• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сколько дерево живет?

Опубликовано Перемышлева Татьяна Ивановна вкл 29.04.2014 - 17:03
Автор: 
ученики 4 класса (Кольник А., Фурсова Е., Перемышлев М., Асеев Е.)

Мир растений удивителен и многообразен. Каждое растение, в том числе и деревья хранят свою историю и загадку. Одни растения исчезают быстро, другие радуют людей столетиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya-dolgozhiteli.docx260.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Исследовательская работа на тему

Сколько дерево живет?

                                              Авторы: ученики 4-го класса

                                               Асеев Егор,  

                                               Кольник Арина,

                                               Перемышлев Михаил

                                                Фурсова Елизавета

  Руководитель:

   учитель начальных классов

                                                 Перемышлева Т.И.

   Быковка 2013 -2014  учебный год

Оглавление:

1.Введение……………………………………………………3-4

2.Основная часть……………………………………………..4 - 9

3.Заключение (вывод)………………………………………  9-10

4.Список литературы………………………………………...11

  1. Введение

Мир растений удивителен, красочен и многолик. Каждое растение, в том числе и деревья, хранят свою историю и загадку. Одни растения исчезают, другие появляются. Растительный мир не постоянен, он развивается.(слайд 2)

На территории школы есть парк, его заложили в 2006 году. По краям парка растут деревья: тополя, клены, акации, яблони, есть аллея с каштанами. Эти деревья посадили  наши бабушки и дедушки в 1969 году. Многие из этих деревьев  высохли и их вырубили. Мы решили провести исследование на тему «Сколько  дерево живет? Как долго будут нас радовать тополя, клены, каштаны? И какие деревья  лучше сажать  в парковой зоне?

Объектом исследования: деревья.

Цель исследования: выяснить, сколько дерево живет, причины раннего отмирания; определить деревья-долгожители. (слайд 3)

Задачи:

  • собрать и изучить информацию о деревьях;
  • практическим путем определить срок жизни у некоторых видов деревьев;
  • привлечь внимание людей к проблемам сохранения деревьев, показав их роль и значение. (слайд 4)

Гипотеза

Мы предположили, что у  деревьев,  как  и  у всех живых существ, есть свой срок жизни, и он зависит от различных факторов. (слайд 5)

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, обобщение. (слайд 6)

Представление результатов: мультимедийная презентация.

Вопросы для исследования:

  1. Как определить возраст дерева?
  2. Почему деревья погибают раньше времени.
  3. С чем связана долговечность деревьев, и какие деревья следует сажать в парковой зоне?
  4. Есть ли в нашей местности деревья-долгожители? (слайд 7)
  1. Методика исследований.

Мы решили сначала изучить теоретическую часть нашего исследования.  Собрали материал о различных видах деревьев в школьной и сельской библиотеке, работали с ресурсами сети Интернет, провели тестирование среди учащихся начальных  и средних классов, составили таблицу по продолжительности жизни деревьев.

А затем решили провести  практическое исследование деревьев нашего школьного двора и сельского поселения.   Результаты своих исследований  мы записывали в тетрадь,  а затем привели  в единую систему.  

  1. Основная часть
  1.  Как определить возраст дерева? (слайды 8-9)

Есть несколько методик для определения  возраста деревьев. Одним из самых точных способов определения является подсчет годичных колец на срубе ствола. По кольцам определять - для этого нужно дерево срубить. (слайд  8  ).

Опытные лесники определяют возраст дерева и по другим признакам:

  • по высоте;
  • по коре.

 Если кора у дерева твёрдая, неровная, покрыта бороздами и трещинами. На ней растут лишайники. Это говорит о том, что дерево старое, но точно возраст определить нельзя.

Третий  способ определения возраста деревьев.  Для исследования высоты дерева  необходимы  сантиметровая лента и калькулятор для быстрого вычисления. На высоте одного (1м) метра  от земли измерить окружность дерева.  Дерево в среднем растет в толщину приблизительно на 2,5 см в год, а если в густом лесу, то на 1,5 см. Вычислив, можно узнать приблизительный возраст дерева.

Четвертый способ. По этому способу лучше всего определять хвойные породы.

 Возраст ели  определяется по мутовкам (ветвям). Ежегодно у хвойных деревьев вырастает несколько ветвей на одном уровне.

Необходимо посчитать  количество этих уровней и прибавить   к ним три, так как в первые годы такие ветви не образуются. И получится   приблизительный возраст дерева. (см таблицу).  

Пятый  способ самый один из точных. Для этого надо знать время посадки дерева, вычислив, можно узнать возраст дерева.

           Практическое исследование деревьев (слайды10-14 )

Мы исследовали сначала деревья в школьном дворе. Для исследования березы и тополя мы применили третий способ. Измерили толщину ствола. Сосну и ель мы изучали четвертым способом – по мутовкам. А затем мы перешли на школьный парк. В этом парке есть старые деревья и не так давно посаженные молодые деревца. Нас больше всего интересовали старые деревья. Для этого мы применили пятый способ.  От родных и  близких мы узнали, что в 1969 году открыли школу (это старое здание)  и осенью того же года школьники посадили вокруг школы деревья и заложили фруктовый сад. Это тополя, клены, яблони, груши, каштаны. Мы все вычислили и записали результат в таблицу. (слайд 15)

№ п/п

            Наименование деревьев

Возраст дерева

(приблизительно)

1

Сосна

        ~ 8 лет

2

Ель обыкновенная

     ~   21 год

3

Береза

      ~  23 года

4

Тополь

     ~   46 лет

5

Клен

        44 года

6

Яблоня

        44 года

7

Груша

        44 года

8

Каштаны

  1. года

3.Почему деревья погибают раньше времени? (слайд18)

Тополя, клены,  березы, ясени, ели молодые по возрасту и   нас будут радовать еще много лет. Но  почему они все-таки засыхают? Отмирание деревьев в парковых насаждениях задолго до наступления их естественной дряхлости зависит от   многих факторов:

  1. Обледенение веток.
  2. Ураганы и сильные ветры.
  3.  Пожары.
  4. Топор человека.
  5. Неправильная агротехника и уход за деревьями (Расчистка лиственного покроя и снятие верхнего плодородного слоя отрицательно сказывается на жизни деревьев. Там, где это возможно по гигиеническим соображениям, опадающая осенью листва не должна убираться. Ровный слой опавшей с осени листвы улучшает физические свойства почвы,  способствует сохранению ее в рыхлом и влажном состоянии).
  6. Недостаток питательных веществ (Особенно большое количество питательных веществ дереву необходимо в период его усиленного роста в 10 - 40 лет, когда образуется основная масса ветвей и листьев. В этот период необходимо применять  удобрения для роста деревьев. Недостаток питательных веществ, приводит к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременному усыханию и гибели);
  7. Уплотнение почвы  и вытаптывание   земли вокруг деревьев приводит к усыханию. Особенно страдают древесные породы, обладающие поверхностной корневой системой: ель, береза, ясень и др.

4. С чем связана долговечность деревьев,  и какие деревья следует сажать в парковой зоне? (слайд 19)

Чтобы созданные человеком сады, парки, лесопарки и другие зеленые насаждения служили нескольким поколениям людей, зеленые посадки  должны обладать наивысшей биологической устойчивостью и долговечностью.  При посадке деревьев надо учитывать продолжительность жизни пород. А при неправильной посадке деревьев учете   приводит к  преждевременному отмиранию деревьев отдельных видов, к разрушению общей структуры и задуманной художественной композиции всей группы. Есть ли в нашей местности деревья-долгожители? (слайд 20)

Мы  продолжили свое исследование на территории сельского поселения. По опросам учащихся и сообщениям от родителей мы узнали приблизительно, где могут расти очень старые деревья. Мы составили список улиц, на которых растут старые деревья и стали их исследовать. Все данные мы занесли в таблицу. (слайды 21-24)

№ п/п

Название улицы

Наименование дерева

Возраст дерева (приблизительно)

1

ул. Мира

Груша лесная

~ 57 лет

2

ул. Чибисовка

        Ива

~ 65 лет

3

ул Зеленая

    Яблоня

~100 лет

4

ул.Центральная  

        Дуб

~120 лет

5

ул.Зелёная  

        Липа

~150 лет

                                             III.   Вывод (слайд 25)

 Своим исследованием мы доказали, что каждое дерево имеет свой срок жизни, как и любое живое существо. Известны деревья с короткой жизнью, и деревья долговечные.  К деревьям с короткой жизнью относятся породы с более быстрым жизненным циклом; они в молодом возрасте быстрее растут, размножаются, но так же быстрее и стареют. Но их возраст  сильно превышает продолжительность человеческой жизни и колеблется между 100—150 годами. Такого возраста достигают осина, ива, береза и рябина. 200 или 300 лет живут  тополь, черный, граб, ольха, сосна и лиственница; приблизительно 500 лет достигают бук и клен, 700 лет — ель и пихта. Деревья, достигающими максимального возраста являются  липа, тис и дуб, они  могут прожить 1000 лет.  Еще дольше до 2000лет  живут в районах Средиземноморья платан, каштан и кедр ливанский. Мы своим исследованием доказали, что в нашем сельском поселении растут деревья, которым век (100лет) и больше. Вековые деревья много повидали на своем веку и о многом могли бы рассказать,… если бы могли…

Проанализировав  данные о зеленых посадках нового школьного парка,

мы доказали, что липы,  можжевельники и сосны обладают  биологической устойчивостью и долгожительством.  А это, значит,  много поколений будет любоваться парком, отдыхать в тени и дышать свежим воздухом. Ведь наши деревья не только очищают воздух от  сернистых газов, задерживают на себе пыль в летнее время, обогащают кислородом Землю,  а так же украшают нашу планету. Люди, давайте беречь, охранять и приумножать  лесные насаждения!  

 

Существует поверье,

И скажу не впервые:

Не губите деревья,

Все деревья живые.

Белоствольное лето,

Златокудрая осень-

Вот живые ответы,

На немые вопросы.

Не губите березы,

Не ломайте рябины:

Их безмолвные слезы

Непорочно-невинны.

Не тревожьте покоя

Вечнодремлющих сосен

Их не только ли люди-

Их не трогает Осень.

Не губите осины,

Ели, грабы и ивы,

В ежедневной рутине

Им шепните «счастливо».

Приглядитесь получше,

Только не обижайте,

На сердца и на души

Грех тот не принимайте.

В тонкорунности света

Будем с ними честнее,

Ведь они для планеты!

Человека роднее.

Всё когда-нибудь будет,

И свершится поверье…

Только помните, люди!

Не губите деревья!

                              Литература

  1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины», М. «Просвещение», 2000г.
  2. В.П. Горощенко «Природа и люди», М. «Просвещение», 2006г.
  3. Япознаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ составитель Л.А. Багрова, М.:ТКО, АСТ, 1996г
  4. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка»- энциклопедия для школьника, «Алматы», 1993 г

http://xn--90aisup.xn--p1ai/pics/news/2013/05/07/77572_208376.jpg


Поделиться:

Заколдованная буква

Пчёлы и муха

Денис-изобретатель (отрывок)

Осенняя паутина

Дерево в снегу