• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Не зеленый парк"

Опубликовано Головенькина Алла Николаевна вкл 09.03.2014 - 9:08
Автор: 
Борисова Ксения

Материалы данной исследовательской работы помогут в короткое время превратить территорию в цветущую зону. Зеленый городской парк это не только безопасный и красивый мир вокруг нас, но и место культурного досуга детей, молодежи, населения, а также центр семейных традиций. Благоустроить территорию городского парка; сохранить, восстановить и улучшить биологическое и ландшафтное разнообразие на данной территории возможно с помощью цветковых насаждений. Привлечение к данной деятельность школьников, способствует формированию у них «экологического мышления»,   воспитания людей, понимающих необходимость ответственного и бережного отношения к природе, уважения к её законам.

Развить любовь к природе, увидеть и осознать её красоту, научить заботиться о сохранности природы, создавать прекрасный мир своими руками – лежит в основе школьного экологического проекта «Не зеленый парк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательская работа по экологии347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Нурлат Республики Татарстан

Научно-исследовательская работа

«Не зеленый парк».

Работу выполнила:

Борисова Ксения,

ученица 11А класса.

Руководитель:

Головенькина А.Н.,

учитель биологии

I квалиф.категории.

Нурлат, 2013 год

Содержание:

  1. Введение                                                                            стр.3-4
  2. Теоретическая часть                                                         стр. 5-6
  3. Исследовательская часть                                                  стр.7-9
  4. Заключение                                                                        стр.10-11
  5. Список используемой литературы                                  стр.12

Приложение                                                                              стр.13-18

  1. Введение.

По программе благоустройства города замен старому городскому парку появилась обновленная территория,  по периферии засаженная саженцами молодых растений (осина, ель, яблоня, рябина, груша и береза). Центральная  зона отдыха, состоит из асфальтированных дорожек и травянистых газонов. От старых, прежде густо засаженных деревьев, остались лишь единичные виды лиственницы, березы и ели.

Проблемный вопрос: Быть парку зеленым?

Актуальность и практическая значимость:

Зеленый городской парк это не только безопасный и красивый мир вокруг нас, но и место культурного досуга детей, молодежи, населения, а также центр семейных традиций. Благоустроить территорию городского парка; сохранить, восстановить и улучшить биологическое и ландшафтное

разнообразие на данной территории возможно с помощью цветковых насаждений. Привлечение к данной деятельность школьников, способствует формированию у них «экологического мышления»,   воспитания людей, понимающих необходимость ответственного и бережного отношения к природе, уважения к её законам.

Развить любовь к природе, увидеть и осознать её красоту, научить заботиться о сохранности природы, создавать прекрасный мир своими руками – лежит в основе школьного экологического проекта «Не зеленый парк».

Цель работы: Благоустроить территорию городского парка; улучшить и сохранить биологическое разнообразие цветковых растений с разной продолжительностью жизни на данной территории.

Задачи: 

  1. Разделить территорию городского парка на сектора, определить в каждом секторе посадочную зону.
  2. В каждом секторе дать описательную характеристику эколого – географических особенностей расположения почвенного участка, а также провести химический анализ для определения рН почвы.
  3. Выбрать растения для посадки в цветниковые зоны в зависимости от характеристик почвы, рельефа, освещенности.
  4. Подготовить план озеленения территории парка.
  5. Корректировать мероприятия по насаждению цветочных растений в течение весенне – летнего периода.
  6. Определить, какие из цветочных растений обладают минимальными требованиями по уходу и не требуют для озеленения парковой территории больших финансовых затрат.

Методы исследований:

  • анализ исследуемой территории, анализ озеленения ландшафтов;
  • анкетирование горожан с целью внесения предложений по озеленению парковой зоны;
  • измерение секторов, расчет насаждений;
  • сопоставление теоретических и практических предложений;
  • проектирование секторов;
  • наблюдения за выполнением мероприятий по посадке и уходу за растениями.

Для написания проекта была прочитаны  литературные источники, сведения которых помогли сделать выбор будущих цветковых насаждений и определили необходимость провести химический анализ почвы, для установления рН среды.

  1. Теоретическая часть.

Для формирования клумб выбирают декоративные растения, с учетом освещенности места посадки и почвы, особенности роста культуры и отношение её к температурному фактору.

