• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как избежать ошибок в употреблении паронимов

Опубликовано Полыгалова Елена Викторовна вкл 22.12.2013 - 19:48
Полыгалова Елена Викторовна
Автор: 
Саликова Екатерина

Работа ученицы 5 класса по русскому языку, в которой она объясняет явление паронимии и исследует ошибки в употреблении паронимов обучающихся своего класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nou_salikova_ekaterina_5_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный

Секция «Русский язык»

Как избежать ошибок

в употреблении паронимов.

Саликова Екатерина, ученица 5Б класса

МБОУ Средняя общеобразовательная школа

Полыгалова Елена Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории

2012


Содержание

Содержание…………………………………………………………………..…...2

Вступление…………………………………………………………………..……3

Основная часть

        Теоретическая часть

        Признаки и особенности паронимов..................................……………....4

        Классификация паронимов.........…………………. .…...………….…......5

        Ошибки в употреблении слов-паронимов..................................................6

        Практическая часть

        Анализ исправления предложений с паронимами в 5Б классе……..7-10

Выводы……………………………………………………………………….......11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Приложения………………………………………………………………..…13-14


Вступление.

Проблема

В автобусе я услышала голос кондуктора: «Граждане пассажиры, оплатите за проезд». Пока моя мама платила за проезд, я сидела и думала, как в действительности будет правильно: оплатите за проезд или заплатите за проезд. Но разобраться с этой задачей я смогла только тогда, когда нашла ответ в интернете: оплатить можно что-либо, а заплатить за что-то. При этом оказалось, что подобных слов в русском языке достаточно много, называются они паронимы. Чтобы избежать ошибки в употреблении слов-паронимов, я выбрала для исследования данную тему.

В ходе работы я должна буду решить следующие цели и задачи.

Цели:

1. исследование понятия паронимии;

2. исследование правильности употребления паронимов в речи школьников.

Задачи:

  1. объяснить смысловые оттенки паронимов;
  2. исследовать классификацию паронимов и способы их образования;
  3. проанализировать ошибки в употреблении паронимов в 5Б классе;
  4. сделать выводы о том, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в употреблении паронимов в речи.

Теоретическая часть.

Признаки и особенности паронимов

Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения, можно сказать о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм.

Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.

Основной причиной появления паронимов служило постоянное стремление человека углубить, расширить, ярче отразить существующие в мире явления. Называя по-новому дополнительный признак, явление или действие, человек использовал вновь образованное с помощью суффиксов или приставок слово. Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам, что подтверждает постоянное развитие языка.

По сходству произношения слова-паронимы сближаются с омонимами, однако отличаются от последних следующими признаками. Во-первых, паронимы имеют разное написание. Во-вторых, слова-паронимы никогда не имеют полного совпадения в произношении.  

При разграничении паронимов и синонимов следует иметь в виду, что расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам.

Паронимы выполняют в речи различные стилистические функции, и перед каждым может возникнуть проблема выбора одного из паронимов. Умелое употребление паронимов помогает человеку  правильно и точно выразить мысль, потому что именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Классификация паронимов

С учетом особенностей паронимы бывают  по структуре:

Приставочные паронимы – паронимы, имеющие разные приставки. Например: вбежать – взбежать, обсудить – осудить, одеть – надеть и т.д.

Суффиксальные паронимы – паронимы, имеющие разные суффиксы. Например: грозный – грозовой, белеть – белить, лирический – лиричный и т.д.

Финальные паронимы – паронимы, отличающиеся окончаниями, а также конечными буквами. Например: жар – жара, гарант – гарантия, невежа – невежда, адресат - адресант и т.д.

По значению:

Полные (абсолютные) паронимы – паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: осуждение – обсуждение, восход – всход и т.д.

Неполные паронимы – паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объёма значений, что вызывает их сближение. Например: аристократический – аристократичный, комический – комичный и т.д.

Частичные (приблизительные) паронимы  – паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости. Например: водный напор – водяной напор, героический подвиг – геройский подвиг и т.д.

Ошибки в употреблении слов-паронимов

Говорящий стремится передать свою мысль точно, подбирая подходящие по смыслу слова. Лексические нормы русского языка требуют употреблять слово только в свойственном ему значении, закреплённом в словаре. 

Паронимы, как правило, относятся к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные функции, имеют одинаковое ударение, поэтому говорящему их легко спутать, тем более что они почти всегда близки по значению и отличаются лишь тонкими смысловыми оттенками и лексической сочетаемостью.

