• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Подростковая агрессия. Что делать?

Опубликовано Фаркова Елена Николаевна вкл 18.12.2013 - 15:39
Фаркова Елена Николаевна
Автор: 
Ларионов Данил

Эх, трудно быть подростком! Родители относятся как к маленьким, учителя вечно чего-то требуют, с одноклассниками – конфликты, как всегда, из-за ерунды. И все это вызывает у нас злость и даже агрессию! В нашем классе мальчики и девочки часто ругаются, не всегда уступают друг другу. И что нам делать с нашей агрессией? Разобраться с ней, что ли? Попробую разобраться мирно,  с помощью психологии.  Работа на эту тему называется «Подростковая агрессия. Что делать?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovaya_agressiya.docx55.6 КБ
Файл podrostkovaya_agressiya-1.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Засопка

Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» - 2012

Тема:Подростковая агрессия. Что делать?

Автор:Ларионов Даниил Сергеевич, ученик 6 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район

Руководитель:Фаркова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район

                                                  2012 год

Подростковая агрессия. Что делать?

                                                             Аннотация

Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку.

Методы исследования: анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.

Выводы: агрессия может принести пользу ребёнку, если перенаправить её в нужное русло. Оказывается, самый вспыльчивый, агрессивный ребёнок нуждается в любви, заботе, понимании. И, если в семье царят взаимопонимание, доверие, любовь, вряд ли ребёнок будет агрессивным, если правильно построить процесс воспитания ребёнка. Родителям, педагогам и старшим товарищам нужно быть терпеливее, учить ребёнка мирному взаимодействию со своим обидчиком – поделиться лакомством, предложить вместе поиграть. Конечно, не следует ждать очень быстрых результатов, но они обязательно будут. Чтобы перенаправить отрицательную энергию, можно заниматься спортом, предложить поиграть в игры, где можно выплеснуть отрицательную энергию . Не следует особенно заострять внимание на мелких проявлениях агрессивности, иначе эти проявления в следующий раз могут перерасти в настоящую агрессию! Ларионов Даниил, автор проекта «Подростковая агрессия. Что делать?», пришёл к выводу, что правы англичане, которые «агрессивным» называют еще и человека энергичного. Агрессия может выражаться не только в злости, но и в энергии! Агрессию можно перенаправить в мирное русло и извлечь из этого пользу!

Подростковая агрессия. Что делать?

План исследований

Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу ребенку.

Задачи работы:

1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»;

2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме;

3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

4) составить памятку «Как научиться  управлять  своим гневом?»

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: психология.

Участники исследования: учащиеся 6 класса МОУ СОШ с. Засопка

Гипотеза исследования: попробую предположить, что агрессию можно использовать в мирных целях?

Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование,  сравнение, обобщение.

Список использованной литературы.

1.   Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2.   Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

3.   Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 1998. Ч.1-3.

5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

Введение

Гони от себя злобу – вот лучший способ

                                                                     держаться подальше от беды.

Хун Цзычен

Эх, трудно быть подростком! Родители относятся как к маленьким, учителя вечно чего-то требуют, с одноклассниками – конфликты, как всегда, из-за ерунды. И все это вызывает у нас злость и даже агрессию! В нашем классе мальчики и девочки часто ругаются, не всегда уступают друг другу.

        И что нам делать с нашей агрессией? Разобраться с ней, что ли? Попробую разобраться мирно,  с помощью психологии.

Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку.

Задачи работы:

1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»;

2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме;

3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

4) составить памятку «Как научиться управлять своим гневом?»

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: психология.

Участники исследования: учащиеся 6 класса МОУ СОШ с. Засопка

 Гипотеза исследования: попробую предположить, что агрессию можно использовать в мирных целях?

Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование,  сравнение, обобщение.

Основная часть

Теоретическая часть

Агрессия – штука непростая… Обычно ее связывают со злостью, враждебностью. Психология дает следующее определение агрессивности. Агрессивность – это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности – необходимостью самообороны или защиты других людей.

