• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Личность в истории города. Татьяна Евгеньевна Селищева»

Опубликовано Виноградова Валентина Дмитриевна вкл 11.06.2014 - 8:36
Автор: 
Игнатова Анастасия, Пудовкина Елена, Шинелева Полина, Яркина Светлана

Исследовательская работа на тему «Личность в истории города. Татьяна Евгеньевна Селищева».

Цель исследования: рассказать о выдающейся личности нашего города.

Методы исследования: интервью, анкетирование, социологические исследования, встречи с коллегами, друзьями, родственниками, работа с семейным архивом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon selishcheva.ppt2.51 МБ
Microsoft Office document icon referat._t._e._selishcheva.doc349 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №1

Исследовательская работа

на тему

«Личность в истории города.

Татьяна Евгеньевна Селищева».

Авторы:

Игнатова Анастасия Андреевна

Пудовкина Елена Игоревна

Шинелева Полина Анатольевна

Яркина Светлана Олеговна,

обучающиеся 11 класса «Б»,

МОУ гимназии №1

Руководитель проекта:

Виноградова Валентина Дмитриевна

г. Жуковский

2009

Содержание

Цель исследования: рассказать о выдающейся личности нашего города.

Методы исследования: интервью, анкетирование, социологические исследования, встречи с коллегами, друзьями, родственниками, работа с семейным архивом.

План:

  1. Введение

  1. Детство, юность, семья

  1. Работа, создание хоровой студии «Полет»

  1. Т. Е. Селищева и коллектив. Воспоминания коллег, учеников, друзей и знакомых

  1. Значение ШХИ «Полет» для г. Жуковского

  1. «Силища-то какая улетела…»

     7.  Выводы

     8. Фотогалерея

1.Введение

Живая… Живая – взмах трепетных рук

В предчувствии счастья полёта,  

Из многоголосья подкупольный звук –  

Живая, живая работа.

Какое созвучие детских сердец –  

Живая, живая утрата.

В цветах и слезах утопает Дворец –  

Живые и боль, и расплата.

 Вне воли твоей - остановленный миг

Оставленных душ покаянья.

Живые и пенье, и сдавленный крик,

И зависти прошлой признанье.

Чей образ последним с собой унесла,

Навеки глаза закрывая?

…Как трепетен музыки стон у чела –  

Жива - я… жива…я – живая…

Н. Синицына

«Современник»

№26 (4 июля 2001г.)

История нашего города помнит множество выдающихся людей. Это в основном – летчики, инженеры, испытатели и представители иных профессий, связанных с авиацией. Несомненно, их судьбы очень интересны, а иногда даже трагичны, но мы хотим рассказать о человеке, не связанном с самолетами, но, несмотря на это, устремленного к  небу. Человек, увлекший за собой не одно поколение юных жуковчан – Т.Е. Селищева, основатель хоровой школы «Полет».

В этом году школе исполняется уже 45 лет. За эти годы «Полет» занял достойное место среди хоров России и вышел на международный уровень. География их выступлений очень широкая. Они участвовали в конкурсах и фестивалях в Китае, Бельгии, Финляндии, Италии и других странах.

Мы хотим рассказать о жизненном пути Татьяны Евгеньевны, о ее творчестве и создании хоровой студии.

2.Детство, юность, семья.

Татьяна Евгеньевна родилась 8 октября 1939 года в Челябинске в семье военнослужащего. Ее семья очень часто переезжала из города в город. Это было связано с тем, что мать Татьяны Евгеньевны была дочерью репрессированных родителей. Рассказывает ее сын, Селищев Артур Николаевич: «Действительно, мама из семьи репрессированных, ее дедушка Николаев Николай в 20-е гг. был в  правительстве дальневосточной республики, после его смерти, в конце 20-х начале 30-х гг. начались очень серьезные репрессии,  и так случилось, что репрессировали мою прабабушку, она получила 10 лет без права переписки, а сейчас мы знаем, что все, кто получал такой приговор – для них это было фактически расстрелом. И моя бабушка - Таисия Николаевна, т. е. мама Татьяны Евгеньевны, как дочь репрессированной, не имела права проживания в крупных городах Советского Союза. Конечно, это были страшные испытания для многих: ей приходилось часто переезжать с места на место, но, в конце концов, она остановилась в небольшом поселке рядом с Ясной Поляной недалеко от Тулы».

Отец Татьяны Евгеньевны погиб во время Великой Отечественной войны. Таисия Николаевна воспитывала дочь одна. В конце 50-х она училась в старших классах яснополянской школы им. Л.Н.Толстого при Академии педагогических наук СССР.

Это образовательное учреждение было очень известным. Репрессированных ссылали за так называемый «двухсотый километр», и это место как раз соответствовало всем требованиям. Дело в том, что многие репрессирование были ученые с мировым именем. «Математику, например, у мамы вел известнейший академик, и пусть он и его коллеги в этой школы не были профессиональными преподавателями, зато это были и есть светила науки в различных областях!» - рассказывает сын Татьяны Евгеньевны.

В 1957 году она окончила школу и продолжила обучение в Ялтинском музыкальном училище по классу скрипки и хорового дирижирования. Это, возможно, и стало первым шагом к делу всей ее жизни. После окончания училища Татьяна Евгеньевна преподавала в школе, а затем в 1961 г.  продолжила музыкальное образование, поступив в Государственный Педагогический Институт им. В. И. Ленина в Москве на дирижерско-хоровой факультет.

Закончив обучение в университете, в 1964 году, она стала жительницей города Жуковского.

В 1960 году у нее родился сын. Так он рассказывает о себе, о своем детстве:

«Первые 4 года меня воспитывала бабушка в уже известной Ясной Поляне. Мне было хорошо с мамой, она легко находила общий язык с детьми. Она и сама до конца жизни была как большой ребенок: так же доверчива, мила, непосредственна. Мама могла по-детски обидеться на что-то и тут же, через непродолжительное время прощала».

Сейчас Артур Николаевич работает в сфере коммуникаций и PR (Public Relations). «Я всегда в движении, в общении с интересными людьми. Мне интересно находиться в центре событий той или иной области общественной жизни, быть в курсе происходящего», - слова ее сына о своей работе.

На вопрос, почему он не выбрал профессию музыканта, Артур Николаевич ответил: «Профессия музыканта требует призвания. В творческом деле необходим талант, ведь всегда можно отличить, когда человек профессионал своего дела, и когда у него талант! Любовь к музыке, разумеется, у меня есть, и я очень благодарен своей маме за это. Сейчас я убежден, что каждый человек должен заниматься музыкой, пусть не в качестве профессии, но хотя бы для понимания. Она дает особую развитость каждому, кто к ней прикасается, ведь когда человек занимается музыкой или пением, он по-другому видит мир, по-другому слышит, чувствует, мыслит. Люди себя многого лишают, если не занимаются искусством».

