• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Опорные схемы для подготовки по дисциплине Теория и история физической культуры

Опубликовано Зенченко Игорь Станиславович вкл 07.04.2014 - 20:18
Зенченко Игорь Станиславович
Автор: 
Зенченко И.С., Соколюк Р.

Методические рекомендации по дисциплине ТМФВ для студентов и преподавателей, удобно при подготовке к экзаменам и зачетам! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmfv_r_b_gjagjssgjdjpr.docx220.3 КБ

Предварительный просмотр:

Общеметодические и специальные принципы ФВ

Принцип – наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

Общеметодические принципы

                         

Итог всех трех принципов.

1.

2.                     3.

Специфические принципы ФВ

  1. Принцип сознательности и активности.

Чтобы в совершенстве овладеть техникой движения или действия, обучающийся должен сознательно или целеустремленно применять свои способности для достижения конечной цели, при этом преодолевая трудности.

  1. Принцип наглядности.

Это создание определенного понятия или образа действия, созерцание внешней картины движения и выявление простейших механизмов движения в элементе техники.

  1. Принцип систематичности или повторности выполнения ДД.

Достижение совершенной техники ДД. Особенно сложное по технике ДД изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени.

  1. Принцип последовательности.

Заключается в следующем:1) от простого к сложному;2) от усвоенного к неусвоенному.

  1. Принцип  постепенности.

Применение физических нагрузок в процессе обучения с усложнением техники выполняемых ДД. Чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм «новичка». Величина нагрузок зависит от :

- Пола спортсмена;

- Возраста спортсмена;

- Уровня  тренированности;

- Квалификации.  

  1. Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
  1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе ФВ должна быть такой, чтобы её применение не вызывало негативных отклонений в здоровья.
  2. По мере адаптации к нагрузке, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния необходимо очередное увеличение суммарной нагрузки. Чем выше уровень подготовленности, тем значительное увеличение нагрузки, то есть пропорционально.
  3. Использование суммарных нагрузок в ФВ предполагает на отдельных этапах:

1 -  временное снижение

2 – стабилизацию

3 – временное увеличенное (волнообразное).

  1. Принцип циклического построения занятий.

Процесс ФВ – это замкнутый круговорот занятий, этапов, которые образуют цикл.

- Микроцикл (неделя).

- Мезоцикл (месяц).

- Макроцикл (1 год, олимпийский- 4 года).

  1. Принцип возрастной адекватности направлений ФВ.

Обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

  1. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе ФВ является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий, оперируют различными вариантами и отдыха, а так же величиной нагрузок можно добиться максимального эффекта от занятий.

- Рациональная повторность занятий.

- Рациональное чередование нагрузок и отдыха.

- Повторность и вариативность заданий и нагрузок.

  X.           Принцип постепенного наращивания тренировочных воздействий.

Систематичное повышение требований и проявленное у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложных заданий и увеличений нагрузок, то есть предусматривает полномерное увеличение и обновление, увеличение интенсивности.

 

                                                                                   

Основы обучения двигательных действий

Схема формирования двигательного умения и двигательного навыка

        

Овладение ДД осуществляется следующей методической последовательностью

  1. Формирование у занимающихся положительной мотивации.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.

Мотив достижения – это выработанный психикой механизм достижения, действующий по формуле: «мотив « жажда успеха» - активность – цель – достижение успеха».

  1. Формирование знаний о сущности ДД

Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показа.

  1. Создание полноценного представления об изучаемом движении на каждой ООТ.
  1. Зрительный образ.
  2. Логический образ.
  3. Двигательный образ.

Фаза 1. Характеризуется возбуждением нервных процессов с ответной реакцией и вовлечение в работу многих мышц.

Фаза 2. Характеризуется концентрацией возбуждения улучшением координацией, устранение излишних движений.

Фаза 3. Характеризуется стабилизацией, высокой степенью координацией движений.

Законы формирования ДД

  1. Закон изменения скорости и развития навыка

Навык формируется не только постепенно и не равномерно. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит быстрое овладение действием, затем качественный прирост навыка замедляется;

б) в начале обучения качественный прирост навыка не значителен, а затем он резко возрастает.

  1.  Закон Плато – задержка в развитии навыка

а) внутренняя причина характеризуется протеканием незаметных приспособительных протеканий в организме;

б) внешние причины вызваны неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

  1. Закон угасания навыка

Он появляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание памяти происходит постепенно.

