Исследовательская работа "Храм-памятник" посвящена храму Воскресение Христово в селе Гагарино Пичаевского района Тамбовской области. Работа содержит материал о предводителе тамбовского ополчения в Отечественной войне 1812 года помещике А.А. Пашкове. В честь победы в войне Пашков и построил храм-памятник.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_khram-pamyatnik.docx | 598.99 КБ |
«ОТЕЧЕСТВО – «2012»
работу выполнила:
Литвинова Татьяна,
ученица 10 - го класса
МБОУ Пичаевской СОШ
Больше-Ломовисского филиала
Руководитель:
Зиновьева Т.М.,
учитель истории
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть.
1. Библиографический материал по истории храма Воскресение Христово
2. Память людская (воспоминания старожил).
3. «Да не забудут люди дел Божиих…»(забота о храме)
4. Документальные хроники (архивные документы).
5. Святые подвижники
III. Заключение.
IV. Источники
V. Приложения
Тема исследовательской работы:
«Храм – памятник»
К 200-летию Отечественной войне 1812 года»
Цель работы: изучить события, связанные с постройкой храма Воскресение Христово в с. Гагарино.
Задачи:
1. Собрать библиографический материал по теме.
2. Взять интервью у старожил села.
3. Провести работу с архивным материалом по истории храма.
Объектом исследования является храм Воскресение Христово.
Предметом исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных документов.
ВВЕДЕНИЕ
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
В нашей жизни есть ценности вечные и преходящие. Вечными ценностями являются такие понятия, как «честь», «слава», «любовь к родной земле», память о погибших и умерших. История не знает сослагательного наклонения, и еще неизвестно, как сложилась бы судьба России, если бы миллионы жертв, нередко добровольных, не были бы отданы за право России быть, за наше право на существование. И их души (погибших) внятно говорят об одном: о Родине, о защите государства, о чести и достоинстве страны, о красоте подвига и позоре предательства.
Одно их проявлений этого предательства – забвение памяти о погибших, постепенное утрачивание смысла их подвига.
Сегодня можно также свободно говорить и о церковных ценностях: существующих и утраченных. Мне дорого всё, что, так или иначе, связано с Православием нашей малой родины. Каждому юноше и девушке моего поколения необходимо знать жизненный путь своих отцов и дедов. Знать историю своего рода, края и Отечества. В противном случае мы будем повторять ошибки прошлых поколений, вместо того, чтобы учиться на них. Знание истории невозможно, как никогда сказал великий Поэт, без «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам», а эту любовь надо воспитывать постоянно и не противопоставлять жизнь отцов и детей, как это делают сегодня некоторые средства массовой информации, электронные и печатные. Как показала история, ни к чему хорошему такое противопоставление не приводит. Знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков – вот задача нашего и последующих поколений. Память должна быть непрерывной. От деда к отцу, от отца к сыну. И ещё не поздно восстановит пробелы в героической истории и истории православной культуры нашего края, села. Свою исследовательскую работу я и посветила этому. Работу пришлось собирать по крупицам, но это было очень интересно, и мне кажется, что я сделала нужное дело и для наших потомков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Библиографический материал по истории храма Воскресение Христово
Храм Воскресение Христово в селе Гагарино - прекрасный архитектурный памятник, построенный в 1833 году помещиком Алексеем Пашковым, племянником владельца «Дома Пашкова» в Москве и прадедом генерала Скобелева. А.А. Пашков был предводителем народного ополчения в войне 1812 года. Закончил службу в действующей армии бригадным генералом. Закончив службу, вернулся на Родину и построил церковь в честь победы над французами.
Он был богат и знатен, владел землёй и крепостными в нескольких губерниях. Дочь А.А.Пашкова Дарья стала прообразом героини повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Церковь построена на месте гибели детей А.А.Пашкова, заживо сожженных в своем доме местными крестьянами. Она отличается величиной, монументальностью и роскошью интерьеров. Церковь разделена стенами на три части. В средней престолы - главный в честь Воскресения Христова и два придельных - во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Митрофана. В правой части - в честь святителя Николая Чудотворца, в левой - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте". Закрыта в 1937г, в 90-х передана Церкви.
