исследование математических фокусов сводится к изучению различных видов уравнений
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnyy_konkurs_tvorcheskikh_rabot_uchashchikhsya.rar | 535.44 КБ |
Муниципальный конкурс творческих работ учащихся
«Шаг в науку»
группа «Юниор»
Исследовательская работа
«Искусство отгадывать числа»
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора
Работу выполнила:
Гаврикова Валерия,
ученица 7 «Б» класса
муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа №47
.
Руководитель:
Подгорбунская Ирина Викторовна,
учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа №47.
2013г.
«Искусство отгадывать числа»
Гаврикова Валерия
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 7 «Б» класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа № 47
Аннотация
Исследовательская работа «Искусство отгадывать числа».
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. Это объясняется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики. Подавляющее большинство задач сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.). Так же умения решать уравнения понадобятся в дальнейшем при решении задач по физике, химии. Составление и решение уравнений способствуют развитию мышления, находчивости, сообразительности, инициативности.
Цель данной работы - исследовать, что же лежит в основе задачи «Искусство отгадывать числа».
Гипотезой исследования стало предположение, что в основе задачи «Искусство отгадывать числа» лежит уравнение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) найти виды уравнений, изучаемых в школьных учебниках 5,6,7,8 классов
(автор А.Г.Мордкович)
3) исследовать задачу «Искусство отгадывать числа»;
4) разработать памятку «Решаем уравнения на 5».
Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы;
- исследовательский метод при определении видов уравнений
- практический метод при разработки памятки «Решаем уравнения на 5».
«Искусство отгадывать числа»
Гаврикова Валерия
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 7 «Б» класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа № 47
План исследований
- в первом разделе представлены исторические сведения о развитии уравнений;
- во втором разделе представлены виды уравнений, изучаемые в школьных
учебниках 5,6,7,8 классов(автор А.Г.Мордкович);
- в третьем разделе приведено исследование задачи «Искусство отгадывать
числа»;
- в заключение работы изложены основные выводы и результаты выполненного
исследования;
- список литературы;
- в приложении представлена памятка «Решаем уравнения на 5».
«Искусство отгадывать числа»
Гаврикова Валерия
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 7 «Б» класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа № 47
Краткая аннотация
Данная работа посвящена изучению видов уравнений, рассматриваемых в школьных учебниках 5,6,7,8 классов(автор А.Г.Мордкович). Целью данной работы является исследование задачи «Искусство отгадывать числа»;
Работа носит аналитический и поисковый характер. В работе рассмотрены различные виды уравнений, выявлены наиболее распространенные. Ценность работы заключается в исследовании, проведенном автором, по итогам которого она делает выводы.
«Искусство отгадывать числа»
Гаврикова Валерия
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 7 «Б» класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская средняя общеобразовательная
школа № 47
Описание работы
1. Из истории уравнений
«Мне приходится делить свое время
между политикой и уравнениями.
Однако уравнение, по – моему,
гораздо важнее, потому что
политика существует только
для данного момента, а уравнения
будут существовать вечно».
А. Эйнштейн.
Искусство решать уравнения возникло давно, а занимается вопросом решения уравнений алгебра. Алгебра – это часть математики, которая изучает общие свойства действий над различными величинами и решение уравнений, связанных с этими действиями.
Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений.
Уравнения первой и второй степени умели решать в древности также китайские и индийские учёные.
Задачи, решаемые с помощью уравнений, встречаютcя во многих текстах глубокой древности. B Московском папирусе, представляющем свиток, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 1850г. до н. э., и в папирусе Axмeca, например, содержатся задачи, в которых неизвестное имеет особый символ и название: «хау» или «аха». Оно означает «количество», «куча». Так называемое «исчисление кучи», или «вычисление хау», приблизительно соответствует нашему решению задач с помощью уравнений.
Рис.1 Математический папирус Ринда; 1550 г. до н. э., Британский музей. Содержит решения 84 задач, вычисления площадей и объемов
Рис.2 Древнеегипетская запись уравнения.
Вот пример задачи и её решение из папируса Ахмеса:
«Количество и его четвёртая часть дают вместе 15».
В настоящие время для решения задачи составляется уравнение
Решая его, находим х = 12.
В папирусе Ахмеса решение начинается так: «Считай с 4; от них ты должен взять четверть, а именно 1; вместо 5». Затем 15 делится на 5, частное умножается на 4 и получается неизвестное 12.
