Работа заняла 2 место в конкурсе исследовательских работ Московской области и была выдвинута на ощероссийский конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_konkurs.doc | 128 КБ |
Движение «Отечество – 2009»
МОУ Васильевская основная общеобразовательная школа
Серпуховского района Московской области
Исследовательская работа
«Рождествено-Телятьево – «дворянское гнездо» Соллогубов»
Рыжова Виолетта Сергеевна 8 класс
Васильевской ООШ Московской области
Паспорт 46 08 № 340455
Выдан ТП в гор. Серпухове ОУФМС
по Московской обл. в гор.Серпухове 03.10.2008 г.
Зарегистрирована по адресу: д. Васильевское, д.5-а, кв.47.
Руководитель Кирюхина Ольга Григорьевна ,
учитель русского языка и литературы Васильевской ООШ ,
руководитель школьного краеведческого объединения Васильевской ООШ ,
паспорт серия 4602 №908082, выдан 9 О/М ОВД Администрации Серпуховского района Московской области 24.09.2003г.
Прописана по адресу: Серпуховский район п/о Фенино ,в/ч 31500 д.149, кв. 44.
Контактный телефон: 8 (4967)704-391(раб.)
8 (4967)704-389 (раб.)
д. Васильевское
2009 г.
Содержание работы.
Усадьба в Телятьеве и её владельцы до 1812 года
2.3.Преобразования усадьбы при Гурьевых________________стр.
3.Глава 2.
Рождественское - «дворянское гнездо» Соллогубов_________стр. .
3.1. Александр Иванович Соллогуб_______________________стр.
3.2. Софья Ивановна Соллогуб___________________________стр.
3.2. Владимир Александрович Соллогуб___________________стр.
3.3. Лев Александрович Соллогуб________________________стр.
3.4. Мария Федоровна Соллогуб__________________________стр.
3.5.Фёдор Львович Соллогуб_____________________________стр.
3.6.Елена Фёдоровна Соллогуб- последняя владелица
родового имения.____________________________________стр.
4.Глава 3.
Рождествено-Телятьево в советское время________________стр.
5. Заключение._________________________________________стр.
6. Приложение__________________________________________стр.
7.Список используемой литературы._______________________стр.
1.Введение.
Серпуховская земля славится многими известными людьми, которые жили здесь и работали. На территории Васильевского сельского поселения тоже проживали личности, оставившие значительный след в истории и искусстве нашей страны. В этом году утвердили герб нашего села(см. приложение 2.). Центральное место на нем занимает белоснежный крылатый конь Пегас – символ писателей и поэтов. Этот символ выбрали не просто так! Я решила разобраться в том, почему этот символ появился на гербе. Это и явилось проблемой моего исследования.
Я слышала, что на территории современного дома отдыха «Рождественское» раньше была усадьба, в которой жил какой-то писатель, чтобы ответить на наш вопрос объектом исследования я выбрала место бывшей усадьбы - Рождествено-Телятьево,
а предметом исследования - историю проживания и деятельности представителей фамилии писателя на территории нашего села .
В связи с этим определилась тема моего исследования -«Рождествено-Телятьево – дворянское гнездо Соллогубов».
В своем исследовании мы поставили цель - изучить и проанализировать сведения об усадьбе в Рождествено-Телятьево со дня её первого упоминания, о постройках до сих пор находящихся на этой территории, о семье графов Соллогубов, оставивших наибольший след из владельцев усадьбы в истории нашего Серпуховского края и страны.
Из этого вытекают задачи исследования: посетить библиотеки и музеи нашего района, изучить письменные источники, найти и проанализировать информацию о селе Рождествено-Телятьево и о его владельцах, уделяя основное внимание роду Соллогубов; посетить дом отдыха «Рождественское», находящийся на территории бывшей графской усадьбы, и осмотреть постройки и вещи, сохранившиеся с тех времен .
