В работе раскрываются теоретические и практические аспекты работы школьного этнокультурного центра "СКАЗ". Автор работы является руководителем детского совета музея .
Вложение | Размер |
---|---|
yulya_nou_dlya_sayta.doc | 199 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 178
Научное общество учащихся «Эврика»
секция «Историческое краеведение»
Школьный музей – лаборатория исторического познания
Выполнила:
Тихобаева Юлия Сергеевна
ученица 10 «а» класса
Руководитель:
преподаватель –организатор ОБЖ
куратор музейного комплекса школы
учитель первой категории
Колотилова Светлана Юрьевна
г.Нижний Новгород
2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2-4
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса……………………………………………………………..5-7
1.2 Особенности школьного музея…………………………………………….7-8
1.3 Профили и жанры школьных музеев……………………………………….8-10
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея.11-12
1.5 Функции школьного музея………………………………………………...12-17
1.6 Экспозиция школьного музея…………………………………………...17-23
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления……………………...23-25
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "СКАЗ"…………………………………………………26-31
2.2 МОДЕЛЬ МУЗЕЯ…………………………………………………………… 31-33
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………….35-36
Приложения……………………………………………………………………37-66
Приведённые ниже высказывания подтверждают значимость школьного музея, способствующего приобщению учащихся к важнейшим духовно-нравственным ценностям:
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь , эта любовь к родному переходит к своей стране…
Д.Лихачёв
Родина – это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего народа.
В.Астафьев
…человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.
Ч.Айтматов
…в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
З.Васильцова
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия школьников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна : история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности , воспитывать уважение к культуре и истории родного края? Я считаю , что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея? Это и послужило выбору темы моего исследования: Музей как форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея облекается в определённые организационные формы .
Объект исследования: этнографический музей образовательного учреждения –ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «СКАЗ».
Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении.
Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы , мы поставили цель: описание действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функции школьного музея.
Охарактеризовать основные принципы, этапы деятельности по созданию школьного музея.
Проанализировать практику создания школьного музея . В своей работе я использовала следующие методы:
Изучение и анализ опыта создания музея в школе ;
Анализ научной литературы по проблеме исследования;
Изучение нормативно-правовой деятельности при создании музея;
Изучение практики создания музейного комплекса в МБОУ СОШ № 178 ;
Гипотеза - школьный музей может стать формой воспитания, если при его создании соблюдать определённый алгоритм действий.
Базой нашего исследования явился этнокультурный центр «СКАЗ».
Данная работа состоит из введения, двух разделов, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Мы считаем, что данная работа будет полезна и интересна организаторам школьных музеев, педагогам дополнительного образования, педагогическому коллективу школы , родительской общественности и обучающимся ОУ.
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры
1.1 История вопроса
Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [25, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.
В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России..
В.Е. Туманов в книге "Школьный музей» знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей"18, 52.
Известный в кругу специалистов музейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российского института культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах , обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам.
Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года (Приложение 1).
В современном понимании музей - это:
Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д. 5,5.
Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.
Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей"15.
1.2 Особенности школьного музея
Термин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. Т.е., к школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Относительная условность термина "школьный музей" заставила Минобразование России уточнить и дополнить старое название, и в новом "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся"16. Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров.
Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями:
Школьный музей служит своим творцам.
Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.
1.3 Профили и жанры школьных музеев
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:
исторический;
естественнонаучный;
картинная галерея;
мемориальный музей;
технологический;
экологический [11, 26].
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:
Музей - экспозиция (выставка)
Музей - мастерская (студия)
Музей - лаборатория
Музей - клуб, музей - театр
Музей - адаптационный центр
Музей - экскурсионное бюро
Музей - игротека
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения., изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.
Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.
Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки.
При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля и жанров.
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" [16]. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.
Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.
Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:
Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".
Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс [20, 54].
Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
Способствовать формированию духовных ценностей.
Для создания школьного музея необходим ряд условий:
собранные и зарегистрированные музейные предметы;
музейный актив;
помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;
Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения [16].
1.5 Функции школьного музея
В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.
Документирующая функция осуществляется в трёх формах:
Комплектование фондов;
Фондовая работа;
Создание экспозиции музея;
Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания3. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.
Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации.
Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.
Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.
Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам.
Все музейные предметы делятся на три группы:
вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);
изобразительные (картины, скульптура, графика);
письменные (документы на всех носителях) 5,13.
Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.
Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:
Планирование комплектования.
Поисково-собирательская работа.
Выявление и сбор памятников истории и культуры.
Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.
На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:
Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;
Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;
Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;
Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки 4,28.
Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:
сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);
переписка с людьми;
встречи с интересными людьми;
получение даров из семейных коллекций;
работа в библиотеках, архивах;
экспедиции.
Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.
Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события.
Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") 3, 12. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.
В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.
Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея.
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе , изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .
Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:
Лекция;
Экскурсия;
Консультация;
Научные чтения;
Кружки;
Клубы;
Исторические и литературные вечера;
Встречи с интересными людьми;
праздники;
Концерты;
Конкурсы, викторины;
Исторические игры и т.д. .
В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:
комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;
использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания [16]. Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.
1.6 Экспозиция школьного музея
Индивидуальным лицом музея является экспозиция. Музейная экспозиция - это выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты). Порядок организации работы над музейной экспозицией разработан в 2004 году Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью. Если сравнить музей с айсбергом, то экспозиция - это лишь та малая его видимая часть. Поэтому с уверенностью можно сказать о том, что создание выставки - сложный творческий и технологический процесс, который, естественно, требует новаторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.
Проектирование экспозиции и выполнение отдельных этапов по её созданию можно представить в следующем виде:
Замысел: научная концепция и тематическая структура экспозиции.
Разработка расширенной тематической структуры; составление тематико-экспозиционного плана.
Составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов.
Выполнение технического проекта; монтаж экспозиции.
По форме представления экспозиции разделяют на стационарные и временные, а вот по принципам структурной организации демонстрируемого материала на тематические, систематические, монографические и ансамблевые 11,59.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.
Систематическая экспозиция представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствие с конкретной научной дисциплиной.
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию.
Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: "музей под открытым небом", "крестьянская изба".
Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.
Основным принципом создания экспозиции школьного музея является её направленность на школьную аудиторию, соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания. Профиль музея, определённый педагогической целесообразностью, диктует тематическую направленность экспозиции.
Основой экспозиции является музейный предмет, а её структурной единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединённых между собой тематически, - является основным звеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозиции событий в неё вводятся научно-вспомогательные материалы. А для усиления восприятия используются художественные произведения, фонозаписи, кинофрагменты, световые эффекты и различные цветовые решения. Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов. Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определёнными явлениями и характеризуют их существенные стороны. Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления. В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов.
Предметность и наглядность экспозиции, эмоциональность восприятия способствуют привлечению внимания посетителей к отдельным предметам, а через них - стремление познать событие. Достичь этого можно с помощью различных методических приёмов. К числу их относится выделение ведущих экспонатов (цветом, светом и размером фона), следует учитывать и свойства самих предметов, их различную способность привлекать внимание. Сейчас наиболее востребованными стали театрализация, инсталляция музейной экспозиции. Последние годы привнесли в музей динамику, связанную как с привлечением технических средств, так и со сценографическим построением музейной среды, напоминающим театральное действо. Экспозиция становится всё более "игровой". Она должна быть, прежде всего, концептуальной, стильной, узнаваемой. Каждое время имеет свой тип "видения". Наше время характеризуется всё возрастающей тенденцией к расширению возможностей информации, к её большей доступности. Поэтому тенденция современной экспозиции - создание целостности зрительного образа благодаря включению в некое специфическое действо со своим языком, сюжетом, художественной выразительностью замысла. Но при этом экспозиция преследует традиционные цели - сохранения, экспонирования и популяризации своих коллекций.
Внимание школьников ослабевает при осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужно вызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз, включиться в новый поиск.
Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты. Раскрыть информационный потенциал предмета и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий. Эту роль в музейной экспозиции выполняют ведущие, заглавные, объяснительные тексты и этикетаж, которые представляют собой целостную продуманную систему, максимально способствующие раскрытию содержания экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:
Ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции;
Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к её осмотру;
Объяснительные тексты (аннотации) раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;
Этикетка или аннотация прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия 18, 48.
Отобрать экспозиционные материалы, значит, определить состав экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всём протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в тематико-экспозиционном плане. Планомерное собирание материалов даёт возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а органически взаимосвязанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определить типичность музейного предмета, т.е. его соответствие сущности данного явления. Необходимо учитывать внешнюю выразительность предмета. С одной стороны, он должен обладать свойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошую сохранность, чёткое изображение и разборчивый текст. С другой - в нём должны быть выражены черты достоверного первоисточника. На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования.
Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление. Одним из видов сопоставления является метод контрастного показа. Так, в школьных музеях можно встретить тематические комплексы "Наш край прежде и теперь", "Прошлое и настоящее села". Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция камней и минералов, помещённая в экспозицию, даёт возможность получить наглядное представление об их значении для развития края, понять родство между минералами, их естественную группировку. Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами, биогруппа с растительным и животным миром в определённых климатических условиях. Подобные группировки в музейной практике называют "ансамблевой экспозицией" используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленной задачи.
Подготовка помещения для музея не такой уж простой вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.
При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:
Комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания так, чтобы прямые солнечные лучи в неё не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёными насаждениями.
В помещении должна быть постоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, Ёмкости с песком).
Для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения.
Оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю, габаритам и окраске. Для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закреплённые у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи. Витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.
Экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку.
Стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к её перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них 18, 56.
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Общественным органом самоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении. Для реализации основных направлений деятельности музея в нём создаются профильные функциональные группы:
поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;
фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов;
экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.
культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.
Совет музея избирает председателя Совета музея.
Одна из важнейших организационных задач Совета музея - разработка концепции музея 4. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то , каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.
Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научной концепции является наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения. Работа над концепцией осуществляется в три этапа:
Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе).
Разработка собственно концепции музея.
Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана развития на определённый период.
Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Положения о музее (Устава) (Приложение 1). Данный внутренний документ разрабатывается на основе Примерного положения о музее (2003г).
В Положении (Уставе) музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большое значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.
Положение о музее играет важную функцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение позволяет регулировать отношения не только между учителем, руководителем музея и членами Совета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Совета музея, но и между самими детьми.
Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.
Совет музея является органом самоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.
Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как самодеятельный общественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской.
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Этнографический музей школы – ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «СКАЗ»
Этнокультурный центр «СКАЗ» создан в 2010 году усилиями преподавателей , учащихся и родителей школы. Основу коллекции подлинных экспонатов составляют предметы народного быта , привезенные из разных уголков Нижегородской области , изделия народных мастеров : коллекция изделий с хохломской росписью , коллекция деревянных ложек , деревянные резные изделия, коллекция картин самодеятельных художников.
Коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами Казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву.
На этой благодатной почве и был создан наш центр.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции.
Представленную экспозицию можно условно разделить на 4 раздела :
1 раздел - Русская печь;
2 раздел – бабий кут;
3 раздел – Красный угол ;
4 раздел – хозяйский угол.
1 раздел – Русская печь
Школьными мастерами умело воссоздан макет русской печи , как центра крестьянского жилища. Даже огонь в печи горит. На печи мы видим коллекцию самоваров, глиняные горшки и чугунки для приготовления пищи как для людей , так и для домашних животных. Для того , чтобы вынуть горшок из печи необходим был ухват , специальное приспособление разного диаметра . У печи вы видите коллекцию утюгов . Печь была необходимым атрибутом крестьянского быта , без неё изба не изба.
Народная мудрость гласит:
Что в печи , то на стол мечи; Когда в печи варко , тогда и жарко..
2 раздел – Бабий кут
Это была в избе женская территория , ни кто не смел туда ходить , кроме хозяйки дома и детей младших. В нашей женской половине сосредоточены предметы женского рукоделия , прялки , донца , коромысло , вальки для стирки и глажки грубых домотканых изделий , веретёна , вышивка , плетение , детские игрушки , семеновские матрёшки , домотканые дорожки , платки Особый интерес вызывает детская люлька с матерчатым дном, прошлым летом в нашей коллекции появилась ещё одна люлька со сменным дном , привезенная из поисковой экспедиции в Городецкий район
(Прежде чем положить младенца в люльку , дно застилали сеном, и только потом пелёнкой из льняного полотна , сено грело и впитывало влагу , хозяйка несколько раз в день сено меняла , много позже изобрели подгузники и памперсы , а первоначально это было именно так. Сверху люльку закрывали пологом , от дурного глаза , чаще всего это была нижняя юбка матери , в люльку клали оберег – тряпичную куклу без лица. До года ребенка никому не показывали , крестили и только после крестин можно было показать младенца близким родственникам)
Росписью по дереву также занималась хозяйка , мужчина только вырезал домашнюю утварь из дерева ( чаще всего это была липа или берёза) или лепил из глины.
В коллекции музея представлено большое количество предметов с хохломской росписью Семёновских мастеров 70-80 годов 20 века .
3 раздел – Красный угол
В русской избе , обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.
Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусном ) в определённом порядке.
В нашем Красном углу представлены подлинные иконы 18 и 19 века – Николай - чудотворец , Преподобный Серафим Саровский и плохо сохранившаяся , предположительно , икона Всех святых радуйся.
4 раздел – Хозяйский угол
С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский, угол, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты и другое «мужское» хозяйство.
В нашем хозяйском углу представлены изделия из бересты , плетёные сани , валенки и бурки , изделия текстиля , лапти , инструменты для изготовления ложек , старинный безмен , поддужный колокольчик , амбарный ключ , старинные замки , дуга для конской упряжи . Именно в хозяйском углу размещена коллекция деревянных ложек в которой более 150 штук , ложки изготавливал мужчина , ложка это особый предмет , требующий подробного рассказа. Мастер вырезал ложку особым инструментом – кочедыком , изготовление проходило в несколько этапов , все этапы изготовления- баклуши , представлены в нашей коллекции . Заготовки вышли из под рук уникального мастера – ложечника Дяди Гриши , который жил в Семёновском районе Нижегородской области в деревне Взвоз , на берегу живописной реки Керженец. Мы не знаем его фамилии , но вся деревня вспоминает его как Дядю или Дедушку Гришу. В 1962 году ему исполнилось 90 лет , в нашей коллекции есть уникальная фотография этого народного мастера за работой. Вся округа покупала у него ложки , тем семья и жила. Мастерство от мастера передавалось по наследству из поколения в поколение. Мы знаем , что его потомки живут и работают в г. Семёнове Нижегородской области.
Особо хотелось бы остановиться на коллекции изделий из дерева , сделанных умелыми руками слепого мастера из деревни Мериново Семёновского района Нижегородской области , Исаака Тимофеевича Абрамов.Самоучка . Искусный резчик по дереву. Мотивы своих работ черпал в родных семёновских лесах. Долгое время руководил кружком художественной обработки дерева в г.Семёнове. Большое количество его работ находится в государственном музее народного творчества г.Семёнова. В преклонном возрасте ослеп и вырезал свои работы по памяти. Коллекция , представленная у нас в музее – это плод его фантазий именно этого периода.
Не только изделия народных мастеров и мастериц представлены в собрании нашего музея. В этом году коллекция пополнилась работами нижегородского художника , члена союза нижегородских художников Альберта Николаевича Логинова . Альберт Николаевич родился 30 июля 1934 года. Школа , изостудия , художественное училище , по окончании работа гравером в Горьковской областной типографии и художником –оформителем в Волго-Вятском книжном издательстве. Творческой деятельностью начал заниматься с юных лет и продолжает до настоящего времени. Его картины экспонировались на многих выставках союзного и республиканского значения , а также за рубежом.
Источником вдохновения для него являются картины русской природы , удивительные ландшафты Нижегородского края . Особая тема для художника – улицы и памятники истории и культуры Нижнего Новгорода . В своих зарисовках он увековечил уже исчезнувшие или очень изменившиеся на сегодняшний день уголки любимого города. В нашей коллекции представлены зарисовки – этюды работ мастера , ценность этих работ заключается в том , что это первое видение автора сюжета будущего большого полотна написанного с натуры. Более полно с работами автора вы можете познакомиться в каталоге его работ , подаренного нам Альбертом Николаевичем.
Альберт Николаевич проживает в деревне Петухово Борского района Нижегородской области. В возрасте 79 лет он полон сил и энергии , продолжает работать , создавая свои удивительные по красоте и наполненности содержанием произведения.
Мы должным образом сохраняем в нашем музее изделия лучших мастеров и мастериц Нижегородского края. Мы гордимся тем , что можем воочию соприкоснуться с уникальными подлинными изделиями, вышедшими из под рук уникальных мастеров своего дела.
Основными задачами этнокультурного центра являются :
1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: в настоящее время среди молодёжи стала всё более заметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, и поэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков.
2. Популяризация накопленных знаний.
3. Активная просветительская деятельность.
В фонде центра на сегодняшний день насчитывается более пятисот подленных экспонатов бережно сохраненных и переданных нам родителями , сотрудниками школы , а также случайными людьми , узнавшими о существовании музея.
Формирование временных выставок ведется на основании КТД , создается Совет дела.
Ежегодно , в летние каникулы проводятся плановые поисковые экспедиции в различные районы Нижегородской области. Прошлым летом состоялась экспедиция в Городецкий район. Также мы побывали с экспедицией в Семёновском районе , Лысковском районе . В результате этих экспедиций коллекция музея пополнилась большим количеством новых экспонатов.
Состав Совета музея постоянно пополняется новыми членами , поэтому мы проводим планомерную учебу начинающих экскурсоводов , поисковиков,
архивных и фондовых работников.
2.3 Модель музея
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
№ п/п | Этапы деятельности | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 | Создание концепции музея | Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Определение цели, задач, факторов создания музея; - Выбор профиля и жанра; - Определение направлений поисково-исследовательской деятельности. | Концепция проходит процесс обсуждения и утверждения в органах самоуправления школы. |
2 | Организационно-правовая деятельность | -Разработка проекта Положения о музее школы; Разработка проекта Положения о Совете музея; Выбор помещения (класса) для размещения экспозиции музея, для хранения фондов музея; Разработка проекта приказа директора школы о назначении на должность руководителя музея; Приобретение мебели; Приобретение канцелярских принадлежностей; | Принятие Положения о музее, Положения о Совете музея в органах самоуправления школы; Приказ о назначении на должность руководителя музея, приказ о выделении отдельного помещения для школьного музея и его фондов; |
3 | Поисково-исследовательская деятельность | -Составление плана комплектования фондов музея; Выбор направлений поиска; Разработка заданий для поисковых отрядов; Организация поисковых отрядов; Учёба членов поисковых отрядов; Старт поисковой операции (на школьной линейке) | -План комплектования фондов музея; Проведение классных собраний по выбору членов поисковых отрядов; Работа поисковых отрядов по выполнению поисковых заданий; Школьная линейка |
4 | Создание актива, совета музея | -Проведение классных собраний по выбору Совета (актива); Организационный сбор Совета (актива) музея; Распределение обязанностей; учёба актива; | -Созданный Совет (актив) музея работает в соответствии с Положением о Совете (активе) музея; Заседание Совета музея 1 раз в месяц; План работы Совета (актива) музея; |
5 | Фондовая работа | -Учёба группы фондовиков по правилам и нормам регистрации музейных предметов; Регистрация предметов музейного значения в книгах основного фонда, вспомогательного фонда Тематическая систематизация музейных коллекций; | - Музейные предметы зарегистрированы и описаны в Инвентарных книгах основного и вспомогательного фондов; Начало систематизации музейных предметов; Оформленные зарегистрированные предметы музейного значения (Приложение) |
6 | Экспозиционная деятельность | -Разработка тематико-экспозиционного плана; Создание художественного эскиза будущей экспозиции; Выполнение технического проекта; Монтаж экспозиции; Техническая подготовка экспозиции (стенды). | -Утверждённый тематико - экспозиционный план Советом музея; Проведён конкурс на лучший эскиз будущей экспозиции; |
7 | Открытие музея |
Заключение
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия обучающихся в краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является наш школьный музей.
Этнокультурный центр «СКАЗ» стал своеобразной лабораторией исторического познания. Постоянно действующая экспозиция позволяет проводить многочисленные экскурсии различных уровней сложности и временных рамок. Музей неоднократно занимал призовые места в ежегодных конкурсах школьных музеев . В этом году мы заняли 2 место в городе.
Разработка временных выставок в рамках поведения ежегодного конкурса « История обычных вещей » позволяет раздвинуть рамки имеющейся экспозиции музея и окунуться в мир обычных вещей , изучая историю предмета очень досконально с древнейших времён до наших дней. ( Выставки :
« История деревянной ложки »- 1 место в районе , 1 место в городе;
« Эх, валенки…» - 2 место в районе ;
« Мягкое чудо» ( история подушки) – 1 место в районе , 1 место в городе;
« Взвесим …» ( история весов ) – 1 место в районе , 1 место в городе .
Результат нашей деятельности находит отражение в активной просветительской работе , о чем свидетельствует книга отзывов музея.
Являясь активным организатором и участником всех музейных дел в школе я могу с полной уверенностью сказать , что музей в нашей школе - это центр познавательной , краеведческой и патриотической работы с обучающимися , родительской общественностью и всеми заинтересованными лицами.
Список используемой литературы
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Выбери путь
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Шум и человек
Госпожа Метелица