• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа «Коммуникативные и психологические отношения в спортивной команде»

Опубликовано Салахова Гульнара Асгатовна вкл 25.06.2014 - 9:49
Салахова Гульнара Асгатовна
Автор: 
Григорьева Елена Владимировна

Тезисы к работе на тему «Коммуникативные и психологические отношения  в спортивной команде»  

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.

Цель исследования - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.

Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу.

Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболисток.

Гипотеза -  предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:

1) Психологическое наблюдение

 2)Тестирование:

 а) определение психологической атмосферы  в команде          

 б) оценка привлекательности группы;

3.Изучение свойств личности:

 а) определение уровня потребности в достижениях;

б) определение уровня потребности в одобрении;

в) определение уровня тревожности;

г) определение направленности личности;

4. Анкетирование

5. Социометрия

Результаты исследования показали:

- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70б;

- сплоченность и привлекательность команды оценивает­ся большинством игроков высоко.

 На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:

- большинству  характерна средняя потребность в достижениях; 

- потребность в одобрении имеет средний пока­затель;

- характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;

 В результате исследование было выявлено, что тре­неру волейбольной команды, характе­рен коллегиальный  стиль руководства

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-issledovanie.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Елена Владимировна

 «Коммуникативные и психологические отношения  в спортивной команде» (проект-исследование)

Номинация: Физическая культура и спорт.

Учащаяся МАОУ «СОШ № 4», г.Губкинский, ЯНАО

Руководитель учитель физической культуры

Салахова Гульнара Асгатовна  

           «Коммуникативные и психологические отношения  в спортивной команде»     (проект-исследование)

Содержание:

I. Введение

II. Цель, задачи, методы и организация исследований

III. Результаты исследований

IV. Выводы

V. Практические рекомендации

Введение

 Современный спорт, часто предъявляет спортсменам требования, граничащие с их физическими и психическими возможностями, перенапряжение, конфликтные отношения,  "предстартовая лихорадка" - это может создать стрессовые ситуации.  3нание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, возникновения и нормализации конфликтных ситуаций, управление спортивной командой, помогает тренеру сделать более эффективной  деятельность своего коллектива, и важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.

Любое общество состоит из органически единой в социально-политическом отношении системы коллективов, связанных между собой отношениями товарищеского сотрудничества, и взаимопомощи. Особый интерес представляют спортивные коллективы.

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные деловые контакты, которые являются первыми и основными условиями возникновения формальных отношений. По мнению Ю.Л. Ханина,  Дж .Морено,

Ю.А.Коломейцева, М. Г. Андрух , А.И.Пуни  и др. в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходит в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

1.Возникновение потребности и ее осознание.

2.Сравнение и оценка  возможностей, способностей с требованиями той или иной деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей.

3.Формирование мотива поведения,  направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность.

4.Установление связей и контактов с тренером и спортсменами в процессе деятельности, возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.

5.Возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений, формирование неформальных отношений.

II. Цель - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.

Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу МАОУ «СОШ №4» г. Губкинский. Возраст испытуемых 15-17 лет. В исследовании приняли участие 9 человек.

Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболистов.

Гипотеза -  предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболистов позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Задачи данного исследования:

1.Проанализировать психологический климат в женской волейбольной команде.

2.Изучить личностные особенности волейболисток.

3.Определить стиль руководства командой.

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:

1.Анализ и изучение научно-методической литературы по теме: «Значение психологии, как науки в подготовке командных видов спорта».

2. Психологическое наблюдение

3.  Тестирование:

а) определение психологической атмосферы в команде;

б) оценка привлекательности группы;

4.Изучение свойств личности:

 а) определение уровня потребности в достижениях;

б) определение уровня потребности в одобрении;

в) определение уровня тревожности;

г) определение направленности личности;

5. Анкетирование

6. Социометрия

         2.  Психологическое наблюдение велось за спортсменами в естественных условиях тренировочного и соревновательного процесса.

3. Тестирование:

 а) определение психологической атмосферы  в команде        

Использовала простую шкалу – опросник, предложенную Ф.Фидлером, Д. Ханиным, Р. Кричевским, эта шкала служит для срочной диагностики и оценки особенностей восприятия спортсменками общей ситуации в команде. Психологическая атмосфера в команде оценивалась с помощью набора различных суждений.

Примерная форма: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие и т.д.

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивался слева направо от 8 до I баллов. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 10 (самая неблагоприятная атмосфера) до 80 (самая благоприятная атмосфера).

б) оценка привлекательности группы для каждого члена  команды  по индексу групповой сплоченности Сишора . С  помощью этого метода можно получить представление о сплоченности команды.  Этот метод состоит из 5 вопросов. Например:   как вы оценили бы свою принадлежность к команде, перешли бы вы тренироваться в другую команду и т.д.

Итоговый показатель получают, суммируя отдельные оценки. Он может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности).                