Подростковая агрессия усугубляется подростковым кризисом, который не всегда проходит мирно. Многие подростки говорят: «Не пойму себя, будто кто-то движет моими поступками, заставляет ругаться и даже драться»

  Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

        В Англии же «агрессивным» называют еще и человека энергичного. Значит, агрессия может выражаться не только в злости, но и в энергии!

А проявлять энергию можно по-разному: и враждебно, и мирно. С этой энергией надо обращаться осторожно, она требует надежных, разумных и здоровых путей выражения. Куда же девать эту энергию?

Психологи говорят, что перенаправлять энергию и ослаблять агрессивное напряжение можно:

  • занимаясь спортом;
  • играя с любимыми домашними животными;
  • напевая песни или танцуя;
  • совершая пробежки, далекие прогулки.

И все это не принесет вреда окружающим.

А еще я узнал интересную вещь! Корни слова «агрессия» уходят в древнее латинское выражение «ad-gressere», что значит «идти к…», то есть идти на контакт с кем-либо, как-то проявить себя при этом, ощущая свою силу и потенциал. И это совсем не похоже на враждебность!

Практическая часть

Я решил выяснить отношение своих одноклассников к проблеме агрессивного поведения среди детей.

Исследование 1.

Я разработал анкету (приложение 1) и провел социологический опрос учащихся нашего класса. В анкетировании принимало участие 20 учащихся.

Результаты анкетирования:

  • 1. Каких людей считаешь агрессивными?
  •  -которые дерутся (31%)
  •  -которые ругаются (31%)
  •  -которые не сдержаны (20%)

2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребёнком?

  •  - не обратил(а) бы внимания (68%)
  •  - объяснил(а), что так вести себя нельзя(11%)
  •  - я бы его ударил(а) (21%)

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

  •  - немножко (73%)
  •  - да (27%)

4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?

  •  - жить  дружно (67%)
  •  - не обзываться,  не драться (11%)
  •  - не знаю (12%)

           Исследование 2.

        На втором этапе исследования было проведено тестирование с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, потому что ребятам класса было интересно, какая форма агрессии у них преобладает. Методика состоит из 75 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет».

Результаты тестирования:

Таким образом, в классе самый высокий уровень  вербальной агрессии.

Исследование 3

Следующее исследование, которое проводилось в классе – проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Детям предлагается инструкция «На листе бумаги нарисуй  несуществующее животное» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.

        Рисунки детей подвергались качественному анализу:

  • агрессия - наличие шипов, зубов, когтей; насколько  длинные, сильно торчат и близко расположены;
  • импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим;
  • эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа;
  • зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа;
  • демонстративность, открытость - необычность форм;
  • скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру
  • тревога - внутренние штриховки, прерывистые линии;
  • женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм;

В результате исследования выявлено:

                   1. Защитная агрессия – 76%

              2. Агрессия при нападении – 34%

3. Аутоагрессия – 31%  

Заключение.

Таким образом, гипотеза, которую я выдвинул, что агрессию можно использовать в мирных целях, подтвердилась.

Любой, самый ужасный ребенок, нуждается в любви и понимании. Если учить ребенка не отходить подальше от обидчика и драчуна, а миролюбивым стремлениям к взаимодействию с ним (например, подойти, поделиться лакомством, игрушками, предложить ему мир и дружбу), то, возможно, перестанет быть плохим и самый ужасный ребенок. Это произойдет не сразу, не за пять минут, и даже не в один день, но будет сделан хоть маленький шаг к развитию в нем доброты.

Задача родителей и учителей — не только потакать и выгораживать чадо, не только наказывать его за недостойное, порочащее поведение, а помочь приобрести преданных друзей. Если это удастся сделать, проблем с воспитанием ребенка значительно поубавится.

