Рассматриваются возможности получения бесплатного образования в Российской Федерации
Вложение | Размер |
---|---|
Право на образование- миф или реальность | 34.1 КБ |
Презентация " Право на образование" | 889.32 КБ |
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО Московский областной железнодорожный индустриальный техникум
Имени В.И.Бондаренко.
Право ребёнка на образование – декларация
или реальность?
Творческая работа на Московский областной
конкурс творческих работ учащихся
«Права человека – глазами ребёнка».
Подготовлена студентами гр. №122
Абдрашитовой А., Козырев О.
Руководитель: преподаватель
Смирнова Т.А.
г.Орехово-Зуево
2014г.
План.
1. Вступление.
- Почему мы выбрали эту тему.
- Цели и задачи работы.
- Предмет работы.
- Актуальность выбранной темы.
2.Обзор изученных документов.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон об образовании.
3. Противоречия по вопросу об общедоступности образования.
4. Вывод.
5. Синдром высшего образования.
6. Социологические данные.
7. Результаты анкетирования.
8.Заключение.
Я думаю, что детство – это прекрасная пора в жизни человека.
Слайд1
Прекрасная и особенная. Ребёнок в силу своих возрастных физических и психологических особенностей нуждается в гораздо большей защите, чем взрослые. Поэтому разговор о правах ребёнка сам по себе актуален и останется таковым всегда. Я учусь на втором курсе нашего техникума. Большинство из моих товарищей считают себя уже взрослыми. Однако до восемнадцатилетнего возраста и мы относимся к категории несовершеннолетних. Поэтому нас заинтересовала тема о правах ребёнка. Но из всего многообразия тем, предложенных на творческий конкурс, мы выбрали ту, что нам показалась особенно важной для нас: «Право ребёнка на образование- декларация или реальность?».
Слайд 2
Заинтересованность этим вопросом вполне объяснима. Мы учимся на втором курсе, и через два года нам нужно будет решать, продолжать ли профессиональное образование. Перед нами встают трудные вопросы: Что же делать дальше? Куда пойти учиться? Но вопросы эти возникают совсем не оттого, что я не могу определиться с выбором профессии или института. Наоборот, у меня есть и цель, и мечта. Но проблема в том, что получение высшего образования у нас далеко не всегда бесплатное.
Поэтому мы поставили перед собой задачу выяснить, как реализуется право граждан на бесплатное образование, и каким образом наше государство в этом помогает.
Мы изучили ряд документов. Нами было проведено анкетирование родителей и студентов нашей группы. Результаты были обработаны, и по ним нами сделаны соответствующие выводы.
Слайд 3
Предметом нашего исследования являлись: Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, «Закон об образовании», официальные сайты ведущих университетов России, сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в этой исследовательской работе мы пробуем найти ответ на очень важные для большинства из нас вопросы: осуществляется ли в реальности право каждого человека на образование в нашей стране, нужно ли продолжать своё образование после окончания техникума, и, если да, то на каких условиях и при каких материальных затратах это можно будет сделать.
Обзор документов.
Образование - необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участия в жизни общества. Образование составляет основу всякого развитого общества. Без образования невозможна и культура.
Слайд 4
Право на образование является естественным правом человека. Оно нужно, чтобы удовлетворить потребности человека в информации и образовании. Потребность эта стоит на одном уровне с потребностями физиологическими или потребностями в безопасности, в защищенности и т.д.
Слайд 5
Первый документ, который мы изучали для ответа на свои вопросы – Конвенция о правах ребенка. В Статье 28 Конвенции ООН сказано:
Слайд 6
«1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Анализируя документ и сопоставляя его с реальной ситуацией в нашей стране, можно отметить, что наше государство придерживается в своей политике этого, очень важного, документа. Школьная дисциплина поддерживается, посещаемость регулируют, развитие форм образования поощряется. Но на пункт с) я обратила особое внимание. «Обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств».
