• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Учебный проект "Что такое медуница?"

Опубликовано Жакупова Ольга Викторовна вкл 01.02.2014 - 22:48
Жакупова Ольга Викторовна
Автор: 
Жакупов Марат, Позднякова Карина

Экологический проект по окружающему миру во 2 классе по теме "Охрана редких животных и растений". представлен  интересный материал о растении медуница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://ujp.ru/data/science/2012/01/19/2894_Zhakupov_Marat_Pozdnyakova_Karina_Chto_takoe_medunica_uchebnyy_proekt.zip28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Урало-Ахтубинская средняя школа»

Быковский муниципальный район

Волгоградская область

Учебный  проект

Что такое медуница?

Окружающий мир

2 класс

УМК «Школа России»

Разработчики:   

ученики 2  класса

 Жакупов Марат                                              Позднякова Карина

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Жакупова Ольга Викторовна

                                           

Катричев

2010 – 2011 г.

Тема проекта : «Что такое медуница?»

Цель проекта:     Собрать о растении медуница  интересный  материал  и поделиться  полученной информацией  с одноклассниками.

Актуальность темы:   В последнее время на нашей планете актуальна проблема  редких и исчезающих видов растений и животных. Причиной этому, как правило, является деятельность человека.  Чтобы сохранить жизнь на Земле   каждый человек, начиная с ребенка,  должен любить природу,  знать и беречь ее  богатства: растения и  животных. С детского сада дети могут  узнать о тайнах природы от воспитателя. В начальной школе они могут добыть много интересного  путем исследовательской деятельности под руководством учителя. Изучаются растения и животные нашей страны, нуждающиеся в защите. Почему они становятся редкими? Что  интересного о них мы можем рассказать?  Как можем сохранить? Ответы на эти вопросы могут прозвучать на уроках окружающего мира в начальной школе в рамках подготовки учениками дополнительного материала к урокам.

Задачи проекта:

  • Найти материал о растении медуница
  • Отобрать наиболее интересный  материал для урока
  • Подготовить сообщение и компьютерную презентацию для выступления на уроке окружающего мира по теме «Возьми их под защиту»
  •  По материалам урока создать плакат «Возьми их под защиту»

Этапы и сроки проведения проекта:

  • Выбор темы исследования
  • Составление плана работы
  • Выбор возможных источников информации
  • Работа  по сбору  рабочего материала
  • Подготовка  сообщения и  презентации  к уроку окружающего мира по теме: «Возьми их под защиту»
  • Выступление на уроке
  • Создание учениками класса  плаката «Возьми их под защиту»
  • Оценка результатов работы

      Проект – исследовательский, краткосрочный, экологический

Длительность работы над проектом – 2 недели

    Источники  информации:

  • Научно-художественная литература и периодическая печать
  • Интернет-ресурсы
  • Общение со старшим поколением

Изучение информации, получение знаний  происходит  во внеурочное время

Работа над проектом:

      Изучая раздел «Природа» по предмету «окружающий мир» во 2 классе, ученики знакомятся с Красной книгой. Ребятам предлагается найти интересный материал о растениях и животных, нуждающихся в защите.  Учитель предлагает список , ученики по желанию выбирают объект для изучения. Они могут работать в парах. Увидев слово «медуница» , мы вспомнили, что встречались с ним в повседневной жизни:

- в городе аптека  называлась «Медуница»

- в риторике мы познакомились  с героем произведения Н.Носова «Незнайка в солнечном городе» доктором Медуницей.

        Что же такое медуница и чем она так заслужила внимание?

       Растение  Медуница заинтересовало нас обоих и мы решили работать в паре, а учитель предложил нам проект , который мы назвали: «Что такое медуница?». Работа длилась 2 недели:

1 неделя – сбор материала, отбор интересного материала для урока, подготовка сообщения и презентации к уроку.

2 неделя – выступление на уроке окружающего мира, создание плаката по итогам урока «Возьми их под защиту» на уроке изобразительного искусства учениками всего класса.

Содержание проекта:

Медуница – это растение, нуждающееся в защите.

Мы провели исследование, узнали много интересного и поделились информацией с  одноклассникам.  Дополнительный материал  нашли в библиотеке, интернете, спросили  у своих родных.

       Оказывается медуница – удивительное растение. У нее красивое название. Почему ее назвали таким именем? Во-первых, медуница – прекрасный медонос. В её цветках много мёда - сладкого нектара. Поэтому над цветущими растениями всегда можно увидеть пчёл и шмелей, собирающих нектар.

