• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Постойте, люди, подождите, вы листья осенью не жгите!"

Опубликовано Финько Нина Николаевна вкл 03.01.2014 - 13:57
Финько Нина Николаевна
Автор: 
Кабаненко Максим

                                                                      Ковром прекрасным листья лягут,

                                                                      Укроют землю в октябре.

                                                                      Но люди  этой красоты не понимают

                                                                      И жгут костры по всей Земле.

Мы сгребли все листья в одну большую кучу. После уборки кругом было чисто, везде царил порядок.  Все мы были уставшие, но очень довольные.  Глядя на большую кучу листьев, я вспомнил, что на одном из уроков окружающего мира Нина Николаевна говорила, что листья сжигать нельзя, так как они загрязняют атмосферу.  Мы вместе с мамой  решили выяснить, так ли это, и принялись за исследование.

  Объектом нашего  исследования является  бабушкин огород.                                                        

   Предмет исследования: опавшие  листья и растительные остатки.

   Цель исследования:  узнать, почему нельзя убирать и сжигать листья    в лесу, парке,  огороде.                                  

   Наши задачи:

    - выяснить влияние дыма при сжигании листьев на окружающую среду;

    - изготовить и распространить листовки  «Постойте, люди, подождите, вы листья осенью не жгите!»;

    - рассказать друзьям и знакомым о вреде сжигания листьев  на      окружающую среду;

    - выступить с презентацией на классных часах в 1 – 11 классах

    - собрать гербарий осенних листьев;

    - оформить творческие поделки из листьев.

Гипотеза: если мы ежегодно убираем и сжигаем  опавшую с деревьев листву,     значит, она – мусор.

     В результате проведенной работы мы сделали следующие выводы:

 выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась, опавшие листья - не мусор! Это источник солнечной энергии, минеральных и органических веществ, накопленных за лето. Это биомасса, единственное удобрение для дикорастущих растений. Из-за сжигания почва лишается перегноя, становится бесплодной. Горящая трава - катастрофа для насекомых, лягушек, птиц, гнезда которых расположены на земле.

      Природа сама знает, как переработать растительные остатки в почву.

В результате проведённого исследования я выяснил, что для опавших листьев и растительных остатков  можно найти и более разумное применение.

    Сжигание листьев - это  борьба с законами природы, потому что все, что растения поглощают из воздуха, должно постепенно раскладываться и попадать в почву, а не обратно в атмосферу. Поэтому сжигание листьев фактически сводит на нет всю работу, которую растения сделали за сезон.

Собранную листву можно использовать для приготовления компоста. На дачных участках, в садах листву не рекомендуют убирать из-под деревьев, так как она предохраняет от сильных морозов корневую систему, накапливает влагу, служит удобрением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issl._kabanenko.doc535 КБ

Предварительный просмотр:

       

Исследовательская работа

« Постойте, люди, подождите,

  Вы листья осенью не жгите!»

                       

                                                                                                             Автор исследования:   

                                                                              Кабаненко Максим,      

                                                                              ученик 3 «А» класса

                                                                              МБОУ СОШ № 29

                                                                              станицы Петровской

                                                                             Славянского района

                                                                             Краснодарского края

                                                                             Руководитель:

                                                                             Финько Нина Николаевна, 

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             МБОУ СОШ № 29

                                                                             

                                             2014 год                                              

Оглавление……………………………………………………………….    2

  1. Введение…………………………………………………………..3 – 4
  2. Анкетирование одноклассников и учащихся школы……...............5
  3. Основная часть. Почему нельзя сжигать опавшие листья

3.1. Опавшие листья – это убежище для насекомых и мелких

        зверюшек………………………………………………………..6

3.2. В листьях содержится влага, необходимая для всего

       живого……………………………………………………………6

3.3.  Листва – это «одеяло» для корней растений………………….6

3.4.  Опавшая листва – это органическое удобрение……… ……..7  

3.5. Влияние компонентов дыма на живые организмы………  7 – 8  

3.6. Разумное применение опавших листьев………………............9

3.7. Листья – естественный краситель……………………………10

3.8. Передвижная модульная установка УЭК - 5  

        для экспресс – компостирования……………………………. 10

3.9.  Опыт зарубежных стран………………………………………11

3.10. Что можем сделать мы, маленькие жители

          планеты Земля?...................................................................12 - 13

  1. Заключение……………………………………………………   13 – 14
  2. Используемая литература………………………………………… . 15
  3. Приложение……………………………………………………   16 – 20

                         1.  Введение

                                                                      Ковром прекрасным листья лягут,

                                                                      Укроют землю в октябре.