Для систематического, последовательного осуществления исследования мною были применены следующие методы:
1.Накопление научного материала: изучение литературы и источников в библиотеках, музеях, на территории бывшей усадьбы; беседы с краеведами, библиотекарями, местными жителями, работниками музеев.; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях( история, литература, ботаника, геральдика и др.)
2.Осмысление собранного материала : сравнение, анализ и синтез, обобщение.
3. Проверка и уточнение на практике: уточнение сделанных выводов; обсуждение результатов.
Используемые источники указаны в приложении к работе.
2.Глава 1. «Усадьба в Телятьеве и её владельцы до 1812 года.Первое упоминание о Телятьеве»
Когда мы стали изучать историю парково-усадебного комплекса села Рождествено-Телятьево, оказалось, что Соллогубы владели усадьбой только последнее столетие до 1917 года(см.приложение 1.), однако упоминания о ней встречаются еще с VII века. Кто же был хозяином усадьбы раньше? При ком из них была построена церковь, сохранившаяся до сих пор? На эти вопросы мы тоже постарались найти ответ.
2.1 «Первое упоминание о Телятьеве»
Первое упоминание о Телятьеве на реке Московке относится к 1621-1622 годам.По писцовым книгам Серпуховского уезда в Окологородном стане было поместье за Иваном Ивановым сыном Раевским , по ввозной грамоте (1622 г.) за прописью Ивана Грязева «село Телятьево, а внем церковь Рождество Христово, клецки (как изба) пуст, попа и пения нет, на помещиковой земле»[1]
2.2. «Б.И.Иванчин-Писарев и М.И.Прончищев. Постройка церкви». В 1680г,после смерти Ивана Ивановича, село принадлежало его зятю Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву.Он отдал село в приданое за дочерью Екатериной, вышедшей замуж за стольника Михаила Ивановича Прончищева,который в 1696г. построил новую деревянную церковь. Еще Иванчин-Писарев(1681г.)«бил челом великому государю,обещался построить церковь рождества Христова в Серпуховском уезде, в Окологородном стану в сельце Телятьеве и дал он из поместья из вотчины в сельце Телятьеве и в пустоши Хлыновой к той церкви 10 чети, и чтобы великий государь пожаловал его, велел то его поместье и вотчину к церкви записать».[2] На территории современного дома отдыха «Рождественское» можно увидеть огромный старый дуб(см. приложение 4.). Считается, что ему более трехсот лет, и посажен он был еще при Прончищеве. Возможно, только этот великан хранит в своей могучей кроне тайны того давнего времени .
В 1700 году половина села была описана на Петра I «за ослушание великого государя указу, что Михаил Прончищев того села Телятьева на землях на большой воронежской дороге до указу селиться не учинил» и дана А. Д. Менщикову, который променял полученные полсела Богоявленскому монастырю. В 1702 г. М.Прончищев променял свою половину села зятю Алексею Тимофеевичу Ржевскому. [3]
В 1729г. в вотчине полковника Сильвестра Даниловича Гурьева строится ныне существующая каменная церковь Рождества Христова. В 1731г. его братом Федором Даниловичем Гурьевым было подано прошение в Синод об освящении церкви. 27 сентября 1731 года была освещена вновь построенная каменная церковь во имя Рождества Христова. «Здание каменное и колокольня, крыша покрыта железом, ограда каменная с деревянной решеткой»[4] Примерно в эти же годы село стали именовать двойственным названием Рождествено-Телятьево. В 1788 году владелицей этого села была дочь С.Д. Гурьева – Матрена. Именно при ней на территории усадьбы были вырыты пруды и посажен парк в естественном английском стиле(см. приложение 4.) После Гурьевой имением владела действительная статская советница Любовь Христофоровна Поль, которая в усадьбе не жила.