Типы клумбовых растений:

  1. Теплолюбивые однолетники. Их жизненный цикл длится один сезон: их выращивают из семян, летом или осенью они цветут, а затем отмирают. Они не переносит низких температур, поэтому для того, чтобы увеличить продолжительность цветения, эти растения заранее выращивают в виде рассады, которую высаживают в открытый грунт, когда минует угроза возвратных заморозков. Мелкие семена высеивают негусто по поверхности почвы и затем проростки пикируют в другие емкости. Крупные семена нужно высаживать по одному, в индивидуальные емкости. Некоторые из теплолюбивых однолетников можно высеивать сразу в открытый грунт в мае месяце. К этой группе относятся: лобелия, недотрога, петуния, календула, шалфей, астры, немезия.
  2. Теплолюбивые многолетники. Данные растения могут жить в саду долгие годы, если их укрывать на зиму. Обычно теплолюбивые многолетники выращивают, сея семена или укореняя черенки, либо получают в результате деления материнского растения и высаживают прямо в грунт в конце мая – начале июня. С некоторыми из таких растений обращаются как с однолетниками и не оставляют на зиму (например, фиалка), другие осенью выкапывают и на зиму переносят в помещение (например, пеларгонию и фуксию).
  3. Холодостойкие однолетники. Эту группу растений выращивают из семян, они цветут весной, летом или осенью; при весенних посадках растения завершают жизненный цикл за один сезон. Семена высеивают в открытый грунт в апреле  и в более поздние сроки. Высеивать можно сразу на постоянное место. Семена некоторых однолетников можно посеять в открытый грунт в сентябре – в таком случае растения зацветут раньше. Другой способ добиться раннего цветения  - обращаться с холодостойкими однолетниками так же, как с теплолюбивыми, т.е. заранее выращивать рассаду и высаживать её в открытый грунт в мае. К этой группе относятся бурачок (алиссум), василек, кларкия, годеция, подсолнечник, иберис, чернушка.
  4. Холодостойкие двулетники. Их выращивают из семян; в первый сезон они развивают только вегетативные побеги, а на второй – зацветают. После цветения растения отмирают, хотя некоторые растения, традиционно считающиеся двулетниками, например, наперстянка, шток-роза, турецкая гвоздика и лакфиоль, в действительности – многолетники с небольшим сроком жизни. Семена высеивают в мае или в июне в открытый грунт на грядку для рассады, осенью сеянцы пересаживают на постоянное место. К этой группе относятся растения маргаритка, колокольчик, наперстянка, лакфиоль, незабудка, шток-роза, турецкая гвоздика.
  5. Холодостойкие многолетники. Травянистые многолетники могут жить годами в саду, обычно их выращивают в травянистом бордюре или в альпинарии. Небольшие хвойные  и вечнозеленые кустарники иногда используют как фокусные растения в контейнерах с зимними композициями. В подвесные корзины обычно выращивают плющ. Одним из немногих растений, способных украсить сад поздней осенью, является эрика.

  1. Исследовательская часть.

На первом этапе реализации проекта происходит зонирование территории объекта озеленения, т.е. выделение в процессе проектирования участков или зон различных по географическим особенностям.

Функциональные зоны реализуемого проекта:

1.Зона «А»-  участок на южной стороне парка, не защищенный от ветра.

2. Зона «Б» -  участок на северной стороне городского парка, защищенный от ветра деревьями.

3.Зона «В»- западный участок, защищенный от ветра зданиями жилых домов и деревьями (приложение 1).

При опросе населения города Нурлат с вопросом «Каким видом озеленения можно улучшить  наш городской парк?», жители города отвечали с энтузиазмом и порой вносили несколько предложений. Всего было опрошено 60 чел. Самый распространённый ответ – «С помощью формирования цветочных клумб» (приложение 2).

Школьная территория находится рядом с автодорогой. При работе двигателей автомобилей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению физических и химических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают её плодородие.

Поэтому для более эффективного роста цветковых растений, был сделан химический анализ почвы каждой экспериментальной зоны, с целью установлению рН почвы (приложение 3).

Итоги анализа (приложение 4):

зона А – рН 5,0

зона Б – рН 6,0

зона Б – рН 6,0

Значит почва в экспериментальных зонах кислая, поэтому перед посадкой семя и рассады мы перемешали почву с золой.

План мероприятий 1  года проекта:

1.Подготовка участка для озеленения. Мероприятия: агрохимический анализ почвы, планировка участка вручную, разбивка участка.

2.Земляные работы. Мероприятия: подготовка почвы под цветники, толщина слоя насыпки до 10см.

3. Озеленение. Мероприятия: посев семян однолетних растений, посадка луковиц, корневищ многолетних цветов, формирование декоративных клумб.

4.Уход за зелеными насаждениями. Мероприятия: прополка газонов, рыхление цветников, полив насаждений, мульчирование, подкормка. 5.Подготовка участков к зиме. Мероприятия: сбор семян однолетних растений; обрезка, выкапывание  многолетников; вспашка земли.

Все работы связанные с озеленением городского парка цветочными растениями в экспериментальных зонах проводились учащимися 11А класса МАОУ №СОШ № 1» г. Нурлат с мая по октябрь месяцы. Ученики школы участвовали в земельных, посадочных работах, по графику ухаживали за цветочными растениями, задействованы в сборе семян и выращивание рассады.

В зоне «А» посадили однолетники – портулак, левкой, настурция, сальвия, пеларгония, петуния; из многолетников – тюльпаны, нарциссы, гладиолусы; обрамляющие растения – кохия, бурачок (алиссум) (приложение 5).