                                                                      Но люди  этой красоты не понимают

                                                                      И жгут костры по всей Земле.

       Почти каждые выходные мы всей семьёй гостим у моей бабушки, помогаем ей справляться с домашним хозяйством. В один из осенних дней мы с увлечением работали на  огороде: чистили участок, сгребали листья и траву.  Погода стояла чудесная, работать было весело и интересно.                          

          Мы сгребли все листья в одну большую кучу. После уборки кругом было чисто, везде царил порядок.  Все мы были уставшие, но очень довольные.  Глядя на большую кучу листьев, я вспомнил, что на одном из уроков окружающего мира Нина Николаевна говорила, что листья сжигать нельзя, так как они загрязняют атмосферу.  Мы вместе с мамой  решили выяснить, так ли это, и принялись за исследование.

   Объектом нашего  исследования является  бабушкин огород.                                                        

   Предмет исследования: опавшие  листья и растительные остатки.

   Цель исследования:  узнать, почему нельзя убирать и сжигать листья

                                       в лесу, парке,  огороде.                                  

   Наши задачи:

    - выяснить влияние дыма при сжигании листьев на окружающую среду;

    - изготовить и распространить листовки  «Постойте, люди,

      подождите, вы листья осенью не жгите!»»;

    - рассказать друзьям и знакомым о вреде сжигания листьев  на  

      окружающую среду;

    - выступить с презентацией на классных часах в 1 – 11 классах

    - собрать гербарий осенних листьев;

    - оформить творческие поделки из листьев.

Гипотеза: если мы ежегодно убираем и сжигаем  опавшую с деревьев листву,     значит, она – мусор.

     Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:

- исследовательский;

- практический;

- сбор и анализ разных источников информации;

- анкетирование одноклассников и учащихся школы;

- изучение литературы по теме исследования;

- поиск информации в Интернете.

     Практическая значимость:

           - использование материала на уроках окружающего мира, на

             занятиях кружков  «Я -  исследователь», «Мир, в котором я живу»;

           - информирование населения станицы и учащихся школы о вреде

             сжигания опавших листьев;

           - оформление и распространение  листовок  на тему: «Постойте, люди,

             подождите, вы листья осенью не жгите!»

           - оформление гербария;

           - создание слайдовой презентации для широкого использования;  

           - оформление творческих работ из листьев.

     Этапы работы:

  1. Подготовка к исследованию.
  2. Проведение исследования.

1). Анкетирование одноклассников и учащихся школы.

2). Экскурсия в парк.

3). Проведение опытов и наблюдений.

      3. Оформление  исследовательской работы.

      4. Информирование жителей станицы и учащихся школы о проведённых

          исследованиях.

      5. Подготовка и защита работы.

  1. Анкетирование  одноклассников и учащихся школы.

В начале исследования мама посоветовала мне провести анкетирование

своих  одноклассников и учащихся  нашей  школы, чтобы выяснить, знают ли они, почему нельзя убирать листья в лесу, парках и скверах, можно ли сжигать опавшие листья на костре, какую пользу могут приносить опавшие листья  (Приложение 1)

         Результаты были следующие: на вопрос, почему нельзя убирать листья в лесу, парках и скверах, среди одноклассников правильно ответили только 5% учащихся, среди 1 – 4 классов правильный ответ назвали 18% , учащиеся 5 – 9 классов  утвердительно ответили 32 %, а 10 – 11 классы – 58%.