В начале XIX века селом владел Иван Петрович Архаров(1744-1815), генерал от инфантерии. На его дочери, Софии Ивановне (1729-1854) , в 1810 году женился камер-юнкер, позднее обер-церемониймейстер, граф Александр Иванович Соллогуб(1788-1844). С этого времени и до 1917 года селом Рождествено-Телятьево владеют представители рода Соллогубов.
3.Глава 2.
« Рождественское - «дворянское гнездо» Соллогубов»
3.1. Александр Иванович Соллогуб
Александр Иванович Соллогуб происходил из древнего дворянского и графского литовско-польского рода, известного еще со второй половины ХV века. Отец его в 1790 году перешел на русскую службу, и семейство осело в России. Александр Иванович Соллогуб был красив собой. Веселый собеседник, добрый и щедрый он был душой общества и первым столичным щеголем, превосходно танцевал и хорошо пел. Безумными тратами он расстроил свое состояние, многие считали его пустым человеком. «Гуляет вечный Соллогуб», - упоминает А.С.Пушкин в черновой рукописи 1 главы «Евгения Онегина» Александра Ивановича.
3.2. Софья Ивановна Соллогуб.
София Ивановна же, по отзывам современников, была «ума необыкновенного, родись она мужчиной, она была бы государственным человеком. Твердость характера ее согласовалась с твердостью рассудка, детьми своими она не восторгалась, но беспристрастно ценила их хорошие и дурные качества»[5]. Она была полной противоположностью мужу и главой в доме. Глубина и оригинальность ее суждений, блестящее остроумие делали ее разговор интересным, с ней любил беседовать Александр I. Она была очень начитана. Свою любовь к литературе она передала по наследству своему младшему сыну Владимиру (будущему известному писателю). До 1812 года супруги жили в Москве, Александр Иванович во время войны поступил в ополчение и был адъютантом графа Растопчина. После пожара Москвы , в котором сгорел их дом, они переселились в Петербург. Софья Ивановна вернулась в Москву только после смерти мужа. В Историко-художественном музее г. Серпухова находятся картины художника Петера Рооса, принадлежавшие когда-то Софье Ивановне Соллогуб(см.приложение 5. ) У Александра Ивановича и Софьи Ивановны Соллогуб родились сыновья Лев (1812-1852) и Владимир(1814- 1882). Усадьба перешла ко Льву, хотя в памяти потомков прочнее закрепился его младший брат, известный в середине ХIX века писатель. Братья Соллогубы получили прекрасное домашнее воспитание, среди их преподавателей – французский драматург Э.Шаррьер, впоследствии переводивший «Записки охотника» Тургенева.
3.2. Владимир Александрович Соллогуб.
Владимир Александрович–(8.08.1813-5.06.1882) самый известный представитель рода Соллогубов(см.приложение 6.) В его честь в ХX веке Министерство культуры РСФСР намеревалось открыть музей в усадьбе села Рождественское. Хотя сам он там никогда не находился на постоянном жительстве, наверное, только иногда посещал своего брата.
После хорошей домашней подготовки Владимир окончил Дерптский университет. Служил в министерстве иностранных дел, затем в министерстве внутренних дел. Уже с 1837 года начинается его литературная деятельность. В «Современнике» печатаются его первые повести: «Два студента» и «Три жениха», встреченные очень хорошо в том кружке, к которому принадлежали В.А.Жуковский, кн. В.Ф.Одоевский, гр. Вьельгорские.В конце 30-х и в 40-е годы Соллогуб выступал с произведениями в жанре светской повести («Лев», «Медведь», «Большой свет» и др.), в которых с легкой насмешкой изображал пустоту и нравственную испорченность великосветского общества. В рассказе «Собачка»(1845)писатель приближался к изображению провинциальных нравов в духе гоголевского направления. В его самой известной повести «Тарантас», написанной в форме путевых заметок, реалистическое изображение нравов сочеталось с реакционно-славянофильскими иллюзиями. В Г. Белинский мастерски использовал эту повесть в борьбе со славянофилами. В 1845-55 Соллогуб выступал главным образом как водевилист(«Беда от нежного сердца», «Мастерская русского живописца » и др.)[6]Прослужив на Кавказе 6 лет, Соллогуб пишет комедию «Чиновник» в духе либерального обличительства. После этой комедии Соллогуб почти перестаёт писать.
