Ежегодная международная научно - практическая конференция учащихся. Секции: Право и государство "Разные возможности - равные права"
(Дети с ограниченными возможностями развития).
Вложение | Размер |
---|---|
na_alabinskie_chteniya.doc | 344.5 КБ |
Ежегодная международная научно-практическая конференция учащихся «Алабинские чтения»
Секция: Право и государство
«Разные возможности - равные права»
Крайнова Ирина Алексеевна
Класс:11
ГБОУ СОШ №3 с. Приволжье
Приволжского района Самарской области
Руководитель: Яшина Татьяна Николаевна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №3 с. Приволжье
Самара 2014
Оглавление.
Введение 3 стр.
Глава 1.
Глава 2. Основная часть 6 стр.
2.1. Инвалиды или люди с ограниченными возможностями 6 стр.
2.2. Законодательная основа социальной защиты 8 стр.
2.3. Права на образование 10 стр.
2.4. Путь к независимой жизни 12 стр.
2.5.Социологические исследования 14 стр.
Заключение 15 стр.
Список использованных источников и литературы 17 стр.
Приложения 18 стр.
Введение.
Для большинства людей, вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом и порою недоступны, полноценная личность воспринимает как должное и не придает им особого значения.
Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они рядом, и лишены многого.
Совсем недавно по телевиденью был показан документальный фильм, про известную актрису Эвелину Бледанс, эта сильная женщина улыбалась, рассказывая про своего маленького сына, а между тем мальчику диагностировали синдром Дауна. После выписки из роддома Эвелина сначала хотела оформить ребенку инвалидность. Однако выяснилось, что необходимо каждый год проходить медосмотр, и Эвелина с мужем Александром отказались от этой мысли. Сейчас малыша Семена регулярно навещают специалисты из фонда «Даунсайд Ап». И они отмечают, что благодаря любви и заботе родителей ребенок развивается наравне с другими детьми. Этот фильм меня очень сильно взволновал. Я обратила внимание на тот факт, что даже таким детям, заболевание которых врожденно, приходится доказывать свои права на определенную помощь государства. Этому ребенку посчастливилось: он родиться в семье, которая его любит и не собирается с ним расставаться.
На самом деле это редкий случай. Я решила выяснить, как живут дети с отклонениями в развитии у нас в стране и за рубежом, и какими они могут пользоваться правами. Актуальность этой темы подкреплена страшными цифрами: Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них проживают на территории Украины, в России - от 10 млн до 15 млн. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями.[1] Тем не менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей.
Цель исследования: Выяснить, как реализуются права детей инвалидов в России и за рубежом.
Задачи:
Объект исследования: Российский и зарубежный опыт отношения к детям с ограниченными возможностями
Предмет исследования: Правовое законодательство и меры его выполнения в России и за рубежом.
Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов:
- теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта правового законодательства).
- эмпирический метод (анализ индивидуальных комплексных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями, наблюдение, изучение деятельности, динамики реабилитации, анкетирование, беседа, опрос, анализ правового законодательства, опытно-поисковая деятельность).
Глава 1.
Занимаясь исследованием правового законодательства инвалидности, я обратила внимание на то, что существует огромное количество литературы по данной теме.
Я выяснила, что в настоящее время интерес к социальным проблемам инвалидности не угасает и рассматривается в статьях разных авторов.
В Самарской области - это М. Целина, А. Хохлова, Н.П. Щукина и др.
Существует литература, в которой предпринимаются попытки объяснить социальные проблемы. Она написана с различных идеологических и профессиональных позиций, где каждая позиция предлагает свое решение социальных проблем.
Представленные в научной литературе социальные ситуации и социальные отношения в сфере инвалидности имеют преимущественно описательный, регистрирующий, а не аналитический характер. Отдельные попытки показать инвалидность как влиятельный социальный институт не нашли своего завершения в виде целостной картины, отражающей это социальное явление. Отсутствие аналитической основы в изучении явления инвалидности не позволяет разработать механизмы включения граждан с инвалидностью в интеграционные процессы, в ходе которых одновременно учитывались бы их индивидуальные свойства. Проблемы интеграции инвалидов в обществе более полно и с разных позиций изучались и за рубежом. Большое внимание иностранными авторами было уделено: гендерным проблемам в сфере инвалидности, социокультурным аспектам социальных отношений в сфере инвалидности, восстановлению трудоспособности и профессионального статуса, деятельности в рамках идеологии независимого образа жизни, деятельности в системе защиты прав инвалидов и их самозащиты при включенности в общественную жизнь.