          На вопрос, можно ли сжигать опавшие  листья на костре, смогли правильно ответить и аргументировать свой ответ одноклассники  -8%,  1 – 4 классы  -14%,  5 – 9 классы -  26%, 10 – 11 -классы-  49%.

           Какую пользу могут приносить опавшие листья,  правильно ответили  одноклассники -4%,  1 – 4 классы - 18%, 5 – 9 классы- 34%, 10 – 11 классы - 62%.

      Отношение наших родственников, соседей, коллег родителей к проблеме уборки листьев также неоднозначно:

из 25 опрошенных человек – 15 считают, что нужно убирать, так как это приводит к чистоте и убирают листву на своих участках, а остальные 10 по разным причинам полагают уборку нецелесообразной (красиво, перегной, перемерзание и истощение почвы).

           Анализируя результаты анкетирования и опроса населения, мы выяснили, что большинство населения  не знают, какой вред окружающей среде приносит  сжигание на костре опавших листьев и растительного мусора, а так же  какую пользу могут принести опавшие листья.

Мы решили провести исследования и опыты для выяснения этих причин.

3.Основная часть. Почему нельзя сжигать опавшие листья.

  1. Опавшие листья – это убежище для насекомых и мелких зверюшек.

           Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами,  собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками.                                            

          Но каково же было моё удивление, когда на одной из прогулок по осеннему парку, я обнаружил под опавшими листьями насекомых. Тогда мы вместе с мамой решили проверить, кто же нашёл покой и уют в опавших листьях.

          Собирая листья  на бабушкином огороде, я заметил, как из-под небольшой кучки опавших листьев выскочили два мышонка и стремительно умчались прочь. Мы с мамой  насобирали ведро опавших листьев, разложили их на столе и стали изучать. Велико было наше удивление! Нашли муравьев, паука, улиток, слизней,  божью коровку, жужелицу и её личинки,  гусениц, дождевого червя  и  многих других.
        Всех живых обитателей листового опада рассмотрели, а затем  отнесли на огород  и «переселили»  опять в листву.                            

 Вывод:  опавшие листья служат не только для красоты, но, оказывается, листья и растительный мусор – это  надёжное убежище для насекомых и мелких  зверюшек.

  1. В листьях содержится влага, необходимая для всего живого

    Предположим, что опавшая листва является «губкой», которая впитывает влагу и отдаёт её корням растений. Для подтверждения этой гипотезы я провёл следующий опыт: взял листья, сложил их в кастрюльку и поставил на медленный огонь. Через некоторое время я заметил, что из кастрюльки с листьями идёт испарение. Я взял стёклышко и подержал его над кастрюлей, на стёклышке образовались капельки воды.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

    Чтобы убедиться, что в листьях, действительно, содержится влага,  в кучу с опавшими листьями я вложил бумажную и тканевую салфетки. Через некоторое время, проверив салфетки, я убедился, что они стали мокрыми.                                      

Вывод: в листьях есть влага, необходимая для  жизни всего живого.

  1. Листва – это «одеяло»  для корней растений.

   Не надо проводить дополнительных исследований для того, чтобы понять, что там, где листва лежит круглый год, она служит «одеялом», надёжно предохраняющим корни растений и кустарников от промерзания.

  1. Опавшая листва – это органическое удобрение.

    Почему листья нельзя вывозить?

Прежде всего потому, что это далеко не мусор.

Для подтверждения этой гипотезы, я провёл исследование почвы.

Взял почву трёх видов:

Образец № 1, под деревом, где никогда не убирается листва.

     Образец № 2 место, где листва сжигалась.

     Образец № 3, место, где листва ежегодно сгребается и убирается.

Насыпал землю в три горшочка, посадил растения и стал наблюдать, результаты наблюдений заносил в таблицу (Приложение № 5)

                   

     Вывод: данный опыт доказал, что самой плодородной почвой является

образец № 1, взятый  под деревом, где никогда не убирается листва.  Почва здесь более рыхлая, богатая воздухом и влагой, растительными остатками. Образец № 2, взятый там, где листва сжигалась,  оказался непригодным для выращивания растений.  В нем погибла вся полезная микрофлора, необходимая для роста растений.

