• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Правильная осанка – залог здоровья»

Опубликовано Шенцева Вера Викторовна вкл 02.01.2014 - 18:18
Шенцева Вера Викторовна
Автор: 
Шейнова Олеся

В ходе выполнения исследовательской работы постаралась ответить на вопросы: существует  ли прямая связь между осанкой и здоровьем? Является ли правильная осанка  залогом красоты  и крепкого здоровья?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_osanka.docx156.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

                      Осанка — это, если сформулировать коротко и просто - положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот - это неправильная осанка. Такая осанка не только некрасива, но и вредна, она затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Неправильная посадка за партой, неправильная посадка за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу... Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Актуальность

В  настоящее время в связи   с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием резко ухудшилось состояние здоровья детей , повысилось число детей имеющих нарушение осанки. Данные медицинского осмотра за  2009 - 2010 учебный год, мы взяли у детской  медицинской сестры Второкаменского  ФАПа  Гуренко Т. М. . Нарушение осанки имеют    55,5    % учащихся нашей школы. Данные показаны в таблице.

Класс

Количество учащихся в классе

Количество учащихся имеющие нарушение осанки

9

7

2

6

3

3

2

1

4

8

4

5

4

1

6

7

4

7

12

6

8

12

7

9

16

10

10

3

1

11

2

1

Проблема: увеличение числа учащихся с нарушением осанки.

Цель: исследовать  причины нарушения осанки  у школьников и определить пути их решения;

Задачи:

  • Определить уровень знаний учащихся о причинах нарушения осанки и её коррекции.
  • Наметить пути коррекции осанки.
  • Произвести оценку и анализ исследования

Объект исследования:  учащиеся 4 класса.

Предмет исследования: осанка и её влияние на организм.

Гипотеза: Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.

Для решения данной проблемы буду  использовать следующие методы:

  1. диагностика;
  2. наблюдения;
  3. социальные опросы;
  4.  эксперименты

Спинку прямо!

      Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились. И привязывали им к спинам доски. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения, как думают многие, это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы мы  дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам и нашим  родителям, придется приложить немалые усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее,  взрослые, его останавливают, показывают, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же  не следят, чтобы ребенок не сидел, ссутулившись, не стоял, перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину,  ровно стал естественной потребностью?  [ 4. С. 56]

                  Что такое осанка?

         Для того  чтобы ответить на все поставленные вопросы,  я отправилась в библиотеку.

Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.

      В Толковом словаре живого великорусского языка  В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил  русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».

Позвоночник и его функции

Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками.

Позвонки твердые и  соединены друг с другом эластичными   межпозвоночными дисками. Это основа  туловища человека – позвоночный столб. 

Позвоночник выполняет в организме следующие важные              функции:

  1. Несущая функция.
  2. Двигательная функция.
  3. Функция поддержки. 

      4.   Защитная функция.

        Влияние неправильной осанки на организм.

         Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает   различные боли. Как это происходит?  Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков.  

Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.

         Дефекты осанки мешают хорошему дыханию, это отрицательно сказывается на состоянии всего организма. Дети с нарушениями осанки склонны к бронхитам, воспалениям легких. Ослабленные мышцы живота плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения. У девочек плохая осанка нарушает развитие внутренних половых органов, а это опасно для будущей матери. Нарушения осанки отражаются и на состоянии нервной системы. Появляется замкнутость, раздражительность, плаксивость. Ребенок с плохой осанкой чувствует себя неловким, стесняется принимать участие в играх сверстников.   [5. С.12]

 Вывод: Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

Что дает правильная осанка:

  • Хорошая осанка повышает уверенность в себе.
  • Облегчает дыхание, помогая расслабиться и сконцентрироваться.
  • Улучшает дыхание и пищеварение: увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме.
  • Голос будет казаться лучше, потому что когда вы держите осанку, диафрагма открывается и в  результате голос звучит лучше.
  • Помогает мышцам и суставам. Хорошая осанка помогает держать скелет и суставы в таком положении, чтобы  мышцы работали правильно.
  • Улучшает мышление. Осанка затрагивает наш ум. И на ней может отразиться настроение. Когда вы счастливы и хорошо  себя чувствуете, осанка прямая. А унылые люди часто стоят ссутулившись.
  • Здоровый позвоночник. Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания  здорового позвоночника.  [5. С. 13]

Мои исследования.

Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника ?

1.Тесты на правильную осанку

Контрольный  тест  в положении стоя №1:

    Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.

      Тест № 2

      Проверим  осанку  при помощи  обыкновенной  портняжной измерительной  ленты – «сантиметр».  Измерим  расстояние от седьмого шейного позвонка до нижнего угла левой и правой лопаток ребенка, стоящего в непринужденной позе. Седьмой позвонок найти просто, он выступает больше остальных. [1. С. 18]

        Вывод: Результаты проверки показали, что в том и другом случае 4 учащихся имеют  нарушение осанки.

