• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «О чём говорят дразнилки и для чего они нужны?»

Опубликовано Кириллова Галина Александровна вкл 06.03.2014 - 22:47
Автор: 
Жукова Елизавета

Исследоваьтельская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukova.rar23.54 КБ

Предварительный просмотр:

I. Введение

Актуальность

   Очень часто в общении дети используют обзывательства, прозвища, которые обижают их одноклассников. И именно дразнилки становятся причиной многих конфликтов между детьми. Но почему же дети так любят дразнить друг друга. Всё просто, обзывалки – это очень простое и эффективное орудие манипуляции, которым можно очень много добиться от окружающих. Также тот ребёнок, который обзывается, поднимает в своих глазах самооценку, а его слова имеют прямое и очень ясное следствие. Детские дразнилки очень злят, обижают и заставляют плакать неприятеля, а значит, их можно использовать в своих целях.

Проблемный вопрос: Действительно ли дразнилка является одним из способов общения в детском сообществе?

Гипотеза: предполагаем, что дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребёнку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Цель проекта: изучить влияние дразнилок на отношения в классе.

Задачи:

  1. Узнать, что такое дразнилка? (побеседовать с психологом, изучить информацию в энциклопедиях, справочниках, Интернете).
  2. Выяснить причины появления дразнилок и способы реагирования на них.
  3. Познакомиться с художественной литературой, пословицами и  поговорками с использованием дразнилок.
  4. Провести классный час по теме: «Дразнилка».
  5. Провести анкетирование учащихся и родителей 1- х классов.
  6. О результатах исследования рассказать взрослым и своим друзьям.

II. Основная часть

2.1. Что такое дразнилка?

     В словаре мы нашли толкование слова «дразнилка» - насмешливая рифмованная фраза, которой кого-либо дразнят. Синонимы – обзывалка, прозвище, кличка.

     Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, взрослые смогут более полно понять своего малыша: какие пороки ему более неприятны.

     Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

      Дразнить – значит исследовать. Дразнилки – инструмент социальной регуляции детского поведения. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга.

2.2. Причины появления обзывалок

          Поводом для обзывалок и прозвищ может быть все, что угодно: фамилия, избыточный вес, веснушки, какие-то черты характера или внешности.

     Также есть несколько причин для дразнилок.

            Во-первых, это может быть просто игра. Без злого умыслы они дразнят кого-то, чтобы привлечь к себе внимание, ведь так весело, когда кто-то злится и гоняется за ними.

     Во-вторых, это может быть шутка. В отличие от игры, детские дразнилки направлены на привлечение внимание окружающих, чтобы их повеселить.

    Третья причина – месть и агрессия. Дети дразнятся, осознавая, что причиняют кому-то боль и досаду. Из-за мести обзываются те дети, если они не могут физически дать отпор недругу, либо завидуют новой вещице или популярности среди сверстников. Желание самоутвердиться, выделиться в глазах окружающих, доказать свое право на лидерство и превосходство, также провоцирует на обзывалки.

     Четвертая причина- под влиянием популярного фильма, прочитанного произведения или игры.

2.3. Откуда дети узнают различные обзывалки?

     Довольно часто дети дают прозвища другим, т.к. это принято в их семьях. И никто внутри семьи не обижается. Если дома ребенка постоянно называют пухликом, плюшкой или свинтусом, то для него это становится нормой, которую он переносит и во внешний мир.

     Написанием дразнилок для детей баловались и такие известные поэты как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто и др. Литературные дразнилки для детей более объективны. Поэт не стремится позорить конкретного ребенка, а высмеивает качества, которые характерны определенной группе детей.

Агния Барто  - "Девочка-ревушка", "Девочка чумазая";

Эдуарда Успенского  - "Рыжий"(мультипликационный фильм);

Сергей Михалков - "Фома";

Яков Аким - "Жадина";

Д. Родари (пер. Я. Аким) - «Джованнино-Потеряй»;

К. Чуковский (англ. фольклор) – «Робин Бобин Барабек»;

Э. Мошковская  - «Лежебока»;

С. Маршак – «Дразнилка».