Образец № 3, взятый там, где листва ежегодно убирается, так же не пригоден для нормального роста и развития растений. Почва здесь более уплотнённая, в ней мало влаги. Растения в такой почве растут медленно, а иногда и погибают.                                                

   Значит, листва – это не мусор, а единственное живое природное удобрение, которое необходимо всем растениям. Опавшие листья – это пища для растений. В природе всё взаимосвязано. Земля – почва кормит растения, а потом они её.

  1. Влияние компонентов дыма на живые организмы.

  Чтобы найти ответ на вопрос, почему нельзя сжигать листья и растительный мусор, мы с мамой зашли в Интернет и, пролистав несколько сайтов выяснили: листва - это колоссальный фильтр. Очищая воздух от загрязнения, деревья накапливают в кроне токсичные вещества. Они поглощают все тяжелые металлы. Поэтому при сжигании вредные вещества, которые деревья впитали не только из атмосферы, но также из грунта и воды, переходят в воздух.

           Массовое сжигание листвы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами, приносящими непоправимый вред здоровью и окружающей среде. Специалисты утверждают, что при сжигании 1 тонны растительных отходов  открытым способом, выделяется  более 9 кг частиц смолы. Жители домов устраивают в своих дворах костры из листвы, чем не только загрязняют нашу планету, но и медленно убивают себя.

                         

                                   

     Впрочем, как утверждают экологи, сжигание растительных остатков - это еще “цветочки”. Беда в том, что вместе с листьями люди уничтожают всяческий мусор: пластиковые бутылки, полиэтилен, пенопласт, резину, строительные отходы, поломанные пластмассовые игрушки... А это уже настоящая беда.
  По словам экологов, когда горит бытовой мусор, наполненный такими отходами, в воздух выделяются сотни опасных веществ в повышенной концентрации. Например, когда горит пластик, который содержит поливинилхлорид (наиболее распространен вид пластмасс), к легким  и их соседям попадает такое вещество, как
диоксин — одно из опаснейших химических веществ, известных в мире. Подбросив несколько таких бутылок в костер, вы рискуете на собственном дворе  надышаться  ядовитого диоксина. В больших дозах он может стать причиной внезапной смерти, а в небольших — накапливается и имеет канцерогенное действие. Попав к организму человека, он вызывает риск заболевания раком, поражает иммунную систему, печенку, мозг и кожу. И что страшнее всего, попав в организм женщины, диоксин может повлиять на ее будущего ребенка, поскольку имеет мутагенное действие.
   Также из кучи сожженного бытового мусора в воздух выделяется и такое вещество, как
фосген. А его, оказывается, в годы первой мировой войны применяли как химическое оружие! Крайне опасно сжигать и всевозможные пленки, синтетические материалы: поролон, пенопласт, ведь при сгорании из них выделяются цианиды, которые являются причиной многих смертельных случаев и тяжелых отравлений. А когда к огню попадают обломки фанеры, ДВП и ДСП, которые содержат фенолформальдегидные смолы, то в воздух выделяются формальдегид и соединения свинца, надышавшись которых, можно серьезно отравиться. (Приложение № 4)

   Таким образом, мы выяснили, что массовое сжигание листвы и бытовых отходов наносит непоправимый вред здоровью человека.

  Углекислый газ, который выделяется в результате сжигания листьев, попадает в кровь через легкие и может вызывать острое отравление: у человека появляются одышка, тошнота, блевота, головная боль, головокружение, нарушается зрение. Один из важных признаков отравления чадным газом — депрессия и подавлено настроение. Также постепенно нарушается способность концентрировать внимание, появляются дремота и даже потеря сознания.
  Самые впечатлительные к действию чадного газа новорожденные, младенцы, курильщики, пожилые люди и люди, с болезнями сердца и хроническими болезнями легких.

             

  1. Разумное применение  опавших листьев

    Но, если нельзя сжигать листья, значит, им можно найти какое – то разумное  применение?