  1. Закон отсутствия пределов в развитии двигательного навыка

Совершенствование ДД продолжается на протяжении всей жизни в избранном виде спорта.

  1. Закон переноса двигательного навыка
  • Положительный перенос – это взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навый способствует и ускоряет процесс становления нового навыка.
  • Отрицательный перенос – это взаимодействие навыков, когда наоборот уже имеющийся навык затрудняет образование нового навыка.

Структура процесса обучения и его этапы

Обучение – это целенаправленный процесс формирования и развития необходимых качеств для выполнения каких-либо функций.

Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыку.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по упражнению и организации учебной деятельностью занимающихся.

Этапы обучения и их особенности

  1. Этап максимального разучивания.

Цель  :сформировать у ученика основы техники изучаемого движения его выполнения в общих чертах.

Задачи:

  1. Сформировать смысловое и зрительное представление о ДД и способе его выполнения.
  2. Создать двигательное представление по ООТ.
  3. Добиться целостного выполнения ДД в общих чертах.
  4. Предупредить или устранит ошибки в технике ДД.

Причинами ошибок могут быть:

  1. Недостаточное ясное представление.
  2. Неправильное выполнение предыдущих действий.
  3. Слабых координационных способностей и других двигательных качеств.
  4. Болезнь.
  5. Невнимательность.
  6. Неуверенность.
  7. Возбудимость.
  8. Утомление.

Пути исправления ошибок

Необходимо указать на ошибку; показать правильное исполнение и представить ученику дополнительные попытки овладением правильным движением; продолжительность этапа (от сложности, уровня подготовленности, от индивидуальных способностей) .

  1. Этап углублённого разучивания

Цель : сформировать у учащегося полноценное двигательное умение.

Задачи :

  1. Уточнить действия во всех основных двигательных точках, как в основе, так и в деталях техники.
  2. Добиться целостного выполнения ДД на основе сознательного контроля основных характеристик движений.
  3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Средства:

  1. Применяются упражнения для укрепления мышц и всего организма с учётом особенностей изучаемого действия.
  2. Используются подводящие упражнения.
  3. Длительность применения подводящего упражнения зависит от сложности изучаемого движения и подготовленности занимающихся .
  1. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель: двигательное умение перевести в навык.

Задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма в выполнении ДД .
  2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальной черты техники.
  3. Добиться выполнения ДД в соответствии с требованием его практического использования.
  4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических ситуаций.

Основы развития физических качеств

Физическое

Основные физические качества

Сила

Это способность человека противостоять внешнему сопротивлению за счёт мышечных масс.

Быстрота

Это способность человека выполнять максимальное количество движений за минимальный промежуток времени.

Выносливость

Это способность человека противостоять утомлению.

Гибкость

Это способность человека выполнять упражнения с максимальной амплитудой.

Ловкость

Это способность человека перестраиваться к быстро меняющейся обстановке.

Быстрота и методика ее развития

Виды быстроты.

  1. Быстрота простой и сложной реакции.

  1. Скорость одиночного движения.

  1. Частота движений.

Методы развития быстроты

  1. Строго – регламентированные упражнения:
  • Метод повторного выполнения с максимальной скоростью движений.
  • Методы вариативного упражнения.

  1. Игровой метод.

  1. Соревновательный метод.

Средства развития быстроты

  1. Упражнения направлены на отдельные компоненты скоростных способностей.

  1. Упражнения, воздействующие на все основные компоненты скоростных способностей.

  1. Упражнения сопряженного воздействия.

Возраст развития быстроты

7 - 11 лет

Тесты определения быстроты

Бег на 30 – 60 м

Ловкость и методика ее развития

Виды ловкости

  1. Способность к точному выполнению.

  1. Способность к реагированию.

  1. Способность к равновесию.

  1. Дифференцированная способность.

Методы развития ловкости

  1. Метод стандартного повтора упражнения.

  1. Метод вариативного упражнения.

3.Игровой метод.

  1. Соревновательный метод.

Средства развития ловкости

  1. Игровые и соревновательные упражнения.

  1. Упражнения с элементами единоборств.

  1. Акробатические упражнения.

Возраст развития ловкости

11 – 14 лет; 16 – 18 лет.

