• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Интеграция в 21 веке культуры Татарстана в общероссийское и мировое культурное пространство"

Опубликовано Жданко Светлана Дмитриевна вкл 22.04.2014 - 23:09
Жданко Светлана Дмитриевна
Автор: 
Шайдуллина Раиля, Хасаншина Диляра

Показана интеграция в 21 веке культуры Татарстана в общероссийское и мировое культурное пространство. Исследуется самобытная национальная культура народов, проживающих в Республике Татарстан. Богатый иллюстрированный материал о государственном и национальном празднике "Сабантуй", Навруз, о Казани как ведущем научном центре Восточной Европы.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelskaya_rabota_integratsiya_v_21_veke_kultury_tatarstana.rar25.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Исследовательская работа              

«Интеграция в 21 веке культуры Татарстана в

общероссийское и мировое культурное пространство»

Исакаева Алина,

ученица 9 А класса  

Хасаншина Диляра, 10 класс

Руководитель: Жданко Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Нижнекамск, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3

1.Основная часть. Интеграция в 21 веке культуры Татарстана в

общероссийское и мировое культурное пространство……………………………..7

   1.1. 2010 год - год России и Франции……………………………………………….7

   1.2. Международный фестиваль мусульманского кино………………………......7

   1.3. Сабантуй -  государственный и федеральный праздник,

          шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО ……………………………….8

    1.4.  Международный праздник Навруз   …………………………….………………13

    1.5.  Фестиваль «Созвездие – Йолдызлык»……………………………………….14

    1.6. Казань - ведущий научный центр Восточной Европы……………………..14

2. Практическая часть……………………………………………………………..……17

    2.1.Проведение социологического опроса…………………………………………17

    2.1. Результаты социологического опроса…………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………….......18

Список литературы…………………………………………………………………….20

  Приложение 1. Казанский Кремль………………………………………………….21

  Приложение 2. Архитектурные памятники13-14 века…………………………….22

  Приложение3. Международный фестиваль мусульманского кино………………..23

  Приложение 4. Сабантуй………………………………………………………..........24

  Приложение 5. Почётные гости на Сабантуе……………………………………….25

  Приложение 5. Международный праздник Навруз………………………………....26

  Приложение 6.Фестиваль "Созвездие – Йолдызлык………………………………..27

  Приложение 7. Русский фольклорный праздник «Каравон»………………………28

  Приложение 8. Русский фольклорный праздник «Каравон»………………………29

  Приложение 9. Международный музейный форум "……………………………….30

  Приложение 10. Всемирный конгресс татар ………………………………………..31

  Приложение 11 Государственный ансамбль песни и танца РТ. …………………32

Введение

     Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

     На территории республики расположены 7 исторических комплексов: Булгарский, Билярский, городские ансамбли Казанского Кремля, Елабуги, Чистополя, Свияжска, Раифский монастырь – и 6 музеев-заповедников. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же список занесены  Булгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс,  где в настоящее время ведется работа по созданию Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника федерального значения «Остров-град Свияжск». Казанский государственный университет включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

     Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков – булгар. Особое место в жизни булгар и современных татар всегда играла литература. Традиции, заложенные в XIII веке поэтом Кул Гали, продолжили Махмуд Гали, Саиф Сараи и Мухамедьяр. Говоря о выдающихся деятелях культуры татарского народа XIX - XX веков, нельзя не назвать имена Г. Тукая, К. Насыри, Ш. Марджани, Г. Камала, Ф. Амирхана, Р. Нуриева, Б. Урманче, Г. Ибрагимова, Г. Исхаки, М. Джалиля.

     Годы, проведённые в Казани, оказали большое влияние на творчество таких деятелей мирового масштаба, как Л.Толстой, М.Горький, Г.Державин, Ф.Шаляпин и др. Город также помнит визит А.Пушкина, который изучал историю нашего края. Своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах выдающегося русского художника И.Шишкина.

    В Татарстане действуют 7 творческих объединений: Союзы архитекторов, журналистов, композиторов, концертных деятелей, писателей, театральных деятелей, художников. 

