• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: «Правовая ответственность младших школьников»

Опубликовано Цепилова Елена Тимофеевна вкл 16.02.2014 - 17:48
Цепилова Елена Тимофеевна
Автор: 
Ибрагимова Виолетта

Исследовательская работа на тему: "Правовая ответственность младших школьников". МБОУ СОШ №40, г. Сатка. Автор: Ибрагимова Виолетта, учащаяся 3б класса. Научный  руководитель: Цепилова Е.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_na_temu_pravovaya_otvetstvennost_ml._shkolnikov.doc117 КБ
Файл issledovatelskaya_rabota_na_temu_pravovaya_otvetstvennost_mladshikh_shkolnikov.ppsx997.39 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                         Средняя общеобразовательная школа № 40

        Исследовательская работа на тему:

        «Правовая ответственность  младших школьников»

                                                        Выполнила:

                                                        Ибрагимова Виолетта

                                                        Ученица 3 б класса

МКОУ СОШ № 40

                                                        Руководитель:

                                                        Цепилова Е.Т.

                                                

                                        Сатка

                                        2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретическая часть

1.1    Обязанности школьников в Правовых актах

1.2    Виды ответственности

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

                        ВВЕДЕНИЕ

                                                        «Перемена, перемена!» -

                                                        Заливается звонок.

                                                        Первым Вова непременно

                                                        Вылетает за порог.

                                                        Вылетает за порог –

                                                        Семерых сбивает с ног.

                                                        Он за пять минут успел

                                                        Переделать кучу дел:

                                                        Он поставил три подножки

                                                        Ваське, Кольке и Сережке.

                                                        Прокатился кувырком,

                                                        На перила сел верхом,

                                                        Лихо шлепнулся с перил,

                                                        Подзатыльник получил,

                                                        С ходу дал кому-то сдачи,

                                                        Попросил списать задачи,-

                                                        Словом, сделал все, что мог!

                                                        Ну, а тут – опять звонок…

                                                        Вова в класс плетется снова.

                                                        Бедный! Нет лица на нем!

                                                        - Ничего, - вздыхает Вова,

                                                        На уроке отдохнем!

С началом учебного года у детей, родителей, учителей начинаются новые испытания.

Школа призвана дать нам знания, выработать навыки и умения, обеспечить наше развитие. Одновременно школа выполняет и оздоровительную роль, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Мы - дети  часто непоседливы. Одни дерутся, другие толкаются, а иногда просто играют так, что у взрослых  заходится сердце. Многие из детей не знают своих обязанностей либо не желают их соблюдать.  А нарушение обязанностей всегда приводит к последствиям, и кто за них будет отвечать,   ребята часто не задумываются.

Цель данной работы:  

Уточнить знания учащихся о школьных обязанностях.

Познакомить  младших школьников с различными видами ответственности.

Развивать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Задачи исследования:

  1. собрать материал, который говорит о правовой ответственности младших школьников
  2. познакомить учащихся с правовыми актами и содержащимися в них обязанностях школьников
  3. использовать материал на внеклассных уроках, родительских собраниях.

Методы исследования:

Анализ  правовых источников по теме,  изучение уставных общеобразовательных документов и материалов, анкетирование.

1. Теоретическая часть

1.1  Правовые акты

 Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились учителя и  ученики, одновременно с ними появились главные вопросы: что ученики могут делать и что нет? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решали,  со временем появились основные документы, в которых говорится  не только о правах, но и  об обязанностях детей, как учеников. Перечислим следующие:

  1. Конвенция о правах ребенка , 1989 г.
  2. Конституция РФ, 1993 г.
  3. Закон РФ « Об образовании», 1992 г.
  4. Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», 2000 г.
  5. Типовое положение об общеобразовательном  учреждении, 2001 г.
  6. Устав школы ( с момента образования школы)
  7. Правила внутреннего распорядка ( с момента образования школы)

Основными обязанностями школьников (детей)  в данных актах явилось:

Добросовестно учиться;

Выполнять требования Устава Школы;

Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете;

Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;

Соблюдать правила поведения, внутреннего распорядка школы;

Беречь школьное имущество.

1.2. Виды ответственности

Как вы  понимаете значение слова «Ответственность»?

Если  мы обратимся к толковому словарю, то познаем  следующее. Ответственность -  это необходимость,  обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Нарушение обязанностей всегда   приведет к определенному виду ответственности.

        Во «взрослом» мире различают следующие виды ответственности:

А) Дисциплинарный

Б) Административный

В) Уголовный

Г) Гражданско – правовой ( материальный)

Несовершеннолетние  школьники  при определенных условиях тоже  несут дисциплинарную,  уголовную, административную и иную ответственность.