Подводя итог, я сделала вывод, что многочисленные работы содержат описания деятельности инвалидов в системе защиты их прав и самозащиты при включенности в общественную жизнь, следованию идеологии независимого образа жизни и формирования гражданского общества.
Глава 2.
Инвалидность… Инвалид… Согласитесь – эти слова оказывают довольно угнетающее воздействие. Посмотрела в словаре, что означает слово "invalid" в переводе с английского. Оказалось – "недопустимый", "ошибочный", "недействительный"[2]. Эти определения как бы представляют человека жалким, беспомощным, ненужным. И очень часто случается так, что человек сам начинает верить в свою несостоятельность что-либо предпринять самостоятельно. И эта заниженная самооценка заставляет жить, ограничивая себя в достижении жизненных целей.
Исследуя проблему инвалидности, я обратила внимание на то, что в настоящее время появились новые значения этого понятия. Я решила разобраться, существует ли различие между этими понятиями. Оказывается согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденных или приобретенных физических или умственных возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;[3].
Исследуя литературу по данной теме, я обратила внимание на то, что
чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. В социальном словаре человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным" Я решила выяснить, как называются люди с такими отклонениями в других странах? Оказалось, что слово "инвалид" в цивилизованных странах почти не употребляется.
В Европе инвалиды – это «люди с повышенными потребностями», а в нашей стране - это «люди с ограниченными возможностями».
Мне стало интересно почему? Потому что сегодня термин «инвалид»
указывает на дискриминацию человека, и поэтому выходит из употребления. В Америке, например, нет инвалидов. Нет и все. Есть люди с ограниченными возможностями. Причем если у человека возможностей недостает, государство это компенсирует. Как это выглядит? В любом автобусе предусмотрена перевозка инвалидов. В жилых домах и практически во всех зданиях есть пандусы, во всех общественных туалетах есть кабинки для инвалидов. Много людей с ограниченными возможностями работают в общественных местах наряду со здоровыми людьми, и если нет ног, но есть руки и внимание на них никто не обращает. Все это в порядке вещей. Можно встретить большое число колясочников с кислородными баллончиками во рту, даже в КАЗИНО.
Практика показывает что, в Америке, и в некоторых странах Европы, инвалиды живут полноценной жизнью, так как их изначально адаптируют к ней. Инвалиды в Британии - это сословие, приоритетное для общества абсолютно во всех отношениях.[4]. Любая социальная идея или проект, задуманный к реализации в Соединенном Королевстве, будет непременно "подстраиваться" под нужды людей с ограниченными физическими возможностями. Это касается и транспорта, и градостроительства, и сферы обслуживания, и социальной помощи. Вопрос о том, учтены ли потребности инвалидов, будет всегда стоять едва ли не первым.
Я сделала вывод, что людям легче сказать слово «инвалид», чем выражение «человек с ограниченными возможностями». А сама характеристика слов не только заменяет одно слово на словосочетание, она меняет отношение и не так резко и больно бьёт по сознанию недостатков этой социальной группы населения.
Работая над данной темой, я просмотрела много материала, касающегося проблемы людей с ограниченными возможностями. Казалось бы наше государство делает все, для того чтобы такой категории населения жилось комфортно, вот, например, президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».[П1]
Федеральный закон принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года, и раньше на рубеже 1980-х – 1990-х годов государство делало решительный шаг к гуманизации общества. С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 300 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленные на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи), законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д., семьям, воспитывающим ребенка-инвалида), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Существуют и
международные документы и соответствующие их статьи, и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам — позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия.
Согласно Конституции РФ (ст. 7), Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В соответствии с законом, созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах».
Однако, анализируя документы, Правительства РФ, я выяснила, что до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации — это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий.
Вопреки существующим законам, в России до сих пор государственная политика в отношении людей с выраженными аномалиями развития построена на приоритете сегрегации – изъятия их из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях.