    В Казани имеются 3 концертных учреждения – Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный Большой концертный зал Республики Татарстан им. С. Сайдашева, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, а также Казанский государственный цирк. 

   Республика располагает широкой сетью культурно-развлекательных объектов и комплексов, предназначенных для разных видов отдыха. Для любителей спорта и активного отдыха в республике созданы конноспортивные площадки, ледовые дворцы, горнолыжные комплексы «Казань» (г. Казань) и «Ян» (г. Альметьевск), аквапарки (г. Казань), парки аттракционов, картинг- и боулинг-центры. Для жителей и гостей республики, предпочитающих более спокойные виды отдыха, открыты Казанский государственный цирк, зооботанические парки, рестораны и кинотеатры; в концертных залах и галереях проходят концерты и выставки.

    Развитая сеть отелей и гостиниц республики позволяет принимать у себя постоянных и новых гостей. Среди столичных гостиниц можно отметить четырехзведочный отель «Корстон», гостиничный комплекс «Мираж» пятизвездочного уровня, «Шаляпин Палас Отель», «Гранд Отель Казань», отель гостиничной сети IBIS, большое количество других уютных отелей. Комфортное размещение предоставляют своим гостям  «Алабуга Сити Отель» (г. Елабуга), гостиница «Татарстан», отель Swiss House (г. Набережные Челны), гостиничный комплекс Paradise (г. Нижнекамск). 

     2010 год войдет в новейшую историю Татарстана как год начала реализации масштабного культурно-исторического проекта федерального значения «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Булгар», представляющего собой яркий пример партнерства государства, бизнеса, религиозных организаций и общественности. В рамках проекта реставрационные работы проводились на 20 объектах культурного наследия, для 10 объектов ведется разработка проектной документации на проведение реставрационных работ.

   Татарская литература имеет тысячелетнюю историю. До наших дней дошёл один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности - поэма Кул Гали  «Сказание о Йусуфе». Этот шедевр датируется 1212 годом. Достойное место во всемирном культурном наследии занимают произведения Мухаммедъяра, Сайфи Сараи, Утыз - Имяни. «Татарским Пушкиным» иногда называют поэта Габдуллу Тукая (1886-1913), чьё творчество оказало влияние на развитие всей национальной культуры. Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста Мусы Джалиля (1906-1943), автора  знаменитых «Моабитских тетрадей» - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни. Современная татарская литература - это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

    В Республике Татарстан действуют 14 государственных театров, которые ежегодно представляют зрителям около 60 новых постановок, около ста музеев и шесть музеев-заповедников, единственный в России филиал Государственного Эрмитажа, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им. Г.Тукая и Большой концертный зал Республики Татарстан им. С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня - Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др.

         В республике действуют Ассамблея народов Татарстана и Исполком Всемирного конгресса татар. 

      Актуальность.    С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксёнова, поэтов Евгения Баратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Николая Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдулиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.  В нашей республике реализуется масштабный культурно-исторический проект федерального значения «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Булгар». Это наша гордость.

         Цель: изучить публицистическую литературу по данной теме, систематизировать и обобщить материал.

       Задачи:  показать интеграцию в 21 веке культуры Татарстана в  общероссийское и мировое культурное пространство;  провести социологический опрос среди учащихся гимназии-интерната.  

    Объект исследования: культура Татарстана в 21 веке

    Предмет исследования: Республиканские мероприятия, имеющие статус «общероссийский», «мировой».

       Теоретическая база: в основу научно-исследовательской работы легли публицистическая  литература.

     Эмпирическая база: для изучения общественного мнения был проведён социологический опрос среди учащихся гимназии-интерната. В опросе приняли участие учащиеся 10-11 классов.

    2. Основная часть. Интеграция в 21 веке культуры Татарстана в общероссийское и мировое культурное пространство.  

2.1. 2010 год - год России и Франции

   2010 год был наполнен значительными культурными событиями, подтвердившими уникальный творческий потенциал республики. Продолжился и процесс интеграции культуры Татарстана в общероссийское и мировое культурное пространство. Этот год был объявлен перекрестным Годом России и Франции. В Татарстане он стартовал январской фотовыставкой французского путешественника XIX века Шарля Вапро «Пекин-Амур-Париж». А наиболее яркими событиями стали премьера мольеровского «Тартюфа» в постановке французского режиссера Николя Струве в ТГВТ им. Г. Камала, приезд в Республику Татарстан представительной делегации французских писателей в рамках культурно-просветительской акции «Литературный поезд «Блез Сандрар», VI фестиваль французского джаза  Le Jazz, обменные гастроли детских творческих коллективов. В Центре «Эрмитаж-Казань» состоялась выставка «Искусство Франции XVII-XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа, где были выставлены уникальные произведения искусства мебели, живописи, фаянса и фарфора, художественной бронзы. 19 марта спектаклем ТГАТ им. Г. Камала «Жизнь есть сон» в столице Колумбии Боготе открылся  XII Иберо-американский театральный фестиваль, являющийся одним из крупных и представительных в мире. В рамках фестиваля спектакль «Жизнь есть сон» был сыгран пять раз.

2.2. Международный фестиваль мусульманского кино

       Международный фестиваль мусульманского кино проводится в Казани с 2005 года. С 15 по 19 сентября 2010 г. под девизом «Через диалог культур к культуре диалога» прошёл VI Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В конкурсную программу вошли 52 фильма из 28 стран. Впервые Татарстан был представлен во всех основных номинациях фестиваля. Лучшим полнометражным игровым фильмом жюри единодушно признало татарстанскую ленту «Бибинур» режиссера Юрия Фетинга. «Бибинур» снят по мотивам произведений Аяза Гилязова «Три аршина земли» и «В пятницу вечером». Исполнительница главной роли в фильме - народная артистка Татарстана Фирдаус Ахтямова - стала обладательницей приза «Лучшая женская роль», который на заключительной церемонии ей вручил почетный гость фестиваля, знаменитый американский актер Эдриан Броуди.

     Впоследствии фильм «Бибинур» завоевал награды: VI Международного кинофестиваля «Евразия» (Казахстан) - Специальный приз жюри «За открытие нового имени в кино», Фестиваля Евразийского кино в Нью-Йорке - Приз зрительских симпатий и Приз за лучшую женскую роль, VIII Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (г.Москва) - Приз за поэтичность и самобытность, Фестиваля российского кино во Франции (г.Онфлер) - Приз за лучший сценарий и лучшую режиссуру, «Серебряный Грифон» Фестиваля фестивалей (г.Санкт-Петербург), XVII российского кинофестиваля «Литература и кино» (Гатчина) - Приз «За лучшую режиссуру». Кинокартина приняла участие в 32-м Московском международном кинофестивале, Международном кинофестивале в Монреале, Международном кинофестивале в Индии, Международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллинне.

             

2.3.Сабантуй -  государственный и федеральный праздник,

          шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО

           В Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО номинирован татарский национальный праздник Сабантуй, представляющий собой живую народную традицию. Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и интернациональным, объединяя вокруг своего майдана людей разных национальностей. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с. Алькино Похвистневского района Самарской области. Сабантуй прошел в рамках 450-летия села. В мероприятии

приняло участие около 25 тысяч человек. В 2010 году прошел юбилейный X Федеральный Сабантуй в Ижевске, который был посвящён 250-летию образования Удмуртии. В Сабантуе приняло участие около 70 тысяч человек из 40 регионов Российской Федерации.

    В 2011 году  Федеральный Сабантуй прошёл в Свердловской области, а Всероссийский сельский Сабантуй - в селе Шыгырдан Республики Чувашия.

         В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели,— в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели — в воскресенье.

    Во-вторых, сложилась единая форма праздника, чего опять-таки не было в традиционном быту. Это проявилось в сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов. Постепенно стала господствующей форма сабантуя, близкая к третьему варианту, состоящая из сбора подарков, майдана и вечерних молодежных игрищ.

       В настоящее время сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

          Современный сабантуй почти повсеместно проходит по аналогичной схеме. В городах это обычно однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности — это и время приёма гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому, готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих.

       В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где участников больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда сооружается трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место, вроде небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

      Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть — выступления певцов, танцоров и других участников художественной самодеятельности или профессиональных деятелей искусства.

      После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

      Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

       Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. Современные призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

    Майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба — кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России. Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

     Большое оживление вносят различного рода шуточные соревнования, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

      Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что каждый присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

         Майдан длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на некотором расстоянии от села, то нередко там на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

      После окончания соревнований на майдане  народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища — кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерним сабантуем. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. А в последнее время, нередко и в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

       Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Нью-Йорк, Берлин, Сан-Франциско, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

   Во время своего визита в Казань Генеральный директор ЮНЕСКО поддержал инициативу о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

      В праздновании Сабантуя в разное время принимали участие президенты РФ. Борис Николаевич Ельцин во время Сабантуя в городе Арске  разбил битой горшок с первого удара, Владимиру Владимировичу Путину удалось достать монетку из чана с катыком, почётным гостем был и Дмитрий Анатольевич Медведев.

     Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

   2010 год был наполнен значительными культурными событиями, подтвердившими уникальный творческий потенциал республики. Продолжился и процесс интеграции культуры Татарстана в общероссийское и мировое культурное пространство.

2.4.  Международный праздник Навруз

       Богата культурными традициями и праздниками  современная Республика Татарстан. Среди любимых праздников является Навруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия как праздник тюркских, иранских народов и народов Евразии. О значимости этого праздника говорит тот факт, что с 30 сентября 2009 года  Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. С этого времени 21 марта объявлено как Международный день.

      19 февраля 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» консенсусом была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Навруз».

В соответствии с текстом резолюции Генеральная Ассамблея ООН:

- признаёт 21 марта как Международный день Навруз;

- приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом;

- побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Наврузе и организовывать при необходимости ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника;

- призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии  Навруза  в международном сообществе;

- предлагает заинтересованным государствам-членам и Организации Объединенных Наций, в частности её соответствующим специализированным учреждениям, Фондам и программам, главным образом ООН по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.

2.5. Фестиваль «Созвездие – Йолдызлык»

       Большое внимание в республике уделяется поддержке талантливой молодежи. В рамках фестиваля "Созвездие - Йолдызлык" ведётся работа с одаренными детьми во всех городах и районах республики. Сегодня движение охватывает около 80 тыс. участников. Фестиваль плодотворно сотрудничает с Российской академией театрального искусства. Наиболее одаренные участники «Созвездия» сегодня учатся у лучших творческих педагогов России.

В 2010 году Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Этому событию предшествовало успешное выступление лауреатов фестиваля в Москве на сцене МХАТ им. Горького. В грандиозном шоу «Поют и танцуют дети Татарстана» выступили 360 детей и подростков из 20 районов республики. Московским зрителям татарстанские ребята представили свои лучшие номера, в том числе посвященные Великой Победе.

 

2.6.Казань - ведущий научный центр Восточной Европы

   Татарстан всегда славился высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Вот уже два столетия его столица Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

       В истории мировой науки золотыми буквами вписаны имена и открытия казанских учёных Н.Лобачевского, Н.Зинина, А.Бутлерова, А.Арбузова, В.Энгельгардта, К.Фукса, А.Бодуэна де Куртене, В.Радлова, Ш.Марджани, К.Насыри и других. Благодаря их значительному вкладу, Казань уже в 1917 году считалась третьим по значимости (после Москвы и Петербурга) научным центром России. Вся страна узнала имена крупных ученых Е.Завойского, Б.Арбузова, Г.Камай, Х.Муштари, Р.Сагдеева, К.Валиева, П.Кирпичникова. Большую роль в развитии гуманитарных наук сыграли Г.Рахим, Г.Сагди, Х.Ярми, М.Гайнуллин, Гали Халит, посвятившие себя изучению национальной литературы и истории.

Академия наук Республики Татарстан учреждена Указом Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах».

В настоящее время в составе Академии наук Республики Татарстан - 40 действительных членов, 79 членов-корреспондентов и 24 почетных, 4 иностранных члена. Ученые республики работают по 84 программам и 160 темам. Для реализации всех тем было создано 104 временных творческих коллектива с общей численностью около 500 человек.

     В составе Академии — семь отделений, объединяющих учёных-биологов, медиков, юристов, математиков, физиков, энергетиков, химиков. Диапазон их исследований весьма широк и нацелен на решение актуальных научно-технических, социально-экономических, гуманитарных и культурных проблем, стоящих перед республикой на современном этапе развития. Многие разработки учёных академии выполняются на уровне новейших достижений мировой науки и техники и признаны широкой научной общественностью. Большая часть исследований носит практический характер.

       Научные знания едины и универсальны для всего мира. Наука Татарстана является органической составной частью российской и мировой науки, вносит достойный вклад в общемировой исследовательский процесс. Учёные нашей Академии имеют творческие контакты и договоры о сотрудничестве с научными учреждениями из более 40 стран дальнего зарубежья и с научными организациями ряда регионов РФ.

Татарстан - регион с мощным образовательным и научным потенциалом. В сфере образования занято 170 000 человек. Среднее 9-летнее образование является обязательным и бесплатным. Всего в республике 2434 общеобразовательные школы, в которых учатся около 600 000 школьников. Более 90 % детей, получивших установленный законодательством образовательный минимум, продолжают обучение в школе в течение 2 лет или в средних специальных учебных заведениях.

     Казань является одним из старейших образовательных центров в России. В Татарстане насчитывается более 30 высших учебных заведений (в том числе 16 государственных), большая часть которых сосредоточена в Казани. Четыре казанских вуза (Казанский государственный финансово-экономический институт, Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный технический университет им. Туполева) входят в число 50 лучших вузов России.

Доброй традицией стало укрепление связей Академии наук Татарстана с научными учреждениями России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Академия тесно взаимодействует с Российской Академией наук (прежде всего, через Казанский научный центр), академиями наук Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Башкортостана, Чувашии, Республики Саха (Якутии), Таджикистана, научно-исследовательскими центрами Турции, Франции и других стран, с которыми заключены 21 договор и 5 соглашений о научном сотрудничестве. Академией наук Татарстана учреждены и ежегодно присуждаются Государственная премия Республики Татарстан по науке и технике, пять именных премий (имени Ш. Марджани, X. Муштари, Г. Камая, В. Энгельгардта, А. Терегулова) и две международные премии: по физике — имени Е. К. Завойского (совместно с Казанским физико-техническим институтом КНЦ РАН и КГУ) и по химии — имени А. Е. и Б. А. Арбузовых (совместно с Институтом органической и физической химии КНЦ РАН

Татарстан известен высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Более 200 лет Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

3. Практическая часть.

Проведение социологического опроса

Мы провели социологический опрос в гимназии-интернате №13 среди учащихся 10-11 классов. Для респондентов  были созданы анкеты – опросники на знание материала эпохи 30 годов.

        Анкета для учащихся 10-11 классов состояла из трёх вопросов и трёх вариантов ответа на каждый из них. Нужно было определить значение фразеологизмов. Из трёх  предложенных нужно было выбрать один.

1. Назови историческо-культурные комплексы, расположенные на территории республики

Булгарский и  Билярский заповедники, Казанский Кремль, Елабуга, Чистополь, «Остров-град Свияжск», Раифский монастырь

2.Назовите значимые для республики мероприятия, имеющие статус  «международный», «общероссийский»

1. Международный фестиваль мусульманского кино

2.Сабантуй -  государственный и федеральный праздник,

 шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО

3. Международный праздник Навруз

4. Республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык»

5. Русский фольклорный праздник «Каравон»

6. Международный музейный форум

7. Всемирный конгресс татар

4.1. Результаты социологического опроса

При проведении социологического опроса мы увидели, что учащиеся 10-11 классов  в основном знают историческо-культурные комплексы, расположенные на территории республики. Правильно назвали от 3 до 5 объектов 25 учащихся их 30. Это составляет    

На второй вопрос ответили правильно 20 человек, назвав от 2-4 значимых для республики мероприятий, имеющих статус  «международный», «общероссийский». Это составляет      

3. Заключение

           Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. И здесь Татарстан может преподать миру убедительный пример подобного моделирования как организации внутренней жизни общества на основе обеспечения политической стабильности и межконфессионального согласия, диалога культур, народов и цивилизаций, так и разрешения конфликтов, в том числе и региональных. Модель Татарстана привлекает внимание и интерес многих. К её осмыслению и обсуждению обращаются многие исследователи и реальные политики. Мировое сообщество  признаёт  значимость Татарстана.

Высокий интерес на всех уровнях ЮНЕСКО вызывают многие инициативы Татарстана. Эффективную программу международного признания Казани разработала команда мэра города К.Ш. Исхакова. Так, после двухлетней совместной проработки во время акции «Татарстан в ЮНЕСКО» было принято решение о проведении в Казани в 2002 году исторической «встречи» двух суперцивилизаций в форме первого международного гуманитарного форума «Европа-Азия: диалог культур, народов и цивилизаций во имя мира и прогресса». Международная значимость этого межконтинентального проекта определяется множеством факторов. Сейчас на волнующий всех вопрос - что можно противопоставить агрессивному духу и практике межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и насилия - мировое сообщество отвечает: культуру мира, диалог цивилизаций. Другой дороги не найти. Это ясно каждому думающему человеку. Через взаимное влияние и взаимное проникновение культур на протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Казани есть что рассказать об этом, ведь традиции межэтнического и межконфессионального миросогласия, толерантности, приоритета рациональности и компромиссов перед безрассудной агрессивностью складывались здесь веками, они стали важной частью духовности и менталитета живущих здесь народов. Уникальный опыт выстраивания новых демократических федеративных отношений на основе равноправия и компромисса демонстрирует сегодня Татарстан.

       Важно, чтобы форум стал не просто продолжением череды международных конференций, конгрессов и форумов по аналогичной проблематике, прошедших

под эгидой ЮНЕСКО в 90-е годы. В нем, безусловно, должны присутствовать те философские и практические наработки, которые появились с опытом реализации идеи культуры мира в последние годы.

   Идея форума «Европа - Азия: диалог цивилизаций», выдвинутая нашей республикой и подхваченная ЮНЕСКО, получила поддержку и прошла под патронажем генерального директора ЮНЕСКО и Президента РТ, собрала в Казани лидеров государств, парламентов и правительств, известных в мире политологов и учёных, общественных и религиозных деятелей, писателей, художников и журналистов, озабоченных варварством, агрессивной нетерпимостью, представляющих реальную угрозу человечеству.

   В Казани стартовала ответная акция – «ЮНЕСКО в Татарстане», которая осуществлялась под руководством заместителя генерального директора ЮНЕСКО Мунира Бушенаки. А это означало, что «мост Татарстан – ЮНЕСКО» сдан в эксплуатацию и функционирует. И опыт, накопленный на этом пути, несомненно, будет иметь не только локальное, но и общемировое значение. Вот почему так важно, чтобы процесс движения по этому мосту был двухсторонним и как можно больше народов, культур и цивилизаций встречалось на нём

Список литературы

1.Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа./ И.А. Гилязов., В.И. Пискарёв, Ф.Ш. Хузин. -  Казань, Хэтер, 2008.

2.Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана. 19 век./ Г.М. Мустафина, Н.П.Муньков, Л.М., Свердлова.- Казань, Магариф, 2008.

3. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана 20 - начала 21 века./ Б.Ф. Султанбеков., А.А. Иванов, А.Г. Галлямова. – Казань, 2006.

4. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана./ Р.Г. Фахрутдинов.- Казань, Магариф, 2000.


Поделиться:

На льдине

Рисуем акварельное мороженое

Подарок

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Военная хитрость