В данной работе ученица использовала литературу и архивные документы по истории нижегородских женских монастырей и показала на их примере роль преподобного Серафима Саровского в развитии женского монашества.
Вложение | Размер |
---|---|
no_2_-liza_spasibova_shk._24.doc | 141 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
Нижегородские обители, основанные с благословения преподобного Серафима Саровского.
Выполнила:
Спасибова Елизавета
ученица 10 класса
МОУ СОШ № 24
Советского района
Руководитель:
Янкавцева
Юлия Александровна
учитель истории
МОУ СОШ № 24
Советского района
Нижний Новгород
2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основание Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского монастыря…………………………………………………………………….5-10
Глава 2. Основание Серафимо – Понетаевского женского монастыря..11-14
Глава 3. . Основание Дальне – Давыдовского женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»………………………………15-19
Заключение…………………………………………………………………..20-21
Список литературы……………………………………………………………22
Введение
Преподобный Серафим Саровский - прославленный русский подвижник и чудотворец. В его честь проходят богослужения, поют молебны, читают акафисты везде, где есть православные приходы.
Мудрость преподобного Серафима и его речь, доступная пониманию всех приходящих к нему людей, были результатом огромного духовного труда, которые душа его получила от долголетнего общения с Богом в молитве и уединении.
О Серафиме Саровском издано много книг, в которых авторы обращают внимание на добрые отношения батюшки Серафима к приходящим к нему женщинам, что было большой редкостью по тем временам. Кроме того, эти же исследователи отмечают важнейшую роль преподобного Серафима в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей.
Главным детищем святого старца Серафима стала Дивеевская обитель. Сотни тысяч паломников едут сегодня в Дивеево из-за границы и со всех концов нашей страны. Едут к дивеевским сёстрам, чтобы получить от них батюшкину радость, батюшкин мир в душе, чтобы стать добрее и лучше, чтобы научиться у них той великой любви, которую когда-то завещал своим сёстрам преподобный Серафим. Я тоже была в Дивеево с родителями два раза. Порядок в обители и весь её облик произвели на меня глубокое впечатление. Мне никогда не приходилось видеть такой живой веры в слова человека, давно умершего, такого полного сознания силы его заступничества перед Господом и Божией Матерью, такой надежды на его помощь во всех трудностях жизни, как в Дивеево. Там я узнала, что кроме Дивеевской обители, с благословения и предсказания преподобного Серафима Саровского в Нижегородской губернии было основано ещё несколько женских обителей. И, когда я узнала тему Рождественских чтений в этом году, я решила найти материал и написать работу об обителях, основанных с благословения преподобного старца.
Целью данного реферата является изучение и обобщение материала, отражающего историю возникновения некоторых нижегородских женских монастырей, духовно связанных с преподобным Серафимом Саровским.
Задачи, поставленные в реферате:
При подготовке реферата были изучены документы из Центрального архива Нижегородской области (ГУ ЦАНО) фонда 570 – Нижегородской Духовной консистории. «Дело об увольнительных грамотах, необходимых для поступления в женский ардатовский монастырь…», отчёт благочинного Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря настоятеля архимандрита Макария 1867 года, рапорт Нижегородскому епископу Филарету (Малышевкому), сведения о трёх женских общинах в селе Дивеево за 1847 год, сведения о воле покойного старца Серафима Саровского, сведения о живописных работах по дереву, холсту и финифти Серафимо - Понетаевского монастыря, «Дело о имении села Дальнаго Давыдова крестьянскою девкою Ненилою Борисовою молитвенного дома (и проч.)».
Я считаю, что изучение жизни преподобного Серафима, его духовного опыта нам сегодня необходимо. Сегодня нужны исследования, расширяющие наши знания о Саровском старце, потому что облик преподобного Серафима Саровского, как русского святого, необычайно многогранен. И каждый исследователь, прикоснувшийся к изучению его жизни, будет открывать для себя новые грани этого удивительного подвижника. Читая литературу по теме, изучая документы, я тоже для себя открыла новые грани этого удивительного подвижника: его доброту, его всепрощающую нелицемерную любовь к людям, независимо от происхождения и знатности, твёрдость духа, непоколебимость веры, дар убеждения, его стремление к духовному совершенству.
Глава 1. Основание Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского монастыря.
В ходе изучения церковного и архивного материала я узнала, что с благословения и предсказания преподобного Серафима Саровского в Нижегородской губернии было основано восемь женских обителей, а две были возобновлены. Таким образом, можно говорить о десяти женских монастырях, связанных с именем Саровского старца: Покровский Ардатовский монастырь, Спасский – Зеленогорский монастырь, Мало – Пицкий монастырь во имя иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость», Николаево – Георгиевский Абабковский монастырь, Свято – Троицкий Серафимо – Дивеевский монастырь, Дальне – Давыдовский монастырь во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали», Кутузовский монастырь во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали», Курихинская община во имя иконы Божией матери «Знамение», Серафимо – Понетаевский монастырь во имя иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость», Мелявская община во имя иконы Божией матери «Умиление».
В своей работе я рассматриваю историю трёх женских обителей: Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского , Серафимо – Понетаевского и Дальне – Давыдовского монастырей.
Почему именно этих монастырей?