Но, не смотря на то, что Владимир Александрович в своих произведениях изобличал пороки высшего света, сам он частенько посещал балы и светские вечера. Он хорошо знал А.С.Пушкина. Однажды в начале 1836 на одном светском вечере Наталья Гончарова (жена А.С.Пушкина) язвительно заметила Соллогубу, что он не пропускает ни одного такого мероприятия. На это Владимир Александрович ответил, что она ведет себя также. Из-за этого инцидента Пушкин вызывает Соллогуба на дуэль. Владимир Александрович в то время был инспектором по тюрьмам и находился с весны по осень 1836 года в служебной командировке, и переговоры между противниками осуществлялись по почте. 5 мая 1836 года благодаря П.В.Нащокину они помирились, а Пушкин восклицает: «Останемся же мы друзьями!»[7]. Позднее писателя Соллогуба будут спрашивать, как бы он поступил, если бы дуэль состоялась? Владимир Александрович отвечает: «У какого бы русского поднялась рука стрелять в гения?». Также он должен был быть секундантом Пушкина в предполагавшейся в ноябре 1836 дуэли с Дантесом.Наверное, по причине близкого знакомства В.А.Соллогуба с А.С.Пушкиным в то время в имении Рождествено-Телятьево в парке появляется Пушкинская аллея с высокими липами, которая сохранилась до сих пор(см. приложение 9.). Возможно, что и сам поэт бывал в этом месте. Это и не удивительно, ведь великолепная природа наших родных мест привлекала и привлекает внимание многих людей. Известно, что даже Л.Н.Толстой во время своих пеших маршрутов останавливался в Рождествено-Телятьево и, отдыхая, любил пить воду из родника,находящегося возле пруда. При этом он, наверное, восхищался красотой природы.
3.3. Лев Александрович Соллогуб.
Лев Александрович Соллогуб – ( 18.05.1812-20.04.1852) брат Владимира Александровича- в 1830 году окончил школу гвардейских подпрапорщиков, в 1836-1837 гг. путешествовал по Европе. Служил секретарем русского посольства в Вене. Современники вспоминали о нем : «Скромный, простой человек, который не заимствовал ни утонченности в манерах своего отца, ни глупой кичливости аристократизма своего брата», «недурен собой, но мешковат и неповоротлив, зато души он замечательной, нежной и благородной».[8] (см. приложение 7.) Хотя П.А.Вяземский называл Соллогуба в числе «молодых людей наглого разврата» и «охотников до любых сплетен», которыми окружал себя Геккерн.[9]
3.4. Мария Федоровна Соллогуб.
