• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный проект: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Опубликовано Нестерова Лариса Григорьевна вкл 21.12.2013 - 21:16
Автор: 
Авторы проекта ученики 3 Е и 3 Ж классов: Абдульманов Даниил Алещенко Анастасия Бакаева Алина Брюханова Анастасия Вахитов Рамиль Гегельский Владислав Охлопкин Алексей Топоров Вадим Щипакин Илья

Вот уже четыре года  в нашей школе  работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями. 

Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.

У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ  с помощью лекарственных трав».

Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_poekt_lekarstvennye_rasteniya.doc407 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением отдельных предметов

 

Тема социального проекта:

«Лекарственные растения.

Мнения за и против»

Естественно-научное направление

Авторы проекта ученики 4 Е и 4 Ж классов:

Абдульманов Даниил

Алещенко Анастасия

Бакаева Алина

Брюханова Анастасия

Вахитов Рамиль

Гегельский Владислав

Охлопкин Алексей

Топоров Вадим

Щипакин Илья

Советники проекта:

Алексеева Наталья Ивановна- классный руководитель 4  Ж класса

Нестерова Лариса Григорьевна – классный руководитель 4  Е класса

Ульяновск – 2013 г.

Актуальность и социальная значимость проекта

Вот уже четыре года  в нашей школе  работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями.  

Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.

У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ  с помощью лекарственных трав».

Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Наш девиз: Ты пришел за помощью к природе?

                      Добрым будь и береги её!

Цель проекта: выяснить  мнения за и против лекарственных трав.

Задачи проекта:

- познакомиться с лекарственными травами  нашего города;

- изучить правила сбора лекарственных трав;

- выявить все мнения  за и против лекарственных трав;

- выпустить санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»;

- выпустить плакаты «Будь природе другом!»

Гипотеза: если люди  будут  больше знать, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Источники информации:

  1. Общение.
  2. Наблюдение.
  3. Книги.
  4. Интернет.
  5. Специалист.
  6. Эксперимент.
  7. Фотоматериалы.

Предварительная работа:

1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).

2. Подбор научной и художественной литературы по теме проекта.

Тип  проекта:

  • по числу учащихся – групповой;
  • по доминирующему методу: творческий;
  • по предметным областям: межпредметный (развитие речи, литературное чтение, окружающий мир, технология, изо).
  • по продолжительности: долгосрочный.

Режим работы: урочное и внеурочное время

Реализация  проекта:

1.  Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»  

2.  Классный час  «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».

3.  Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»

4.  Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

5. Плакаты «Будь природе другом!».

6 .Книжки-малютки «Чай «Витаминчик».

Этапы проекты:

1. Погружение в проект.

Цель – подготовка к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы  учащихся для работы над проектом.

Форма проведения:

  1. Заседание № 1

Каждую весну и осень ученики нашей школы болеют простудными заболеваниями. И хотя в школе ежегодно проводится вакцинация против гриппа, количество заболевания не снижается.

Вахитов Рамиль проанализировал данную обстановку, просчитал количество пропусков весной и осенью 2013 года в 4 Е и 4 Ж классах по причине заболеваний простудными заболеваниями. Рамиль выяснил, что не все ученики делали прививки.

Брюханова Анастасия  добавила: «Я тоже прививку не делала. А не болела потому, что моя бабушка в осенний и весенний периоды даёт мне  витаминный чай из лекарственных растений.  

Топоров Вадим  спросил: «А что лучше пить чай из лекарственных растений или пить витамины из аптеки?»

Так и родилась тема нашего проекта «Лекарственные растения. Мнения за и против»

  1. Планирование деятельности.

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Форма проведения:

Заседание № 2  

Мы  распределили обязанности:

 - теоретики: Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль

Задание: изучить самые распространенные лекарственные травы нашего города и правила их сбора. 

- социологи: Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил

Задание: провести социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

- экономисты: Брюханова Анастасия, Щипакин Илья

Задание: рассчитать, что выгоднее: лечиться лекарственными растениями или лекарственными препаратами.

- журналисты: Топоров Вадим, Алещенко Анастасия

Задание:  взять интервью у  специалистов и выяснить их отношение к лекарственным травам

  1. Теоретическая часть.

Заседание № 3. Открытие трибуны мнений

Теоретики:

Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль изучили самые распространенные лекарственные растения и правила их сбора. Они составили вот такую таблицу:

Ромашка

Цветы

Содержит натуральную ацетилсалициловую кислоту.

Противовирусные свойства.

Зверобой

Цветы и стебель

Эпителий относится к быстро обновляющимся тканям и для того, чтобы процессы его восстановления при простуде и гриппе не нарушались, возникает необходимость в назначении  этих трав, способствующих восстановительным процессам, -  регенерации.

Лопух

Цветы, корень, листья

Липа

Цветы

Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное действие

Шиповник

плоды

Богаты ягоды витаминами (в том числе группы В, фолиевой кислотой), а также микроэлементами. Укрепляет иммунную систему.