Церковь – это хранительница непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного наследия. Наш долг, наша историческая задача – ответить за процесс возрождения церкви, помочь восстановить «утраченные звенья большой цепи».
Глава 2. Память людская. Воспоминания жителей села
Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Все меньше остается людей, которые были свидетелями тех прошлых событий. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах, в то время, когда ещё храм в нашем селе был во всей красе, были ещё совсем детьми или подростками. Но кое-что можно восстановить и из воспоминаний наших старожил, дай Бог им здоровья.
Когда-то в Гагарино было два храма. Благовещенскую церковь (исстари село было известно под названием Благовещенское Большое Гагарино тож) закрыли в 1941 году. В постановлении исполкома Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся говорилось: «Здание церкви передать Пичаевскому райисполкому для переоборудования под клуб». Сегодня на месте разрушенного храма установлен поклонный крест.
А о восстанавливаемом ныне храме Воскресения Христова известно вот что. Строился он на средства местного помещика Алексея Пашкова, который был предводителем народного ополчения в Отечественной войне 1812 года. Закончив службу в действующей армии бригадным генералом, Пашков вернулся в родные края и в честь победы над французами заложил церковь.
«Пашков был военачальником, дослужился до звания бригадного генерала. Строительство храма в честь победы над Наполеоном именно в нашем селе явилось не случайным – в то время имение принадлежало Пашкову.
При подъеме на левую колокольню видна замурованная в стену плита с надписью о том, что церковь построена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Колокола церкви за счет значительной добавки серебра в литье (а лили их в специально сделанных формах недалеко от церкви) имели мелодичное, просто изумительное звучание, что отличало их даже от городских звонниц. Маленький колокол, размером с блюдце, после снятия колоколов, использовался в школе для звонков. Крупные колокола были увезены на переплавку». ( Е.Д. Зубков, старший преподаватель Калининградского института рыбной промышленности)
Жители села рассказывают, что возведён храм на месте сгоревшего помещичьего дома. В то время в окрестностях действовала разбойничья шайка, и однажды разбойники подобрались к дому, забили двери и подожгли. В огне погибли жена и две дочери Пашкова. Под церковью в семейном склепе был похоронен сам Алексей Александрович и его близкие. Богослужение совершалось до 1937 года, после чего храм был разграблен. Купола разобрали, железо приспособили под желоба для кормушек животных, в здании стали хранить зерно. Полностью был уничтожен семейный склеп Пашковых.
(Кузнецова А.Н., Марусев М.М.)
Г. М. Короткова возглавляет общественный совет по спасению уникального памятника архитектуры. Вот что она пишет: « В Гагарино я с большим удовольствием езжу и по сей день. Может быть, здесь воздух какой-то особенный, не знаю, но очень меня тянет сюда. Когда приезжаю, то не покидает ощущение, что я попала в другое измерение. Жизнь здесь течёт по-особому, да и люди здесь совсем другие. Добрее, что ли... А небо здесь какое! Звёзды низко-низко. Кажется, протяни руку — и достанешь. Но самое главное — это семиглавый храм. Он всегда поражал меня своей архитектурой и величиной. Я слышала, что храм построен на месте дома, в котором сгорели жена и дети здешнего помещика Алексея Александровича Пашкова. Строили его вручную 17 лет!
Около храма — Барский сад, когда-то специально для него из разных стран привозились саженцы. Теперь это парк с вековыми деревьями, здесь очень приятно гулять. В парке есть Барский пруд, который весь зарос и пересох, но прошлой осенью по инициативе местных жителей его почистили, чему я очень рада. Дед рассказывал мне, что на аллеях парка стояли статуи, была здесь оранжерея с экзотическими растениями. Дед видел всё это своими глазами, когда был мальчишкой.
После революции началось постепенное разорение. В 1937 году закрыли храм, а батюшку расстреляли. После войны с церковной крыши сняли железо и пустили на колхозные нужды. Храм постепенно начал разрушаться и ветшать от дождя и снега. До 1991 года здесь был колхозный склад, и это, наверное, хоть каким-то образом спасло храм от вандалов».
Глава 3. «Да не забудут люди дел Божиих…» (забота о храме)
В годы Советской власти повсеместной практикой стало закрытие церквей, конфискация церковного имущества. Не избежал подобно участи и храм в селе Гагарино. Он был закрыт в 1937 году. Все, что находилось в храме, было разграблено. Бесследно исчезли уникальные художественные произведения, полностью был уничтожен склеп Пашкова и его семьи. До 1991 года в церкви был колхозный склад.
В 1990-е годы Воскресенский храм был возвращён верующим. Выбитые стёкла, обшарпанные стены, полуразвалившиеся ступеньки, ветхие колокольни, а внутри всё подёрнуто пылью, паутиной, плесенью — так выглядела тогда святыня. Местные жители взялись за работу, храм был очищен, приведён в порядок, но требовался капитальный ремонт. За счёт пожертвований прихожан, помощи различных организаций была частично отремонтирована южная часть храма с придельным престолом Всех Святых, где и проходят сейчас богослужения. Восстановление храма продолжается, но только не по силам приходу полностью отремонтировать семиглавый пятипрестольный храм. Настоятель храма Воскресения Христова иерей Геннадий Великанов обращается ко всем, кому не безразлична судьба подобных храмов. С благодарностью будет принята любая помощь — как финансовая, так и утварью, облачением, подсвечниками, книгами
Хочется верить, что и в дальнейшем это святое место будет сохранено для потомков, и будет исцелять наши души и тела.
Глава 4. Документальные хроники (работа с архивными документами)
Что собой представляет храм? В. Кученкова в книге «Тамбовские православные храмы» дает следующее описание храма:
«Во второй четверти столетия (XIX) продолжалось формирование дворянских усадеб. Их владельцы становятся основными заказчиками храмовых строений. В этот период тамбовское дворянство устроило целый ряд церквей, представлявших архитектурную и художественную ценность. В их числе Воскресенская церковь в селе Большое Гагарино Моршанского уезда, построенная А.А. Пашковым в 1833 – 1834 годах. По архитектуре резко отличаясь от других храмов епархии, она представляла собой объемный куб, завершенный массивным пятиглавием с центральным крупным куполом. Притвор ее являлся основой для двух симметрично расположенных четырехгранных колоколен, на верху которых были высокие шпили с крестами. Форма арочных проемов в колокольнях повторялась в формах окон малых барабанов. Кроме того, церковь примечательна богатством и красотою внутреннего убранства, высокохудожественными росписями и изящными иконостасами».
Глава 5. «Праведник живой вовеки…» (Святые подвижники)
«Алимкина Евдокия Степановна родилась 20 февраля 1908 года в семье Богобоязненных крестьян Степана Филипповича и Екатерины Максимовны. Рядом с домом Алимкиных жили ее тети - монахини, дядя – иеромонах, которые и сыграли важную роль в духовной жизни девочки. Монахини учили ее молиться, держать посты, рассказывали о Боге, чудесах святых, о жизни в монашестве. И девочка прониклась крепкой верой в Бога. Пешком она ходила в Саровскую обитель, жила там некоторое время, но вернулась домой. Ее время еще не подошло. В миру она оставалась благочестивой, посещала все службы в храме и старалась чем могла помочь людям. Молодая еще была, а люди к ней тянулись: для всех она могла найти ласковое слово, утешить, понять. Ей доверяли и верили. Как и свет Христовой церкви горел и освещал души наших односельчан, так и горел свет веры матушки Евдокии и являл собой образец для подражания.