Татьяна Евгеньевна старалась, конечно, приобщить сына к музыке. Он занимался в хоре «Полет» и окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Артур Николаевич: «Ей, как человеку талантливому, казалось, что сын должен быть также талантлив, а по возможности даже сверх того. Она искренне этого желала! Но поскольку я не оправдывал ее надежд в области музыки, мама впоследствии с этим смирилась».

Основными чертами характера Татьяны Евгеньевны, по словам ее сына, были эмоциональность и отходчивость:

«Она была слишком доверчива, видимо еще и оттого, что всю жизнь она посвятила работе с детьми. Считаю, что она занималась тем, что ей было суждено в жизни, она шла по своему пути. Мне сложно представить, чем бы еще она могла заниматься, хотя, при ее неиссякаемой энергии и таланте, она могла бы заниматься всем, чем бы только захотела!»

3. Работа, создание хоровой студии «Полет».

Еще учась в университете, Татьяна Евгеньевна начала работать учителем музыки в Жуковской школе №3. О ней как о школьном преподавателе вспоминает выпускница школы №3, Кужелева Марина Михайловна: «Татьяна Евгеньевна, безусловно, была очень жестким человеком. Она вела у нас в 3-й школе музыку. Помню, что боялись ее все. Вообще, мы боялись даже друг друга, стеснялись петь перед классом. Думаю, что это пошло с тех пор, когда школы были раздельные: для мальчиков и для девочек. А Татьяна Евгеньевна не терпела пренебрежения к своему уроку. Она возвела свой предмет в очень высокий ранг и не позволяла относиться к нему как к предмету «второго эшелона», к чему-то второсортному, второстепенному. Приходилось работать на уроках музыки так же, как и на физике, на химии… Зато мы идеально знали нотную грамоту, могла писать под  музыку ноты, прекрасно знали композиторов и их произведения! Контрольные она устраивала так: записывала на магнитофон отрывки из классических произведений и давала нам прослушать, а мы должны были написать композитора, название произведения и название этого музыкального фрагмента.

Она учитель от Бога. Помню, она сидела спиной к классу, играла на пианино, а мы пели, и если вдруг кто-то начинал фальшивить или шушукаться, она, не поворачиваясь, громко делала замечание ученику, назвав его по фамилии. Вот такой у нее был слух. А занятия у нас проходили так: она вызывала к себе пару-тройку учеников, и они должны были петь под ее аккомпанемент. Это было страшным наказанием, ведь она не прощала фальши. Поэтому, чтобы получить по музыке итоговую «пятерку», я записалась к Татьяне Евгеньевне в хор. Хоровикам, тем, кто занимался у нее, она автоматом ставила «пятерки». Но не думайте, что это было проще: мы работали, словно каторжные. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что ее не любили. Нет! Напротив, я помню, что были девочки, которые до самого выпуска из школы с удовольствием ходили в хор, пели, ездили на конкурсы. А я ушла, когда музыка в школе закончилась.

Мой муж учился в классе на год старше меня, и Татьяна Евгеньевна была у него классным руководителем. Так она была еще и очень энергичной классной дамой! Они ходили в походы, постоянно организовывали школьные концерты, даже поставили оперу!

Татьяна Евгеньевна – великолепный организатор. Она смогла не только собрать и «запустить» хор, но и еще воспитать такой коллектив, который сейчас живет уже без нее. То есть первые ученики уходили, приходила им смена… Связь поколений не прервалась со смертью Татьяны Евгеньевны, поэтому я очень хочу отметить, что хор – это живой памятник этому великому Человеку. Памятник, который не стоит на кладбище мертвым монументом, а живет, развивается, выигрывает конкурсы международного уровня, и все  это благодаря ей. Ведь создавала его она одна-одинешенька, на чистом энтузиазме и бесконечной преданности Музыке. И в этом ее величайшая заслуга перед городом – она создала то, что живет без нее, но хранит традиции, заложенные ею и, безусловно, уровень музыкального образования. А поскольку отдача есть, есть прогресс, стремление к совершенству, значит, хор держится  не на страхе, а на любви к искусству».

Еще одна выпускница школы №3 Петрова Наталья Борисовна о Т.Е. Селищевой:

 «С Татьяной Евгеньевной я встретилась, когда была еще ученицей третьей школы. В младших классах и средней школе она преподавала у нас музыку и пение. Это были уроки человека, который безоговорочно и искренне был предан своему предмету. Она настолько увлеченно рассказывала о музыкантах и композиторах, что мы забывали, что находимся на уроке. Еще нам очень нравилось, как она объясняла музыкальный строй, как нотки бегают по нотному стану. Она всегда придумывала что-то оригинальное, чтобы мы проводили ассоциации и лучше запоминали материал. У нас никогда не было «троек». Она всегда вытягивала всех учеников - заставляла учить и пересдавать, пока не получится спеть достойно. Позже Татьяна Евгеньевна основала хор «Полет», который до сих пор существует и побеждает на разнообразных конкурсах».

Одновременно с работой в школе она стала по совместительству работать во Дворце Культуры им. В.И. Ленина сначала преподавателем инструментальных классов, а затем хормейстером и руководителем хоровой студии в 1964 г. Тогда она, возможно, даже не подозревала, на какой высокий уровень выйдет ее небольшая студия.

В создании ШХИ «Полёт» Татьяне Евгеньевне помогали очень многие: и Дворец Культуры, и Горсовет, и коллеги - преподаватели, которые с ней работали. Их действительно можно назвать энтузиастами, людьми творческих профессий. Между прочим, в те времена получали очень немного за открытие нам своей души.

Ее сын так вспоминает о ее работе:

«Практически все время мама проводила в студии, но, несмотря на это, она успевала все делать по дому: у нас всегда было чисто, всегда был готовый обед, маме даже удавалось проверять мои уроки. Сейчас я вспоминаю то время и искренне недоумеваю: когда она все это успевала?! Конечно, главным занятием ее жизни была работа. Дома мама практически о работе не говорила, хотя я знал практически все о ее деятельности, ведь я сам проводил много времени в «Полете», порой по целым дням».

С самого первого дня своего существования хор стал стремительно набирать высоту: неоднократно побеждать на областных конкурсах, участвовать в многочисленных фестивалях, выступать на лучших площадках Москвы, ездить на гастроли в Грузию, Прибалтику, Украину, Армению, Азербайджан, Молдавию, Белоруссию. Оставаясь долгие годы «невыездным» из-за особого статуса города Жуковского, хор объехал весь Советский Союз.