Земляника

Усы, листья, плодоножка, ягоды

Мать- и -мачеха

 Цветы  и листья

Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, дезинфицирующее, общеукрепляющее действие

Выводы:  Собирать лекарственные травы нужно только в хороших, экологически чистых местах, подальше от промышленных зон, автомобильных дорог. Чем дальше место сбора от человеческого жилья, тем лучше.

Травы, листья и цветки боятся прямых солнечных лучей и теряют под их воздействием большое количество действующих веществ. Поэтому лучшее место для их сушки - хорошо проветриваемые помещения или чердак. Корни, а также сочные плоды растений, напротив, требуют воздушной солнечной сушки. Сырье раскладывают тонким слоем на солнце, иногда переворачивают, а на ночь убирают в помещение.

Растения, которые продаются в аптеках, более безопасны, чем те, что вы можете собрать сами. Ведь многие из них имеют разновидности, которые непригодны для применения в лечебных целях. Поэтому нужно соблюдать осторожность при сборе и использовании лекарственных трав. Не следует забывать, что со временем все растительное сырье теряет свою целебную силу, поэтому не стоит пользоваться старыми запасами и запасать их в большом количестве.

Социологи.

 Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил провели  социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

Мы провели социологический опрос: Если вы заболеете, как предпочитают вас лечить родители? 

  • С помощью таблеток
  • Народными средствами (в том числе рецепты с использованием лекарственных растений)

Вот что мы узнали:

Из 50 учеников 4 Е и 4 Ж класса 42 ученика лечатся с помощью таблеток и только 8 учеников используют лекарственные растения.

Вместе с учителями мы построили график, чтобы нагляднее рассмотреть получившую картину:

Вывод: Опыт наших предков по профилактике и лечению многих заболеваний мы практически не используем и чаще всего лечим болезнь, а не занимаемся её профилактикой.

Экономисты

 Брюханова Анастасия, Щипакин Илья провели подсчет экономической целесообразности сбора лекарственных трав.

Вот как мы это делали:

  1. Узнали среднюю зарплату в месяц: 5.000 рублей
  2. Подсчитали среднее количество рабочих дней в месяце = 20 дней
  3. Узнали среднюю зарплату в день:

6000:20=300 рублей

  1.  Узнали стоимость проезда к ближайшей лесной зоне: 32 рубля в одну сторону + 32 рубля обратно = 64 рубля.
  2. Подсчитали ежедневные затраты на сбор лекарственных трав:

300+64 =364 рубля.

  1. Узнали в аптеке стоимость общеукрепляющих витамин: от 180 до 450 рублей.

Вывод: С экономической точки зрения, сбор и приготовление лекарств из растений, менее выгодно, чем покупка лекарственных препаратов.

 Журналисты.

 

Топоров Вадим, Алещенко Анастасия, Бакаева Алина  взяли интервью у  специалистов, и выяснить их отношение к лекарственным травам.

Вот что они узнали:

  1. Мы  встретились с бабушкой Брюхановой Анастасии- Брюхановой Татьяной Ивановной. Вот что она сказала:

- Я работаю медицинской сестрой и всегда советую своим пациентам заботиться о своем организме, не допускать болезнь в свой организм, а заниматься профилактикой. В этом большую помощь оказывают лекарственные растения. Вот и внучку свою я приучаю беречь свой организм с детских лет.  Я регулярно даю ей общеукрепляющие отвары из шиповника, цветов липы, листьев малины и смородины. А уж если внучка начинает подкашливать – первое средство – отвар из усов и плодоножек земляники.

- А откуда вы узнали такие лекарственные свойства трав?

- Мне их рассказала моя мама -  Брюханова  Мария Андреевна. Ей уже 88 лет, и она лечится только лекарственными травами. Я её помогаю их собирать.

-А еще мы  взяли интервью у прабабушки Андрея Ревина - Штенберг Мира Самуиловна. Она родилась в 1924 году  и благодаря лекарственным растениям пережила Великую Отечественную войну.

- Мы узнали мнение о лекарственных травах у школьной  медсестры Хазиевой Татьяны Ивановны. Она рассказала нам, что лекарственные травы имеют меньше побочных  эффектов, чем лекарственные препараты. И таблетки иногда подделывают. Поэтому  лекарственные травы приносят больше пользы, но перед употреблением необходима консультация специалистов.

Мы узнали много полезных рецептов из лекарственных трав.

Вывод: Нужно использовать  природные богатства в лечебных целях.  

ВЫВОД: Мы пришли к единому мнению, что  людям необходимо  знать все о лекарственных травах, умело их использовать для укрепления своего здоровья,  но не забывать любить, беречь и охранять природу, так как природа – кладовая лекарственных растений.

Продукт проектной деятельности:

1. Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»  

2.  Классный час  «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».

3.  Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»

4.  Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

5. Плакаты «Будь природе другом!».

6 .Викторина «Помоги себе сам «Лекарственные растения»».

  1. Заключительная часть

В заключении мы решили оценивать свою деятельность. А не зря ли мы потратили столько времени и сил?

