О вреде курения.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.zip | 96.61 КБ |
Введение
Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространяющуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения.
В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий.
Образ жизни – одна из важнейших проблем современности, а здоровый образ жизни – одна из главных задач сегодняшнего дня. Что мы подразумеваем под выражением «здоровый образ жизни»? Люди, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, не пьют, не курят. Курение… Что мы о нем знаем? Люди знают, что курение вредно, но это не останавливает их, и они продолжают курить. Люди знают, что курение вредит не только им самим, но и будущему поколению. Но разве это препятствие для них?
Проблема курения в наше время становится всё более актуальной. Количество курящих людей с каждым годом увеличивается. Среди курильщиков мы можем увидеть не только взрослых мужчин, но и женщин, девушек, детей. Эта привычка становится всё более притягательной для людей.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем что сегодня в России масштабы курения выросли до уровня национального бедствия. Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и решение её в первую очередь зависит от сознательности самих людей. Мне не безразлична судьба моих друзей, я хочу общаться с ними, но не хочу быть пассивным курильщиком. Поэтому я решил на практике подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, ознакомить с результатами своей работы учащихся моей школы, чтобы они дорожили своим здоровьем и здоровьем окружающих.
В своей работе я хочу доказать, что курение – враг каждого человека и человечества в целом. Этот враг искусно притворяется другом, он якобы помогает лучше настроиться на работу, снять нервное напряжение, поддержать беседу, отвлечь, скрасить одиночество. Но что может быть хуже коварного друга?
Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, я считаю, что наше поколение очень мало знает об этом.
Именно поэтому я выбрал эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив мою работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, я буду считать свою цель достигнутой. Считаю, что проблема курения должна интересовать не только людей курящих.
Люди должны выбрать: курить или жить. И не просто жить самим – нормально, полноценно, но и давать жить другим – некурящим.
Цель: Выяснить отрицательное влияние сигарет на организм человека через опыты.
Задачи:
1.Изучить литературу о составе табачного дыма и влиянии курения на организм человека, в частности подросткового возраста.
2. Выявить среди учащихся нашей школы уровень культуры знаний о вреде курения на основе социологического опроса.
3. доказать отрицательное влияние табачного дыма на организм человека через исследование.
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ТАБАКА
Табакокурение имеет более чем 500-летнюю историю. Открытие Христофором Колумбом в 1492 году Америки связано с открытием европейцами многих новых растений, в том числе табака. Не смотря на запреты Колумба, некоторые моряки тайно привезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен целебной травой. Вот как описывались его чудодейственные свойства в одной испанской книге в 1543 году: «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль, вылечивает головную боль...» Поэтому не удивительно, что он быстро завладел аристократическими салонами ещё в XVI веке и особенно стал популярным в XVII-XVIII веках. В России впервые табак появился при Иване Грозном. Его завезли английские купцы. В 1697 году царь Пётр I своим указом легализовал продажу табака. Мужчины, женщины, а также молодые люди начали курить, нюхать и жевать табак. С тех пор употребление табака в нашей стране стало быстро распространяться.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения Россия занимает первое место по потреблению табака в мире, а также первое место по подростковому курению.
Считающийся вначале лекарственным средством от всех болезней, табак вскорости приобрёл дурную славу и испанская королева Изабелла первая прокляла его и тех, кто его употреблял. Затем её примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Фёдорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака под страхом смертной казни, применяемой к страстным курильщикам. Но уже ничто не могло остановить распространение этой «дымящейся отравы». Курение табака превращается в новый источник доходов для торговцев и правителей. Вначале испанцы сохраняли монополию на производство табака и торговлю им, запрещая вывоз его семян и листьев, но в 1558 году один придворный врач привёз в Португалию семена табака, хитро спрятанные им в парике. Так Испания потеряла свою монополию на табак, который впоследствии получил широкое распространение в мире. Далее люди начали выращивать более легкие сорта табака. В Бразилии в середине XVIII века начинают делать папиросы, а в начале XIX века — производить сигареты.
За сравнительно короткое время создаются все условия для быстрого распространения курения табака, которое постепенно охватывает все слои населения. Курение папирос стало очень популярным в Европе в начале XX века среди мужчин, а после первой мировой войны и среди женщин. В настоящее время курение табака является самым распространённым видом наркомании во всём мире.
