• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творчество КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны

Опубликовано Панкратова Галина Викторовна вкл 02.03.2014 - 12:41
Автор: 
Сергиенко Никита

Через полгода всё мировое человечество будет праздновать Великий Праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа над фашизмом.

Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира.

         Изучая события минувшей войны, историки открывают новые и новые страницы этого события, повлиявшего на дальнейший ход мировой истории.

         Большое внимание уделяется анализу тех причин, которые определили победоносный исход войны. В числе таких причин называют и военно-технические факторы, и помощь тыла, и массовый героизм граждан Советского государства. Следует помнить, что не последнюю роль в Победе оказало и искусство.

         Героический подъём советского народа в борьбе с врагом, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросла советская живопись времени Великой Отечественной войны.

Художники, не призванные в армию все силы отдавали наглядной публицистике. Идеи патриотизма воодушевляли художников на создание картин, повествующих о подвигах советских людей.

Серьёзная задача встала перед советскими художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.

         Антивоенные картины и рисунки выполняли роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Листовки небольших форматов появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах и даже на спичечных коробках.

Политические плакаты и листовки были различные по функциям:

- информирующие и дезинформирующие,

- призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение,

- создающие смысл и лишающие смысла.

Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех возможных тем.

         Бесспорно, КуКрыНикСы занимают ведущее место в области политического сатирического жанра в довоенном, военном и послевоенном изобразительном искусстве.

         Творческий коллектив советских живописцев и графиков - Куприянова Михаила Васильевича (1903г.р.), Крылова Порфирия Никитича (1902г.р.), Соколова Николая Александровича (1903г.р.) создан был ещё в 1924г. в студенческой стенной газете ВХуТеМаса.  

Творчество КуКрыНикСов многообразно: талантливые пейзажи, портреты, рисунки. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Более 25 лет КуКрыНикСы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, показывая образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве.

«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и КуКрыНикСов. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

         Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира КуКрыНикСы в годы Великой Отечественной войны. Созданные за время войны плакаты и рисунки КуКрыНикСов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними довоенными карикатурами. В их работах фашизм предстаёт как отвратительное опасное явление, запятнанное преступлениями и ненавистно. В то же время это явление смешно своими контрастами кровавого шутовства, бандитизма, лживости, наглости и уродливости.

         Сатирический образ врага строится на преувеличении. В рисунках КуКрыНикСов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Какими бы фантастичными не казались образы и гиперболы в карикатурах КуКрыНикСов, они художественно убедительны и реалистичны. В рисунках КуКрыНикСов много градаций: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Нигде и никогда смех КуКрыНикСов не переходит в пустое острословие. В основании их шуток и насмешек лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые КуКрыНикСами, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве КуКрыНикСов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.

         В сатирических произведениях КуКрыНикСов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах КуКрыНикСов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

         При всей внешней простоте и общепонятности КуКрыНикСовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.

         Сатирические образы КуКрыНикСов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах КуКрыНикСов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.

  Свою первую работу эпохи 1941 - 1945гг. - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны - 22 июня 1941г., который вошел в жизнь советских людей, как призывная повестка. Плакат воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу,  как бы из норы  вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.

         В ряде карикатур КуКрыНикСы создали образы огромной обобщающей силы. Так, в «Превращении фрицев» (1943г.) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.

         В 1942г. КуКрыНикСы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть партизанки Зои Космодемьянской.

         В карикатуре «Клещи в клещи» (1941г.), Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии.

         Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942).

         Работа «Три года войны» (1944г.) изображает крепкие, рабочие клещи, изогнувшиеся в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера.

         У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского  бойца  уминает  кучи   немцев  на плакате «Два котла» (1944г.).         В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную «плакальщицу» Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гимлера, связанные с рядом поражений 1943г.

         Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».

                В 1944г. КуКрыНикСы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

            В 1944 - 1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.

В 1945 - 46гг. - выходит картина «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».

         Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947 - 48гг.). КуКрыНикСы удостоены за неё Сталинской премии в 1949г. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, КуКрыНикСы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» КуКрыНикСы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной КуКрыНикСов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Помимо фронтовой хроники и политической графики известны рисунки, сделанные КуКрыНикСами на знаменитом Нюрнбергском процессе.

         Работы КуКрыНикСов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом.

За годы Великой Отечественной войны было издано около 3 миллиардов штук антивоенных листовок, которые распространялись  с помощью авиации на линиях фронтов и оккупированных территориях. Около 200 тысяч из них - это работы КуКрыНикСов.

         Глубоко патриотичное, народное искусство КуКрыНикСов было высоко оценено советским правительством. КуКрыНикСы награждены орденами Отечественной войны и медалями. А в 1942г. за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukryniksy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

Творчество КуКрыНикСов

в годы Великой Отечественной войны

                                                                                                        Автор:

                                                                                                        студент гр. 28П

                                                                                                        Сергиенко Н.

                                                                                                        Руководитель:

                                                                                                        Панкратова Г.В.

2010г.

Тема исследования

Творчество КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны.

Цель исследования

Анализ содержания и значения творчества советских художников-карикатуристов в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования

Факторы, оказавшие влияние на рост боеспособности Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования

Политическая сатира КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования

Творчество художников-карикатуристов является одним из значимых факторов, оказавшим благоприятное воздействие на победу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

        Сатирическое содержание политических плакатов и листовок  способствовало критическому отношению к немецко-фашистской армии, разрушало миф о её превосходстве и непобедимости, демонстрировало уязвимость противника и его военную несостоятельность.