Побывав в Дивеево, я решила, в первую очередь, познакомиться с историей Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского монастыря и с судьбой его первоосновательницы преподобной Александры (в миру Агафьей Семеновной Мельгуновой). Читая книги об этой обители, знакомясь с его, очень не простой историей, я узнала о так называемой «дивеевской смуте», которая продолжалась с мая по ноябрь 1861 года, и о том, как она была преодолена, о том, что было принято решение удалить в другой монастырь трёх послушниц. Так вот одна из них Гликерия (Занятова) основала Серафимо – Понетаевский монастырь в 1864 году, после ухода из Дивеева. На могиле преподобного старца Серафима, которого Гликерия знала с детских лет, она получила духовную поддержку на основание новой обители в селе Понетаевка. Владелица села Понетаевка Елизавета Алексеевна Копьева ещё при жизни старца Серафима получила от него благословение на открытие при своей усадьбе богадельни. Меня заинтересовала история создания Серафимо - Понетавского монастыря ещё и потому, что это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская, задолго до канонизации батюшки Серафима.
Первоосновательницей Серафимо – Дивеевского монастыря была преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова). Агафия Семеновна родилась в богатой дворянской семье Белокопытовых. Рано вышла замуж за полковника И. И. Мельгунова, имевшего имения в Ярославской, Владимирской, Рязанской (Переяславской) губерниях, 700 душ и богатый капитал. В скором времени она овдовела, оставшись с маленькой дочкой на руках. Видимо, скорая смерть мужа произвела глубокое впечатление на молодую женщину. Она принимает решение стать монахиней. Агафия Семеновна берёт с собой трёхлетнюю дочь и отправляется в Киев, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и спросить совета о своей жизни. Приехав в Киев, Агафия поступила во Флоровский Вознесенский женский монастырь, где она очень скоро приняла монашество с именем Александры. Но пробыла она в монастыре недолго. Во сне было ей видение Пресвятой Богородицы, приказавшей ей идти на север России, где Она через неё даст основание Своему Четвертому Уделу на земле, в котором соберётся благодать всех трёх Её Уделов: Иверии, Афона и Киева (5,7).
Матушка Александра покинула Киев и начала своё путешествие по монастырям России. Обойдя многие святые места, она в октябре 1760 года пришла в Дивеево. Утомившись с дороги, присела она на крыльцо небольшой деревянной церкви и отдыхала после долгой дороги. И здесь снова во сне явилась ей Божия Матерь, которая указала на Дивеево, как на место Её четвёртого и последнего удела на земле. Именно здесь, в Дивеево, должна была матушка Александра основать женскую обитель, находящуюся под особым покровительством Царицы Небесной (1).
Затем матушка Александра отправилась за советом к старцам в Саровский монастырь. Они благословили матушку Александру на устроение в селе Дивеево женской общины. Матушка Александра возвратилась в Дивеево. Но вскоре умерла её дочь. Это страшное горе не сломило её, а было воспринято ею как указание Божие и подтверждение того, что ничто земное не должно её привязывать к миру и мешать в устроении Святой обители. Матушка на некоторое время покинула Дивеево для решения вопросов, связанных с делами наследства. Она отправилась в свои имения, чтобы окончательно распорядиться ими. В 1766 – 1767 годах матушка Александра продала свои рязанские имения и в октябре 1767 года окончательно поселилась в Дивеево у местного священника отца Василия Дертева. С 1767 по 1775 года матушка Александра занималась перестройкой приходской деревянной церкви во имя Первомученика и Архидиакона Стефана с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, а затем строительством каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Проходили годы, а воля Божией Матери в устроении женской общины не выполнялись. Это тревожило матушку Александру, но никто из помещиков, владевших землёй в Дивеево, не хотели её продавать. Однако в 1780 году помещица Жданова села Дивеево пожертвовала матушке землю рядом с Казанской церковью, и матушка по совету старцев построила на ней три кельи, обнеся их оградой, и тем самым положила начало женской общине. Так и жила матушка Александра с сёстрами до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, в постоянном труде и молитве. Духовное руководство над сестрами осуществлял великий саровский старец – игумен Саровского монастыря отец Пахомий. Умерла матушка Александра в июне 1787 года (1). Перед смертью она попросила отца Пахомия не оставлять дивеевских сестёр после её кончины. Опекать неопытных послушниц и заботиться об общине, основанной с благословения Царицы Небесной. Отец Пахомий обещал по мере сил заботиться о сестрах, но по старости своей, попросил иеродиакона Серафима стать попечителем молодой общины.
После смерти первой настоятельницы женской общины преподобной Александры Дивеевской, заботу о ней взял на себя преподобный Серафим. Преподобный Серафим Саровский был подлинным отцом для сестер, они обращались к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. По указанию Матери Божией он отделил девиц от вдов и основал для девиц отдельную Мельничную общину. Для содержания общины построили мельницу, при которой и жили девицы. Окружала Мельничную общину канавка, вырытая сестрами по велению преподобного Серафима. Исполняя указания Божией Матери, Серафим Саровский велел сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста. Этот труд должны были взять на себя только сестры общины. Преподобный Серафим говорил: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная». «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Сохранилось предание, что Преподобный Серафим благословлял брать землю с Канавки на исцеление. По преданию же преподобный Серафим сам положил начало Канавки Божией Матери, видя нерадения сестер, которые из-за непомерной тяжести такого труда все откладывали копание Канавки. И в последний период земной жизни святой старец особенно заботился о своем детище.
В книге Ольги Буковой я нашла сведения о том, что одно из самых ранних официальных упоминаний о Дивеевской женской общине относится к 1808 году в документах переписи между нижегородским губернатором Руновским и нижегородским архиепископом Вениамином II ( Краснопевковым). Речь в письмах шла о создавшейся без благословления правящего архиерея Зеленогорской женской общине. Вскользь владыка Вениамин замечает: «… И то еще, что таковые же точно собрания женщин и девок имелись прежде Ардатовской округи в селе Дивееве и Арзамасской округи в селе Ваду.