Брюханова Анастасия: «Я  присоединяюсь к мнению своих бабушек, и считаю, что лекарственные травы приносят много пользы нашему организму, чем таблетки»

Гегельский Владислав: «Я  впервые узнал о целебных свойствах многих растений и тоже попрошу маму готовить мне  витаминные чаи из лекарственных трав».

Охлопкин Алексей: «Я думаю, что мы не зря потрудились. Скоро весна и в наших организмах уже осталась мало солнечной энергии. Давайте её пополним с помощью лекарственных трав, ведь они все лето её копили для нас».

Вахитов Рамиль: «Но не нужно забывать о разумном использовании лекарственных трав. Их нужно собирать правильно и в нужном количестве.

Бакаева Алина: «Я прочила много  интересных книг о лекарственных растениях и предлагаю всем их прочитать:

     

     

Литература:

1. Артамонов В.И. Зеленые оракулы. Москва: «Мысль»,  1989 - 189с.

2. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. Москва: «Просвещение», 1986 - 175с.

3.  Костин В.И., Корнилов С.П. Лекарственные растения Ульяновской области. Ульяновск: «Симбирская книга», 1993 – 224 с.

4. Ловкова М.Я., Рабинович  А.М. Почему растения лечат.. – М.: Наука, 1999
5. Энциклопедия народной медицины - М.: «Экоиздат», Издательский Дом Константина Клименко, 1993 г.

6. Интернет.

Приложение 1.

Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»

■ И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый ... Ответ: Отвар.

■ Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник.

■ Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. Ответ: Крапива.

■ Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка.

■ С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.

■ Плоды какого фрукта являются источником витамина С? Ответ: Лимона.

■ Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. Ответ: Лесной ландыш.

■ Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник.

■ Овощ, содержащий витамин С и оберегающий детей от простуды. Ответ: Перец.

■ Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ.

■ В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Ответ: Крапива.

■ Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. Ответ: Сосна.

■ Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? Ответ: Ноготки.

■ Корень этого растения помогает возбудить аппетит. Ответ: Корень одуванчика.

■ Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок.

Приложение 2. Рецепты от простуды

Рецепт 1.

Ингредиенты:
Листья подорожника большого — 2 ст. ложки
Трава зверобоя — 1 ст. ложка
Цветки липы сердцевидной — 2 ст. ложки
Трава душицы — 2 ст. ложки
Листья мать-и-мачехи — 1 ст. ложка
вода — 200 мл

Способ приготовления и применения:
1.Составьте сбор. 1 ст. ложку смеси залейте кипятком и настаивайте 6 часов.
2.Готовый настой процедите.
3.Принимайте по 1/2 стакана 3-4 раза в день перед едой в теплом виде.

Рецепт 2.

Ингредиенты:
Листья ромашки аптечной — 1 ст.ложка
Листья мать-и-мачехи — 2 ст.ложки
Трава душицы — 2 ст.ложки
Цветки липы сердцевидной — 2 ст.ложки Вода — 500 мл
Способ приготовления и применения:
1.Составьте лекарственный сбор. 2 ст.ложки смеси залейте кипятком и настаивайте в течение 8 часов.
2.Готовый настой процедите.
3.Принимайте по 1/2 стакана каждые 3 часа в теплом виде.

Рецепт 3.

Ингредиенты:
Корни алтея — 2 ст. ложки
Листья мать-и-мачехи — 3 ст. ложки
Трава душицы — 2 ст. ложки
Трава фиалки трехцветной — 1 ст. ложка
Вода — 200 мл

Способ приготовления и применения:
1.Составьте сбор. 1 ст. ложку смеси залейте кипятком и настаивайте в течение 6-8 часов.
2.Готовый настой процедите, сырье отожмите.
3.Принимайте по 1/3 стакана 3-4 раза в день в теплом виде за 15 минут до еды.
 

Рецепты от насморка.

Рецепт 1.

Ингредиенты:
Сок репчатого лука — 1 ст. ложка
Отвар ромашки — 1 ст. ложка

Способ приготовления и применения:
1.Луковый сок и отвар ромашки смешайте.
2.Смочите приготовленным средством ватные тампоны и вложите их в носовые проходы.

Рецепты от боли в горле

Рецепт 1.

Ингредиенты:
Цветки календулы лекарственной — 1 ст. ложка
Вода — 200 мл

Способ приготовления и применения:
1.Сухие цветки календулы залейте крутым кипятком и настаивайте, укутав, в течение 30 минут.
2.Приготовленный теплый настой используйте для полоскания.

Рецепт 2.

Ингредиенты:
Красная свекла — 1 штука

Способ приготовления и применения:
1.Красную свеклу очистите, вымойте и натрите на мелкой терке. Из полученной кашицы выжмите сок и дайте ему отстояться в течение 2 часов.
2.Полощите горло подогретым соком. Процедуру следует проводить 3-5 раз в день.


Поделиться:

Снег своими руками

Астрономический календарь. Март, 2019

Ледяная внучка

Мальчик и колокольчики ландышей

Каргопольская игрушка