• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми

Опубликовано Понятовская Елена Владимировна вкл 16.03.2014 - 8:13
Понятовская Елена Владимировна
Автор: 
Смирнова Ярослава

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знаний, умений и навыков) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), необходимые обществу, среди которых выделена толерантность. Подтверждение этому отражено в документах определяющих деятельность образовательных учреждений: Государственной концепции дошкольного воспитания, Концепции духовно-нравственного воспитания, примерных образовательных программах «Успех», «От рождения до школы» и других. Так, в Государственной концепции дошкольного образования отмечается, что «…в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей"[2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_ya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Я.А. Смирнова , студентка 3 курса

ГБОУ СПО Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знаний, умений и навыков) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), необходимые обществу, среди которых выделена толерантность. Подтверждение этому отражено в документах определяющих деятельность образовательных учреждений: Государственной концепции дошкольного воспитания, Концепции духовно-нравственного воспитания, примерных образовательных программах «Успех», «От рождения до школы» и других. Так, в Государственной концепции дошкольного образования отмечается, что «…в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей"[2].

Толерантность – это качество, формирование которого начинается уже в дошкольном возрасте и имеет свою специфику. Однако в теории и практике этой проблеме уделено недостаточно внимания. Немногочисленные разработки в большей степени были направлены на формирование толерантности у детей дошкольного возраста через учебные занятия. Вместе с тем Федеральные государственные требования внесли серьезные изменения в подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Данные противоречия о определили тему исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми».

Цель исследования: выявить особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми.

Объект исследования: Процесс организации совместной деятельности детей со взрослыми.

Предмет исследования: формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми.

Задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста

2. Выявить особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3.  Определить эффективные формы организации совместной деятельности детей со взрослыми, способствующие формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность- это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [3].

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Таким образом, дошкольный возраст является сенситивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Как подчеркивает  Д.Эльконин, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом «других» Д. Эльконин имел ввиду не учебной)[1] .

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная [4] .

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Согласно ФГТ, совместная деятельность ребенка со взрослым осуществляется в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности, в самостоятельной деятельности детей.

Одним из признаков совместной деятельности взрослых и детей  является наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, опираясь в первую очередь на игру, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста:

- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- национальные подвижные игры;

- проведение праздников разных народных, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем, изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран, знакомство детей с традициями народов разных стран.

В проводимом исследовании мы апробируем работу по формированию толерантности детей в совместной деятельности со взрослыми.

Использованная литература

  1. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений  / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  2. Концепция дошкольного образования [электронный ресурс ] - Режим доступа:. http://www.ref.by/refs/62/13270/1.html - Загл. с экрана.
  3. Новицкая, Л.М. Воспитание основ толерантности /Л.М. Новицкая [электронный ресурс ] - Режим доступа:. http://festival.1september.ru/articles/582290/–
  4. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012) [Текст] / сост. О. А. Скоролупова. - Москва : Скрипторий 2003, 2012. - 159 с


Поделиться:

Флейта и Ветер

Весенняя сказка

Спасибо тебе, дедушка!

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Снежный всадник