     И,  конечно же,  сочиняют сами дети, демонстрируя свою фантазию и литературное творчество.

2.4. Как реагировать на обзывания?

     Избежать прозвищ и дразнилок задача практически нереальная, но с ними можно бороться. Если вас  обзывают, можно предложить несколько стратегий поведения:

- игнорирование. Навряд ли кому-то будет интересно продолжать обзываться, если это не получает ответной ярко окрашенной эмоциональной реакции.

- действовать нестандартно. Можно, например, согласится с данным прозвищем (если оно, конечно, не унижает  вашего достоинства). Это также будет эффективно, т.к. обидчик навряд ли ожидал такой реакции.

- поговорить с обидчиком и выяснить причины, по которым он обижает.

- узнать значение дразнилки

- если вы понимаете, что обзывалка - часть игры, можно отговориться.      Отговорки от дразнилок - это готовое произведение для выражения возмущения, для предотвращения ругани и драки:

- Чики-таки – стеночка! (рукой ставить преграду между собой и обзывающимся)

- Крокодил твоё слово проглотил, а моё оставил!

- Кто как обзывается – сам так называется!

Если вас обозвали, можно ответить:

- Приятно познакомиться, а меня зовут Лиза!

- Обзывайся, обзывайся!

  Без подружек оставайся!

-Обзывалки, словно галки,

Встрепенулись и к тебе вернулись!

-Говоришь на меня, переводишь на себя!

-Обзывайся, хоть охрипни! Ничего ко мне не липнет!

III. Результаты исследования и выводы

     Для того чтобы установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности был проведен социологический опрос.

      В опросе участвовали 110 человек: 48 учеников 1- х классов, 48 родителей, 14 бабушек и дедушек.

Мы задавали участникам следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты дразнилки? Какие?

2. Используешь ли ты дразнилки в своей речи?

3. Дразнят ли тебя? За что?

Приведем обобщенные результаты исследования.

     При ответе на первый вопрос: «Знаешь ли ты дразнилки?»  все 110 человек ответили утвердительно.

     При этом мы наблюдали существенную разницу в ответах на вторую часть вопроса, где требовалось перечислить дразнилки, которые известны.

Таблица 1. Распределение известных дразнилок по категориям

На имена

На внешние признаки

На отрицательные поступки

Ученики

31

46

52

Родители

62

64

70

Бабушки и дедушки

37

40

58

     Итак, как видно из таблицы 1, первоклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» оказались бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:

Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, Балалаечка упала, быку ноженьку сломала. 

Антошка-картошка, соломенная ножка, Сам с ноготок, голова с локоток.

     Взрослые также называли дразнилку «Тили-тили-тесто, жених и невеста», которую не указал ни один из детей, так как дружба мальчика с девочкой не считается зазорной в нашем классе.

     Дразнилки на имена – наименее распространенные у всех возрастных групп. Так, чаще всего назывались следующие:

Алка (Галка) - палка, -скакалка. 

Андрей – воробей.

Вовка - морковка.

Инка (Нинка) – свинка (картинка)

Ленка - пенка.

Машка (Наташка) –какашка.

     Очень много дразнилок, характеризующих внешность, знают взрослые, в речи детей их намного меньше. Так, родителями, бабушками и дедушками назывались такие дразнилки:

Беззубая карга, Тебя кошка родила, Тебя поп крестил И штаны спустил. 

В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер! 

Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался! 

Дорогой, дорогой, Почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, Будешь толстый, как ишак. 

Дядя Степа с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, Чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу И приставьте его к носу, Ковыряйте долотом - Нос отвалится потом. 

Жирная бочка родила сыночка, А сыночек без ушей, Хоть завязочки пришей. 

Жирный, жирный, Поезд пассажирный! 

Жир-пром-комбинат! 

Косой, косой, Подавился колбасой! 

Очки, очки, Мы с тобой не дурачки! 

Толстый пончик Съел батончик, А потом и говорит: "У меня живот болит". 

Толстый, жирный, поезд пассажирный! 

У кого рубашка в клетку - Тот похож на психтаблетку. 

     Вторая по наполняемости группа дразнилок, которые знают наши испытуемые – это дразнилки, высмеивающие дурные поступки или черты характера. Так, среди них упоминались:

Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил. 

Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста! 

Дурочка-снегурочка Лежала на печи, Ела кирпичи! 

Дядя хрюша, повторюша, А по имени Индюша. Все помойки облизал, А спасибо не сказал! 

Жадина соленая, На костре вареная! 

Жадина, говядина, Пустая шоколадина! 

Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест! 

Муха прилетела- Понюхала и съела. 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей! 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до лампочки, А сам лезет к мамочке!

Кто хвалится, Тот в яму провалится! 

Любопытной Варваре Нос на рынке оторвали.

Любопытному на рынке Прищемили нос в корзинке.

Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк! 

Обманули дурака На четыре кулака, А еще один кулак - Получается дурак! 

Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин! 

Плакса, вакса, мандарин, На носу горячий блин!

Так тебе и надо, Курица-помада! 

Трус, трус белорус, На войну собрался, Как увидел первый танк - Сразу испугался! 

Хвались, хвались, В яму провались. Яма, закройся, Больше не откройся. 

Я скажу тебе на ушко Про зеленую лягушку. Никому не говори, Потому что это ты. 

Ябеда соленая, На костре вареная! 

Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется Никто его не ест! 

     Для удобства анализа мы расположили дразнилки по алфавиту, и сразу стало видно, что в дразнилкой чаще всего порицаются воображалы, жадины, трусы и ябеды, то есть высмеиваются те черты детей и их поступки, которые больше всего вредят хорошим отношениям и мешают дружбе.

    При ответе на второй вопрос: «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?» ответы первоклассников распределились следующим образом.

Таблица 2. Частота использования дразнилок в общении с другими детьми

Часто

Иногда

Никогда

15

24

9

   

     Как видим, большинство первоклассников используют дразнилки в общении с другими детьми.

     При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.

     Мы подготовили классный час «Дразнилка – опыта копилка», после которого пришли к выводу:

  • дразнилки не вредят отношениям в классе, если в них не используются неприличные, злые слова;
  • если ребята дают тебе прозвище, подумай, не связано ли оно с твоим недостатком, если да – реши, как его исправить;
  • если обзывалка не имеет прямого отношения к твоему характеру или внешности, воспринимай ее, как веселое стихотворение, можешь его дальше досочинить.

     Наши одноклассники подобрали много дразнилок про качества своих друзей, посмеялись над дразнилками про свое имя. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

Заключение

  1. Из различных источников информации мы узнали, что дразнилка – это давно известная форма детского общения. Она учит детей умению подмечать плохое, слышать слова, уметь смеяться над собой.
  2. Из наблюдений мы выяснили, что дразнилки встречаются повсюду. Причин их появления много, но чаще всего они носят дружелюбный характер. Реагировать на дразнилки надо в зависимости от ситуации.
  3. Узнали много смешных и поучительных дразнилок из художественной литературы. Изучили историю появления прозвищ.
  4. Провели классный час по теме: «Дразнилка - опыта копилка».
  5. О результатах исследования рассказали взрослым и своим друзьям.

Выводы: цель работы достигнута, мы узнали много нового и важного о роли дразнилок в нашей жизни. Будем использовать их только в добрых целях. Гипотеза, что дразнилки развивают детей подтвердилась: дети учатся общаться.

IV. Литература:

  1. Энциклопедия ума / Автор-составитель С. Дмитренко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Материалы сайта Подсказки психолога.
  3. Источник: http://skorogovorki.com/otgovorki-ot-draznilok/.html.


Поделиться:

Выбери путь

Одеяльце

Три орешка для Золушки

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

Хризантема и Луковица