        Героический образ русского солдата, выполняющего освободительную миссию, вселял уверенность в сознании солдат и мирного населения нашей страны, формировал чувство патриотизма и готовности  к борьбе за правое дело. Главной идеологической задачей политической сатиры стало утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры советских людей в победу, напоминание о величии предков.

        Через полгода всё мировое человечество будет праздновать Великий Праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа над фашизмом.

Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира.

        Изучая события минувшей войны, историки открывают новые и новые страницы этого события, повлиявшего на дальнейший ход мировой истории.

        Большое внимание уделяется анализу тех причин, которые определили победоносный исход войны. В числе таких причин называют и военно-технические факторы, и помощь тыла, и массовый героизм граждан Советского государства. Следует помнить, что не последнюю роль в Победе оказало и искусство.

        Героический подъём советского народа в борьбе с врагом, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросла советская живопись времени Великой Отечественной войны.

Художники, не призванные в армию все силы отдавали наглядной публицистике. Идеи патриотизма воодушевляли художников на создание картин, повествующих о подвигах советских людей.

Серьёзная задача встала перед советскими художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.

        Антивоенные картины и рисунки выполняли роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Листовки небольших форматов появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах и даже на спичечных коробках.

Политические плакаты и листовки были различные по функциям:

- информирующие и дезинформирующие,

- призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение,

- создающие смысл и лишающие смысла.

Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех возможных тем.

        Бесспорно, КуКрыНикСы занимают ведущее место в области политического сатирического жанра в довоенном, военном и послевоенном изобразительном искусстве.

        Творческий коллектив советских живописцев и графиков - Куприянова Михаила Васильевича (1903г.р.), Крылова Порфирия Никитича (1902г.р.), Соколова Николая Александровича (1903г.р.) создан был ещё в 1924г. в студенческой стенной газете ВХуТеМаса.  

Творчество КуКрыНикСов многообразно: талантливые пейзажи, портреты, рисунки. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Более 25 лет КуКрыНикСы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, показывая образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве.

«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и КуКрыНикСов. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

        Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира КуКрыНикСы в годы Великой Отечественной войны. Созданные за время войны плакаты и рисунки КуКрыНикСов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними довоенными карикатурами. В их работах фашизм предстаёт как отвратительное опасное явление, запятнанное преступлениями и ненавистно. В то же время это явление смешно своими контрастами кровавого шутовства, бандитизма, лживости, наглости и уродливости.

        Сатирический образ врага строится на преувеличении. В рисунках КуКрыНикСов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Какими бы фантастичными не казались образы и гиперболы в карикатурах КуКрыНикСов, они художественно убедительны и реалистичны.         В рисунках КуКрыНикСов много градаций: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Нигде и никогда смех КуКрыНикСов не переходит в пустое острословие. В основании их шуток и насмешек лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые КуКрыНикСами, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве КуКрыНикСов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.

        В сатирических произведениях КуКрыНикСов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах КуКрыНикСов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

        При всей внешней простоте и общепонятности КуКрыНикСовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.

        Сатирические образы КуКрыНикСов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах КуКрыНикСов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.

        Свою первую работу эпохи 1941 - 1945гг. - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны - 22 июня 1941г., который вошел в жизнь советских людей, как призывная повестка. Плакат воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу,  как бы из норы  вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.

        В ряде карикатур КуКрыНикСы создали образы огромной обобщающей силы. Так, в «Превращении фрицев» (1943г.) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.

        В 1942г. КуКрыНикСы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть партизанки Зои Космодемьянской.

        В карикатуре «Клещи в клещи» (1941г.), Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии.

        Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942).

        Работа «Три года войны» (1944г.) изображает крепкие, рабочие клещи, изогнувшиеся в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера.

        У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского  бойца  уминает  кучи   немцев  на плакате «Два котла» (1944г.).        В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную «плакальщицу» Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гимлера, связанные с рядом поражений 1943г.

        Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».

        В 1944г. КуКрыНикСы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

        В 1944 - 1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.

В 1945 - 46гг. - выходит картина «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».

        Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947 - 48гг.). КуКрыНикСы удостоены за неё Сталинской премии в 1949г. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, КуКрыНикСы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» КуКрыНикСы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной КуКрыНикСов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Помимо фронтовой хроники и политической графики известны рисунки, сделанные КуКрыНикСами на знаменитом Нюрнбергском процессе.

        Работы КуКрыНикСов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом.

За годы Великой Отечественной войны было издано около 3 миллиардов штук антивоенных листовок, которые распространялись  с помощью авиации на линиях фронтов и оккупированных территориях. Около 200 тысяч из них - это работы КуКрыНикСов.

        Глубоко патриотичное, народное искусство КуКрыНикСов было высоко оценено советским правительством. КуКрыНикСы награждены орденами Отечественной войны и медалями. А в 1942г. за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.

Библиографический список:

1. Горький М. КуКрыНикСы // «Правда» № 30, 1932г.

2. Ефимов Б. и Иоффе М КуКрыНикСы.. (К 30-летию творческой деятельности) // «Искусство» № 1, 1952г.

3. Каменский А. КуКрыНикСы. Политическая сатира 1929-1946гг.// «Советский художник», 1973г.

4. Кауфман Р. КуКрыНикСы / Р. Кауфман, М. - Л., 1950г.

5. Кеменов В. М. КуКрыНикСы / В.М. Кеменев, М., 1944г.

6. КуКрыНикСы. Карикатуры 1941—1946 гг. // Каталог выставки, М., 1947г.

7. КуКрыНикСы. Собрание произведений / тт. 1 - 4. М., 1982 - 1989г.


Поделиться:

Извержение вулкана

Цветущая сакура

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?