Его жена Мария Федоровна Соллогуб (1821- 1888), сестра Юрия Федоровича Самарина, талантливого публициста и выдающегося общественного деятеля, одного из столпов и идеологов славянофильства. Мария Федоровна Соллогуб( см.приложение 8.) куда менее известна, чем её брат. Однако она оставила заметный след в деле народного просвещения, воспитании подрастающего поколения и благотворительной деятельности. Мария Федоровна Соллогуб, до замужества Самарина, родилась в 1821г. в Петербурге в богатой дворянской семье. Она не блистала яркой красотой, но была прекрасна душой и принадлежала к той категории женщин, которые своей мягкостью, женственностью, обаянием и умом, словно магнит, притягивают и пленяют сильный пол. Ее портрет оставил нам в своих мемуарах "Москва сороковых годов" известный ученый и общественный деятель Б.Н.Чичерин. "Сблизившись с семьей Самариных, - писал он, - я скоро подружился и с дочерью Марьей Федоровной, которая была замужем за графом Львом Александровичем Соллогубом и жила вместе с родителями. Это была одна из самых достойных женщин, каких я встречал в жизни. И ум, и сердце, и характер, все в ней было превосходно. Она имела самаринский тип, волосы рыжеватые, лицо умное и приятное. Образование она получила отличное и, когда хотела, умела вести блестящий светский разговор, приправленный свойственным семье юмором и иронией, однако без всякой едкости и язвительности. Но обыкновенный ее разговор был серьезный; ум был твердый, ясный и основательный... Одаренная мягким и любящим сердцем, всецело преданная своим обязанностям, она никогда не думала о себе и всю жизнь свою жила для других. ...А, между тем, немного счастливых минут довелось ей испытать в жизни".[10] Хотя ее сердце было отдано другому, родители, особенно отец, человек с сильным, а порой и крутым характером, настояли на ее браке с Л.А.Соллогубом, старшим братом известного писателя В.А.Соллогуба. Граф стал её мужем в 1846 году .Еще будучи невестой, Мария Федоровна заметила некоторые странности в поведении будущего супруга. По воспоминаниям его брата, в 1820 году, когда их семья жила в Париже, восьмилетний Лев на прогулке в саду с разбега сильно ударился головой о мраморную статую и на несколько часов потерял сознание, получив сотрясение мозга. В Вене болезнь стала быстро прогрессировать, и уже в 1849 году они были вынуждены возвратиться в Москву. Вскоре муж впал в состояние полного умопомрачения, и на протяжении многих месяцев жене выпала нелегкая доля быть прикованной к нему в качестве няньки-сиделки. Оставшись вдовой, Мария Федоровна все свое внимание и заботы обратила на единственного сына, над которым ежеминутно дрожала, панически боясь проявления в нем симптомов отцовской болезни. Благодаря ее заботе и материнской ласке сын вырос на редкость добрым и мягким, с утонченной артистической натурой.После смерти мужа Мария Федоровна в летнее время обычно жила в родовой усадьбе Соллогубов Рождествено(Телятьево) в Васильевской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь на ее средства в 1861 году была открыта начальная школа для крестьянских детей, попечительницей которой она являлась до конца своих дней, хотя с середины 60-х годов школа перешла под покровительство Серпуховского земства. В Сборнике статистических сведений по Московской губернии есть примечательные сведения о Земском Телятьевском училище,которое «…существует с1861 года. Основано графиней Сологуб. Помещается в одном и том же здании с самого основания. В ведении Земствашкола находится с половины 60-х годов. В Телятьевское училище ходят дети из следующих селений: сел Васильевское и Рождествина, деревень – Московки, Родионова, Федина, Свебилова, имеющих всего дворов 160. школьное расстояние до 3 вёрст.В зимнее время 10 учеников из дальних селений живут при школе. Школа помещается в церковном одноэтажном, каменном, крытом железом доме, находящемся возле церкви. В этом же здании помещается и церковная сторожка, в которой по зимам ночуют ученики. Харчи ночлежки имеют свои. Так как живущие из двух разных селений, то они образуют две харчевных артели по деревням. Приготовлением пищи занимается сторожиха, которая кроме подарков от графини получает за зиму по 1 пуду муки с каждого ночлежника. Дети спят на печи, лавках на полу на одежде. Некоторые из учеников имеют подушки. Освещение даётся от сторожа – одна стенная лампа. При школе помещения для учителя нет. Учебные пособия приобретаются на средства графини Соллогуб. Недостатка в них не ощущается. Библиотека, основанная на средства той же графини ,состоит из 100 экземпляров разных книг. Пению обучает учитель с голоса. Дети поют молитвы и церковные службы» [11]При ней же была построена новая усадьба. К сожалению сейчас от неё остался только фундамент(см. приложение 2.).Но сохранилась единственная фотография дома, сделанная учительницей из школы (см. приложение 2 ). Сейчас фотография содержится в библиотеке дома отдыха «Рождественское».
