• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

О чём говорят наши жесты?

Опубликовано Лукоянова Наталья Георгиевна вкл 18.01.2014 - 15:50
Автор: 
Белова Юлия

 

Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора.  Жесты и мимика собеседника могут многое сказать о его настроении, о душевном состоянии. Я считаю, что  тема моей работы актуальна и интересна, так как мои одноклассники почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами,  В своем  исследовании я выяснила, какие жесты используют в своей повседневной жизни мои одноклассники,  в какой степени они умеют «читать» их. Результаты исследования показали, что большинство учащихся 4а класса неплохо распознают жесты и мимику окружающих людей,  однако в реальной жизни они не очень умеют  использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_raboty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чем говорят наши жесты?

Белова Юлия Валерьевна

Муниципальное образование Ямальский район с. Панаевск

Муниципальная общеобразовательная школа интернат  «Панаевская школа-

интернат среднего (полного) общего образования»,

4а класс

Введение

Всем известно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем,— это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. Еще язык телодвижений называется невербальным способом общения, или языком жестов.

С научной точки зрения “жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию”. Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему.  Психологами установлено, что в процессе общения от 60 до 80 процентов информации передается  с помощью жестов, позы, мимики, расположения в пространстве и только 20-40 процентов - с помощью слов. Я считаю, что  тема моей работы актуальна и интересна, так как мои одноклассники почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами, но не всегда правильно могут истолковывать жесты собеседника и поэтому нередко возникают конфликты.

Объектом моего исследования являются невербальные средства общения (жесты). Цель исследования: изучить применение жестов учащимися 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования.

Задачи исследования:

  1. Изучить и обобщить  теоретический материал по данной проблеме.
  2. Провести тестирование  учащихся 4а класса.
  3. Исследовать применение жестов в повседневной жизни учащимися 4 класса.

Гипотеза исследования - если  изучить  и применять язык  жестов,  то  можно лучше понять окружающих людей,  легко общаться с ними, узнать об их истинном отношении к себе, избежать конфликтных ситуаций.

Основная часть

 Типы жестов

Жесты сообщают о желаниях человека и испытываемых чувствах. Привычный жест свидетельствует об определенной черте характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут нести разный смысл, но существуют и одинаковые моменты. Различают следующие основные типы жестов.

Жесты защиты -  это скрещенные на груди руки. Скрещивают руки также дети, отрицающие требования родителей, старики, защищающие свое право быть услышанными (Приложение III).

Жесты скуки. Когда голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты,  то это откровенный жест скуки. Жестами скуки и беспокойства являются постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки, карандашом, ключами и т. п. (Приложение IV).

Жесты доверия. Человек, говорящий доверительно,  скорее всего не делает жестов рукой у лица — типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. Гордая, прямая поза также показатель доверия. Когда пальцы соединяют наподобие купола храма (соединяя только кончики пальцев), это может означать как доверительность, так и некоторое самодовольство, уверенность в своей правоте, эгоистичность. Но этот жест однозначно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит (Приложение V).

Жесты лжи. Лгуна  выдают “бегающие” глаза, отведение взгляда в сторону и книзу, частое моргание. Характерны также такие жесты, как почесывание века пальцем, прикрывание рта рукой в моменты речи и растирание ладонью затылка. (Приложение VI)

Жесты хорошего настроения. У человека с хорошим настроением на лице всегда улыбка (от едва заметной до сияющей), зрачки расширены. Положительные эмоции буквально распирают, что выливается в активную жестикуляцию и повышенную общительность (Приложение VII).

Жесты открытости — раскрытые руки ладонями вверх. Открытость выражает и пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (Приложение VIII). Интересно наблюдать за руками детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину (Приложение IX).

Жесты плохого настроения. При плохом настроении человек не идет, а волочит ноги. Его взгляд устремлен к земле, зрачки заметно сужены.

Жесты гнева (злости). “Закипающий” от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони  (Приложение X).

Выводы: настроение человека и его эмоционального состояние можно «прочитать» по его жестам и мимике.

Жесты представителей разных народов и национальностей

Сопоставление одних и тех же жестов, встречающихся в повседневном общении у всех народов, показывает, что жесты, употребляемые в аналогичных ситуациях людьми разных национальностей, часто не совпадают, а если совпадают по форме, то отличаются по содержанию. Так, русский подзывающий жест (помахивание рукой от локтя ладонью к себе) итальянец поймет как прощание; итальянский жест “Все в порядке” (пальцы полусогнуты, большой и указательный палец сомкнуты в кольцо), русский может понять как изображение нуля. В Австралии поднятый большой палец, особенно с акцентированным дергающим движением вверх, означает оскорбление.

Для бразильцев “кольцо”  является оскорблением; однако “фига” — выражение грубости во многих странах — означает пожелание “доброй удачи”. Для выражения признательности бразильцы дотрагиваются до мочки уха.

В некоторых областях Франции “кольцо”  означает “ноль” или “ничего не стоящий”.  Большой палец, прислоненный к носу – «надувательство». Французы, когда рисуют указательным пальцем спираль у головы, хотят сказать “сумасшедшая идея”. Высшая степень одобрения выражается в поднесении трех сжатых вместе пальцев к губам, но если француз потирает указательным пальцем основание носа — это говорит о подозрительности и недоверии к собеседнику. Если во время разговора француз поглаживает пальцами по щеке, то это означает: “Ты мне надоел, ты долго разговариваешь”. Движение пальца из стороны в сторону во Франции означает отказ.