А)   Рассмотрим  дисциплинарную  ответственность  ученика за нарушение его   основных школьных обязанностей  

Например, всем известно, что  урок является основной формой получения знаний. А успехи в учебе связаны с посещаемостью уроков и поведением на  них.

Основные виды  нарушений

   Примечание

Пропуск урока

Пропуски уроков недопустимы без уважительной причины.

• учащиеся пропустившие уроки по уважительной причине, обязаны отработать все домашние задания, выполненные классом по предмету за время отсутствия

• систематические пропуски уроков без уважительной причины расцениваются как грубейшее нарушение Правил внутреннего распорядка, результатом чего является оценка «не аттестован» за четверть.

Опоздание на уроки.

Опоздания также определяются по двум категориям

– опоздания по уважительной причине;

– опоздание без уважительной причины.

• Оправдывать опоздания могут родители учащихся, предоставив оправдательный документ в день опоздания учащегося на уроки

• Опоздания на уроки из-за задержки в столовой расцениваются как опоздания без уважительной причины.

• Систематические опоздания  без уважительной причины являются грубейшим нарушением дисциплины.

• Ученика, опоздавшего на урок без уважительной причины,  могут обязать дать письменное объяснение

Уход с уроков в течение дня. Уклонение от учебы.

Самовольный уход с уроков расценивается как уклонение от учебы и грубейшее нарушение дисциплины.

Нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах

Намеренное нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах  является грубым нарушением Правил внутреннего распорядка

Порча школьного имущества.

Ученик, случайно или намеренно выбивший стекло, сломавший стул, стол, совершивший другие действия, обязан отремонтировать вещь или возместить ущерб материально

• За испорченные и утерянные учебники, испорченное другое имущество  ученики несут не только  дисциплинарную ответственность, но и родители учащегося несут материальную ответственность.

Курение в школе и на ее территории, употребление алкогольных напитков, наркотических средств.

Курение в школе и на ее территории является грубейшим нарушением Правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности, что влечет за собой не только дисциплинарное взыскание, но и административное наказание подростка и его родителей

• За распитие спиртных напитков и употребление наркотических средств учащийся может быть поставлен на учет к наркологу, в отдел по делам несовершеннолетних

За вышеперечисленные виды  нарушений  для всех  школьников, независимо от возраста,   на основании Положения о  школе и Устава школы предусмотрены  меры воспитательного воздействия  либо дисциплинарные взыскания следующего характера:

вызов  учащегося в качестве предупреждения:

• к заместителю директора школы,

• на совет профилактики,

• к директору школы (с родителями);

обсуждение на заседании:

• классного родительского комитета,

• совещании при директоре,

• педсовете;

учащемуся может быть объявлено Приказом директора по школе:

• замечание,

• выговор,

• за систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка педагогический совет вправе ходатайствовать перед  Отделом по делам несовершеннолетних о наказании родителей за неправильное воспитание, о наказании учащихся;

за совершение правонарушений, уклонение от учебы учащийся  может быть поставлен:

•  на внутришкольный учет;

•  на учет в   Отдел по делам несовершеннолетних;

• за совершение правонарушений, систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка к учащемуся, может быть применена крайняя мера – исключение из школы.

        Например, по сведениям Отдела по Делам несовершеннолетних отдела МВД России по Саткинскому району по состоянию на 01.01.2013 г. на учете состоит 16 детей, возрастом до 14 лет.

        В нашей школе  учится  трое подростков, возрастом более 14 лет, состоящих на учете в  этом Отделе.

Теперь остановимся на других ранее перечисленных видах ответственности

Б) Административная

Административная ответственность наступает, как правило,  с 16 лет. До этого возраста за неправомерные действия отвечают только родители ученика. Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.  

Административная ответственность наступает за:

приобретение, хранение, употребление наркотических средств

жестокое обращение с животными

повреждение транспортных средств

повреждение государственного  имущества

распитие спиртных напитков, курение

нарушение правил дорожного движения

нарушение Устава школы

мелкое хулиганство и т.д.

В) Уголовная ответственность 

Наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет.

К преступлениям относятся:

грабежи, разбои, хищение

умышленное убийство

угон автотранспортных средств

ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

Г) Гражданско – правовая ( материальная)

Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, ответственность до достижения ребенка совершеннолетия при определенных условиях,  как правило, несут  их родители.

        Из краткой характеристики других видов ответственности усматривается, что младшие школьники несут только дисциплинарную ответственность.