        Медуница – это растение – первоцвет.  Любители весенних букетов уничтожают ее, не задумываясь, поэтому  она становится редкой и нуждается в защите, как и многие другие растения. Изображение медуницы помещено  в учебнике окружающий  мир в рубрике  « Возьми их под защиту».  Много растений и животных на Земле находятся на грани исчезновения. Надо  их знать, чтобы случайно не погубить, ведь   человек в ответе за все живое на Земле.

          Цветет медуница ранней весной на лесных опушках, в оврагах и на лугах. Зацветает вскоре после мать-и-мачехи.  У медуницы дивное цветение - она четырежды меняет окраску своих лепестков - сначала венчик цветка розовый, затем он постепенно становится  пурпурно-фиолетовым, потом - фиолетово-голубым и синим. В самый зенит лета можно увидеть на одном и том же стебельке цветы сразу четырёх оттенков. Оттого и назвали медуницу  лесной колдуньей.

         В старину ее называли «легочница», «легочный корень», потому что с давних времен она была незаменимым средством при лечении воспалительных заболеваний дыхательной системы. Латинское название "пульмонария" было образовано от слова "лёгкое", так как считалось, что листья растения помогают излечению от кашля и  заболеваний лёгких.

          Рекомендуем медуницу, как - наилучшее средство  от усталости голосовых связок для учителей, а также людей других профессий, кому приходится много разговаривать.  В аптеке всегда можно купить лекарственный сбор медуницы и применять ее в виде настоя, чая, отвара и сока.

         А жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод. Поэтому её ещё называют йод – трава.

        С давних времен медуницу используют не только в медицине, но и в кулинарии. Люди давно заметили, что употребление медуницы в пищу оказывает благотворное действие на организм. В Англии ее выращивают специально как салатное растение. С медуницей готовят витаминные  салаты с травами и овощами. Кладут зелень в супы, бульоны, добавляют в мясной фарш, в начинку для пирогов и пельменей. Сушат и маринуют.

     

  С медуницей связано много легенд:

 Древняя славянская легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым. Сказка? Нет. Ведь нектар  цветков медуницы  содержит глюкозу, которая помогает сердцу.

       Бабушка Марата  родом из Архангельской области. Она видела, как цветёт медуница в настоящем лесу,  и с детства  знала о ее лекарственной силе. Бабушка  рассказал, что в старину по обычаю клали цветы медуницы под подушку молодожёнам, чтобы жизнь их была долгой, а дети - здоровыми.

       Медуница лекарственная имеет множество народных названий:

 брат-и-сестра, водяные ключики, воловий язык, йод-трава, легочный корень, легочница, лесное копьецо, медвежья трава, пасечная трава, подорешина, припарная трава, пятнистая трава (русское), смоктунчики.  

     Садоводы используют Медуницу как  декоративное растение.  Выведены красивые сорта: медуница сахарная,  красная, белая, узколистная, мягкая.  Медуница охотно растёт в полутени садов и парков. Именно в тени рисунок на её листьях особенно ярок, а цветки приобретают наиболее насыщенный окрас,  поэтому её  называют еще  царицей  тени.

    Это удивительное растение не встретишь в нашей степной зоне. Она растет в  лесах  европейской части России и на Кавказе.

    Узнав о медунице столько интересного и полезного, нам стало ясно, почему ее именем назвали аптеку и героиню произведения Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».

Результаты проекта:

 -  собран интересный материал о растении «медуница»;

 -  подготовлена компьютерная презентация и сообщение к уроку окружающего мира;

- по итогам урока учащимися создан плакат «Возьми их под защиту»;

- на уроке православной культуры по теме «Красота вокруг нас» медуницу по желанию  нарисовали несколько ребят.

- Проект занял I место в III  фестивале учебных проектов Быковского района Волгоградской области в номинации: «окружающий мир и экологическое направление».

Список использованной литературы:

  1. Журнал «В мире растений» № 1(январь)
  2. «Зеленая аптека» В.Г. Рубцов, Лениздат, 1984 г.
  3. «Азбука природы» С.Е.Шпиленя, С.И. Смирнов. Издательство «Знание», Москва, 1983 г.
  4. Календарь 2011 г. «Мир цветов»

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. http://www.medrecipe.ru/lekarstvennye-rastenija/110-medunica-lekarstvennaja.html
  2. http://sobiratelzvezd.ru/medunica/
  3. http://www.nature-archive.ru/grasses/medunitsa.php
  4. http://aim.h1.ru/Book/medunitsa.html
  5. http://www.medsredstva.ru/medunica-lekarstvennaya/
  6. http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-i-jizn/314-malina-manjetka-mat-i-macheha-mahaon-medvedi.html


Поделиться:

Привередница

Любимое яичко

Сторож

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Фильм "Золушка"