Практика показывает что, в Америке, и в некоторых странах Европы, инвалиды живут полноценной жизнью, их изначально адаптируют к жизни, больных детей никогда не сдают в интернат. А в нашем обществе, родителям ребенка рожденного с какими-то физическими недостатками сразу предлагают сделать отказную. Да и от родственников, близких людей идет негатив, они стесняются, что в их роду ребенок-инвалид. А ведь изначально, семья должна сплотиться в такой момент, прийти на помощь.
Исследуя права инвалидов на образование и реабилитацию, я заметила, что
основные принципы, гарантирующие доступность образования и возможность его получения любым ребенком независимо от состояния здоровья, в законодательстве Российской Федерации четко закреплены. Однако фактические данные показывают, что достаточно большое число детей школьного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью), образования не получает. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Под правом на специальное образование подразумевается возможность обучаться и воспитываться в условиях обычной либо специально созданной образовательной среды с использованием специальных средств и методов педагогического характера.
Опять же если сравнивать развитие образования инвалидов в нашей стране и за рубежом, то бросается в глаза отсутствие в нашей стране инклюзивного образования, которое давно применяется в других странах Европы и Америки. Хочу заметить, что в этом плане наметился сдвиг, была принята
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2100), представленная ещё Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, где инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени»[5].
Мало кто задумывается о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки жизни в обществе. Я решила, выяснить какое образование могут получить дети с ограниченными возможностями и что государство делает для этого. Оказалось, что даже школа для таких особенных детей порой становится недосягаемой, не говоря уже о высшем образовании. Хотя такие дети хотят учиться (если, конечно, болезнь позволяет), развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.
По данным Минздрава России, в стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить достойного образования [6]. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя. Когда ребенок с ограниченными возможностями подрастает, родители задумываются, в какую школу его отдать: в общеобразовательную или специальную (коррекционную).
По закону родители имеют право выбирать, где будет учиться их ребенок. Но в большинстве случаев психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует инвалиду обучение в спецшколе. На это есть свои причины. Конечно, многим родителям хочется, чтобы малыш пошел в обыкновенную школу. Тогда с малых лет он научится общаться со сверстниками, в дальнейшем ему легче будет уживаться с людьми. К сожалению, наши российские школы не приспособлены к особенностям детей-инвалидов.
В то время как в ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция, инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети.
На эффективность учебного процесса воздействует, как было доказано, британскими исследователями социальное происхождение учащихся, определяющее "неравенство, в которое дети поставлены своим домом, своим кварталом, своим окружением" [7]. Эти исследования вызвали к жизни дискуссию о необходимости так называемого инклюзивного образования детей из разных групп и социальных слоев, в том числе, инвалидов.
2.4. Путь к независимой жизни.
Я решила выяснить, что такое независимая жизнь? Оказалось, что обыкновенный человек не может жить полностью независимо. Почему спросите Вы и я отвечу. В обычной жизни все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона от оператора телефонной связи. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.
Если Вы не умеете шить, то Вы идете в магазин или ателье. Если у Вас нет времени или желания починить утюг, Вы идете в мастерскую. И опять Ваше решение зависит от Вашего желания и обстоятельств.
Что же получается - независимость это свобода выбора? А могут ли люди с ограниченными возможностями здоровья иметь свое право выбора?
Оказалось, могут, доказательством этому служат Параолимпийские игры.
Ошибается тот, кто считает участвующих в Параолимпийских играх инвалидов обделенными людьми, а сами Параолимпийские игры только лишь средством коммуникации и общения несчастных. Параолимпиада - статусное соревнование, а большинство спортсменов-инвалидов из Западной Европы, США, Канады, Японии, Австралии. Ради золотой медали (пусть не олимпийской, а параолимпийской) они готовы если не на все, то на многое [8]. Занимаясь исследованием по данной теме, я обратила внимание на то, что эти особенные дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. В силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества [9]. Я попыталась найти доказательства, того, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям, а могут быть величайшими представителями человечества.
Примером таких людей являются: Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. Франклин Делано Рузвельт (1882‑1945) - 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции и др.[10].
2. 5. Социологические исследования
Занимаясь исследованием по данной теме, мне захотелось, выяснить, как относятся разные категории населения к такой социальной группе людей как люди с ограниченными возможностями. Я решила провести социологический опрос.
Опрос был проведен среди учащихся школы №3 и взрослого населения села Приволжье на тему «Как Вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья».
Анкета.
Цель социологического опроса состояла в том, чтобы выяснить, как люди относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования показаны в приложении 3.
