В июне 2014 года Архангельск будет отмечать 430 лет со дня основания. В нашем крае есть огромный потенциал для развития туризма: памятники, музеи, суровая, но прекрасная северная природа. Однако недостаточная информация мешает притоку туристов в Архангельск и область.
Мы считаем, что даже подростки могут способствовать привлечению туристов, являясь активными пользователями Интернета, В нашей работе мы проанализировали возможности повышения имиджа Архангельска и области через Социальную сеть ВКонтакте.
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_lyubov._mbou_sosh_no17.rar | 91.95 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
В июне 2014 года наш город будет отмечать 430 лет со дня основания. Все готовятся к этой знаменательной дате. И, конечно, мы ждем гостей. К сожалению, туристический поток в нашу область оставляет желать лучшего.
Вопрос привлечения туристов активно обсуждается на самом высоком региональном уровне. На основе Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», принята соответствующая программа в Архангельской области. Цель ее – «повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах» [1]
Не случайно в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года туризм назван в числе первых отраслевых приоритетов. Индустрия туризма является «одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики».[4,с.4]
Считают, что XXI век будет веком туризма. Несомненно, важную роль в быстром развитии мирового туризма, сыграла глобальная сеть Интернет. И значение ее для индустрии туризма стремительно растет. Поэтому объектом нашего исследования стало использование Интернет пространства в индустрии туризма.
Сегодня, в преддверии 430-летия Архангельска, вопрос привлечения туристов встал особенно остро. Ведь в Архангельске есть возможности для развития туризма: памятники, музеи, суровая, но прекрасная северная природа. Однако, как отмечено в долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011 - 2013 годы", неразвитая инфраструктура и недостаточная информация мешает этому. В этом и состоит проблема. Конечно, невозможно сразу улучшить инфраструктуру, но вот использовать современные средства для повышения имиджа нашего города, вполне способны даже мы, подростки.
Поэтому тема исследования - использование подростками возможностей Интернета для привлечения туристов в Архангельскую область является на сегодняшний день актуальной.
Так как именно подростки являются активными пользователями интернета, и именно Социальных сетей. Мы высказали предположение, что наши ученики могут способствовать привлечению туристов в Архангельск, используя возможности Социальных сетей.
Цель работы – показать возможность использования подростками Социальных сетей для привлечения туристов в Архангельск.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. изучить, на основании документов регионального уровня, состояние туристического бизнеса в Архангельске и области
2. проанализировать возможности Интернета для развития туризма.
3.определить, как наши ученики могут использовать информационные возможности Интернета для привлечения туристов в Архангельскую область
4. создать в социальной сети ВКонтакте группу «Архангельск и область глазами учеников 17 школы»
Поставленные задачи определили выбор методов исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ федеральных и региональных документов, статистический и аналитический анализ, метод сплошной выборки, беседы, анкетирование, опрос.
Тема использования возможностей Интернета для индустрии туризма изучена и представлена в литературе еще недостаточно в силу относительной новизны самого явления - Интернета. Однако, о важности данного вопроса говорит тот факт, что он уже включен в учебные пособия о развитии туризма и маркетинга как за рубежом, так и в нашей стране. В нашем исследовании мы опирались на работы Вебера Л., Александровой А.Ю, Шаховалова Н.Н.
С целью изучения состояния данного вопроса в Архангельской области, мы познакомились с федеральными и региональными официальные документы, проанализировали информацию о турфирмах в сети Интернет.
Были проведены беседы, опрос и анкетирование. Участники исследования – ученики МБОУ СОШ № 17 (6-е и 7-е классы, 10-е и 11-е классы)
В результате исследования была создана группа в Социальной сети ВКонтакте. Информация о группе размещена на Сайте школе, в электронном дневнике, напечатана в школьной газете «17 небо»
В этом и заключается новизна и практическая значимость работ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1.1..ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Во-первых, дадим определение туризма. Анализ литературы показал, что не существует единого мнения на этот вопрос. Мы возьмем за основу наиболее часто используемое определение, которое основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН) и закреплено в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». По данному определению «туризм – это временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания» [5]
С экономической точки зрения, туризм является отраслью «непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и не материальных услугах» [7, с.5] Основная функция туризма – обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
Туризм является быстроразвивающейся отраслью. Так, доходы от международного туризма составили в 1999 г. 500 млрд. долларов, что составляет 12% мирового валового продукта, а к 2020 году доходы от туризма, по прогнозам, достигнут 3 трлн. долларов. [11]
Значение туризма с экономической точки зрения состоит в быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Помимо огромного экономического значения туризм играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.
Архангельская область, конечно, тоже заинтересована в повышении «вклада туризма в развитие региональной экономики» за счет «увеличения въездного туристского потока»[2]
Как отмечено в Долгосрочной Целевой Программе Архангельской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 гг» (далее Программе), «серьезными факторами, сдерживающими развитие туризма, являются слабая инфраструктура, …, несоответствие цены качеству предоставляемых туристских услуг»[2]
Вместе с тем, Архангельская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, который используется не в полной мере. Так, в 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, регион посетило 386,5 тыс. человек. Этот показатель почти в 1,5 раза меньше величины туристского потока, чем в Республике Карелия, в 3 раза меньше, чем в Вологодской области. Хотя, по концентрации культурных памятников, наша область занимает 5 место в России.
Как отмечено в Программе, «…при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры Архангельская область способна принимать в год до 1 млн. туристов», поэтому остро требуется решение множества сопутствующих задач: развития транспортной системы, системы общественного питания, улучшения имиджа и развития информационной инфраструктуры.[2]
Именно « с целью формирования комфортной информационной среды для гостей Архангельской области» в январе этого года распоряжением Губернатора Архангельской области И. Орлова в Архангельске было создано государственное бюджетное учреждение “Туристско-информационный центр Архангельской области” [3]
Мы считаем, что вопросы информации особенно важны в настоящее время, ведь «кто владеет информацией, тот владеет миром»
На сегодняшний день самым эффективным информационным средством является Интернет.
1.2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Итак, Интернет, как сказано в Википедии, – это «…всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть»
Сеть Интернет была задумана как средство управления командными пунктами армии США в условиях ядерной войны. Однако, к концу 80-ых она стала достоянием общественности.
В Россию Интернет проник в начале 90-ых годов. Первоначально сеть связывала между собой научные институты и университеты. В настоящее время Интернет становится все более коммерческим и представляет широкий спектр возможностей для деловой активности и контактов.
Проанализируем, почему значение Интернета все возрастает.
1.Преимущества Интернета заключаются, прежде всего, в широте охвата пользователей. Причем, количество их неизменно растет. 2006 год - 1 миллиард пользователей, 2013 год - 2 миллиарда 400 тысяч человек.
2. Еще одним преимуществом Интернета является его доступность. На сегодняшний день доступ в интернет есть отовсюду: с компьютеров, телефонов планшетов и т.д.
Поэтому, являясь информационно-зависимой отраслью, туризм широко использует возможности Интернета для бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, и, конечно, для предоставления оперативной и достоверной информации.
Шаховалов Н.Н.[8] так определил основные этапы использования сети Интернет в турбизнесе:
1.Создание сайта со списком услуг, реквизитами, прайс-листом, картинками (сайт-визитка) и другой информацией, дублирующей рекламные проспекты фирмы – рекламная функция.
2.Создание интерактивного сайта - быстрая связь клиентов с фирмой через Интернет, для этого необходимо иметь средства обратной связи с фирмой.
3.Создание сайта-магазина - прием платежей за туруслуги, бронирование путевок, билетов и т.д.
4.Подключение турфирмы к бизнес-системам, реализующим данные возможности [8, c.57-58]
Сайты турагентств пользуются сегодня большой популярностью, так как приносят много пользы, как для путешественника, так и для туристического агентства. Ведь даже сайты, претендующие не более чем на роль ознакомительного буклета, «приводят» в офис компании – владельца сайта более 20% клиентов.[6]
Проанализируем. как используют возможности Интернета Архангельские турфирмы. В нашем городе, по информации поисковой сети Яндекс [9],зарегистрировано 144 турагентства (список включает агентства и фирмы, а также их филиалы). В интернете мы можем найти их названия, адреса и контактные телефоны.
52 из них, то есть 36% имеют свои сайты, на которых можно найти подробную информацию о фирме, предлагаемых услугах и возможностях, отзывы туристов, фотографии, информация и отзывы о турах, предлагаемых отелях и т.д.
92 турфирмы не имеют своих сайтов и довольствуются информацией о них на сайте [9], правда, 7 из них имеют ссылку на группу «ВКонтакте», где можно найти более подробную информацию.
Таким образом, мы видим, что только 36% фирм используют возможности Интернета. Определим, с точки зрения Шаховалова Н.Н., на каком этапе они находятся. 1 этап 15,4% - только информационная возможность, 3 этап - 28,8% предлагают бронирование билетов, турпутевок. Большинство наших турфирм (55,8%) находятся сейчас на 2 этапе, то есть, информационно- коммуникативном (интерактивный сайт). Таким образом, мы видим, что возможности Интернета используются не в полной мере.
Далее проанализируем, что предлагают эти фирмы для развития туризма в Архангельске и области. Мы зашли на Сайты всех представленных турфирм и методом сплошной выборки выписали из списка те, которые предлагают туры по Архангельску и области. Таких фирм оказалось 10, то есть, только 7 % (проанализированы те, которые имеют сайты)
Все вышесказанное, а также тот факт, что информационной поддержкой туризма занимается сегодня только один сайт - Официальный туристский портал Архангельской области [10] позволяет сделать вывод, что информации в Интернете явно недостаточно для «формирования комфортной информационной среды для гостей Архангельской области» [3]
.
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ УЧЕНИКАМИ НАШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ
Недостаточность информации в Интернете – это одна из причин неудачи нашего туристического бизнеса. Это отметили и наши ученики (Приложение 2).
А хотят ли они что-то сделать для «повышение имиджа Архангельской области»?
Наше исследование мы начали с того, что определили, интересна ли затронутая нами проблема ученикам нашей школы. С этой целью мы провели анкетирование, в котором приняли участие ученики 10 и 11 кл. Оно выявило, что 52,7% опрошенных показали заинтересованность в развитии туризма в нашем городе (Приложение 3), считают, что существуют хорошие предпосылки (все назвали большое количество памятников, музеев, мероприятий, на которых интересно побывать и гостям города) и предложили варианты решения этого вопроса, в том числе, использование возможностей Интернета (Приложение 4)
Таким образом, мы определили, что наша тема актуальна.
Далее рассмотрим, есть ли у нас объективные предпосылки для использования возможностей Всемирной сети. Наш опрос дал положительный ответ и на этот вопрос. Он показал, что все ученики имеют доступ к Интернету и являются его пользователями, 97,2% из опрошенных зарегистрированы в Социальных сетях. Поэтому мы предположили, что и ученики нашей школы могут внести свой вклад в повышение имиджа Архангельской области. Ведь социальная сеть – «это новые стратегические инструменты, открывающие невиданные возможности влиять на формирование общественного мнения – ежечасно если не ежеминутно» [6, c.14]
Мы считаем, что самый доступный способ распространение информации - через своих друзей в Сетях: 88,6% учеников имеют друзей в других городах, 68,6% - в других странах. 61,9% всех опрошенных рассказывает друзьям о своем городе (Приложение 1).
Ребятам было предложено создать на своих страницах в Сетях альбом с видами Архангельска, однако 7% опрошенных сказали, что у них «нет желания», у многих наша просьба вызвала затруднения: «нет фотографий»(62%). «нет времени» (13%) и др. причины (18%)
Проанализировав результаты, мы решили для начала самим создать группу ВКонтакте, которая объединит единомышленников, ведь «социальная сеть – это онлайновая среда, объединяющая людей по интересам» [6, с.14]
Во-первых, мы ознакомились с Правилами создания группы в Социальных сетях, затем проанализировали рейтинг Списка социальных сетей в Интернете, составили рейтинг Сетей, которые используют наши ученики и сопоставили оба рейтинга. Оказалось, что во главе того и другого списка стоит Социальная сеть ВКонтакте, к тому же эта сеть является ведущей в России. поэтому для создания группы мы решили использовать именно ее.
Так появился наш сайт «Архангельск и область глазами учеников 17 школы» (рабочее название, предложенное, учеником 7 класса)
Во время беседы мы выявили особенно заинтересованных ребят. Наша группа и объединила тех, кому небезразлична судьба нашего города и области. Мы планируем сделать ее открытого типа, чтобы привлечь как можно большее количество участников не только из числа учеников нашей школы.
Сайт создан, чтобы способствовать повышению имиджа Архангельской области. На сайте размещены фотографии, которые ученики смогут использовать на своих сайтах. Кроме того, мы планируем публиковать здесь творческие работы ребят: фото- и видеоматериалы, рассказы, стихи, мнения о нашем городе и области. Самое главное, сайт показывает, что даже подростки могут много сделать для развития своего родного края, если они проявляют патриотизм и социальную активность.
Таким образом, мы достигли цели исследования – показали, что ученики могут, используя возможности Социальных сетей, распространять информацию об Архангельске, тем самым привлекая туристов в нашу область.
Мы планируем продолжить работу в этом направлении и создать Сайт об Архангельске в Сети, чтобы информационный охват был шире. Но для этого необходима большая подготовительная работа. Мы рассчитываем привлечь к нашей работе педагогов, родителей и всех заинтересованных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование показало, что развитию индустрии туризма уделяют сегодня большое внимание. Во-первых, это очень доходная отрасль экономики. Во-вторых, туризм способствует развитию сопутствующих отраслей. Наконец, он дает людям большие возможности узнать мир. В этом заключается особенность индустрии туризма.
Поэтому сегодня так много делают для развития этой отрасли, в том числе, и в Архангельской области. Правительство области видит проблему в том, что обладая богатым туристическим потенциалом, мы используем его не в полной мере. Один из путей выхода из возникшей ситуации – развитие информационной инфраструктуры. Самым эффективным средством распространения информации является сеть Интернет.
К сожалению, как показало наше исследование, даже туристические фирмы Архангельска используют возможности Интернета не в полной степени. К тому же очень малое количество турфирм предлагают услуги по продвижению турподукта Архангельской области.
Мы высказали предположение, что подростки, являясь активными пользователями сети Интернет, могут способствовать привлечению туристов в Архангельскую область, распространяя информацию через своих друзей, используя Социальные сети.
Проведенное исследование теоретически подтвердило данное предположение, поэтому мы приступили к практическому его осуществлению – мы создали ВКонтакте группу «Архангельск и область глазами учеников 17 школы».
В этом и состоит практическое значение исследования. Мы считаем, что создание группы не только способствует распространению информации о нашем крае, что, в свою очередь, может привлечь туристов. Но, кроме того, участие в данной группе ведет к воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
Далее мы планируем создать свою страницу в Интернете, чтобы прилечь к этому вопросу как можно больше внимания. и уже начали работу в этом направлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что мы достигли цели исследования – определили и показали на практике, как подростки могут использовать возможности Интернета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Извержение вулкана
Красочные картины Джастина Геффри
Сказка "Морозко"
Астрономический календарь. Декабрь, 2018