    Читая журнал «Сад и огород»,  мама узнала рецепт компостной кучи:

Состав: 1\3 сухих растительных остатков, 1\3 зеленой растительной массы и пищевых отходов, 1\3 почвы.

Размер компостной кучи: 1,5 X 1,5 X 1,5 м. Время приготовления: весна или ранняя осень. Хорошо расположить компостную кучу около лиственного дерева – потенциального убежища насекомых, необходимых для образования гумуса. Созревший компост имеет темный цвет, приятный запах и крошится в руках.

Способ приготовления:

Разрыхлить почву на глубину 30 см вилами.

Уложить стебли и ветки растений (высота 8 см).

Уложить слой сухих листьев, травы, корней (высота 10 см).

Слой зеленых растений и пищевых отходов (высота 10 см).

Уложить слой почвы 2-3 с/л. Дальше слои можно чередовать до достижения нужной высоты. Засыпать сверху землёй.

Периодически увлажнять кучу. Через 3 месяца компост готов.

      Мы с бабушкой решили сделать такую компостную кучу и у себя на огороде, так как листьев и растительных остатков у нас было предостаточно.

                                                     

  Свои наблюдения за изменениями я заносил в дневник наблюдений:

№ п\п

Дата

                             Мои наблюдения

1

05.09.

Заложили компостную кучу.

2

15.09.

Земля стала оседать. Куча заметно уменьшилась в размерах.

3

30.09.

Начинается  перепревание растительных остатков.

4

10.10.

Куча уменьшилась в несколько раз, приобретает характерный запах.

5

30.10.

Продолжается перепревание листьев и растительных остатков.

6

10.11.

Куча осела на 20 см, листья и растительные остатки потемнели, начинают крошиться в руках.

7

10.12.

Произошло полное перегнивание. От кучи идёт запах прелых листьев. Перегной крошится в руках. Можно использовать по назначению.

Вывод: из опавших листьев и растительных остатков можно получить отличное удобрение – компост.

             

                                           

  1. Листья – естественный краситель.

    Оказывается, листья можно использовать, как естественный индикатор, краситель. Если их поместить в щелочную среду, то они окрасят раствор в тот или иной цвет.

   Мы решили  попробовать окрасить таким образом куриные яйца. Я поставил на огонь воду, насыпал пожелтевших листьев, добавил уксуса, положил куриные яйца и стал ждать. Результат на лицо: яйца окрасились в оранжевый цвет.                                              

Вывод:  на  пасху у нас будут красивые яйца, окрашенные  экологически

              чистым продуктом, без применения химических растворов.

  1. Передвижная модульная установка УЭК - 5  для экспресс – компостирования.

    Изучив материалы Интернета, мы узнали  про  интересное устройство для переработки органических отходов, способное за 8-12 дней превратить их в компост. Это передвижная модульная установка УЭК-5 для экспресс - компостирования. Разработчики утверждают, что окупается это устройство менее чем за 1 год.                                

     В России (г. Тольятти Самарской обл.) разработан завод по переработке бытовых отходов (ЗПБО) методом компостирования.  В настоящее время введена в эксплуатацию первая очередь завода, которая выполняет производственную годовую программу, рассчитанную на объем обезвреживания и переработки ТБО в количестве 400 тысяч кубометров или 90 тысяч тонн. В перспективе - строительство и ввод в эксплуатацию второй очереди, которая позволит перерабатывать 900 тысяч кубометров или 202,5 тысяч тонн ТБО. Проект завода прошел экологическую экспертизу в установленном порядке.
Данный ЗПБО имеет ряд технических и технологических преимуществ, вследствие чего получаемый компост обладает более высоким потребительским качество.

  1. Опыт зарубежных стран по использованию опавших листьев.                     

     Ещё более интересную информацию мы нашли в Интернете об использовании опавших листьев в США и Великобритании. В Вашингтоне листья остаются там,  где  упали. Их измельчают, чтобы быстрее и лучше перегнивали, считается, что оставленные на газонах растительные отходы возвращают в почву питательные вещества. Поэтому, может, лучше деньги потратить на листоизмельчитель, чем мести их, поднимая пыль.