В 1993 году «Полет» выходит на международный уровень. Отныне ему рукоплещет Европа: Франция, Италия, Болгария, Финляндия, Испания, Венгрия, Польша, Норвегия, Китай. «Полет» продолжает завоевывать первые премии, только теперь уже на престижных международных конкурсах в Дебрецене, Варне, Ареццо, Толосе, Одессе, Москве. Концертный хор «Полет» посетил Ватикан по личному приглашению Папы Римского Иоанна Павла II. Принимал участие в торжественной инаугурации первого президента РФ Б.Н. Ельцина, участвовал в Большом Хоровом Соборе у стен  Храма Христа Спасителя, в числе восьми лучших детских хоров мира был приглашён на международный фестиваль «Симпатия», проходивший под эгидой президента Финляндии, неоднократно выступал с симфоническими и камерными оркестрами в России и за рубежом…

Сейчас Школой Хорового Искусства «Полет» руководит Филатова Наталья Константиновна. Она сама была ученицей Татьяны Евгеньевны и во многом обязана ей выбором своей профессии:

«У Татьяны Евгеньевны я училась самого первого дня, как только пришла сюда в школу. Занималась фортепьяно и хором.  В хоре у нас дети занимались только в одной группе: и самые маленькие и самые большие. И только за последние годы у нас выстроилась ступенчатая система обучения, во многом благодаря Татьяне Евгеньевне.

Она вообще была человеком очень энергичным и всегда своей энергичностью всех вокруг заражала. Рядом с ней нельзя было быть другим. Она всегда как-то подбирала людей, похожих на нее саму по темпераменту. И хотя говорят, что людям с одинаковым темпераментами вместе тяжело, но в нашей творческой профессии так, наоборот, легче.

У меня остались, конечно, только самые светлые воспоминания, потому что если бы не она, я бы, наверное, никогда не стала тем, кто я сейчас. Именно она подтолкнула меня к выбору этой профессии. Она направила меня после школы, занималась со мной, готовила к поступлению, причем совершенно бескорыстно. Отдавала много времени мне. Вообще, она была человеком, который умел дружить. Ценила искренние отношения, умела отделить подделку от подлинника, она всегда это чувствовала. Как человек очень талантливый, Татьяна Евгеньевна всегда могла понять, кто относится искренне дружески, а кто просто случайные люди вокруг нее.

И в нашей школе именно ею была заложена эта любовь друг к другу.

У нас с ней были очень теплые, близкие отношения с самого моего детства. Я доверяла ей свои секреты. Она на уроке фортепьяно могла помогать мне делать домашнее задание по математике. Я приходила к ней и говорила, что не могу решить какую-то задачу, она начинала объяснять, рассказывать.

Она была очень-очень требовательной! Сама работала наизнос и требовала такой же работы ото всех: от друзей, от преподавателей... И все вообщем-то старались так же работать.

Дисциплина, которая была в хоровой студии при ней, достигалась жесткими требованиями. Строго все было, очень строго. И с меня, например, (я была старостой хора; тогда у нас был староста, а не комиссар) требовали гораздо больше, чем с остальных.

Причем школа у нас необязательная. Даже общеобразовательную школу можно поменять, если что-то не устраивает. У нас же образование необязательное, и если что-то не нравится, можно просто уйти. Татьяной Евгеньевной это было заведено, а мы поддерживаем и считаем, что это правильно и менять требования не будем. Но благодаря этому у нас нет никаких проблем в школе, в отношениях между детьми: чем занять детей в поездке, в лагере, как вести себя на концерте, в автобусе. И дети это понимают и ведут себя так, как положено. Конечно, без строгости этого бы не получилось.

Когда я заканчивала 10-й класс, вообще не представляла, чем буду заниматься в жизни. У меня все было в порядке и с математикой, и с гуманитарными дисциплинами, и с музыкой все было прекрасно. А Татьяна Евгеньевна направила меня, сказала: «Да ты что! Ты ведь прирожденный хоровик!» Она вселила в меня эту надежду, уверенность в то, что я поступлю. И я поступила, минуя училище».

Про ее отношения в коллективе Артур Николаевич рассказывает: «В коллективе школы отношения были как у многих талантливых людей: преподаватели могли и ссориться, и не разговаривать несколько дней друг с другом, не соглашаться с чем-то, чрезмерно эмоционально что-то обсуждать, но друг друга все равно все обожали и ценили - это было заметно невооруженным глазом! В этом и есть вся прелесть, это яркий показатель творческой атмосферы и наличия в ней талантливых людей, благодаря этому они достигли таких результатов!»

4. Т.Е. Селищева и коллектив. Воспоминания коллег, учеников, друзей и знакомых.

Курносов Дмитрий Николаевич, преподаватель класса вокала, выпускник «Полёта»:

 «Она была человеком очень ответственным и требовательным, прежде всего к себе и, конечно, к другим. Она усердно работала сама и требовала такой же отдачи ото всех. Дисциплина была железная, но без этого «Полет» бы не достиг таких высот. В моей судьбе она, несомненно, сыграла очень важную роль. Именно она подтолкнула меня к дальнейшему занятию музыкой, и сейчас я ей очень благодарен».

Волкова Ирина Александровна, преподаватель класса фортепиано,  концертмейстер концертного хора «Полет», хора «Вдохновение» и вокального ансамбля:

«В разных ситуациях Татьяна Евгеньевна вела себя по-разному и иногда, особенно когда мы были маленькие, с ней возникали какие-то прения - нам казалось, что нас притесняют или с нами слишком суровы, но потом, когда все мы взрослели, понимали сущность процесса воспитания. Но это было не воспитание учителя, который просто читает лекции или преподает музыку или учит детей петь, а именно как человека неравнодушного к каждому своему ученику. Она старалась из каждого сделать личность. С течением времени понимаешь, каким она была прекрасным психологом. Сейчас очень модны стали коммуникативные тренинги, т.е. активные формы занятий, где учат людей общению, поведению в обществе. Тогда, когда она жила, этого ничего, по сути, не было. Она очень хорошо умела работать с подростками и юношами, моделировала ситуации, в которых каждый должен был проявить себя. В «Полете» всегда царила атмосфера дружбы и взаимной любви, поэтому, когда кто-то уходил из детей, это была целая трагедия. И тогда все говорили о заслугах этого человека, о каких-то комплексах, и это вело к тому, что все начинали осознавать свою вину, почему человек ушел, шли к нему домой, разговаривали… Поэтому из «Полета» вообще мало кто уходил до выпуска.

Наверное, она была максималистом, что было не всегда хорошо, потому что эти формы общения она переносила и на взрослых, и этим людям, возможно, было тяжело, особенно незнакомым; а те, кто с ней постоянно общался, понимали ее благие намерения в отношении любого близкого ей человека, а всех, кто ее окружал, она считала близкими людьми. Понимали, прощали и любили ее. Татьяну Евгеньевну никогда раньше не называли учителем - у нее было прозвище Силя, т.е. две ноты: си и ля, и все дети так ее называли. Она была дирижером и музыкантом, которого все боготворили, и в то же время была заводилой, могла поговорить со всеми по душам, и поругать, и наказать, и похвалить, и поплакать вместе с учеником, особенно в лагерях. Она была как вторая мама. Совершенно уникальный человек. Интуитивно очень чувствительный человек, она умела увидеть все проблемные ситуации, которые неизбежны в любом коллективе, как во взрослом, так и в детском, и всегда умела их разрешить. В процессе обучения любого человека существуют периоды, когда он более вдохновленно или менее вдохновленно занимается, а дар преподавателя – найти эту грань, когда ученик от тебя удаляется, и тут, наверное, нельзя без навязывания собственного мнения. Если пускать все на самотек, то ничего не получится, потому что чтобы что-то состоялось, надо иметь какую-то базу. Также Татьяна Евгеньевна была потрясающим музыкантом, потому что всегда училась и никогда не стояла на одном месте. Она очень хорошо знала все свои достоинства и недостатки, много слушала хоров и других музыкантов, училась от них. Что-то принимала, с чем-то категорически не соглашалась и затем анализировала. Поэтому она смогла создать такой коллектив, который долгое время занимал только лидирующие позиции в области, в Москве и в России. «Полет» очень много ездил с концертами по приглашениям музыкальных обществ разных городов, давал открытые уроки, мастер-классы, встречался с разными коллективами. Это все ее заслуга. Главным ее качеством было то, что она умела дружить, и всегда была хорошим и надежным другом, никогда никого не бросавшим в беде».