В зоне «Б» посадили многолетник: люпин; однолетники – циния, петуния, бархатцы, астры; обрамляющее растение – бурачок (алиссум), агератум,

В зоне «В» высадили многолетники – канны, однолетние растения – цинния, эшольция, петуния, бархатцы; обрамляющее растение – настурция (приложение 6).

Семена цветковых растений и рассаду взяли со школьного цветника.

Уверенность в результативности эксперимента по озеленению городского парка придали данные о схожести рН почвенной среды на центральной школьной клумбе и экспериментальных зонах в городском парке, с значениями 6,0.

Сбор семян однолетних растений осуществлялся также учениками школы. Семена большинства растений лучше собирать в сухую погоду. Особенно это важно для растений семейства астровых, у которых семена в соцветиях-корзинках при высокой влажности могут загнить. Но у культур, имеющих плоды в виде растрескивающихся стручков и коробочек (петуния, люпин, алиссум), к сбору семян следует приступать в сырую погоду или утром, пока растения еще влажные. Собирать семена после заморозков нежелательно, так как у них впоследствии может оказаться пониженная всхожесть.

Собранные семена раскладывали в коробки и сушили в теплом, хорошо проветриваемом помещении при температуре не более 30–350 С. Храним, закрыв бумагой или марлей.

В конце эксперимента в сентябре месяце были определены какие виды растений благополучно прижились и хорошо цвели в каждой зоне, а также выявлены виды растений погибших, даже при повышенной уходе.

  1. Заключение.

Создание красивой цветущей зоны на территории городского парка с мая до поздней осенью возможно. Большинство цветочных насаждений  являются самообновляемыми (многолетники)  или  требуют минимальных финансовых затрат для обновления цветников и ухода за ними, т.к. происходит сбор семян однолетников и рассада не покупается, а выращивается силами учащихся школы.

Для более эффективного роста цветковых растений, был сделан химический анализ почвы каждой проектной зоны, с целью установлению рН почвы.

Итоги анализа:

зона А – рН 5,0

зона Б – рН 6,0

зона Б – рН 6,0

Значит почва в проектных зонах кислая, поэтому перед посадкой семя и рассады мы перемешали почву с золой.

Самыми распространенными растениями, требующие минимального ухода являются:

1.Зона «А»- участок на южной стороне парка – сальвия, пеларгония, алиссум, петуния, портулак.

2. Зона «Б» - незащищенный участок на северной стороне школы – астры, циния, петуния, агератум.

3.Зона «В»- юго-восточный участок, защищенный от ветра зданием школы – циния, петуния, бархатцы, настурция.

Во всех цветниковых зонах посаженные многолетники прижились, однако самыми эффектными при цветении были канны.

Интересной особенность  оказалось наличие цветов хорошо растущих в каждой из экспериментальных зон, это бархатцы, циния, алиссум. Они отлично прижились в каждой цветочной зоне, и цветение их продолжалось с середины июля по октябрь месяцы, именно  у них   семена и формировать красивейшие посадки использую разный окрас цветов.

Участие в данной работе школьников не только развивает заинтересованность, любознательность, самостоятельность учащихся, но и способствует формированию нравственности и духовности учеников, закладывает фундамент правильного экологического воспитания. А городской парк станет по настоящему красивым и желанным местом отдыха горожан.

Список используемой литературы:

Бойчук Ю. Энциклопедия комнатных и садовых растений. М.: Клуб семейного досуга, 2011.

Журнал «Цветники», № 4, М.: ЗАО МЕДИАТЕСТ, 2012 г.

Журнал «Цветники», № 5, М.: ЗАО МЕДИАТЕСТ2012 г.

Ланге К.П., Назаренко Н.А. Цветоводство. – К.: Куйбышевское книжное издательство, 1982.

Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. М.: Диамант, 2001.

Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Цыганков А.А. К «экологическому сознанию» через сознание»// Экология и жизнь. – 2009.-№ 11-12.-с.60-63.

Хессайон Д.Г. Все о клумбовых растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000.

Приложение 1.

Экспериментальные цветочные зоны на территории городского парка.

Зона «А» - незащищенный участок в южной стороне парка

Зона «Б» - северный участок, защищенный от ветра деревьями.

Зона «В»- участок на западной стороне парка,  защищенный от ветра зданием жилых домов и деревьями.

Приложение 2.

Результаты анкетирования городского населения.

Приложение 3.

Определение рН почвы из проектных зон.

Приложение 4.

Результаты химического анализа почвы.

Зона «А» – рН 5,0

Зона «Б» - рН 6,0

Зона «В» – рН 6,0

Приложение 5.

Цветниковая зона «А»

Приложение 6.

Цветниковая зона «В»

Приложение 7.

Цветковые растения хорошо цветущие в экспериментальных зонах.

Приложение 8.

Цветковые растения хорошо цветущие в экспериментальных зонах.


Поделиться:

Без сердца что поймём?

Несчастный Андрей

Простые новогодние шары из бумаги

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"