Существуют там оные, отчего и когда как сеи, так и зеленогорское завелись, на каких положениях составляющие их женщины и девки жительство свое основывали, или и ныне еще тоже производят, и нет ли таковых же собраний и в других селах мне не известно, потому, что ни от меня, ни от консистории моей, они на себя, так как зависящие более от земской полиции, а не от духовного начальства, никакого влияния, относящегося к содействованию в том, не имеют»(1) .
Письмо датировано 10 февраля 1808 года, и мы видим, что владыка Вениамин выражал крайнее неудовольствие из-за того, что женские общины возникли в епархии стихийно, без его архипастырского благословления, и он мало знал о них. Но о существовании женской общины в Дивееве он уже слышал.
Вторым официальным документом по Дивеевской общине можно считать обнаруженное в Нижегородском архиве «Дело об увольнительных грамотах, необходимых для поступления в женский ардатовский монастырь трех крестьянских девок д. Вертьяновской Ардатовского уезда».
Этот документ датирован 1828 годом, это довольно объемное по количеству листов дело, изучение которого раскрыло новые интересные факты из истории Дивеевского монастыря. Дело было заведено по поводу поступления трех крестьянских дочерей «… девок Степана Ильина – Прасковьи, Якова Терентьева – Домны и солдатской – Ирины Трифоновой…в монашество в устроенный Ардатовского уезда в помещечьем селе Девеево с благословления покойного пресвященного Моисея, епископа, общине, состоящей в ближнем расстоянии от деревни Вертьяновой» (2). Из этого документа становится известно, что Дивеевскую общину ранее уже устно благословил покойный Нижегородский епископ Моисей, который скоропостижно скончался в 1825 году.
В «Журнале Министерства внутренних дел» за 1847 год я нашла сведения о трёх женских общинах в селе Дивеево. «Дивеево, село Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, в 28 верстах от Ардатова, при речке Вичкинзе. Число жителей 274 души обоего пола, 31 двор, 2 церкви. В селе три женские общины: 1) Основана во второй половине XVIII века полковницею Агафьей Мельгуновой, эта община владеет своими, подаренными разными лицами, и помещается в доме близ сельской церкви Божией Матери: в ней в 1836 году было 112 вдов и девиц. 2) Основана в 1827 году по благословению иеромонаха Саровской пустыни Серафима, на земле, пожертвованной Баташевою. Дома, в которых помещалось в 1839 году 103 девицы, обнесены простой канавою; 57 десятин, подаренных в 1834 году двум общинам, обрабатываются самими отшельницами; имеют своё скотоводство и своих лошадей. 3) Община основана около 1820 года и невелика, в ней не более 15 девиц. Все отшельницы этих трёх общин занимаются шитьем риз и церковной утвари, ткут холсты, прядут, занимаются жатвой у сельских жителей» (2). Больше в документах сведений о третьей общине не встречается. Вероятно, что жившие в ней девушки перешли в «Мельничную» общину, а вдовы – в «Казанскую».
Информация из журнала даёт интересные сведения по многим вопросам. Во-первых, что жителей села Дивеево до 1840 года было чуть больше, чем сестер в трёх обителях (274 – в селе, 230 – в общинах). Во-вторых, сведения даны в журнал до объединения общин, ранее 1842 года, когда Святейший Синод своей властью объединил общины и официально их узаконил. В-третьих, узнали о полковнице Агафии Мельгуновой и о том, что вторая община основана была по благословению Саровского старца Серафима.
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» много говорится о любимом ученике батюшки Серафима – Николае Александровиче Мотовилове. Этот человек являлся основным жертвователем земельных наделов Дивеевским общинам, был защитником заветов батюшки Серафима.
После смерти батюшки Серафима в 1833 году общины села Дивеево «Казанская» и «Мельничная» продолжали существовать по своим правилам. В одном из документов, хранящихся в архиве, содержатся сведения о воле покойного старца Серафима Саровского: «…непременная воля покойного Саровской пустыни иеромонаха Серафима была в том, чтобы основанная им община была особою от прежде заведённой близ церкви Казанской Божией Матери полковницею Агапиею Мельгуновой общины. Почему он и основал ее в отдалении от превой почти на пол версты. Попечением его для сей новой общины построены были кельи, трапезная, мельница, в срублении которой он частию и сам трудился, и по которой община сия названа «Мельничною». Тому же доказательством служит и то, что он все место, где сделал постройку и предполагал быть новой обители, окопал широкою и глубокою канавою, и валом кругом на несколько сот саженей, которая с тех пор более десяти лет существует, и работа ея производима была сестрами общины без всякого со стороны Дивеева владельцев спору» (2). Далее, подробно описывается устройство двухэтажной церкви в честь Рождества Иисуса Христа и Рождества Пресвятой Богородицы, построенной для сестер Мельничной общины ещё при жизни батюшки Серафима и по его благословению. Рассказывается о заведенных порядках в общине, об иконе Божией Матери «Умиление» - любимой иконе батюшки, перед которой он и скончался, стоя на коленях. Преподобный Серафим считал свою общину самостоятельной, отдельной от «Казанской» и не хотел её слияния с общиной матушки Александры.
Но 12 июня 1842 года вышел указ Святейшего Правительствующего Синода об объединении двух Дивеевских общин в одну, с полным подчинением начальнице Казанской общины, матушке Ирине Прокофьевне Кочеуловой. С этого времени все пожертвованные общине земли, средства, имущество становились собственностью самой общины и принадлежали только ей. Община стала официальным юридическим лицом.