Тесты определения ловкости

  1. Челночный бег.

  1. Броски мяча в цель.

  1. Преодоление полосы препятствий.

Сила и методика ее развития

Сила – это способность человека противостоять внешнему сопротивлению за счет мышечных масс.

Сила

Виды силы

  1. Динамическая сила.

  1. Изотоническая сила.

  1. Изокеническая сила.

  1. Статистическая сила.

  1. Силовая выносливость.

  1. Ароматизационная сила.

Методы развития силы

  1. Метод максимальных усилий.

  1. Метод непредельных усилий о нормированном количестве повторений (до отказа).

  1. Метод непрерывных упражнений с максимальным количеством повтора.

  1. Метод динамических усилий.

  1. Метод статодинамич. усилий.

  1. Метод круговой тренировки.

  1. Игровой метод.

Средства развития силы

  1. Упражнения с внешним сопротивлением.

  1. Упражнения с преодолением собственного веса.

  1. Упражнения с использованием тренажёрных устройств.

  1. Изометрические упражнения.

Возраст развития силы

- Юноши: 13 – 14 лет; 16 – 18 лет.

- Девушки: 11 – 12 лет; 15 – 16 лет.

Тесты для развития силы

  1. Отжимания.

  1. Подтягивания.

  1. Бросок  набивного мяча.

  1. Подъем туловища.

  1. Динаметрия.

 

Силовые способности

Соединение силовых и других физических способностей.

Собственно силовые способности

Скоростно – силовые способности

Динамическая сила.

Статическая сила

Быстрая сила

Взрывная сила

Активная статическая сила

Пассивная статическая сила

Стартовая сила

Ускоряющая сила

Силовая ловкость

К циклической работе

К динамической работе

Силовая выносливость

К ациклической работе

К статистической работе

Выносливость и методика ее развития

Выносливость – это способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Виды выносливости

  1. Общая выносливость.

  1. Специальная выносливость.

Методы развития выносливости

  1. Метод слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности.

  1. Метод повторного интервального упражнения.

  1. Соревновательный метод.

  1. Метод круговой тренировки.

  1. Игровой метод.

Средства развития выносливости

  1. Упражнения, способствующие повышению анаэробному дыханию.

  1. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности.

  1. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных способностей.

  1. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные и аэробные способности.

Возраст развития выносливости

14 – 20 лет.

Тесты для развития выносливости

  1. 1) Младшие классы – 600-800м;

2) Средние классы – 1000-1500 м;

3) Старшие классы – 2000-3000 м.

  1. Бег на 6 – 12 мин.

Гибкость и методика ее развития

 Гибкость – это способность человека выполнять упражнения с максимальной амплитудой.

Виды гибкости

  1. По форме проявления:
  1. активная гибкость;
  2. пассивная гибкость.

  1. По способу проявления:
  1. динамическая;
  2. статическая.

  1. 1) Общая гибкость.

            2)Специальная гибкость.

Методы развития гибкости

  1. Повторный метод.

  1. Соревновательный метод.

  1. Игровой метод.

Средства развития гибкости

  1. Упражнения на растягивание.

  1. Активные упражнения.

  1. Пассивные упражнения.

  1. Статические упражнения.

Возраст развития гибкости

6 – 7 лет;

9 – 10 лет;

10 – 14 лет.

Тесты для развития гибкости

  1. «Мостик».

  1. Приседание.

  1. Выкрут прямых рук назад.

  1. Наклон туловища вперед.

  1. Шпагат.

Форма построения занятий

I. Урочные формы

- урок ФВ в школе;

-спортивно – тренировочные занятия в секции.

II. Внеурочные формы

  1. Малые формы:
  • вводная гимнастика;
  • физкультпауза;
  • микропауза;
  • утренняя гимнастика.

2) Крупные формы

  • Самостоятельные тренировочные:
  • аэробика;
  • бег;
  • атлетическая гимнастика;
  • оздоровительная ходьба;
  • шейпинг.
  • Занятия физическими упражнениями в рамках расширенного отдыха:
  • подвижные перемены;
  • туристические причины;
  • подвижные игры.
  1. Соревновательные формы
  1. Официальные соревнования.
  2. Отборочные соревнования.
  3. Контрольные прикидки.