Регулярные исследования, проводимые в различных странах, во всём мире, подтверждают, что причиной многих заболеваний, в том числе и со смертельным исходом, является курение; число их в настоящее время настолько велико, что представляет собой опасность для общества.
1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВЕЩЕСТВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ КУРЕНИЯ
В момент затяжки дымом сигареты температура на ее конце достигает 60 градусов и выше. В таких термических условиях происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе: окись углерода - СО, сажа - С, бензопирен - C20H12, муравьиная кислота - HCOOH, синильная кислота - HCN, мышьяк - As, аммиак - NH3, сероводород - H2S, ацетилен - C2H2, радиоактивные элементы. Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики вроде бы стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.
Многие другие ингредиенты табачного дыма также обладают резким действием: муравьиная кислота (3,1% в общей токсичности), оксиды азота(2,4%), уксусная кислота(1,2%), аммиак (92%). Они раздражают и повреждают слизистую оболочку рта, десны, зев, слюнные железы, гортань, трахею, бронхи, что приводит к ослаблению обоняния, вкусовых ощущений, к характерной охриплости голоса.
Таблица1
Состав и токсичность табачного дыма
Вещество | Концентрация в табачном дыме | Показатель токсичности * | Доля в общей токсичности % |
Никотин | 2,15г/м3 | 11 5000 | 28.7 |
Оксид углерода | 35,4г/м3 | 35 400 | 9,2 |
Сажа | 1,5г/м3 | 30 000 | 7,8 |
Бензоперин | 17,4мкг/м3 | 17400 | 4,6 |
Муравьинная кислота | 350мг/м3 | 11680 | 3,1 |
Оксиды азота | 785мг/м3 | 9250 | 2,4 |
Аммиак | 706мг/м3 | 3530 | 0,92 |
Фенол | 13,4мг/м3 | 1345 | 0,35 |
Акролеин | 39,2мг/м3 | 1305 | 0,34 |
Стирол | 3,11мг/м3 | 1037 | 0,28 |
Дициан | 4,60мг/м3 | 460 | 0,13 |
Ацетилен | 690мг/м3 | 345 | 0,09 |
Этиленоксид | 6,93мг/м3 | 230 | 0,о6 |
Диоксид углерода | 9,6 | 96 | 0,03 |
*Показатель токсичности указывает, во сколько раз содержание вещества в воздухе превышает значение ПДК.
При курении образуются два потока дыма. Основной поток(при затяжке) движется строго по столбику сигареты, поступая в организм курильщика. Побочный поток возникает при тлении сигареты между затяжками. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду, загрязняя ее никотином, смолами и другими вредными веществами.
В таблице 2 приводятся данные о соотношении концентраций вредных веществ в основном и побочном потоках табачного дыма от одной сигареты без фильтра.
Распределение различных химических соединений между основным и побочным потоками дыма от одной сигареты без фильтра.
Таблица 2
Состав дыма | Основной поток | Соотношение концентраций в побочном и основном | Биологический эффект |
Газообразная фаза |
Оксид углерода II | 10-23мг | 2,5-4,7 | Т |
Ацетальдегид | 0,5-1,2мг | - | ЦТ |
Формальдегид | 70-100мкг | 0,1-0,5 | К |
Оксиды азота | 100-600мкг | 4-10 | Т |
Цианистый водород | 400-500мкг | 0,1-0,25 | ЦТ, Т |
Ацетон | 100-250мг | 2-5 | ЦТ |
Муравьиная кислота | 210-478мкг | 1,4-1,6 | ЦТ |
Бензол | 12-48мкг | 10 | ЧК |
Аммиак | 50-150мкг | 40-170 | Т |
Акролеин | 60-100мкг | 8-15 | ЦТ |
Винилхлорид | 1,3-16нг | - | ЧК |
N-нитрозодиметиламин | 10-40мкг | 20-100 | К |
N-нитрозопирролидин | 6-30мкг | 6-30 | К |
Твердая фаза
Никотин | 1,7-3,3мг | 1,8-3,3 | Т |
Фенол | 60-140мг | 1,6-3,0 | ИВО |
Анилин | 360нг | 30 | - |
Катехин | 100-360нг | 0,6-0,9 | Ко К |
Орто-толуидин | 160нг | 19 | К |
2-нафтиламин | 1,7нг | 30 | ЧК |
4-аминодифенил | 4,6нг | 31 | ЧК |
Бензопирен | 2-40нг | 2,-3,5 | К |
Уретан | 20-38нг | - | К |
Кадмий | 100нг | 3,6-7,2 | - |
Никель | 20-80нг | 0,2-30 | - |
Полоний-210 | 0,03-0,5пКи | 3,7 | - |
Примечание. Т- токсическое вещество, ЧК- человеческий канцероген,
ЦТ-цитотоксичное вещество (разрушает клеточное мембраны и вызывает лизис клетки), КоК- коканцероген, ИВО- инициирующее возникновение опухолей вещество, К- канцероген животных.
По данным медицинского исследования, курение превращает слюну, вполне здоровую саму по себе жидкость, в смертоносное химическое соединение, которое увеличивает риск рака слизистой оболочки рта. Обычно именно слюна- первый барьер, который ставит организм на пути инфекции. Однако, по данным ученых, когда слюна смешивается с химикатами, содержащимися в табачном дыму, она превращается очень опасное вещество.
1.3 Действие на организм человека компонент табачного дыма
Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.
Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Незначительное снижение числа курящих наблюдается после 25 лет.
Как уже было сказано выше, после первой затяжки никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд. Никотин как бы улучшает связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых. Сдвигая привычный для себя маятник умственной деятельности, курильщик затем неотвратимо ощущает его обратный ход.
Оксид углерода (II) или угарный газ (CО), обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород; в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Аммиак. Попадая в дыхательные пути( трахею, бронхи, легкие), реагирует с влагой слизистых оболочек верхних дыхательных путей, образуя гидроксид аммония. Гидроксиионы(ОН) не только раздражают слизистую поверхность, но и разъедают ее. Отсюда – кашель, бронхит, аллергия. Многочисленные азотистые соединения, содержащиеся в табаке и табачном дыме, тоже являются основаниями и образуют гидроксид – ионы.
Цианистый водород. Он так же, как и аммиак, акролеин, оксиды азота, разрушает реснички бронхиального дерева, которые очищают, вдыхаемый нами, что ведет к загрязнению легких. Кроме того, синильная кислота (раствор цианистого водорода в воде) действует на ротовую полость, легкие, кровь, нервную, дыхательную и пищеварительную системы.
Но коварство никотина не только в этом. Оно проявляется при длительном курении. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, которые в некоторой степени облегчают его работу. И вот сам начинает их требовать, не желая особенно перетруждаться. Вступает в свои права закон биологической лени. Чтобы поддержать нормальное самочувствие, курильщику приходиться «подкармливать» свой мозг никотином, а иначе появляются беспокойство, раздражительность, нервозность.
Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — удел всех курильщиков. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губ, языка, гортани, трахеи.
Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих является следствием нарушения регуляции деятельности сердечнососудистой системы.
У любителей табака гораздо тяжелее, чем у некурящих людей, протекает гипертоническая болезнь: она более часто осложняется гипертоническими кризами, нарушением мозгового обращения - инсультом.
Курение является одной из основных причин развития такого тяжелого заболевания, как облитерирующий эндартериит. При этой болезни поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полного сужения просветов сосудов (облитерации) и возникновения гангрены.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение ухудшает слух человека в такой же степени, как и старение организма. Даже 20 выкуренных за день сигарет приводят к ослаблению нормального восприятия разговорной речи.
Трисомия, то есть наличие в генетическом наборе человека «лишней» хромосомы, часто приводит к серьезным наследственным заболеваниям. Доказано, что риск возникновения этого явления у курящих женщин значительно выше, чем у некурящих.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. Существует термин «Пассивное курение» - вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Подросток и сигареты
Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам.
Исследования медиков, проведенные в нескольких школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина-с, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.
В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь, относятся бензопирен и радиоакитвный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневые пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.
Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащийся в табаке, их ведь насчитали почти 1200!
В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Заболевания | Курящие | Некурящие |
1.Нервные | 14 | 1 |
2.Понижение слуха | 13 | 1 |
3.Плохая память | 12 | 1 |
4.Плохое физическое состояние | 12 | 2 |
5.Плохое умственное состояние | 18 | 1 |
6.Нечистоплотность | 12 | 1 |
7.Плохие отметки | 18 | 3 |
8.Медленное мышление | 19 | 3 |
Самые важные составляющие сигарет и дыма табака — это самые опасные химические вещества для любого живого организма
Исходя из проработанного мною теоретического материала, я пришел к заключению, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы, материалы.
Методы исследование – беседа, анкетирование учащихся, эксперимент.
Итак, действительно ли сигареты оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека?
Своими дальнейшими действиями я решил выяснить, соответствует ли это действительности. Провел анкетирование среди учащихся
7-11классов.
В анкетировании приняли участия 151 учащихся.
В результате анонимного анкетирования учащихся были выявлены:
1) Число и процент курящих учащихся от общего числа опрощенных.
2) Число выкуриваемых учащимися сигарет в течение суток и процент интенсивности курения.
3) Информация о времени приобщения к вредной привычке табакокурения.
4) Факторы социальной среды, влияющие на распространение вредных привычек среди подростков
5) Культура знаний о вреде курения для здоровья.
6) Последствия курения.
7) Наиболее популярные марки сигарет.
Таблица 3
Мониторинг табачной эпидемии среди учащихся
Класс | Число опрошенных | Число курящих | % курящих от числа опрошенных |
7а | 13 | 0 | 0 |
7б | 26 | 0 | 0 |
7д | 33 | 0 | 0 |
8 | 31 | 0 | 0 |
9 | 18 | 2 | 11 |
10 | 17 | 1 | 5,9 |
11 | 13 | 5 | 38 |
итого | 151 | 8 | 5 |
Таблица 4
Мониторинг табачной эпидемии среди курящих учащихся школы
Класс | Число курящих | Всего | |
Девушки | Юноши | ||
9 | 0 | 2 | 2 |
10 | 0 | 1 | 1 |
11 | 3 | 2 | 5 |
итого | 3 | 5 | 8 |
Вывод: Оценив уровень табачной эпидемии среди учащихся школы, установил, что курящих в среднем составляет 5% и растет с увеличением возраста. Среди учащихся 7-8 классов курящих нет, максимальное число курящих в 11 классе, минимальное в 9 классе. Среди учащихся 9- 10 классов курят только юноши, среди учащихся 11 класса- 2 юноши и 3 девушки.
2) Число выкуриваемых учащимися сигарет в течение суток и процент интенсивности курения.
Таблица 5
Интенсивность курения учащимися школы
Число выкуриваемых сигарет в сутки | Количество учащихся | % от общего числа курящих |
5 | 3 | 37,5 |
10 | 1 | 12,5 |
15 | 3 | 37,5 |
20 | 1 | 12,5 |
Результаты исследования показали, что число учащихся, выкуривающих 5 и 15 сигарет в день максимально и одинаково (по 3 человека), по одному ученику выкуривает в день по 10 и 20 сигарет.
Таблица 6
3) Информация о времени приобщения к вредной привычке табакокурения.
Время начала курения и попробовавших курить
Время начала курения ( возраст в годах) | Число учащихся | |
девушек | юношей | |
5-6 | 2 | 3 |
7-8 | 0 | 5 |
9-10 | 5 | 9 |
11-12 | 12 | 3 |
13-14 | 11 | 0 |
15-16 | 0 | 1 |
Установили зависимость времени начала курения от возраста. Время начала курения колеблется с возраста от 5 до 16 лет, но большая часть девушек пробовали курить в возрасте 11-14 лет, а юношей -7-10 лет.
4) Факторы социальной среды, влияющие на распространение вредных привычек среди подростков.
Таблица 7
Причины начала курения
Причина начала курения | Число учащихся | Всего учащихся | |
девушек | Юношей | ||
Из любопытства | 18 | 10 | 28 |
За компанию | 8 | 6 | 14 |
Стремление показать себя «крутым» и взрослым | 4 | 0 | 4 |
Слабая воля | 0 | 3 | 3 |
Нечем занять досуг | 0 | 1 | 1 |
Влияние друзей | 0 | 1 | 1 |
Вывод: Исследуя факторы социальной среды, влияющие на распространение вредных привычек среди учащихся школы, выявил, что большая часть учащихся приобщается к курению из любопытства, за компанию, однако, стремление показать себя «крутым» и взрослым, слабая воля тоже играют немалую роль в приобретении этой пагубной привычки.
Таблица 8
5) Культура знаний о вреде курения для здоровья.