Тяжёлыми для всех сестёр Дивеевской обители стали события 1861 года. В мае 1861 года настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря была избрана девица из крестьян Гликерия Васильевна Занятова. С этим не согласились сёстры, выдвигавшие на должность начальницы другую кандидатуру. Так в Дивееском монастыре началась так называемая «дивеевская смута», которая продолжалась с мая по ноябрь 1861 года (5). Святейший Синод долго разбирался в ситуации и принял сторону большинства сестёр общины. Кандидатура начальницы Гликерии (Занятовой) не была утверждена Святейшим Синодом. Вместо неё начальницей монастыря стала Елизавета (Ушакова).
К началу XX века Серафимо – Дивеевская обитель была крупнейшим женским иноческим монастырём. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты» (1). Благоустроенное и хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке обширный монастырский комплекс, обеспечивая проживание более полутора тысяч сестёр. Однако впереди ждало дивеевских сестёр время революционных преобразований в России.
Как и многие монастыри Серафимо-Дивеевский монастырь в годы советской власти был закрыт и только с 1991 года он начал возрождаться к жизни и обретать былое значение. В 1991 году сюда крестным ходом из Петербурга были перенесены святые мощи Серафима Саровского. Рака с мощами преподобного ныне находится в Троицком соборе монастыря. Тысячи людей стекаются в монастырь, чтобы пройти с молитвой по знаменитой Богородичной канавке и поклониться главным святыням Серафимо-Дивеевской обители – честным мощам преподобного Серафима Саровского и чудотворному списку с иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», принадлежавшей преподобному старцу.
Глава 2. Основание Серафимо – Понетаевского женского монастыря.
Серафимо – Понетаевский Богородицкий Скорбященский женский монастырь находился при селе Понетаевка Арзамасского уезда Нижегородской губернии в 30 верстах от города Арзамаса и в 140 верстах от Нижнего Новгорода (3, 4, 8).
Монастырь этот был известен своей чудотворной иконой Понетаевской Божией матери «Знамение», красивым архитектурным ансамблем и уникальными монастырскими ремёслами.
Первоосновательницами Серафимо – Понетаевского женского монастыря были помещица села Понетаевка Елизавета Алексеевна Копьева и послушница Серафимо-Дивеевской обители Гликерия Васильевна Занятова.
О Елизавете Алексеевне Копьевой известно, что она была дочерью генерал-майора Алексея Даниловича Копьева. Ко времени основания обители в 1862 году это была уже немолодая, богатая и одинокая женщина, хорошо знавшая старца Серафима и часто бывавшая у него в Саровском монастыре. Там она подолгу беседовала с батюшкой, советуясь с ним по житейским проблемам (1,2, 5).
Послушница Дивеевской общины Гликерия Васильевна Занятова родилась в 1819 году в деревне М. Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина. Её мать, исцелённая от тяжёлой болезни, молитвами преподобного Серафима Саровского, дала обет посвятить на служение Богу младенца, рождённого ею после этого чудесного исцеления. Вскоре у неё родилась девочка, которую назвали Гликерией (Лукерьей). Мать воспитала дочку в любви к Богу, приучила к молитвам и благочестивому поведению. Она часто брала её с собой в Саровский монастырь, чтобы пообщаться с батюшкой Серафимом, получить от него мудрый совет и наставление в жизни. С ранних лет хорошо запомнила девочка вековой лес и извилистую тропинку между гигантскими соснами, ведущую к скромной келье старца Серафима. Глубоко в сердце отложились у девочки встречи с батюшкой, его доброта и простота в общении (1).
В 1832 году, когда Гликерии исполнилось 12 лет, батюшка Серафим благословил её на поступление в Дивеевскую Мельничную общину. Но перед этим, она должна была сходить пешком с группой богомольцев в Киев, чтобы поклониться святым мощам угодников Божьих в Киево-Печерской лавре и получить благословение на иноческое житье. Вернувшись, Гликерия поступила в Дивеевскую общину, выполняла там различные монастырские послушания и прожила в ней двадцать девять лет.
Преподобный Серафим Саровский предсказывал беды Дивеевской общине, если сестрами будут забыты или нарушены его заветы. Сёстры Дивеевского монастыря перенесли немало скорбей из-за непонимания и недоброжелательности, пытаясь жить не по заветам старца Серафима, а по своему разумению. Об этом подробно написано в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» (7). Тяжёлыми для всех сестёр Дивеевской обители стали события 1861 года, которые разделили сестёр на два непримиримых лагеря, посеяв смуту на долгие годы.
В 1859 году Дивеевскую общину покинула настоятельница Екатерина Васильевна Ладыженская. Тогда сёстры выдвинули на должность начальницы свою кандидатуру – послушницу из дворян Елизавету Алексеевну (Ушакову). Но мнения сестёр по этому вопросу разделились. Часть сестёр хотела видеть на месте начальницы послушницу Гликерию (Занятову). Эту же кандидатуру поддержала и Нижегородская Духовная консистория. Но большинство сестёр поддержало кандидатуру Елизаветы Алексеевны (Ушаковой). В мае 1861 года настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря была избрана девица из крестьян Гликерия Васильевна Занятова. С этим не согласились сёстры, выдвигавшие на должность начальницы другую кандидатуру. Так в Дивееском монастыре началась так называемая «дивеевская смута», которая продолжалась с мая по ноябрь 1861 года (5). Святейший Синод долго разбирался в ситуации и принял сторону большинства сестёр общины. Кандидатура начальницы Гликерии (Занятовой) не была утверждена Святейшим Синодом. Вместо неё начальницей монастыря стала Елизавета (Ушакова).