В Германии поворот пальцем у виска,  показываемый одним водителем другому, говорит: “Ты сошел с ума”; этот жест считается в высшей степени оскорбительным, за него человек может быть даже арестован. Желая кому-либо удачи, немцы убирают палец в ладонь или бьют кулаком по воображаемому столу. Грозят немцы, двигая пальцем, причем справа налево, а не вперед и назад. В знак восхищения чьей-то идеей немцы поднимают брови.

Итальянцы для выражения одобрения, особенно пищи, сжимают и покручивают щеку. В Италии человека зовут, опустив ладонь вниз и маня пальцами, а поглаживание щеки означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода. Постукивание указательным пальцем по носу, все равно справа или слева, означает “берегись, впереди опасность” или “похоже, они что-то замышляют”.

В Японии знак “кольца”  символизирует деньги, поскольку этот жест напоминает по форме монету. Если японцы зовут кого-либо, то протягивают руку с ладонью вниз и делают расчесывающее движение пальцами. Указывая на что-либо, японцы держат руку не ладонью вниз, а ладонью вверх (наш знак просьбы).

В Китае, когда дети выражают свой страх, они высовывают язык. Если китаец выдвигает вперед нижнюю губу и при этом хмурится и морщит нос, это означает неодобрение; если же он держит правую руку наклонной, а затем дергает ею вперед — “убирайся”; поглаживание указательным пальцем по щеке означает “тебе должно быть стыдно”. Складывание двух ладоней — знак банкротства. Когда китаец сердится, то он поднимает брови.

Вывод: у представителей разных народов и национальностей жесты отличаются по содержанию и смыслу.

Организация и проведение исследования

Для достижения цели исследования и реализации поставленных нами задач,  я провела практическую часть работы.

На данном этапе своего исследования я провела наблюдение в течение нескольких дней, в ходе которого выяснила, что учащиеся 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» чаще всего используют  следующие жесты:

  • Жесты доверия
  • Жесты хорошего настроения
  • Жесты скуки
  • Жесты защиты

Также я провела тестирование учащихся 4а класса. Одноклассникам были предложены следующие тесты:  «О чем говорят жесты и мимика», «Соответствуют ли ваши жесты тому, что вы говорите» (Приложения  I, II).

Результаты теста «О чем говорят жесты и мимика»:

3  учащихся 4а класса набрали от 56—77 баллов.  Это означает, что они  обладают отличной интуицией, способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьем. Но они  слишком полагаются на это в своих суждениях, отводя словам второстепенную роль. Их суждения о людях нередко оказываются поспешными, что может привести к ошибкам.

7 учащихся 4а класса набрали от 34—55 баллов.  Это означает, что они неплохо распознают   жесты и мимику. Однако в реальной жизни они не очень-то умеют  использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.

3 учащихся 4а класса набрали от 11—33. Данным ребятам  язык жестов и мимики  недоступен. Им  трудно правильно по нему оценить людей. Дело даже не в том, что они  не способны к этому, а просто они не придают этому должного значения. Им нужно развивать свою наблюдательность, быть более внимательны к собеседникам, не воспринимать их слова буквально.

Результаты теста ««Соответствуют ли ваши жесты тому, что вы говорите».

3  учащихся 4а класса набрали  1 балл. Это значит, что люди почти всегда понимают их неправильно, и им постоянно приходится всем объяснять, что они имели в виду.

3  учащихся 4а класса набрали  2 балла. Этим учащимся  часто приходится объяснять, поскольку люди воспринимают их неправильно.

2 учащихся 4а класса набрали 3 балла. Люди иногда воспринимают их неправильно, что создает проблемы.

3  учащихся 4а класса набрали 4 балла.  Люди почти всегда понимают то, что они внушают им без слов.

2  учащихся 4а класса набрали 5 баллов. Люди всегда понимают их правильно. Жесты данных учащихся соответствуют их  словам, мыслям и чувствам.

Вывод:  большинство учащихся 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» неплохо распознают жесты и мимику окружающих людей,  однако в реальной жизни они не всегда умеют  использовать эту информацию, поэтому редко могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.

Рекомендации:

  • больше уделять внимания полученной информации из мимики и жестов своего собеседника;
  • принимать решения (действия), учитывая эту информацию;
  • развивать навыки невербального общения с помощью различных игр, упражнений (Приложение XI).

Соблюдение этих рекомендаций поможет моим одноклассникам комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.

Список литературы:

  1. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения.-М.: Просвещение, 2007
  2. Крейдлин Г.Е. Семантические типы жестов. –  М.: Просвещение, 2004
  3. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. - М.: Генезис, 2004
  4. Пиз А. Язык телодвижений.  - М.:Генезис, 2005
  5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.:Питер, 2007
  6. Фаст Д. Язык тела. - М.: Дрофа, 2005
  7. Холл Э. Как понять иностранца без слов. -  Ростов н/Д.:Феникс, 2006
  8. CD-диск «Как читать человека. Жесты. Поза. Мимика», 2006г.


Поделиться:

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Лиса Лариска и белка Ленка

Валентин Берестов. Аист и соловей

Можно от Солнца уйти...

Сорняки