• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Черных Елена Геннадьевна вкл 14.04.2014 - 18:47
Черных Елена Геннадьевна
Автор: 
Магера Валерия

Исследовательская работа на тему "Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи Классицизма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epokha_klassitsizma.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Учебно-исследовательская конференция обучающихся

                                 Дворца творчества детей и молодежи

                 Тема: "Как в хореографическом искусстве отразились

                                  особенности эпохи Классицизма"

                                                    Валерия  Магера

                                                           11 лет

                            Хореографическая студия "Звездный дождь"

                                                                                                     Руководитель-куратор:

                                                                                                  Черных Елена Геннадьевна        

                                         г, Братск, 2012/2013 учебный год                                                        

Оглавление:

  1. Введение ___________________________________________________   2
  2. Основная часть_______________________________________________  4
  3. Заключение__________________________________________________ 9
  4. Список литературы____________________________________________11
  5. Приложения__________________________________________________12

               

Введение

Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс, наслаждение бытием выливается в энергичные движения). Танец – одно из проявлений народного творчества. В танце каждого народа накапливались свои традиции, пластичность и соотношение с музыкой. Танец - вид искусства, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела. Танцевальный образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, который обусловливает характер движения и манеру исполнения.  На занятиях по хореографии мы изучаем классический танец, народный танец, современный танец. Все эти танцы возникли благодаря историко-бытовым танцам, которые изучаем не так подробно. В своей работе мне захотелось познакомиться с литературой эпохи классицизма, проследить важные исторические события, познакомится  с бытом и костюмом данного времени. В связи с этим понять, что повлияло на характер танцев и их исполнение. Тема моей исследовательской работы "Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи классицизма"

 Цель:  Проанализировать эпоху классицизма, изучить все особенности этой эпохи в области развития хореографического искусства.

    Задачи:

  1.  Изучить литературу, в которой отражаются особенности эпохи классицизма.

  2. Выявить характерные особенности танцев, появившихся в данную эпоху.

  3. Проанализировать  танцы и выявить, что повлияло на их происхождение и развитие.

   Гипотеза: Если я изучу особенности эпохи Классицизма, то я смогу определить их влияние на хореографическое искусство.

Я определила для себя  алгоритм действий: 

  1. Определение темы, задач, цели.

  2. Анализ проблемы.

  3. Формирование гипотезы.

  4. Определение методов исследования.

При выполнении одной из задач, изучение литературы, я использовала методы поиска литературы:

  • Обращение к энциклопедическим словарям - для получения самой информации или нахождения ссылок на других авторов.
  • Использование библиотечных каталогов и указателей.
  • Консультация с работником библиотеки.
  • Обращение к реферативным журналам.
  • Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к моей теме.

При изучении я использовала теоретические методы при анализе материалов, сравнении танцев. Наибольшую информацию я получила из книги Красовской В.М. «Западноевропейский балетный театр: очерки истории», где описывается процесс развития русского балета от его возникновения до 1917 года и Васильевой-Рождественской М.В. «Историко-бытовой танец», где описывается влияние особенностей всех исторических эпох на развитие танцев.

Основная часть

Особенности  эпохи классицизма

    Классицизм 17 века -  эпоха формулирования важнейших элементов и канонов французского искусства, эстетики, философии, сохранившая свое значение для всего мира и по сей день.        

    Классицистический разум как источник и гарант равновесия в природе и жизни людей несет на себе печать поэтической веры в изначальную гармонию всего сущего, доверия к естественному ходу вещей, уверенности в наличии всеохватывающего соответствия между движением мира и становлением общества.

       В 18 веке, несмотря на то, что во Франции на хореографическое искусство оказывало основное влияние именно барокко, театральное искусство Франции, в отличие от стран Англии, Италии, Испании строилось именно по канонам классицизма.

     В классицистической трагедии нарушение меры создается ситуацией, где герой оказывается перед необходимостью выбора между двумя противоположностями - чувством, страстью и долгом. Человеку надо сделать выбор. Это предопределено. Другого не дано, это судьба.

     

                                       

Эпоха  классицизма в моде

      Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал  художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство 17 века. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. До этого мода по-прежнему, как в эпоху барокко, создавалась и диктовалась королевским двором. В итоге одежды аристократов становятся "слишком": слишком пышными, слишком вычурными, слишком громоздкими, слишком неудобными для танцев и в жизни. И в 70-80 годы 18 века эстафету у Франции принимает Англия. Английская мода того периода была связана с простотой и натурализмом, проникнув на континент она изначально начинает пользоваться популярностью у зарождающегося класса буржуазии и дворянской молодежи, но затем проникает и в высшие слои общества. Жесткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Юбки становятся короче, до щиколотки, появляется новая форма женской бальной обуви - как причина сложности и легкости движений историко-бытового салонного танца. Одежду этого периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде.

       Прически первоначально еще оставались высокими и напудренными, но затем волосы перестают пудрить и начинают завивать в локоны. Также в моду входят шляпы - огромные, из бархата и шелка.

      Что касается мужской моды, то в ней сильно английское влияние. Английский суконный фрак вытесняет французский шелковый кафтан. Такой фрак служил парадной одеждой. В моду также входит редингот - что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Чулки были белыми или полосатыми.

       Парики постепенно выходили из моды, а волосы теперь зачесывают назад и собирают на затылке в пучок, который завязывают черной лентой. К рединготу надевают цилиндр. Приложение 1.

                                            

Танцы эпохи классицизма

      Люди всегда с увлечением танцевали в праздничные дни и накануне праздников. Вельможи нередко заимствовали у народа развлечения; водили хороводы, где требовалась важная осанка, медленная поступь, умение выполнять приветствия, поклоны, реверансы.

      К концу 17 века во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный салонный танец, заимствованный у английских крестьян. В это же время выпускают самоучители по танцам, куда включают наиболее популярные массовые танцы. В танцевальные залы попадают польские народные танцы: полонез, мазурка, шотландский - экосез, гавот и многие другие, за короткое время ставшие популярными во всех странах Европы. Танец жига придумали английские матросы, ее танцевали весело, быстро и непринужденно.  В 18 веке в моду входят французские танцы: менуэт, буре, гавот. Значительные изменения в костюме того времени вызвало и усложнение техники исполнения танцев. Самыми сложными танцами были менуэт, который танцевали в быстром темпе, и гавот, отличающийся большим количеством прыжков и заносок. В менуэте кавалер берет даму за руку, что считалось невиданным нарушением приличий. Как и другие танцы, менуэт родом "из крестьян".

     В 1661 году по указу Людовика 14 в Париже была открыта "Академия танца". В академии проверяли знания танцмейстеров, выдавали дипломы, устраивали балы и вечера, усовершенствовали народные танцы. Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью; плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. Трудно давалась особая манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Его до сих пор изучают во всех хореографических академиях. Из бального зала менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел как чисто музыкальный жанр в сонату, квартет, симфонию.

      В середине 18 века парные танцы уступают место массовым. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после буржуазной революции. Большой популярностью пользовался контрданс, в котором принимало участие большое количество танцующих. Особой любовью пользовалась фарандола, ее порой танцевали все жители улицы. Взявшись за руки, они следовали за ведущим, который "выписывал" причудливые фигуры: "ручейки", "змейки", "улитки", "мосты". [2] Приложение2

     Контрданс - (франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец), народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5—6. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8. Первые музыкальные обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танцевальном сборнике "Английский танцевальный учитель" (1651). Как музыкальная форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др.

    Экосез -  В конце 17 в. появился во Франции, затем под общим названием "англез" распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, весёлый, 2-дольный. В России при Петре I известен как "английский танец". Название "Экоссес" танец получил во Франции (1726). Это танец парно-групповой. Расцвет его относится к 1-й трети 19 в.; с того же времени жанр использовали в своём творчестве различные композиторы  Музыкальная форма Экоссеса представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.  После 1833 Экоссес исчезает, перерождаясь в 2-дольный шотландский вальс и шотланскую польку.

     Жига - (giga - итал., gigue - франц.), старинный итальянский танец, перешедший во Францию и Англию. Размер 6/6, 12/6, темп скорый, склад двухколенный. У Баха и Генделя этот танец получил полифоническую художественную обработку, писался в форме фуги и составлял часть сюиты. В XII Жигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; из них один и получил свое название от этого инструмента.

     Бурре -  (франц. bourree, от bourrer - делать неожиданные скачки; итал. buora, borea, англ. borry, borre) - старинный франц. народный танец. Предположительно возник в провинции Овернь в середине 16 в. В различных р-нах Франции бытовали Б. 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Во 2-й пол. 16 в. Б. проник в Париж, в 17 в. стал придворным танцем. Для придворного  Бурре характерны чётный размер (alla breve), быстрый темп, чёткий ритм, затакт в одну тактовую долю. В середине 17 в. Б. вошёл в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Ж. Б. Люлли ввёл Б. в свои сценические  произведения (балет "Переодетая любовь", 1664; опера "Фаэтон", 1683). В 1-й пол. 18 в. Б. - один из популярных европейских танцев. В оперной музыке Б. широко использовали А. Кампра, А. Детуш, Ф. Рамо, в инструментальной - Г. Муффат, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах.

      Полонез. 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличие от менуэта полонез не так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность,  главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность. Полонез берет свое начало от народного польского танца-шествия «Ходзоны» (перевод с польского – пеший), имевшего торжественный степенный характер и исполнявшегося на свадебных торжествах. Со временем танец полюбился настолько, что стал неотъемлемой частью и других народных празднеств, где исполнялся с различными предметами. Так появились «ходзоны со свечами», «ходзоны с подушками», «ходзоны с хмелем» и др. Но постепенно полонез потерял свою простоту и сделался танцем привилегированных слоев общества. В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.[2]

                                            

Заключение

      Начало 18 века - становление русской балетной школы (объединение русской традиции с чертами французской и итальянской балетных школ). Вторая половина века в России -  рождение и самоопределение русского балета на основе развития бытового танца и сценической формы русского танца, начало хореографического образования в России.

     19 век связывают с массовыми бальными танцами, все больше входят в моду балы и маскарады, в которых принимают участие не только знать, но и жители города. Завоевывают популярность новые живые, легкие и более непринужденные танцы. После событий 1812 года усилилось  влияние славянской культуры  - появились славянские танцы: мазурка, кадриль, полонез, полька, котильон, которые становятся общеевропейскими танцами. Было организовано большое количество танцклассов, в которых учителя обучали бальным танцам. Ведущее место среди танцев этого времени принадлежит вальсу.

     Развитие торговли и общеевропейской культуры повлияло на становление единых форм европейского костюма. Франция является законодателем моды на костюм, искусство и культуру.
   Значительные изменения в костюме
 (изменение формы женского костюма – кринолин (овал), легкость ткани (шелк, тонкий атлас), более короткая (до щиколотки) длинна юбки, рукава (а la pagoda), перчатки и т.д. Новая форма женской бальной обуви)  повлияли на усложнение  техники танцев: появление сложных прыжковых элементов, быстрый темп, впервые поднятые наверх руки и их разнообразные положения. В связи с реформами  Петра I приобщается русское аристократическое общество к исполнению западных образцов бального танца. Развивается массовый бытовой танец, появляются общественные балы.

    Реформы Ж. Ж. Новерра («Письма о танцах и балете») усовершенствовали  и усложнили лексику сценического танца. Бытовой танец стал оснащаться элементами классического танца, особенно прыжками. Наиболее популярные танцы эпохи классицизма– менуэт (скорый) и гавот.

     Французская буржуазная революция и развитие народного танца повлияли на салонную хореографию. Слали развиваться новые формы бытового – парного танца (контрданса, полонеза и вальса).

        Мне близок период классицизма, его принципы, творчество. Позиции классицизма относительно людей, общества, мира видятся мне верными и правильными. Потому что, во всем есть гармония. Я за принципы и основы,  которые отражены в канонах классицизма.

Список литературы

  1. Блок Л.Д. «Классический танец». М., Искусство, 1997
  2. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец». М. Искусство, 10987.
  3. Васильева Е. Танец. - М., Искусство, 1968.
  4. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до середины XVIII века. - Л., Искусство, 1979.
  5. Максимова А. Придворные представления в Италии начала ХVII века. Балет, сентябрь – декабрь, 1998.
  6. Русский балет: энциклопедия. - М: Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997.

Приложение 1.

Приложение2

Фарандола — танец импровизационный, его рисунок различен в различных местностях, а также зависит от индивидуальности ведущего. Но вместе с тем в нем есть ряд типичных фигур. Среди них наиболее часто встречаются «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты» и «лабиринт» (схема 3).

Первая фигура «улитка»

Первый ведущий и стоящая за ним женщина становятся лицом друг к другу. Соединив поднятые вверх руки, они образуют арку. Вторая пара, пройдя под их руками, также соединяет поднятые вверх руки, и так далее, до тех пор пока в конце арки окажется последняя пара. Ведущий проходит под арками, ведя за собой остальных. Снова образуется одна шеренга.

Третья фигура — «лабиринт»

Ведущий идет с танцующими по полукругу, затем поворачивается и проходит под аркой того, кто идет за ним. Так получается переплетение.


Поделиться:

Развешиваем детские рисунки дома

Груз обид

Сказка об одной Тайне

Кто должен измениться?

Пустой колос голову кверху носит