Форма и содержание занятия, структура занятий

Для урочных форм занятий характерно, что двигательной деятельностью управляет педагог по ФК в строго установленное время с постоянным по составу занимающихся.

Для неурочных форм занятий производятся согласно календарному плану.

        

        

  1. Уроки освоения нового материала – для них характерно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая моторная плотность.
  2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала.
  3. Контрольные уроки – они предназначены для определения уровня подготовленности или проверки усвоения умений и навыков.
  4. Смешанные уроки (комплексные) – направлены на совместное решение задач (обучение техники, воспитание физических качеств и контроль занимающихся).

В физкультурной спортивной практике применяются

  • малые формы занятий
  •  крупные формы занятий
  • соревновательные формы занятий

        

Происходит организация учеников, их психологический настрой, функциональная подготовка, организация к высоким нагрузкам в основной части, она может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи с изучением строевых упражнений развития силы с предметами ОРУ (8 – 15 минут), в классе до 25 минут.

Компоненты подготовительной части.

  1. Построение ( 1 – 3 классе строит учитель).
  2. Рапорт (доклад).
  3. Сообщение задач урока.
  4. Проверка внешнего вида.

  1. Строевые упражнения на месте (концентрирует внимание, формирует осанку).
  2. Упражнения в ходьбе.
  3. Бег различными способами и передвижениями, прыжки ( 3 – 4 минуты).

ОРУ. В средних  и старших классах можно использовать подводящие и подготовительные упражнения.

Разминка состоит из двух частей.

Комплекс ОРУ выполняется в парах, в шеренгах. Число ОРУ от 6-8 до 10-20, каждое ОРУ повторяется 6-12 раз. В младших классах необходимо обратить внимание на осанку и дыхание. Специальная разминка обеспечивает врабатывание организма в предстоящую деятельность. Она необходима, если основная часть начинается выполнением высоко интенсивных и координационно сложных упражнений.

Определяется его содержанием .

Продолжительность: основная часть занимает большую часть времени от урока (до 30 мин., если урок 45 мин.).

Основные задачи:

  1. Формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению программы упражнений.
  2. Воспитание потребности и умения к самостоятельным занятиям.
  3. Воспитание физических качеств.
  4. Содействие волевому и эстетическому.

Различают два вида структуры основной части

  • Однообразная.
  • Разнообразная.

В начале основной части изучаются новые сложно – координационные упражнения, так как они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторной функции. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если урок направлен на развитие физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем гибкость, силу и выносливость. Количество повторений выполнений упражнений зависти от индивидуальных особенностей учащихся, материальная оснащенность урока, методов организации и управление учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4 - 6 раз. Особенно способствует применение  соревновательного метода между подгруппами. Комплексно использование учебного материала значительно повышает интерес к занятиям, проведение эстафет, использование тренажеров и применение спортивных упражнений.

Имеет восстановительную направленность, активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление.

Обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся.

Продолжительность заключительной части составляет 3 минуты в старших классах, 5 минут – в младших.

ФУ выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, лёгкие танцевальные движения. Учитель подводит итоги урока, оценивая дисциплину, даёт домашнее задание (практическое).

Домашенке задание может быть общим и индивидуальным, должно быть доступным и не травматичным, направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в развитии.

  1. Гимнастика до учебных занятий

Проводится на открытой площадке и в просторных помещениях, непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции ЦНС. В комплексы включаются только упражнения в положении стоя: упражнения на осанку, упражнения на группы мышц, интенсивные упражнения, упражнения на дыхание и координацию. Комплекс включает 6 -8 упражнений, длительность гимнастики 6 – 8 минут. Смена комплекса происходит каждые две недели. Гимнастику проводит учитель – предметник.

  1. Физкультминутка

Проводится непосредственно в классе на уроке или при выполнении домашнего задания в группах продленного дня (ГПД). Физкультминутка позволяет снять умственное или статическое напряжение, активизировать кровообращение и включает внимание. Используются упражнения на растягивание, специальные упражнения для глаз, мышц спины, ног и шеи.

  1. Физкультпауза

Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления, после 3-4 урока. Кроме ФУ-п. и., прогулки, спортивные развлечения. Физкультпауза начинается с упражнения на растягивание, затем для мышц туловища (3-4 упр.), заканчивается круговыми движениями рук и ног. Дозировка 6-8 упр. Интенсивность – средняя, быстрая.