Возникает вопрос : какими конкретно способностями должен обладать выпускник, чтобы иметь право быть зачисленным в вуз на бюджетной основе? Как определяются эти способности?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили процедуру зачисления абитуриентов в учебные заведения. Все университеты, институты и академии, без исключения, принимают будущих студентов по результатам Единого государственного экзамена. Вне конкурса поступить могут победители и призеры российских и международных олимпиад. Вот, наверное, те самые способности – результаты ЕГЭ и олимпиад. Но насчет ЕГЭ я не сказала бы уверенно, что он действительно выявляет степень одаренности выпускника. Здесь все зависит от многих факторов и обстоятельств. ( Можно вспомнить, сколько скандалов вокруг ЕГЭ уже было). Что же касается олимпиад, то вот здесь победителями становятся действительно талантливые и одаренные дети. Но победителей по одной дисциплине единицы! Так почему бы не расширить перечень олимпиад и конкурсов, по результатам которых можно будет принимать в высшие учебные заведения? Почему с этого года у нас ликвидированы, например, Золотые медали и уже давно не учитывается наличие «Красного диплома» для студентов техникумов? Разве эти награды не показатель того, что у абитуриента есть способности к учебе, стремление к знаниям? Ведь за всем этим стоит огромный труд, а на деле выходит, что в вуз на бюджетную форму обучения такой выпускник на льготных условиях поступить уже не может. Вот и получается, что вроде бы наше государство не нарушает положений Конвенции ООН, но улучшить условия для поступления на бюджетные места небогатых, но умных абитуриентов не старается.
Слайд 7
Далее мы изучили Всеобщую декларацию прав человека. В Статье 26 этого документа говорится :
Слайд 8
«1.Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».
Как мы видим, текст статьи Декларации в целом соответствует тексту статьи Конвенции. В обоих случаях даются общие цели образования, рекомендации государствам, которые также имеют сходства. Высшее образование по статье Декларации тоже должно быть доступным для всех на основе способностей каждого.
Рассмотрев международные документы, содержащие в себе статьи о получении права на образование, мы перешли к законам, имеющим силу на территории нашего государства.
Слайд 9
Естественно мы начали с нашего основного закона– Конституции Российской Федерации, двадцатилетие принятие которой мы все отметили в декабре прошлого года. Статья 43 нашей Конституции гласит:
Слайд 10
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Как мы видим, наша Конституция чётко придерживается в этом вопросе международных норм. В первом пункте записано: каждый имеет право на образование.
Слайд 11
Что понимается под образованием, читаем в новом законе « Об образовании в РФ»:
Слайд 12
Под образованием в этом Законе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Далее в этом законе записано:
Слайд 13
Статья 5.
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Итак, право на образование рассматривается в наших законах как конституционное, основное, естественное право человека, как элемент права на жизнь, права на развитие.
Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.
Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Это записано в пункте 3 Статьи 5 закона « Об образовании в РФ». Здесь определено понятие общедоступность как независимость от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличие судимости.
В то же время ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах защиты их здоровья, например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, по признакам судимости. Ограничения могут быть установлены только законом. Доступность образования определяется двумя факторами:
1.Политикой государства в этой сфере.
2.Уровнем материального благосостояния его граждан.
А если благосостояние граждан низкое, если отсутствуют возможности у большинства граждан оплачивать образовательные услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его уровнях. В нашей стране это условие реализуется только частично.
В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также (на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Противоречия по вопросу общедоступности образования.
В то же время в политике государства по вопросу общедоступности образования существует ряд противоречий.
Первое противоречие - Конституции РФ в ст. 43 установлена общедоступность и бесплатное дошкольное образование, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.
Второе противоречие - Конституция РФ установила бесплатность лишь основного общего образования (т.е. 9 классов), а в Законе об образовании говорится о бесплатном среднем (полном) общем образовании (11 классов). Т.е. государство в данном случае увеличило свои обязательства.
Третье противоречие - Конституция РФ установила общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования - Закон об образовании говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступность.
Вывод.
Какой же вывод можно сделать после анализа всех этих документов?
Наше государство законодательно полностью соблюдает все рекомендации Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека, которые касаются образования.
Но, к сожалению, детям из малообеспеченных семей порой трудно получить образование в престижных учебных заведениях, куда поступают в основном дети из семей богатых, а, следовательно, они имеют очень мало перспектив для более успешного развития в жизни.
Образование в учебных послешкольных заведениях у нас не всегда бесплатное, и талантливые, умные люди иногда по этой причине не могут учиться дальше.
Очень хотелось бы, чтобы наше государство и общество по-настоящему уделяло внимание будущему в отношении образования и не только образования. Ведь найти работу после техникума и института молодым людям тоже проблематично.
И всё же на наш взгляд право на образование в нашей стране – это не просто декларация. Оно гарантируется государством, которое уделяет образованию всё больше внимания.
« Синдром высшего образования»
Слайд 13
Но проводя нашу исследовательскую работу, мы встретили в интернет- литературе один интересный термин : «Синдром высшего образования». Это что-то вроде болезни, желания обязательно получить высшее образование. Нас это заинтересовало, и мы решили продолжить свое исследование, разобрать и эту тему.
Ведь перед нами действительно стоит вопрос о том, учиться ли дальше. Родители, родственники говорят, что высшее образование просто необходимо. Среди сверстников вопрос о дальнейшей судьбе тоже практически решён: многие студенты СПО второго курса собираются продолжить образование. Но и по высшему образованию у нас есть много вопросов.
С увеличением спроса на высшее образование, не пострадало ли его качество? Почему молодые люди так стремятся в ВУЗы ?
Последние десять лет стали в России периодом стремительного роста системы высшего образования. Число студентов, начало расти как в целом по стране, так и практически в каждом из ее регионов. Является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия?
За последние годы установилось правило, что без высшего образования невозможно занять достойное место в жизни, действительно ли это так?
Слайд 15
Образование, и, прежде всего, высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни всей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится главным фактором развития стран и народов. Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества : каким будет это общество, и какое место будет занимать в жёсткой конкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России тесно связано с обеспечением безопасности страны, созданием возможностей для развития общества и его граждан.
Большое влияние высшее образование оказывает на социальную структуру, например, на профессиональную структуру общества. Всем известно, что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать.
Социологические данные.
Мы нашли социологические материалы, касающиеся выпускников школ.
Слайд16
Среди них 30 - 40 % - точно знают, куда, в какой ВУЗ пойдут учиться.
Около 50 % собираются учиться дальше, но конкретно ничего ещё не решили.
И приблизительно 10 % однозначно не будут продолжать образование, а хотят сразу найти работу.
Таким образом, на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантов сориентировано от 40 до 60 % выпускников школ. Почему же так много выпускников хотят в ВУЗ?
Результаты анкетирования.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы организовали своего рода социологическое исследование. Мы провели анкетирование среди родителей и студентов нашей группы № 122. Анкета содержала всего два вопроса:
Слайд 17
1. Необходимо ли, на ваш взгляд, высшее образование?
а) да
б) нет
2. Каков, по-вашему, наиболее важный мотив получения высшего образования? (Расставьте цифры в порядке возрастания приоритетности).
а) необходимость самореализации
б) высшее образование придаст уверенность в себе
в) получение отсрочки от армии
г) нужен диплом, неважно какой
д) высшее образование позволит сделать карьеру
е) это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет
ж) это принесет хорошие деньги в будущем.
Анализ полученных данных дал следующий результат.
Необходимость высшего образования студенты признали почти однозначно - 98%.
Однако, взрослые разделились на две группы: за (90%) и против (10%).
На второй вопрос были следующие ответы:
2. Для студентов мнение, что высшее образование поможет сделать карьеру и, что оно придаст уверенность в себе, оказалось самым популярным. Следующим, но не менее значимым для студентов является желание зарабатывать хорошие деньги. На третьем месте оказался вариант ответа «а» (мне нужен диплом, неважно какой). Только 5 человек хотят самореализоваться. Вариант ответа "б" (чтобы получить отсрочку от армии) отметил всего 1% всех студентов. Остальные варианты не указывались.
Проанализировав опрос, мы пришли к выводу:
Слайд 18
1. Старший контингент (родители) подходят более осознанно к выбору жизненных ценностей.
2. У категории родителей желание самореализоваться и с помощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает (наверное, этого в жизни они уже добились), тогда как у студентов оно только набирает свои обороты.
3. Очевидно, что взгляды студентов во многом зависят от взглядов их родителей и от материального состояния семьи. Родители, не имеющие высшего образования, часто желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им более высоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не хотят, чтобы образование ребёнка было ниже, чем у них.
Нашим однокурсникам мы задали ещё один вопрос:
- Какой вы представляете свою будущую работу?
Самым популярным стал ответ, что работа будет хорошо оплачиваемой, но не очень сложной. Потом следовало мнение, что она будет обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом. Следующие несколько человек видят свою работу престижной, признанной и востребованной обществом. Почему– то меньше всего мечтают о том, что профессия будет соответствовать способностям и наклонностям. Некоторые хотят видеть свою работу такой, какая сможет предоставлять возможность регулярно выезжать по делам службы за границу. Другие хотели от работы самостоятельности и независимости.
Отсюда можно сделать вывод о том, что большинство студентов нашей группы хотели бы жить благополучно, более разнообразно, но при этом не затрачивая много сил и времени.
Заключение.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Образование – это определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя часто бывает, что, окончив институт, человек идёт работать продавцом, слесарем или просто охранником. Но, тем не менее, образование остаётся фильтром. Образование –это разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль.
Мы предполагаем, что многие из здесь присутствующих хотели бы в дальнейшем получить бесплатное высшее образование. Но у всех нас есть одна сложность – ЕГЭ. Во-первых, в техникуме нет программы подготовки к этому сложному экзамену. Во-вторых, школьные предметы мы изучаем на первом курсе, а ЕГЭ сможем сдавать после четвертого.
Поэтому мы хотим дать вам два совета.
Слайд 19
Как поступить на очное отделение без ЕГЭ?
Конечно, многим хотелось бы учиться на очном отделении института
Оказывается даже на такое отделение нам поступить можно и без ЕГЭ, правда придется сдать экзамены в самом университете или институте. Поступать без сдачи ЕГЭ можно после техникума или колледжа, но при условии, что абитуриент идет на бакалавриат по своему профилю. В этом случае количество вступительных испытаний и проходной бал определяют в вузе. Степень бакалавра получает выпускник ВУЗа, который проучился 4 года и не имеет узкой специализации.
Слайд 20
А можно учиться заочно. Обычно заочную форму образования в государственных ВУЗах получают бесплатно. В федеральном законе говорится, что гражданин, не имеющий высшего образования, имеет право обучаться заочно за счет бюджета, если наберет нужный проходной бал на вступительных экзаменах. Главное, чтобы в вузе были соответствующие места. Вам необходимо обратиться в приемную комиссию выбранного университета или института и выяснить, на каких специальностях возможно бесплатное заочное обучение при условии, что это будет первое высшее образование. Далее – пройти вступительные испытания, и при получении проходного бала начать учиться.
Эта форма обучения удобна для тех, кто после техникума хочет работать, но мечтает о высшем образовании. В этом случае по окончании полного курса выпускнику присваивается звание бакалавра, специалиста или магистра – в зависимости от того, какой «план» обучения выбрал для себя учащийся. Степень специалиста и магистра требует большего срока обучения и даёт конкретную специализацию и рабочую практику.
Так что всё в наших руках.
Слайд 21
В получении хорошего образования заинтересован почти каждый отдельно взятый человек. Но гораздо больше в этом заинтересовано наше государство, которое не просто декларирует право ребенка и любого гражданина на образование, но всё больше и больше задумывается о повышении гарантий в реализации этого права в нашей стране. По крайней мере у студентов техникумов возможность получить бесплатное среднее профессиональное образование уже реализуется, а получение бесплатного высшего профессионального образования вполне возможно.
Библиографический список.
1.Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон об образовании.
3. Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
4. Всеобщая декларация прав человека
5. Конвенция ООН о правах ребенка.
6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
7. Официальный сайт МГУ им. М.В.Ломоносова.
8. Материалы сайта «Российская газета».
Слайд 2
Право ребёнка на образование – декларация или реальность?
Слайд 4
-
Слайд 6
Статья 28 «Конвенции о правах ребенка» «1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: a ) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b ) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c ) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d ) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e ) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Слайд 7
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Определяет базовые права человека.
Слайд 8
Статья 26 «Всеобщей декларации прав человека» «1.Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».
Слайд 10
Статья 43 «Конституции Российской Федерации». 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 12
Из «Закона об образовании». «Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.»
Слайд 13
13Статья 5 «Закона об образовании». Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. 1 . Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Слайд 14
«Синдром высшего образования» ,то есть стремление обязательно получить высшее образование.
Слайд 15
Сегодня стремление получить высшее образование – это важный шаг в жизни каждого молодого, а иногда и «бывалого» человека. Считается, что без профессиональных знаний невозможно найти достойную работу или организовать свое дело. При этом поступить в университет могут и те, кто только окончил школу, и те, кто решился на получение дополнительного образования, уже имея определенный стаж работы по другой специальности.
Слайд 16
Социологические данные. Среди выпускников школ 30 - 40 % - точно знают, куда, в какой ВУЗ пойдут учиться. Около 50 % собираются учиться дальше, но конкретно ничего ещё не решили. Около 10 % однозначно не будут продолжать образование, а хотят сразу найти работу.
Слайд 17
Анкета. 1. Необходимо ли, на ваш взгляд, высшее образование? а) да; б) нет. 2. Каков, по-вашему, наиболее важный мотив получения высшего образования? (Расставьте цифры в порядке возрастания приоритетности). а) необходимость самореализации; б) высшее образование придаст уверенность в себе; в) получение отсрочки от армии; г) нужен диплом, неважно какой; д ) высшее образование позволит сделать карьеру; е) это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет; ж) это принесет хорошие деньги в будущем.
Слайд 18
Выводы. 1.Родители подходят более осознанно к выбору жизненных ценностей. 2.У категории родителей желание самореализоваться и с помощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает (наверное, этого в жизни они уже добились), тогда как у студентов оно только набирает свои обороты. 3.Очевидно, что взгляды студентов во многом зависят от взглядов их родителей и от материального состояния семьи. Родители, не имеющие высшего образования, часто желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им более высоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не хотят, чтобы образование ребёнка было ниже, чем у них.
Слайд 19
Как поступить на очное отделение без ЕГЭ? Самой популярной среди школьников и выпускников средне- специальных учебных заведений является, конечно, очная форма получения образования. Сегодня для зачисления на очное отделение нужно сдавать ЕГЭ. Поступить без ЕГЭ можно, но придется пройти вступительные испытания в самом университете или институте. Но для этого нужно, чтобы абитуриент подходил под определенные критерии. Так, поступать без сдачи ЕГЭ можно после техникума или колледжа, но при условии, что абитуриент получает степень бакалавра по своему профилю. В этом случае количество вступительных испытаний и проходной бал определяют в вузе.
Слайд 20
Бесплатное заочное образование В федеральном законе говорится, что гражданин, не имеющий высшего образования, имеет право обучаться заочно за счет бюджета, если наберет нужный проходной бал на вступительных экзаменах. Вам необходимо обратиться в приемную комиссию выбранного университета или института и выяснить, возможно ли бесплатное заочное обучение при условии, что это будет первое высшее образование. Далее – пройти вступительные испытания, и при получении проходного бала начать учиться. Подобная форма обучения удобна для работающих граждан, желающих повысить свой образовательный уровень. При этом по окончании полного курса выпускнику присваивается звание бакалавра, специалиста или магистра – в зависимости от того, какой тип обучения выбрал для себя учащийся.
Слайд 21
Весь мир в наших руках
Мальчик и колокольчики ландышей
Пятёрки
Пчёлки на разведках
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Валентин Берестов. Аист и соловей