• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Путевка в жизнь"

Опубликовано Пехова Надежда Юрьевна вкл 29.04.2014 - 11:10
Пехова Надежда Юрьевна
Автор: 
Рябцовская Арина

Работа знакомит с историей  профессионального образования в России, проводится исследование: чем мотивирован выбор студентов колледжа при выборе специальности и довольны ли они получаемыми знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putevka_v_zhizn_-_rabota1.docx794.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное

учреждение  среднего профессионального образования

Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»

                                                                                               

               

Научно-исследовательская работа

 Рябцовской Арины

на тему «Путёвка в жизнь»

                              Руководитель: Пехова Надежда Юрьевна






















Калининград
2014

"Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,

 так это выбор профессии".           

(Н. Чернышевский)

Цель работы:  Познакомиться с историей  профессионального образования в России. Выяснить, чем мотивирован выбор студентов именно нашего колледжа, а также понять, что повлияло  на их выбор, и довольны ли они получаемыми знаниями.

Задачи:

  1.  Узнать уровень образования и его развития в России,  в эпоху правления Петра I,  Екатерины II, Александра III, Николая II.
  2. Изучить историю КСТ.
  3. Выяснить, что повлияло на выбор первокурсников при поступлении именно  в наш колледж.
  4. Узнать, довольны ли студенты колледжа уровнем знаний.

Актуальность:  Мы считаем, что наша научно – исследовательская работа актуальна, так как немногие знакомы с историей образования, а также с историей того учебного заведения где  обучаются. Нашу работу вряд ли можно назвать малоизученной, но каждый год в КСТ приходят все новые студенты,  и именно  в этом наша работа может помочь понять, что же влияет на их выбор.

Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т.д. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профтехобразования пришелся на конец 19 - начало 20 века.

Профессиональное образование в эпоху царствования Петра І

Благодаря Петру  в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.  Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики»  Л. Ф. Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».  Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и  ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

 В 1714 году был  издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие. Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия и т.д. Также по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография». Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук.   Петр I живо интересовался делами образования, его система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.

Профессиональное образование времен Екатерины II

Идеи западных мыслителей, прежде всего, Вольтера сподвигли Екатерину II на создание новой системы образования в России. Основой реформ в государстве в целом, и в образовании в частности стала философия европейского Просвещения. В 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц – первое российское учебное заведение для девочек. За ним последовал Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц. В 1766 году Екатерина принимает новый устав Сухопутного шляхетского корпуса. В 1775 году готовится Указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи». За разрешение проблем российского образования Екатерина II взялась всерьез. При Екатерине II профессиональные учебные заведения не имели первостепенного значения, но и совсем обойтись без них тоже было невозможно. На Урале, в Сибири и на Алтае активно развивались горнозаводские школы. Самой крупной из них была школа в Екатеринбурге, при металлургическом заводе. Ее выпускниками были Иван Ползунов, Козьма Фролов и т.д. В 1774 году при Бергколлегии в Петербурге открывается горное училище. Во дворе его оборудовали рудник с шахтами и штольнями. Навигацкую школу открыл в Якутии Витус Беринг. Первая государственная хирургическая школа при сухопутном и морском госпиталях была открыта в Петербурге в 1767 г. Ее штат поначалу состоял из пяти профессоров, двух учителей и одного прозектора. Впоследствии школа «выросла» в Военно-медицинскую академию. Термина «профессионально-техническое образование» в то время еще не существовало, но предпосылки для его появления уже были. Наибольший расцвет профтехобразования пришелся на вторую половину 19 века, после социально-экономических реформ Александра ІІІ, во времена царствования которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию.

Профтехобразование: от Александра ІІІ до Николая ІІ

Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:

  • средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
  • низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
  • ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.

В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих. И главное место в этих планах занимали специальные предметы. Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество, общество содействия кустарно-ремесленного образования и т.д.

Неоценимый вклад в развитие профессионально-технического образования внесли съезды ИРТО (1889-1904 гг.), на которых были сформированы основные принципы и положения методики образования, организации образования, улучшение условий труда и вопросы физической подготовки учащихся.

В 1911-1917 годах профессиональное образование претерпело некоторые изменения: в частности в 1911 году было предложено предоставить профессиональным училищам больше самостоятельности в разработке учебных программ и планов. В 1915 году Государственной думой был одобрен "Проект законоположения о профессиональном образовании", согласно которому общественным организациям и частным лицам предполагалось разрешить открывать новые учебные заведения.

30 мая 1917 года Временным правительством был утвержден Закон о реформе профессионально-технического образования, однако революция прервала все реформы и открыла новый этап развития профессионального образования в России.

Образование в советский период

Октябрь 1917 года коренным образом изменил не только политическую систему России, но также идеологию, а значит – просвещение. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Ломать – не строить. Так ли необходимо было ломать старую систему профессионального образования? Ведь ее нарабатывали в течение десятков лет, оттачивали выдающиеся ученые и педагоги, она была испытана временем, и в ней было немало хорошего и прогрессивного. «Аттестат» или «Свидетельство» выпускника подтверждали его высокую квалификацию. Специалисты в те времена были на вес золота, а профессия в руках – залог безбедного существования. Но новая власть носилась с идеями «Пролеткульта» – «все не пролетарское – долой!». В результате многие достижения старой системы образования остались за бортом. Уже через день после Октябрьского переворота, 9 ноября 1917 г., были созданы Государственная комиссия по просвещению и отдел профессионального образования. Отдел объединил все профессиональные школы (государственные, ведомственные и частные, хотя формы, методы и содержание обучения здесь были различными). В.И. Ленин, в тяжелейших условиях Гражданской войны, разрухи, голода, не забывает о проблемах образования молодежи, уделяя им немалое внимание. Из-под его пера выходит 40 Декретов по вопросам образования, обучения и воспитания и 20 из них о профессиональном образовании. Однако уже к зиме 1919 года становится ясно, что в условиях голода, холода и повсеместной разрухи наступил острый дефицит квалифицированной рабочей силы. Уже не вызывало сомнений, что линия на свертывание профессионально-технической школы была ошибочной, ведущей образование страны в тупик. Тем не менее, Постоянную комиссию по техническому образованию РТО, существовавшую до 1927 г., государство не только игнорировало, но и лишило всех полномочий, как враждебную идеям пролетариата .Не придумали ничего лучше, как издать Декрет об учебной профессионально-технической повинности. 29 июля 1920 г. этот Декрет был подписан и вступил в силу. Рабочие от 18 (кое-где от 14) до 40 лет были обязаны учиться. Одним махом (Декретом) хотели уничтожить в стране техническую неграмотность. Неподчинение – грозило революционными карами. После III съезда РКСМ стали организовываться профессиональные школы нового типа – ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. ФЗУ стали источником пополнения рабфаков, техникумов, вузов и формирования народной интеллигенции из рядов рабочего класса – первые профессионально-политехнические школы в системе народного образования СССР. Ориентированные на подготовку рабочего-универсала, школы ФЗУ не могли удовлетворять растущие потребности промышленности. В 1940 году большинство школ ФЗУ перестали быть основной формой подготовки специалистов. Они были реформированы в школы ФЗО. Госплан СССР посчитал, что в стране нет единого руководства подготовкой квалифицированных рабочих, что существует разнобой в сроках и методах обучения. В том же 1940 г., 2 октября, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О Государственных Трудовых Резервах». Это стало новой вехой для профессионально-технического образования СССР. Указом учреждались два типа учебных заведений – школы ФЗО с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий и двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих. Советское государство нашло возможность обеспечить народное хозяйство рабочими руками. А идея «Государственных Трудовых Резервов» блестяще выдержала испытание временем – в годы Великой Отечественной войны.

Система профессионального образования в России.

Включает в себя  совокупность:

  • Федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС) и образовательных программ.
  • Учебных заведений , образовательных учреждений, которые имеют лицензии независимо от их организационно правовых форм.
  • Различных предприятий , учреждений и организации , которые осуществляют научные исследования и функции профессионального образования.
  • Органов управления учреждениями и подведомственных им организаций.
  • Общественных объединений ( профессиональных ассоциаций, творческих союзов и Т.п. )

О колледже Сервиса и Туризма:

Постановлением  Правительства Калининградской области № 572 от 14 августа 2006 года на базе профессионального лицея ресторанно-гостиничного хозяйства № 23 и профессионального лицея № 25 был создан Калининградский  государственный колледж туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса.

Лицей №25 (лицей моды) был основан в 1958 году, с целью создания учебно-курсовой  базы по подготовке мастеров для предприятий службы быта. Обучение производилось по двум специальностям - швейному и парикмахерскому делу. В 1997 году на базе Профессионального лицея № 25  был открыт филиал Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики – единственного государственного высшего учебного заведения на Северо-Западе России по подготовке высококвалифицированных кадров  экономических, технических, технологических и социально-культурных специальностей для сферы сервиса.

Лицей №23 (в начале своего основания школа) была основана в 1949 году в здании бывшего анатомического музея Кенигсбергского университета.  За истекшие 55 лет в лицее  получили образование  более 4 тысяч выпускников, среди которых. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Романенко Ю.В.; Заслуженная артистка России, солистка Калининградской филармонии Галина Мосолова, заслуженный деятель искусств России Т. Живова и многие другие. В 1994 году 23 школа, пройдя государственную аттестацию и аккредитацию, первой в области получила статус лицея. С 1999 года – муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей. Опыт работы лицея неоднократно освещался в центральных  региональных СМИ, в педагогических изданиях, в том числе в журналах «Учитель», «Советская педагогика», «Народное образование».

Можно смело сказать, что КСТ собрал в себе опыт многих поколений.  Обучая уже не одно поколение студентов.  Также в  немало интересно, что в КСТ преподают те люди, которые когда-то сами закончили наш колледж, и остались в нем работать, передавая свой опыт и навыки своим студентам.

Мы решили провести опрос среди студентов первого курса, чтобы понять, с чем они руководствовались, выбирая колледж.

В результате мы выяснили, что:

  • 58 % студентов поступили в колледж, по причине того, что только здесь есть данная специальность.
  • 27% выбрали, поступили в колледж по совету родителей
  • 56% студентов пришли в колледж с целью получения знаний
  • Основной мотив выбора специальности 50% студентов был бюджетная основа данной специальности
  • 64 % студентов не жалеют о том, что они поступили в наш колледж.

Выводы:

  1. Мы познакомились с историей образования в России,  в разные эпохи, также было не менее интересно узнать и историю нашего колледжа.
  2. Из опроса студентов-первокурсников  мы узнали, что наш колледж дает качественное образование и предоставляет необходимые специальности специалисты, по которым будут успешно востребованы в Калининграде.  
  3. Можно увидеть, что немало студентов поступили в КСТ по совету своих родителей, а это говорит о том, что взрослые доверяют нашему колледжу.
  4. КСТ предоставляет прекрасную возможность бюджетного обучения, что тоже играет немалую роль.
  5. Студенты довольны качеством образования, которое  они получают, и учиться им интересно и не сложно, а ведь это и есть самое главное.


Поделиться:

Щелкунчик

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым