• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект на тему "Так ли важен завтрак?"

Опубликовано Яцура Надежда Ивановна вкл 14.01.2014 - 20:00
Яцура   Надежда  Ивановна
Автор: 
Фархутдинова Алла, ученица 3-Б класса

Данный проект был представлен на городском конкурсе НПК "Гости из будущего" и занял призовое 3-е место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavtrak-rabota.docx40.5 КБ
Microsoft Office document icon knizhka-malyshka_10_retsetov_vkusnoy_i_vesyoloy_pishchi.doc1.37 МБ
Файл slovarik.docx14.84 КБ
Файл opros-_zavtrakaete_li_vy_doma.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов младших школьников                                                                                 «Гости из будущего»

Направление: «Валеология»

Тема проекта

«Так ли важен и нужен завтрак?

Автор проекта: Фархутдинова Алла                                                                                                      ученица 3 класса «Б»                                                                                                                                        МБОУ «СОШ №5»

Руководитель проекта: Яцура Надежда Ивановна                                                                            учитель начальных классов

г.Когалым, 2013г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….с.3

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Что такое завтрак? …………………………………………………………с.5
  2. Роль науки диетологии и врачей диетологов в организации

здорового питания………………………………………………………..........с.5

Глава 2. Практическая часть  

  1. Нужно ли завтракать?  Польза завтрака. ………………………………...с.6
  2. Как правильно завтракать? ……………………………………………….с.7
  3. Влияние завтрака на самочувствие школьника. Завтрак для                       отличника…………………………………………………………………..с.8                                                
  4. Встреча  со  школьным фельдшером…………………………………….с.9
  5. Встреча с заведующей школьной столовой……………………………..с.9
  6. Меню и рецепты домашнего завтрака…………………………………...с.10

Выводы и заключения …………………………………………………………...с.10

Список литературы ……………………………………………………………….с.11

Приложения

Введение
                                                        Почему-то бутерброд
                                                             Не  попадает сразу в рот.
                                                               И как сказочный сюрприз,
                                                                    Всегда ложится маслом вниз.
                                                   Каша тоже хороша
                                                               Не стремится к ней душа.
                                                              Сколько кашу не жуёшь,
                                                              Дно тарелки не найдёшь.
                                                              Кофе из красивой чашки
                                                                      Всегда прольётся на рубашку.
                                                       И поэтому для мамы
                                                                          Завтрак мой – сплошная драма.

                                                                                                               А. Продэ

           Каждое утро, перед тем как мне  пойти в школу, мама готовит мне завтрак. И каждый раз я очень долго сижу над тарелкой с кашей. Я говорю маме, что кушать не хочу, а она в ответ, что завтракать необходимо. Почему мама каждое утро «мучает» меня своими завтраками?

В школе каждый день после 1-го урока мы получаем второй завтрак. Учительница тоже все время говорит, что завтракать необходимо и всё тут… Я решила понаблюдать за поведением своих одноклассников в столовой: одни едят очень быстро, торопятся скорей всё съесть, другие едят спокойно, тщательно пережёвывают пищу, ну а третьи, к сожалению, съев 2-3 ложки или ничего не съев, уносят  оставшуюся еду.       (Приложение 1)                   

Так я задумалась над следующими вопросами: «Зачем нам нужен второй, школьный, завтрак? Как он влияет на наше здоровье, а, может быть, и на нашу успеваемость?». Так я решила провести исследование среди своих сверстников  «Так ли важен и нужен завтрак?» и  разобраться в некоторых, думаю, очень важных вопросах.

Цель проекта:   определить  значение  завтрака  для  учащихся  начальных классов.

Задачи:                                                                                                                                             - узнать, что такое  завтрак  и  каким он должен быть для младшего школьника;                                                                                                                                       - выяснить, завтракают ли дома мои сверстники и нравятся ли им завтраки в нашей школе;

- проследить влияние неполноценного питания на здоровье детей;

- создать буклет – меню полезных завтраков и советов для школьника;  

Гипотеза моего исследования:                                                                                                       - думаю, что употребление  школьного завтрака способствует лучшей успеваемости учащихся школы, повышению их  настроения, укреплению здоровья.