  1. ФУ и игры на переменах

Используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления после учебной деятельности. Этот вид отдыха проводится на больших переменах. Основным содержанием являются глобальные упражнения: всевозможные прыжки, ходьба, бег. Продолжительность 15 – 20 мин., игра должна занимать 15 – 20 мин. В начальных классах основным содержанием перемен являются п. и. В среднем школьном возрасте дают спортивные игры. Игры должны соответствовать учебной программе или конкретному разделу. Методика проведений п. и. подчиняется общим требованиям: проводить чётко, оперативно с привлечением всех детей. При повторении игры следует включать в нее новые элементы. Необходимо поощрять инициативу, самостоятельность выбора игры. Необходимо соблюдать организованное начало, постепенное нарастание нагрузки и снижение её к концу перемены.

  1. Спортивный час.

Интерес занимающихся стимулируется соревнованиями. В ГПД соревнования рекомендуется проводить в конце каждой четверти или триместра. Соревновательные упражнения должны соответствовать возрасту, уровню подготовленности и интересов детей. Можно проводить различные эстафеты на скорость и точность движений.

  1. Группы общей физической подготовленности.

Включаются дети, имеющие низкий уровень ФПа и отстающие в физическом развитии.

  1. Спортивные секции.

Занятия могут посещать дети только с основной группой здоровья.Проводятся по видам спорта школьной программы или другим видам спорта, вызывающих интерес у школьников (2-3 раза в неделю, по 1 или 2 часа). В содержание занятий входит упражнения по ОФП (40 -45 %) и специальные упражнения по видам спорта. По пройденному материалу проводятся соревнования между школами, районами, округу.

  1. Клубы оздоровительного бега, закаливания, атлетической гимнастики, шейпинга.

Это формы физкультурно – оздоровительной работы выходного дня. В занятиях используются упражнения либо общего, либо вокального воздействия, используются рекомендации системы закаливания, атлетической и ритмической гимнастики.

  1. Группы начальной подготовки ДЮСШ.

Существую на базе общеобразовательных школ, имеют основные задачи, связанные с выполнением разрядных нормативов по видам спорта. Занятия отличаются узкой специализированной направленностью, и готовит детей к выполнению к выступлению на соревнованиях.

  1. Соревнования.

Проводятся в личном, командном, лично – командном первенстве.

Основная задача соревнований: подведение итогов работы в спортивных секциях и выявление уровня физической подготовленности детей.

Соревнования проводятся в соответствии с календарем спортивных и фикультурно – массовых мероприятий, составляющихся в начале года.

Положение о соревновании должно разрабатываться заранее с учетом данного соревнования.

  1. Физкультурные праздники

Проводятся накануне праздников или как самостоятельная форма.

Основная задача физкультурных праздников: пропаганда физкультуры и спорта, приобщение родителей и детей. Красочным украшением таких праздников являются выступления акробатов, гимнастов, восточных единоборств, танцевальных коллективов.

Внешкольная работа по ФВ

  1. Работа по спортивной направленности.
  2. Оздоровительная и культурно – массовая работа в рамках оздоровительного лагеря.
  3. ФВ в семье.

  1. Медицинский контроль (диспансеризация)
  1. оценка здоровья;
  2. ФВ ребёнка;
  3. определение медицинской группы.
  1. Педагогический контроль
  1. Хронометраж 

Проводится с целью получения данных  об общей моторной плотности урока, о распределении времени на уроке.

а) общая плотность урока – это затраченное время к общему времени урока;

б) моторная плотность урока – это затраченное время на выполнение ФУ;

  1. Пульсометрия.

На основании показателя пулься выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенными упражнениями или сериями упраженений, а также оценивается динамика этих реакций на протяжении всего урока.

  1. Тестирование двигательных возможностей
  1. Выявить уровень координационных способностей.
  2. Оценивание качества технической и тактической подготовленности.
  1. Краткая схема педагогического анализа
  •  общие сведения об уроке;
  •  организованность урока;
  •  методический уровень урока;
  •  психолого – педагогический уровень урока;
  •  выводы по уроку.

Поделиться:

Как нарисовать портрет?

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Лягушка-путешественница

Весенние чудеса

Сказка об одной Тайне