В Серпухове М.Ф.Соллогуб всецело посвящает себя благотворительной деятельности, что в наших краях стало фактически новым делом, "лучом света в темном царстве" уездного фабрично-купеческого города. В июле 1864 года она учреждает Серпуховское благотворительное общество. Через год на средства общества, членами которого стали и местные состоятельные жители, и многочисленные родственники, друзья и знакомые графини, была устроена школа, принявшая первых 15 учениц. Одновременно начала прием пациентов и бесплатная лечебница общества. В 1868 году при школе был организован приют преимущественно для девочек-сирот и создана библиотека, читателями которой являлись и местные книголюбы. Первые годы общество арендовало для своих учреждений помещения у серпуховских домовладельцев, и настоящим праздником для него явилось приобретение собственного трехэтажного здания. Оно было куплено на средства брата Марии Федоровны Н.Ф.Самарина в 1872 году у купца Ф.А.Солодовникова. Просторные помещения этого особняка позволили открыть в 1877 году бесплатный лазарет на несколько коек, где на излечении находились и русские воины, получившие ранения в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На новом месте школа и приют общества твердо встали на ноги. Школа включала три общеобразовательных класса обычной начальной школы и четвертый, рукодельный, класс, в котором ученицы под началом мастериц в течение четырех лет постигали тонкости белошвейного, портновского и прачечного ремесла. Выпускницы школы получали небольшое приданое и денежное пособие из так называемого "фонда невест", а воспитанницы приюта обеспечивались на протяжении всех лет учебы полным содержанием и одеждой. В 1873/74 уч. г. в школе обучались 50 девочек, из которых 17 находились в приюте, а в 1882/83 уч. г. их количество возросло до 80 (из них 28 в возрасте от 8 до 17 лет - в приюте). Инициатором и душой многих начинаний выступала М.Ф.Соллогуб, в чем ей пригодился опыт самаринской домашней школы. "Наша школа благотворительная, - не раз напоминала графиня, - мы должны набирать детей слабых и терпеливо отучать их от дурного". Воспитание учениц велось строго в духе христианской морали. Каждый день начинался с молитвы, затем школьницы расходились по классам, а Мария Федоровна обходила класс за классом. В свободные же минуты, как вспоминала одна из первых выпускниц школы, она была не только сторонней наблюдательницей, но и сама принимала живое участие в играх своих подопечных. В дни каникул школьницы нередко навещали Марию Федоровну в Рождествене, и она с сердечным радушием принимала их в уютной домашней обстановке. Живя постоянно в Серпухове с 1879 года, Мария Федоровна нередко навещала своих родственников в Москве. Последнюю поездку она совершила в январе 1888 года на празднование Рождества. Здесь Мария Федоровна почувствовала себя плохо. Повторная операция в Москве оказалась неудачной, и 16 марта 1888 года ее не стало. Всего год с небольшим не дожила Мария Федоровна до 25-летнего юбилея своего детища, который прошел под знаком глубокой признательности и благодарности его основательнице, завещавшей свой дом обществу. Уже 24 марта 1888 года Александр III "соизволил на присвоение обществу наименования: "Серпуховское благотворительное графини М.Ф.Соллогуб общество". Школа продолжала свою деятельность и в последующие годы. После октября 1917 года в здании, которое и поныне в Серпухове называют домом Соллогуб, размещалась местная совпартшкола, а с 1930 года и по сей день - медицинское училище.
3.5.Фёдор Львович Соллогуб.