Египетский метод решения является по существу методом предложения. Начинают с того, что в качестве неизвестного берут произвольное число, в данном случае 4, так как четверть его, 1, просто вычисляется. Далее 4 + 1 = 5. Однако по условию задачи результат должен быть не 5, а 15, следовательно, во сколько раз 15 больше 5, во столько раз неизвестное должно быть больше произвольно взятого числа 4. Этот метод широко применялся в Азии и Европе в средние века и получил название «метода ложного положения».
К первым, самым древним задачам на составление уравнений, относятся некоторые задачи, содержащиеся в древнеегипетском Московском папирусе.
Вот одна из задач Московского папируса.
« Число и его половина составляет 9». Найти число.
В современной записи уравнения к решению этой задачи будет иметь вид:
В качестве неизвестного берут произвольное число, в данном случае 2, так как вторая часть его один, просто вычисляется. Далее 2 + 1 = 3.Однако, по условию задачи результат должен быть не 3, а 9, следовательно, Во сколько раз 9 больше 3, во столько раз неизвестное должно быть больше произвольно взятого числа 2. А значит 2 · 3 = 6.
Ответ: неизвестное число 6.
В IX в. узбекский математик и астроном Мухаммед ал – Хорезми написал трактат « Китаб аль – джебр Валь – мука – бала», где дал общие правила для решения уравнений первой степени. Слово «аль – джебр» (восстановление), от которого новая наука алгебра получила своё название, означало перенос отрицательных членов уравнений из одной его части в другую с изменением знака.
Рис.3 Ал-ХОРЕЗМИ Мухаммед бен-Муса (783-850).
В Западной Европе изучение алгебры началось в XIII в. одним из крупных математиков этого времени был итальянец Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Его «Книга абака» (1202) – трактат, который содержал сведения об арифметике и алгебре до квадратных уравнений.
Рис.4 Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1170 — 1250).
Отсутствие удобной и хорошо развитой символики сковывало дальнейшие развитие алгебры: самые сложные формы приходилось излагать в словесной форме. В конце XVI в. французский математик Ф.Виет ввёл буквенные обозначения.
Рис.5 Виет Франсуа (1540 —1603).
Однако эта символика отличалась от современной. Так, Виет для обозначения Неизвестного числа применял букву N (Numerus-число), для квадрата и куба неизвестного буквы Q (Quadratus - квадрат) и C (Cubus - куб). Например, запись уравнения: х3-8х2+16х=40 у Виета выглядела бы так: 1NC-8NQ+16N aequali 40 (aequali - равно).
Рис.6 Диофант, живший, вероятно, в III в.
Диофант – греческий ученый в III век н.э., не прибегая к геометрии, чисто алгебраическим путем решал некоторые квадратные уравнения, причем само уравнение и его решение записывал в символической форме
Вот, к примеру, одна из его задач: «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а их произведение 96».
1. Из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, т.к. если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100.
2. Т.о. одно из них будет больше половины их суммы, т.е. 10 + x, другое же меньше, т.е. 10 – х.
3. Разность между ними 2х.
4. Отсюда уравнение (10 + x ) * (10 – x ) = 96
100 – х2 = 96 х2 – 4 = 0
5. Ответ x = 2 . Одно из искомых чисел равно 12,
другое 8.
Решение x = - 2 для Диофанта не существует, т.к. греческая математика знала только положительные числа.
А современное решение будет таким: х- первое число, 20-х – второе, их произведение х*(20-х)=96. Решая его через квадратное уравнение находим исходные числа: 12 и 8.
Бхаскаре – Акариа – индийский математик в XII век н.э. открыл общий метод решения квадратных уравнений.
Разберём одну из задач Бхаскары: «Стая обезьян забавляется: восьмая часть всего числа их в квадрате резвится в лесу, остальные двенадцать кричат на вершине холмика. Скажите мне, сколько всех обезьян?»
Бхаскара пишет под видом x2 – 64х = - 768. Прибавляя к обеим частям квадрат 32, уравнение примет вид: x2 – 64 x + 322 = - 768 + 1024
(x – 32)2 = 256
После извлечения квадратного корня получаем: x – 32 =16. «В данном случае, говорит Бхаскара, - отрицательные единицы первой части таковы, что единицы второй части меньше их, а потому последние можно считать и положительными и отрицательными, и получаем двойное значение неизвестного: 48 и 16».
Необходимо сделать вывод: решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.
Следует заметить, что данная задача решается элементарно, сводясь к квадратному уравнению (х/8)2 + 12 = x.
Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. Он также дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.
В трактате Хорезми насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
1.«Квадраты равны корням», т.е. ах2 = вх.
2.«Квадраты равны числу», т.е. ах2 = с.
3.«Корни равны числу», т.е. ах = с.
4.«Квадраты и числа равны корням», т.е. ах2 + с = вх.