МИХАИЛ БРОННЕР Михаил Борисович Броннер, композитор, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д.Шостаковича, секретарь Союза композиторов России, Член Правления Московской композиторской организации:

 - При каких обстоятельствах вы познакомились?

М. Б: - Давно это было. Мы познакомились спустя год, после того, как я написал концерт для детского хора и оркестра «Ключ от королевства, или Чудеса в решете», то есть в 1983 г.

 – Каким она была руководителем?

М. Б: - Таня была строгая, но справедливая. В «Полёте» все, что есть, создала она. Раньше летом были лагеря, где половину дня дети работали, а в остальное время проводились  занятия и конкурсы. Такие лагеря были под Херсоном, в Молдавии, на Украине. После распада СССР все закончилось. А так это её педагогическое ноу-хау.

– Чем ей обязан хор, и что она делала для его успеха?

М. Б: - Она создала хор, этим и обязан. Таких хоров очень немного. В СССР их было около 10, сейчас меньше. То, что он функционирует после её смерти, значит, что он был  создан очень крепко.

 – Как она добивалась той дисциплины, которая была?

М. Б:  - Достаточно строгим образом. Вообще хор – тоталитарное образование. Если нет строгости и делового подхода – ничего не получится. Все выжившие коллективы имеют сильную дисциплину. Это тоталитарные хоровые государства.

Татьяна Евгеньевна придумала шефство. Оно было направлено на то, чтобы детям было интересно заниматься, чтобы они пели. Обычно отношения, создавшиеся в хоре, сохраняются на всю жизнь. Из моей семьи в хоре занимались сын и племянница, и с теми, с кем они там познакомились, общаются до сих пор. Многим людям, выпустившимся из «Полёта» уже по 30 лет, но они все равно поддерживают друг с другом связи.

 – Каким она была человеком и коллегой?

М. Б: - Таня была очень легким, импульсивным человеком, добрым, волевым, участливым. Она могла накричать, но была отходчива. При мне бывали непростые ситуации, и всё держалось на оптимизме Татьяны Евгеньевны, её воле. Она была необыкновенной женщиной. В ней сочеталось очень много редких качеств.

 –Есть ли какая-то специфика, когда вы пишете музыку для «Полёта»?

М. Б: - Я пишу для «Полёта» разную музыку. Иногда детскую, например «Летняя музыка», иногда взрослую, как «Stabat mater». Сейчас пишу сочинение для детского хора, возможно для «Полёта».

Что я представляю, когда творю? Детский хор, который уже 20 лет хорошо знаю.

Т. Г. Григорьева, начальник управления культуры г. Жуковского:

 - Как вы познакомились с Татьяной Евгеньевной и какие у вас остались о ней воспоминания?

 - Когда образовывалась студия хорового искусства «Полёт», лет 45 назад  во Дворце культуры, Татьяна Евгеньевна была очень молодая и энергичная. Хор создавался по её инициативе, да и вообще в то время было создано очень много хороших творческих коллективов, таких, как симфонический оркестр, эстрадно-джазовый коллектив, оперная студия, в которой занимались взрослые, был и кружок людей, занимающихся нумизматикой... И вот в таком замечательное время создавалась студия «Полёт». Татьяна Евгеньевна начинала работать здесь, а уж потом в 3 школе учителем пения. Тогда был очень небольшой, но сплоченный коллектив преподавателей. Начинали эту студию и Татьяна Сергеевна Романова, она тогда ещё была Горохова, множество педагогов, в том числе и я сама. Я вела класс скрипки. Поскольку было не очень много желающих знать этот инструмент, параллельно я вела и класс фортепиано, из которого выпустилось много людей, и сейчас я их прекрасно помню. С ними замечательно было работать. У нас был ансамбль скрипачей, и мои же ученики-пианисты аккомпанировали ему.

Проработала я под руководством Татьяны Евгеньевны около 20-ти лет. Было очень интересно в том числе из-за разных концертов, и во Дворце культуры и в других аудиториях. В своё время Татьяна Евгеньевна всегда вывозила хор в лагерь «Салют», где они занимались подготовкой к следующему учебному году, разучивали те произведения, которые потом пели и сдавали партии. Сейчас её дело продолжают другие педагоги. Директором и руководителем старшего хора на данный момент является Наталья Филатова. К сожалению, многих тех, с кем тогда пришлось работать уже нет в живых, в том числе и Татьяны Романовой, и Татьяна Евгеньевна тоже ушла от нас.

- Каким она была человеком?

- Она была человеком очень энергичным, хорошо умела работать с ребятами, которые любили её. Она была с ними и строга, и в то же время могла встать на их позицию, кнут и пряник в этом смысле очень хорошо применялся. В школе была очень интересная система: все дети делились на подгруппы, старшие шефствовали над младшими, существовал совет командиров, на который вызывали нерадивых и разбирали их там по косточкам. Татьяна Евгеньевна очень любила сотрудничать с композиторами, чьи произведения она исполняла. С Михаилом Борисовичем Броннером так и продолжают работать, ещё были композиторы Ефим Адлер, Мераб Парцхаладзе. Они были частыми гостями здесь, во Дворце культуры, приезжали в летний лагерь. Хор «Полёт» объездил всю Россию. Тогда очень было распространено такое движение, когда, предположим, жуковский хор приезжает в гости к латышскому, потом этот латышский хор приезжает сюда в гости, одним словом, творческий обмен. Поэтому посредством такой системы хор «Полёт» объездил весь Советский Союз. Позже они стали выезжать за границу нашей родины, и сейчас «Полёт» готовится поехать в Ватикан.

- Как вы считаете, какое значение хор имеет для города?

- Ну, во-первых, конечно, любой такой творческий коллектив – это всегда хорошо, поскольку это же не только развитие детей, как творческих личностей, в том плане, что они будут профессионалами, нет, это просто очень нужно в жизни. И потом, это общение замечательных детей с замечательными взрослыми, которые, кроме того что учат их тому творчеству, которое преподают, ещё учат их общаться с людьми. Вот это очень важно – общаться на своём уровне, то есть одного возраста, и в то же время со старшими, поэтому это всегда замечательно. А хор «Полёт» в этом отношении был одним из первых, который был создан в городе и который имеет огромное значение до сих пор.