Школьники, достигшие 14-16 лет,   могут кроме дисциплинарной ответственности нести уголовную, административную, материальную.

Данные знания для младших школьников не должны быть ограничены. Как сказал польский поэт Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».

2. Практическая часть.

Я решила выяснить, знают ли учащиеся начальных классов свои обязанности,  что такое ответственность и её виды, кто, по мнению ребят  должен отвечать  за  конфликты. В связи с чем, провела небольшое анкетирование, в котором участвовало 27 учеников. Необходимо было ответить на следующие вопросы, изложенные в таблице:

Таблица 1. Результаты  анкетирования  младших школьников.

№

п/п

Вопрос (задание)

Варианты ответа

Результат в процентном выражении

1

Перечисли основные обязанности школьника.

Добросовестно учиться

            51,9 %

Соблюдать в школе  дисциплину, правила поведения

           

            92,6 %

Уважать учителя (помогать ему)

            33,3 %

Беречь школьное имущество

           

             3,7 %

2

Выбери из двух вариантов  правильное толковое значение  слову «Ответственность» 

Ответственность -  это необходимость выявить ответственного человека,   обязанного отвечать за проступки  виновных  лиц.

 

           0

Ответственность – это необходимость,  обязанность отвечать за свои   действия,               поступки, быть ответственным за них

           100 %

3

Какой вид ответственности тебе известен

( если сможешь, кратко приведи пример на выбранные варианты)

Дисциплинарный

         88,9  %

( из них 8 школьника смогли привести пример)

Уголовный

         55,6  %

( из них 2 школьника смогли привести пример)

Административный

         11,1  %

(без приведения примера)

Гражданско-правовой

         3,7  %

(без приведения примера)

4

Соблюдаешь ли ты Правила  безопасного поведения на школьных переменах ?

       

                       Да

          92,6 %

                   

                       Нет

          7,4 %

5

Кто по твоему мнению должен отвечать за возникший конфликт (ссора, драка) между школьниками

Школьники, между которыми произошел конфликт

         

          48, 2 %

Родители школьников

          14,8 %

Учитель

          3,7%

Директор школы

          33,3 %

                                З А К Л Ю Ч Е Н И Е

        В результате своей исследовательской работы я сделала следующий вывод, что за нарушение  школьных обязанностей  у младших школьников наступает Дисциплинарная ответственность.

Ответы  моих одноклассников по анкетированию говорят о том, что им известно о своих основных обязанностях, и значительное внимание они уделяют соблюдению в школе  дисциплины, правил поведения (92,6 %), большинство из них знает о наступлении Дисциплинарной ответственности (88,9%). Безошибочно смогли  определить правильное толкование  слову «Ответственность» ( 100%).

Но, не смотря на это, не все ребята ответили, что  за ссору или драку между ними, они  должны нести самостоятельно ответственность.

          Многие пояснили, что за их проступки должны отвечать:

-  директор школы ( 33,3 %),

-  родители (14,8%),

 - учитель ( 3,7 %).

Этот  вопрос и у   взрослых людей однозначно не решается. Многие основную ответственность тоже возлагают на школу, где дети проводят большую часть своего времени.

Я считаю, что такое отношение снижает ответственность как у моих сверстников, так и у их родителей. В соответствии с  правилами Семейного кодекса РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами,  они несут ответственность за воспитание и  развитие детей ( статья 63 СК РФ).  А  мне и моим сверстником необходимо быть более внимательными и ответственными, уметь  соблюдать обязанности и  уметь отвечать  за свои  действия.

Если же поделить ответственность за наши поступки и  воспитание, здоровье  “на троих” – то есть на   детей, семью и школу, – то доля ответственности каждого окажется  более  справедливой.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1)     Конвенция о правах ребенка , 1989 г.

2)    Конституция РФ, 1993 г.

3)     Закон РФ « Об образовании», 1992 г.

4)     Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», 2000 г.

5) Типовое положение об общеобразовательном  учреждении, 2001 г.