5.«Квадраты и корни равны числу», т.е. ах2 + вх = с.
6.«Корни и числа равны квадратам», т.е. вх +с = ах2.
Разберём задачу аль – Хорезми, которая сводится к решению квадратного уравнения. «Квадрат и число равны корням.» Например, один квадрат и число 21 равны 10 корням того же квадрата, т.е. спрашивается, из чего образуется квадрат, который после прибавления к нему 21 делается равным 10 корням того же квадрата?»
Используя 4-ю формулу аль – Хорезми, можно записать: х2 + 21 = 10х
2. Исследовательская часть
2. 1 Основные понятия уравнения
Уравнение – равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Выражение слева от знака равенства называется левой частью уравнения, а справа от знака равенства – правой частью уравнения. Это значение неизвестного, называется корнем уравнения или решением уравнения.
Корнем уравнения называется число, подстановка которого вместо буквы превращает уравнение в верное равенство.
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
В уравнениях пишут одну из строчных букв латинского алфавита.
Чаще употребляют х(икс), у(игрек), z(зет), а(а), b(бэ), с(цэ).
Например: х + 12 = 30, 54 : у = 9, b · 6 = 48 , 75 – с = 38, а2+3а-4=0
2. 2 Простые уравнения.
Уравнения называются простыми тогда, когда нужно выполнить только одно арифметическое действие, чтобы найти неизвестное число.
Пример 1. Решаем уравнение х + 12=78;
1. х – неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, из суммы вычитаем известное слагаемое: х = 78 – 12 , х = 66.
2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение, вместо буквы х найденное число 66 и выполняем сложение.
проверка: 66 + 12 = 78; 78 = 78.
3. Сравниваем значения левой и правой частей уравнения.
Ответ: х = 66.
2. 3 Все виды уравнений, изучаемые в школьных учебниках 5,6,7 классов
№ | Виды уравнений | Примеры |
1 | x – a = b | x – 8 = 1 |
2 | x + a = b | |
3 | a – x = b | 15 – x = 9 |
4 | a + x = b | |
5 | (x + a) – b = c | (x + 15) – 8 = 17 |
6 | (a + x) – b = c | (24 + x) – 21 = 10 |
7 | (a – x) + b = c | (45 – x) + 18 = 58 |
8 | (x – a) + b = c | (x – 35) + 12 = 32 |
9 | a– (x + b) = c | 56 – (x + 12) = 24 |
10 | a – (x – b) = c | 16,1 – (x – 3,8) = 11,3 |
11 | (x – a) – b = c | (x – 87) – 27 = 36 |
12 | a – (b + x) = c | 25,34 – (2,7 + x) = 15,34 |
13 | ax + bx = c | x + x = 64 |
14 | a + bx + cx + dx = f | 58 + x + x + x = 58 |
15 | ax +b = cx – d | x +2 = x – 1 |
16 | a – bx = c + dx | 27 – x = 27 + x |
17 | a + x + 2 = 15 + x – 3 | 10 + x + 2 = 15 + x – 3 |
18 | a + x = b – c | 127 + x =357 – 85 |
19 | a + x – b = c | 125 + x – 85 = 65 |
20 | a – x – b = c | 144 – x – 54 = 37 |
21 | a + x + b = c | 52 + x + 87 = 159 |
22 | x – a – b = c | x – 35 – 64 = 16 |
23 | a∙ x = b | 4∙ x = 144 |
24 | x : a = b, a ≠ 0 | x : 8 = 13 |
25 | a : x = b | 42 : x = 6 |
26 | x ∙ a = b | x ∙ 94 = 846 |
27 | ax + b = c | 25x + 49 = 149 |
28 | a + bx = c | 13 + 10x = 163 |
29 | ax – b = c | 9x – 54 = 162 |
30 | a – bx = c | 181 – 8x = 45 |
31 | (x – a) ∙ b = c | (x – 12) ∙ 8 = 56 |
32 | a ∙ (x + b) = c | 24 ∙ (x + 9) = 288 |
33 | (x + a) : b = c, b ≠ 0 | (x + 25) : 8 = 16 |