В. Д. Виноградова, преподаватель истории гимназии №1:

 - Мои пути с Татьяной Евгеньевной пересеклись в конце 60-х начале 70-х гг. Случилось так, что моя профессиональная судьба привела меня на работу в жуковский городской Комитет комсомола, где волею судеб мне пришлось возглавлять сначала школьный отдел, а потом быть секретарем Жуковского Горкома комсомола. В ту пору Горком комсомола очень серьезно занимался молодежной политикой и стоял у истоков создания практически всех творческих коллективов в городе: хореографической студии «Юность», хорового коллектива «Полёт», театра Н. Н. Ступиной, огромного количества фестивалей классической, эстрадной, рок-музыки... Это была удивительная пора конца 60-70-х гг., когда жуковская молодая интеллигенция жила очень творчески. О Татьяне Евгеньевне Селищевой даже не хочется говорить в прошедшем времени, потому что её талант, её возможности, её необыкновенная интеллигентность и любовь к хоровому пению сегодня витает среди нас. Когда мы с ней встретились в первый раз, она всегда нас убеждала, что самое лучшее, что может воспитать человека, – это музыка. А ещё лучше научить общаться – это хоровое пение.

И вот тогда, уходя из 3 школы, где она работала учителем музыки и пения, она обращается за следующей помощью: найти базу, где можно было бы расположить хоровую студию, найти деньги, которыми можно было бы оплачивать труд педагогов. И в то время мне пришлось реально помогать, обращаться во все исполнительные органы власти в нашем городе, чтобы базой для студии «Полёт» стал непосредственно Дворец Культуры, который тогда носил имя В. И. Ленина. Потом мы искали деньги, затем шили первую форму, костюмы для хоровой студии, потом начались первые фестивали. Мы очень радовались, когда Татьяна Евгеньевна пришла и сказала: «Нас приглашают выступать в концертный зал им. П. И. Чайковского». Весь город принял это как праздник. Мы все вместе искали, как оплатить автобусы. Потом начали понимать, что это не просто хоровой коллектив, а его надо делать полноценной студией, которая могла бы давать свой документ о получении специального образования. И очень долго пришлось заниматься тем, чтобы студия Татьяны Евгеньевны получила статус студии с разными отделениями, разновозрастными коллективами, начиная с «Капельки», до непосредственно хорового коллектива. Затем потребовалось создание новых классов, поиска мебели для этих классов... Счастьем было сознавать и гордиться тем, что Татьяне Евгеньевне удалось это создать. Это был удивительно упорный человек. Она не уходила из кабинета, если не могла решить проблему. Но её так обожал и любил город, что ни в одном кабинете властных структур в городе, на предприятии ЦАГИ она никогда не находила отказа. И вот это явление, я называю хоровую студию «Полёт» явлением в городе утвердилось: вокруг него стала собираться интеллигенция: родители детей, которые там занимались.

Я могу сказать, что я по жизни очень счастливый человек. Когда у меня спрашивают, с кем прошла моя юность и где удалось помочь этим талантливым молодым, тогда юным девчонкам, то, конечно, начинаешь понимать, что с тобой рядом шли по жизни удивительные люди. Царство небесное Татьяне Евгеньевне… Её нет, но есть её ученики, которые продолжают это замечательное дело.

 - А когда вы создавали студию, были ли какие-то препятствия?

 - Удивительное было время! Казалось бы другая, совсем демократическая политическая система. А препятствий не было. Пожалуй, единственное: была неуверенность у отдельных её коллег, что не удастся создать. Какой-то простой учитель пения, учитель музыки из 3 школы вдруг поставил перед собой задачу: создать хоровую студию, образца той студии, которая была на центральном телевидении, ведь тогда гремела студия под руководством знаменитого Попова. И Татьяна Евгеньевна тогда впервые разрушила то мнение, что только богатые структуры, богатые институты могут профессионально учить пению. К самодеятельным коллективам и сейчас и тогда относятся очень сложно. Но она доказала всем своим трудом, что из маленького коллектива создала потрясающую студию, которая вообщем-то сформировала интеллигентскую среду в г. Жуковском.

В.С. Козырева, завуч гимназии №1, выпускница ШХИ «Полёт»:

 - Она была выдающимся человеком, выдающимся дирижером, концертмейстером. Очень строгая, требовательная и в то же время очень добрая. Я не знаю, как она сочетала в себе эти качества, мне до сих пор это непонятно. Я таких людей знаю очень немного. Порядочная, внимательная к детям. Сразу один пример приведу: идет хоровое занятие (хор у нас 50-60 человек) и вот она видит каждого. Предположим, оставляет меня после занятий и спрашивает «Вик, что у тебя сегодня случилось? У тебя сегодня какие-то не такие глаза». Я отвечаю, что плохо себя чувствую или тройку получила в школе по математике и так далее. То есть она интересовалась каждым, это было просто  удивительно. Какая она была?.. Я уже сказала, что очень строгая. Когда я пришла в хор, я прозанималась там 9 лет, и занималась только из-за хора. Ни сольфеджио, ни музлитература меня откровенно не интересовали. Честно говоря, на четверочки занималась, просто потому что сложно было без этих предметов, практически невозможно. Когда я пришла классе во втором, была маленькая, сначала попала в «Капельку». Потом мы пришли наверное в четвертом классе в «Полет» и узнали, что существует какой-то совет командиров. Сейчас он стал называться  совет хора, а когда я училась, был совет командиров. В этом совете командиров все ходили такие важные, руководили нами. Попасть туда можно было только с согласия Татьяны Евгеньевны. Только она могла определить, достоин ученик там быть или нет. Тогда в совете командиров была Филатова Наталья Константиновна, Волкова Ирина Александровна и другие. Каждому хотелось попасть туда.

Каждый год у нас были поездки по городам Советского Союза. Мы съездили в Баку, в Ереван в 5-6 классе. Когда я была в 7 классе, «Полёт» собирался в Тбилиси, и вот я не сдаю 2 партии, и меня не берут в эту поездку. Представляете, какая трагедия? Как бы мы не упрашивали Татьяну Евгеньевну – бесполезно. Не выучила? Нет - и все! Это был урок мне на всю жизнь. И после этого случая, я делала все только так, как нужно было делать. Где-то в 9 классе я стала командиром 2-х альтов. Конечно, переживала очень. Но далее нужно было доказать, что ты что-то можешь, что-то значишь. И мы все решали в поездках, на концертах. Давалось задание, и нам уже нужно было организовать ребят. Это как раз о строгости. Но о строгости Татьяны Евгеньевны я говорю с очень хорошим чувством. Порядок был, всегда был порядок. Несправедливости не было совершенно.

Когда Татьяна Евгеньевна умерла, мне даже трудно об этом сейчас говорить, вспоминать. Я была в то время, к сожалению, в Севастополе и созванивалась с подругами. Один раз подруги не было дома и ответила ее мать. И говорит «Умерла Татьяна Евгеньевна». Это случилось очень неожиданно: операция, вроде бы ничего страшного. И вот так все произошло... Приехать сразу же, к сожалению, я не смогла, но потом после приезда я пришла на её могилу и поняла, что какая-то эпоха закончилась. Было время, оно закончилось и пошло совсем другое.

До последних дней мы часто встречались с Татьяной Евгеньевной, так как жили недалеко друг от друга. И всех своих выпускников (по крайней мере, с которыми я была знакома) она помнила по именам, хотя прошло уже довольно много времени. Встречались, обнимались, узнавали как дела и так далее.

Вы не поверите, но я до сих пор помню даже одежду, многие комплекты одежды, в которой она ходила. До того мне запал этот человек в память. Для меня она человек-загадка. О ней остались самые светлые воспоминания.

Тевлин Борис Григорьевич. Кафедра хорового дирижирования, дирижерский факультет МГК им. П.И. Чайковского. Хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор. Народный артист России (1995):

 - Я знал Татьяну Евгеньевну по работе в хоре молодежи и студентов. Она была обязательная, талантливая, организованная, интересующаяся своим делом.

Я видел хор под её управлением в Дебрецене на конкурсе, выступление этого хора было впечатляющим, и тогда ему заслуженно дали премию.

Она была профессионалом своего дела. Её уход в столь молодом возрасте – огромная потеря.

Ксения Ищук, выпускница:

 - Полет для меня это часть моей жизни и на данный момент самый большой, это много друзей, много воспоминаний, много впечатлений. Это школа, которая изменила меня и на многое повлияла в дальнейшей жизни. С этим местом так много связанно, все родное, родные учителя, родные стены, родные друзья и партии. Многие произведения помню наизусть и сейчас, хотя в этом году будет 5 лет как закончила полет, но все равно периодически начинаю напевать знакомые мелодии. Конечно я обожала лагеря выездные.. это было потрясающее, конкурсы, сценки, новый год. Помню когда я только первый год перешла из солнышка в полет, поехали в зимний лагерь, так как многих не знала, мне Татьяна Евгеньевна прислала открытку...это самый дорогой подарок, который я получила. до сих пор я смотрю на нее и невольно появляются слезки.

О Татьяне Евгеньевне можно говорить очень долго и много, может быть разных мнений много. Когда она была жива, мы ужасно ее боялись, когда надо было ей сдавать партии мы приходили за несколько часов до начала и учили, учили. Боялись жутко. Но когда сдавали радости не было предела. Когда были выборы в совет хора... я тоже попала туда, и Татьяна Евгеньевна говорит, я вижу тебя главным шефом.. для меня это был шок, а она смотрела и улыбалась:) Моментов много, это выдающийся человек, она вложила в полет, в нас всю себя. Поэтому когда она умерла.. мы были в летнем лагере, занимались в ДК и я помню, зашли преподаватели.. и когда они сказали нам.. было невероятное чувство пустоты. Мы поняли, что мы невероятно любили ее, что она была для нас родным человеком. Сложно сказать что-то еще, что можно о ней рассказать. Надо было видеть как она радовалась когда у нас все получалось, когда мы занимали призовые места, как она гордилась нами, в первую очередь нами и потом уже собой, как расстраивалась когда что-то было не так. Поэтому когда смотришь на фотографии где есть она, и концертные и когда мы просто гуляли.. видишь невероятную улыбку, от которой сама начинаешь улыбаться, и глаза, веселые-веселые.

Екатерина Мартынюк, выпускница:

 - "Полет" при Татьяне Евгеньевне был практически вторым домом, очень больно было оттуда уходить, но сейчас там очень многое изменилось.

"Полет" действительно многому учит: общению, дружбе, работе, воспитывает характер.

Татьяна Евгеньевна была очень любящей мамой для нас, для меня она была родным человеком. Да, иногда, Она нас ругала, но всегда за дело! Активность и целеустремленность Татьяны Евгеньевны всегда вызывала огромное уважение и благодарность. Она делала для нас все!!! Я никогда больше в своей жизни не видела более любящего детей и талантливого учителя и человека.

Дарья Денисова, выпускница:

 - "Полет" для меня второй дом, место, где можно обрести кучу друзей и провести время (особенно в поездках и лагерях).

Татьяна Евгеньевна Селищева- это Человек, который создал Школу. Человек с большой буквы.

Наталья Усачева, выпускница:

 - «Полёт» для меня означает очень многое. Ничто и никто в моей жизни пока не дал мне так много: настоящих друзей, и просто знакомство с хорошими людьми и общение с ними, многие действительно настоящие и нужные, отсутствующие у многих качества и самое главное - пение для меня теперь это дело всей жизни. Оно сопровождает меня везде, от него у меня на душе становится хорошо и светло.

Преподаватели очень многое вложили во всех нас и в меня, вместе с ними я сделала для себя много важных выводов и получила жизненный опыт

с хором я стала сильней, научилась переступать через "нехочу" и стала более собранной. Я стала более активным, позитивным, оптимистичным человеком, стала воспринимать мир и жизнь по-другому.

Почему я по-прежнему хожу на хор? Потому что когда я прихожу сюда и слышу родные звуки музыки, могу снова петь - я ДОМА!!!

Одна из традиций хора - ездить в зимние и ходить летние лагеря каждый год вначале я не любила лагеря, а потом поняла, что без них хор не хор; в них мы становились сплоченным коллективом и узнавали друг друга, становились хорошими друзьями, в конце концов, для каждого из нас это была своего рода проверка на прочность. В лагерях мы взрослели, и может не каждый, но многие становились личностью.

Я, к сожалению, знала Татьяну Евгеньевну надолго, где-то 3-4 года, так как начала ходить на хор только с солнышка и до этого о хоре ничего не знала, так как жила в другом городе.

Напишу кратко: она была отличным, нет превосходным руководителем, держала все в своих руках; ее все любили и знали, что за ее порой вынужденной и нужной твердостью и строгостью стоял добрый и сердечный человек.

Она отдала себя в жертву хору, из маленького ансамбля смогла за несколько лет тяжелой работы сделать величайшую во всей России хоровую школу ПОЛЕТ!

Отдавала себя без остатка и получала за это величайшую награду - любовь людей... В день ее смерти скорбел не только наш хор, но и весь город

площадка ДК и около нее было усыпаны цветами и людьми тогда ушел великий человек Татьяна Евгеньевна слава ей и огромное спасибо за то, что подарила нам и мне такую жизнь... жизнь в хоре!

В заключение хочется сказать: очень жаль, что наш хор после ее ухода так изменился, уже не смог оставаться таким, и, к сожалению ничто, и видимо уже никто не сделает и не вернет ему былую славу.

Что ж, прошло время, изменился мир, общество, люди в нем, но все же есть надежда, что память о нашем хоре, звуки его песен, голоса полетовцев останутся в памяти у людей навсегда.