Просмотрев результаты опроса, я сделала вывод о том, что большинство опрошенных мною людей положительно относятся к инвалидам, и более того они за то чтобы дружить с ними. Но есть и те, кто старается не обращать на них внимание. Также по результатам диаграмм можно судить о том, что пространство для инвалидов в целом приспособлено.
Нельзя не заметить то, что велик процент тех людей, которые не обращают на все это свое внимание, и в результате не знают что ответить на задаваемые им вопросы.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что мною была подтверждена актуальность проблемы существования в обществе людей с ограниченными возможностями.
Сравнивая ситуацию в России и за рубежом, становится ясно, что в то время как официально каждый человек имеет равные права и возможности, многие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями остаются.
Существует так называемая скрытая дискриминация, когда работодатели не отказываются от кандидатуры напрямую, но стараются найти предлог, чтобы отказать по вымышленным причинам. «В соответствии с законом о социальной защите инвалидов есть гарантированные квоты (2 до 4 процентов), но большинство руководителей компаний считают, что трудоустройства инвалида будет только обузой для них, поэтому они предпочитают откупиться, но не трудоустраивать заявителя.
Такой пессимизм может быть результатом наследия Советского Союза, когда проблемы людей с ограниченными возможностями замалчивались и игнорировались со стороны общества и властей. «Это огромная проблема», говорит Евгения Жилиева из Kelly Services, - «отношение к людям с ограниченными возможностями является основным различием между Россией и европейскими странами и США».
Недопонимание со стороны общества и отсутствие помощи со стороны государства действительно существует. В ходе исследования была достигнута поставленная цель. Было выявлено отношение к лицам с ограниченными возможностями. Люди с непониманием относятся к лицам с ограниченными возможностями. Но так быть не должно. Среди инвалидов много талантливых людей, которые могут плодотворно работать и приносить пользу и себе и людям.
Нам не нужно учиться у западных стран, как сделать жизнь этих людей комфортной, обществу нужно открыть душу, впустить их в мир здоровых людей и вспоминать не только по особым дням, но самим делать шаг на встречу.
Список использованных источников и литературы.
Приложения.
Приложение 1.
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией.
Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Она подписана от имени России в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г.
Следует отметить, что конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полноценного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в т. ч. законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты.
В частности, инвалидам гарантируется равный доступ с другими к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Уделяется внимание защите прав женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения. Разлучать ребенка с родителями по причине инвалидности не допускается.
Устанавливается равенство возможностей в получении образования.
Дети-инвалиды должны регистрироваться сразу же после рождения. С этого момента они имеют право на приобретение гражданства, а также (в наиболее возможной степени) право знать своих родителей и право на их заботу.
В целом основные положения действующего российского законодательства соответствуют нормам конвенции. Ее ратификация позволяет создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов.
Приложение 2.
Конституция РФ, Статья 7
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Приложение 3.
Диаграмма№1
Нуждаются ли в помощи лица с ограниченными возможностями?
Большинство считают, что инвалиды нуждаются в помощи. Порядка 94-98%. Так же 6% не знают что ответить, и лишь 2% считают, что помощь не нужна.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что такие дети нуждаются в помощи.
Диаграмма№2
Как вы отреагируете, если увидите человека с ограниченными возможностями?
Проявят внимание 68% взрослого населения и 45% учеников. Также 37- 26% людей проявят интерес. И 18- 6% сделают вид, что не видят инвалида.
По результатам диаграммы можно сделать вывод, что большинство населения положительно относится к детям инвалидам.
Диаграмма№3
Мог бы быть вашим другом человек с ограниченными возможностями?
Не знают смог бы быть их другом инвалид 30% и 15% людей. Уверены в этом 85% взрослого населения и 65% учеников. В целом можно сделать вывод, что и те и другие настроены дружелюбно.
Диаграмма№4
Приспособлено ли пространство для инвалидов?
8- 3% людей считают, что пространство для инвалидов не приспособлено. Уверенны в обратном 81% взрослого населения и 80% учеников. И не знают, что ответить 17-11%.
По результатам диаграммы можно сказать о том, что пространство для инвалидов в целом приспособлено.
Ночная стрельба
Яблоко
Фильм "Золушка"
Что такое музыка?
Барсучья кладовая. Александр Барков