Из письма святителя Филарета (Дроздова) преподобному Антонию (Медведеву) от 16 февраля 1862 года мы узнаём о том, что было принято решение удалить в другой монастырь Гликерию (Занятову) и ещё двух послушниц (2,5). Удалённые из обители сёстры пришли в Саровскую обитель на могилу батюшки Серафима. По словам Гликерии, она услышала совет от батюшки – пойти в село Понетаевку, где они смогут найти приют (1).
В селе Понетаевка много лет проживала в своём имении Елизавета Алексеевна Копьева, которая бывала в Дивеевской обители, хорошо знала Гликерию и не раз приглашала её к себе в имение. Узнав о том, что произошло, Елизавета Алексеевна сразу вспомнила наказ батюшки Серафима и предложила сёстрам приют в своём имении, окружив их любовью и заботой.
Известие о том, что удалённые сёстры с Гликерией поселились в Понетаевке, где нашли добрый приют и понимание, достигло вскоре Серафимо-Дивеевского монастыря. Сёстры-художницы, любившие Гликерию и желавшие жить с ней и под её руководством, стали покидать Дивеевскую обитель и приходить на жительство в село Понетаевку. В короткие сроки в имении собралось более сорока сестёр. Елизавета Алексеевна написала прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Нектарию (Надеждину) об учреждении в её имении женской общины во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с наименованием Серафимовская. Нижегородская духовная консистория ходатайствовала перед Святейшим Синодом об утверждении в селе Понетаевка женской общины. Из документов стало известно, что община была утверждена императором и Святейшим Синодом 27 октября 1864 года, в кратчайшие после подачи прошения сроки (1, 4). Это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская задолго до канонизации батюшки Серафима. В конце 1864 года в Серафимо - Понетаевской общине проживало уже шестьдесят сестёр.
Во главе этой новой обители, с общего согласия сестёр встала Гликерия Занятова. Кроме организаторских способностей и таланта художницы, Гликерия обладала умением вдохновенно и убедительно говорить. Она удивляла всех своими способностями, хотя фактически не имела никакого образования.
Община быстро строилась, и в 1867 году из отчёта благочинного Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря настоятеля архимандрита Макария стало известно, что в общине имеются: « …церковь одна и в ней один Святой Престол, жилых корпусов 10, из них один каменный и девять деревянных на каменном фундаменте. Сверх оных ещё конный и скотный двор с двумя жилыми корпусами. Корпус двухэтажный в лесной, жалованной от казны даче. В общине была выстроена больница на каменном фундаменте. Проживало в общине 40 монахинь и 130 послушниц, а всего 170 сестёр. В том же 1867 году в общине были построены трапезная и церковь» (2).
В 1869 году Серафимо - Понетаевская община была возведена в степень третьеклассного общежительного женского монастыря, с учреждением при нём училища для девиц духовного звания (2). В 1870 году Гликерия Занятова приняла монашеский постриг с именем Евпраксии и в этом же году она удостоилась возведения в сан игуменьи.
С первых дней возникновения обители сёстры занимались живописными работами, т.к. были искусными художницами. Мастерицы писали не только по дереву, холсту, но и по финифти. Росписью по финифти никто в нижегородском крае больше не занимался. Этот вид росписи на эмали в XIX веке процветал в Москве, Санкт-Петербурге, в Ростове - Ярославском и в селе Понетаевка. Как следует из архивных документов, искусство росписи сёстры перенесли в свой монастырь из города Санкт – Петербурга, где обучались в Академии художеств. Из отчётов монастыря за 1867 год стало известно, что росписью по финифти занималось пять монахинь, а ещё две были заняты тем, что готовили плитки и оправу финифтяных образов (2).
Стабильный доход сёстры Серафимо - Понетаевского монастыря могли получать только от живописных работ, поэтому в 1871 году различными живописными работами занималось 25 монахинь. Доход от живописных работ постоянно увеличивался. В 1867 году он составил 820 рублей, а в 1872 году – уже 1498 рублей. Монастырь с каждым годом всё крепче вставал на ноги и, несмотря на то, что в Нижегородской губернии было достаточно много женских общин, многие женщины стремились поступить именно в Понетаевский монастырь. И если в 1872 году в Серафимо - Понетаевском монастыре проживало 247 сестёр, то в 1884 году – уже 408 (2).
Но особо знаменательным для Серафимо - Понетаевского монастыря стал 1885 год, потому что в монастыре произошло чудо. Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы», написанная в монастыре, стала чудотворной.
Более 30 лет управляла монастырём игуменья Евпраксия, созидая его с Божией помощью и молитвами преподобного Серафима Саровского. Свято храня заветы батюшки Серафима, и благоговея к его памяти, игуменья Евпраксия усердно собирала в обители предметы, освящённые молитвенными подвигами преподобного старца. В Серафимо - Понетаевском монастыре бережно хранились медный крест, найденный саровским иеромонахом Анастасием при раскопе места дальней пустыньки преподобного Серафима, часть дерева от его кельи, осколки камня, на котором он молился 1000 дней и ночей, восковые свечи из его кельи, лоскуты от его мантии, рубах, несколько полотенец (2). В монастырском саду была устроена оранжерея, в которой выращивались редкие цветы, и сёстры любили бывать в ней, там находилась сделанная в натуральную величину деревянная скульптура преподобного Серафима Саровского, кормящего медведя. Память и почитание батюшки чувствовались в монастыре на каждом шагу, и ни о каком забвении его наказов не было и речи.