Наличие знаний | Класс | Итого | % | ||||||
7а | 7б | 7д | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
Знают | 13 | 21 | 33 | 30 | 18 | 17 | 13 | 145 | 96 |
Не знают | 0 | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 6 | 4 |
Итого | 13 | 26 | 33 | 31 | 18 | 17 | 13 | 151 | 100 |
Таблица 9
Последствия курения
Последствия курения | Число учащихся | Всего учащихся | |
девушек | юношей | ||
Рак легких | 62 | 40 | 102 |
Рак кожи | 2 | 2 | 4 |
Бесплодие | 12 | 7 | 19 |
Импотенция | 5 | 3 | 8 |
Угроза рождение больных детей | 2 | 1 | 3 |
Туберкулез | 0 | 1 | 1 |
Желтеет кожа | 1 | 1 | 2 |
Тускнеют волосы | 1 | 0 | 1 |
Сокращение жизни | 8 | 14 | 22 |
Разрушается печень | 1 | 2 | 3 |
Быстрое старение | 6 | 2 | 8 |
Сокращение жизни(каждая выкуренная сигарета забирает 15 минут жизни) | 1 | 1 | 2 |
Желтеют зубы | 1 | 0 | 1 |
Изучив культуру знаний о вреде курения, выяснил, что большая часть учащихся школы знают о вреде курения. Большинство учащихся основными последствиями курения называют рак легких, сокращение жизни, бесплодие, импотенцию, быстрое старение, причем говорят о вреде не только активного, но и пассивного курения. Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 5% учащихся курят, причем курят учащихся, знающие об опасности табака.
К сожелению, ученики не осознают какие последствия могут возникнуть при курение.
После полученных в результате опроса ответов учащихся я решил проконсультироваться с школьным врачом-педиатром
Прозоровой Наталией Валериевной, о том, какой вред приносит курения.
Рекомендации, полученные на консультации, можно просмотреть в Приложении 4.
Чтобы наглядно убедить учащейся в опасности сигарет я провел несколько простых экспериментов.
Гипотеза: Действительно ли сигареты оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека, можно предположить, что информация, представленная в работе о вреде курения, позволит по-другому посмотреть на проблему курения.
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Эксперимент№1.
Эксперимент проводится на четырех курящих учащихся.
учащиеся | До курения | После курения | ||||
пульс | Частота дыхания | давление | пульс | Частота дыхания | давление | |
1ученик | 90 | 25 | 120/70 | 85 | 20 | 130/75 |
2ученик | 90 | 24 | 120/80 | 80 | 18 | 135/80 |
3 ученик | 96 | 32 | 110/70 | 87 | 28 | 130/80 |
4 ученик | 90 | 30 | 125/80 | 85 | 32 | 125/80 |
Вывод: После выкуривания сигареты у учащихся наблюдается повышение кровяного давления, замедление пульса и замедление дыхания.
2.3. Химические опыты с живыми организмами
Опыт 2.
ВЛИЯНИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ПРОРОРОСТКИ ОГУРЦОВ
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА:
Я решил проверить, как влияет на рост растений загрязнение воздуха табачным дымом. Для опыта я взял семена огурцов, три горшочка с почвой, три стеклянных трёхлитровых банки, табак для сжигания (сигареты), чашечки для сжигания табака. В чашке Петри на фильтровальной бумаге прорастил семена огурцов, затем посеял их в горшочки с почвой по 2 штуки в каждый. Горшочки с посеянными огурцами поместили в трёхлитровые банки, первая банка – контроль, во вторую и третью поместили фарфоровые чашечки для сжигания табака. Банки закрыл целлофановыми пакетами и надели на горлышко банок резинки, чтобы целлофан плотно закрыл банки. В течение двух дней горшочки стояли в закрытых банках, пока огурцы не проросли и проростки показались из почвы.
Затем я открыл две банки, зажег кусочки сигареты и опустили их в банку №2 и банку №3 и опять закрыл банки целлофаном. Сигареты тлели и банки наполнились дымом.
В результате окуривания было заметно, что окуренные проростки отстают в росте от неокоренных, стебли у них искривлены, семядоли стали выпуклыми, как будто их стянули по краю ниткой, окраска семядолей бледнее.
В банка №3. Проростки, обработанные дымом дважды. Хорошо видно, что семядоли очень мелкие, искривлённые, стебель также искривлён. Таким образом, я сделал вывод, что табачный дым отрицательно влияет на рост проростков огурца.