Агрессивные тенденции детей можно также разряжать через игры-соревнования, где ненависть к сопернику проходит, как только закончится матч или эстафета или дети объединятся в общую команду. Спортивная борьба семейных команд способствует лучшему пониманию, установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Ведь в азарте борьбы ребенок имеет полное право возмущаться папой, проигравшим очередной конкурс, или болеть за маму, при этом безбожно крича и стуча ногами, беззлобно колотя по своей коленке или спине соседа. При этом происходит выплеск отрицательной энергии, а обиженных и пострадавших нет.

Исходя из рекомендаций психологов и ответов ребят на вопрос анкеты «Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?» я создал и распространил среди одноклассников и родителей буклет «Как управлять своим гневом ?» (приложение 2), в нем:

  • приведены рекомендации психологов, как справиться с агрессией;
  • перечислены признаки агрессивного поведения;
  • предлагаются способы  для снятия агрессии.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы, достигнута. С агрессией я, пожалуй, разобралась, и помогла мне в этом психология. Да будет мирная агрессия, та которая «ad-gressere»! Она делает нас сильными и активными, помогает достичь целей и преодолевать препятствия, а с другими людьми при этом дружить!

Приложение

Приложение 1

 

Анкета

Здравствуй, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в моем исследовании и ответить на вопросы.

Каких людей ты считаешь агрессивными?_________________________________

____________________________________________________________________________________________

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным человеком?__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Считаешь ли ты себя агрессивным?__________________________________

Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?___________________________________

____________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подростковая агрессия. Что делать?

Слайд 2

Гони от себя злобу – вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен

Слайд 3

Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку. Задачи работы: 1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»; 2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме, протестировать, какой вид агрессии преобладает ; 3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы; 4) составить памятку «Как научиться справляться со своим гневом?»

Слайд 4

Гипотеза исследования: если как следует поработать над собой, то агрессию можно использовать в мирных целях Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение.

Слайд 5

Агрессивность – это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.

Слайд 6

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Слайд 7

2 . Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки, крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).

Слайд 8

3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (крик, угрозы, проклятия).

Слайд 9

4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

Слайд 10

5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета или руководства.

Слайд 11

В Англии «агрессивным» называют еще и человека энергичного. « ad - gressere » (лат.) - идти к …, то есть идти на контакт с кем-либо, как-то проявить себя при этом, ощущая свою силу и потенциал.

Слайд 12

1. Анкетирование

Слайд 13

Результаты анкетирования: 1. Каких людей считаешь агрессивными? -которые дерутся (31%) -которые ругаются (31%) -которые несдержаны (20%) 2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребёнком? - не обратил(а) бы внимания (68%) - объяснил(а), что так вести себя нельзя(11%) - я бы его ударил(а) (21%)

Слайд 14

3. Считаешь ли ты себя агрессивным? - немножко (73%) - да (27%) 4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов? - жить дружно (67%) - не обзываться, не драться (11%) - не знаю (12%)

Слайд 15

2. Тестирование по методике А.Баса и А. Дарки

Слайд 16

3. Проективная методика «Несуществующее животное

Слайд 17

Проективная методика «Несуществующее животное» Выводы: 1. Защитная агрессия – 76% 2. Агрессия при нападении – 34% 3. Аутоагрессия – 31%

Слайд 18

Выводы: 1.В классе преобладает вербальная агрессия и подростковый негативизм. Причём, почти 70% ребят готовы ответить агрессией на агрессию. 2. Ребята понимают, что это мешает позитивному общению. 3. Но не знают, как это сделать.

Слайд 19

Рекомендации: Научиться справляться со своим гневом! А для этого нужно знать способы: Позанимайся спортом Побегай Займись рисованием Поухаживай за животными Помоги маме Побей подушку или боксёрскую грушу Послушай любимую музыку

Слайд 20

Очень важно проводить совместные мероприятия : спортивные соревнования, походы, концерты, где бы присутствовали как учащиеся класса, так и родители.

Слайд 21

Успехов!

Поделиться:

Снежная книга

Лавовая лампа

Красочные картины Джастина Геффри

Как нарисовать лимон акварелью

Кто самый сильный?