• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сокодвижение у растений

Опубликовано Ядренцева Ирина Эдуардовна вкл 31.01.2014 - 10:22
Ядренцева Ирина Эдуардовна
Автор: 
Пасхин Даниил Сергеевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokodvizhenie_u_rasteniy.docx975.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 30 г.Вологды

«Сокодвижение у растений»

Пасхин Даниил Сергеевич

ученик 6 «б» класса МОУ СОШ № 30 г.Вологды

Научный руководитель:

Ядренцева Ирина Эдуардовна

учитель биологии высшей категории

2014 г.

Оглавление

1.Введение

проблема

цель

задачи

оборудование

2. Основная часть

2.1 Роль воды в жизни растений.

2.2. Отношение растений к влаге.

А) Влаголюбивые растения

Б) Растения, требующие умеренного увлажнения

В) Засухоустойчивые растения

2.3. Эксперимент

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы

  1. Введение

Проблема:

У меня дома есть комнатные растения. Они украшают комнату, делают его уютной.

Но однажды, я заметил, что растения стоят с поникшими листьями. Они завяли оттого, что им не хватало влаги. Я полили их, и через некоторое время листочки поднялись, ожили. Растения опять стали красивыми и весёлыми. Мы знаем, что без воды они не могут жить долго. Растению вода необходима для нормального роста и развития. Но как вода попадает в листья?

Цель проекта: выяснить, как происходит сокодвижение растения.

Задачи:  

1. Изучить литературу и информацию из Интернета и понять, как происходит сокодвижение растения.

2. Провести эксперимент и проследить за сокодвижением растений.

3. Проанализировать полученные результаты.

Оборудование:

Стебель герани или бальзамина, ветка березы; чернила, вода, стаканчики.

  1. Основная часть

Познакомившись с литературными источниками я узнал о

2.1 Роль воды в жизни растений.

В клетках растений очень много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах, пропитывает клеточную оболочку, много её в вакуолях. Клетка растений содержит 85 – 90% воды. Вода выполняет множество различных функций:

является растворителем;

осуществляет транспорт веществ;

участвует в терморегуляции и т.д.

Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Она легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её при испарении, и быстро всасывается, когда доступна. При недостатке воды в почве объём вакуолей уменьшается, оболочка клеток теряет упругость – происходит завядание растения. При увлажнении почвы увеличивается объём клеточного сока, оболочки становятся упругими, повядшие листья расправляются.

2.2. Отношение растений к влаге.

А)Влаголюбивые растения

К ним относятся растения, обитающие на влажных почвах при повышенной влажности воздуха. Это многие прибрежные растения, болотные, сырых лугов, тенистых сырых лесов, тропических лесов.

Среди комнатных растений влаголюбивыми являются: кислица, калла, монстера вкусная и др., имеющие тропическое происхождение.

Эти растения неспособны выносить даже незначительную засуху.

У многих влаголюбивых растений по краям листа есть водяные устьица, через которые выводится вода, т.к. при высокой влажности воздуха воду испарять трудно. При высокой влажности почвы и воздуха можно наблюдать выделение капелек воды листьями.

Б) Растения, требующие умеренного увлажнения

Луговые и лесные растения - влаги достаточно, но нет её избытка.

Эфемеры - растут и цветут в короткий влажный период (тюльпаны, маки)

В) Засухоустойчивые растения

Чтобы обеспечить себя водой такие растения должны:

1) увеличить поглощение воды (мощная корневая система);

2) сократить расход воды (видоизменённые листья - колючки, иголки);

3) запасать влагу во влажный период (суккуленты);

На засушливых склонах могут расти - молодило и очиток едкий. В пустынях распространены стеблевые суккуленты - кактусы. Кактусы не требовательны к влажности почвы и прекрасно себя чувствуют даже при влажности почвы 10 %. При влажности почвы близкой к 0% выпускают поисковые воздушные корни.

2.3. Эксперимент

В детской энциклопедии я прочитал, что растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений. Чтобы убедиться в этом я решил провести опыт с травянистым растением и веточкой дерева и посмотреть, как вода поднимается вверх по стеблю.

Для эксперимента я взял стаканчики с водой, окрашенной чернилами. Так как прозрачную воду в растении не будет видно.

Веточки поместил в стаканы.

Первый результат я увидел уже через полтора часа: на нижних частях стеблей, которые находились в стаканах с чернилами, показались красные прожилки. Других изменений не наблюдалось.

Через три дня стебли окрасились. Значит, вода движется по стеблю снизу вверх к листьям

Затем я рассмотрели срезы стеблей через лупу и заметили окрашенные в цвета красителей тонкие трубочки, проходящие по длине стебля. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается вверх.

Еще я побывал в музее «Эврика», где показывали много опытов и экспериментов по разным предметам. Я увидел эксперимент и по своей работе. Нам объяснили, что не обязательно вмешиваться в генетику. Чтобы получить растения с разными цветками. Можно поставить растения гвоздики с белыми цветками в подкрашенную воду и через некоторое время цветы будут того цвета воды в который были поставлены растения.

  1. Заключение

В результате эксперимента я пришел к выводу, что окрашенная вода поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.

Из дополнительных источников я узнал, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково.

Я понял почему моё растение завяло, а при поливе снова стало прежним.

И еще.  что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.

  1. Список использованных источников и литературы:

1.Экология растений Москва «Вентана - Граф» 2006 г. А.М.Былова, И.И. Шорина

2.Комнатные растения Москва «Просвещение» 1968 г. Е.Н.Жукова, Е.Я. Ильина

3. Естествознание: Учебник для 5кл. общеобр. учрежд. /Калинова Г.С. и др. / Под.ред. Хрипковой А.Г. –М.: Просвещение,1998. – 280 с.

4. Комнатные растения. Иллюстрированная мини-энциклопедия. Под ред. Воробьёвой Р. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

. Степура А.В.  Домашнее цветоводство. Современная энциклопедия:  5000 ценных советов профессионалов.  Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006 –384 с.

6. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999. – 328 с.

Приложение


Поделиться:

Проказы старухи-зимы

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Снежный всадник

Кактусы из сада камней

Чья проталина?