34 | a : (x – b) = c | 295,1 : (x – 3) = 13 |
35 | a : x + b = c | 44 : x + 9 = 20 |
36 | a ∙ (x + b) = c(х- d) | 4(х+3)=5(х-2) |
37 | a ∙ (x - b) + c(х- d)= fх+е | -2(х-5)+3(х-4)=4х+1 |
38 | x ∙ a = x : a, a ≠ 0 | x ∙ 10 = x : 10 |
39 | (a + x) ∙b = c | (38 + x) ∙12 = 840 |
40 | a – bx = c | 160 – 2x = 40 |
41 | ax – bx = c | 15x – 8x =714 |
42 | ax + bx + cx = d | 4x + 5x + x = 1200 |
43 | ax + bx – cx = d | 6x + 3x – x = 6400 |
44 | ax + bx + c = d | 3x + 7x + 18 = 178 |
45 | ax – bx + c = d | 6x – 2x + 25 = 65 |
46 | ax + bx – c = d | 7x + 6x – 13 = 130 |
47 | ax – bx – c = d | 21x – 4x – 17 = 17 |
48 | a ∙ b ∙ x = c | 4 ∙ 25 ∙ x = 800 |
49 | x ∙ a ∙ b = c | x ∙ 5 ∙ 20 = 500 |
50 | x : a = b : c, c ≠ 0 | x : 89 = 1068 : 89 |
51 | ax = b∙c | 365x = 53∙365 |
52 | x + x + x = a + x | x + x + x = 46 + x |
53 | x : a = b + c, a ≠ 0 | x : 16 = 324 + 284 |
54 | a : x = b – c | 1344 : x = 543 – 487 |
55 | x ∙ a = b + c | x ∙ 49 = 927 + 935 |
56 | a : (b – x) = c | 992 : (130 – x) = 8 |
57 | a : x – b = c | 528 : x – 24 = 64 |
58 | a : b + x = c, b ≠ 0 | 88880 : 110 + x = 809 |
59 | a + x : b = c, b ≠ 0 | 6871 + x : 121 = 7000 |
60 | a + b : x = c | 3810 + 1206 : x = 3877 |
61 | x + a : b = c, b ≠ 0 | x + 12705 : 121 = 105 |
62 | (ax + bx) ∙ c = d | (3x + 5x) ∙ 18 = 144 |
63 | (ax – bx) : c = d, c ≠ 0 | (7x – 3x) : 8 = 17 |
64 | a : (bx – cx) = d | 48 : (9x – x) = 2 |
65 | x : x =a | x : x =1 |
66 | a ∙ (x – b) = c | 975 ∙ (x – 361) = 14625 |
67 | a(b + x) + d = c | 3(25 + x) + 15 = 135 |
68 | a – x = b – c | |
69 | a – b + x = c | |
70 | , b ≠ 0 | |
71 | (ax + b) ∙ c = d | (27x + 11) ∙ 315 = 11970 |
72 | x : a = b – c, a ≠ 0 | x : 27 = 2467 – 1867 |
73 | x + a = b + c | |
74 | a – (b – x) = c | 34,2 – (17,9 – x) = 22 |
75 | x – a = b + c | x – 6,8 = 8,7 + 6,4 |
76 | a – x + b = c | 10 – x + 4,3 = 10,7 |
77 | x2 = x | x2 = x |
78 | x3 = x | x3 = x |
79 | x2 = x3 | x2 = x3 |
80 | (x – a) : b = c, b ≠ 0 | (x – 1,2) : 0,6 = 21,1 |
81 | a ∙ (b + x) = c | 4,2 ∙ (0,8 + x) = 8,82 |
82 | ax – bx – cx + d = f | 5,6x – 2x – 0,7x + 2,65 = 7 |
83 | ax – (bx + c) = d | 4,7x – (2,5x + 12,4) = 1,9 |
84 | (a – x) ∙ b = c | (8,3 – x) ∙ 4,7 = 5,64 |
85 | (ax – bx) ∙ c = d | (7x – 2x) ∙ 8 = 80 |
86 | (ax + x) : b = c, b ≠ 0 | (15x + x) : 4 = 3 |
87 | (ax – bx) ∙c : d : f = 0, d ≠ 0, f ≠ 0 | (0,87x – 0,66x) ∙10 : 2 : 3 = 0 |
88 | a ∙ (bx – cx) : d : f = 0, d ≠ 0, f ≠ 0 | 10 ∙ (1,37x – 0,12x) : 5 : 8 = 0 |
89 | a = a + x | 45 = 45 + x |
90 | 0 = a – х | 0 = 45 – х |
Где a, b, c, d, f – некоторые числа, обыкновенные или десятичные дроби;
x – корень уравнения.
2. 4 Все виды квадратных уравнений, изучаемые в школьном учебнике
8 класса
Квадратным уравнением называется уравнение вида
где a, b, c, d – заданные числа, x – переменная.
Дискриминант
квадратное уравнение имеет два корня, если D больше 0
квадратное уравнение не имеет корней, если D меньше 0
квадратное уравнение имеет один корень, если D равен 0
Формулы корней
Если хотя бы один из коэффициентов c или b равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным квадратным уравнением.