Нарушение лексической нормы часто происходит при употреблении паронимов. Ошибки заключаются в неразличении в речи слов-паронимов. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! (правильно: надеть). В рекламной листовке парикмахерской можно прочитать: Мы создадим вам эффективную внешность (правильно: эффектную). Подобные ошибки связаны с тем, что говорящие и пишущие не видят различий в значениях паронимов, неправильно понимают значения слов.

Как же избежать подобные ошибки? Что нужно делать, чтобы не допускать лексические недочёты в речи? Попытаемся найти ответы на эти важные вопросы.


Практическая часть

Уместное и правильное употребление слов в речи определяется лексическими нормами.

Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и её правильности. Нарушение лексических норм приводит к лексическим ошибкам разного типа.

Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются такие, которые связаны с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.

С целью выявления правильного и точного употребления паронимов среди обучающихся были составлены проверочные задания по данной теме. Эти задания выполнили обучающиеся 5Б класса до изучения темы «Паронимы» и после ознакомления с данной темой. В первый раз работу выполнили 16 учащихся 5Б класса, во второй – 21 учащийся.

1. Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть. Ученикам  на уроке русского языка было задано выписать предложения и исправить ошибки:

Не забудь одеть куртку.

Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка). Именно поэтому некорректной будет фраза: Не забудь одеть куртку; правильно: Не забудь надеть куртку.

Однако из 16 учеников никто не справился с заданием, что показывает незнание точного значения слов «одеть» и «надеть». При этом после изучения паронимов с данным вопросом из 21 ученика справились 13 учеников из класса, что составляет 62% (см. приложения).

Чтобы никогда не путали эти глаголы, предлагаю шутливое стихотворение Новеллы Матвеевой:

«Одеть», «надеть»... Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть», «надеть»... Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.

2. Следующим в задании было предложение:

Я стану дипломатом музыкального конкурса.

Только 1 ученик из класса исправил слово «дипломат» на «дипломант», при этом большая часть учащихся вообще не понимала значение слова «дипломант». После изучения темы только 5 учеников справились с заданием, что составляет 24%. Это говорит о том, что ребята всё-таки не до конца усвоили разницу между этими словами-паронимами (см. приложения).

Дипломат – это должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. А дипломант – это лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.  При этом оба слова синтаксически сочетаемы с прилагательными и существительными, но резко отличаются по смыслу.  

Таким образом, дипломаты ведут переговоры на Балканах, тогда как дипломант, замирая от волнения, в три часа дня в приёмной ожидает директора консерватории.

3. В третьем задании были паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия: осуждение – обсуждение.

При этом осуждение – выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника), а обсуждение – всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы).

Поэтому в предложении «Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока» глагол «осуждали» должен быть исправлен на «обсуждали», что сделали 8 учеников, что составило 50%. А уже после ознакомления с темой 15 учеников из 21 выполнили задание, что составило 71% (см. приложения).

4. Паронимы не могут заменять друг друга в одном и том же контексте, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

Следующим в задании было предложено исправить прилагательное:

Папа построил новый каменистый дом.

Члены паронимических пар в большинстве случаев различаются лексической сочетаемостью. Например: каменная стена – каменистая почва.

Именно поэтому предложения «Папа построил новый каменный дом», а «Мы прошли по открытой каменистой долине к устью реки» будут правильными. Из 16 учеников в классе 12 учеников выполнили задание, что составило 75%, при этом после ознакомления с паронимами 17 учеников из 21 справились с заданием – 81% (см. приложения).

5. Последним для исправления ошибки было следующее предложение:

Мы уплатили за проезд.

Уплатить или заплатить? Дело в том, что, несмотря на кажущуюся синонимичность этих двух слов глаголов, между ними есть существенная разница в употреблении. Скорее всего, данная речевая ошибка появилась вследствие существования похоже звучащих глаголов «платить», «заплатить» и «отплатить», которые часто встречаются в паре с упомянутым предлогом, что не является ошибкой. Уплатить – когда речь идёт о том, что платят (об эквиваленте денег): пошлина, штраф, квартплата и так далее. Это слово, наоборот, по значению ближе к «отдавать». Оплатить можно только что-то, без предлогов.

Итак, говорим правильно: «уплатить свой долг» и «заплатить за проезд», что и сделали 13 учеников, что составило 81%,а после изучения вопроса о паронимах с заданием справились 19 из 21учеников – 90% (см. приложения).

Обобщая выполнение задания, можно сказать, что до изучения темы паронимов ни один ученик в классе не справился со всеми пятью заданиями, четыре предложения верно исправил только 1 ученик (6%), три предложения – 4 ученика (25%), два предложения – 4 ученика (25%), одно предложение – 7 (44%) учеников из 16.

