Работа ученицы посвящена актуальной теме - 100-летию Первой мировой войны. Буквально по крупицам собраны известные и малоизвестные факты из жизни нашего земляка Черкасова Петра Ниловича - командира морской лодки "Сивуч", который повторил подвиг крейсера "Варяг" в годы первой мировой войны на Балтийском море. Ученица через в нижегородское генеологическое общество узнала происхождение фамилии героя, собрала сведения о его семье, учебных заведениях, выяснила как он воспитывался, кто повлиял на его становление как личности.За свою богатую, насыщенную событиями жизнь П.Н. Черкасов прошел типичный путь русского морского офицера, приобрел много навыков, столь необходимых в морском деле. Без сомнения Черкасов сформировался как незаурядная личность. Он имел четкое представление о том, что такое вера, честь, долг. И в годы войны в важнейшем морском сражении на балтийском море Черкасов П.Н. и его экипаж совершили подвиг - ценой своей жизни остановили германскую эскадру, которая в дальнейшем уже не смогла вести серьезные боевые действия в Рижском заливе. В работе подчеркивается, что память о тех далеких событиях нам нужно сегодня особенно, когда накаляется международная обстановка, важен опыт наших славных моряков. А еще это нужно подрастающему поколению, как пример служения Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа посвящена 1мировой войне | 36.72 КБ |
Мой земляк – герой Первой мировой войны
Чепурина М. ученица 10класса МАОУ СОШ №58
Руководитель Коленченко Е.М.,учитель истории
«Память – категория нравственная»
Д. С. Лихачев
В 2014 году будет отмечаться столетие со дня начала Первой мировой войны. Она «открыла» XX век громом артиллерии и миллионами погибших, изменив мир до неузнаваемости. Но она остается для нас малоизвестной, и более того – безликой. Несмотря на уроки двух мировых войн сохраняется и даже возрастает напряженность в мире. Люди забывают, какой ценой наши деды и прадеды одерживали победу. Величие любого народа измеряется не только экономической мощью но и бережным отношением к собственной истории, к славным, героическим страницам былого.
Я решила узнать, есть ли у нас в Володарском районе участники Первой мировой войны. Побывав в краеведческом музее, я узнала, как мало сохранилось документов, вещей, сведений о тех далеких событиях. Там я увидела фото красивого мужественного морского офицера Черкасова П.Н. и решила по крупицам собрать все известные и малоизвестные факты о жизни этого замечательного человека. К сожалению, практически не сохранилось аутентичных материалов (фотографий, карт и рисунков), иллюстрирующих подвиг П.Н.Черкасова.
Пётр Нилович Черкасов — наш земляк. Я обратилась к генеалогическому обществу Нижнего Новгорода и узнала, что фамилия Черкасова образована от прозвища Черкас. Так XV-XVIII вв. называли правобережных украинцев казаков Поднепровья. Некоторые Черкасовы – являются потомками нетитулованного российского дворянского рода. Герб рода находится в седьмой части «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». Большинство именитых Черкасовых были государственными деятелями и просто хорошими людьми. Среди них – действительный тайный советник Александр Иванович Черкасов (1728-1788), декабрист Алексей Иванович Черкасов (1799-1855). Сам же родоначальник Черкасовых был сыном Антона Романовича Гуся, однако поменял фамилию и стал Черкасовым.
Фамилия героя достопримечательная в памяти старшего поколения Сеймы. Нил Васильевич Черкасов, отец П.Н. Черкасова, владел участком при станции Сейма (в квадрате улиц Базарной – Калининской и Кооперативной – Комсомольской), где за небольшую арендную плату селились бугровские рабочие, образуя выселок, который по свидетельству старожилов получил название по имени жены землевладельца Ольги Алексеевны.19 июня 1882 года у Черкасовых родился сын. Значительная часть его жизни связана именно с Сеймой (ныне город Володарск), так как там находилось родовое имение Черкасовых. Глава семьи Н.В. Черкасов закончил службу в ранге контр-адмирала. По его стопам пошли и трое из семерых детей – Анатолий, Василий и Петр.