ах2+вх=0; ах2+с =0.
Примеры: 16х2+4=0; х2-5=0; 5х2+3х=0; 2х2+х+5=0.
3. Искусство отгадывать числа
Каждый из вас, возможно, встречался с «фокусами» по отгадыванию чисел. Фокусник обычно предлагает выполнить действия следующего характера: задумайте натуральное число, прибавьте 2, умножьте на 3, отнимите 5, отнимите задуманное число, умножьте на 2, отнимите 1. Затем фокусник спрашивает, что у вас получилось в результате, и, получив ответ, мгновенно сообщает задуманное вами число.
Итак, что же лежит в основе фокуса? «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», - писал великий Ньютон в своем учебнике алгебры, озаглавленном «Всеобщая арифметика».
Переведем данную задачу на язык алгебры.
Таблица 1.
На родном языке | На языке алгебры |
Задумайте число, | x |
прибавьте 2, | x + 2 |
умножьте результат на 3, | 3x + 6 |
вычтите 5, | 3x + 1 |
вычтите задуманное число, | 2x + 1 |
умножьте на 2, | 4x + 2 |
вычтите 1. | 4x + 1 |
Чтобы ответить на выше поставленный вопрос, достаточно обратиться к правой колонке таблицы, где указания фокусника переведены на язык алгебры. Из этой колонки видно, что если вы задумали какое – то число x, то после всех действий у вас должно получиться 4x + 1. Зная это, нетрудно «отгадать» задуманное число.
Пусть, например, вы сообщили фокуснику, что получилось 9. Тогда фокусник быстро решает в уме уравнение 4x + 1 = 9, 4x = 8 и x = 2.
Математический фокус - Угадай число
Содержание фокуса.
В результате вы смело называете число 4.
Секрет фокуса.
Например, зритель задумал число 7. (7x2= 14; 14+ 8= 22; 22: 2= 11; 11- 7= 4)
Сведем к уравнению: Таблица 2.
На родном языке | На языке алгебры |
Задумайте число, | x |
умножьте на 2 , | 2x |
прибавьте к результату 8, | 2x + 8 |
разделите результат на 2 | x + 4 |
вычтите задуманное число, | x + 4- x=4 |
результат | 4 |
Угаданный день рождения
Содержание этого математического фокуса.
Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.
Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.
Секрет этого математического фокуса.
Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.
У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Например, зритель задумал число 5.06. (5x2= 10; 10+ 5= 15; 15 x 50= 750; 750+6= 756; 756-250=506)
Сведем к уравнению: Таблица 3.
На родном языке | На языке алгебры |
Задумайте число, | x |
умножьте на 2 , | 2x |
прибавьте к результату 5, | 2x + 5 |
умножьте результат на 50 | 100x + 250 |
К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения | 100х+256 |
вслух назвать полученное число. | 756 |
Решаем уравнение | 5 |
Таким образом, подтверждается гипотеза, о том, что в основе задачи «Искусство отгадывать числа» лежит уравнение.
Заключение
При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.
В процессе выполненной исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. На основе изученной литературы по данной теме, открыла для себя много интересного и нового об уравнениях, чего не могла прочитать в учебнике. Например, узнала о том, что ещё в древности люди пользовались ими, не зная, что это – уравнения. В наше время невозможно представить себе решение, как простейших, так и сложных задач не только в математике, но и в других науках, без применения решения уравнений.
2. Выполненный обзор школьных учебников 5,6,7,8 классов(автор А.Г.Мордкович) показал, что в учебниках встречаются несколько видов уравнений.
3. Научилась решать квадратные уравнения, которые изучаются в конце 8 класса.
3. Исследовав задачу «Искусство отгадывать числа», выяснила, что в основе задачи лежит уравнение.
4. Подготовлена и разработана памятка «Решаем уравнения на 5».
Список литературы
1. Учебники математики 5,6,7,8классы (автор А.Г.Мордкович)
2. Глейзер, Г. И. История математики в школе ⁄ Г. И. Глейзер ⁄⁄ История математики в школе: пособие для учителей ⁄ под редакцией В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – 376 с.
3. Ефимова, А. В. Решаем уравнения/А. В. Ефимова, М. Р. Гринштейн // Решаем уравнения: учебник для 5 кл-6кл. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 62 с.
4. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра / Я. И. Перельман// Занимательная алгебра. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 282 с.
5. Сведения из интернета (математические фокусы, история возникновения уравнений, история возникновения квадратных уравнений).
Приложение
Представлены памятки «Решаем уравнения на 5».
Шум и человек
Глупый мальчишка
Флейта и Ветер
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Кто самый сильный?