В 1893 году скончалась матушка Евпраксия. Десяти лет не дожила она до всероссийского прославления старца, благословившего её когда-то на монашескую жизнь.
Глава 3. Основание Дальне – Давыдовского женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
О Дальне – Давыдовском монастыре мне захотелось узнать в связи с предсказанием преподобного Серафима Саровского, о котором я узнала, читая книги. Интересно то, что его предсказание об основании Дальне – Давыдовском монастыря относится к 1785 году. Но только в 1813 году родилась девочка, о которой Саровский старец сказал: «людям она будет на посмеяние, Царице Небесной на прославление» - речь шла о Неонилле Захаровой, крестьянской девушке, которая в 40-е годы XIX века основала женский монастырь в селе Дальне – Давыдово.
Дальне – Давыдовский женский монастырь находился в Горбатовском уезде Нижегородской епархии. Его основание также тесно связано с именем преподобного Серафима Саровского. Серафим, будучи иноком Саровского монастыря, исполнял послушание сборщика денег, часто ходил в большие города и неоднократно заходил в большое село Дальне – Давыдово (3). Его хорошо помнили местные крестьяне, которые слышали его предсказание о возникновении близ села женской обители. Церковные предания об этом предсказании сохранились до нашего времени.
В книге Ольги Буковой я нашла это предание. Вот выдержка из него: «В 1875 году инок Саровской пустыни Серафим и инок Муромский Антоний шли по лесной дороге из Мурома в Саров. Недалеко от села Дальне – Давыдово, в местечке, называемом Кряжёва сечь, молодые иноки Серафим и Антоний сели отдохнуть. Место было очень красиво: дубовый лес, большая залитая солнцем поляна, в овраге звенели ручьи, невдалеке слышался звон колокола сельской церкви. «На этом самом месте, отче, - сказал о. Серафим о. Антонию, - будет женский монастырь. Здесь будет храм во имя Божией Матери «Утоли моя печали». Обоснует его девица, она будет людям на посмеяние, а Царице Небесной на прославление». Сказав это, инок Серафим встал и топориком, который он имел обыкновение носить при себе, срубил два дубка и сделал крест. Водрузив крест возле кустов, молодые иноки пропели тропарь кресту и поклонились Случайным свидетелем сооружения креста и разговора двух иноков стал крестьянский мальчик из деревни Натальино, по фамилии Дубов. Этот разговор он позже и передал настоятельнице монастыря во время освящения первого храма в святой обители».
О детских годах жизни Неониллы известно немного: родилась в 1813 году, умерла в 1875 году в возрасте 62 лет. «Отец – крестьянин Борис Захаров – умер вскоре после рождения дочери, и мать воспитывала малолетних детей одна. Неонилла не играла с соседскими детьми в игры, сторонилась их, была молчаливой и нелюдимой. В ответ они её дразнили, называли дурочкой и нередко обижали. Все обиды она переносила смиренно» (1). Но уже с детства имела доброе и отзывчивое сердце, помогала по мере сил старикам, старалась услужить им, чем могла. Свои мысли и скорби доверяла она своему деду Косьме Григорьевичу Кербенёву. И всегда находила у него поддержку. Грамоте Неониллу не учили, но она имела очень хорошую память, на память знала службу в церкви и пела всю Псалтирь. Много молилась в церкви и дома, летом помогала матери в поле, а зимой пряла и вязала четки. Церковь в селе была каменная, трехпрестольная, главный престол был освящён в честь Рождества Христова в 1813 году (8).
Сохранились предания о том, что во сне к Неонилле несколько раз являлась Божия Матерь. Она велела ей украсить икону Божией Матери «Утоли моя печали», обещала ей свою помощь и вразумление. «Шла литургия. Неонилла молилась со слезами на глазах и во время херувимской песни вновь удостоилась видения Божией Матери и св. Николая, и услышала голос: «Неонилла! Укрась мой образ «Утоли моя печали», и тогда будешь разумна»(10). По преданию, с этого времени Неонилла перестала дичиться людей, и её перестали дразнить дурочкой. К ней в село пришли две женщины, одна из которых принесла бархат и жемчуг на украшение иконы, а другая деньги на икону. Так исполнилось обещание Божией Матери помогать Неонилле. Для поклонения иконе народ стекался со всех сёл. Слава об этой чудотворной иконе разнеслась по всем деревням. Стали обращаться и к Неонилле, прося её молитв и помощи, т.к. народ убедился в покровительстве ей самой Божией Матери. Приход большого количества людей к Неонилле вызвал необходимость поселиться ей отдельно от семьи. На жительство к ней попросились две благочестивые девушки, и они стали жить вблизи приходской церкви в уединении и молитве, строго постясь и соблюдая монашеские правила. Слух о подвижницах вскоре разнесся по всей округе, и к ним стали приходить богомольцы. Среди местного населения утвердилось мнение, что по молитвам подвижниц происходят исцеления даже тяжелобольных людей. Вскоре к ним стали проситься и другие девицы, желавшие жить по-монашески. Так образовалась маленькая женская богадельня, в которой благочестивые девицы вели жизнь скромную и молитвенную. Так продолжалось около семи лет.
Анализ преданий позволяет увидеть общие черты: это основание монастыря недалеко отсела Дальне-Давыдово, именно Неониллой – жительницей этого села. В преданиях говорилось и о том, что Неонилла до определённых лет была неразумна, но потом исцелилась. Изучение архивных документов подтвердило предания, что позволяет относится к ним с большим доверием.