      Многие страны уже давно зарабатывают деньги, перерабатывая листья. Идея и технология родилась в Великобритании, где по самым скромным подсчетам вес опавших листьев составляет порядка миллиона тонн. Представляете?! Так в Бирмингеме по-другому решают проблему опавших листьев. Там это источник дохода и основа бизнеса. Они превращают листья деревьев в обычные дрова (поленья).

                           

    В Бирмингеме работает завод по изготовлению поленьев. Технология производства таких экодровишек заключается не только в сушке и уплотнении биомассы. В конечный продукт британцы добавляют воск, который является связующим и также дополнительным горючим. Соотношение ингредиентов таково: 70% листья и 30% воск, так что поленья из Бирмингема на 70% “углеродо-нейтральны”. Спрос на продукцию, которую выпускает, созданная на изобретении компания BioFuels International растет с каждым днем. Упаковка из десяти таких поленьев  стоит 35 фунтов ($56), включая доставку по стране.

       В Индии и в целом в Юго-Восточной Азии  уже давно озаботились возможностью использования опавших пальмовых листьев. Листья  собираются, замачиваются в воде и тщательно моются и высушиваются. Высушенные листья помещаются под горячий машинный пресс требуемой формы. Получается очень прочная, термоустойчивая экопосуда, которая, к тому же, отличается замысловатой текстурой и рисунком.

  1. Что можем сделать мы, маленькие жители планеты Земля?

   На уроках по ознакомлению с окружающим миром мы изучали круговорот веществ в природе и сделали вывод, что в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Изучая экосистему леса, мы пришли к выводу, что в лесу, в жизнь которого не вмешивается человек, все происходит так, как задумано природой. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву.  Также мы узнали, что для того, чтобы образовался один сантиметр почвы необходимо 250-300 лет. А мы, собирая все, что природа сама оставляет, тщательно подметая дворы, можем уничтожить этот сантиметр за 2-3 года! Если предположить, что почвы вдруг не станет, то круговорот веществ  прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди?!                                              

    И  я задумался над тем, а что можем сделать мы, маленькие жители планеты Земля для того, чтобы наш воздух был чище?

   Нина Николаевна посоветовала нам  сначала  провести разъяснительную работу среди учащихся школы и жителей станицы о вреде сжигания листьев.

  Вместе мы выпустили листовку и отправились  с одноклассниками в «рейд». (Приложение 3)

     Развесили листовки в школе, в общественных местах станицы, рассказали о вреде сжигания листьев и бытовых отходов своим соседям.

                               

      В результате, пусть не все, но трое из десяти моих соседей  в этом году не стали сжигать мусор: двое, как и мы сделали компостные кучи, а один сосед просто вывез весь мусор на свалку.  Я очень доволен тем, что вместе со своими друзьями внёс небольшой вклад в охрану окружающей среды.

  1. Заключение.

     В результате проведенной работы мы сделали следующие выводы:

 выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась, опавшие листья - не мусор! Это источник солнечной энергии, минеральных и органических веществ, накопленных за лето. Это биомасса, единственное удобрение для дикорастущих растений. Из-за сжигания почва лишается перегноя, становится бесплодной. Горящая трава - катастрофа для насекомых, лягушек, птиц, гнезда которых расположены на земле.

      Природа сама знает, как переработать растительные остатки в почву.

В результате проведённого исследования я выяснил, что для опавших листьев и растительных остатков  можно найти и более разумное применение.

    Сжигание листьев - это  борьба с законами природы, потому что все, что растения поглощают из воздуха, должно постепенно раскладываться и попадать в почву, а не обратно в атмосферу. Поэтому сжигание листьев фактически сводит на нет всю работу, которую растения сделали за сезон.

Собранную листву можно использовать для приготовления компоста. На дачных участках, в садах листву не рекомендуют убирать из-под деревьев, так как она предохраняет от сильных морозов корневую систему, накапливает влагу, служит удобрением.

   Сжигать собранную листву запрещается. За сжигание листвы, травы предусмотрены штрафы.