После ознакомления с материалом правильное выполнение задания 21 ученика распределилось следующим образом: пять предложений разобрали 5 учеников (24%), четыре предложения – 7 учеников (33%), три предложения – 3 ученика (14%), два предложения – 3 ученика (14%), одно предложение – 1 ученик (5%), ни одно предложение не смогли исправить 2 ученика (9,5%).

Двое учащихся не справились со второй работой, потому что их не было на уроке, на котором учитель объяснял этот материал. А так как этого материала нет в учебнике, то им сложно было понять непростую новую тему самостоятельно, без помощи учителя.


Выводы

Главное, что я усвоила при изучении паронимов: в языке паронимы предполагают и дополняют друг друга, но в речи взаимоисключают. Например, однокоренные слова царский и царственный в русском языке «живут по соседству», а в русской речи «стремятся к независимости» друг от друга: царский дворец, покой, экипаж, наряд, подарок, но царственный жест, вид; царский конь – конь царя, но царственный конь – величавый, горделивый, величественный конь.

Считаю, для того, чтобы избежать ошибки в употреблении слов- паронимов необходимо:

1. использование в речи только тех слов, значение которых точно знаете;

2. запоминание значения новых слов;

3. анализ смысловых частей слов в связи с тем, что значительная часть созвучных слов – производные;

4. чтение литературы и постоянные языковые тренировки;

5. обращение к толковым словарям;

6. включение в программу пятого класса специальных вопросов, предполагающих изучение конкретных слов-паронимов и употребление их в речи;

7. наличие специальных словарей со словами-паронимами с учетом возраста и интенсивным его пополнением, поскольку языковой состав постоянно изменяется.

Правильное употребление паронимов – необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры. Поэтому каждый из нас должен стремиться увеличению своего словарного запаса, к грамотному использованию слов, ведь наша речь – это показатель нашей образованности.


Список использованной литературы

  1. Вишнякова О.В. "Словарь паронимов русского языка", Москва, Русский язык, 1984.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. "Современный русский язык", Москва, 2002.
  3. Фестиваль Русского языка 2012, статья Ибрагимовой Анастасии, "Особенности паронимии", Новокузнецк, 2012.
  4. http://ami-map.ru/ege


Приложение №1

Количество учеников в классе – 23

Работа №1

Работа №2

Выполняли работу – 16 учеников

Выполнял работу – 21 ученик

Справились с работой:

Все 5 предложений – 0 человек

Все 5 предложений – 5 человек

Любые 4 предложения – 1 человек

Любые 4 предложения – 7 человек

Любые 3 предложения – 4 человека

Любые 3 предложения – 3 человека

Любые 2 предложения – 7 человека

Любые 2 предложения – 3 человека

Любое 1 предложение – 4 человек

Любое 1 предложение – 1 человек

0 предложений – 0 человек

0 предложений – 2 человека

Правильно исправили:

Первое предложение – 0 человек

Первое предложение – 13 человек

Второе предложение – 1 человек

Второе предложение – 5 человек

Третье предложение – 8 человек

Третье предложение – 15 человек

Четвёртое предложение – 12 человек

Четвёртое предложение – 17 человек

Пятое предложение – 13 человек

Пятое предложение – 19 человек


Приложение №2

Ф.И. ученика 5Б класса

Количество правильно исправленных предложений

Работа №1

Работа №2

1. Вервильская Ольга

2

4

2. Дементьев Сергей

-

4

3. Жеребило Виктория

1

3

4. Загоруйко Ксения

1

1

5. Замараев Никита

-

0

6. Кисляницин Макар

3

5

7. Куркина Дарья

1

4

8. Муляк Елизавета

3

5

9. Налётов Андрей

-

3

10. Нечаев Денис

-

-

11. Нечаева Амина

3

5

12. Остапенко Андрей

2

4

13. Попопва Анастасия

-

0

14. Поспелов Никита

-

2

15. Прасалова Алёна

4

5

16. Проскуряков Александр

2

-

17. Рамазанова Анита

2

4

18. Розиков Улукбег

1

4

19. Саликова Екатерина

-

5

20. Суменкова Анжелика

2

2

21. Тютнева Анастасия

2

2

22. Холмирзоева Мехрангез

2

3

23. Частухина Кристина

3

4

Примечание: знак «-» означает, что учащийся не выполнял работу.


Поделиться:

Сила слова

Сорняки

Злая мать и добрая тётя

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью

Как Дед Мороз сделал себе помощников