сдвиги цветов

Характеристика эмоций

1

Агеев

12

Белова

С-З-К

- (ФТ)

2

Беляев

З-К-С

* (ФР)

13

Карманова

С-К-З

- (АТ)

3

Гарин

14

Ковалёва

С-З-К

- (ФТ)

4

Горчаков

С-З-К

- (ФТ)

15

Колпинская

З-С-К

* (ФН)

5

Гурьянов

З-К-С

* (ФР)

16

Косинова

З-К-С

* (Ф Р)

6

Давыденко

З-С-К

* (ФН)

17

Смирнова

7

Захаров

З-К-С

* (ФР)

18

Спиранская

С-З-К

- (ФТ)

8

Караваев

З-С-К

* (ФН)

19

Тилина

З-С-К

* (ФН)

9

Кирюшин

З-К-С

* (ФР)

20

Чупа

С-К-З

- (АТ)

10

Корольков

З-К-С

* (ФР)

21

Юминова

З-С-К

* (ФН)

11

Чернышов

С-З-К

- (ФТ)

22

Яцышина

К-З-С

+ (ФВ)

Большинство мальчиков имеют нейтральные эмоциональные состояния, причём у 55 % (5 чел) мальчиков отмечается отсутствие выраженных переживаний, их состояние оценивается как спокойное, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. Равное количество процентов  22 % (2 чел) замечено у мальчиков по двум показателям:                                                                      1. Характеризующий состояние функциональной напряжённости, настороженности, состояние которое является оптимальным вариантом функционирования системы, выражается  активностью и повышенным  вниманием.

2. Характеризующий состояние функционального аффективного торможения  у двух мальчиков, которое характеризуется доминированием отрицательных эмоций неудовлетворением потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость).

Девочкам же в большей степени свойственны отрицательные эмоциональные состояния у 50 % (5 чел), в основном это состояния торможения, которые характеризуются неудовлетворением потребностей, а так же депрессиями. У 40 % (4 чел) девочек отмечается нейтральные эмоциональные состояния, и только у 1 девочки отмечено  – положительное эмоциональные состояния.

Необходимо отметить, что результаты исследования подтверждаются данными, полученными в ходе наблюдения за ребятами:  действительно, мальчики во время обследования в основном вели себя спокойно, сдержанно, а девочки  проявляли состояния растерянности, озабоченности, что характерно для состояний торможения.  

Таким образом, можно обобщить полученные результаты и сделать вывод что,  исследование эмоционального состояния учащихся 4 «б»  класса по методике Э.Т. Дорофеевой подтверждает достоверность полученных результатов  полученных в ходе проведения компьютерного варианта теста Люшера: девочки

в  возрасте  10-11 лет по оценке изменения эмоционального состояния проявляют большую чувствительность  к проявлению  эмоций, частые смены настроения могут преобладать  у всех,  но мальчики могут быть более сдержанными  в проявлении эмоций.


Заключение

В результате теоретического изучения значения цветового спектра в жизни человека было установлено, что люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», которое нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. У разных народов сложилась определенная символика красок. Сегодня же символика цветов широко используется в бизнес-рекламе.

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно предпочтение серого и синего цветов. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением.

Кроме этого, я выяснила, что эмоциональную нагрузку, которую несет каждый из цветов, необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

Эксперементальная проверка психологического состояния учеников 4 «б» класса позволяет сделать следующие  выводы:

  1. Выбор цвета зависит  от многих факторов: темперамента, характера, индивидуальных особенностей, эмоций, настроения человека, а так же от половой принадлежности.
  2. Мальчики больше склонны к проявлению агрессивного поведения, а девочки нашего класса активнее проявляют себя в общении.
  3. Девочкам в большей степени свойственны отрицательные эмоциональные состояния, в основном это состояния торможения.
  4. Стремление мальчиков и девочек стать лидером в классе имеет одинаковый показатель.

По результатам исследования были составлены индивидуальные карты по каждому ребёнку о его психологическом состоянии, которые помогут каждому ребёнку понять особенности своего характера, психологический настрой, открыть в себе творческие способности, улучшить самочувствие и свою жизнь.

Для себя я поняла, как на основе полученных результатов лучше построить общение со своими сверстниками.


Литература

  1. http://psyfactor.org/color.htm
  2. Цветовой личностный тест. — Минск, 2000.
  3. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. — Вестн.        
  4. Моск. ун-та — сер 14. — 1988. — №3.
  5. Познай себя.— Москва, 1990.
  6. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. — Киев., 1990.
  7. http://www.bioinfomed.com/lusher.html
  8. http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=1120
  9. http://www.lushertest.ru/pol.htm

Приложение

Методика исследования эмоционального состояния

(по Э. Т. Дорофеевой)

Стимульный материал: три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7Х7 см.

Ход обследования: выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется три раза. При первом предъявлении ребёнку говорят: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета – красная, синяя и зелёная. Выбери из них ту, которая тебе больше нравится». Когда выбор сделан, ребёнка спрашивают: «А теперь какую ты выберешь по цвету?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлении инструкция не изменяется: «Выбери из трёх предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая больше нравится?»

Обработка данных. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

Таблица 5

№ п/п

Порядок расположения цветов

Название эмоционального состояния

Характеристика эмоционального состояния

1

К – З – С

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ).

Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. В клинике у психически больных (дисфория).

2

К – З – С

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ).

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга. Доминирование положительных эмоций.

3

З – К – С

Состояние функциональной расслабленности (ФР).

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.

4

З – С – К

Состояние функциональной напряжённости, настороженности (ФН).

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы.

5

С – З – К

Состояние функционального торможения (ФТ).

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.

6

С – К – З

Состояние аффективного торможения (АТ).

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.

Таблица 6

Сдвиги цветов

Названия сдвигов

Характеристика эмоций

 К – С – З

 К – З – С

Аффективное возбуждение (АВ).

Функциональное возбуждение (ФВ).

Положительные эмоциональные состояния (+)

 З – К – С

 

 З – С – К

Функциональная расслабленность (ФР).

Функциональная напряжённость, настороженность (ФН).

Нейтральные эмоциональные

состояния (*)

 С – З – К

 С – К – З

Функциональное торможение (ФТ).

Аффективное торможение (АТ).

Отрицательные эмоциональные состояния (-)


Поделиться:

Воздух - музыкант

На горке

Учимся ткать миленький коврик

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой