• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа по русскому языку. Тема "Обращение".

Опубликовано Алёхина Ольга Викторовна вкл 31.03.2014 - 16:49
Автор: 
Михайлов Даниил

 

Данная работа по  теме "Обращение" выбрана не случайно. Современные дети не всегда называют друг друга по имени, в основном слышим прозвища или клички. Так пришла мысль изучить тему "Обращение" в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc181 КБ
Office presentation icon obrashchenie.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Изыхская средняя общеобразовательная школа.

Начальные классы

Научно-исследовательская работа

 по русскому языку

Тема: «Обращение»

          Автор:

        Михайлов Даниил  Романович,

        ученик 4 класса.

         Руководитель:

         Алёхина Ольга Викторовна        

                                                                                 учитель начальных классов

п. Изыхские копи, 2014 г.

                         

  Код________________

Тема: «Обращение»

        

        

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………с.1
  2. Основная часть…………………………………………………. с.2

  1. Что такое обращение?........................................................с.2
  2. Обращения в художественной литературе и его место в предложении………………………………………………….с.3
  3. Знаки препинания при обращении………………………с.4
  4. Обращение «как часть речи»…………………………….с.5
  5. Признаки, которыми обладает обращение……………..с.6

 

  1. Заключение……………………………………………………..с.7
  2. Литература……………………………………………………...с.8

Введение

Эта исследовательская работа основана на изучении темы  «разрешите обратиться». Проведена большая работа по поиску и сбору материалов по  данной теме:

  • чтение литературы;
  • подбор материалов в сети «Интернет»;
  • беседы с учителем, родителями;

Я выдвинул гипотезу: предположим, что обращение это часть речи, то какими грамматическими признаками оно обладает.

Цель: Выяснить какова роль обращения.

Задачи:

  1. Создать информацию об обращении.
  2. Освоить употребление знаков препинания.
  3. Создать информационный продукт (презентация)

Я, как и все дети, обращаюсь к сверстникам и взрослым по имени или имени отчеству. Я задался вопросом  что такое «обращение»?

Признаками, какой части речи  обладает «обращение»? Как употребляется в литературе? Какие знаки препинания ставятся при обращении?

                

Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Я читал  книги, подбирал материал в сети «Интернет», беседовал с родителями, учителями. В результате проделанной работы узнал  много нового, интересного. Хочу поделиться собранной информацией со всеми присутствующими.

1

2.1. Что такое обращение?

- Однажды на уроке русского языка Ольга Викторовна написала на доске предложения и попросила определить части речи. Мы определили все, кроме одной:

5 слайд

                                 Маме сын вопрос задал:

                               - Мама, кто такой  бахвал ? (болтливый хвастун)

                                 Мальчик так меня назвал… (Н. Самоний)

- Ольга Викторовна объяснила, что это «Обращение»

- Так как эти слова мы не проходим в 4 классе (со слов Ольги Викторовны), я решил самостоятельно познакомиться  с данными словами.

-И вот, что я узнал:

6 слайд

Обращение - это слово или сочетание слов, называющие того, к кому (или то к чему) обращена речь.

2

2.2. Обращения в художественной литературе и его место в предложении.

7 слайд

-Я заинтересовался, есть ли обращения в литературе: (сказках, рассказах. стихах) и отправился в библиотеку к Наталье Михайловне. Она дала мне кучу книг, которые мне пришлось прочитать.

8 слайд

И вот, что я выяснил:

- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

 - Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!

   - Даня, Даня!

 - Беги, Даня, сюда.

          -Даня, ты на кого будешь учиться?

9 слайд

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

10 слайд

Вывод:  обращение имеется практически во всех произведениях, которые я прочитал и может стоять не только в начале предложения.

3

2.3. Знаки препинания при обращении.

11 слайд

- Я заметил, что около обращений стоят различные знаки препинания.

- Я решил пронаблюдать знаки препинания по книге  русских народных сказок   и выяснил, что обращение всегда выделяется запятыми,  его можно прокричать, когда кого-то зовешь:

1. О!     «Коровушка-матушка!  «Крошечка-Хаврошечка»                         

2.  О, ___.     «Косой, поди сюда!»  (Лиса и кот)                

3.  ___,О.            «Куда бежишь, Колобок?»     (Колобок)     

4. ___,О, ___.      «Не плачь, зайка, не плачь.»  (Зайкина избушка)

                 

(буква О - обращение)

 Мухтар!                     