Опыт 3
Действие никотина на пророщенные семена бобов
Методика:
В три пластмассовые ёмкости поместила почву на высоту 1/2 ёмкости. В каждую ёмкость высадила по два проросших семя бобов «Розовый фламинго» на глубину 0,5 см. Поливку проводила в одно и то же время одинаковым объемом воды. Рассадник № 1 (контрольный) поливала водопроводной водой, рассадник №2 поливала раствором из колбы №2 (раствор от сигареты с фильтром), рассадник №3 – из колбы №3 (раствор от сигареты без фильтра).
Результат:
№ рассадника | Время всхожести семян бобов, количество дней. | Высота побегов через 3 дня после восхода семян, в сантиметрах. |
1 (контрольный) | Через 3 дня побеги показались на поверхности почвы | 5 см |
2 | Побеги не взошли | Семена сгнили в почве |
3 | Побеги не взошли | Семена сгнили в почве |
Вывод:
Раствор табачного дыма вызывает гибель проросших семян и гниение семян в почве.
Опыт 4
Определение воздействия на тараканов веществ, образующихся при сгорании сигарет.
Для эксперимента готовят «курительный аппарат» (резиновая груша, соединенная со стеклянной трубкой, на конце которой находится резиновая трубочка, в которую помещается сигарета). В пять колб одинаковой вместимостью помещают одинаковую массу еды (хлеба), одинаковую массу воды (вату, смоченную водой). В каждую колбу помещают по 5 тараканов. Первую колбу закрывают пробкой, она – контрольная. Во вторую и третью нагнетают дым сигареты без фильтра и с фильтром. В четвертую и пятую помещают вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра и накрывают колбами такого же объема. Колбы соединяют клейкой лентой. Таким образом, создают тараканам одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия.
Вывод: самые легко приспосабливающиеся к условиям обитания и внешнего воздействия насекомые – тараканы – могут находиться в замкнутом пространстве с объемом воздуха 250 мл 6 дней. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни тараканов снижается в 2 раза. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Содержание никотина в среде обитания снижает продолжительность жизни тараканов в 3 раза. В воздухе, состоящем на 50% из дыма, продолжительность жизни тараканов сокращается в 4 раза. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.
2.4 Химические опыты с сигаретами
Опыт 5
Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.
Получение сигаретного дыма и его растворение.
«Закуриваем» сигарету. Для этого укрепляем ее в лапке штатива и надеваем на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Груша будет имитировать легкие человека
Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаем грушей тягу – осторожно разжимая. При этом табачный дым заполняет грушу. Берем небольшой стакан с 20 мл дистиллированной воды и выпускаем из груши дым в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз.
Извлечение веществ из сигаретного фильтра.
Отрываем фильтр от сигареты после «курения», разворачиваем его и помещаем в небольшую колбу с 15 мл дистиллированной воды. Колбу закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз.
Определение реакции среды полученных растворов.
Далее исследуем реакцию среды полученных растворов, для чего вносим в них универсальную индикаторную бумагу. Она показывает кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с
выделяющимися при тлении табака.
СО2, SO2, NO2
СО2 + Н2О = Н2СО3
SO2 + H2O = H2SO3
4NO2 + 2H2O = 4HNO3
Вывод: С помощью данной методики я получил раствор табачного (сигаретного) дыма от сигарет с фильтром марки «Bond», которая является самой популярной у учеников моей школы
Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.
Реакция FeCl3
В две пробирки наливаем по 1мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляем 2 -3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения:
Вывод: исследуемые растворы имеют слабокислую реакцию среды .
Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SО2, NO2, выделяющихся при тлении табака.
Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, фенол – фиолетовую, пирокатехин – зеленую, гидрохинон – зеленую, переходящую к желтую
Опыт 6.
Реакция с перманганатом калия
В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью Реакция с перманганатом калия (обнаружение восстановителей) и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Для их обнаружения необходимо использовать 5% раствор перманганата калия. В две пробирки наливают по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Затем добавляют в каждую пробирку несколько капель 5% раствора KMnO4. Наблюдают обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:
KMnO4 - + 2H2O + 3e > MnO2 v + 4ОН-
Вывод: о содержании вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, в табачном дыме, Отмечают роль фильтра в улавливании вредных веществ.