Старший из братьев, Анатолий Черкасов, в 1914 году погиб при испытании
первой русской подводной лодки «Дельфин» и был с почестями похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Средний брат, Василий, до 1917 года служил на флоте, участвовал в многочисленных сражениях, неоднократно награжден. Будучи прекрасным специалистом военной инженерии, он написал ряд фундаментальных учебных пособий по тактике и стратегии морского боя. Большую ценность имеют также его мемуары «Записки артиллерийского офицера», где он рассказывает о Русско-японской войне. После революции Василия Ниловича Черкасова, «как элемент, несомненно, контрреволюционный», из флота уволили. Чтобы выжить и прокормить семью, он был вынужден переквалифицироваться в экономисты. След В.Н.Черкасова теряется в 1929 году, после переезда из Нижнего в Москву. Что было с ним и его близкими дальше, неизвестно. Иначе сложилась судьба Петра.
Отец Черкасова был дворянином, поэтому и воспитание Петр получил соответствующее: «Любить Отечество свое и верою ему служить». Родители Черкасова обеспечили сыну хорошее образование. Сначала он учился в нижегородском Александровском дворянском институте, который находился на Варварской улице, где сейчас располагается Нижегородская областная научная библиотека. Здесь воспитывались и такие известные люди как адмиралы П.И. Рикорд, А.В. Колчак и Ф.Ф. Ушаков; вице-адмирал В.А. Корнилов; вице-адмирал В.М. Головнин; составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль.
Уже здесь у Черкасова начал формироваться сильный характер, стремление к знаниям, к лидерству. На выбор его будущей профессии оказал большое влияние отец героя. Петр Черкасов мечтал повторить подвиги бесстрашных людей, повидать моря и океаны. В 1898 году по собственной инициативе Черкасов был переведен в Морской Кадетский Корпус в Санкт-Петербург.
В разное время здесь читали лекции и проводили занятия с кадетами Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Е.П. Гребенка, Д.И. Менделеев. Преподавали русский язык М.И. Сухомлинов, впоследствии профессор и академик, математику – профессоры И.М. Вышеградский, С.Е. Гурьев, В.И. Висковатов. Наиболее выдающимися выпускниками Морского Кадетского Корпуса были: замечательный русский флотоводец Федор Ушаков, прославленный герой Чесмы Дмитрий Ильин, землепроходцы Севера Алексей Скуратов, Макар Ротманов, удалой капитан 1-го ранга Кожухов, капитан Сакен, легендарный Дмитрий Сенявин и Иван Крузенштерн, Василий Михайлович Головнин и другие. Хорошие учителя, атмосфера, царящая в Морском Кадетском Корпусе – все это наложило большой отпечаток на характер и жизнь П.Н. Черкасова, воспитала в герое ответственность, любовь к родине, дала ему необходимые знания и умения, подготовила к будущему.
В 18 лет Петр Нилович с отличием закончил Морской корпус, в 1900 г. П.Н. Черкасов был произведен в мичманы. В 1901 году он получил назначение на броненосец-крейсер «Пересвет» и участвовал в переходе на Дальний Восток (в Порт-Артур). В 1904 г. П.Н. Черкасова направили служить на миноносец «Властный». На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Русско-японскую войну юный лейтенант провел на море. За действия в «Деле у Лаотяшаня» 26 февраля 1904 г. Черкасов был произведен в лейтенанты и удостоен ордена Станислава 3 степени с мечами и бантом. В этом деле Черкасов проявил свою наблюдательность и смелость. Он первый высказал предположение, что вспышки на горизонте были вовсе не фосфористым кальцием, а минами. Более того, именно под управлением Черкасова был заложен румпель-тали (специальные тали, которые закладываются на румпель для того, чтобы управлять рулём в том случае, если произошло повреждение штуртроса). Когда же боевого товарища Черкасова ранили, Петра Ниловича направили заменить его и наблюдать за обстановкой. Лейтенант Карцов, командующий «Властным», в своем рапорте писал: «Мичман Петр Черкасов своей хладнокровной и толковой распорядительностью под выстрелами быстро завел сперва румпель-тали, а потом произвел с наименьшей быстротой сложный переход с правого на ручной тормоз». Именно здесь впервые выявился столь сильный характер героя, который впоследствии помог ему совершить подвиг.
24 мая 1904 г. Петр Нилович был назначен младшим артиллерийским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь». Хладнокровность, умение держать себя и управлять другими – эти черты Петра Черкасова помогли ему в службе. За успешное командование десантной ротой был награжден орденом Святой Анны 4 степени «За храбрость» с мечами и бантом. 13 ноября 1904 г. был назначен старшим офицером под начало Н.О. Эссена – будущего адмирала, командующего Балтийским флотом. В 1905 г. за доблестную службу П.Н. Черкасов был награжден орденами Святой Анны 3 степени с мечами и бантом и Святого Владимира с мячами и бантом, а в 1906 г. Станислава 2 степени с мечами и бантом и серебряной медалью с бантом участника русско-японской войны.
24 августа 1907 г. Черкасов был назначен старшим офицером учебного судна «Верный» - корабль специальной постройки, предназначенный для обучения моряков Балтийского флота. Получив необходимые навыки и опыт, 15 октября 1909 г. Петр Нилович был произведен в старшие лейтенанты и назначен командиром миноносца №213 - "улучшенный Сунгари".
1 октября 1910 г. Черкасов был зачислен штатным слушателем в Николаевскую Морскую Академию по военно-морскому отделению. Среди наиболее выдающихся учеников был всем известный адмирал Геннадий Иванович Невельской и генерал А. И. Вилькицкий. 6 октября 1912 года Черкасов был произведен в капитаны 2 ранга, и, отлично окончив повышенный курс Морской Академии, 30 декабря 1913 г. принял командование канонерской лодкой «Сивуч», где и застал его военный 1914 год.
За свою богатую, насыщенную событиями жизнь П.Н. Черкасов прошел типичный путь русского морского офицера, приобрел много навыков, столь необходимых в морском деле. Без сомнения Черкасов сформировался как незаурядная личность. Он имел четкое представление о том, что такое вера, честь, долг.
Летом 1914 г. разразилась Первая мировая война, которая шла не только на суше, но и на море. Военно-морской флот – гордость любой уважающей себя страны, а флотские офицеры – элита вооруженных сил. Война на море в основном заключалась в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках германского флота нарушить союзное судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров. Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами как второстепенный театр, поэтому выделенные же германцами для действий на Балтийском море суда были значительно слабее русских. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив.
Итак, П. Н. Черкасов – капитан второго ранга возглавил экипаж канонерской лодки «Сивуч», построенной в 1907 году на Путиловском заводе в Петербурге. Полное водоизмещение 1100 тонн, длина 66,5 метра, ширина 11 метров, осадка 2,2 метра. Две паровых машин мощностью 900 лошадиных сил развивали скорость 12 узлов в час. Вооружение: два орудия калибром 120 мм, четыре – по 75 мм, три пулемета. Бронь рубки – 20, 3 мм. Экипаж: 11 офицеров, 197 матросов и унтер-офицеров.
К началу войны русский Балтийский флот по численности кораблей основных классов превосходил морские силы Германии. Однако германское командование в любое время могло изменить соотношение сил в свою пользу, переведя часть кораблей с Северного моря. Главной базой русского флота служил Гельсингфорс, часть сил базировалась на Ревель и Кронштадт. Главной базой германского флота был Киль. Оборона Рижского залива занимала центральное место среди боевых операций на Балтийском море.
Важнейшее сражение здесь состоялся 6 августа 1915 г., когда германский флот Балтийского моря под командованием вице-адмирала Шмидта в составе линкоров «Rosen» (флагманский), «Nassau», крейсеров «Pillau», «Bremen», «Graudenz», «Augsburg», минного заградителя, эскадренных миноносцев и тральщиков начал продвигаться вглубь акватории Рижского залива. В это же время в Усть-Двинск пришел приказ начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Л.Б. Кербера, предписывающий «Сивучу» и «Корейцу» срочно идти в Моонзунд, - приказ, который посылал канонерские лодки на верную гибель. Через полтора часа немецкие крейсеры в сопровождении части эсминцев ушли в разведку: один к Аренсбургу, второй к Руно, третий вдоль острова Эзель и «Augsburg» с миноносцами V29 и V100 – мимо острова Кюно к Пернову. Остальные ведомые линкором корабли направились к Моонзундскому проливу.6 августа в 13 ч 25 мин «Сивуч» (головной) и «Кореец», исполняя приказ Л.Б. Кербера, покинули Усть-Двинск. Перед выходом, прекрасно понимая сложившуюся оперативную обстановку, а также полностью отдавая себе отчет в существенной ограниченности боевых возможностей своих кораблей – П. Н. Черкасов и И. К. Федяевский – приняли суровое, но необходимое для спасения хотя бы части людей решение: «1) в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; 2) в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединено».
В течение нескольких часов наши корабли последовательно получали радиосообщения: о нахождении в 15 ч 15 мин крейсера и миноносцев у наблюдательного поста Мерие (остров Эзель); о нахождении около 17 ч легкого крейсера у нордовой вехи банки Кюногрунд; о прохождении в 17ч 30 мин мимо остова Кюно крейсера и двух миноносцев на ONO 83 градуса (в сторону Пернова); о подходе больших сил неприятеля к Моонзунду. Все это говорило о том, что акватория залива впереди по курсу следования канонерских лодок полностью контролировалась германским флотом. Наконец в 19 ч поступил запоздалый приказ командующего флотом изменить курс. Но головной «Сивуч» не изменил курса, с тем, чтобы лодки, шедшие уже несколько часов, смогли у Кито определить свое истинное место. Корабли лишь убавили ход, чтобы подойти к острову в вечерние сумерки. Через час с лодок увидели справа по курсу нордовую веху банки Кюногрунд. Здесь, дожидаясь темноты «Сивуч» и «Кореец» легли в дрейф. В 20 ч германский флот направился к острову Кюно, чтобы переждать в укрытом месте ночное время; за полчаса до этого, в 19ч 30 мин от Пернова к Кюно, на встречу со своими главными силами, направились «Augsburg» и два эсминца. В 20 ч 50 мин в наступивших сумерках с канонерских лодок по правому борту, в остовой части горизонта, заметили дымки – это были «Augsburg», V29 и V100. Через 10 мин и с крейсера заметили неясные силуэты двух кораблей. Обнаружив лодки, германские корабли появились у них за кормой Немцы запросили опознавательные и, не получив ответа, дали два пристрелочных залпа, результаты которых не были им видны из-за темноты и дальности расстояния. Пять из выпущенных ими снарядов упали за кормой концевого «Корейца» с недолетом 1-2 кб. Пытаясь уйти, лодки развили максимально возможную скорость и, не зная, что идут навстречу линкорам противника. Командир крейсера «Augsburg», считая, что преследует достаточно быстроходные эсминцы, поставил корабли охранения за собой в кильватер, дал полный ход и лег на курс, отрезавший лодкам путь. Преследование продолжалось 20 мин. За это время совсем стемнело, но с «Сивуча» на «Кореец» флажным семафором успели передать: «Немного пройти и пойти вправо». Немецкий крейсер в 21 ч 20 мин вышел на траверз «Сивуча» и с дистанции 22 кб открыл по нему огонь на поражение. Наши корабли одновременно отвечали беглым огнем левого борта. Хотя главной целью крейсера оказался «Сивуч», два снаряда выше ватерлинии попали в носовую часть «Корейца». Немцы вели огонь, светя прожекторами и периодически пуская вверх осветительные ракеты, время горения которых позволяло сделать четыре-пять залпов. Наши же корабли своих прожекторов не открывали.
Вступив в бой, командир крейсера сразу понял, что настиг тихоходные канонерские лодки, причем головной «Сивуч» он принял за «Храброго», - на эсминцы ушел приказ торпедировать противника. Чуть отставшие в начале боя эсминцы V29 открыл артиллерийский огонь по «Сивучу», а V100 – по «Корейцу».
Получив уже многочисленные пробоины корпуса и надстроек «Сивуч», уклоняясь от торпедной атаки, поворотом вправо лег на обратный курс, чем избежал попадания торпеды, выпущенной с V29. Уходя от лобового столкновения с «Сивучем» и пропуская его у себя под кормой, «Кореец» отклонился вправо.
В это время «Сивуч», уходящий от преследовавших его эсминцев, повернул вновь и попытался направиться вслед за «Корейцем». Целью, открывавшейся в луче прожектора с кормовых курсовых углов германского корабля, оказался «Сивуч», и «Augsburg» вновь перенес свой огонь на него. Преимущество германских кораблей было очевидно – попав под интенсивные перекрестные выстрелы крейсера и эсминцев, лодка, получившая за 40 минут жесточайшего боя многочисленные разрушения корпуса, надстроек, дымовых труб, потеряла ход и загорелась. Противник, окружив остановившийся «Сивуч», положение которого было совсем безнадежно, стал к нему медленно приближаться, опасаясь все реже раздающихся ответных выстрелов гибнущего корабля. «Augsburg» подошел к «Сивучу» как можно ближе, а эсминцы добивали его в упор. Продолжавшая изредка отстреливаться лодка вся была охвачена пламенем, а ее борта раскалены докрасна, внутри корабля гремели взрывы.
В 22 ч корабли «Posen» и «Nassau» открыли огонь левым бортом а четыре из семи подошедших к месту боя эсминцев выпустили по торпеде. На «Сивуче» раздался огромной силы взрыв, и героический корабль, заваливаясь на борт, стремительно затонул, причем расположенное под мостиком 75-мм орудие левого борта вело огонь до последней секунды. Произошло это в 22 ч 10 мин близ деревни Линакюля, расположенной в северо-западной части острова Кюно. И.К. Федяевский пресек панику на «Корейце», возникшую среди комендоров, потрясенных увиденной в эти мгновения гибелью «Сивуча».
Бой прекратился, немцы подбирали из воды оставшихся в живых моряков «Сивуча». Но капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, до конца мужественно руководившего действиями экипажа, среди них не было: он разделил участь своего корабля, погибшего в бою, редчайшим в истории флота по неравенству сил. Из примерно 170 моряков «Сивуча» немцы подняли из воды 48 матросов и 2 офицеров. Семь человек «несмотря на немедленную врачебную помощь, умерли от тяжелых ран. Пленных русских
моряков, среди которых было 27 раненых, доставили в Штеттин.
22 сентября П.Н. Черкасов был исключён из списков личного состава флота с записью: «Смертью запечатлел свой подвиг» и посмертно был награжден Орденом Святого Георгия (4 степени), званием капитана I ранга.
О подвиге «Сивуча» в те дни писали все газеты стран – союзников России. В Париже, Лондоне, Австралии и Новой Зеландии прошли митинги и манифестации в честь подвигов русских моряков. Английская «Стар» писала: «Мир вспомнит подвиг “Сивуча”, когда все другие события этой войны сделаются достоянием истории». Свои задачи на Балтийском море российский флот выполнил, благодаря таким героям, как наш земляк.
В своей работе я проследила судьбу человека на войне - героя Первой мировой войны Петра Ниловича Черкасова, изучила его биографию и подвиг канонерской лодки«Сивуч», который часто называют «Балтийским варягом» и не случайно. В 1904 г. крейсер «Варяг» героически сражался с японской эскадрой, но под угрозой захвата противником был затоплен командой. Спустя 10 лет канонерская лодка «Сивуч» совершила аналогичный подвиг в Рижском заливе. Потери, понесенные противником в период прорыва и боевых действий в Рижском заливе, заставили командующего германской эскадрой вице-адмирала Шмидта свернуть операции в этом районе и покинуть залив. Был надолго выведен из строя крейсер, потоплен миноносец. Немцам слишком дорого обошлась гибель всего двух канонерских лодок. Опыт действий российского флота в годы Первой мировой войны и сегодня ценен для нас. Многие уроки войны на море весьма поучительны для потомков героев флота государства Российского, преданных Родине, обладавших беспримерным мужеством и знанием военно-морского дела. Такие героем и был П.Н. Черкасов, ценой своей жизни остановивший германскую эскадру, которая в дальнейшем уже не смогла вести серьезные боевые действия в Рижском заливе.
Петр Нилович Черкасов – человек, с сильным характером, обладающий такими высокими качествами русского морского офицера как храбрость и смелость, мужество и бесстрашие, целеустремленность и отвага, хладнокровность и решительность. С самого начала своего недолгого, но насыщенного жизненного пути, Черкасов знал, чего он хочет, и шел к достижению своей цели. Благодаря своим родителям, педагогам, замечательным традициям российского флота, самовоспитанию, Петр Нилович прекрасно учился, развивался, стремился к лидерству,самореализации и самосовершенствованию и стал настоящим офицером, героем нашей страны.
Как сообщала «Нижегородская земская газета» земское собрание Балахнинского уезда (к нему относились и земли Черноречья), 28 сентября 1915 года открылось словами «Плачь и гордись Россия!». Земцы почтили память героев, послав на Сейму (в настоящее время город Володарск), родителям П. Черкасова сочувственную телеграмму.
Наше Балахнинское земство постановило установить памятник командиру легендарного «Сивуча» П.Н. Черкасову на Сейме, но отец героя решил, что лучшим памятником его сыну будет Народный Дом его имени. Здесь работала читальня, библиотека, оркестр, театральный кружок. Жители Сеймы, а это были работники Бугровских мельниц, получали в Народном доме имени П.Н.Черкасова те знания, которые не могла дать церковно-приходская школа. Несколько лет этот дом был настоящим очагом культуры для всей округи. Однако для власти большевиков царский офицер был «героем империалистической войны» ,поэтому в 1920 г. Народный дом закрыли, отдав его помещения сначала под почту, потом под склад. К 1980-м здание полностью разрушилось, а в 1990-е на его месте проложили дорогу – закатали память под асфальт. Теперь на Сейме – в Володарске, нет ничего, что напоминало бы о нашем земляке. В мае 2006 года Городская дума приняла решение восстановить историческую справедливость и установить памятник П.Н. Черкасову на месте бывшей усадьбы. Есть также предложение присвоить Володарской школе №41 имя Героя Первой мировой войны П.Н. Черкасова. С 2005 г. в Крестовоздвиженском женском монастыре, на кладбище которого покоились мать и дед Петра Ниловича Черкасова, возобновились панихиды по нему. В 2008 году на здании областной библиотеки, где ранее находился дворянский институт, открыта мемориальная доска П.Н. Черкасова. Создано общество памяти георгиевских кавалеров имени П. Черкасова. В 2009 г. в Володарске заложили камень на месте будущего памятника. И хочется верить, что мемориал великому сыну нижегородской земли на его малой родине будет открыт. «Это нужно не мертвым», это нужно нам, его потомкам как пример патриотизма и служения Родине. Будем достойны!
"Морская болезнь" у космонавтов
Мальчик и колокольчики ландышей
Агния Барто. Сережа учит уроки
Позвольте, я вам помогу
Рисуем пшеничное поле гуашью
Комментарии
Елена Миргасимовна,
Елена Миргасимовна, здравствуйте. Согласна с Вами полностью, работа очень нужная, именно на жизни таких людей, офицеров, патриотов нужно воспитывать ребят. Спасибо Маргарите за труд.
Елена Миргасимовна, очень
Елена Миргасимовна, очень интересная работа, выбрана неординарная личность. Наличие фотографий и форматирование придало бы работе законченный вид.