 Мухтар, лежать       

Сидеть, Мухтар!     

 Ищи! Мухтар! Ищи!

4

2.4. Обращение «как часть речи».

- Потом я приступил к изучению к изучению «Обращения» как части речи и решил ответить на следующие интересующие меня вопросы:

12 слайд

1. В каком классе изучают тему «Обращение»?

2. Какой частью речи является?

3. Чем являются в предложении?

4. Как подчеркивается обращение при разборе предложения?

5. Какими признаками (постоянными и непостоянными) обладает  обращение?

6. Могут ли местоимения и географические  названия быть обращениями?

- Такой перечень  вопросов мне помогла составить Ольга Викторовна, так как все правила в нашем учебнике русского языка составлены по такому алгоритму.

-За информацией я обратился к учителю русского языка  нашей школы Мокрецовой Зое Хамидулловне.

- Она мне рассказала:

     - что обращение знакомятся в 5 классе, а изучают в 8 классе;

    -   обращение не является частью речи, это слово и словосочетание;

    - обращение не является членом предложения;

    - не входит в грамматическую основу предложения

    -  и никак не подчеркивается;

    - обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных;

- Основная роль обращения в речи - ЗВАТЕЛЬНОЕ.

а) она заключается в том, чтобы привлечь внимание собеседника.

б) выражает отношение к собеседнику и выполняет оценочную роль

13 Слайд

Например:    Что ты, голубчик, задумчиво смотришь?

                         Как ты смеешь, наглец,  не чистым рылом

 Здесь чистое мутить питье моё с  песком и  с илом?

   Обращение  «Голубчик» ласкательное, а  ругательное «Наглец».

 

14 слайд

Вывод: Обращение - это слово или сочетания слов, которое отвечает на вопросы Кто? Что?. Является наименованиями лиц, кличками животных. Не входит в грамматическую основу предложения и никак не подчеркивается.

5

2.5.  Признаки, которыми обладает обращение.

 15-16  слайд

- Если обращение отвечает на вопросы кто? что?  то оно должно обладать всеми признаками  этой части речи (существительное): одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж, склонение, собственное или нарицательное.

Например:            Ветер, ветер! Ты могуч!

                               Ты гоняешь стаи туч!   (А. С. Пушкин)

17 слайд

    - В данном стихотворении  обращение «Ветер» - неодушевленный предмет,

- А личные местоимения «ты», «вы» выступают  не  в роли  обращения, а в роли подлежащего.

18 слайд

                                                  «Я люблю тебя, Россия!»         (М. Ножкин)

  -Данное обращение произносится с особой звательной интонацией (усиленное и ударение, пауза).

19 слайд

Вывод:   В речи обращениями могут быть неодушевленные предметы;  географические названия обращениями не являются, так как мы не можем поговорить, например с Россией или с горизонтом, потому что не получим ответа. Обращение  не обладает признаками  имени   существительного, так как не является частью речи.                                         

6

 Заключение.

20 слайд

Вывод:

 

    Обращение – это слово или сочетание слов, не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства ( брат, сестра), по профессии (инженер, кухарка), положению в обществе (графиня, лорд), должности, званию (генерал, капитан), по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно олицетворяемых ( сравнение с живым существом). Роль  обращения звательная, оценочная. Обращение выделяется запятыми, при усилении эмоций - восклицательным знаком.

- В конце своей работы я решил составить кластер:

 

21слайд

Кластер

7

Литература:

22 слайд

1.«Лиса и дрозд» - Русские народные сказки. Сергеев – Ценский С. Аракуш;

2). «Даня» - Стихи и рассказы. Василий Белов;

3). «Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке» - Русские народные сказки. В.Жуковский

4). «Метелица» - Детская литература. А.Фадеев

5). «Гуси лебеди» - Рассказы и сказки, А.Н.Толстой

6). «Бежин луг» - И.С.Тургенев

7) «Колобок»- русская народная сказка.

8) «Крошечка-Хаврошечка» -русская народная сказка 

9) «Лиса и кот» - ррусская народная сказка

10) «Зайкина избушка» - русская народная сказка.                      

11)  http://www.kakprosto.ru/kak-92593-zachem-nuzhny-obrashcheniya#ixzz2w2cPyBb4 

8


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Ворона

Браво, Феликс!

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Император Акбар и Бирбал

Мороз и заяц