В фонде Нижегородской Духовной консистории удалось найти «Дело о имении села Дальнаго Давыдова крестьянскою девкою Ненилою Борисовою молитвенного дома (и проч.). Начато 19 марта 1841 г. Кончено 15 октября 1845г. На 36 листах» (2). Начинается дело под грифом «Секретно» рапортом горбатовского земского исправника Андрея Гущина нижегородскому военному губернатору, управляющему и гражданской частью. В рапорте исправник сообщает о крестьянской девке Неонилле из села Дальне-Давыдово, об иконе Божией Матери «Утоли моя печали», о большом скоплении народа для богомолья в селе и о продолжающихся пожертвованиях на украшение иконы. Ещё исправник сообщал, что «от иконы сей чудотворений до ныне никаких не было и девка Борисова до вышеозначенного времени подобных описанному здесь сновидений не имела» (2). Духовная консистория обязала священника следить за тем, «чтобы ни прихожане, ни священники и особенно крестьянская девка Неонилла не распространяли ложных слухов о чудотворении иконы» (2).
Неонилла тяжело переживала происходящее. Она несколько раз ходила в Саровский монастырь, встречалась и беседовала с преподобным батюшкой Серафимом, просила его молитв и совета. «В Сарове долгое время сохранялась память о том, как преп. Серафим заботился об устройстве на Кряжевой сечи женского монастыря и как склонял к этому часто к нему приходившую Неониллу Борисову. Преподобный любил эту местность, хорошо знал её, т.к. в молодости бывал там неоднократно» (1). Впоследствии Неонилла говорила, что батюшка Серафим часто беседовал с ней об основании обители в Дальне-Давыдове, но предупреждал, что она закончит свою жизнь в другом монастыре, который ей также придётся основать.
Вскоре умерла её мать. Неонилла давно уже давно тяготилась постоянным приходом к ней людей. Она всё чаще стала уходить из села на Кряжевую сечь, чтобы в тишине, в лесу, в одиночестве предаваться молитве. Земля на Кряжевой сечи принадлежала помещице Суровцевой и в 1845 году Неонилла поросила помещицу разрешить ей и её помощницам поселиться в этом уединённом месте. Помещица не отказала, разрешение было получено, и вскоре на Кряжевой сечи были выстроены три кельи. Так началась уединённая подвижническая жизнь нескольких сестёр, полная лишений и трудностей. Неонилла день и ночь проводила в молитве. По её просьбе была сделана точная копия с чудотворной иконы Божией Матери «Утоли моя печали» из Дальне-Давыдовской церкви, которая стала главной святыней маленькой общины сестёр. День и ночь просили сёстры помощи у Царицы Небесной в устроении обители. Так прошло четыре года. Сёстры ходили на службу и исповедь в сельский храм, а жили уединённо в трудах и молитве в лесу на Кряжевой сечи. Жили, в основном, на подаяние. Средств не было не только на сооружение обители, но даже на покупку земли под неё.
Божия Матерь услышала молитвы маленькой общины. Неожиданно в село пришла из Сибири странница, чтобы поклониться чудотворной иконе «Утоли моя печали», слава о которой шла по России. Странница была дворянкой Дарьей Артамоновой. Она была вынуждена бежать из дома, забрав капитал, и странствовать по России. Поклонившись чудотворной иконе, она побывала и у Неониллы, погостив там несколько дней. Затем отправилась дальше в дорогу, но заблудилась в лесу, и опять пришла в Кряжевую сечь. Вскоре она заболела и перед смертью передала Неонилле всё своё состояние, попросив только, чтобы после её смерти ей устроили богатые похороны. Неонилла выполнила просьбу женщины. Так, неожиданно, Неонилла получила средства, необходимые для основания обители.
Неонилла была неграмотна и понимала, что для того, чтобы правильно решить все юридические дела, связанные с покупкой земли, постройкой церковных зданий, им в помощь нужен грамотный, умный человек, к тому же глубоко верующий и порядочный. Она обратилась с просьбой оказать помощь общине к жившему неподалёку от них Валериану Владимировичу Аристову, помещику села Кирюшино. Аристов, на данные Неониллой деньги, купил всю Кряжевую сечь и многие близлежащие земли на своё имя. А затем в 1851 году он обратился к преосвященному Иеремие, епископу Нижегородскому и Арзамасскому, с просьбой походатайствовать перед Св. Синодом об открытии на Кряжевой сечи женской общины во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Со своей стороны Аристов должен был передать общине все дарственные записи на приобретённые земли и обещал помочь в сооружении первоначальных церковных построек. Преосвященный Иеремия ходатайствовал об открытии женской общины. Владыка благословил Аристова на строительство первоочередных церковных построек.
Казалось бы, ничто больше не мешало устроению святой обители. Но внезапно Аристов принял решение о переносе обители на другое место. Но Неонилла своих убеждений не меняла. Не сразу Аристов понял, что поступает неверно, но всё-таки согласился, спустя некоторое время, строить обитель на Кряжевой сечи.
Самоотверженная жизнь Неониллы и сестёр, которые жили с ней, их доброта, отзывчивость, труд, искренняя молитва – всё это снискало любовь и уважение крестьян соседних деревень, которые охотно им помогали. Сёстры трудились день и ночь, чтобы возвести обитель. Приходилось корчевать лес, расчищать землю, носить брёвна и доски, помогать в строительных работах. Неонилле, по молитвам её, был дан дар находить родники с чистой питьевой водой. В обители установился мир. Аристов заботился о возведении церковных строений. Сёстры много молились и трудились на полевых работах, а в зимнее время занимались рукоделием. Рядом с обителью был разбит большой ягодный сад. Особым послушание сестёр в обители было чтение неусыпаемой Псалтири у негасимой лампады перед иконой Божией Матери и поминовение усопших. Они поминали всех, независимо от того, приносили им деньги на помин души умершего или нет. Так в трудах и молитвах прошло семь лет. В 1857 году Дальне-Давыдовская община была высочайше утверждена. А 17 февраля 1858 года высочайше утверждённая община была открыта, но начальницей её была назначена не Неонилла, а рясофорная послушница Вера Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря (в миру Вера Ивановна Соколова) (1).