Мария Кавказова, выпускница:

 - Полет для меня - это самые яркие воспоминания, хорошие друзья; дело, которому посвятила на данный момент большую часть своей жизни. Потому что даже закончив Полет, хочется возвращаться туда опять. Просто петь с хором это уже очень здорово. А концерты - это вообще прекрасно.

Помню, что еще в младших хорах всегда хотела дорасти до старшего хора в какой-то степени, потому что там была Т.Е. Селищева. Так как обе мои старшие сестры занимались в хоре, и дома я слышала много рассказов о том, как они выступают, как они ездят в поездки, и о том какую роль в жизни хора играет этот великий человек. Все без исключения любили ее, когда были совсем маленькие, немного побаивались ее строгости. Она была очень справедливым человеком, и это очень помогало работе коллектива. Благодаря ней у нас есть Полет.

Анна Филиппова, выпускница:

 - Это часть жизни, без которой все было бы иначе. Друзья, которые навсегда останутся лучшими, в корне отличающиеся от школьных. Все родное за столько-то лет! И потом..."Полёт" определил в каком-то отношении мою дальнейшую судьбу. Музыка - моя профессия. Это то самое малое, что я могу сказать про значение ШХИПа для меня.

Мне нравится то, что вложила в "Полёт" Т.Е.Селищева. И именно то, что осталось по сей день с того времени, хотя сейчас, к сожалению, многое изменилось. Конечно же, атмосфера, отношение к музыке и к людям (шефы - к подшефным, маленьких ко взрослым...) Воспитание, которое здесь получают хоровики - в полном смысле этого слова. Еще раз повторюсь - самыми ценными, на мой взгляд, здесь навсегда останутся традиции, заведенные Татьяной Евгеньевной, а не нововведения нашего времени... Они все только портят. Портят авторитет школы, ее бессменное имя. Но эти традиции остаются, поэтому "Полет" всегда будет не таким, как другие музыкальные школы. Я бы даже музыкальной школой это не назвала - школой жизни - скорее.

Я безгранично благодарна и счастлива, что мне довелось учиться у этого человека. "Полет" потому и меняется на глазах, поскольку маленькие дети, приходящие на смену выпускникам не знали Селищеву... а значит, не знают, что такое "Полет". В ней всё - сила, лидерство, упорство, вера, терпение, амбициозность... и этого мало. Очень запомнилась как раз последняя строчка из того выпуска Жуковских вестей, стихотворения на первой полосе: "Силища-то, какая улетела..." Кто знал Её - тот поймёт меня, бесспорно. А кто к его великому сожалению не работал с Ней - многое потерял.

Татьяна Попова, выпускница:

 - "Полет" - это "школа жизни" (как говорят многие на последнем звонке). Здесь прошли мои детство и юность. Все хорошее, что во мне развили и воспитали, на 80% сделали именно в "Полете". Позже, учась в институте, нередко вспоминала про хор, про наши поездки за границу и в лагеря. Это было очень счастливое время. С нетерпением ждала встречи с друзьями. А хор выпускников - это возможность снова окунуться в атмосферу того незабываемого детства, оказаться в знакомых классах, где ничего не меняется, разве что на стенах и в шкафах появляются новые награды, заработанные полетовцами уже в те годы, когда я уже выпустилась.

Татьяна Евгеньевна - великий человек. Она очень любила детей, сама создала "Полет", она учила нас. И, конечно, верила в нас. В то, что мы сможем сдать партии, что сможем выступить лучше всех, а позже в то, что мы сможем сохранить "Полет" - дело всей ее жизни…

5. Значение ШХИ «Полет» для города «Жуковского».

В этом году школе «Полет» исполняется 45 лет. Из них 37 лет ее бессменным руководителем, дирижером и концертмейстером была Селищева Татьяна Евгеньевна. Это было делом всей ее жизни, и она отдала себя ему без остатка. Без ее таланта и энергии хор врядли  бы добился мирового признания и крепко вошел в 10 лучших хоров России. Осенью 2001 года школе было присвоено имя Татьяны Евгеньевны.

Можно выделить несколько самых ярких и триумфальных достижений «Полета» :

Ватикан, июль 1993 года. В огромном зале собрались делегации со всего мира, чтобы встретиться с Папой Римским Иоанном Павлом II. Среди них 60 детей из России - концертный хор "Полёт", прибывший на аудиенцию по личному приглашению Папы. По окончании проповеди "Полёт" выходит на сцену. Иоанн Павел II благославляет детей, а они благодарят его своим пением.

Венгрия, июль 1994 года. Международный хоровой конкурс им. Белы Бартока в Дебрецене, самый престижный и жёсткий конкурс Европы. "Полёт" впервые принимает участие в состязании такого ранга. За считанные дни до финала оказывается, что хор не выучил обязательный триптих на венгерском языке - не дошла почта с нотной рассылкой. Остаётся всего два репетиционных дня, нет фортепиано, не хватает партитур. За несколько часов до выхода на сцену "Полёт" только начинает соединять голоса. Исполнение венгерского триптиха "Полётом" признано лучшим. Зал аплодирует стоя. "Полёт" завоевывает вторую премию.

Москва, весна 1996 года. На сцене культурного центра "Меридиан" Жуковский муниципальный симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Сергей Скрипки и лауреат международных конкурсов концертный хор Школы хорового искусства "Полёт". В их исполнении звучит бессмертное творение великого Моцарта - "Реквием". Зал переполнен. Божественная музыка и проникновенное пение детей, идущее от самого сердца никого не оставляет равнодушным.

Кремль, август 1996 года. Торжественная инаугурация первого президента РФ Б.Н. Ельцина. "Ода Президенту" П. Овсянникова и "Славься" Глинки под звон колоколов звучат в исполнении Московского государственного камерного хора Владимира Минина и детского хора "Полёт".

Храм Христа Спасителя, сентябрь 1997 года. У стен возрождённого Храма Христа Спасителя Большой Хоровой Собор: более 2000 поющих, именитые академические хоры, лучшие голоса России сливаются в сводном хоре под аккомпанемент тысячи музыкантов сводного оркестра Министерства обороны. Из тишины рождаются звуки. "Летите, голуби, летите!" - в ночное сентябрьское небо к золотым куполам Храма взмывают сотни детских голосов. Среди них голоса 90 детей из "Полёта".

Финляндия, сентябрь 1999 года. На международный фестиваль "Симпатия", проходящий под эгидой президента Финляндии, приглашены восемь лучших детских хоров мира. Один из них - "Полёт". Десять дней путешествует хор по семи финским городам - от Йонсу до Турку, выступая с сольными концертами.

Сейчас в «Полете» занимается очень много детей абсолютно разных возрастов. Для этого существует несколько ступеней обучения:

  1. «Капелька»- 5 лет (хор, сольфеджио, ритмика)
  2. «Зёрнышко» - 6 лет (хор, сольфеджио, ритмика)
  3. «Ручеёк» - 7 лет (хор, сольфеджио, фортепиано, скрипка, музицирование)
  4. «Солнышко» 8-9 лет (хор, сольфеджио, фортепиано, скрипка, музицирование, вокал)
  5. «Полёт» 10-17 лет (хор, сольфеджио и теория музыки, музыкальная литература, вокал, фортепиано, дирижирование)
  6. «Вдохновение» с 16 лет (хор).

У «Полета» очень богатый репертуар. Он исполняет не только знаменитую всему миру классику, такую как «Requiem» Моцарта, «Stabat Mater» Перголези, «Credo» и «Kyrie» Вивальди, музыкальные сочинения Рахманинова, Свиридова, Танеева, но и музыку современных композиторов. Многие из них с удовольствием предоставляют «Полёту» право первого исполнения своих сочинений, например Михаил Броннер.

И хочется представить несколько мнений детей сейчас, занимающихся в «Полете»:

Онучина Галя, 15 лет, занимается в ШХИ «Полет» 7 лет:

Полет для меня - способ выразить себя. Я очень люблю путешествовать и петь. Занимаюсь я сейчас потому, что для меня пение и Полет- жизнь души. Я очень люблю хор и хочу закончить его с красным дипломом.

К сожалению, о Татьяне Евгеньевне Селищевой я помню хорошо только рассказ учительницы младшего хора, Филатовой Ирины Игоревны. Она рассказывала, как на следующий день после похорон Татьяны Евгеньевны Наталья Константиновна, наш дирижер, читала отрывок, посвященный Селищевой Т.Е. из газеты. Внезапно, прервав чтение, она разрыдалась и в слезах выбежала из класса. Половина хора убежала вслед за ней… А на похороны, проститься с Татьяной Евгеньевной, на площади собралось более половины всего населения города… О ней рассказывают очень много хорошего, но я, к сожалению, мало ее помню.

Игнатова Настя, 15 лет, занимается в ШХИ «Полет» 10 лет:

В Полете, я занимаюсь большую часть своей жизни, и без него я себя уже не смыслю. Полет- это эпоха, эпоха счастья, радости, музыки. Я очень люблю музыку, петь. Полет приучает к взрослой жизни - здесь нет халявы. Из этой школы выходят взрослые образованные люди, сформировавшиеся личности.

Больше все в школе мне нравится та теплота, забота и понимание с которыми учителя Полета относятся к каждому ученику. В Полете поют все. Кто-то лучше, кто-то хуже, но здесь есть принцип: Научим петь любого! Главное, самому захотеть.

Я, к сожалению, сама у Татьяны Евгеньевны не успела поучиться в Полете, но по урокам хора, которые она иногда заменяла у нас в Солнышке, помню, что она была очень строгая и требовательная, но в то же время очень внимательная и отзывчивая. А еще, она была очень общительной и веселой, Дети-ученики ее просто обожали…

Великова Соня, 16 лет, занимается в ШХИ «Полет» 7 лет:

Полет - это замечательный хор, в котором добрые преподаватели, и который дает хорошую начальную музыкальную подготовку. Я хожу в Полет уже 7 лет, и буду продолжать заниматься, даже после выпуска.

Анкетирование. (Опрошено 50 человек)

1) Почему ты сейчас занимаешься в «Полете»?

а) очень нравится самому - 74%

б) заставляют родители - 2%

в) давно занимаешься и жалко бросать - 18%

г) другое хочу, чтобы в семье стало традицией учиться в «Полете»

2) Какой предмет тебе нравится больше всего? (возможно несколько вариантов ответов)

а) хор- 33чел

б) сольфеджио- 7 чел

в) муз. литература- 11 чел

г) вокал *- 6 чел

д.) фортепиано*- 24 чел                               (*-для тех, кто занимается)

е) другое дирижирование

3) С «Полетом» ты больше всего любишь?

а) выступать на концертах - 12 %

б) находиться в поездках - 50%

в) находиться в лагерях - 20 %

г) просто каждое занятие - 18%

4) Благодаря «Полету» ты:

а) познакомился с новыми интересными людьми - 60%

б) научился отлично петь и музицировать – 38%

в) узнал много нового о музыкальном искусстве – 2 %

5) Как ты считаешь, дисциплина в «Полете»:

а) оставляет желать лучшего – 2%

б) все отлично, но очень строго - 48%

г) отличная и особой строгости не требуется - 32%

д) другое отличная, хорошая - 18 %

6) «Полет» для тебя:

 

а) обязательное занятие, которое хоть и не очень хочется, но нужно посещать – 4 %

б) «второй дом» - 52 %

в) интересные поездки, развлечения – 12 %

г) мои друзья - 32 %

7) Что бы тебе хотелось изменить в «Полете»?

-ничего – 30 чел

-дисциплину - 10 чел

-несерьезное отношение некоторых ребят - 4 чел

-больше поездок, лагерей - 4 чел

-сделать занятия короче, но чаще - 3 чел

-репертуар - 3 чел

6. «Силища - то, какая улетела»

Дерзко из дворца

На крыльях песни вскормленной капеллы

В блаженные имения Творца

Вы в чёрном фаэтоне улетели…

О, если б видеть Вам…

Сквозь сон лица,

Как вас качали в грустной колыбели

На лестницах парадного крыльца

Мужские руки – скорбные до бели…

О, Ваши руки-птицы!

На крыло…

Вы ставили птенцов, порхая в звуках!

И вдруг.… Упали крылья - в крест свело –  

Жизнь образно ушла в сердечных муках.  

О, это сердце!

Полное тревог,

Забот, исканий, беглых нервных срывов!

Ты загнано обилием дорог,

Манящих запахом побед и... взрывов...

О, дух... - маэстро Тень!

Ты, знаешь ли,

Что счастливо отлёт в "Дворце-Соборе"?

Журавушки "Полёта" - "Журавли"-

Пропели со слезами горя... в горле.

Запорошат печальные следы

Пуховые июньские метели....

И тополя прошелестят в ночи:

"Силища-то, какая... улетела..."

В. Краснов

«Жуковские вести»

№27 (4 июня 2001г.)

26 июня 2001 года Татьяны Евгеньевны не стало. 28 июня, возле Дворца Культуры собралось очень много жуковчан, детей и взрослых. Они пришли проститься с ней и проводить в последний путь. Весь город знал о ее смерти и скорбел. Но разве может просто исчезнуть такой человек? Разве может без следа раствориться где-то в вечности такая сила и энергия? Нет, едва ли. Татьяна Евгеньевна всю жизнь отдала ученикам «Полета», в каждого она вкладывала частичку своей души и свою любовь. И наверное, благодаря этой жертве, «Полет» до сих пор поднимается все выше и выше к вершинам.

7.Вывод:

Писатели живы, пока их произведения перепечатываются и снова попадают в руки читателей. Художники – пока в их полотнах люди будут разгадывать игру красок, тайны замершей мимики и движений. А Татьяна Евгеньевна – пока хор стройных, звонких, ярких детских голосов, легко устремляясь к самым небесам, уносится в свой бесконечный полет…Разве мало этого для бессмертия?


Поделиться:

Ах эта снежная зима

Медведь и солнце

Щелкунчик

Заколдованная буква

Вода может клеить?