Храм Воскресение Христово был закрыт в 1937 году, на праздник Покрова Божьей Матери. «Не смотря на запреты на праздник в храме собралось много народу. Шла служба и тут подъехали милиционеры. Вошли в храм, потребовали к себе внимание. Было объявлено, что с сегодняшнего дня храм будет закрыт и что всем надо разойтись. Тяжелое было тогда время, конечно, многие не хотели расходиться, не понимали, чем храм мешает людям, но разве поспоришь с милицией. С поникшими головами, тихо, почти не дыша, расходились люди, словно стараясь сохранить в своей душе слова молитвы на многие годы». (По воспоминанием самой Матушки Евдокии.)
Матушку Евдокию арестовали в тот же день. Посадили в тюрьму, начались допросы, требования отречься от Бога. Все вынесла матушка, Бог ей помог, так считала она сама. Бог не оставил ее и когда сослали в ссылку в город Мариинск Кемеровской области, помогая перенести все тягости жизни ссыльных в течении 8 лет.
Вернулась матушка домой, и все тот же свет доброты и любви к Богу и к людям горел в ее душе. И снова люди шли к ней: теперь она осталась в селе одна, в храме был устроен колхозный склад. Вскоре матушка приняла постриг и иночество с именем Ольга. Чуть позже господь определил ее быть смиренной схимонахиней с новым именем Евникия и даром исцелять людей.
Подолгу она смотрела на храм с любовью, молилась и верила, верила вместе с ним, что настанет время и люди обратят свои взоры к Богу. Матушка твердо верила, что войдет она снова в храм.
В 1991 году Воскресенский храм был возвращен верующим села. С благославления матушки, жители села взялись за работу. Храм был очищен, приведен в порядок. Матушку в то время было не узнать – она словно светилась вся, подбадривая односельчан, вселяя в них надежду, что храм восстановится и будет проходить служба.
И вновь, как и много лет назад, спешила матушка в храм на службу, хотя и перевалило ей на девятый десяток.
Упокоилась подвижница она 11 ноября 2003 года в возрасте 95 лет. Погребена на сельском кладбище. Но, как и раньше, идут люди к могиле матушки и просят о помощи, так как сказано у святых «Праведник живой во веки». И матушка помогает людям.
Настоятель храма Воскресение Христово иерей Геннадий говорит, что сейчас идет канонизация новомучеников Российских. Он ведет работу – собирает житие матушки для предоставления материала в епархиальное управление Тамбовской области, с тем, чтобы канонизировать матушку как «новомученицу Евдокию на земле Тамбовской просиявшей».
Часто я прохожу мимо осиротевшего домика матушки Евдокии и храма. Человек и здание, но они для меня как единое целое, при воспоминании о которых всегда становится на душе радостно и светло, как в ясный день.
Проходя мимо одинокого дома и не видя матушки, невольно обращаешь взгляд на храм. С любовью, как и матушка Евдокия, его верная служительница, смотрит он на людей, идущих к нему и просто проходящих мимо…» (Из работы ученицы Гагаринской школы Кус Анны)
Заключение
Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории нашего села, а именно историческую судьбу храма Воскресение Христово. Поэтому считаю цель работы достигнутой. Конечно, ещё остаётся много «белых пятен», загадок, много вопросов. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Я намерена продолжать свою работу.
Будущее поколение должно не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. С Божьей помощью у нас всё получится.
Источники
patriarchia.ru›db/text/910914.html
svyato.info›tambovskaja-oblast…tambovskaja-oblast…
с. 147-148
3. Воспоминания жителей села Кузнецовой А.Н., Марусева М.М., Зубкова Е.Д., Коротковой Г.М.
4. Исследовтельская работа Кус Анны, ученицы Гагаринской школы
Храм Воскресение Христово в с. Гагарино
Храм Воскресение Христово в недавнем прошлом
Храм Воскресение Христово зимой
(храм величественен в любое время года)
Храм устремлен ввысь
Внутри храма (так выглядит храм сегодня)
Престол во Имя Всех Святых
Царские врата
Храм поражает своей величественностью как снаружи,
так и внутри
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Девчата
Цветение вишни в лунную ночь
Три орешка для Золушки
Почему Уран и Нептун разного цвета