Опыт 7
Содержание амилазы в слюне курящих и некурящих.
Методика:
В два химических стаканчика было собрано по 2 мл слюны. В один стаканчик – слюны некурящего ученика (моей) – раствор №1, в другой стаканчик – курящего ученика – раствор №2.
В каждый стаканчик налила по 25 мл холодной водопроводной воды. Отдельно сварила крахмальный клейстер: ½ чайной ложки пищевого крахмала поместила в химический стаканчик, развела холодной водой, размешала и нагревала на пламени спиртовки, постоянно помешивая до кипения, охладила клейстер.
В две пробирки налила по 3 мл клейстера и добавила в каждую пробирку по 10 капель растворов слюны. В одну пробирку – раствор №1, в другую – раствор №2. Через 10 минут в каждую пробирку добавила по одной капле раствора йодной воды, слегка встряхнула пробирки.
Результат:
При добавлении в каждую пробирку раствора йодной воды наблюдаю в обеих пробирках синее окрашивание. Причём в растворе №2 окраска более интенсивная. После встряхивания пробирок, окраска исчезает, быстрее в пробирке с раствором №1.
Вывод: Качественная реакция на крахмал – взаимодействие с йодным раствором – синее окрашивание, которое я наблюдала. Под действием фермента амилазы, находящейся в слюне, крахмал постепенно разрушается. Причём в растворе №1, разрушение крахмала происходит быстрее, так как в слюне некурящего человека больше фермента амилазы. Следовательно, вещества, содержащиеся в табачном дыме, уменьшают количество ферментов, в частности амилазы, и замедляют обмен веществ у человека.
Личное отношение к решению проблемы
Экспериментальным путём я убедился, что в табачном дыме действительно сосредоточено много химических веществ, которые губительно действуют на живые организмы. В процессе выполнения работы я узнал много того, что не знал раньше. Конечно, я читал о негативном влиянии курения и знаю об этом от родителей и учителей. Но работа не только обогатила меня новыми знаниями и умениями, но и новыми впечатлениями, воодушевила на борьбу с курением среди ребят нашей школы. Может быть это громко сказано. Но я хочу попробовать. И если хотя бы один подросток бросит курить, для меня это будет победой!
Заключение
После проведения всех опытов и обработки полученных данных мы провели в школе мини–конференцию для учащихся 7-9 классов, в этом мне помогли учителя и одноклассники. Я выступил перед ребятами с рефератом и презентацией, ещё был показан видеоролик «Курение убивает». Моё выступление ребята слушали с большим интересом.
Я показал им чистую стеклянную трубочку и трубочку, использованную в опытах, которая покрылась коричневым налетом из смолистых веществ.
Я обратила внимание ребят, что для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках трубочки, пришлось применить моющее средство; использованная груша даже после многочисленных промывок водой источает сигаретный запах. Трубочку и грушу можно сравнить с бронхами и лёгкими человека, эти органы подвержены воздействию всех ядовитых веществ, содержащихся в сигаретном дыме в первую очередь.
После выступления мы обменялись мнениями, впечатлениями. Некоторые ребята говорили, что недостаточно знали о действии различных составляющих табачного дыма на живой организм (особый интерес вызвали опыты с слюной). Нашлись и такие, которые сказали, что курение – это моё личное дело, хочу и буду курить. Хорошо, что они были в меньшинстве. Однако большая часть ребят говорили, что не стали бы курить, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов. Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению. Я пришел к выводу, что изменить отношение к курению можно благодаря высокой культуре знаний о вреде курения и что можно бросить курить, если у человека есть желание и сила воли.
Однако большинство ребят признали, что одними знаниями и убеждениями не добиться решения проблемы, обязательно должно быть существенное наказание в виде высоких штрафов.
Моё исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если подросток сам приложит к этому усилия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1Ваш пол
2. Курите ли вы
3. Когда вы курили первую сигарету
4.Почему вы начали курить
а) из любопытства
б) за компанию
в) стремление показать себя»крутым»
г) слабая воля, нечем занять досуг
5. Сколько сигарет в сутки вы курите
6. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
7. Знаете о последствиях курения
8. Что вы знаете о последствиях курения?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Юрий Визбор. Милая моя
Цветок или сорняк?
Кактусы из сада камней
Лавовая лампа