Объект  исследования:  завтрак

Методы исследования:                                                                                                                      

  1. сбор информации из книг, ресурсов Интернета;                                                    
  2. анкетирование и опрос учащихся 3-х классов;
  3. беседа со школьным фельдшером и заведующей школьной столовой; 
  4.  анализ;
  5. сравнение;
  6. обобщение.
  7. Фотографирование;

Глава 1.  Теоретическая часть

       1.1. Что такое завтрак?                                                                                                 

Завтраком называется первый прием пищи, который происходит от рассвета до полудня. От древнерусского – «за утрок, заутренья», т.е. еда с раннего утра, спозаранок. В ряде областей завтрак назывался также «перехваток», а на юге России – «снеданье, ранний кус».  Завтрак на Руси считался быстрой, скорой,                                                                                       небольшой по объему и количеству закуской – обычно кусок хлеба с салом и луковица, стакан молока или кваса – и приходился вначале на 6-7 часов утра.  Поэтому  в 11-12 часов страивался второй завтрак, или полдник.  Начиная с середины 19 века количество пищи на завтрак все более возрастает. В него  начинают включать горячие блюда, и врачи   рекомендуют  на завтрак относить до 35%  всей принимаемой в день пищи. 

      1.2.Роль науки диетологии и врачей диетологов в организации  здорового               питания детей

            Из разных средств информации я узнала, что здоровье детей – тема в настоящее время очень актуальная.  Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу. Большую часть времени ученики проводят  в школе, в ДДТ (уроки, кружки, дополнительные занятия, секции).  В 2011 году в ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет. Результаты подтвердили  снижение доли здоровых детей с 45% до 34% (сообщение на сайте Минздравсоцразвития). Наиболее высокий уровень заболевания органов пищеварения, который  связан с состоянием питания школьников.  

           «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная  диспансеризация», - сказал известный детский врач  доктор Леонид  Рошаль.                                                                                                                                                            

          Еще я узнала, что существует целая наука диетология, которая занимается организацией группового питания и направлена на то, чтобы питание было  рациональным, индивидуальным и, конечно же,  — безопасным.

         Диетологи – это врачи, которые на основании персональных данных пациентов, учитывая их образ жизни, состояние здоровья, привычки, наследственные факторы, составляют индивидуальные программы питания.                               (Приложение 2)

        Медицина настаивает, что уход за своим здоровьем, в том числе правильное питание - одно из существенных условий хорошего самочувствия ученика,  его поведения и его успехов. У тех школьников, которые утром после сна ничего не едят, замедляется обмен веществ, понижается внимательность и ухудшается память. Дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Значит, актуальность проблемы школьного питания очень велика, а одна из её  составляющих - это завтрак.

Глава 2.   Практическая часть

     2.1. Нужно ли завтракать?  Польза завтрака.                                                                 

         Врачи-диетологи доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до школьного гастрита рукой подать.  

Прежде всего с помощью анкетирования я решила выяснить, все ли дети завтракают дома. Я провела опрос среди учащихся 3-х классов нашей школы. Результаты оказались довольно утешительными, т.к. многие ребята завтракают дома: из 68чел. опрошенных – завтракают 61чел. (90%), не завтракают – 3чел. (4%), иногда завтракают – 4чел.(6%)  Молодцы!             (Приложение 3-6)                    

Но все же некоторые  дети находят множество причин, чтобы не завтракать, на самом деле не подозревая,  насколько полезен завтрак.  Рассмотрим  еще некоторые результаты анкетирования, которые представлены в таблице.                                                                  

  • Какими должны быть завтраки?:  60чел.- 88% считают, что завтраки должны быть полезными – питательными и сытными. Только  8чел. (12% ) думают, что завтраки должны быть вкусными.
  • Полезно ли завтракать?:     64чел. (94%) ответили «да», 4чел. (6%) считают, что «нет».
  • Весь ли завтрак съедается ребятами, в чем причины того, что не всегда завтраки съедаются?: только 52чел.(76%) съедают свои завтраки, 16чел. (24%) не съедают завтрак или съедают не весь.          Причины разные:

а) холодный завтрак (7чел.-10%);                                                                                        б) не нравится данная пища (7чел.-10%);                                                                               в) слишком большая порция (21чел.- 31%);                                                                                г) не хочется кушать(30чел.- 44%)                                                                                          д) можно наесться меньшим количеством пищи (16чел.- 23%)

  • Что ребята едят на завтрак?   Большинство ребят предпочитают на завтрак  бутерброд и чай  - 41чел.–60% опрошенных.  Кашу  кушают  19чел. – 28% опрошенных. Яичницу  или  омлет кушают столько же.                                                                                                
  • Что бы они хотели кушать на завтрак?    43 чел. - 66%  хотели бы кушать бутерброды и чай,   кашу  или яичницу - 19чел. – 28% опрошенных.  Здесь мнения ребят почти совпадают.                                  (Приложение 7)                                            

Хочу сделать вывод и еще раз отметить, в чем же польза от завтрака:

  • Завтрак заряжает энергией. Люди, которые утром завтракают, работают

на 30% лучше и справляются с поставленными задачами быстрее.

  • Завтрак поднимает настроение.
  • Завтрак улучшает внимание и память, работоспособность.
  • Завтрак может помочь сохранить вес детей в норме. Он запускает обмен

веществ в организме, процесс, при котором организм начинает сжигать калории.                                                                          

          Кроме того, люди, которые не завтракают, часто потребляют больше калорий в течение дня и, скорее всего, имеют лишний вес. Это потому, что перед обедом будут настолько голодны, что либо перекусят чем-либо калорийным, либо основательно переедят в обед.

     2.2. Как  правильно  завтракать?                                                                                  

           Наилучшим временем для завтрака является период между 7 и 9 часами утра.  По мнению врачей - диетологов, «идеальный» завтрак  должен содержать:

  • 1/3 суточной нормы белка, он дает чувство сытости на целый день. Источники белка для завтрака: рыба, мясо, кисломолочные продукты, яйца, орехи, фасоль, грибы.
  • - 2/3 суточной нормы углеводов, которые являются энергией для нашего организма, поддерживают в нем работоспособность. Следует употреблять в пищу те продукты, которые содержат не «быстрые» углеводы (пирожные, булочки…), а «медленные» (различные крупы и молочные продукты, овощи и фрукты). Есть еще одна группа углеводов, которая очень необходима нашему организму, это клетчатка. Источники клетчатки:  хлеб из муки грубого помола и каши: овсянка, гречка.
  • - 1/5 суточной нормы жиров. Их можно найти в арахисе, подсолнечном масле, миндале.
  • Кроме того, наша пища должна быть богата витаминами и минералами, запасы которых можно пополнить из фруктов и овощей.          

   Исходя из выше сказанного, можно определить, каким должен быть завтрак школьника.  Он  должен состоять из трех основных элементов:                                                           1. Фрукты и клетчатка – это источник витаминов, поддерживающих иммунитет.                          2. Зерновые продукты – в них есть витамины А и D, железо, углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.                                                                                                          3. Молочные продукты – основа детского завтрака (молоко, йогурт, творог, сыр).

     2.3. Влияние завтрака на самочувствие школьника. Завтрак для отличника 

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга – глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.

       Витамин В диетологи называют витамином памяти. Он успокаивает нервную систему, помогает концентрировать внимание. Этого витамина много в  отрубях, бобовых, в орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови.  Таким образом, выше перечисленное может идеально подходить тем школьникам, которые являются отличниками или мечтают ими стать. Употребляйте, друзья. продукты насыщенные глюкозой и витаминами В!                                                  

   2.4. Встреча с школьным фельдшером.                                                                                        

После анализа изученной  мной  информации, у меня  возникло ряд вопросов. Моя учительница посоветовала мне встретиться с нашим школьным фельдшером Светланой Андреевной.                                                          (Приложение 8)                                                                                            Я познакомила ее с результатами проведенных мной анкетирований, задала ей несколько вопросов. Вот что ответила Светлана Андреевна.

  1. Влияет ли на здоровье школьника отсутствие завтрака? В чем это выражается?
  • Ответ:  Завтрак заряжает школьников энергией на весь день. Ученики,

которые утром завтракают, работают на 30% лучше и справляются с поставленными задачами быстрее. Учащиеся, которые дома не завтракают,  чаще жалуются на боли в животе.