    Контрольный тест в положении сидя:

  1. Нужно сесть за парту в привычной  позе, так как вы обычно сидите на уроке.
  2. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
  3. Если угол глаза находится выше или ниже кончиков пальцев – осанка не правильная

Стопы при работе сидя должны опираться о пол. Если стандартный стул не соответствует  росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола,  надо добиться того, чтобы локти находились в плоскости

Вывод: В ходе исследований было обнаружено, что  результаты медицинского осмотра совпадают с нашими исследованиями полностью,  четверо учащихся из восьми имеют  

нарушение осанки по всем трём тестам. Я провела анкетирование с ребятами и  попыталась определить,  в чём же заключаются причины нарушения осанки. Ответы были однотипными неправильная посадка на уроке или не знаю. Попробую  в ходе исследования,  определить какие ещё причины влияют на здоровье детей.  [1. С. 18]

        Причина № 1 Изучение состояния школьной мебели.

Качество школьной мебели значительно влияет не только на работоспособность, поведение детей на уроках, но на состояние здоровья. Несоблюдение гигиенических и педагогических требований к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.

Соответствие мебели пропорциям тела определяет правильный расход энергии организма, нормальную функциональную деятельность органов грудной клетки, живота, глаз и так далее. [2.с. 23]

За нашим классом закреплен кабинет, поэтому мебель мы будем изучать в нем.

Столов и стульев оказалось один  вид. Норму по столам и стульям для возрастных групп нашего класса  мы узнали у  директора школы Шеиной Ларисы Леонидовны. Группа -145 – 160. Высота стола -64. Высота стула -36

Результаты измерений столов и стульев в  нашем классе :

Столы – длина:    120  см;

               высота:   64см.

Стулья – длина:   34 см;

                высота:  36см.

Если мы сравним полученные результаты, то увидим, что столы и стулья в нашем классе подходят всем учащимся  класса.

                    Изучение посадки во время уроков.

     Я  выяснила, что мебель  соответствует возрасту и росту учащихся, следовательно,  дети  должны  сидеть  на уроках правильно.  Я  решила проверить так ли это на самом деле  и решила провести наблюдение с целью: правильная посадка на уроке.  Из своих наблюдений сделала большинство детей,  игнорируют  правила правильной посадки  и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.

Правда,  о школьных портфелях.

Я провела  исследование в своем 4  классе в форме анкетирования. В нём обучается 8 человек. В анкетировании принимало участие 8 учащихся. Составить вопросы для анкеты мне помогала бабушка. Обучающихся мы попросили заполнить следующую анкету (Приложение 1)

Кто выбирал для вас портфель?

Мама

Папа

Я сам

Родители

       

2

     6  

Где покупали?

В магазине

На рынке

         2

  6

Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный ( зготовленный в другой стране)?

В России

Импортный

3

5

По каким признакам выбираете портфель

Цвет

   

Форма

Цена

Удобство

      1

      1

       5

       1

Какого цвета, формы портфель вам нравится?

Синий

     

Розовый

Красный

 

Нет разницы

      1

     3

1

    3

Как долго пользуетесь одним портфелем?

  1. 2

года

По какой причине меняете?

По износу

     

Надоедает

Вырастаю из него

 3

2

      3

Результаты анкетирования.

     Шесть опрашиваемых учащихся  покупают портфели на рынке  и выбирают вместе с родителями, два  ответили – «я сам»,  и приобрели  в магазине.

 Из опрашиваемых детей, купили портфели российского производства -3 , 5 – импортного (китайского производства).  Школьные сумки выбираются в основном  по цене, это отметили  5 человек. Потом идет выбор по критериям  цвета (1), формы 1  ответ). Все учащиеся пользуются портфелем 1 -2 года.  Цвет портфелей или сумок в классе у девочек преобладает розовый – 3 человека, синий – 1 человек, красный один, и цвет не имеет никакого значения- 3.  Ну, а портфель будущего все видят удобным, прочным, легким и небольшим!

Вывод:  Итак, при покупке школьного ранца  очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, удобство и вместительность.

                                   Врачи предупреждают.

Из беседы с детской  медицинской сестрой Гуренко Т.М. я узнала, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Ношение рюкзака признано менее вредным для здоровья.

Понаблюдав за учащимися нашего класса, я решила распределить  по группам способы переноса школьно – письменных принадлежностей: портфели- 0 %,ранцы- 50%, сумки -50%.

Вывод: нарушения опорно – двигательного аппарата как раз  у учащихся, которые пользуются  сумками для переноса школьно- письменных принадлежностей, т.к. привычка носить “груз” на одном плече приводит к искривлению позвоночника.

        Из беседы с детской медицинской сестрой Гуренко Т. М. я узнала,  вес ранца с учебным комплектом не должен превышать,  Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать в1-2 классах1,5 кг, 3 -4 классах2,5 кг

Вес школьных ранцев должен быть ограничен, а он часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.  Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой, тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более полутора килограммов. У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела.

                                          Вес школьного портфеля

                Я решила проанализировать, насколько вес портфелей у учеников моего класса соответствует гигиеническим нормам. Взвешивать портфели в рабочем (полном) и пустом виде мне помогала Вера Викторовна.

Прочитав литературу, я узнала, что можно рассчитать правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Результаты моей работы занесены в таблицу.

№

п/п

Имя

Вес ученика

Вес пустого портфеля (в граммах)

Вес полного портфеля (в граммах)

Реальный вес ранца

1

Настя

37

400

3900

3,7

2

Эльвира

29

800

3500

2,9

3

Дима

35

      750

3600

3,5

4.

Даниил

26

500

3600

2,6

5.

Диана

37

500

3900

3,4

6.

Миша

34

500

3200

3,4

7.

Даниил

36

900

3900

3,6

8.

Олеся

30

1100

3300

3

                 Я увидела, что вес правильного» ранца  ребят не соответствует реальному весу ранца. У  4 учащихся  вес ранца ответствует гигиеническим  нормам, то есть не превышает условного веса  0,5  кг. Однако у 3 – х  человек вес ранца превысил гигиеническую норму.  Вес полного портфеля , превышает норму у всех учащихся так как в портфеле кроме нужных школьных принадлежностей есть лишние вещи: книги для сдачи в библиотеку, не выложенные учебники предыдущего учебного дня. Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системе. Это приводит к излишнему давлению на спину, что нарушает осанку.        

Как сохранить правильную осанку вы познакомитесь в Приложении 1.

9. Старайтесь как можно больше двигаться. Обращайте внимание на то, чтобы в движении были задействованы. [2 с.45]

Приложение 1

Результативность.

После проведённых наблюдений и исследований  результаты исследований данный материал был представлен на родительском собрании. Родители были ознакомлены с результатами  исследовательской работы и наметили пути для  решения данной проблеме .  50% учащихся имеющих нарушение осанки были приобретены  эластичные корсеты.  

Д ля коррекции осанки, систематически занимаемся,  в тренажёрном зале выполняем игры на  большом мяче; изготовили книжку- малышку для всех ребят,  с подробным описанием игр и упражнений на коррекцию осанки.

 Заключение

     В результате поделанной работы по изучению специальной и популярной литературы, ее анализа и собственных исследований можно сделать заключение о том, что у ребят нашего класса  встречается нарушение осанки.

Основными причинами нарушения осанки можно считать следующие:

  • Снижение двигательной активности
  • Неправильное сидение за партой
  • Большой вес школьного портфеля и его неправильное ношение.

 Выводы.

1. Анализ анкетных данных показал, что  среди учащихся 8 учащихся  имеют идеальное  состояние здоровья  только 5%, 42% хорошее, 53% удовлетворительное.

2.Было установлено, что среди 8 учащихся 4   класса нарушение осанки встречается у 4  учащихся

3.Установлена  связь между нарушением осанки и состоянием здоровья учащихся.

Рекомендации.

  • Выработка правильной посадки за партой или столом.
  • Занятия лечебной гимнастикой.
  • Замена портфеля ранцем.
  • Полноценное питание

 Своим исследованием я  подтвердила выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

 Позвоночник  - это осевой орган, который влияет на осанку.  

    Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.

    Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения. Правильная  осанка придает человеку красивый внешний вид и, самое главное, помогает человеку быть здоровым. Она не дается человеку от рождения, а приобретается  им. Для этого человек  должен терпеливо и настойчиво работать над собой, чтобы люди ему вслед могли сказать: «Победная гордость осанки».

Для учащихся нашего класса, которые имеют,  проблемы с осанкой мы сделали  буклет,  в котором  по совету медицинской сестры есть упражнения  по формированию правильной осанки.

Если криво сяду я ,

То испортится спина.

Если плохо лягу я,

Заболит моя спина.

Если встану криво я,

Ломит вся моя спина.

Помните, мои друзья,

Спина как стержень у меня.

Когда будете гулять,

Старайтесь стержень укреплять.

Всего вам доброго, крепкого вам здоровья!

     Литература.

  1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека., М. Просвещение 1983 г.
  2. Исаев А.И. Если хочешь быть здоров., М., Молодая гвардия 1987 г.
  3. Карандашенко В.Н. Воспитание здорового школьника, М. Просвещение, 1991 г.
  4. Маркушевич А.И. Детская энциклопедия том 7 , М., Педагогика 1975 г.
  5. Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия, АМН СССР, Москва


Поделиться:

Рисуем крокусы акварелью

Северное сияние

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Медведь и солнце

Фокус-покус! Раз, два,три!