С Марией Федоровной жили её сыновья Александр и Федор. Граф Федор Львович Соллогуб (1848-1890) – поэт и художник, друг философа Владимира Сергеевича Соловьева, который считал его самым своеобразным и привлекательным из всех людей, каких ему только случалось знать. Окончив Московский университет, Соллогуб писал мелкие рисунки и акварели, преимущественно на исторические сюжеты. Больше всего он работал для театра, изготовляя рисунки костюмов, и аксессуаров. Соллогуб известен также и как художник-иллюстратор. Он был преподавателем в Московских драматических училищах. Перу его принадлежат также несколько стихотворений, напечатанных в различных журналах. Федор Львович в начале 1870-х гг. вступил в брак с баронессой Натальей Михайловной Боде-Колычевой.По отзывам современников, основной чертой его характера была душевная мягкость, доброта, поразительная незлобивость и любвеобильность. Во всякое общество, в которое входил, он вносил бодрое, радостное настроение, его любили дети, молодежь, люди зрелые, серьёзные, каждый чувствовал себя с ним хорошо. Федор Львович был человеком « не от мира сего», это выражалось у него в полном отсутствии забот о себе, о личных удобствах, в совершенном безразличии к тому, что зовется почестями, положением и в равнодушном отношении к деньгам.
3.6. «Елена Фёдоровна Соллогуб- последняя владелица
родового имения.»
У Федора Львовича были дочери Елена и Вера.Елена Федоровна Соллогуб владела усадьбой до 1917 года. Она, как и её бабушка Мария Федоровна, занималась попечительством. Ей даже хотели присудить звание Почётного гражданина г. Серпухова. В своей усадьбе графиня сделала много нового. Про Елену Соллогуб до сих пор ходит много слухов. Старожилы говорили, что она очень любила змей, носила их даже на шее. Чтобы змеям было удобно жить на территории приусадебного парка, Елена Федоровна завезла на территорию усадьбы два новых растения и развела их возле прудов, вырытых ещё при Матрене Гурьевой. Борщевик Сосновского («ужатник») и белокопытник, который был привезён с Сахалина, образуют широкие мясистые листья, под которыми постоянно сохраняется влага и тень, благоприятная для проживания ужей. Белокопытник широкий – представитель Сахалинского высокотравья вообще не встречается больше нигде на нашей территории кроме территории бывшего парка Соллогубов.Но на этом загадки графини Соллогуб не заканчиваются. Известно, что Елена Федоровна после революции сидела в Бутырской тюрьме якобы за сокрытие драгоценностей на территории своей усадьбы. Богатства так и не нашли. Возможно, клад до сих пор зарыт где-то в парке. Однако из усадьбы и без того изъяли много ценного, так как Соллогубы коллекционировали предметы искусства. Среди вывезенного в октябре в Отделение национального музейного фонда в Москве : картины «Зрение» и «Обоняние» неизвестного голландского художника 17в., «Пирушка в кабаке» неизвестного нидерландского художника 17в., альбом офортов работы Сальватора Розы(17век),«16 двусторонних ящиков с медальонами», барельеф из красного воска «Портрет графа П.К.Сухтеленга» работы Ф.П.Толстого и многое другое.[12]
4.Глава 3.
«Рождествено-Телятьево в советское время»
В 1918 году из усадьбы была вывезена большая библиотека, книги из которой находятся в Серпуховском историко-художественном музее. Помимо этого там сейчас находятся картины Петера Роса, часть мебели и предметов из коллекции Соллогубов, вывезенных сначала Полевым штабом: бронзовая скульптура, подсвечник из красного дерева, медный кувшин 19 в., протазан и алебарда 17-18 в.Хотя предметы могли поступить и из особняка Серпуховского благотворительного общества.
Зато Соллогубы оставили после себя другое богатство, которое могут видеть все - это каменная церковь Рождества Христова, парк с Пушкинской аллеей и многовековым дубом и пруды, заросшие огромными листьями белокопытника. (см приложение 4, 10)
После того, как усадьбу во время революции отняли у графского семейства Соллогубов, в Телятьеве продолжала оставаться начальная школа. В 1954 году она стала семилетней. Там училось 136 учеников, которых обучали 9 учителей. Последний раз Рождествено упоминается во Всесоюзной переписи 1959 года., а Телятьево – в переписи 1970 года. В 1973 году парково- усадебный комплекс Телятьево был передан на баланс Министерства угольной промышленности СССР для организации дома отдыха «Шахтер».Усадьбу разрушили, чтобы построить здания санатория. Сейчас от неё остался только фундамент.( см. приложение 2) В 1929г. церковь Рождества Христова была закрыта, и в ней был молокозавод, а на полу, по воспоминаниям рабочих, было много воды. К началу 1950гг. храм занимал местный колхоз и держал там удобрения. Затем храм пустовал. К 1970г. храм стали реставрировать, и это спасло здание от полного разрушения. В 1993г. храм передан Русской Православной церкви и в нем возобновлены богослужения и реставрация.(см.приложение 10 )Сейчас рабочие, реставрирующие храм, говорят, что от церкви были подземные ходы в обе стороны для побега. Подзданием находится два фундамента бывших церквей, свидетельствующие о периодических перестройках храма. На внутренней стороне стены помещения реставраторы обнаружили красивую фреску, которую они специально замазали, чтобы сохранить её.
5. Заключение.
Жалко, конечно, что не сохранилась усадьба Соллогубов, но мы надеемся,что хотя бы великолепная старинная церковь, находящаяся в центре оставшегося графского парка будет восстановлена.
Благодаря своей поисково-исследовательской деятельности я узнала много нового и интересного об истории своего края. Я проследила историю усадьбы Рождествено-Телятьево со дня её первого упоминания в документах, основной акцент делая на время, когда ей владели Соллогубы. Уделила внимание деятельности представителей рода Соллогубов, проживавших в Рождествено-Телятьево. Я сделала вывод, что не только Владимир Александрович Соллогуб–известный писатель, останется в памяти потомков, но и его не менее достойные родственники, занимавшиеся благотворительностью, и сделавшие много полезного для нашего края. Символы в их честь тоже могли бы остаться на гербе нашего поселения. Мы попробуем обратиться к главе нашего поселения с предложением об изменении герба.
Приложение.
Приложение 1.Владельцы усадьбы Рождествено-Телятьево.
Половина села Половина села
Источники исследования:
Неопубликованная литература и вещественные источники:
1.Беседы с сотрудниками Серпуховского историко-художественного музея: библиотекарем Тумановой О.Ю., главным хранителем архива Быковой Т.М., экскурсоводом Хомяковой Т.В.
2. Экскурсия и беседа с библиотекарем и экскурсоводом дома отдыха «Рождественское» Жарковой Валентиной Ивановной.
3.Картины «Стадо на отдыхе».Филипп Петер Роос.1655-1705 . Серпуховский историко-художественный музей.
4.Фотография усадьбы Соллогубов в Рождествено. Начало ХХ в.
Опубликованная литература:
[1] Н.Бруннек. «Вехи Серпуховского района», 2007, стр.51
[2] Там же , стр. 51.
[3] «г. Серпухов. Храмы Серпуховского района», 2001г., стр.58.
[4] Там же , стр. 58.
[5] Там же , стр. 59.
[6] Большая советская энциклопедия. Т.40., стр. 23.
[7] В.А. Соллогуб «Воспоминания», стр. 525-527
[8] «г. Серпухов. Храмы Серпуховского района», 2001г., стр. 59
[9] Л.А.Черейский «Пушкин и его окружение»,Л., стр. 411.
[10] Ю. Львунин «Удивительная жизнь Марии Соллогуб»
[11] «Сборникк статистических сведений по Московской губернии»,том 9, Народное образование,М.,1884г.
[12]ОПИ ГИМ.-Ф.54.-Д.377.-Лл.91-93
Снег своими руками
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Заповеди детства и юности
Весёлые польки для детей
Тигрёнок на подсолнухе