4.Изучение свойств личности:

а) Определение уровня потребности в достижениях

Уровень потребности в достижениях - стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения,  соревнование в этом с самим собой или с другими. Тест  разработан в Московском педагогическом институте  им. В. И. Ленина группой  психологов: Ю. М.Орловым, В.И. Шкуркиным, Д.Н.Орловой.  

Анкета содержит 22 вопроса, на которые нужно отвечать "да" или "нет".При обработке полученных данных пользуются специальным "ключом".

б) определение уровня потребности в одобрении

 Определение мотивации одобрения по шкале Марлоу – Крауна,  выявляет:

1.Склонность человека ориентироваться на оценку других и чувствительность к этой оценке.

2.Стремление к положительной оценке  через следование общепринятым нормам поведения.

 в) определение уровня тревожности

 Шкала Спилберга – Ханина,  адаптированная  ЛНИИФК, состоит из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности, состоит из 20 вопросов. Испытуемому предлагается оценить насколько часто он так себя чувствует "обычно" (по 4 - б шкале).Почти никогда – Иногда -  Часто -  Почти всегда

Каждое из суждений в шкале личностной тревожности относительно устойчиво и не подвержено действию ситуативных стрессов.

Подшкала реактивной тревожности состоит также из 20 вопросов, но они позволяют выявить состояние тревожности в данный момент.

  г) определение направленности личности: ориентировочная анкета

Применение ориентировочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера в модификации Каломейцева позволяет выявить 3 вида направленности личности: направленность на самого себя; направленность на взаимные действия; направленность на выполнение задачи.

5. Анкетирование

а) Опросник для определения стиля руководства спортивным коллективом:

  представляет собой 27 групп утверждений, определяющих стиль руководства по 3 компонентам  - директивному,  коллегиальному и либеральному.

б) Шкала "тренер-спортсмен"

Шкала "тренер-спортсмен" предназначена для оперативной качественной и количественной оценки характера отношений спортсменов к своему тренеру. Она состоит из 24 вопросов, с помощью этих вопросов можно достаточно полно оценить 3  параметра в отношениях спортсменов к тренеру: гностический,  эмоциональный,  поведенческий.

6. Метод социометрии

Социальный опрос спортсменов включал в себя следующие вопросы:

1. С  кем Вы предпочитаете работать на тренировке?

 2. Кто с Вами предпочитает работать на тренировке?   

 3  На кого вы можете положиться в критическую  минуту? (в игре)

 4  Кто с вами желает проводить свободное время?

        Первый, второй и третий вопросы помогают выявить деловые отношения между спортсменками. Четвёртый и пятый  вопросы помогают выяснить чисто личностные взаимоотношения. Во время спортивных соревнований также проводился социометрический опрос. После каждой игры спортсменам предстояло ответить на следующие вопросы:

Удовлетворен ли игрок - да,  нет?,С  кем  успешнее всего координировал свои действия?, С кем конфликтовал?.

Анализ ответов на вопросы позволит выявить симпатии и антипатии спортсмена к членам команды,  а также реальную структуру взаимоотношений между членами.

III.Результаты исследований и их результаты.

1. Оценка психологического климата в команде.

 Социограммы  «деловых»  выборов показали следующую картину: 2 испытуемых получили наибольшее количество выборов 1 и 3.  По три выбора получили 5 испытуемых. По одному выбору получили игроки под номером 5 и 7. Наибольшее количество выборов получили  члены команды почти  одинаковые по спортивному опыту и мастерству.

Испытуемые, получившие по одному выбору, имеют недостаточную спортивную подготовку и небольшой объем участия в соревнованиях.

Социограмма «эмоциональных» выборов показала, что 6 волейболисток получила по три,  четыре выбора. Это девушки, между которыми  сложились дружеские отношения. По одному выбору получили игроки под номерами 3, 7, 9. Они меньше участвуют в межличностном общении с товарищами по команде

2. Как же сами спортсменки оценивают психологический климат в команде?

  При изучении психологической атмосферы в команде выявилось, что многие спортсменки оценили атмосферу как благоприятную. Средний показатель 70 баллов,  но в то же время видно,  что удовлетворенность ситуацией в команде у спортсменок неодинакова. Так, например,  итоговые показатели игрока под номером 6(61) и игрока под номером 1,9 или 3(72). Низкую оценку психологического климата игроком номер 6 можно, объяснить неудовлетворенностью в игровой атмосфере.

Кроме психологической атмосферы важно иметь и достаточно четкое представление о сплоченности команды, т.е. о том, в какой мере ценности игроков,  их устремления и представления о путях достижения  общекомандных  целей   и конкретных задач совпадают. Анализ полученных результатов показывает,  что испытуемые высоко оценивают сплоченность и привлекательность команды .

Изучение личностных особенностей волейболисток интересно тем, что позволяет посмотреть на потребности в достижении и одобрении.

Анализ полученных результатов показал, что из 9 испытуемых, 2 имеют высокий уровень потребности в достижениях. У остальных 6 испытуемых потребности в достижениях ниже среднего уровня. Эти показатели говорят о том, что испытуемые совместной работой не стремятся сделать дело лучше.