  1. Устав школы ( с момента образования школы)
  2. Правила внутреннего распорядка ( с момента образования школы)
  3. Семейный кодекс РФ, 1995 г. ( в ред. Законов)
  4. Словарь русского языка , С.И. Ожегов, 1987 г.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Ибрагимова Виолетта Ученица 3 б класса МКОУ СОШ № 40 Руководитель: Цепилова Е.Т.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретическая часть 1.1 Обязанности школьников в Правовых актах 1.2 Виды ответственности 2. Практическая часть Заключение Список литературы

Слайд 3

ШКОЛА ПРИЗВАНА: - ДАВАТЬ ЗНАНИЯ - ВЫРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ И УМЕНИЯ - ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - ВЫПОЛНЯТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ

Слайд 4

Цели и задачи исследования: ЦЕЛИ - Проверить знания учащихся о школьных обязанностях - Познакомить школьников с разными видами ответственности - Развивать чувство ответственности за свои поступки и действия ЗАДАЧИ - собрать материал о правовой ответственности младших школьников - ознакомить школьников с правовыми актами - использовать материл на школьных часах, родительских собраниях

Слайд 5

ПРАВОВЫЕ АКТЫ: Конвенция о правах ребенка, 1989 г. Конституция РФ, 1993 г. Закон РФ «Об образовании», 1992 г. Закон РФ « Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», 2000 г. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001 г. Устав школы ( с момента образования школы) Правила внутреннего распорядка ( с момента образования школы)

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: Добросовестно учиться Выполнять требования Устава школы Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы Соблюдать Правила поведения, Внутреннего распорядка школы Беречь школьное имущество

Слайд 7

Виды ответственности: Нарушение обязанностей может привести к следующим видам ответственности: Дисциплинарная ответственность (наступает для школьников независимо от возраста) Административная ответственность (наступает с 16 лет) Уголовная ответственность (наступает с 16 лет, за особо опасные преступления - с 14 лет) Гражданско- правовая (материальная) ответственность наступает с 14 лет, отвечают также родители или опекуны.

Слайд 8

Административная ответственность наступает за: приобретение, хранение, употребление наркотических средств жестокое обращение с животными повреждение транспортных средств повреждение государственного имущества распитие спиртных напитков, курение нарушение правил дорожного движения нарушение Устава школы мелкое хулиганство и т.д.

Слайд 9

Уголовная ответственность Наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся : грабежи, разбои, хищение умышленное убийство угон автотранспортных средств ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

Слайд 10

Из краткой характеристики других видов ответственности усматривается, что младшие школьники несут только дисциплинарную ответственность. Школьники, достигшие 14-16 лет, могут кроме дисциплинарной ответственности нести уголовную, административную, материальную. Данные знания для младших школьников не должны быть ограничены . Как сказал польский поэт Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».

Слайд 11

Основные виды нарушений в школе, за которые применяется Дисциплинарная ответственность Опоздание, пропуск урока ( без уважительности причин) Уклонение от учебы, самовольный уход с урока Нарушение дисциплины на уроках, переменах Порча школьного имущества Курение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств в школе и на её территории

Слайд 12

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ Вызов учащегося с родителями к учителю, директору школы Обсуждение на заседаниях классного родительского комитета, совещании при директоре школы, педсовете Вынесение Приказом Директора школы замечания, выговора учащемуся Постановка учащегося на внутришкольный учет, на учет в Отдел по Делам несовершеннолетних Крайняя мера взыскания за систематические нарушения – исключение учащегося из школы

Слайд 13

Вопрос анкетирования: Перечисли основные обязанности школьника

Слайд 14

Вопрос анкетирования: Выбери из двух вариантов правильное толковое значение слову : «Ответственность» 1. Ответственность - это необходимость выявить ответственного человека, обязанного отвечать за проступки виновных лиц. 2. Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Правильность ответа детей под пунктом №2 составила 100 %

Слайд 15

Результат анкетирования по вопросу: «Какой вид ответственности известен?»

Слайд 16

Вопрос анкетирования: Соблюдаешь ли ты Правила безопасного поведения на школьных переменах?

Слайд 17

Результат анкетирования по вопросу: «Кто должен отвечать за возникший конфликт ( ссора, драка) между школьниками ?»

Слайд 18

Заключение В результате своей исследовательской работы я сделала следующий вывод, что за нарушение школьных обязанностей у младших школьников наступает Дисциплинарная ответственность. Исходя из анкетирования, усматривается, что многие ребята считают себя ответственными за проступки. Но не мало и тех, кто ответственность за свои проступки возлагают на школу, родителей. Что говорит о недостаточности умения отвечать за свои действия. Младшим школьникам необходимо быть более внимательными и ответственными, уметь соблюдать обязанности и уметь самостоятельно отвечать за свои действия. Если же поделить ответственность за наши поступки и воспитание, здоровье “на троих” – то есть на детей, семью и школу, – то доля ответственности каждого окажется более справедливой.

Поделиться:

Зимний дуб

Как нарисовать китайскую розу

Рисуем пшеничное поле гуашью

Музыка космоса

Н. Гумилёв. Жираф