Неонилла всю жизнь помнила слова преподобного Серафима Саровского о том, что ей придётся в жизни основать две обители, и смиренно приняла удар судьбы. Она понимала неизбежность исполнения пророчества и поэтому, несмотря на то, что столько трудов было положено в дорогой ей сердцу обители, смиренно всем отвечала, что это не её воля, а Царицы Небесной, «мне надо основать ещё другую обитель» (1). Так и простилась Неонилла с родной её сердцу обителью и отправилась искать место, которое должна была ей подсказать Царица Небесная для основания ещё одной святой обители.
Судьба этой женщины - первоосновательницы необыкновенно интересна, поскольку предсказания о ней были оставлены преподобным Серафимом Саровским. Кроме того, её судьба показывает, что если тебе хватает решимости идти путём Святых отцов и не бояться трудностей, то всё можно преодолеть и всего можно добиться. А помогать будет вера и любовь Господа и Божией Матери, и молитвы преподобного Серафима Саровского.
Заключение.
В Нижегородской губернии в XIX веке происходил необыкновенный подъём женского монашества, который, без сомнения, был отблеском духовного подвига преподобного Серафима Саровского. По велению Божией Матери преподобный Серафим стал духовным наставником и утешителем не только дивеевских сестер, но и многих других подвижниц. В лице женщин батюшка нашёл верных, прекрасных учениц, которые повиновались его указаниям, ревностно выполняли его послушания, духовно возрастая год от года. Руководствуясь духовным опытом умного, любящего старца Серафима и его святыми молитвами, вдохновлённые его напутствием, женщины создавали новые обители и восстанавливали старые, опустевшие.
Изучение истории монастырей показало, что три монастыря в Нижегородской губернии были основаны при непосредственном участии преподобного Серафима Саровского: Серафимо - Дивеевский, Ардатовский, Зеленогорский. О двух монастырях батюшка Серафим оставил предсказания: Дально-Давыдовском и Кутузовском. На открытие четырёх женских общин преподобный благословил либо первоосновательницу, либо владелицу имения: Мало-Пицкий, Курихинский, Абабковский, Серафимо-Понетаевский монастыри. И один – Мелявский – был основан дивеевской блаженной Наталией Ивановной.
Изучение литературы и архивных материалов показало, что уставы монастырей, основанных преподобным Серафимом Саровским или теми, кого он благословил, очень похожи: почти везде в воскресные и праздничные дни перед Литургией или после неё читался параклис – канон молебный к Божией Матери, который служится нараспев. Исполнение параклиса, чтение неусыпаемой Псалтири у иконы Божией Матери, негасимая лампада у иконы Богородицы, всё это являлось правилами, заповеданными самим батюшкой Серафимом, и, поэтому, неукоснительно соблюдалось.
Аскетические традиции, заложенные старцем Серафимом, находили своё развитие в монастырях, основанных им. В Дивеевском монастыре был целый институт блаженных и стариц, которые, являясь совестью монастыря, бережно сохраняли духовные традиции, заповеданные преподобным Серафимом.
Каждый из этих монастырей стремился иметь у себя изображение батюшки и что-то из его вещей. Сёстры Серафимо – Дивеевского монастыря собрали в своей общине почти все вещи батюшки – рукавички, большой медный крест, поручи, горшочек, епитрахиль, большую икону преподобного, свечи, сбережённые со времён батюшки Серафима. Велика была сила веры у монахинь в то, что и после смерти старец не оставит заботой и попечением своих «сироточек» и основанные им монастыри.
В этих монастырях развивались ремесла и рукоделие, уникальные для нижегородской губернии. Например, в Серафимо – Понетавском монастыре сёстры были искусными художницами. Мастерицы писали не только по дереву, холсту, но и по финифти. Росписью по финифти никто в нижегородском крае больше не занимался.
Сёстры Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского монастыря задолго до прославления святого старца Серафима постоянно служили панихиды на его могиле, долгими вечерами за рукоделием вспоминали о тех счастливых днях, когда старец был с ними и учил их любви и терпению. Старшие сёстры бережно записали его заветы и поучения и передали младшим. Радоваться жизни, учиться стяжать дух мирный внутри себя, любить друг друга – вот правила, которые даны были сёстрам мудрым старцем.
Преподобный Серафим Саровский всей своей жизнью опроверг слова о том, что уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Он всегда говорил о том, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо «Христос вчера и днесь, Той же и во веки». От христианина требуется решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни.
История женских монастырей, возникших в Нижегородской губернии в XVIII – начале XIX веков с благословения преподобного Серафима Саровского, судьбы их первоосновательниц достаточно убедительно показывают, что у духовных дочерей батюшки хватало решимости идти путём Святых отцов, подражать им в духовном делании и не бояться трудностей. Безгранично верили они в помощь и любовь Господа и Божией Матери, а также в молитвы своего духовного отца - преподобного Серафима Саровского.
Список источников и литературы:
Горка
Рисуем лошадь акварелью
Северное сияние
Хитрый коврик
Просто так