При анализе результатов определения уровня потребности в одобрении оказалось, что один игрок (3)  имеет уровень ниже среднего, мы предполагаем, что этот испытуемый не склонен ориентироваться на оценку других и не чувствителен к этой оценке. Все остальные 8 спортсменок имеют средний показатель потребности в одобрении,  т.е.  испытывают одинаково потребности в одобрении, более благоприятнее относятся к неинтересной работе,  умеют сдержать свои агрессивные реакции.  Как показали данные, потребность в одобрении и достижениях находятся на среднем и выше среднего уровня. Но и немало игроков с показателями ниже среднего, следовательно, с ними необходима специальная работа по формированию стремления к достижению победы.

3. Изучение уровня тревожности.

Анализ показывает, что имеется зависимость реактивной тревожности на результативности игры, поэтому тренеру необходимо регулировать оптимальное состояние  игроков с высокой  реактивностью тревожностью, ухудшающей результативность,  непосредственно перед игрой необходимо успокаивать, внушать уверенность в своих силах. Для игроков с высоким уровнем тревожности, являющимся для них оптимальным, необходимо стимулировать состояние боевой готовности.

4. Изучение направленности личности.

 Результаты исследования по выявлению направленности личности показали,  что у игроков под номером 1,3,7, 6  - преобладает направленность на себя.  

Лица с направленностью на себя отличаются от других: мотивами собственного благополучия, стремлением к  личному превосходству.

 У игроков под номером 2,4,3,8 выявлена направленность на взаимные действия. Эти спортсмены,  как правило,  уступают давлению группы, не принимают на себя руководства,  стремятся поддержать хорошие отношения с товарищами и отличаются потребностью в общении. И лишь единственный игрок под номером 9 выявляется с направленностью на выполнение задачи. Отличается преобладанием мотивов,  связанных с достижением групповой поставленной цели. При необходимости берет в свои руки руководство.    

 Полученные данные говорят о благоприятных условиях для тренировочно-соревновательной деятельности в команде.

5. Определение стиля руководства.

В моих исследованиях я попыталась  определить стиль руководства по 3 компонентам  - директивному,  коллегиальному и либеральному.

Анализ анкеты показывает,  что тренеру исследуемой команды характерен коллегиальный стиль руководства.

 С  помощью специальной анкеты я сделала попытку оценить характер отношений спортсменок своему тренеру. Данная анкета позволяет выявить три параметра в отношениях спортсменов к тренеру: гностический, эмоциональный, поведенческий.

Анализ  полученных данных показывает,  что спортсменки высоко оценили все параметры деятельности тренера, что позволяет говорить о благоприятном контакте между тренером и спортсменками.

IV. Выводы:

1. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности.

2.Результаты исследования показали:

- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70 баллов;

- сплоченность и привлекательность команды оценивается большинством игроков высоко.

 2. На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:

- большинству из них характерна средняя потребность в достижениях;  

- потребность в одобрении имеет также средний показатель;

- для многих спортсменок характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;

3. В результате исследование было выявлено, что тренеру женской волейбольной команды, характерен коллегиальный  стиль руководства

V.Практические  рекомендации:

Оценивая в целом психологический климат, как благоприятный, необходимо рекомендовать тренеру:

1.Тренер должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие социально–психологический климат спортивной команды, в межличностном общении в команде, включая их в неформальную сферу общения. Они должна стать обязательными участниками совместного досуга, развлечений внутригрупповой жизни.

 2.Проводить специальную работу с игроками, имеющими низкий уровень потребности в достижениях.

3.Формировать адекватный уровень реактивной тревожности в соревновательный период.

Тезисы к работе на тему «Коммуникативные и психологические отношения  в спортивной команде» (проект-исследование)

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд.

Цель исследования - изучение факторов, определяющих психологический климат в женской волейбольной команде.

Объект исследования - система межличностных отношений в спортивной команде девушек по волейболу.

Предметом исследования являются особенности проявления межличностных отношений в процессе подготовки волейболисток.

Гипотеза -  предполагаю, что изучение особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы:

1) Психологическое наблюдение

 2)Тестирование:

 а) определение психологической атмосферы  в команде        

 б) оценка привлекательности группы;

3.Изучение свойств личности:

 а) определение уровня потребности в достижениях;

б) определение уровня потребности в одобрении;

в) определение уровня тревожности;

г) определение направленности личности;

4. Анкетирование

5. Социометрия

Результаты исследования показали:

- средняя оценка благоприятной психологической атмосферы составляет 70б;

- сплоченность и привлекательность команды оценивается большинством игроков высоко.

 На основании анализа личностных особенностей спортсменок выявлено:

- большинству  характерна средняя потребность в достижениях;  

- потребность в одобрении имеет средний показатель;

- характерен высокий уровень направленности на себя и взаимные действия;

 В результате исследование было выявлено, что тренеру волейбольной команды, характерен коллегиальный  стиль руководства


Поделиться:

Рисуем крокусы акварелью

Ручей и камень

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Пейзаж

Мастер-класс "Корзиночка"