    На экскурсии вместе с одноклассниками мы  собрали много  осенних листьев, составили из них гербарий  для использования его на уроках окружающего мира и для внеурочных занятий  «Я – исследователь» и «Мир, в котором я живу».

      В классе провели конкурс на лучшую творческую работу из опавших листьев. Лучшие работы оформили в папку для дальнейшего использования на уроках технологии.

       С Ниной Николаевной мы выпустили листовки  на тему: «Постойте, люди, не спешите, вы листья осенью не жгите!», которые вместе с одноклассниками распространили в станице и среди учащихся нашей школы.                          

    Провели разъяснительную работу среди соседей о вреде сжигания листьев и бытовых отходов.

        С результатами открытий я  познакомил   своих одноклассников и учащихся нашей школы, родственников и  соседей.  Готов поделиться со всеми желающими.

                             

   Мне кажется, не случайно 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.

   И  так, ежегодно весной и осенью города, посёлки, станицы  на 1 – 2 недели погружаются в дым: всюду полыхают и коптят костры из опавших листьев, старой травы, сучьев и мусора. Люди тщательно вычёсывают  листву из-под кустарников и деревьев,  выгребают из палисадников, метут в парках и скверах, а затем жгут. Внешне всё становится, как будто, ухоженным и прибранным. Но природе – деревьям и кустарникам – наносится непоправимый ущерб.  А ведь листочки так старались отдать Земле всё, что познали. Но человек не хочет видеть ковёр из ярких  разноцветных  листьев и каждый год всё упорней сжигает листву, что так и хочется сказать:

                               Постойте, люди, подождите!

                               Вы листья осенью не жгите!

                               Позвольте им, таким красивым,

                               Отдать Земле, Вселенной силу.

                               Вам мать – Земля спасибо скажет!

                           

  1.       Используемая литература:

  1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения. // Энциклопедия для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». – 1997 г.

  1. Володин В.А. Экология. // Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта».

-2003 г.

  1. Лемеза Н.А.  Более 200 вопросов и ответов. – М.: «Айрис». – 2007 г.

  1.  Малафеева Н.Н.  //Энциклопедия дошкольника. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД». – 1997 г.

  1. Ресурсы  сети Интернет:

http://www.1september.ru/

http://plant.geoman/ru/sitemap/

http://www/u-center.info

http://www.school.edu.ru/ 

 

   

                                                                                                         Приложение 1

                                                                                                   

                                                                                                         Приложение 2

Рецепт первосортного органического удобрения (компост) 

Состав: 1\3 сухих растительных остатков, 1\3 зеленой растительной массы и пищевых отходов, 1\3 почвы. Размер компостной кучи: 1,5 X 1,5 X 1,5 м. Время приготовления: весна или ранняя осень. Хорошо расположить компостную кучу около лиственного дерева – потенциального убежища насекомых, необходимых для образования гумуса. Созревший компост имеет темный цвет, приятный запах и крошится в руках. Способ приготовления:

Разрыхлить почву на глубину 30 см вилами.

Уложить стебли и ветки растений (высота 8 см).

Уложить слой сухих листьев, травы, корней (высота 10 см).

Слой зеленых растений и пищевых отходов (высота 10 см).

Уложить слой почвы 2-3 с/л. Дальше слои можно чередовать до достижения нужной высоты.

Периодически увлажнять кучу. Через 3 месяца компост готов.

                                                              Приложение 3 (Листовка)

Постойте, люди, подождите,

  Вы листья осенью не жгите!!!                                                  

                                                                                                                                                        

      Осенью и весной к запаху прелой листвы часто примешивается характерный запах дыма:  люди жгут опавшую листву и сухую траву, накопившие за лето токсичные вещества, выбрасываемые автомобилями и промышленными предприятиями. При сгорании 1 тонны растительных остатков образуется около 10 кг ядовитого дыма, в состав которого входит целый «букет» канцерогенов. А если в кучу листьев попадает полиэтилен или пластиковая бутылка, то при горении образуется более 70 опасных веществ. При сгорании резины выделяются сажа и окислы серы, при сгорании ДВП и фанеры – формальдегид, свинец и другие тяжелые металлы.