  1. Проводилась ли диспансеризация учеников в нашей школе, и каковы ее результаты?
  • Ответ: Диспансеризацию в нашей школе прошли 555 учащихся,

заболевания желудочно-кишечного тракта имеют 37 человек, из них 5 человек – это учащиеся начальных классов.

          Школьный фельдшер убеждена, что дети, выбравшие в утреннем меню каши,  никогда не обращались к ней с жалобами на плохое самочувствие или боли в желудке. Не просто важно завтракать, а кушать блюда именно из тех продуктов, которые в течение дня будут поддерживать организм. Светлана Андреевна рекомендовала список самых вредных продуктов питания для детей.           (Приложение 9)                                                                                                                                                                                        

    2.5.  Встреча с заведующей школьной столовой                                                                         

Ежедневно после 1-го урока у нас в школе положен второй завтрак. Как я уже отмечала, не всегда он нравится детям, не всегда они съедают его. Чтобы получить некоторую информацию о питании в школьной столовой, я обратилась к заведующей школьной столовой Светлане Михайловне. Она рассказала, что в   школе существует цикличное меню, которое разрабатывают специалисты городского комбината общественного питания,  рассчитано оно на две недели. Светлана Михайловна посоветовала рецепты быстрого и полезного завтрака для российских школьников.                                 (Приложение 10-11)

Еще Светлана Михайловна поделилась памятками «Практические рекомендации и советы для детей и взрослых»:                  

  • Каким должен быть завтрак, обед и ужин?
  • Как правильно надо питаться?
  • Как можно «нагулять» аппетит?                                                      

  2.6.Меню и рецепты домашнего завтрака.                                                            

Сегодня магазины и рынок предлагают огромное количество разнообразных продуктов питания. Примерно, что кушают на завтрак у нас в России, мы знаем. А вот диетологи  мира наперебой предлагают свои составляющие завтрака. Мне было интересно узнать некоторые рецепты правильного завтрака в разных странах:  в Англии, в Германии, во Франции,  в Испании, в Болгарии, в Польше…          (Приложение 12)  

          Еще  я узнала, что существуют нетрадиционные завтраки: активный, легкий, веселый, здоровый, красивый. Фантазия человека не имеет границ!              

Выводы и заключение

Возвращаясь к выдвинутой  гипотезе, хочу сказать, что она полностью себя оправдала.  Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши.  Тем  немение, воспитывать культуру здорового питания нужно еще в раннем детстве.  Я старалась в своей работе привести достаточно убедительные факты, которые подтверждают важность и необходимость завтрака для школьника. В результате данного исследования я, да и мои одноклассники, пришли к такому  выводу:

  • Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  •  Некоторые ребята не всегда  завтракают по разным причинам (спешат в музыкальную школу, на кружки; не желают завтракать – отсутствует аппетит).
  • Хотя в школе хорошо организовано питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой.
  • Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта, головным болям, к ухудшению настроения, внимания, работоспособности.

С проведенной мной работой я познакомила учеников - третьеклассников нашей школы на классном часе. Каждому ученику я предложила информационный буклет, где прописаны  советы, рекомендации, рецепты полезных завтраков. А чтобы ребята с удовольствием завтракали, предложила им  книжку-малышку  «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ  ПИЩИ», из которой они  сами смогут приготовить себе завтрак и получить не только  удовольствие, но и пользу.      (Приложение 13)                                   

         

Список источников информации

  1. Выдревич Г.С. «50 правил здорового питания».
  2. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
  3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
  4. Коростылёв Н. Б. «Воспитание здорового школьника», М.: «Просвещение», 1986
  5. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
  6. Интернет- ресурсы.

http://www.extra-n.ru/text/vkusnaya_zhizn/chto_nuzhno_est_na_zavtrak/

http://www.allwomens.ru/11365-polza-pravilnogo-i-zdorovogo-zavtraka.html


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Приложение


Предварительный просмотр:


Поделиться:

Сказка про Серого Зайку

Вокруг света за 80 дней

Извержение вулкана

И тут появился изобретатель

5 зимних аудиосказок