     Углекислый газ, который выделяется в результате сжигания листьев, попадает в кровь через легкие и может вызывать острое отравление: у человека появляются одышка, тошнота, блевота, головная боль, головокружение, нарушается зрение. Один из важных признаков отравления чадным газом — депрессия и подавлено настроение. Также постепенно нарушается способность концентрировать внимание, появляются дремота и даже потеря сознания.    Особенно опасный дым от сожженных листьев для детей, людей, которые болеют астмой, бронхитами и другими легочными болезнями.

                                  ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ:

1. Не сжигать все подряд!
2. Снижать количество бытовых отходов.
3. Утилизировать токсичные вещества безопасным способом.
4. Рассказать друзьям и знакомым о токсичных отходах!

5. Из прошлогодней листвы и травы сделать компост, а не костер!

                 

                                                                                                        Приложение 4    

 Примеры влияния некоторых компонентов дыма на живые организмы

№ п/п

Вещество

Источник

Влияние на живые организмы

1

Угарный газ

Сжигание растительных остатков (прошлогодняя листва и трава), лесные пожары, неполное сгорание топлива.

Понижает содержание кислорода в крови, что вызывает головную и сердечную боль, снижение аппетита, расстройство сна.

2

Оксид серы

Переработка и сжигание различных видов топлива

Вызывает заболевания органов дыхания и пищеварения человека, торможение роста, преждевременное старение.

3

Диоксины

Производство и сжигание предметов бытовой и промышленной химии, содержащих хлор (пластик, упаковка, краска, синтетические моющие средства), прошлогодние растительные остатки.

Встраиваются в клеточное ядро и изменяют функции клеток, приводя к мутациям и раку. Нарушают развитие половой системы, снижают иммунитет, поражают нервную систему плода, способствуют росту смертности среди новорожденных.

4

Свинец

Выхлопы двигателей, работающих на бензине, сжигание прошлогодней листвы и травы, масляные краски со свинцовыми добавками.

Вызывает заболевания крови, нарушает работу органов пищеварения и развитие головного мозга человека.

5

Кадмий

Сжигание легкоплавких материалов, щелочных аккумуляторов, электрических батареек, лаков, красок.

Негативно воздействует на органы дыхания и пищеварения, может препятствовать нормальному действию цинка в организме, поражая иммунитет, предстательную железу и кости.

                                                                                               Приложение 5

                                Из «Дневника наблюдений»

            Дата

 Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

10.10.

Посадил растение

Посадил растение

Посадил растение

20.10.

Растение укоренилось

Заметил увядание некоторых листьев

Растение укоренилось, но растёт медленно

30.10.

Растение подросло на 5 см

Растение не растёт, увядает и желтеет

Растение подросло на 2 см

10.11.

Растение прекрасно себя чувствует, подросло ещё на 4 см

Растение погибло

Заметил увядание листьев, подросло ещё на 2 см

20.11.

Листья зелёные, растение увеличилось в росте ещё на 6 см

Растение  медленно прибывает в росте, листья продолжают желтеть

30.11.

Высота растения 28 см

Высота растения 12 см, большая часть листьев завяла

10.12.

Растение прекрасно себя чувствует, высота 32 см, продолжает расти

Растение погибло

   

 Вывод: опыт показал, что самой плодородной почвой является

образец № 1, взятый  под деревом, где никогда не убирается листва.  Почва здесь более рыхлая, богатая воздухом и влагой, растительными остатками. Образец № 2, взятый там, где листва сжигалась,  оказался непригодным для выращивания растений.  В нем погибла вся полезная микрофлора, необходимая для роста растений.

Образец № 3, взятый там, где листва ежегодно убирается, так же не пригоден для нормального роста и развития растений. Почва здесь более уплотнённая, в ней мало влаги. Растения в такой почве растут медленно, а иногда и погибают.


Поделиться:

Л. Нечаев. Яма

Сторож

В Китае испытали "автобус будущего"

Юрий Алексеевич Гагарин

Весенняя гроза